Страшная участь самоубийцы. Ответы на вопросы
- Отчего происходят самоубийства?
- Самая главная причина самоубийств -
языческий взгляд на жизнь, мнение, будто человек после
смерти больше не существует, будто смерть для него -
уничтожение. Считают, что животное, умирая, пропадает
навсегда, так и все человечество, вся видимая природа
некогда исчезнут безвозвратно, почему не стоит и для
человечества или в пользу потомства приносить какие-либо
труды или приношения. Престарелый или несовершеннолетний,
мужчина или женщина, ученый или неграмотный, князь или
сторож лишают себя жизни, находясь в полном уме и сознании.
Но будьте уверены, все эти лица ужаснулись бы и мысли о
самоубийстве, если бы в них была вера в загробную жизнь,
если бы они по Слову Божию и святоотеческому учению ясно
представляли себе Страшный Суд Христов и вечную муку
грешников. Только при наличии этой причины все другие
причины к самоубийству получают свою силу. Неверием
собственно объясняются и такие загадочные самоубийства, к
которым по-видимому не было никаких причин - ни нужд, ни
долгов, ни пьянства, ни угнетений. Неверующий в бессмертие
души не дорожит своей жизнью на этом свете, потому что не
видит в ней высшего смысла и значения: это жизнь, по его
мнению, только "животная". Верующий человек и на этом свете
живет большею частью долговечно, благодаря своему
воздержанию, и за гробом ожидает себе нескончаемой вечности.
Между тем он дорожит каждым днем своей жизни и любит жизнь,
почему же? Потому именно, что жизнь для него имеет смысл
высший - в каждом дне он видит приготовительный срок к вечности.
- Но некоторые, решаясь на самоубийство от чьих-либо угнетений, может быть, хотят этим
самым отомстить своим угнетателям?
- Если так, то остается подивиться
безумному пожертвованию этих людей своей жизнью на досаду
другим! Враги их будут жить, а они простятся с белым светом.
Врагам их, пусть вполне виновным в их самоубийстве, пусть
это будут действительно самые жестокосердые и развращенные
люди, еще остается время покаяться пред Богом и очистить
себя от грехов какими-либо страданиями в жизни, а они сами
добровольно отказываются от срока для покаяния. Они-то
навеки уже погибают. Наконец, крайне неосновательно
страдалец считает и последующие свои годы безотрадными. Нет,
не все еще для него погибло, не все еще радости в жизни для
него закрыты. Богодухновенный Давид уверяет: на мгновение
гнев Бога, на всю жизнь благоволение Его; вечерам
водворяется плач, а на утро радость (Пс. 29, 6). В воле
Божией изменить обстоятельства нашей жизни, по-видимому уже непоправимые.
- Что можно сказать о тех людях,
которые, совершив преступление под гнетом своей совести
поднимают на себя руки?
- Без сомнения, в самоубийстве этих
людей нет ни содействия суду, который бы должен был казнить
их (хоть и не смертною казнью), ни искреннего самоосуждения
и смирения пред другими, ни богоугодного раскаяния. Эти люди
только подражатели Иудину отчаянию. Но и сам Иуда не был ли
бы прощен, если бы припал к ногам Спасителя на Тайной Вечери
и сказал: "Я согрешил, я допустил страшнейший грех?" Пусть
он уже продал неповинную кровь: но Господь Спаситель и
проданную им кровь готов был принести, и действительно,
принес в жертву за грехи целого мира, в том числе и за него.
Так точно и ныне каждый из самых тяжких преступников, пусть
совесть говорила бы ему, что он уже не достоин жизни, мог бы
быть помилован милосердым Богом. К чему же его отчаяние?
Напротив, жестокость мучений его совести - самый сильный
урок против отчаяния. Он должен был бы рассудить здесь с
собой так: "Если и в настоящей жизни совесть столь жестоко
меня мучает, что не рад я существованию на свете, не еще ли
сильнее мучения совести постигнут меня в будущем веке? Но
там уже никаким оружием не в силах я буду лишить себя жизни.
Итак, зачем же мне решаться теперь на самоубийство?.. Лучше
уж обращусь к милосердому Богу и буду молить Его о прощении.
