"Оксфордский тест способностей" или как
нас заставляют усомниться в своем умении общаться и
находить общий язык с другими людьми
Когда мы можем столкнуться с
психологическими тестами?
Когда в руках у нас оказывается тест из
сферы общения или способностей, мы автоматически относим
его к психологическим тестам. И увлеченно начинаем
отвечать на поставленные в нем вопросы, надеясь узнать
про себя что-то новенькое. В каких ситуациях мы
сталкиваемся с настоящими психологическими тестами?
Вариант первый, и самый распространенный, – в газетах и
журналах. Тесты, которые напечатаны в них, как правило,
содержат от 5 до 15-20 вопросов. Носят они зачастую
шуточный характер – "Совместимы ли Вы со своей кошкой?",
"Лирик или физик?" и т.п. После вопросов есть ключ к
тесту, по которому вы самостоятельно можете узнать свои
результаты. Как правило, это три категории ответов.
Можно сразу прочитать все три и прикинуть, какой же из
результатов, на самом деле, больше мне подходит.
Посмеяться над несоответствием и спокойно жить дальше.
Какова цель этих тестов? Развлечение, отдых – они носят
необязательный характер. Сможем мы узнать что-то
принципиально новое? Скорее всего, нет.
Второй вариант столкновения с
психологическими тестами или анкетами – это детское
образовательное учреждение (ясли, детский сад, школа).
Подобные тесты несколько различаются по форме и
содержанию, но по объему не превышают 20-30 вопросов.
Многие вопросы содержат поле для написания ответов,
место для одного слова или даже нескольких предложений.
Какова цель подобного тестирования? Если на поведение
ребенка не жалуются, родителей не вызывают к психологу
или директору, значит, скорее всего, администрация
учебного заведения хочет лучше узнать этого ребенка,
понять его особенности, причины его поведения и
поступков.
Третий вариант – это ситуация
консультирования психологом. Либо человек сам обращается
за помощью в личных и семейных проблемах, либо его
приглашает психолог из детского учреждения. В этом
случае психолог разъясняет, для чего он проводит тот или
иной тест. Чаще всего это не один тест, а несколько. Это
могут быть тесты на интеллект (но не путайте с тестом IQ
– данный тест не адаптирован к российскому менталитету),
тесты на особенности характера, тесты, характеризующие
эмоциональное состояние и привязанности, и тесты на
особенности взаимодействия в различных группах и т.п.
Данная категория тестов очень разнообразна по величине
(до 300 вопросов) и внешнему материалу – помимо текста
на бумаге это могут быть картинки, цветные карточки,
даже фигурки и т.п. Как правило, на обработку
результатов у психолога уходит несколько дней, поэтому
он назначает отдельную встречу для обсуждения
результатов тестов.
Четвертый вариант – поступление на
работу или в ряд учебных заведений. Целями данного
тестирования является определение, сможет человек
соответствовать нагрузкам и обязанностям специальности
или нет. Результаты, как правило, узнается по тому,
приняли человека на работу или нет. Тестовый материал –
несколько опросников, некоторые из которых могут
содержать до 400 пунктов.
Пятый вариант – тестирование в
результате медицинского обследования (это могут быть
последствия травмы или психиатрическое заболевание). В
данном случае тестирование проводит медицинский психолог
(клинический психолог) или даже врач. Задачи данного
тестирования – установить степень поражения мозга и
выработать программу реабилитации для человека.
Особенности оформления "оксфордского
теста способностей".
Самое привлекательное слово в названии –
это слово "оксфордский". Т.е. тест должен иметь
отношение к Оксфорду? Звучит заманчиво. Может, по нему в
Оксфорд принимают? Нет, не принимают. И менталитет у
тех, кто поступает в Оксфорд, отличается от российского
менталитета. А значит, по законам науки, данный тест,
прежде чем использоваться в России, должен был пройти
процедуру стандартизации, предполагающую тщательный
перевод, исследование по работе теста: дает он какие-то
сведения о способностях русского человека или нет.
Знаменитый тест IQ до сих пор стандартизации в России не
прошел.
