Подростки. Самая трудная тема – любовь
Как объяснить подростку смысл обрядов?
Как говорить с ним о посте? Когда родителям стоит жестко
проявить свою волю? Что отталкивает детей от храма? Об
этом и о многом другом мы разговариваем с игуменом Агафангелом Белых, преподавателем Белгородской
миссионерской духовной семинарии.
– Какая, по-вашему, самая трудная тема в
общении с подростками?
– Лично для меня самой сложной темой
была, наверное, тема обязательности для верующего
человека исполнения заповедей. Это касается и отношений
супружеских, плотских и прочих. Ведь понятие
нравственности молодыми не понимается правильно, оно
совершенно размыто.
А заповеди? Они тоже не действуют. Сама
тема построения своей жизни по каким-то правилам
–сложная тема. Как, впрочем, и тема любви. Сколько раз
замечал – в разных аудиториях, когда начинаешь говорить
о том, что любовь это, прежде всего, жертвенное
служение, наталкиваешься на непонимание. Это для них
является открытием.
Вот, согнали с 4-й пары молодежь – поп
пришел. Ты им говоришь: будем о любви говорить. Смотришь
– вроде, оживились. Но когда начинаешь говорить, что
любовь – это, прежде всего, готовность до смерти
послужить другому, понимаешь, что это вне их
мировоззрения. И это печально. Ведь любовь – это
ключевое слово для Евангелия, для нашей жизни здесь
определяющее. И если мы этого не будем осознавать и
понимать, то все остальное – лагеря летние, концерты,
журналы – бессмысленно.
– Подростки часто воспринимают
богослужения, как некий бессмысленный обряд. Говорят
родителям: что вы ходите туда, зачем совершаете какие-то
бессмысленные действия ...
– Думаю, особо удачным может быть
следующий подход. Прежде всего, необходимо, чтобы
человек мог осознанно исповедоваться – с пониманием
того, что каждый его поступок, в котором он кается,
каждое его слово ставит барьер между ним и Богом, между
ним и Царством Небесным. А исповедь – это тоже
богослужение, Таинство, потому что это невидимое
действие благодати Божией. И оно, как и Литургия,
совершается у нас – так, у греков – иначе, в Африке
совсем по-другому. Но это та же самая литургия, то же
самое Тело Христово, которое люди принимают везде. Если
родители смогут подняться над вот таким узким
отношением, не зацикливаясь на внешнем и сумев все
правильно и доступно объяснить детям, это принесет свои
плоды, и такие вопросы будут задаваться все реже.
– Если молодые люди все-таки приходят в
храм, то зачастую смущаются, когда видят какие-то
непонятные им действия, совершаемые прихожанами –
поклоны, например. Человеку со стороны кажется, что если
он сейчас не поклонится так же, не встанет туда же, то
все – случится что-то страшное. Как ему себя вести?
– Прежде всего, надо для себя определить
два основополагающих принципа. Первое: не мешать
остальным. Второе: смотреть, как это делают все, и
стараться делать так же.
– А если он не хочет на колени
становиться? Он не переступил еще внутри себя какую-то
такую грань, и не может это сделать вместе со всеми...
– Если он не может встать на колени, то
зачем ему это делать? Не нужно смущаться, что все стоят
на коленях, а он нет – ничего страшного. Пусть себе
тихонечко стоит в таком месте храма, где его видит
меньше народу, и молится, как умеет... Вдруг кто-то
впадет в грех осуждения: кто-то что-то скажет. Господь
видит все наши помыслы – и желания, и смущения, и
недоумения, и робость, и все остальное. Поэтому главное
– стараться ходить перед Богом с душой открытой, и все.
Это самое главное.
– То есть можно сказать: если ты не
хочешь, ты можешь не участвовать, можешь просто постоять
в сторонке?
– Да. Стой, молись, как умеешь.
– Родители до определенного момента
руководят практически всей жизнью детей: сделай уроки,
убери у себя в комнате, потом иди гулять. В каком-то
возрасте это делать уже нельзя, когда нужно дать ребенку
возможность стать самостоятельным?