- Можно ли полностью оправдать
самоубийство повреждением разума, иначе говоря, сумасшествием?
- Всего более оправдывают нынешних
самоубийц помешательством, как бы слагают вину
насильственной их смерти на Самого Творца, будто бы
наделившего их болезненным состоянием мозга и нервов.
Всевышний Боже! Можно ли помыслить о Тебе, чтоб Ты,
всеправедный и премилосердый, пожелал кому-либо из людей
дойти до такого страшного преступления, как самоубийство!
Нет, Господь и в природу животных вложил чувство
самосохранения. Видим мы, что и ни одно животное не
бросается в пропасть, где через минуту обретет смерть, не
заходит в глубокую реку, где может утонуть. Напротив, каждое
животное - от насекомого до зверя - борется за свою жизнь,
старается убежать от тех и даже повредить тем, которые хотят
убить его. Стало быть самоубийца в настоящем случае хуже
животного. - Известны еще между людьми слабоумные от
природы, люди с недоразвитым мозгом, так называемые
"идиоты". Но разве и эти не берегут своей жизни?
- Однако иногда человек, помешавшийся
рассудком, теряет врожденное ему чувство самосохранения.
Отчего же увеличились ныне случаи сумасшествия?
- Есть великое зло в современной жизни,
это - торопливость жить. Люди нынешнего века, так сказать,
бичом погоняют себя жить. Какое ни возьмите занятие -
ремесло, торговлю, любую должность или науку - всюду увидите
крайнюю напряженность сил, прибавление к одному делу,
которым и можно было бы довольствоваться для существования,
еще другого и третьего дела, не просто борьбу за
существование, но искание себе гораздо большего, чем требуют
личное положение и трудовая жизнь? Тому, кто еще не знаком с
этой лихорадочной торопливостью нынешних людей жить,
достаточно пробыть один только будний день в каком-нибудь
большом городе. И - вот он будет удивлен, зачем это люди так
бегут, точно гора на их головы валится. Постоянные же жители
города уже довольны подобной толкотней, но отчего? Не в силу
здравого рассуждения и сознания, что такова должна быть
жизнь человека, а только вследствие собственной возбужденности.
При этом мы встречаемся еще с новой особенностью в занятиях
нынешних деловых людей. Нынешние дельцы не так распределяют
свои занятия, чтоб были им промежутки отдохнуть, но большей
частью выполняют всю работу в один прием. После трудов,
конечно, желателен отдых. Но в чем они, обыкновенно,
полагают свой отдых? Совсем не в том, чего требуют
благоразумие, здоровье и Господь Бог. Например, не в
спокойном созерцании красот природы, не в прогулках на
открытом воздухе, не в тишине своей семьи, тем более - не в
том, чтоб в праздничный день сходить к заутрени и обедне.
Неустанная их работа с раннего утра и до вечера, может быть
иной раз даже без обеда, в свою очередь и отдыха требуют
такого, который бы соответствовал возбужденному их
состоянию, то есть взывают их к удовольствиям затейливым, бурным и острым.
Итак, что ж мудреного, что многие из нынешних людей,
столько извращая для себя порядок жизни, указываемый
природой, создав для себя головные и сердечные боли,
испытывая так называемую "утомленность сердца", в заключение
всего и приходят к сумасшествию! Конечно, в нынешних
умопомешательствах, как затем и в самоубийствах, надобно
обвинять так, а не иначе, сложившуюся общественную жизнь, Но
ведь в воле каждого человека или жить по законам природы или
же дерзко насиловать эти законы, следовать той дорогой в
жизни, которую указывает нам Господь в Святом Писании и
пример которой оставили нам святые Божий, или же идти за
массой широким путем.
- Как судит самоубийцу Церковь?