Данный тест предлагают пройти бесплатно,
чтобы лучше узнать себя. По стилю такое сообщение
напоминает тест в журнале или в газете. Только размеры
теста отнюдь не журнальные – 200 вопросов, как в
опросниках на приеме у психолога или при поступлении на
работу. Но нигде не упоминается, что данный тест
является психологическим или что его оценивать будет
психолог. В заголовке упоминается некоторый
"профессиональный оценщик". Но такой специальности в
данной области нет. Есть оценщики машин или техники,
квартир и т.п. Только это не профессия. По профессии эти
люди инженеры, слесари, маляры. К тому же, к каждому
тесту прилагается инструкция, ключ к ответам. Иногда он
сделан в форме трафарета, который накладывают на бланк с
ответами: есть галочка – ставишь 1, нет – 0. Дальше эти
цифры суммируются по инструкции, заносятся в
определенные графы специальной таблицы. В отдельной
главе отмечены варианты интерпретации ответов. Почти как
в журнальных тестах. Только параметров больше. Таким
образом, расшифровкой теста может заниматься любой
человек, умеющий считать, и особого профессионализма для
этого не требуется. Другое дело, что означает полученная
информация? Про журнальный тест человек сам решает: про
него это или нет, похоже на него или нет. А со
специализированными научными тестами все зависит от
целей, с которыми проводилось исследование. В
зависимости от целей исследования психолог делает вывод
о результатах тестирования.
В названии теста указано, что это "тест
способностей". Что такое способности – это некоторые
таланты, возможности? Авторы раскрывают смысл этого
слова в следующих строках: "Выясните, как Ваша
способность устанавливать взаимоотношения зависит от Вас
самих. Выясните, какие именно факторы, влияющие на Вас,
приводят к стрессу и влияют на Ваше здоровье". А где же
способности, когда способность одна? И данное слово
употреблено в значении "способ", а не "талант",
"возможность"[1].
А выяснить, "какие именно факторы, влияющие на Вас,
приводят к стрессу и влияют на Ваше здоровье",
традиционнее в медицинском центре.
Следующее существенное отличие от
классических психологических тестов – человека,
проходящего данный тест, просят подробно указать свои
данные: имя, фамилию, отчество, адрес и даже профессию.
В анкетах социологических опросов могут спросить возраст
и профессию, поскольку в данном опросе интересует мнение
по тому или иному вопросу определенной категории людей,
но это всегда анонимно. Психолог проводит тестирование
после ознакомительной беседы, в которой он уже получил
информацию о своем клиенте. Поэтому сами бланки с
ответами к тестам часто зашифровывают, чтобы другой
человек не понял, о ком идет речь. Это одно из основных
правил работы психолога – сохранение конфиденциальности
клиента.
Основной признак плохой анкеты и теста
заключается в том, что неизвестно кто, неизвестно зачем
задает нам подробные вопросы о нас и нашей жизни. Даже в
детских учреждениях нам обязаны объяснять, для чего о
нашей семье собирается подробная личная информация. Это
не значит, что везде объясняют, но мы в праве
потребовать объяснений и не заполнять анкету или тест,
если нас что-то не устраивает.
Обращает на себя внимание выделение
заглавными буквами слова "честность" в следующем
предложении: "Точность теста зависит от Вашей честности
в ответах на вопросы". Надежный психологический тест
всегда содержит шкалу лжи. Вопросы этой шкалы разбросаны
по тексту, ответы по которым отдельно суммируются, и
этот результат учитывается в интерпретации всего теста.
Это не потому, что психологи не доверяют своим клиентам.
Никто не будет открываться полностью перед незнакомым
человеком, мы все хотим выглядеть лучше в глазах других
людей.
Есть также замечания по оформлению
текста – 200 вопросов размещены по 4 колонки на двух
страницах. Это тяжело для восприятия: можно потерять
вопрос, перескочить с вопроса на вопрос, упустить смысл
и суть вопроса. Если авторам важно понять человека, то
почему бы не расположить материал более удобно для
восприятия, чтобы человек мог внимательно, четко и
честно ответить на вопрос? А мелкий, нечитабельный шрифт
вызывает напряжение глаз. Это сбивает человека с толку,
создает ощущение беспокойства, ошибки, неуверенности в
себе. Особенно если добавить к этому содержание
некоторых вопросов. Например:
впр № 61 "Бывает ли у Вас ощущение, что
Вам все снится, что все в жизни нереально?"