– Во-первых, такое руководство, конечно,
необходимо. То, что заложено, будет в самом начале жизни
для ребенка, те отношения с родителями и послушание им,
это останется на всю жизнь. Ведь тот, кто не имеет
послушания своим родителям, не может иметь послушания
Богу. А мы забываем об этом постоянно. Нужно так строить
отношения с ребенком с самого раннего возраста, чтобы
понимание было, уважение, любовь. Но не без строгости.
Другое дело, что в какой-то период
начинаются возрастные изменения, когда меняется
отношение ко всему и вся. Хотя, оказывается, так бывает
не у всех. Однажды я беседовал с одним моим знакомым
священником на тему молодежи. Именно о том, что в 15-16
лет отрицают все. А он сказал мне: "Нет, батюшка, я
этого не знаю, у меня такого не было. У нас семеро
детей, мы жили хорошо, но такого не было!"
Уверен, что нам необходимо уважать
личность в ребенке. Ему важно признание. Ему важно, что
к нему относятся уже не как к маленькому, и мы можем
просить осознанного движения навстречу нашим желаниям.
– А если, например, ребенок уходит из
школы, родители могут надавить и сказать: нет, доучись?
– Иногда, думаю, можно и надавить – в
том, что касается базового образования, обучения. Есть
не так много вещей, которые очень важно сделать.
Родители несут ответственность за детей до их
совершеннолетия и перед Богом, и перед законом. Хотя
уточню – не надавить, а жестко предъявить свою позицию.
– Пример: девочка предъявила родителям
требование обеспечить ей Интернет круглосуточно, и
заявила, что в школу ходить не будет...
– Понятно, раньше же все давали, а
теперь – что?.. Строить отношения уже поздно на каком-то
здравом смысле.
Мы очень сильно потерялись сейчас.
Хорошо бы понять, что если мы последние 10 лет как-то не
так себя вели, то за ближайшие 2 недели это не исправим.
Вспомним Марию Египетскую, сколько лет она жила в грехе
и сколько потом подвизалась в пустыне. Так же и в этом
вопросе. Нам нужно настроиться, что и дальше придется с
этим жить, но жить, пытаясь многое исправить. И прежде
всего на Бога положиться.
– То есть родителям нужно исправляться в
первую очередь, а потом уже что-то требовать от детей?
– А как же! Да, конечно. Чтобы что-то
отдать, нужно что-то иметь, а чтобы иметь, нужно это
приобрести.
– Вот подросток воцерковился или процесс
воцерковления уже идет. Но родители хотят, чтобы он
быстрее начал "поститься – молиться – слушать радио
Радонеж". Начинают давить на него: пошли с нами в храм –
сегодня же воскресенье, не кушай сосиски – сегодня же
среда...
– Как часто мои знакомые сетуют: "Что ж
такое творится! Саша, Маша, кто там у нас еще, опять
пропустили службу воскресную... Как жить дальше?" Прежде
всего, давайте не забывать о том, что если Саше-Маше,
скажем, не 10 лет, а 16-17, то это человек, который в
той или иной степени уже отвечает за свои поступки. В 18
уже доверяют автомат взять в руки.
Вопрос другой. Сейчас выросло поколение
детей, родившихся в начале девяностых, т.е. в период
возрождения церковной жизни. Многие с детства с
папой-мамой ходили в храм, учились в воскресных школах.
А сейчас им по 18 лет, и их нет в храмах. Почему? Они
выросли, и им открылся весь мир с его соблазнами. Должно
пройти время, чтобы они вернулись в храм. Ведь у нас,
взрослых, тоже был период открытия своей веры и Церкви.
Пускай даже путем какой-то ломки себя, своих
представлений. И мы знаем, что процесс воцерковления
длительный. Начинается переоценка ценностей. Господь им
открывается в таинствах, в молитве. Когда подросток все
это имел с детства, как данность некоторую, ему трудно
это оценить. Входя в этот мир с возрастом, он все больше
и больше открывает какие-то другие ценности, с которыми
ему надо что-то сравнивать. Поэтому отход здесь, может
быть, даже неизбежен.
Я бы советовал в этом случае дать
какое-то время человеку почувствовать свое безбожие.
Душа-то все равно будет болеть, она будет проситься
обратно. Из-за протестного мышления какая-то часть
подростков перестанет регулярно появляться на
богослужениях, поститься, молиться и все прочее. И
здесь, повторюсь, очень важно не давить! Невольник – не
молитвенник. Молиться, конечно, за человека необходимо.
