Обвинение жертвы
"Моё имя Моника Пиньотти. Я состояла в
Церкви Cаентологии с декабря 1970 по август 1976 года.
Примерно с февраля 1973 по август 1976 я была членом
элитного саентологического братства "Морская организация"
(Sea Org). С мая 1973 по октябрь 1975 я жила на борту
корабля "Аполло", который являлся домом Л. Рона Хаббарда,
его жены Мэри Сью Хаббард и четверых его детей..."
(Из показаний под присягой Моники Пиньотти)
***
Слово "жертва" не очень популярно в
некоторых кругах, особенно среди последователей новых
философий, которые просачиваются сейчас в университеты и
другие учреждения. Допускать в таком окружении, что вы
являетесь жертвой, весьма нежелательно. Это требует
определённой храбрости, поскольку имеется устойчивая
тенденция обвинять жертву.
Некоторые отождествляют понятия "быть
жертвой" и "быть беспомощным, мнительным, не способным
управлять своей жизнью". Последнее - это совсем не то, что я
имею в виду, когда говорю о саентологии, о том, что была там
жертвой контроля над сознанием. И я также не думаю, что это
имеют в виду другие жертвы культов.
Одна из сторон дихотомии [1], предлагаемой некоторыми культами (особенно
появившимися относительно недавно), берёт за основу теорию,
согласно которой мы сотворили Вселенную своим сознанием, и
что нет никакой объективной действительности за пределами
той, которую мы создали сами. Таким образом, эта философия
утверждает, что мы есть Бог, и, следовательно, можем или
взять полную ответственность за наше создание или полностью
отказаться от ответственности и позволить созданию
контролировать нас – другими словами, стать жертвами. С этой
точки зрения, жертва всегда сама решает быть жертвой.
Эта предпосылка играет очень
существенную роль в саентологических аксиомах, которые
утверждают, что вся материя, энергия, пространство и время
являются творениями тэтана (в саентологии так называется
дух). Если эту идею рассматривать серьёзно (а, поверьте мне,
такое имеет место!), последствия оказываются роковыми. Глядя
с этой точки зрения, мы видим, что не может быть таких
категорий как "правда" или "ложь", потому что если мы сами
создали всю реальность, тогда ложь одного человека
оказывается правдой для другого и наоборот. Такое
мировоззрение исключает необходимость поиска иных причин
существующих проблем и способов их устранения.
Реальность, в соответствии с позицией
Л. Рона Хаббарда, основателя саентологии, представляет собою
совокупность того, что согласились считать реальным. И мы,
как саентологи, создавали некоторые ужасающие факты
действительности! В конце концов, если мы сами создаём нашу
собственную реальность, любые формы злоупотреблений могут
быть оправданы. Не существует справедливости или
несправедливости, потому что никто не может причинить
больший ущерб, чем тот, с которым жертва согласилась сама.
Вот до чего это доходит. Ребёнок, запираемый в цепном ящике
– это не жертва, потому что он сам создал реальность этого
случая! Эти представления оправдывают причинение вреда другим.
Однако, имеется альтернатива этой
ложной дихотомии, утверждающей, что вы либо ответственны за
всё, либо ни за что вообще. Эта альтернатива заключается в
том, чтобы признать наличие реальности вне нас самих или,
другими словами, действительности существующей независимо от
нашего сознания. Эта реальность может быть названа Богом,
природой, всем сущим или как-то ещё…
Вместе с такой альтернативой, нравится
нам это или нет, мы должны принять и то, что не всегда
ответственны за события, случающиеся с нами, будь они
хорошими или плохими. Понимание того, что мы не всегда
способны контролировать свою жизнь, может испугать, и именно
этой людской уязвимостью и пользуются лидеры различных
культов. Желание сбежать от действительности через учения
нового века вполне понятно, но люди, которые решаются на
это, должны уяснить, что цена, заплаченная за это, будет слишком дорога.
Когда мы признаём, что можем стать
жертвой, мы оказываемся перед фактом собственной смертности,
оказываемся перед фактом, что можем, например, серьёзно
заболеть, несмотря на упорные усилия остаться здоровыми. Или
же перед вероятностью, ничего не зная о контроле над
сознанием, подвергнуться определённому воздействию, и стать его жертвой.