впр № 166 "Вызывают ли у Вас физическую
реакцию мрачные предчувствия или страшные мысли?".
В практической работе психологи редко
используют тесты. Для оказания психологической помощи
человеку важно, чтобы его услышали, поняли, ему
необходимо живое участие, а не листок с вопросами.
Большие опросники нужны для проведения исследования, при
приеме на работу. В той ситуации, когда проблемы
конкретного человека не так важны психологу, как важны
его особенности, личностный тип и т.п. В таких
исследованиях редко используется один опросник: как
правило, их несколько, чтобы можно было сравнить данные,
скорректировать их, поскольку задача такого тестирования
– получить объективную информацию.
Данный тест претендует на выявление
практических проблем человека: проблемы в общении и
глубоких проблем, таких, как факторы, влияющие на
здоровье и стресс. Но проблемы в общении можно выявить у
человека при личной беседе с психологом без
использования тестов. Факторы, влияющие на здоровье и
стресс, без сотрудничества и диагностики врача(ей) не
установишь никакими тестами. Таким образом, выходит, что
задача данного продукта – не помочь человеку, повысить
его настроение, как это делают журнальные тесты, не
провести комплексное исследование особенностей личности,
а некоторое другое. Какое? Попытаемся выяснить дальше.
Анализ вопросов теста по содержанию.
Известно, что жесткие рамки ответов (да,
нет, не уверен) формируют ограниченное количество
ответов и затрудняют точность понимания, если вопрос
неоднозначен.
Вспомните вопрос Карлсона, адресованный
Фрекен Бок: "Ты перестала пить коньяк по утрам? Говори
быстро: "да" или "нет"!" Как ни отвечай, вывод один – ты
алкоголик. Таким образом, задав туманные, двусмысленные
вопросы, авторы любого теста получат неточные, нечеткие
портреты людей. Для серьезных исследований – это провал,
иллюзия вместо реальности. Но для тех, кто хочет
подтасовать результаты, это очень выгодно и удобно.
В преамбуле говорится, что тест на
выявление способности к общению. Но большая часть теста
адресована эмоциональным проявлением в ситуации общения
и переживаемым эмоциям и состояниям, а не способам
построения общения. Особое внимание уделено чувству
тревоги – порядка 80 вопросов[2].
Вопросов, посвященных агрессии и конфликтности, около
30. И около 30 вопросов посвящено зависимости от чужого
мнения. В целом, неприятным и трудным эмоциям,
переживаниям, состояниям, ситуациям в тесте посвящено
130 вопросов (из 200). Многие вопросы дублируются с
незначительными изменениями:
впр № 21 "Беспокоят ли Вас до сих пор
прошлые неудачи?"
впр № 78 "Часто ли Вы размышляете о
неудачах в прошлом?"
впр № 116 "Правда ли, что Ваши
незначительные неудачи редко Вас беспокоят?"
впр № 165 "Правда ли, что Вы мало
сожалеете о прошлых неудачах и невзгодах?". При этом нет
ни одного вопроса про особенности переживания человеком
удачи и успеха.
Положительным эмоциям и ситуациям в
тесте уделено 23 вопроса, при этом только один можно
назвать полностью положительным. Это впр № 27 "Часто ли
Вы напеваете или насвистываете просто ради
удовольствия?". Хотя люди тревожные даже здесь могут
подумать, что это плохо, раз об этом спрашивают в тесте.
Остальные вопросы можно скорее назвать условно
положительными:
впр № 10 "Интересуют ли Вас другие люди
очень сильно
[3] ?"
впр № 28 "Считают ли Вас друзья
сердечным отзывчивым человеком?"
впр № 30 "Доставляет ли Вам удовольствие
рассказывать последние сплетни о Ваших знакомых?"
Формулировка вопроса заведомо осуждает тех, кому это
приятно.
впр № 112 "Вы открыто и искренне
восхищаетесь красотой других людей?"
Или сам вопрос о положительных
способностях касается редких ситуаций, например: впр №
51 "Можете ли Вы быть "заводилой" на вечеринке?" Многие
люди, у которых все в порядке с общением, не могут быть
"заводилой" на вечеринке.
