Шри Чинмой
Одной из наиболее активных тверских
неорелигиозных групп остается клуб последователей Шри
Чинмой. Время от времени город оклеивается их объявлениями.
Мы вновь напоминаем, что это религиозная, а не
филантропическая, околокультурная организация, о которой
довольно серьезно пишут за рубежом и у нас в светской
прессе. См., например, "Комсомольскую правду" от 5 июля
1995 г.
Основатель секты
Чинмой Кумар Гож (Шри Чинмой) родился
27.8.1931 г. в Жакпура, маленькой индийской деревне штата
Бенгалия. В возрасте 12 лет он хотел достичь мнимого
"Нирвикалпа Самадхи" (Nirvikalpa Samadhi) - "высокого уровня
сознания". Один год спустя, после смерти своих родителей,
предполагается, что он со своими братьями и сестрами
получает приют (прием) в Шри Ауробино Ашрам (Shri Aurobino
Ashram) в южно-индийском "Пондичерри" ("Pondicherri"). Там
он остается в течение последующих 20 лет и берет здесь из
учений Ауробиндос ("Aurobindos") основу для своих
последующих учений. Следуя "внутреннему зову", он уезжает в
1964 году в Америку и работает в индийском посольстве в
Нью-Йорке. В последующие годы он предпринимает
многочисленные путешествия по миру, чтобы распространять
свою технику медитации. Ничего не известно о том, что Чинмой
(Chinmoy) находится в традиции Гуру и действует по данному
заданию Гуру.
Возникновение и история секты Шри Чинмой
Происходя из Америки, движение с середины
70-х годов проявило свою миссионерскую деятельность и в
Европе. Доклады (введение) в медитацию, концерты за мир и
спортивные мероприятия являются главными задачами рекламы.
Сюда следует отнести так называемый "божественный дух
предпринимательства". Это оборудование торговых предприятий
(рестораны, цветочные магазины и пр.), которые сторонниками
Чинмойя используются также в целях рекламы. Так в 1982 году
кафетерий, представленный рейнским географическим музеем,
стал газетной сенсацией в прессе, так как он управлялся
сторонниками Чинмойя. Если в рекламных брошюрах движения
производится впечатление, что Чинмой высокоофициально
призывается ООН в Нью-Йорк, то оно (впечатление) фальшиво.
Как и многие другие Чинмой является одним из тех, кто в
молельне здания ООН проводил сеансы медитаций. Во всяком
случае, официальным учреждением ООН это не является! Однако
спорт приравнивается к виду йоги и предлагается действенным
в рекламном отношении преимущественно в так называемых
чинмой-марафонах и бегах на длинные дистанции. При этом
рекламные брошюры Чинмойя утверждают, что Чинмой является
"одаренным художником со своеобразной творческой силой".
Между прочим, Чинмой пытается снова и снова это доказывать в
так называемых "концертах борьбы за мир". Вопреки их
художественному качеству, прежде всего поражает сила
выдержки его слушателей.
Учение и практика секты Шри Чинмой
По индуистскому образцу (модели), ученик
обязан проявлять абсолютное послушание, "аватар" ("Avatar"),
Чинмою. Целью является единостановление с "Богом",
"внутренняя завершенность", тем временем Чинмой мог бы
освобождать от тяжести кармы. Согласно Чинмойю, Бог - это не
что иное, как светлое существо человека. После того, как
Чинмой мнимо овладеет самыми высокими ступенями сознания, из
этого можно сделать вывод о его божественном свойстве. Здесь
следует кратко упомянуть, что сторонники посвящают медитации
время между 02.00 и 05.00 утра. В качестве медиума они
должны использовать портрет и музыку мастера. Также
рекомендуются мантры, его имя, которое ежедневно должно
повторяться от 500 до 1200 раз. Рекомендуется много спорта и
сексуальное воздержание.
Критика секты Шри Чинмой
Многочисленная словесная реклама в
Чинмой-книгах и журналах внушает читателю впечатление о
Чинмойе, который при более точной перепроверке вызывает
сомнение в искренности. Следует также критически заметить,
что чинмой-движение все время пытается скрыть истинные
цели. Так, например, даже оспаривается отншение
чинмой-учения к индуизму. На отношение гуру-учеников сам
Чинмой проливает своеобразный свет, когда он себя называет
"духовный родитель своих сторонников", а в дальнейшем как
"духовный отец всей Германии и немецких солдат". Вызывает
сомнение в духовной конституции Чинмойя его замечание, что
он запросил 700 немецких солдат от своих сторонников
(телефонный разговор 1983 года). Подобные сомнения
появляются при других высказываниях. Требование многочасовых
упражнений по медитации и концентрации, мнимая работа в
"Дизайн Энтерпрайсис" ("божественный дух
предпринимательства"), сексуальное воздержание сторонников
и регулярные поездки в центры в Цюрихе и Нью-Йорке
указывают на опасность отчуждения сторонников от их
привычного социального окружения. Еще отчетливее эта
опасность отчуждения становится из-за практикуемого в этом
движении культового почитания Чинмойя, требования послушания
по отношению к своим сторонникам. Учение Чинмойя о
медитации, карме, кастовой системе, почитании Гуру само по
себе утверждает свой индуистский задний план.
По мнению Православной Церкви с христианской
верой движение Чинмой нельзя объединять!
Владимир Редер
Вестник Информационно-аналитического центра
святителя Марка,
епископа Ефесского / Приложение к газете
"Православная Тверь",
декабрь 1996 г. - № 12 (37).
Религиозная безопасность России
|