Ревностный и обманутый: Однажды я сбился с пути
Наш Господь Иисус сказал: "Если
пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и
познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.
8:31-32). Этот стих по-прежнему звучит в моих ушах,
когда я вспоминаю о событиях, произошедших с мной 10 лет
назад.
Все началось с того, что один друг
поделился со мной Евангелием. Хотя моя семья всегда
ходила в церковь, в возрасте 18 лет я отрекся от
христианства. Когда Джефф рассказал мне о прощении
грехов, я ответил: "Отстань". Но несколько недель спустя
я пришел на собрание, где изучали Библию, и Дух Святой
вложил веру в мое сердце. Я покаялся и уверовал в
Евангелие; в возрасте 21 года для меня началась новая
жизнь. Движение "Народ Иисуса" (Jesus People) тогда
находилось в самом расцвете, и я наслаждался
неформальной обстановкой собраний, когда все сидели на
полу, пели песни и изучали Библию. Я ходил в разные
церкви, но чувствовал, что все они мертвы, и что в них
нет Иисуса. Подобно многим своим сверстникам, я
отличался бунтарским нравом и не доверял никакой
организации, руководимой благополучными взрослыми
обывателями. Движимый искренним желанием найти Иисуса, я
не мог понять, почему другие не испытывают того же
энтузиазма. С таким отношением к жизни и недостатком
знания Библии я был легкой добычей для ложных учений.
Уитнесс Ли (Witness Lee), основатель секты
"Поместная Церковь Уитнесса Ли"
Однажды вечером я зашел домой к своему
другу-христианину, к которому как раз пришли какие-то
необычные гости. Это были молодые, "горящие"
проповедники из организации под названием "Дети Бога".
Они считали, что христианам не следует заниматься
обычной работой, и что нужно отказаться от всего: от
работы, от дома, от семьи, от имущества - чтобы
проповедовать на улицах.
Я без колебаний оставил свою работу и
уже готовился отправиться вместе с этими молодыми
уличными проповедниками в Даллас, штат Техас, где
находился один из их центров. К счастью, несколько
преданных друзей-христиан, к которым я зашел перед
отъездом, уговорили меня не ехать, тем самым помешав мне
стать культистом (по крайней мере, в тот момент). Но
меня все еще сжигало неутолимое желание служить Иисусу
всем сердцем - к тому же, теперь я был безработным.
Еще один из моих друзей, Рэнди,
пригласил меня поехать вместе с ним в Экрон, штат Огайо,
чтобы познакомиться с другой полной энтузиазма
организацией. Итак, я вновь собрал свои пожитки и
пустился в дорогу. На этот раз меня никто не удержал.
Я никогда не забуду своего первого
знакомства с этой организацией. Во время собрания они
громко пели, выкрикивали стихи из Писания, плясали и
один за другим давали сильные свидетельства о том, что
для них значит Иисус. Я видел старых и молодых людей,
черные, белые и восточные лица. Я немедленно
присоединился к пению и восклицаниям. В глубине души я
ощущал какие-то смутные сомнения, но мои чувства уже
оказались в плену. Любовь, единство и накал эмоций,
царившие на собрании, захлестнули меня. Я говорил себе:
вот люди, которые действительно любят Иисуса и не боятся
это показать. Тем же вечером, после собрания, Рэнди
представил меня многим из присутствовавших. Они сразу же
проявили ко мне огромный интерес и участие. Я попросил
разрешения провести у них неделю или две в виде
испытательного срока, и меня поселили в огромном
двухквартирном доме, в котором уже жили около 10 членов
группы. Они разрешили мне жить с ними, пока я не решу,
стоит ли к ним присоединиться.
Никто не принуждал меня вступать в
группу. Да это было и ни к чему. Я и так уже созрел.
Эта организация известна под именем
"Поместной Церкви". Если бы такая группа находилась в
Сент-Луисе, она называлась бы "Церковью в Сент-Луисе".
Приходы называются по именам городов, в которых они
расположены. Организацией руководит престарелый китаец
Уитнесс Ли, который привез это движение в Америку в
начале 1960-х годов. Основателем движения в Китае был
соработник Ли, которого звали Вочман Ни. Когда к власти
в стране пришли коммунисты, Ли бежал на Тайвань, а Ни
остался и умер в тюрьме после почти 20-летнего
заключения.
