Нирвана за жилплощадь. Охотникам за душами нужны их "копейки"
Пожалуй, многим приходилось наблюдать, как
на улице к прохожим вдруг подходили незнакомые люди и с
милой улыбкой, вкрадчиво предлагали осчастливить, "избавив"
от всех проблем. Декларируя общечеловеческие ценности, они
обычно бесплатно раздают книги, листовки, газеты, адреса и
номера телефонов, где человек может "духовно оздоровиться".
Сегодня на территории России действуют тысячи деструктивных
тоталитарных сект и групп. Зависимость от секты похожа на
наркотическую, а сектомафия - на наркомафию: те и другие
используют неблагоприятное психологическое состояние человека себе во благо.
В мой корпункт и раньше обращались салаватцы
по поводу деятельности различных пирамид, объединений, групп
и общин, занимающихся "охотой" на тех, кто готов обмануться.
Обычно, выслушав исповедь человека, чей родственник (а
вместе с ним и квартира) ушел к кришнаитам или стал жертвой
духовной вербовки, приходилось выражать лишь сочувствие в
адрес обратившегося. Поясняя при этом, что есть Федеральный
закон "О свободе совести и религиозных объединениях",
принятый в 1997 году, по которому религиозные группы имеют
право осуществлять свою деятельность без государственной
регистрации и приобретения правоспособности юридического
лица. А каждый гражданин может сам выбирать, как ему жить и
во что верить. На том очередная страница блокнота
перелистывалась, и жизнь шла своим чередом. Но на сей раз
визит отчаявшейся женщины, которую раньше знала как сильного
руководителя и у которой случилась беда с дочерью, заставил
вернуться к старым записям и глубже вникнуть в проблему.
Для начала решила сама сходить на воскресный
сбор сектантской организации, куда попала Таня (все имена в
материале изменены). В арендуемом помещении одного из
дворцов культуры города Салавата собралось человек 10 - 12.
Тихая, доброжелательная обстановка. Занятия здесь проводит
миловидная женщина-пастор. Если бы раньше вдруг встретила ее
на улице, приняла бы за ухоженную, светскую, самодостаточную
даму. Ее слова были вкрадчивыми, убедительными, иногда
безапелляционными. Затем аудитория погрузилась в атмосферу
монотонного пения и повторяющихся действий. Мне как новичку
- особое внимание: льстивые замечания, улыбки, во время
ритуала, как бы невзначай, пастор несколько раз касалась
меня рукой. А я тем временем наблюдала за Татьяной, красивой
молодой женщиной. Она, закрыв глаза, что-то шептала, на лице
при этом никаких признаков эмоций. Полный транс.
После двухчасовой "лекции" о человеческих
взаимоотношениях в семье, где часто нет мира, принципах
Божьей активности, которая готова прийти тебе на помощь в
трудных жизненных ситуациях, стараюсь привлечь внимание Тани
и поговорить с ней на улице.
Ее история оказалась одной из тех, что
приводят людей в подобные секты. По природе уязвимая и
внушаемая, страдающая от одиночества, закомплексованная
девушка, будучи студенткой пединститута, однажды "завалила"
экзамен. Да, неприятная ситуация, но ведь не безвыходная!
Однако страх за будущее довел ее до нервного срыва. А тут
подруга-однокурсница предложила посетить вместе некое
общество, "где все тебя любят, поймут, научат жить без
проблем". Для этого требовалось всего-ничего - небольшое
пожертвование и желание молиться. Для убедительности
рассказала красивую сказку о том, что женщина, больная
раком, чудесным образом излечилась. Бомж, ранее собиравший
бутылки по помойкам, после того, как стал посещать секту,
превратился в преуспевающего бизнесмена. В качестве
"железного" аргумента привела даже несколько строк из
стихотворений В. Жуковского, А. Пушкина, Я. Полонского.
Известный приемчик - привязывать людей, исторические
события, а то и стихию к своей никчемной деятельности.
Три года Таня посещала занятия секты,
сформировавшие у нее определенный синдром зависимости и идеи
"абсолютной истины", которая, как особая тайна, доверяется
человеку в силу "исключительной любви" к нему. Но тут
случилась реальная любовь. Повстречался Татьяне настоящий,
земной парень. Потом была свадьба, рождение двоих детей.
Родители помогли с квартирой, мебелью. Казалось, жизнь вошла
в русло. Но ненадолго. Однажды Таня вновь встретила старую
подругу-сектантку. В доме снова появились книги, видео- и
аудиокассеты сектантского толка. Муж Тани, а затем и ее
родители стали замечать: у нее изменились поведение, манера
одеваться, питаться, речь же стала часто походить на
монотонное, повторяющееся цитирование заученных догм.