Но очень важно, чтобы подросток понимал, знал и видел –
родители переживают, но уважают его выбор. Нужно дать
ему вот эту пустыню почувствовать.
– Как быть, если ребенок спрашивает,
почему именно столько раз нужно вставать на колени?
Почему столько читать молитв? Почему не минус один или
плюс один?
– Можно по-разному отвечать. Например,
первое, самое главное: такова традиция, усвоенная тем
обществом людей, которое верует во Христа и идет с Ним
ко спасению. И я доверяю вот этим людям.
Мы можем молиться с воздетыми руками и
безмолвно пребывать в духе Истины, но если у нас такая
мысль начнется на самой первой стадии хождения в храм,
это будет чистой воды прелесть, ложное духовное делание.
Будет неверно, неправильно. Поэтому давайте сначала
будем пользоваться традицией тех людей, которые опытно
постигли правильное молитвенное делание. А оно, прежде
всего, должно начаться с внешних каких-то действий,
жестов и знаков, во-вторых, с соблюдения условленного
уже порядка слов и предложений, которые были кем-то
когда-то написаны. И чтобы молитвы вдохновили, мы должны
обязательно добавить свои слова, чтобы у нас не было
бессмысленного повторения, потому что Церковь живет
Духом и смыслом. Вот так, поупражнявшись в таком виде
молитвы, мы с вами можем потихонечку и дальше двигаться.
Ведь если человек захочет научиться
водить машину, он не сядет сразу за руль и не поедет. Он
сначала выучит правила, составленные другими людьми.
Затем обратится к авторитетному наставнику, который
покажет, как сцепление выжимать, скорость переключать и
проч. И только потом будет сам ездить, как захочет.
Такая вот метафора.
– Бывает, что родители пытаются все же
заставить недавно воцерковленного ребенка поститься хоть
как-то. Нам часто приходят письма с вопросом – можно ли
ребенка подталкивать к посту или это должно быть только
его решение?
– Я думаю, это должно быть чисто его
решение. Мне кажется, что для поста важно не какое-то
там строгое выполнение предписаний пищевых, а
сознательное стремление к очищению себя от какой-то
страсти, от греха и, как следствие этого, ограничение
себя в чем-то. Допустим, в интернете, в играх, в
телевизоре. Ну, и может быть в каких-то вкусностях тоже.
Но главное, конечно же, чтобы это было сделано
осознанно.
Если для ребенка 10-12 лет, когда с ним
вся семья постится, это может вообще пройти
незамеченным, то для подростка 15-17 лет, который имеет
свое мнение, это уже должно быть свое решение, решение
осознанное. "Вася, ты собрался причащаться, ты должен
приготовиться и молитвенно и телесно" – чтоб он все это
понимал. Давить нельзя, нужно четко обозначать свое
мнение.
– А как молодым людям объяснять цель
поста?
– Поскольку у молодежи всегда завышенная
самооценка (точнее, такие колебания – от завышенной до
всех комплексов, которые есть) – конечно, как
самосовершенствование, как улучшение себя, как личности.
Я постигаю Бога, Господь хочет видеть нас такими белыми
и пушистыми. И пост – такое специальное время, когда мы
можем сугубо постараться и сделать себя чуточку белыми и
слегка пушистыми. Для этого нам нужна вера в Бога,
доверие Ему и личное усилие воли. А оно как раз
реализуется через ограничение себя в каких-то
удовольствиях, которые нас обычно наполняют.
– Отец Агафангел, а что может оттолкнуть
юношей и девушек от храма, кроме этого болезненного
перехода от детской веры к взрослой?
– Ригоризм. Отсутствие любви во внешнем.
Когда по нам не видно, что мы христиане – нет в нас
света. Отсутствие любви между нами, христианами
современными. Некая зашоренность политическими
проблемами.
А еще молодому человеку всегда хочется
ощущать себя частью чего-то. Даже когда его отторжение
от семьи, от родителей бывает в пользу коллектива
сверстников, для него важно ощущать себя частью чего-то
большого, для него авторитетного. То, что молодой
человек не может себя ощутить частью Церкви, это, мне
кажется, один из главных факторов, который отторгает его
от храма.
Агафангел Белых, игумен
Православие и мир - 20.01.2010.
|