Преступная и деструктивная деятельность тоталитарных
сект в следственной и судебной практике
Доклад на ХVIII Международных Рождественских чтений,
г. Москва 24 - 29 января 2010 года
Секция: Тоталитарные секты, оккультизм, искажения
Православия
Уважаемые участники Рождественских
чтений, уважаемые слушатели!
Те, кто на протяжении последних лет
регулярно посещает эту секцию, наверняка обратили
внимание на то, как изменилась тональность чтений. Если
еще несколько лет назад большинство докладов имело
теоретический характер и преследовало цель донести до
слушателя мысль об опасности как самого феномена
тоталитарных сект, так и о деятельности той или иной
организации, то сейчас многие доклады уже посвящены
практическим задачам противодействия распространению
тоталитарных сект.
Сейчас мы уже можем констатировать тот
факт, что государство, хотя и очень медленно, все же
поворачивается лицом к решению этой насущной проблемы.
Несколько лет назад мной в ходе
Рождественских чтений было озвучено мнение о том, что
тоталитарное сектантство по сути своей является
разновидностью организованной преступности. Тогда многие
скептически отнеслись к высказанному мнению, поскольку
на тот период я имел возможность оперировать только
теоретическими построениями, фактами из деятельности
сект в зарубежных странах и разрозненными исследованиями
российских ученых-криминологов.
Однако, несмотря на это, мое мнение
нашло поддержку в Прокуратуре г. Москвы, а точнее в
одном из интервью Прокурора столицы в средствах массовой
информации.
Сейчас же у нас есть возможность
подтвердить ранее озвученные доводы конкретными фактами,
ведь секты уже вполне очевидно проявили свой весьма
неблаговидный лик.
Кроме того, в последний год весьма
активно начали деятельность специализированные
подразделения МВД по борьбе с экстремизмом, что уже
позволило раскрыть значительное число уголовных
преступлений в сфере деятельности тоталитарных сект.
Деятельность деструктивных организаций нередко попадает
в поле зрения и других правоохранительных органов:
прокуратуры, органов наркоконтроля, ФСБ.
Следует отметить, что сектантская
преступность остается высоко латентной. Это означает
высокий уровень числа преступлений, скрытых от
официальной регистрации и ускользнувших от внимания
правоохранительных органов.
И хотя о большинстве преступлений в
тоталитарных сектах нам до сих пор мало что известно,
количество информации о раскрытых, расследуемых и
направленных в суд уголовных делах таково, что исходя из
объема сегодняшнего доклада, мы выбрали информацию
только по нескольким организациям. И то, о чем я буду
говорить, представляет собой не просто верхушку
айсберга, но верхушку верхушки. Для доклада я был
вынужден отобрать только ту информацию, которая имеет
уже вполне очевидное воплощение в уголовных и иных делах
и только по узкому кругу сект. В целом же информации о
сектантской преступности намного больше, но о многих
фактах говорить еще рано, чтобы не помешать деятельности
правоохранительных органов.
О том, что сектантская преступность
вполне может быть отнесена к разновидности
организованной преступности, говорят не только юристы,
но и люди, которые в той или иной степени связаны с
изучением этого социального феномена. А неотъемлемым
признаком организованной преступности является
коррупция. Именно поэтому я не могу обойти вниманием
вопиющий и весьма характерный факт коррупции, который
нам удалось вскрыть в Хабаровском крае.
Для тех, кто не знает о том, что
произошло, расскажу вкратце историю вопроса.
Не так давно нам из средств массовой
информации стало известно, что в городе Хабаровске
признана экстремистским материалом листовка "Осторожно,
секта. Международное общество сознания Кришны", в
которой использовались материалы с сайта известного
сектоведа, члена Экспертного совета при Министерстве
Юстиции РФ Александра Кузьмина.
Когда мы стали разбираться в ситуации,
то с удивлением узнали, что Центральный районный суд г.
Хабаровска действительно тайно, не поставив в
известность заинтересованных лиц, провел судебное
заседание и признал указанную листовку экстремистским
материалом.
Но из-за чего возник сыр-бор?
19 июля 2008 года в парке им.
Муравьева-Амурского, во время проводящегося так
называемого фестиваля индийской культуры, а фактически
религиозного и вербовочного мероприятия местного
отделения секты кришнаитов, группой молодых людей, среди
которых был активист Хабаровского регионального
отделения Всероссийской общественной организации
"Молодая гвардия Единой России" Николай Нагорный,
распространялась листовка, которой молодые ребята
пытались предупредить жителей Хабаровска об опасности секты.