Молодая женщина несколько раз в неделю отлучалась на
какие-то сборища. Длительные занятия по сектантским книгам и
кассетам практически не оставляли времени на заботы о семье,
малолетних детях. Домой часто звонили новые подруги, которые
предупреждали ее: тех, кто не подчиняется требованиям
общины, ждет страшная кара. Супруг стал замечать нехватку
денег, в семье исчезло прежнее взаимопонимание. Чтобы как-то
"отрезвить" жену, он пригрозил разводом и разделом
имущества, на которое тем временем уже положили глаз
"единомышленники". Но жена не реагировала. Мало того, стала
брать с собой на встречи трехлетнюю дочь. Заботы о
десятилетнем сыне пришлось взять на себя бабушкам. Чтобы
отвлечь Таню от секты, ее мать несколько раз водила дочь на
консультации к психологу и психотерапевту. Сама неоднократно
пыталась поговорить с ней по душам. Таня не сопротивлялась.
Но, выслушав без возражений очередные наставления родителей
и мужа, тут же садилась за книги.
- Разве я виновата, что мои близкие слишком
привязаны к этому злому миру, - пожаловалась мне она.
- Мы понимаем, что религиозное чувство -
самое интимное, а религиозные переживания - глубоко
личностны. Поэтому стараемся в общении с дочерью быть
корректными, просим не воспринимать нас как врагов и даже
пытаемся понять суть сектантской общины, куда ходит дочь, -
в свою очередь пояснили родители.
Впрочем, как и следовало ожидать, к религии
как таковой все происходящее не имело отношения. Мать Тани -
Наталья Петровна решила собрать информацию о секте.
Выяснилось: община с подобным названием существует и в
Ишимбае. Съездила туда. К сожалению, по указанному адресу
дверь со стороны подъезда оказалась замурованной, а в
помещении располагался продуктовый магазин. Тогда, чтобы
лучше понять мотивы Таниного отчуждения от семьи и детей,
стала сама бывать на собраниях секты в Салавате.
- Вскоре я поняла, что это не отколовшаяся
от церкви и принявшая собственное учение о вере община. Это
организация, у которой цель - завербовать как можно больше
людей, добиться полного их подчинения и использовать
"обращенных" для добывания денег, - рассказала Наталья Петровна.
Экономическая ситуация перестроечного
периода, когда каждый выживал как мог, сейчас вроде бы
стабилизируется. Но то время успело вывести из забвения
белую и черную магию, оккультизм, шаманство, на телеэкранах
появились экстрасенсы и целители. Всему придавался
наукообразный вид. Все это не прошло бесследно. Появился
спрос на мистику, интерес к нетрадиционной религии.
Наверное, многие помнят, когда по всему бывшему Союзу (в том
числе и по нашей республике) кочевала гвардия Марии Дэви
Христос под названием "Белое братство", заманивала в свои
сети молодежь. В Салавате до сих пор помнят историю
родителей, дочь которых ушла с "белыми братьями" и исчезла
навсегда. Можно вспомнить 1993 год, когда лидер секты
адвентистского толка "Ветвь Давида" взорвала штаб-квартиру
своей группы, и в огне погибло более ста человек. В 1994
году произошло массовое самоубийство членов организации
"Храм солнца". Затем весь мир потрясли события, когда адепты
тоталитарной секты "Аум Сенрике" пустили газ зарин в
токийском метро, отчего 12 человек погибли и около пяти с
половиной тысяч оказались в больницах.
В различные оккультные группы и секты
вовлечены тысячи граждан нашей республики. Многие из них,
пройдя там психологическую обработку, оказались полностью
порабощенными и нуждаются в квалифицированной помощи. К
счастью, существуют своего рода реабилитационные центры в
некоторых городах России. В том числе и в Уфе: при филиале
Московского государственного открытого педагогического
университета имени М. А. Шолохова и при Уфимском епархиальном управлении.
Но возникает резонный вопрос: теперь, когда
известно, чт о собою представляют данные группы и секты, как
они проникают в города и районы нашей республики?
Оказывается, очень просто. Для этого общественной
религиозной организации не обязательно регистрироваться в
Совете по делам религий РБ, достаточно пройти процедуру в
Министерстве юстиции. На местах в муниципальных образованиях
они без проблем оформляют аренду или субаренду помещений. И
если по уставу их деятельность не представляет угрозы
государству (не призывает к терроризму, противоправным актам
и т. д.), значит, пусть себе существуют. А те, кому не
нравится деятельность сект и групп, могут жаловаться в
правоохранительные органы. В обществе и вовсе укоренилось
мнение: любая "духовность" - благо. На этой почве и расцвели
всякого рода "грабовые".
Вымышленный герой Чичиков скупал у помещиков
"мертвые души". А ныне здравствующие "чичиковы" охотятся за
душами живыми. Скрыто манипулируя сознанием людей, они сеют
опасность, которая представляет не меньшую угрозу
государству, нежели преступность, наркомания, всевозможные
вирусы, террористические акты и техногенные катастрофы.
Раиса Зыкина
Газета "Республика Башкортостан" – 16.09.2006.
|