Община Виссариона: Сумерки в "городе
солнца"
"Виссарион Христос" живет в Красноярском
крае на горе Сухая. Последователи стараются почаще
выбираться из деревень внизу и подниматься к нему на
"гору" в "город солнца". Наш корреспондент отправился
вместе с ними в "паломничество"
Гора - это что-то вроде монастыря для
людей из виссарионовских деревень. "Что я давно на горе
не был" - может сказать последователь, подразумевая, что
духовная жизнь у него не ладится. Выбраться не так
просто - нужно отнять два дня у домашнего хозяйства и
потратить около 500 рублей на продуктовый набор (его
передают принимающей стороне взамен съеденного).
"Литургийная машина" - грузовик с надписью "star" на
радиаторе - уходит из Петропавловки каждую субботу днем.
В кузов строго по списку согласованному с горой
набивается около 40 человек. Машина идет два часа, потом
еще примерно столько же пешком в гору. И наконец вот он
- "Город солнца"
Как уживается община Виссариона с
православными, читайте в статье "Община Виссариона: Храм поперек горла"
Паломники в "Город солнца" входят строго
через арку. Арка украшена надписью "прими надежду всяк
сюда входящий". Каждый, кто входит совершает поклон.
Массивная арка несоразмерна домишкам, в которых живут
сами "горцы"
На территории города запрещено курить,
пить и есть "убойную пищу". Дело в том что "горцы"
стремятся сохранить в городе особое
"энергоинформационное поле", которое создают Виссарион и
образ жизни горцев
Но до того как попасть к вратам,
придется пройти через КПП, на котором строгий юноша
спросит - из какой деревни вы прибыли и как вас зовут.
Если вы журналист, то одному по городу вам ходить
нельзя, с вами всегда будет сопровождающий.
В центре города алтарь, последователи
называют это место "природным храмом" или храмом под
открытым небом. Вместо стен кустарник, в центре столб,
напоминающая языческого истукана. Здесь молятся с
одинаковой радостью как "матушке Марии" так и "земле
матушке"
"Сотворим круг", - говорит
присутствующим священник. Люди берутся за руки и
вырабатывают любовь: "Да будет свет и мир небесам. Да
будет свет и мир деревам. Да будет свет и мир всем живым
существам"
Начало "литургии". Паломники собираются
у столба, жрецы звонят в колокола. В полной тишине люди
стоят с закрытыми глазами и представляют себе, что они
"сливаются с учителем".
Ритуальное омовение
Когда все по возможности сольются, можно
начинать восхождение к алтарю земли, который стоит на
горе над городом"Священник" объясняет, что подъем
является частью богослужения, и попросит соблюдать
порядок и тишину. Периодически процессия останавливается
и поет так называемые "псалмы" собственного сочинения
"Летящий голубь мира из наших сердец он облетает землю,
созывая всех, кто верит в сказку, в чудо, кто любит
Христа". Или "Мне сегодня солнце светит и светло так на
душе, потому что день волшебный, я с волшебником в душе
...Потому что я с тобой, Учитель, потому что всех люблю"
Непонятно, зачем последователям нужны
еще какие-то практики. Многие и так считают что всех
любят, и, как поется в псалмах, соединились с
"волшебником", "поверили в сказку" и теперь нужно
ретранслировать произведенную "положительную энергию" по
всему миру.
Когда люди подходят почти к самой
вершине, наверху бьют в колокола. Мелодия не похожа на
то, что звучит в православных храмах. Звон потусторонний
и печальный, как долгие гудки парохода, заблудившегося в
тумане
Наверху дует пронизывающий ветер.
Окрестность как на ладони, видны облака тумана над
болотами
Сознание перестает воспринимать
произносимый текст как нечто цельное и осмысленное,
через фильтр проходят обрывки: "бог наш золотой", "да
пребудет таинство благодатное" "превращая дни наши в
царство небесное"
"Священник" произносит несколько речей и
"молится" перед "алтарем земли", стоя лицом к народу с
поднятыми руками и закрытыми глазами. Все эмоции,
которыми напитаны слова "молитвы" проходят через лицо
"священника" как через экран телевизора. "Путь нити
незримые, нити золотые, соединят наши сердца. Соединят в
таинстве чудесном, таинстве благодатном, кое заповедано
отцом, кое сотворим мы вместе во славу его. Пусть покров
нежнейший и тончайший окутает нас любовью отца великим
миром его. И пусть каждый из нас сотворит подобно
господу слово мира, слово радости"
Я спросил одного из молодых
последователей - в чем смысл "слияния". Он рассказал,
что в этот момент уходит в свой воображаемый мир, где у
него "я не могу представить себе как все хорошо", все
"цветет и пахнет"
Вместе с паломниками поет хор "горцев".