- "О таковом не подобает быти
приношение", т.е. не должно быть поминовения, говорится в
правилах церковных. Если его родственники и будут уверять
священника, что он поднял на себя руки в сумасшествии:
священник должен "со всяким тщанием испытывати", справедливо
ли это уверение. Иначе священник сам подпадает осуждению. В
номоканоне при большом требнике сказано: "аще убиет сам себе
человек, ни поют над ним, ниже поминают его". Да и одно то
обстоятельство, что он перешел в загробную жизнь без
примирения с Церковью, что умер ни исповедавшись и ни
причастившись Святых Тайн, уже составляет достаточное
основание для того, чтоб отказать ему в отпевании и
поминовении. Но Церковь примет в свои материнские объятия
тех из самых намеренных самоубийц, кто, не успев вдруг
лишить себя жизни, одумается и прибегнет чрез нее ко Христу,
искупителю грешников. Она удостоит этого человека всех
Таинств, которых удостаиваются прочие в смертельных
болезнях: исповеди, приобщения и елеопомазания. В отношении же к самоубийцам, которые совсем отреклись от
Церкви, и ей остается одно: отречься от них.
- Как можно оказаться виновным в чьем-либо самоубийстве?
- Тяжелая ответственность пред
Богом за самоубийцу падает на тех, которые видели его в
состоянии отчаяния, и ничем не помогли ему: ни деньгами, ни
советом, ни защитой. Так поступили первосвященники иудейские
с предателем Иудой. Когда предатель, мучимый совестью,
обратился к ним, чтоб найти у них помощь, они бессердечно
ответили ему презрением.
Пусть иной человек, выражающий в отчаянии угрозу убить себя,
и не возбуждает к себе сострадания, потому что сделался уже
противен всем. Любовь христианская не дозволяет нам
отступаться и от самых отчаянных людей, которые притом
желают, чтоб мы "не вмешивались в их жизнь". Кто может
сказать наверное, что наши усилия помочь им, не увенчаются в
конце концов успехом?
В значительной степени принимают на себя вину чужого
самоубийства те люди, которые оправдывают самоубийц и
называют их героями, относят к их самоубийству благородные
побуждения или же говорят о ком-либо из них: "Иначе ему (в
том положении, каким самоубийца был застигнут) и нельзя было
поступить..." В особенности самоубийства усиливались (как
знаем из истории), когда их принимали под свою защиту наука
и законодательство. Для примера можно привести древнюю
языческую философию и законоположения некоторых нынешних
государств. Да, чем снисходительнее древние философы
начинали смотреть на самоубийства, тем более число их
увеличивалось. Наконец, надо щадить от испуга, угроз и
других потрясений людей с неустойчивой психикой, пугливых,
эмоционально подвижных, чтобы какой-либо жестокостью не
толкнуть их к преступной мысли о самоубийстве.
- Итак, почему же все возрастает
теперь число самоубийств?
- Самоубийства имеют силу духовной
нравственной заразы: иногда в одном и том же месте подряд
повторяется несколько покушений на самоубийство, подобно
тому, как в больничной палате истерических женщин стоит
только одной закричать, и все будут повторять то же. Кроме
того, все чаще в современной жизни мы лишаем себя
спокойствия духа и, так сказать, отравляем свое
существование крайнею озабоченностью внешним
благосостоянием, и отсюда - паникой. Мы боимся ныне
всевозможных бедствий. Есть такие, которые приходят в дрожь
от каждой грозы, от каждой пожарной тревоги, от каждого
малого стука ночью, так что и не спят. Другие напрасно
подозревают в себе болезнь, от которой будто бы будет им
мгновенная смерть; некоторые, находясь в многолюдном
собрании, каждый раз представляют себе, что вот тут случится
пожар или обрушится потолок, а в безлюдном месте опять
боятся остаться одни, не смеют и пройти безлюдным местом. А
как много ныне таких, которые при малейшем поводе выходят из
себя, чуть не болеют, если не исполняется какое-нибудь их
желание! Пугливость и нетерпеливость этого рода овладевают
ныне даже целыми массами людей вроде какой-то эпидемии. Что
же за причины чрезмерной боязливости нашей, и пред частыми и
общими какими-либо бедами? Это именно - возбужденное
состояние во всех, крайняя напряженность нервов, нервная
слабость, а главное - упадок веры и страха Божия и отсюда
отсутствие преданности воле Божией. Так и возрастает ныне
число душевнобольных, которые все в высшей степени нервны, и
овладевает многими отчаяние до самоубийства.
Евгений Попов, протоиерей
Из книги: Страшная участь самоубийцы. - Пермь, 1886.
Азбука веры
Выбери жизнь со Христом!
"Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)
"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего,
слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…"
(Втор. 30:19-20)
|