Как общаться с саентологами
Общение с сектантами на работе
Для религии важно, какой образ человека
она насаждает. О воззрении на человека, как на "тетана" уже
говорилось, однако еще важнее опасная убежденность в том,
что "правоверные" и "владеющие истиной" связаны долгом
только со своей религией и при опасных обстоятельствах
обязаны стоять за организацию и единоверцев.
На это нужно обращать внимание, прежде
всего, тогда, когда саентологические идеи и люди,
проникнутые этими идеями, действуют в окружении, чуждом
саентологии, будучи, например, сотрудницами учреждений или инструкторами по менеджменту и т.п.
Возможная опасность состоит, например,
во влиянии на производственную атмосферу в русле идеологии
"подавляющей личности", или "антисаентологов", и в реакции
на любую форму критики.
Проблемы вызывают и перенесение основ
саентологии на сферу производства, подчиненную
соответствующему работнику, и завышенная самооценка
саентолога, и связанная с ней вероятная заниженная оценка
тех сотрудников, которые не имеют отношения к саентологии
или даже настроены против нее; таким сотрудникам могут
перекрывать перспективы повышения.
А если для саентолога открывается
возможность замещать производственные вакансии, то следует
ожидать, что он ("для блага предприятия") привлечет в сферу
своего влияния лиц, придерживающихся той же ориентации.
Существует возможность и для того,
чтобы сторонники соответствующих воззрений (скорее всего без
огласки) привлекались в систему повышения квалификации.
В связи с саентологией возникают также
размышления о том, не может ли лояльность по отношению к
своей группе привести к тому, что конфиденциальная
информация (особенно в условиях конкуренции) не будет
сохраняться с должной сдержанностью, а используется в
интересах организации, фирмы или лица, близких к саентологии.
Еще более весомым представляется
аргумент, утверждающий, что история саентологии знает
значительное количество примеров того, как ее критики
подвергаются действиям, причиняющим им ущерб или вред. В
любом случае следует принимать во внимание, что при
конкретных обстоятельствах значительную роль играют личные
особенности того или иного человека: даже в такой
организации, как саентология, иногда находятся люди,
которые в конечном итоге ставят лояльность по отношению к
личному окружению (коллегам, семье и т.п.) выше, нежели долг перед организацией.
(Далее автор рассматривает
саентологов в производственных коллективах и организациях
как "подрывные элементы" и дает соответствующие рекомендации
для руководства, в том числе не оставлять без внимания
проступки и нарушения принятого порядка, не пренебрегать
просветительской, разъяснительной работой и помнить о том,
что семьям сотрудников, подвергающихся преследованию, также
грозит давление).
Семь советов тем семьям, которых затронула саентология
Следствием обращения члена семьи к
саентологии нередко бывают глубоко заходящие семейные
разногласия. Особенно часто это происходит там, где - а это
происходит сплошь и рядом - по саентологическим каналам
утекают значительные суммы денег и семья или друг занимают в
отношении саентологии критическую позицию.
1. Хорошенько запаситесь сведениями.
Для близких людей, как и в случае с другими сектами,
самое главное - быстро раздобыть основательные сведения о
саентологии и ее различных прикрывающих организациях. Этому
может поспособствовать и та книга, которую вы сейчас держите в руках.
2. Зафиксируйте весь ход события.
Имеет смысл завести что-то вроде дневника, чтобы
собирать информационные заметки, газетные вырезки и т.д., а
также фиксировать разговоры, встречи и т.п. Это облегчит
для вас разговор с консультантом и сделает консультацию более эффективной.
3. Немедленно свяжитесь с
компетентным консультантом! Контакт с консультантом
следует установить как можно скорее. В начальной фазе
своевременная и правильно направленная информация,
полученная у специалиста, может еще многое исправить [4]!
4. Поддерживайте контакт с
родственником-сектантом. Члены семьи должны уяснить, что
в отношении саентологии невозможно хранить нейтралитет.
Тот, кто не изъявляет готовности сотрудничать, мгновенно
объявляется "врагом", "подавляющей личностью" или, по
меньшей мере, "потенциальным источником проблем". В одном из
саентологических документов говорится: "Подводя итог,
можно сказать о людях, причиняющих беспокойство, что общее
направление относительно них - обрывать все нити общения,
так как чем дольше они сохраняются, тем больше трудностей у нас возникает... ".