В 18 лет, я стала жертвой культа,
поскольку была невежественна в вопросах контроля над
сознанием. Оглядываясь назад, на свой горький шестилетний
опыт, я могу сказать с абсолютной уверенностью, что если бы
в начале своего пути я знала о саентологии всё, то никогда
бы не позволила себя вовлечь. Однако культы на то и культы,
чтобы работать иначе. Первое время меня вводили в
заблуждение, рассказывая, что саентология является
противницей авторитаризма и жестокости. Нам предлагали
просто посмотреть вокруг, чтобы убедиться в этом. Но
коварство заключалось в том, что на каждом новом шагу,
приближавшем меня к верхушке группы, я открывала для себя совсем другую реальность.
Когда саентология предстала моему взору
в своём истинном обличии, оказалось уже слишком поздно,
потому что к тому времени я была настолько вовлечена в
культ, что уход представлялся мне чем-то совершенно
немыслимым. Как нас учили, желание покинуть группу якобы
проистекает из того факта, что я, осознавая или нет,
совершила преступления против неё и, таким образом, против
человечества в целом. Я верила, что в случае ухода буду
обречена на духовную смерть и вечное пребывание в ловушке по
имени "Планета Земля". Такая судьба, как мне представлялось,
была гораздо хуже, чем что-либо, что могло когда-нибудь
случиться со мною в пределах культа. Я стала невольной
пленницей этих обстоятельств. Я стала жертвой.
Однако, принимая этот факт, мне
хотелось бы чётко прояснить ещё и следующее: я не считаю,
что убеждение в существовании неподвластной нам внешней
действительности отвергает проявление свободы воли. Имеется
великое множество ситуаций, где мы можем делать свой
собственный выбор; жизнь содержит достаточное количество
подобных случаев для тех, кто ищет повод воспользоваться
ими. Так, на примере проблемы с культами, можно взять рычаги
управления судьбой в свои руки, если изучать и просвещать
других относительно техник контроля над сознанием, поэтому
если мы столкнёмся с этими техниками в дальнейшем, то сможем
сделать выбор и не позволить вовлечь себя в ловушку. Я
глубоко верю в то, что воля человека в значительной степени
свободна, однако свобода воли – это как раз то, что культы в итоге отбирают у людей.
Переломной точкой моего духовного
исцеления после саентологии стал момент, когда я смогла
принять факт, что была жертвой. Тогда я поняла, что снова
способна естественным образом управлять своей жизнью.
Поэтому, возвращая утраченное равновесие себе или помогая в
этом другим, попробуйте внутренне принять, что причина
случившегося, хотя бы отчасти, находилась в неподвластной
нам объективной действительности. Совершив это, я освободила
свою душу от многолетнего груза незаслуженной вины, стыда,
упрёков и самоосуждения, вместе с тем ощутив себя радостной,
мечтательной и полной жизненной энергии личностью, какой я
была в самом начале моего вовлечения в культ.
Monica Pignotti (Моника Пиньотти) для Cult Awareness
Network News, сентябрь 1989 г.
www.holysmoke.org
Перевод Алексея Кондрашова, 2007 г.
Предупреждение
Прежняя Сеть Просвещения о Культах
(Cult Awareness Network или сокращённо CAN) была
ликвидирована через суд преступной группировкой саентологов.
Они довели её до банкротства и переоформили все права на
владение CAN, включая название "Cult Awareness Network", так
что если сейчас вы позвоните в Сеть просвещения о Культах,
то будете разговаривать с саентологами! Сектанты смогли
осуществить эту вопиющую несправедливость, специально
сфабриковав против CAN серьёзное обвинение. Им удалось
выиграть дело, и судья постановил передать упомянутой
структуре весь архив, в котором содержались сведения о
большинстве людей подававших жалобу или желавших получить
помощь. Сообщайте всем, что новая Сеть Просвещения о Культах
теперь является частью криминального саентологического
синдиката! [2] – февраль 2003.
Примечания к статье "Обвинение жертвы"
1. Здесь дихотомия – это идея,
имеющая два взаимоисключающих утверждения.
Например: "всякий человеческий поступок является либо
добром, либо злом". (прим. перев.)
2. Обстоятельства этого дела более подробно описаны на странице 207 книги
Стивена Хассена "Освобождение от психологического насилия"
(Стивен Хассен, Освобождение от психологического насилия, -
СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 400 с. - (Проект
"Психология-BEST")). Очень содержательная и во многом
незаменимая книга для всех интересующихся проблемами
деструктивных культов и манипуляцией сознанием. (прим. перев.)
Центр свщмч. Иринея Лионского, г. Москва
|