В конце теста вопросы нагнетают мрачное
настроение с № 194 по № 199 все вопросы, по сути, о том
"как все плохо":
впр № 194 "Если Вы теряете какую-то
вещь, приходит ли Вам в голову мысль о том, что "кто-то
должно быть украл ее или положил не туда"?"
впр № 195 "Если бы Вы подумали, что
кто-то относится к Вам и к Вашим действиям с
подозрением, стали бы Вы выяснять с ним этот вопрос
вместо того, чтобы предоставить ему самому разобраться?"
впр № 196 "Чувствуете ли Вы, что Ваш
возраст против Вас (что Вы слишком молоды или слишком
стары)?"
впр № 197 "Бывает ли у Вас грусть или
подавленность без видимой причины?"
впр № 198 "Часто ли Вы ворчите об
условиях жизни, с которыми Вам приходится сталкиваться?"
впр № 199 "Склонны ли Вы скрывать свои
чувства?"
Поэтому ответить утвердительно на впр №
200 "Считаете ли Вы, что у Вас много задушевных друзей?"
после всего этого крайне тяжело. Я бы даже
переформулировала этот вопрос: "Вы все еще считаете, что
у Вас много задушевных друзей?!"
Ряд вопросов данного теста сформулирован
в обвиняющей форме, вызывающей у человека чувство вины,
тревоги. В тексте вопроса присутствует косвенная
моральная оценка приведенных поступков. Это недопустимо
для психологического теста и психологического
консультирования, поскольку формирует однозначный ответ
и понижает уровень доверия к автору теста. Например: впр
№ 124"Часто ли Вы совершаете грубые бестактные ошибки?";
впр №. 157 "Считаетесь ли Вы с лучшими сторонами
большинства людей, лишь редко отзываясь о них
неуважительно?"; впр № 70 "Правда ли, что Вы полностью
осуждаете человека из-за того, что он Ваш соперник или
оппонент по какому-то вопросу Ваших с ним отношений?".
Даже там, где нельзя четко выделить обвинение, вопрос
сформулирован так, что в нем есть некоторое указание на
ущербность человека. Сравните: в тексте опросника вопрос
звучит так (впр № 84): "Верно ли, что Вы предпочитаете
следовать пожеланиям других, вместо того, чтобы делать
по-своему?". Понятно, что суть вопроса в том, что может
на человека повлиять другой человек или нет. Данный
вопрос можно было бы сформулировать так: "Вы часто
следуете пожеланиям других людей?", суть вопроса бы не
изменилось, но косвенное обвинение в безответственности
и слабохарактерности ушло. Или впр № 1 "Делаете ли Вы
необдуманные замечания или обвинения, о которых потом
жалеете?" можно было бы сформулировать так: "Часто ли Вы
сожалеете о своих словах, поступках?". Опять же суть
вопроса не изменилась бы, а обвинение ушло. К данной
категории можно отнести порядка 30 вопросов в тесте.
Некоторые вопросы являются вопиюще
бестактными, и двусмысленными: впр № 129 "Сторонник ли
Вы разделения людей по цвету кожи и классовой
принадлежности?" Как можно быть или не быть сторонником
явления, которое существует на протяжении всей
человеческой истории? Все равно, что спросить человека о
том сторонник ли он разделения суток на день и ночь. Или
это сбор компромата на отсутствие толерантности? В любом
случае данный вопрос лежит вне сферы психологического
консультирования. И это не единственный вопрос, из сферы
"социального компромата". Вопрос № 140 можно отнести
сразу к двум названным категориям "обвинения" и
"социального компромата": "Когда Вы голосуете, голосуете
ли Вы за одну и туже партию, вместо того, чтобы изучать
кандидатов и их предвыборные компании?". При такой
постановке вопросов у человека невозможно требовать
честных ответов! Но легко повысить чувство вины, за то,
что он нечестно отвечает и/или поступает плохо.
Обращает на себя внимание тот факт, что
в тесте есть ряд вопросов ориентированных на людей
склонных к роли "спасателя". Например: впр №146
"Стремитесь ли Вы прибраться в чужом доме, если там
беспорядок". Беспорядок – это плохо, скажет "спасатель",
я просто обязан помочь, ведь человек так страдает от
жизни в беспорядке. "Спасатель" просто не допускает
мысли, что кто-то может сам нести ответственность за
последствия своих поступков.