В первые десять лет своего существования
движение держалось в рамках христианского
"фундаментализма". Его члены верили в то, что Библия
есть Слово Божие. Они верили в то, что Иисус искупил
Своей кровью грехи мира, в Воскресение, во Второе
Пришествие Иисуса и в необходимость веры во Христа для
спасения. Однако вскоре по прибытии в Америку, Ли
изменил некоторые учения. Он утверждает, что по дороге в
Америку уронил свои учения в Тихий океан и нашел новый путь.
Основанием учения Ли является его
понимание Троицы. Ли проповедует "модализм" - учение,
смысл которого сводится к тому, что есть один Бог,
последовательно проявляющий Себя в трех "формах" или
"этапах". Одна из аналогий, к которым прибегает Ли,
говорит, что до Христа Бог был подобен "зернам пшеницы".
При воплощении зерна пшеницы превратились в "муку".
Наконец, когда Христос вернулся на Небеса, Бог стал
"буханкой хлеба", т.е. Святым Духом. Это противоречит
историческим Символам Веры, например Афанасьевскому,
который утверждает, что Бог являет Себя как три Личности
в единой сущности. Учение Ли стирает различие между
Лицами Божества.
Учение Ли о Личности Христа также
противоречит историческому христианству. Ли учит, что
при воплощении в Иисусе "смешались" божественная и
человеческая природа. Определение Халкидонского Собора
утверждает, что две природы Христа составляют одну
Личность, но не смешиваются и существуют независимо друг
от друга. Однако Ли превращает божественную природу в
нечто меньшее, чем Бог, но большее, чем человек, а
человеческую природу - в нечто большее, чем человек, но
меньшее, чем Бог. Ли создает новое существо,
Богочеловека.
По учению Ли, Божье намерение состоит в
том, что человек, ради своего "спасения", должен
"смешаться" с Богом таким же образом, как с Ним
"смешался" Христос. Для этого человек должен в
буквальном смысле призывать имя Иисуса. Произнося имя
Иисуса вслух, человек становится верующим и может начать
процесс смешивания с Богом.
Ли предлагает простой метод, при помощи
которого человек может смешаться с Богом. Этот метод
состоит в призывании имени Господнего и молитвочтении.
Под призыванием имени Господа понимается многократное
воспевание имени Иисуса во время личных молитв и
совместных богослужений. Использование разума не
поощряется; мысли следует блокировать. Мне удавалось так
делать по 15 минут и более. "Молитвочтение"
подразумевает чтение Библии вслух и многократное
повторение одного и того же стиха с акцентом на разные
слова. Молитвочтение также совершается лично и в
группах. Как и в первом случае, рекомендуется не думать,
а делать.
Ли называет это занятие "упражнением
духа" или "пищей и питьем в Господе". Поскольку Ли
проповедует, что человек становится тем, что он ест,
верующий питается Христом и, таким образом, смешивается
с Богом. Цель этого процесса - избавиться от собственной
эгоистичной жизни и преобразиться в новое творение,
Богочеловека.
Надо отметить, что все это Ли считает
необязательным, если человек хочет лишь попасть на
Небеса, но Ли не считает это полным спасением. Он
утверждает, что немногие избранные ("остаток") получат
нечто иное. Тот, кто в достаточной мере смешался с
Богом, будет "победителем" и проведет 1000 лет со
Христом, в то время как несмешавшиеся верующие останутся
в могилах до завершения Тысячелетия. Ли говорит, что
люди, в принципе, могут стать "победителями" и вне его
организации, однако это маловероятно. Таким образом,
если человек хочет получить полноту Божьего спасения,
единственный путь лежит через организацию Ли и его
метод.
Кроме того, стержнем вероучения Ли
является послушание и власть. Члены движения должны без
вопросов подчиняться учениям и указаниям Ли. Мне
говорили, что я должен подчиниться, даже если указания
будут идти вразрез с Божьим Словом. Это не будет
ошибкой, поскольку Бог оценит мое послушание
руководству.
Все церкви, находящиеся вне его
контроля, Ли называет "сатанинским христианством". Он
уверяет членов своего движения, что все за пределами
Поместной Церкви обмануты. Если кто-то уходит из
движения, он вряд ли сможет вести христианскую жизнь.
Мне рассказывали о людях, которые оставили Поместную
Церковь, вследствие чего их жизнь превратилась в хаос.
Это создавало еще большую психологическую привязанность
к группе. Посторонних опасались, поскольку каждый из них
мог стремиться увести кого-то из движения.
