Содом и Гоморра приезжают в Иерусалим
Как тут соблюсти гражданские свободы и не оскорбить религиозные чувства граждан?
Иногда религиозным людям бывает трудно
достичь консенсуса даже с собственными единоверцами, не говоря
уже о представителях иных конфессий. Однако есть темы, способные
объединить даже непримиримых противников. Например, первый
международный гей-парад ("Парад гордости"), который
представители сексуальных меньшинств намерены провести в этом
году в Иерусалиме. Забыв о многочисленных распрях и конфликтах,
иудеи, христиане и мусульмане решили действовать "заедин", дабы
этот парад не состоялся.
Видимым проявлением единства религиозных
противников гей-парада стали плакаты, недавно появившиеся на
городских стенах Иерусалима. На плакатах изображены
священнослужители трех религий, призывающие горожан решительно
выступить против планируемого парада. Одновременно в интернете
была вывешена
петиция на иврите, английском и арабском языках, требующая
запретить парад, поскольку он "серьезно подрывает вековой
иудейский характер города и те ценности, которые являются
священными как для иудеев, так и для остального мира".
Разумеется, одними плакатами и петициями
противники парада не ограничиваются. Так, четвертого июля партия
"Яхадут ха-Тора" ("Еврейство Торы"), представляющая интересы
ультра-ортодоксального ашкеназского еврейства, заявила о
намерении
вынести на рассмотрение Кнессета вотум недоверия правительству
в связи с решением о проведении в Иерусалиме международного
"Парада гордости" сексуальных меньшинств. Распоряжение об этом
выдал раввин Шалом Йосеф Эльяшив, духовный лидер партии и один
из крупнейших религиозных авторитетов ультра-ортодоксального
мира. Одновременно с этим Кнессет получил
обращение пятидесяти религиозных лидеров, требующих не
допустить проведения парада в Иерусалиме.
Иерусалимский городской глава Ури
Луполянский является ультра-ортодоксальным евреем, и, надо
полагать, совершенно не сочувствует идее гей-парада. Однако
противники шествия решили, что лучше "перестраховаться", и
потому оказывают на мэра мощнейшее давление. Причем не только
изнутри, но и извне. Так, 3 июля с ним встретился папский нунций
в Израиле архиепископ Антонио Франко. В ходе беседы
представитель Ватикана
выразил обеспокоенность планами проведения гей-парада в
Священном Городе. По словам Франко, Католическая Церковь
выступает категорически против проведения подобного мероприятия
в городе, священном для трех основных религий Земли.
В случае если политическое давление не даст
желаемых результатов, противники парада планируют организацию
массовых акций протеста. Заявляя, что планируется исключительно
"мирный протест", они весьма прозрачно намекают, что ситуация в
любой момент может выйти из-под контроля. При этом основные
надежды возлагаются на мусульман.
По словам Менахема Фромана, раввина из поселения Ткоа,
"ужасные вещи, свидетелями которых мы стали после публикации в
европейских газетах известных карикатур на Мухаммеда, покажутся
пустяком в сравнении с мусульманскими выступлениями в связи с
гей-парадом по улицам Иерусалима". Аналогичным образом
высказывается шейх Ибрагим Сарсур, депутат Кнессета от
Исламского движения. По его словам, проведение гей-парада в
Иерусалиме может спровоцировать гораздо большие беспорядки,
нежели те, что были вызваны публикацией карикатур.
Впрочем, даже если арабы и не выйдут на бой
с секс-меньшинствами, в Иерусалиме найдутся и другие горячие
головы. Во время местного иерусалимского парада 2005 года его
участники подверглись нападению молодого ультра-ортодокса,
ранившего ножом несколько человек (суд приговорил его к 12 годам
тюремного заключения за попытку убийства и к выплате 150 тысяч
шекелей в качестве компенсации пострадавшим).
Реакция верующих вполне объяснима и
предсказуема. И дело тут не только в том, что гомосексуализм
является тяжким грехом и для иудеев, и для христиан, и для
мусульман. Дело еще и в особом статусе, который имеет Иерусалим
в глазах представителей трех вышеупомянутых религий. Для евреев,
христиан и мусульман Иерусалим – Святой Город, в котором
расположены главнейшие религиозные святыни: Стена Плача,
Храмовая Гора, Храм Гроба, мечеть Аль-Акса, могилы Давида и
Самуила... Поэтому гей-парад в Иерусалиме является для многих
верующих не просто нарушение божественной заповеди или
общественной морали, но, прежде всего, осквернением Святого Города.
Эти настроения прекрасно
сформулировал Ахмед Кадан, представитель мусульманской
общины в МВД: "если парад в Иерусалиме состоится, Всевышний
совершит то, что совершил в Содоме и Гоморре. Устраивайте свой
парад в любом другом месте, но я прошу, только не в Иерусалиме".
Итак, чувства верующих понять легко. Однако
одновременно достаточно трудно представить, каким образом
государство, считающее себя демократическим, может запретить
проведение подобного парада – просто потому базовый пакет
демократических прав и свобод включает, как известно, право на
проведение демонстраций и шествий. Причем этим правом обладает
не только большинство, но и представители различных меньшинств,
в том числе и тех, чья позиция подавляющую часть общества
раздражает, не запрещенные законом и не нарушающие закон
(например, представители радикальных партий и группировок).
Поэтому если запретить сегодня гей-парад, то завтра по этой же
логике можно точно так же запретить любую религиозную
демонстрацию, как "раздражающую светское большинство".
Разумеется, оскорблять национальные или
религиозные чувства в цивилизованном обществе тоже нельзя.
Однако и здесь далеко не все так однозначно, как утверждают
противники парада. Ибо "меньшинства" обещают не ходить в святых
местах евреев, христиан или мусульман, или даже просто в
религиозных кварталах. Маршрут парада, если он состоится,
пройдет исключительно по светским районам города. Но все равно
это будет "гей-парад в Иерусалиме"…
Нужно еще учесть, что Тора содержит много
других запретов, нарушение которых также "оскорбляет религиозные
чувства" и "нарушает святость города". Поэтому если сегодня
запретить гей-парад, то завтра, по той же логике, придется
закрыть в Иерусалиме некошерные магазины, запретить движение
машин по субботам и не выпускать на улицу девушек в мини-юбках.
Не только религиозные, но и многие светские
израильтяне считают идею проведение парада именно в Иерусалиме
неумной и безвкусной провокацией, которая в результате принесет
секс-меньшинствам больше вреда, чем пользы. Однако от подобных
ошибок не застрахован никто. В истории многих партий и движений
можно найти примеры, когда устроенный ими митинг или шествия
приносил вреда, а не пользу. Демократическое общество не может
лишать организаторов гей-парада права на ошибку.
Судя по всему, данной логики придерживался
и израильский суд, в который организаторы гей-парада обратились
в связи с противодействием городских властей. Суд Иерусалима
обязал власти разрешить проведение парада. "Городу
непозволительно проявлять дискриминацию по отношению к любым
представителям общества из-за того, что городским властям не
нравятся взгляды или сексуальная ориентация тех или иных групп
общества", – говорится в решении суда.
Впрочем, последняя точка в споре об
иерусалимском гей-параде еще не поставлена. Руководство
израильской полиции склоняется к тому, что не сможет обеспечить
безопасность парада в Иерусалиме, и поэтому шествие должно быть
либо отменено, либо перенесено в другой город. Так что не
исключено, что, как это не уже раз случалось в истории, сила в
очередной раз восторжествует над формальным правом.
Евгений Левин
Портал-Credo.Ru - 11.07.2006.
|