Наш опыт с ребенком в храме
Вскоре после рождения Маруси священник
нашего храма отец Игорь предложил приехать к нам и крестить
ее дома. Купелью стала детская ванночка, которую мы
поставили в углу перед домашними иконами. Марусе тогда было
всего 12 дней. А на сороковой день мы уже вместе причащались
и с того момента стали носить ее в храм регулярно,
практически каждое воскресенье.
Первые 6-7 месяцев проблем не было вообще
никаких. Утром она ела грудь, потом мы ехали на раннюю
Литургию (обычно к началу). Всю службу она спала,
просыпалась перед причастием, покорно открывала ротик и
опять засыпала. Иногда рассматривала потолок и иконы; почти
никогда не плакала, кроме тех периодов, когда резались
зубки.
Потом стало сложнее. После того как она
пошла (в 9 месяцев), проблемы-то и начались. Устоять на
месте она не могла, всё хватала ручками, шумела. На руках
крутилась и вырывалась. Мы стали ходить к середине службы.
Потихоньку она привыкла. Но всё же продолжала трогать
подсвечники, норовила вытащить цветы из ваз и залезть на
солею. Особенно сильно ее интересовали ступеньки.
До полутора лет я кормила ее перед службой
грудью. Потом перестала, но она спокойно выдерживала
интервал в 2-2,5 часа между едой и Причастием. Сразу после
принятия Святых Тайн она, конечно же, съедала просфору, а
после прикладывания к кресту ела хлебушек или творожок.
Но чем Маруся становилась старше, тем
беспокойнее она себя вела. И теперь мы обычно приходим к
Херувимской. Держим ее за руку, стоим несколько минут
довольно смирно. Потом начинается активное движение: Маша
ходит по всему храму (хорошо если молящихся мало),
рассматривает других детишек. Это, может быть, и
неправильно, но удержать ее на месте невозможно: начинается
хныканье, а потом плач. Иногда она самостоятельно крестится
и прикладывается к иконам, до которых может дотянуться (если
икона высоко, то целует прямо стену). Часто я беру ее на
руки и пытаюсь вместе с ней приложиться, тихонечко объясняя,
какой святой изображен на иконе. Но это ей не очень
нравится, она всё хочет делать сама. То же касается и
свечек. К сожалению, общение со святыней у нее в итоге
превращается в игру: свечу по десять раз зажигает и гасит,
вставляет то в один подсвечник, то в другой. Как и
полагается, все "словесные увещевания" встречает в штыки.
Где-то через полчаса Маша устает и начинает
капризничать. Здесь есть два выхода: пойти на улицу или
взять ее на руки. Летом в загородных храмах мы выходим
"погулять". (Бывает, что обратно к Причастию ее не заведешь,
она уже не хочет, ей веселее баловаться). А в Москве дальше
ступенек идти и некуда, приходится носить на руках и уговаривать.
Но чаще всего упоминание о Святых Тайнах
действует на дочку благотворно, она с радостью спешит к
амвону. Видит, что другие детки стоят, и ведет себя также.
Аккуратно складывает ручки и во все глаза смотрит на
батюшку, называет свое имя и открывает рот.
Однако после причастия чувство голода уже
довольно сильно ее мучает. Сначала она требует просфору, а
потом еще чего-нибудь. Не поевши к кресту часто идти не
очень-то хочет, иногда отворачивается. Бывают, правда,
редкие случаи, когда она вполне спокойно отстаивает
полслужбы, а то и всю. И даже с радостью, охотно поет вместе
со всеми "Верую" и "Отче наш" (а бывает и наоборот,
озорничает: орет эти молитвы во всю глотку и не в такт).
Одно время мы думали, что стоит приезжать
точно к причастию, чтобы Маша не мешала прихожанам своим
неспокойным поведением, но у нас это так и не получилось. В
Москве еще можно подгадать (в пределах 10-15 минут), а
загородом, на больших приходах, где много исповедников и
причастников и всего один батюшка, служба начинается и
заканчивается в самое разное время. Поэтому пока мы
придерживаемся этого варианта.
Мне все время кажется, что дочка более
спокойно и заинтересованно вела бы себя на службе, если бы
больше знала о святых, о смысле Богослужения. Но объяснить
это своими словами у меня не получается, она просто
перестает слушать. На мой взгляд, нам не хватает книг для
православных малышей. Для деток постарше литературы вроде бы
много. А вот для маленьких - нет. Им нужны сказки и стишки с
большими картинками, яркие и несложные. Может это не всем
нужно, но вот наша дочка очень любит книжки. В прошлом году
мы купили ей православную азбуку. Буквами она не особенно
интересовалась, а картинки и стишки ей нравились. Какое-то
время она даже вспоминала их в храме и лучше себя вела:
больше спрашивала про иконы, про Бога и ангелов, меньше
бегала. Но потом книжка надоела. (Я считаю, что стишки там,
мягко говоря, не самого высоко качества). И все вернулось на
круги своя. В общем, сейчас мы стоим перед вопросом, как
привить ребенку интерес к храму, к службе и научить ее
правильно себя вести. Это оказалось очень непросто. Надеемся
на помощь Божью.
Вера Песня
Страничка православной матери
|