Ревностное следование учениям Ли помогло
мне достичь ответственных должностей. Шесть месяцев
спустя я уже возглавлял дом для неженатых мужчин. Я с
горячностью вербовал новые души и никогда не пропускал
ни одного из 4-6 собраний в неделю, которые мне
следовало посещать. Выходные были отданы поиску
новообращенных, а праздники - поездкам на конференции,
проходившие в разных местах. Эти требования, вдобавок к
40-часам работы в неделю, не оставляли мне свободного
времени и были очень утомительны.
Члены Поместной Церкви ведут
полуобщинный образ жизни. У них есть частная
собственность, однако в движении поощряется сильное
чувство общности и предоставление материальных благ в
пользование друг другу. Как только человек вступает в
организацию, все его основные нужды удовлетворяются, и
он получает возможность лучше подчиняться руководству.
Я помню, как почти 100 человек были
переселены из Калифорнии в штат Вирджиния, чтобы
образовать там новую группу. Организация заботилась об
этих людях до тех пор, пока они не устроились на новом
месте. Подобные переезды - в порядке вещей. Каждый год
руководители просят какое-то число верующих переехать в
другой город. Некоторые соглашаются, а некоторые
вызываются добровольцами. Предполагается, что человек
должен менять место жительства каждые несколько лет.
На Рождество 1972 года я оказался перед
выбором: ехать ли мне домой, к родителям, или
отправляться на конференцию в Детройт. Неписаный закон
движения гласит, что ты должен забыть о родителях и
полностью посвятить себя делу. Я помню, как плакала моя
мама, когда я позвонил и сказал, что второй год подряд
не приеду домой на Рождество. Я отправился в Детройт и
провел там еще одну бурную неделю в пении, восклицаниях
и обучении.
Но, по Провидению Божьему, этот очевидно
неправильный выбор стал поворотным пунктом в моей жизни
и в моем посвящении Богу. Человек средних лет
проповедовал о покаянном и открытом сердце царя Давида
перед Богом. Учитель призывал нас к такому же отношению.
Конечно, учитель имел в виду, что мы должны с
готовностью принимать учение Поместной Церкви и делать
то, что нам указывают ее руководители. Но Господь
употребил слова этого человека во благо.
С той конференции я вернулся другим
человеком. Я по-прежнему был очень предан движению и
даже не думал о том, чтобы уйти. Но я был полон
решимости позволить Писанию говорить ко мне и хотел
покаяться в каждой части моей жизни, которая не была
согласна с Писанием. Эта новая сердечная перемена,
которую произвел во мне Святой Дух, впоследствии и
привела меня к уходу из организации.
В течение следующих шести месяцев я
продолжал с жаром участвовать в делах движения. Я стал
одним из учителей в молодежной группе - мы слушали
аудиозаписи лекций Уитнесса Ли, которые присылались из
штаб-квартиры в Лос-Анджелесе, и пересказывали их
содержание во время учебных занятий.
Я слушал эти кассеты, но одновременно
стал проводить больше времени в личном изучении Слова. Я
вставал рано утром, чтобы молиться, читать и искать
Господа. Я начал сомневаться в том, чему был научен. Я
увидел, что должен слушаться Бога более, нежели
человека, и что, вопреки словам Ли, мой разум сам по
себе не является злом, и Бог хочет обновить и
использовать его. Практика молитвочтения и воспевания
имени показалась мне странной в свете Писания, которое
раскрывало Божье отношение к разуму и учило правильно им
пользоваться. Одним апрельским утром - тогда я жил в
Кливленде - я ушел из Поместной Церкви. В следующие две
недели я почти дошел до сумасшествия. Я страдал и
мучился от страха и усталости, я не знал, что мне
делать, но вооружился обещанием, что Господь - мой
Пастырь, и что Он никогда меня не оставит.
Местные жители помогли мне, приведя к
большой старой церкви, в которой было служение для людей
моего возраста. Я посетил несколько собраний, которые
носили столь же неформальный характер, как и те, что я
посещал в прошлом.
Как-то вечером молодой человек прочел
вслух Римлянам 5:1, подчеркнув, что мир с Богом возможен
только по Его благодати. Никакие наши попытки быть
угодными Ему не принесут мира. Эти слова сказали мне
все. Я тщетно пытался угодить Богу и добиться Его
одобрения. По моим щекам текли слезы. Наконец я обрел
мир в благодати Божией.
Это свидетельство было впервые
опубликовано в журнале The Lutheran Witness в августе
1982 г. Переведено на русский язык и опубликовано с
разрешения автора в "Вестнике" № 7. Автор статьи
придерживается точки зрения, что Поместную Церковь не
следует считать культом.
Артур М. Кейси
Центр апологетических исследований, г. Санкт-Петербург
|