Все горцы выглядят молодо. Если человек по болезни или
старости не может работать, его просят поменяться домами
с кем-нибудь внизу. В руках "хлеба", которые должен
благословить Виссарион, после чего все "причащаются"
хлебом. Люди молятся о том, чтобы Виссарион вышел к ним,
до последнего момента неизвестно - выйдет ли он в это
воскресенье или нет
Трон расчехлен, зонт установлен, но
"учитель" сегодня не вышел. По словам "апостола" Вадима
Редькина, сегодня у Виссариона рожает жена, поэтому он
не пришел. Жена, кстати, у него уже вторая. Первая
уехала в Красноярск после того, как молодая
последовательница стала сначала "помогающей" в доме, а
потом и второй женой. В учении Виссариона это называется
"треугольник" - сильное средство борьбы с "женским
эгоизмом". Иметь двух мужей в общине запрещено
Петропавловка, последователями
Виссариона здесь являются более половины населения. Для
того, чтобы быть последователем не обязательно верить,
что Виссарион - это Бог. В "Церкви последнего завета"
даже Бога Творца не считают за Бога, не говоря уже о
Христе или его "второй реинкарнации" Виссарионе
Рядом друг с другом стоят два магазина -
"местный" и "семейный". Семейным управляет "единая семья
Петропавловки"
Тамрико Дгебуадзе - последователь
"Виссариона-Христа". В общине Тамрико является кем-то
вроде пресс-секретаря
Пять раз в день звучит "колокол" -
работы останавливаются и люди "сливаются с учителем"
Дочка семьи последователей. Около 70-80
процентов детей впоследствии покидают общину. Больше
трех детей семьи последователей рождают редко, поэтому
основной прирост происходит за счет вновь приезжающих
Некоторые постройки удивляют своей
архитектурой. Это - "китайский дом", использовался как
гостиница
Храмы виссарионовцы рубят себе сами - в
ЦПЗ поощряется занятие ремеслами
Внутреннее убранство храма висарионовцев
На "алтаре" православные иконы
Богородицы, потир с изображением апостолов. Зачем нужен
потир непонятно - последователи не приемлют алкоголя.
Здесь же лежит "дар земли-матушки" - шишка
На стенах нет икон, вместо них картинки.
На одной из них со стороны спины изображен голый мужчина
в свободном полете. Я сначала подумал, что это сам
Виссарион и именно в таком виде ему молятся. Оказалось
просто рисунок Виссариона
Само "богослужение" происходит вечером.
Над Петропавловкой густой туман, в темноте горят
разноцветные фонари, установленные последователями
вокруг храма
В храме хор славит Виссариона. "Святый
божий свет к нам с небес струится. Святый божий свет,
нежный и лучистый. Святый божий сын, к нам с небес
снисходит. В святый божий мир нас собой уводит Великою
тайной слияния с миром своим"
Собственно сам "новый мессия, Сын Божий,
проводник Духа Святого Великой Мудрости Творца -
Виссарион". Перед портретом как перед иконой ставят
свечи
Днем можно дойти и до православного
храма в соседней деревне Черемшанке
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы
"Целительница" небольшой, максимум на 40 человек.
Впрочем, черемшанская община из 15 человек чувствует
себя здесь вполне комфортно
Настоятель храма священник Алекий
Решетников, друг детства Виссариона. Помимо
черемшанского, у отца Алексея еще два храма.
Перемещается между ними батюшка на общественном
транспорте или с помощью благодетелей - своей машины у
священника нет. Ни при одном из трех храмов нет и дома,
поэтому отец Алексей живет с женой и двумя детьми на
съемной квартире. На этот приход готовили
новопоставленного священника Олега Курзакова, однако не
удалось найти жилья и транспорта, поэтому отца Олега
поставили на другой приход епархии. Перед самым отъездом
о. Олегу позвонили и стали угрожать расправой
Кирилл Миловидов
Нескучный сад -
12.12.2012
|