"Спасатель" – это одна из ролей, которую
реализует в жизни созависимый человек. Кто такие
созависимые люди? Это люди, которые патологически
эмоционально зависят от близкого человека (супруга,
родителя, ребенка). Мы все зависим эмоционально от
близких людей, и это нормально. Но только созависимые
люди считают, что они могут и должны контролировать
других, исправлять их, помогать, "спасать", составить
счастье другого человека, они считают, что лучше других
понимают и чувствуют своего партнера, всегда знают, чего
он хочет. Такие люди чаще всего становятся супругами
людей зависимых от психоактивных веществ и/или
становятся зависимыми от деструктивных культов. Т.е.
авторы теста ищут свою аудиторию, а не пытаются помочь
человеку разобраться в себе.
Следует также отметить, что любой тест
должен быть выдержан в определенном стиле по содержанию
вопросов. Это также необходимо для точности
интерпретации результатов. Если мы читаем журнальный
тест, то впр № 121 нас мало смутит: "Если расстояние не
слишком большое, то все же предпочтете доехать, чем идти
пешком?". Если мы на приеме у врача или медицинского
психолога впр № 97 "Хорошо ли Вы спите?" или впр № 122
"Беспокоит ли Вас когда-нибудь шум ветра или
"осаживающегося дома"?" так же мало смутит, ведь если мы
к ним обратились, нас что-то беспокоило. Но
использование таких вопросов в рамках одного теста в
сочетании с уже приведенными выше цитатами говорит о
том, что данный тест никак не может быть выдержан в
рамках одного жанра, а значит, он служит для подтасовки
ответов. Он не может передать многообразие человеческой
природы, многообразие способов построения общения. А
задача любого теста, даже журнального, – разделить людей
хотя бы на 3 категории по какому-либо признаку. И
простенькие, но качественные тесты в 5-6 вопросов с этим
справляются. Тесты в 200 вопросов разделяют людей, как
минимум, на 8 крупных категорий, не считая некоторых
тонкостей и особенностей.
А что же данный опросник? Далеко не
каждый здоровый, уравновешенный, спокойный и уверенный в
себе человек продолжит заполнение такого большого теста,
встречая обвиняющие его вопросы, двусмысленные,
сбивающие с толку и описывающие мрачные состояния. А кто
будет? Будет тот, у кого есть смутное ощущение, что
что-то в его жизни не так, или он знает, что у него есть
проблемы. Человек, который ищет ответы на свои вопросы и
решения своих проблем. Именно только эту временную
категорию людей точно классифицирует этот опросник.
Временную, т.к. в эту категорию попадает любой из нас
при определенных жизненных обстоятельствах. Это люди,
остро переживающие стресс, люди у которых преобладает
тревожно-мнительный эмоциональный фон, с депрессивным
настроением и склонностью к созависимости. У таких людей
занижена самооценка, и им, действительно, может быть,
нелегко общаться в таком состоянии даже с близкими
родственниками и друзьями. Но их проблемы куда глубже
простых проблем с общением. И авторы знают это, поэтому
в текст опросника и помещены столь разные по уровню
темы: общение и факторы, влияющие на здоровье и стресс.
Такие люди нуждаются в психологической помощи и порой
психологической реабилитации, а вместо этого их страхи и
тревоги, чувство вины и чувство собственной
неполноценности увеличиваются под воздействием данного
опросника. Они, беспокоясь за результат, звонят по
указанным телефонам и … попадают вместо реабилитации в
деструктивный культ. Где их психике наносят еще больший,
порой непоправимый, ущерб. А склонность к созависимости
доводят до тяжелой формы эмоциональной зависимости от
группы.
Алина Виноградова, психолог
Центр свщмч. Иринея Лионского - 10.10.2010.
Примечания
1. Способности - это индивидуальные
особенности личности, являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определённого рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям,
умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине
и прочности овладения способами и приёмами некоторой
деятельности и являются внутренними психическими
регулятивами, обусловливающими возможность их
приобретения. http://ru.wikipedia.org
2. Здесь трудно назвать точное число,
поскольку у некоторых людей описанные в тесте состояния
могут не сопровождаться чувством тревоги, агрессии и т.п.
3. Здесь и далее выделено мной - А.В.
|