Нас удивило уже то обстоятельство, что
по факту распространения листовки возбуждено уголовное
дело, но еще более удивило то, что инициатором этого
дела и его вполне очевидным лоббистом стал ответственный
работник Следственного комитета при Прокуратуре
Александр Шахов, занимавший пост начальника управления
при Хабаровской транспортной прокуратуре. Этот человек,
оказавшийся адептом секты, представлял интересы
религиозной организации и даже официально был признан
потерпевшим по делу.
Нам удалось переломить ход дела, и в
настоящее время Хабаровским краевым судом решение
Центрального районного суда отменено, а при новом
рассмотрении суд первой инстанции отказал в
удовлетворении заявления Прокурора Хабаровского края. В
настоящее время Прокуратура края и местная организация
кришнаитов обжаловали решение суда, и мы ждем даты
назначения дела в кассационной инстанции.
В данном случае мы столкнулись с весьма
явным коррупционным скандалом, когда сотрудники
Хабаровской краевой прокуратуры весьма активно пытаются
протолкнуть свою заведомо незаконную позицию и
добиваются привлечения к уголовной ответственности
ребят, честно выполнивших свой гражданский долг по
предупреждению наших сограждан об опасности тоталитарных сект.
Для того, чтобы нелепость позиции
Хабаровского краевого прокурора стала для вас очевидной,
я проиллюстрирую свои доводы путем сравнения двух
позиций: Хабаровской прокуратуры и Горноалтайского
городского суда о признании экстремистскими материалами
целого перечня литературы секты "Свидетелей Иеговы".
Думаю, что такое сравнение будет вполне очевидно
свидетельствовать о явной ангажированности хабаровских
прокуроров и их профессиональной безграмотности.
Я думаю, что многим уже известно, что
Ростовским областным судом была признана экстремистской
организация "Свидетелей Иеговы", действовавшая на
территории этого региона, но, поскольку, анализу этого
судебного решения уже был посвящен доклад, который вы
слышали совсем недавно, я не буду акцентировать внимание
на нем, а обращусь в большей степени к решению
Горноалтайского городского суда от 01 октября 2009 года,
которое, кстати, совсем недавно вступило в законную
силу. Таким образом, два суда Российской Федерации
рассмотрели вопросы секты "Свидетелей Иеговы". В одном
случае экстремистской была признана организация, а в
другом – литература.
И вот приведу аргументацию
Горноалтайского городского суда, процитирую выборочно
сам текст решения, который весьма красноречиво говорит о
том, что же на самом деле представляет из себя
литература этой секты.
Вот, пожалуйста:
"указанные материалы являются текстами,
которые обнаруживают хорошие знания русского языка,
лексики, грамматики и прекрасное знание многих
психологических методик воздействия на сознание через
текст. В текстах реализовано авторское коммуникативное
намерение-настраивание читателя против определенных
религий, несовместимых ,по мнению Свидетелей Иеговы, с
традициями и принципами Библии, т.е. установками
головной организации. Тексты направлены на возбуждение
ненависти либо вражды по признакам отношения к религии,
к отдельным лицам на основе их принадлежности к
христианству-"христианскому миру", "исламскому миру",
другим религиям- "миру Сатаны", светскому мир)' и
государству-"системе". Тексты могут оказывать
воздействие в том числе негативное ( депрессии,
пограничные состояния) на сознание, волю и поведение
человека( используются различные психологические и
квиетические методики в тексте как вербальные, так и
визуальные), кроме того в связи с использованием методик
нейро-лингвистического программирования и применения
эриксоновского (эриксонианского) гипноза.
В литературе и документах Свидетелоей
Иеговы содержатся признаки принуждения к разрушению
семьи, посягательства на личность, права и свободы
граждан, а также скрытые команды на полное подчинение и
выполнение всех необходимых рекомендаций и приказов со
стороны руководства- принципов Библии-Иеговы. Тексты
направлены на унижение граждан по признакам отношения ко
всем религиозным традициям, кроме Свидетели Иеговы, на
унижение достоинства отдельных лиц на основе
принадлежности к светскому миру, государству( "системе",
"миру Сатаны"). В текстах содержатся призывы,
направленные на возбуждение религиозной розни;
пропаганду исключительности и превосходства по признаку
религиозной принадлежности или отношения к религии; на
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и
гражданина в зависимости от его религиозной
принадлежности или отношения к религии; превосходства
либо неполноценности человека по признаку его
религиозной принадлежности. Тексты могут оказать
побудительное воздействие на сознание, волю и поведение
человека, поскольку в литературе и документах Свидетелей
Иеговы содержаться признаки разжигания религиозной розни
в форме подрыва уважения и формирования неприязни к
другим религиям, искажения информации о других религиях,
посягательства на такие права и свободы граждан, как
право на жизнь и медицинское обслуживание, и право на
отдых, а так же на свободу распоряжаться своим временем.
