О гомосексуализме
Есть ли у вас какое-нибудь мнение о причине
гомосексуализма? Есть ли у вас опыт помощи и реабилитации?
Встречались ли вам случаи исцеления, чтобы пол и сознание
совпали?
Гомосексуализм многими описывается как
болезнь и потому представляется явлением неизбывным. Должен
сказать, что я с этим не могу согласиться. Гомосексуализм -
ненормальность, то есть это, конечно, болезненное состояние.
Оно может стать грехом, если делается уже деятельностью по
отношению к другим мужчинам и активным отвращением к
женщинам, но, насколько мне известно, физического,
физиологического основания у гомосексуализма нет. В одной из
психиатрических клиник Лондона было сделано очень вдумчивое
исследование этого вопроса, и заключение было таково:
гомосексуализм является либо психическим расстройством - я к
этому вернусь через мгновение, - либо греховностью в смысле
разврата.
Как психологическая расстроенность он может
объясняться различно. Есть причины, о которых у нас еще нет
ясного представления. Но часто бывает, что человек делается
тем, что на русском языке называют мужеложником, потому что
в течение всего своего детства он был под гнетом или
любовной заботой матери или какой-нибудь женщины, которая
заменяла ему в жизни мать, и в результате у него получился
страх, отвращение, ужас ко всему женскому.
Началось это тогда, когда он не мог еще
думать ни о том, что он под гнетом, ни о том, что не все
женщины - по образцу гнетущей его. Но это уже вкрапливается
в его психику, в его сознание, так что он не может от этого
отделаться. У него рождаются страх, и отвращение, и
отчуждение от всего женского, от всякой женщины. И так как в
нем есть естественное половое побуждение, то он его обращает
к себе подобным. С этим он может бороться либо может
поддаться. Если он поддается этому влечению, с точки зрения
Церкви он согрешает. Об этом ясно говорит и апостол Павел
(напр., 1 Кор. 6:9), и церковные каноны, это несовместимо с
тем, чтобы себя называть христианином. Речь не идет,
конечно, о том, что в человеке могут быть те или другие
побуждения, если он с ними борется. Тогда это делается такой
же проблемой, какая бывает у любого человека, мужчины или
женщины, у кого есть сильное влечение к другому полу, но
который на основании своей веры или просто по внутреннему
сознанию своего достоинства и чистоты этому влечению не
поддается. Если человек поддается такому влечению по
отношению к людям иного пола, мужчины по отношению к
женщинам и наоборот, то он осуждается не за влечение, а за
действие; грех делается грехом не когда в тебе есть
побуждение и ты с ним борешься, а тогда, когда ты ему
поддаешься.
В этом отношении в житиях святых у нас есть
замечательный пример разницы между Божиим судом над
побуждением и над действием. Был священник, монах; каждый
раз, когда он крестил женщину, в нем поднималась целая буря.
Он стал молиться своему святому, Иоанну Крестителю, чтобы
тот его освободил от этой греховной бури. И святой Иоанн
Креститель ему явился и сказал: "Я могу умолить Бога, чтобы
Он тебя освободил от этого, но тогда ты потеряешь венец
мученичества. Продолжай бороться с этим влечением, никогда
не поддавайся. Пока ты не поддашься, это в тебе борьба со
злом во имя Христа. Если я тебя освобожу, ты уже не будешь
борцом за Христа".
По отношению к мужеложеству мы должны
принять такое положение: это или психическая ненормальность,
или греховность, сознательно принятая, разврат. И в том, и в
другом случае, если это влечение становится действием, то
подлежит церковному наказанию и отлучению. Было время, когда
борьба с этими побуждениями была облегчена тем, что эти
побуждения были окружены неодобрением общества и запретом со
стороны законов не только церковных, но и гражданских.
Теперь же, когда гражданские законы не восстают против
мужеложства, гомосексуализма, каждый человек должен взять
на себя полную ответственность за свое отношение к этим
фактам и, если нужно, восстать против мнения других людей.
Но это требование встает не только по отношению к
мужеложству, оно встает по отношению к целому ряду
вопросов, перед которыми стоит христианин в нехристианском
обществе или в гниющем христианском обществе, что тоже надо
принять в учет.
И конечно, я должен прибавить к уже
сказанному, что особенную греховность, особенное уродство
надо усматривать в людях, соблазняющих не только своих
ровесников, которые могут им ответить отпором, иногда даже
физическим отпором, но и детей, которые не знают, что от них
ожидают, и могут быть вовлечены в эту стихию мрака и зла,
воображая, что их ведут взрослые люди, знающие, как надо
жить, - тогда как те не только не знают, как надо жить им,
но еще совращают и других.
Антоний Сурожский, митрополит
Из книги: "Тело и материя в духовной жизни"
Миссионер Дона
|