Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / Сектоведение - общие вопросы


Методы и приемы гуруизма и псевдостарчества и их последствия для личности

Итоговый документ Пятого Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов

"К свободе призваны вы, братья..."

Гал.5:13

 

"Вы куплены дорогой ценой,

 не делайтесь рабами человеков"

1 Кор.7:23

 

Мы, участники рабочей группы "Методы и приемы гуруизма и псевдостарчества и их последствия для личности", с глубоким пониманием и озабоченностью относимся к рассматриваемой Пятым межправославным совещанием центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов теме гуруизма.

Отмечая особую актуальность проблемы гуруизма, наша рабочая группа полагает необходимым заявить следующее:

1. Гуруизм представляет собой опасное социальное явление, представляющее собой не только искажение духовных основ существования человечества, но и, как следствие этого, искажение и разрушение нравственных норм, сформировавшихся веками основ существования государственных и общественных систем.

2. Гуруизм представляет собой явление, паразитирующее на сформировавшихся к настоящему времени нормах и законодательных актах, регламентирующих защиту основополагающих прав и свобод человека, как то: право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право на получение и распространение информации, право на самовыражение и других.

3. Гуруизм возникает на фоне указанных выше прав, но по своей сути представляет собой явление, грубо попирающее основополагающие принципы демократического общества, подавляя дарованную Богом свободу человека, что нередко влечет чрезвычайно опасные последствия как для отдельно взятой личности, так и для современных общественных и государственных систем. Мы расцениваем гуруизм как тоталитарное явление, нарушающее права человека.

4. Социально-правовыми последствиями гуруизма являются грубые нарушения прав человека, включающие не только подавление человеческой свободы на выбор вероисповедания или мировоззрения, но и иных основополагающих прав, включая право на охрану здоровья, право на труд, а также иных, гарантированных законом прав в сферах брачно-семейных отношений, охраны материнства и детства, прав социально незащищенных групп населения и т.д.

5. При указанных обстоятельствах мы однозначно расцениваем явление гуруизма как деструктивное и социально опасное, влекущее далеко идущие последствия, угрожающие развитию не только отдельных государств и обществ, но и человеческой цивилизации в целом. Мы полагаем необходимым использовать все имеющиеся в современном мире меры государственного, общественного и правового характера для организации противодействия распространению гуруизма в различных сферах человеческой жизни.

6. Гуруизм наиболее опасен в духовной сфере человеческой жизни. Претендуя на роль духовного руководителя, всевозможные "гуру" по своей сути являются разрушителями духовного естества человека, представляя собой угрозу не только духовному здоровью отдельных лиц, но и духовному состоянию живущих в наших странах людей.

7. Гуруизм нередко является отправной точкой для возникновения тоталитарных сект, культов, деструктивных молодежных организаций и т.д. Особо опасны проявления гуруизма в таких социальных явлениях как: фашизм, неонацизм, политический и религиозный экстремизм. Многочисленные трагедии, включая массовые самоубийства, акты терроризма и вандализма являются нередко проявлением гуруизма не только в религиозной, но и в общественной и политической сферах.

8. Особую тревогу вызывают проявления гуруистских тенденций (псевдостарчества) внутри Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Такие явления как псевдостарчество, внутрицерковное сектанство, расколы и замкнутые группы, рискующие развиться в ереси, являются следствием того, как методы и приемы гуруизма переносятся в церковную ограду. Псевдостарчество нередко опаснее гуруизма внешнего, поскольку при православной наружности не только содержит в себе многие признаки этого явления, но и способствует отпадению от Церкви значительного числа верующих, подрывает авторитет Церкви и способствует укреплению в церковной жизни различных опасных явлений.

9. В связи с вышеизложенным мы полагаем, что имеется насущная необходимость принятия безотлагательных мер, направленных на противодействие развитию гуруизма как внутри, так и вне Церкви.

10. Мы предлагаем, используя опыт проведения межправославных совещаний, создать специальную комиссию из представителей Поместных Церквей для выработки соответствующих методических рекомендаций, позволяющих содействовать выявлению, профилактике и противодействию явлениям гуруизма (псевдостарчества) во внутрицерковной среде.

11. Необходимо усилить миссионерскую и просветительскую деятельность Церкви в данном вопросе, особо обращая внимание на богословскую подготовку и духовное просвещение пастырей и мирян, ибо именно отсутствие подготовки и просвещения зачастую приводит к прискорбным фактам появления псевдостарчества в церковной ограде.

12. Церковь должна более активно использовать инструменты гражданского общества для формирования правильных представлений о духовности, нравственности, государстве и праве. Для этого Церковь должна более активно использовать возможности общественных объединений и некоммерческих организаций православной направленности, а также способствовать созданию таких организаций, в том числе и международных.