В представленных исследованных информационных материалах
религиозной организации Свидетелей Иеговы повсеместно
использованы методы нейро-лингвистического
программирования. В ходе чтения текста происходят
поведенческие изменения, о которых вроде бы нет прямых
указаний в тексте. Такой эффект достигается благодаря
применению особых языковых структур - лингвистических
паттернов".
В позиции суда весьма четко обозначены
не только признаки экстремистской деятельности в
литературе секты, но и вполне конкретные приемы и
методы, весьма небезопасные как для жизни и здоровья
адептов секты, так и для общества в целом.
А вот что предлагают хабаровские горе -
прокуроры (цитируется по заявлению Прокурора
Хабаровского края)
По мнению прокурора, ряд использованных
в листовке фраз содержит информацию, указывающую: "на
психическую неполноценность граждан, принадлежащих к
религиозной организации МОСК", что по выражению
прокурора, "является основанием для особого отношения к
ним". Также, по мнению прокуратуры: "допускались
выражения, лишенные уважения к индийской эстетике",
"приведена информация о противоправных действия граждан,
принадлежащих к религиозной организации МОСК по
отношению к православным священнослужителям, которая в
совокупности с иной негативной информацией в итоге
позволила автору сделать вывод в виде
предостережения-предупреждения о возможных последствиях
обучения на курсах йоги, ведической культуры и
восточного танца. Использование в листовке термина
"тоталитарная секта" имеет заметную отрицательную
коннотацию и заключает в себе негативную информацию о
характере деятельности этой организации".
Вот так. Ни больше, ни меньше.
Оказывается, призыв к особому отношению, по мнению
прокурора, уже является признаком экстремизма. Так что
жителям Хабаровского края надо несколько раз подумать,
прежде чем призывать к особому отношению к старикам,
детям или инвалидам. А чего стоит перл об "отсутствии
уважения к индийской эстетике"? Интересно, каким же
нормативным актом вводится обязательно уважительное
отношение к той или иной форме эстетики? Мало ли у кого
какие эстетические предпочтения? Кому-то не нравится
индийская эстетика, кому-то западноевропейская, кому-то
ближневосточная… И, по мнению прокурора, это все
означает экстремизм.
Я уж не говорю о том, что прокурор
Хабаровского края умудрился расценить как экстремизм
выводы авторов листовки о предостережении и
предупреждении об опасности занятия йогой. Как
говорится, дальше уже некуда.
Но вот на что еще нужно обратить
внимание. Доводы хабаровских прокуроров, особенно в
части недопустимости применения термина "тоталитарная
секта", практически слово в слово повторяют доводы
сотрудников сектозащитных организаций типа одиозного
"Славянского правового центра" или доморощенного
"Института религии и права". Складывается впечатление,
что именно их зловещая тень маячит за спиной
прокурорских работников.
Когда подобные нелепости высказывают
представители сектозащитных организаций – это понятно.
Но вызывает особое возмущение то обстоятельство, что
подобная вопиющая безграмотность и полное игнорирование
норм закона исходит от прокурорских работников краевого
уровня. А это наводит уже на размышления о том, какими
мотивами руководствуются эти "государевы слуги".
Но прейдем к краткому обзору судебной и
следственной практики в отношении другой, не менее
одиозной, чем секта кришнаитов, секты сайентологов.
Незаконная деятельность хаббардистов
пресечена в целом ряде регионов Российской Федерации.
Решением Верховного суда Республики
Башкортостан от 9 февраля 2004 года ликвидирована
региональная общественная организация "Центр Дианетики".
Суд решил, что ее деятельность является незаконной
образовательной и медицинской, осуществляется в
нарушение действующего законодательства, представляет
угрозу здоровью людей, нарушает права и свободы
человека.
В 2007-2009 г. г. по аналогичным
основаниям состоялись судебные решения об исключении из
реестра юридических лиц:
- по заявлению прокуратуры –
"Гуманитарного центра Дианетики" г.Набережные Челны
Республики Татарстан (2009г);
- по заявлению Управления юстиции –
"Пензенского центра Дианетики";
- по заявлению прокуратуры – организации
"Нарконон – Уфа" Республики Башкортостан (2009г);
- по добровольному согласию функционеров
– "Сибирского центра Дианетики" г.Новосибирска;
- по заявлениям органов юстиции –
"Центра улучшения жизни "Ясный", "Гуманитарного центра
Дианетики", "Гуманитарного центра Дианетикии
саентологии" г.Владивостока;
- по заявлению прокуратуры –
"Гуманитарного центра Хаббарда" г.Барнаула (Алтайский край);
- по заявлению органов юстиции –
"Красноярского центра по распространению Дианетики и
саентологии";
- по заявлению органов юстиции –
"Курского центра Дианетики";
- по заявлению органов юстиции –
"Орловского центра Дианетики";
- по заявлению прокуратуры –
общественной организации "Центр "Нет наркотикам"
г.Самары и "Самарского центра дианетики";
- по добровольному согласию учредителей
– филиала некоммерческого партнерства "Гражданская
комиссия по правам человека" г.Хабаровска;
- по заявлению органов юстиции –
"Гуманитаного центра Хаббарда – новгородской школы
дианетики" г.Новгорода Великого;
- по заявлению органов юстиции –
"Саентологического центра Санкт-Петербурга".
