Может ли Церковь молиться за самоубийц?
"По какому-то недоразумению и совершенно
ошибочно, вопрос этот некоторыми считается у нас как бы до
сих пор не имеющим определенного решения в нашей
Православной Церкви или признается таким вопросом, который
должен подлежать обсуждению и пересмотру со стороны
церковной власти" (Свят. Феофан. Советы правосл. христ.).
Церковная иерархия, как и вся полнота нашей
Церкви, руководствуется канонами или Правилами св.
Апостолов, Вселенских и Поместных соборов. Соблюдением их
соблюдается и чистота Православия и сохраняется в
Православии истина. Потому Св. Церковь и есть "столп и
утверждение истины", как говорит Апостол Павел (I Тим. III,
15). Этими Правилами направляется к благочестию жизнь и
каждого христианина, и всего общества православных христиан.
Св. Церковь погрешать не может. А она
считает самоубийц отлученными от общения и, значит,
лишенными надежды на спасение. Почему же Церковь так строго
относится к людям, по вере православным христианам, когда
они насильственно лишают себя жизни?
Крещенный христианин, налагающий на себя
убийственную руку, вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и
как Искупителя. Такое боговраждебное действие - плод неверия
и противление Божественной воле. Господь дал жизнь, а
самоубийца кощунственно отвергает этот дар. Самоубийца, по
выражению святоотеческому, духовный потомок Иуды предателя.
Бог Милосердный по Своей благости создал
человека и вдунул в него Дух Свой, предназначив создание
Свое для вечной жизни. Во время грехопадения прародителей в
раю, Бог не отнял у человека Духа Своего, духа вечности; дал
ему временное испытание на земле и, наказав временною
смертью, обещал по неизреченной любви к творению Своему
послать Спасителя - Единородного Сына Своего. Обещал, что
после достойного жительства здесь на земле и чрез веру в
Спасителя, человек будет наследником вечной жизни блаженного
пребывания со своим Творцом. Вот он - замысел Божий о
человеке, вот она - цель жизни земной для христианина -
вечная, блаженная жизнь за гробом. Земная жизнь его есть
место подвигов по указанию веры, а за гробом - место праведного воздаяния.
Одна из главных причин самоубийства -
ослабление веры или даже неверие в загробную жизнь человека.
Жизнь человека, потерявшего или даже на время забывшего эту
веру, воистину несчастна и подвержена всяким бедам и
опасностям. "Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие
человека неестественно, немыслимо и невыносимо", -
справедливо говорит Достоевский (Дневн. писателя). Итак,
прежде всего неверие приводит к самоубийству, затем -
поведение в жизни. Распущенность нравов увеличивает число
самоубийц. Пороки, грехи тяжкие обыкновенно рождают уныние,
скорбь и тяготу с подавленностью духа. Бывают и такие
легкомысленные люди, что лишают себя жизни по самым пустым
причинам: по самолюбию, по страсти к славе, по нежеланию
подвергнуться стыду, по обманутым надеждам и другим причинам
весьма невысокого достоинства.
Какие бы ни существовали причины
самоубийства, только одно признается оправдывающим - лишение жизни в сумасшествии.
Во всех других случаях оно считается тяжким
грехом без надежды на прощение и на страшном суде Христовом.
Вот определения Святой Церкви о самоубийцах:
"О таковом не подобает быти приношение", т.е. не должно быть
бескровной жертвы, ни поминовения, говорится в правилах
церковных (Тимофея Александрийского Правило 14). Если его
родственники и будут уверять священника, что он поднял руки
в сумасшествии, священник "должен со всяким тщанием
испытывати" - справедливо ли это уверение. Иначе священник
сам "подпадает осуждению" (то же Правило).
Номоканон, Пр. 178: "Аще убиет сам себе
человек, ни поют над ним (значит: не совершают чин
погребения), ниже поминают его". Да и одно то
обстоятельство, что он перешел в загробную жизнь без
примирения с Церковью, что умер не исповедавшись и не
причастившись Св. Таин Христовых, уже составляет достаточное
основание для того, чтобы отказать ему в отпевании и
поминовении; потому что по 13 правилу I Вселенского собора
каждый пред смертью своею должен быть напутствуем исповедью
и Св. Причащением. Самоубийца же остается без напутствования
этими Таинствами не по каким-либо посторонним причинам, а по
своему произволению. Да! Церковь отказывает намеренному
самоубийце в отпевании и поминовении по справедливости! С
этой целью - убедить недоумевающих в их неправильном взгляде
на нашу Православную Церковь - будто бы она непременно
обязана руководиться во всех отношениях к людям только одним
чувством любви, пишет угодник Божий Святитель Феофан:
"Любовь всем законам и добродетелям, не только евангельским,
но и человеческим, гражданским, есть основа; следовательно,
всякое действие, согласное с законом, согласно и с любовью,
и всякая оценка действия, сообразная с законом, или
правосудная, сообразна и с любовью. Но любовь выше и шире
закона. Есть действия любви, не определяемые законом
положительным, и они нимало не противозаконны; но действия,
определяемые законом и не исполняемые лицом подзаконным,
СУТЬ БЕЗЗАКОННЫ И ЛЮБВИ ПРОТИВНЫ, хотя бы они клонились ко
благу кого-либо... Если судья оправдает виновного против
закона или наградит недостойного награды, то хотя и доброе,
по-видимому, окажет дело виновному и недостойному, но больше
сделает зла, чем добра, НАРУШИВ ЛЮБОВЬ К ОБЩЕМУ БЛАГУ,
власти и правилам. (Недаром говорится: "И на милость разум
нужен"). Хвалится, скажете, милость на суде... Милость
должна сретаться с истиною. Не лучше ли всего решает этот
спорный вопрос Крест Христов? Какая бесконечно великая там
любовь, а вместе - какое бесконечно великое правосудие!".