Тем не менее, советуем: не позволяйте
ввести себя в заблуждение. Невзирая на "письмо разрыва"
поддерживайте связь с близкими людьми: звоните, поздравляйте
с днем рождения, пишите письма. При встречах и иных
контактах говорите на нейтральные темы, обо всем хорошем и
не задерживайтесь на вопросе саентологии. Говорите об общих
интересах и увлечениях, о приятных воспоминаниях детства, о семейных делах, музыке и т.п.
5. Не позволяйте на себя давить.
Имитировать заинтересованность или доброжелательность не
имеет смысла, поэтому не соглашайтесь на игры, в аудитинг,
на посещение саентологических центров или что-нибудь в этом
роде. Последующее за этим отстранение от общения будет
воспринято как особое недоброжелательство.
6. Никогда не давайте денег. Не
берите на себя никаких обязательств, не давайте
поручительств и проинструктируйте на этот счет всех родных и
друзей. При некоторых обстоятельствах весьма полезно
проконсультироваться у юриста и/или нотариуса об
имущественных правах и праве наследования, поскольку
колоссальная потребность саентологов в деньгах может
подвигнуть кого-либо из членов секты, на поступки,
затрагивающие имущественные интересы тех, кто с саентологией не связан.
7. Займите ясную и твердую позицию.
Не скрывайте своего коренного неприятия
саентологической организации. Категорически воздерживайтесь
от устных договоренностей. При этом яснее выражайте свое
принципиальное решение не порывать с родственником, которое
никак не зависит от различия во мнениях. Сотрудничайте с
организациями родительской инициативы.
Семь предложений для саентологов,
которые больше не хотят оставаться таковыми
Создается впечатление, что подчас легче
вступить в секту, нежели оттуда выйти, ибо выход вызывает
массу осложнений. Выйти из организации саентологов просто,
но для этого требуется определенная решимость. Долг семьи,
друзей и знакомых - не только по возможности поддерживать
такое решение, но признать и оценить его, так как ошибаться
легко. Заслуживает уважения тот, кто сам исправляет
последствия своего ошибочного решения.
1. Прекратите играть в эти игры!
Не следует соглашаться на "обычную форму" выхода (эта
"форма" представляет собой бумагу вроде обходного листа,
которую подписывают всевозможные функционеры секты),
поскольку это означает (дальнейшее) признание правил
саентологических игр и давит на психику.
2. Объявите о своем уходе! Лучше
всего напишите письмо и отправьте его как заказное с
уведомлением о вручении или по факсу. Одна женщина,
например. в свое время написала приблизительно следующее:
"N-ской саентологической
организации г. N. Многоуважаемые дамы и господа! Этим
заявлением я объявляю недействительными любые подписанные
мной в вашей организации бумаги, так как я подписывала их,
будучи введенной, в заблуждение. Я отказываюсь от
какого-либо вида членства в организации. Прошу исключить
любые данные, имеющие ко мне отношение, из всех
(саентологических) записей в стране и за рубежом.
Отказываюсь от всех нежелательных для меня форм общения:
писем, телефонных звонков или попыток установить личный
контакт. Я сохраняю квитанции за все выплаченные мною суммы
и/или храню все присланные мне счета. Подпись".
Внизу припишите названия организаций, в
которые вы посылаете копии, например церковных организаций,
полиции, местной газеты и т.п., и тотчас отошлите эти
копии. Пометка "копии посланы" с указанием мест показывает
саентологам, что они имеют дело не с изолированным
индивидуумом, а с человеком, получающим квалифицированную
правовую поддержку и готовым вынести любые формы давления на
него на суд общественности.
3. Требуйте изъятия своих данных!
Каждый человек имеет право на информацию о собранных (о
нем) данных, об их исправлении или аннулировании. В случае
необходимости следует обратиться в учреждение, отвечающее за соблюдение права на информацию [5].
4. Защищайтесь от дальнейших
финансовых потерь! Аннулируйте доверенности, защитите
свой счет и кредитную карточку, отзовите последние отчисления.
5. Потребуйте возвращения
выплаченных вами денег! Ваши деньги, зачастую
выплаченные как предоплата, можно потребовать назад с
процентами, прежде всего в случае, если они еще не истрачены
по правилам, принятым в саентологии [6].
6. Требуйте соответствующей оплаты
за проделанную вами работу! Тот, кто расстается с
саентологией, может, как правило, потребовать, чтобы, ему
оплатили работу, за последние два года, включая налоговые
отчисления и социальное страхование. Нужно только
своевременно об этом позаботиться, не откладывая дела надолго.