В 2009 году в городе Ростове-на-Дону по
представлению органов прокуратуры состоялись решения
районного и областного судов о ликвидации "Миссии
дианетики и саентологии".
На стадии ликвидации по иску органов
прокуратуры некоммерческое партнерство "Уфимский центр
по распространению дианетики и саентологии".
Уголовное дело по ст.171 ч.2
(Осуществление предпринимательской деятельности без
регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно
представление в орган, осуществляющий государственную
регистрацию юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные
сведения, либо осуществление предпринимательской
деятельности без специального разрешения (лицензии) в
случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно,
или с нарушением лицензионных требований и условий) в
отношении руководителя "Миссии дианетики и саентологии"
г.Ростова-на-Дону рассматривается в суде.
Уголовное дело по ст.171 ч.2 в отношении
руководителя центра "Нарконон" г.Димитровграда
Ульяновской области находится в производстве
следственного подразделения УВД Димитровграда.
Уголовное дело по ст.286 ч.2 УК России
(Превышение должностных полномочий лицом, занимающим
государственную должность Российской Федерации) в
отношении функционера саентологической структуры
находится в производстве следственного подразделения при
прокуратуре.
Уголовное дело по ст.171 ч.2 в отношении
руководителя "Сибирского центра дианетики" находится в
производстве следственного подразделения 7 о/м УВД
Новосибирска.
Уголовное дело по ст.171 ч.2 в отношении
руководителя "Нарконон Южный" расследуется Следственным
управлением при УВД по городскому округу Подольск
Подольского муниципального района.
Уголовное дело по ст.238 ч.2
(Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и
продукции, выполнение работ или оказание услуг, не
отвечающих требованиям безопасности) в отношении
руководителя "Гуманитарного центра Хаббарда" и
некоммерческого партнерства "Центр по распространению
дианетики и саентологии Иртыш" г.Омска находится в
следственном управлении при прокуратуре. Проводятся
необходимые экспертизы.
Уголовное дело по ст.238 ч.2
(Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и
продукции, выполнение работ или оказание услуг, не
отвечающих требованиям безопасности) в отношении
руководителя "Уфимского центра дианетики"
рассматривалось в суде. Судья возвратил в следственный
комитет, потом проводилась проверка по 159 УК РФ в РОВД.
Дело за истечением срока давности (а это тоже не
реабилитирующее обстоятельство) было прекращено 8 ноября 2009 года.
За незаконную предпринимательскую
деятельность осуждены руководители двух хаббардистских
структур.
Руководитель самарской саентологической
общественной организации организации "Нет наркотикам!"
Чашечникова И.Л. приговором суда 5 декабря 2008 г.
привлечена к уголовной ответственности и подвергнута
штрафу в размере 150000 рублей.
28 июля 2009 руководитель
некоммерческого партнерства "Нарконон-Стандарт" (Москва)
Петров П.Ю. осужден к 2 годам лишения свободы (условно).
16 сентября с.г. Московским городским судом данный
приговор оставлен без изменений и вступил в законную силу.
Судами установлено, что указанные лица
осуществляли незаконную медицинскую и образовательную
деятельность.
Совсем недавно поступило сообщение о
возбуждении уголовного дела в отношении еще одной
сайентологической структуры в Раменском районе
Московской области.
Хочу вновь обратить внимание слушателей
на то обстоятельство, что это весьма неполный перечень
тех преступлений, которые совершаются в сектантской
среде. Перечисление всех тех случаев преступной
деятельности сект, о которых нам известно, заняло бы,
наверное, все то время, которое отведено под работу
данной секции Рождественских чтений. Поэтому, думаю, что
разговор о сектомафии и преступлениях в сектантской
среде мы будем вынуждены продолжать еще не один год.
В завершение хочу пожелать успехов в
работе сотрудникам правоохранительных органов, а всем
нам поскорее избавить страну от угрозы тоталитарного сектантства.
Спасибо за внимание.
Александр Корелов, адвокат
адвокатской палаты Московской области,
председатель Юридического комитета защиты
прав и достоинства личности при РАЦИРС
Центр свщмч. Иринея Лионского
|