Св. Церковь и между скоропостижно умершими
отыскивает таких, которым могла бы помочь, как и помогает
своею молитвою. Например: опившиеся от вина, конечно,
самоубийцы, если они долго и много пили. Но так как эти люди
все же не желали себе смерти и не употребляли орудий к
самоубийству, то Церковь во имя любви христианской и в
надежде на милосердие Божие дозволяет их родственникам
поминать их (Указ Свят. Синода 26.1.1848 г.).
Что же касается самоубийцы намеренного, он
совершенно отрекся от Бога, Премилосердного и Всемогущего и
вместе с тем отверг высшую силу, которая могла бы спасти
его, но без которой и ни один из самых праведников не
спасается, которой название: благодать Божия. Самоубийца сам
себя лишил времени или срока для покаяния, произвольно
прекратив свою жизнь. А кто отходит отсюда злым и
нераскаянным, не может получить прощение.
Мы веруем и исповедуем, что "несть греха
превосходящего милосердие Божие". Есть один только грез
непростительный - это нераскаянность, грех, в котором не
было принесено покаяние. Самоубийца, лишая себя жизни, не
имеет возможности принести покаяние в этом тяжком грехе,
нераскаянным и непрощенным переходит он в загробную жизнь, с
грехом хулы на Духа Святаго. Дух Святой - Жизнодавец, все
животворящий, всему дающий жизнь. Самоубийца по своей воле
прекращает жизнь свою, показывая противление воле Божией,
замыслу Божию о нем - являет непослушание, гордость, неверие и
малодушие.
Епископ Феофан, Святитель богомудрый, по
этому поводу пишет: "Спрашиваете, можно ли молиться за
самоубийц? ЦЕРКОВЬ НЕ ВЕЛИТ, как же сыны и дщери будут
молиться?.. Тут проглядывает покушение показать, что мы
милосерднее Церкви и Самого Бога... Церковь есть живой союз
всех верующих, кои все, сочетаваясь во едино под единою
Главою Христом Господом, составляют единое тело. Составляют
ее верующие - живые и умершие. Отшедшие отсюда нераскаянными
остаются вне ея и вне Господа Спасителя, Главы ея... О
самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном
грехе, не разрешенном, не очищенном покаянием".
Святитель Петр (Могила), Патриарх Адриан (в
Указных ст. Правило 24, 698 г.) и многие святитель всех
времен, обращая свой голос к священникам, которых прежде
всего просят родственники совершить отпевание и молитвы о
самоубийцах, взывают:
"О иерей! О самоубийцах сказал Христос в
Евангелии, когда говорит: "Кто будет хулить Духа Святаго,
тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному
осуждению..." (Мк. 3:28).
Церковь заповедала и утвердила не совершать молитв о самоубийцах.
Помни, иерей: всю силу зла направляет сатана
на тех, кто совершает поминовение самоубийц. Им пользы
никакой, а тебе великий вред. Ты ли милосерднее Бога? Что же
на деле свидетельствуешь это, молишь Господа и самой
молитвой говоришь: вот я милосерднее Тебя. Ложное
милосердие. И за это Бог попускает диаволу возобладать и
душой твоей и телом".
Поэтому каждый священник должен знать, что
"согласно церковным правилам чин погребения над самоубийцей
может быть совершен только в случае невменяемости погибшего
- лишение жизни в сумасшествии, о чем должно
свидетельствовать медицинское заключение". И потому
священнослужители не должны посылать мирян (родственников
самоубийц) к правящему архиерею за получением разрешения на
отпевание самоубийц. Ведь соборно Апостольская Церковь дала
определение по этому вопросу, и епископ в единственном лице
не может решить вопрос об отпевании и поминании самоубийцы,
потому что это решение будет против соборного голоса Св.
Церкви, против правил церковных. Сами же иереи обстоятельно
и доходчиво должны объяснять причину - почему не может быть
совершено ни погребение самоубийц, ни церковное поминовение о них.
Самоубийства слишком участились за последнее
время. Они приняли характер какой-то эпидемии. Чтобы
бороться со злом, надо усвоить себе правильный взгляд на его
характер. Этому весьма поможет голос пастырей церкви.
Георгий Северин, протоиерей
Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП
Выбери жизнь со Христом!
"Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)
"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего,
слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…"
(Втор. 30:19-20)
|