7. Пригласите компетентного
консультанта! Если к вашему делу необходимо подключить
юрисконсульта. Расходы в
определенных обстоятельствах можно будет возложить на
саентологов. В России за консультацией можно обратиться
по следующим адресам.
Возможен ли диалог с саентологией?
Размышляя о том, как вести себя с
саентологами или иными порождениями хаббардизма, необходимо
принимать во внимание тот факт, что эта система не
рассчитана на подлинный диалог, поскольку, согласно ее
идеологии, все "внешние" - это в лучшем случае "предочищенные",
которые неспособны постичь истинное положение вещей и
действовать адекватно, или даже просто гуманоиды, то есть
всего лишь человекообразные существа.
Следует подумать также и о том, что со
стороны этой организации никакого истинного стремления к
диалогу не наблюдается и что все попытки диалога в лучшем
случае служат саентологам для защиты и саморекламы. С
отдельным человеком не будут считаться там, где сама
организация - это одновременно и средство спасения, и его цель.
Все это нужно иметь в виду при любых
попытках ближе познакомиться с явлением саентологии на
основе "определенной открытости, а также вхождения в
предмет". При определении сущности общения с саентологами
встает вопрос не только о "стремлении к знакомству с
предметом на основе научных и обоснованных предпосылок" (к
сожалению, это требование соблюдается весьма и весьма
редко!), но и о требованиях любви к ближнему или к врагу.
Необходимо помнить и о том, какие
последствия для души возникают при некритическом и близком
общении с саентологическими организациями в их
идеологических и организационных формах. Формулировки,
имеющие целью втереться в доверие, в которых христианское
понятие примирения переводится как "речь идет о том, чтобы
"очистить разрыв БРК" с Богом", не свидетельствуют ни о
достойном богословии, ни о сущностном понимании
саентологии. Степень вреда, причиняемого необдуманными
формулировками типа "во всяком случае христиане и
саентологи придерживаются единого мнения о том, что
необходимо что-то вроде спасения", может оценить, наверное,
лишь тот, кто в своем душепопечительском труде неоднократно
сталкивался с людьми, которых саентология травмировала,
злоупотребив их доверием.
Как же христианам говорить с саентологами?
Говорить можно и нужно с отдельными
верующими и сотрудниками саентологии. Разговор должен идти
в первую очередь об основополагающих и не исправляемых самим
человеком заблуждениях [7]. Христиане должны выдвигать тезис
о том, что Бог противопоставлен человеку, и что человек не в состоянии занять Его место.
Ошибки и злоупотребления, как
организации, так и ее основателя можно и должно использовать
как примеры. Главными темами во время таких встреч, носящих
душеспасительный характер, должны стать покаяние и прощение
вместо безоглядного стремления властвовать, благодать вместо
упоения своей организацией и заповеди Божий вместо
хаббардовской "этики", а также библейское свидетельство о
том, что падший, ущербный человек был избран Богом по любви,
а не предназначен Им для постоянной борьбы за технологию
выживания.
Томас Гандоу
Текст приводится по печатному оригиналу
из книги "Капкан безграничной свободы". Сборник
статей о Саентологии,
Дианетике и Л. Р. Хаббарде. Под ред.
А. Л. Дворкина. - М., Издательство Братства Святителя Тихона, 1996. - 160 с.
Примечания и ссылки
1. Из книги: Ф.-В. Хаак, Т. Гандоу.
Саентология, Дианетика и другие хаббардизмы. Пер. М.
Журинской, 1995. (F.-W. Haack, Th. Gandow, "Scientology,
Dianetik und andere Hubbardismen". Munchen, 1993). Текст
переведен с небольшими сокращениями; краткое содержание
опущенных фрагментов передается в угловых скобках.
2. Значение закавыченных слов см. в "Словаре хаббардизмов".
3. F.-W. Haack. Ratschlaege - Jugendreligionen - Bewegungen und Sekten. Was koennen
Betroffene und Verantwortliche tun? Munchen, 1983.
4. См. Приложение 2 - "Куда обратиться?"
5. Это положение Всеобщей декларации
прав человека, также отраженное в законодательстве
Российской Федерации. В случае нарушения этих прав граждане
РФ могут обращаться в суд с иском о защите чести и
достоинства, а также в Палату по информационным спорам при
президенте РФ для привлечения к ответу газет, опубликовавших порочащие граждан сведения.
6. Такие случаи предусмотрены законодательством Германии. В России добиться этого будет гораздо сложнее.
7. Лат. peccata originis понимается и как "изначальное заблуждение", и как "первородный грех".
Центр свщмч. Иринея Лионского, г. Москва
|