13. В связи с тем, что проявления гуруизма связаны с вопросами разрушения семей, навязыванием в обществе различного рода ложных нравственных установок, нередко сопровождается и актами явной безнравственности, Церковь должна усилить свою деятельность по защите нравственности, традиционного понимания семьи и брака, в противодействие распространению девиантной сексуальности, в том числе гомосексуализма и педофилии.

14.Гуруизм сопровождается многочисленными проявлениями, связанными с духовным и психическим нездоровьем. Нередко склонностью к гуруизму обладают лица, страдающие психическими отклонениями (напр. злокачественным нарциссизмом), а применяемые в сектах и культах различные методы воздействия на сознание человека причиняют существенный вред духовному и психическому здоровью людей, что в настоящее время носит эпидемический характер. Гуруизм является одним из факторов, представляющих угрозу состоянию духовного и психического здоровья населения наших стран. Мы полагаем необходимым привлекать к деятельности по противодействию гуруизму квалифицированных специалистов: психиатров, психологов и экспертов. В перспективе возможно создание соответствующей организации, объединяющей специалистов данного профиля.

15. Проблематика проявления гуруизма, сект и культов создает в различных странах сходные правовые проблемы, разрешение которых возможно только при условии организации комплексного взаимодействия правоведов различных стран, обмена опытом и теоретическими взглядами на данный вопрос. В связи с этим полагаем необходимым проведение специальных мероприятий для юристов в форме круглых столов, конференций, а в перспективе и создание соответствующей постоянно действующей группы или организации.

16. Необходимо усиление информационной деятельности настоящего совещания, включая создание сайта с архивом материалов наших ежегодных встреч на официальных языках, признанных на данных мероприятиях.

Принято единогласно 127 участниками Конференции, представляющими Православные Церкви 15 стран.

Смотрите также:

Многие уголовные преступления, которыми "прославилось" "Международное общество сознания Кришны" были вдохновлены  комментариями Прабхупады в книге "Бхагавад-гита как она есть" - Специальное определение Пятого межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов

***

Некоторые псевдопастыри под видом ложно понятого духовничества, злоупотребляя доверием своих пасомых, совершают губительную подмену, пытаясь привести духовных чад не ко Христу, а к себе

Глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион выразил обеспокоенность существованием лженаставников в среде православных.

"До нынешнего дня сохраняет свою актуальность проблема проникновения сектантского мышления и образа жизни внутрь церковной ограды. Одним из характерных признаков такого мышления является гуруизм, то есть "обожествление" своего духовного руководителя, столь характерное для тоталитарных сект", - говорится в послании митрополита Илариона участникам прошедшей в сербском городе Нови-Сад межправославной встречи Инициативной сети по изучению религий и сект.

По словам иерарха, как уже неоднократно отмечалось в официальных документах Русской церкви, "некоторые псевдопастыри под видом ложно понятого духовничества, злоупотребляя доверием своих пасомых, совершают губительную подмену, пытаясь привести духовных чад не ко Христу, а к себе".

Он отметил, что даже в монашестве, где отречение от своей воли и полное доверие своему старцу считается одним из непременных условий духовного возрастания, вставший на путь послушания инок обязан отойти от своего наставника, если тот не ведет его ко Христу.

"Гуруизм - будь то в деструктивных культах или в традиционных религиях - не только порождает проблемы в духовном развитии личности, но имеет своим последствием серьезную деформацию общественных отношений", - сказано в документе, опубликованном на сайте ОВЦС.

Митрополит Иларион заявил, что вместо воспитания в человеке ответственности перед Богом и ближним, "а значит и перед обществом, и перед Отчизной", лженаставники взращивают в своих учениках "горделивое самопревозношение и противопоставление себя другим, стремление изолировать себя от социума".

"Всем этим негативным явлениям необходимо противопоставить ясное понимание пастырских задач, стоящих перед Церковью, а также методов грамотного пастырского окормления верующих, направленного на формирование подлинно свободной и ответственной перед Богом и ближними нравственной личности по образу и подобию Божию.

Интерфакс-Религия - 02.10.2012.

***

 

Президиум рабочей группы - слева: протоиерей Александр Новопашин, профессор Александр Дворкин, Блаженнейший Христофор, епископ Пражский, Григорй, епископ Браницкий (Болгария)

 

Работа группы

 

Участники одной из рабочих групп Пятого Межправославного совещания центров по изучению религиозных движений и деструктивных культов

 

 

Общая фотография участников совещания, сделанная в заключении форума

 

27 сентября 2012 г.

г. Нови Сад, Сербия

Центр свщмч. Иринея Лионского

 

 
Читайте другие публикации раздела "Сектоведение - общие вопросы"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru