Ложь и факты о Роне Хаббарде
Утверждения и факты
В данной подборке не
ставится цель провести полноценный анализ деятельности
Л. Рона Хаббарда, основателя Дианетики и Саентологии. Моей
задачей было найти те факты, которые последователи Л. Рона
Хаббарда выдают за изобретения или открытия Л. Рона Хаббарда,
тем самым вводя в заблуждение не только своих новых
приверженцев, но и широкую общественность, которая видя у
других организаций и движений громко рекламируемые саентологами научные методы и инструментарии, принимают эти
организации и движения за последователей Л. Рона Хаббарда.
Это похоже на то, как если бы изобретенный в 1893 году
А.С.Поповым передатчик для системы телеграфии без проводов
был бы в 1955 году разрекламирован Л. Роном Хаббардом, а
затем в наши дни каждый, кто пользуется мобильным телефоном – считался бы саентологом.
Л. Рон Хаббард утверждал, что он в 1953 году
придумал название своей организации – "Scientology".
Факты
Название учения "Scientology"
впервые встречается в книге Аллена Апварда "Новое слово" ("The
New Word"), написанной в 1901 году и опубликованной в 1908 году в Лондоне.
В 1934 году вышла книга "Саентология
(Scientologie): Наука о внутренней природе и применимости
знаний", издательство "Эрнст Райнхардт" в Мюнхене
(Германия). Этот труд принадлежит немецкому философу,
доктору А. Норденхольцу (Dr. A. Nordenholz).
Ознакомиться с отрывками из этой книги можно
на англоязычном сайте
http://www.scientologie.de
Выводы
Понятие "Scientology"
принадлежит Алену Апварду (1908 г.), а понятие
"Scientologie" как научное, принадлежит А.
Норденхольцу (1934 г.).
Л. Рон Хаббард утверждал, что "E-Metr"
(прибор для измерения умственной массы), - его изобретение.
Факты
"Электропсихометр" (в
последствии названный Л. Роном Хаббардом – "E-Metr") был
сконструирован американским физиком В.
Метисоном (Volney
G.Mathison) в 1940-х годах. В оригинале прибор имел разные
названия от "Mathison Electro-psychometer" до более
наукообразного названия "electro-encephalo-neuromentimograph"
("электро-энцефало-нейроментимограф").
Прибор был создан для
"изучения реакций бессознательного" на основе теорий
Зигмунда Фрейда о "психоаналитической" модели памяти, и, в
частности, учении о "бессознательном".
Прототипом прибора
служили уже известные в Великую отечественную войну
полиграфы: "Skin Galvan-ometer" и "Lie Detector". В 1952
году Волни Метисон передал права Л. Рону Хаббарду, а в 1966
году Л. Рон Хаббард получил патент на "E-Metr" (US Patent
3,290,589 issued Dec. 6th, 1966, Device for Measuring and
Indicating Changes in the Resistance of a Human Body, Inventor: Lafayette R. Hubbard).
Справка: Сын Хаббарда - Рональд
Младший, однако считал, цитата: "Мой отец получил
права на Е-метр в 1952 году от Волни Мэтисона путем, каким
он обычно все делал - обманом и принуждением". Свидетельство
Рональда Хаббарда Младшего под присягой в суде -
http://www.lermanet2.com/ cos/rondewolf.htm
Открытия в области связи
эмоционального состояния и электрокожного сопротивления
(КГР) произвел в 1888 году наш соотечественник, физиолог,
князь И.Р.Тарханов, ученик И.М.Сеченова. Подобные
эксперименты проводились в эти же годы и за рубежом
физиологами У. Фере, О. Верагутом, психологами В. Вундтом, У. Джемсом.
Справка о теории И.Р.Тарханова: любое раздражение, нанесенное человеку, через
1-10 сек. латентного периода вызывает сначала легкое и
медленное, а затем все ускорявшееся отклонение зеркала
гальванометра, часто выходящее за пределы шкалы. Это
отклонение иногда продолжается еще несколько минут по
прекращении действия раздражителя. Постепенно зеркало
гальванометра возвращается в исходное положение.
Тогда же было замечено, что
электрические явления в коже человека резко усиливаются при
мнимом воображении ощущения, при абстрактной умственной
деятельности, при возбуждении нервной системы, при
утомлении, и других умственных операциях.
Справка об электрической активности
кожи: Методы регистрации. Измерение и изучение
электрической активности кожи (ЭАК), или
кожно-гальванической реакции (КГР), впервые началось в конце
19 в., когда почти одновременно французский врач Фере и
российский физиолог Тарханов зарегистрировали: первый -
изменение сопротивления кожи при пропускании через нее
слабого тока, второй - разность потенциалов между разными
участками кожи. Эти открытия легли в основу двух методов
регистрации КГР: экзосоматического (измерение сопротивления
кожи) и эндосоматического (измерение электрических
потенциалов самой кожи). Следует помнить, что эти методы дают несовпадающие результаты.
В настоящее время ЭАК
объединяет целый ряд показателей: уровень потенциала кожи,
реакция потенциала кожи, спонтанная реакция потенциала кожи,
уровень сопротивления кожи, реакция сопротивления кожи,
спонтанная реакция сопротивления кожи. В качестве
индикаторов стали использоваться также характеристики
проводимости кожи: уровень, реакция и спонтанная реакция. Во
всех трех случаях "уровень" означает тоническую составляющую
ЭАК, т.е. длительные изменения показателей; "реакция" -
фазическую составляющую ЭАК, т.е. быстрые, ситуативные
изменения показателей ЭАК; спонтанные реакции -
краткосрочные изменения, не имеющие видимой связи с внешними факторами.
Установлено, что сопротивление кожи колеблется в пределах от 10 КОм до 2 МОм.
Так, ЭКС лица и тыла кисти находится в пределах от 10 до 20
Ком, кожи бедра - 2 МОм, ладони и подошвы - от 200 КОм до 2 Мом
Справка о нейроне: Нейрон -
нервная клетка, через которую передается информация в
организме, представляет собой морфофункциональную единицу
ЦНС человека и животных. При достижении порогового уровня
возбуждения, поступающего в нейрон из разных источников, он
генерирует разряд, называемый потенциалом действия. Как
правило, нейрон должен получить много приходящих импульсов
прежде, чем в нем возникнет ответный разряд. Все контакты
нейрона (синапсы) делятся на два класса: возбудительные и
тормозные. Активность первых увеличивает возможность разряда
нейрона, активность вторых - снижает. По образному
сравнению, ответ нейрона на активность всех его синапсов
представляет собой результат своеобразного "химического
голосования". Частота ответов нейрона зависит от того, как
часто и с какой интенсивностью возбуждаются его
синаптические контакты, но здесь есть свои ограничения.
Генерация импульсов (спайков) делает нейрон недееспособным
примерно на 0,001 с. Этот период называется рефрактерным, он
нужен для восстановления ресурсов клетки. Период
рефрактерности ограничивает частоту разрядов нейронов.
Частота разрядов нейронов колеблется в широких пределах, по
некоторым данным от 300 до 800 импульсов в секунду
Динамика кожно-гальванической
реакции в процессе решения мыслительной (шахматной) задачи
(по О.К.Тихомирову, 1984).В нижней части рисунка даны сопровождающие решение речевые
рассуждения. Резкое падение сопротивления кожи является
показателем эмоциональной активации в момент принятия решения
Первым, кто создал аппарат
фиксирующий изменение кожно-гальванической реакции на
словесно-визуальные раздражители (запись велась на восковом
валике), был А.Р. Лурия (1918 год) – один из основателей
российской психологии и психофизиологии XX в.. Еще в 20-х
годах А.Р. Лурия провел эксперименты с применением
технических средств для оказания помощи прокуратуре в
изобличении убийц. Результаты эксперимента поразили даже
видавших виды следователей: убийца был быстро опознан среди ряда подозреваемых и изобличен.
На основе изобретения
А.Р. Лурии, в 1921 году в США студентом-медиком
Калифорнийского университета и сотрудником Полицейского
департамента американского города Беркли штата Калифорния,
Джоном Огастусом Ларсоном был создан полиграф ("детектор
лжи"), в состав которого входил КГР.
Выводы
Названный в 1966 году Л. Роном Хаббардом прибор
"E-Metr" – является полезной моделью прибора В.Метисона (1952 г.).
Открытие кожно-гальванической реакции принадлежит И.Р.Тарханову (1888
г.), а изобретение прибора – А.Р. Лурии (1918 г.).
Л. Рон Хаббард утверждал, что
именно он открыл наличие у человека реактивного ума
(реактивный банк), в котором записаны болезненные
переживания прошлого, и которые негативно влияют на жизнь человека в настоящем.
Факты
Концепция бессознательного,
впервые четко сформулирована Лейбницем ("Монадология", 1720
г.), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной
деятельности, лежащую за порогом осознанных представлении,
возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных
перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического
объяснения бессознательного предпринял Давид Гартли
(1705-1757), связавший бессознательное с деятельностью
нервной системы и создавший первую материалистическую теорию
бессознательного. Эммануил Кант (1724-1804) связывал
бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувствах, познании.
В начале 19 века началось
собственно психологическое изучение бессознательного. (И. Ф.
Гербарт, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс). Динамическую
характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824),
согласно которому, несовместимые идеи могут вступать между
собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из
сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Фрейд в 1930-х годах
разработал учение о бессознательном как продукте вытеснения
инфантильных и запретных переживаний в детстве, которые
сохраняют свой энергетический потенциал и проявляются в виде
психических нарушений в более позднем возрасте.
В России материалистическое
понимание бессознательных явлений психики связано с именами
И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова (1920-1940-е годы).
Выводы
Названная в 1950 году
Л. Роном Хаббардом область психики "реактивный ум", на самом
деле является "бессознательной областью психики", и это
открытие принадлежит группе ученых: Лейбниц, Гартли, Кант,
И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс, Гербарт,
З.Фрейд, К. Юнг, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов (1720-1940 г.г.).
Л. Рон Хаббард утверждал, что
он открыл механизм реактивного ума – "стимул-реакция".
Действия этого механизма заключается в том, что ранее
произошедшая травмирующая ситуация, даже по прошествии
множества лет, может включиться в виде соматических
проявлений (необъяснимых болей, эмоциональных переживаний)
при наличии в настоящем чего-либо схожего с прошлой травмирующей ситуации.
Факты
Польский математик, основатель общей семантики, граф Альфред Коржибски (Alfred
Korzibsky описал основную теорию психогальванометра
(предшественника "Е-Metr"), а также феномен "А=А", и много
чего другого в своей работе "General Semantics (it"s not
what you think)" (1920-е – 1930-е годы). Исследования
Коржибского оказали влияние на развитие гештальт-терапии,
рационально-эмоциональной поведенческой терапии (REBT) и
нейролингвистического программирования (НЛП). Согласно
третьему изданию "Science and Sanity", американская армия во
время Второй мировой войны использовала систему Коржибского
для лечения военных неврозов в Европе под руководством д-ра
Дугласа Келли. Идеи Коржибского оказали влияние на Грегори
Бейтсона, Уильяма Барроуза, Фрэнка Герберта, Бакминстера
Фуллера, Дугласа Энгельбарта, Элвина Тоффлера, Роберта
Хайнлайна, Л. Рона Хаббарда, Альфреда Ван Вогта, Роберта Антона Уилсона и других.
Русский ученый физиолог
И.П. Павлов получил в 1904 г. Нобелевскую премию по
физиологии и медицине. Суть его работы заключается в том,
что на примере эксперимента с собаками он описал механизмы
создания условных и безусловных рефлексов. Его открытия были
положены в основу бихевиоризма (1910-е годы), - направление
в американской психологии, утвердившее ее предметом
поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций
на внешние стимулы (поведение на основе стимула-реакции).
Основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878-1958).
Справка о теории: И. Павлова и
феноменов: Эксперименты по фиксированию тонической и фазической составляющей кожно-гальванической реакции
проводили разные авторы на основе исследований И.Павлова.
Для начала рассмотрим, как они изучали различные феномены,
основанные на схеме классического обусловливания (процесс
научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает
ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что
второй сопровождает первый). На нижеследующем рисунке показана схема
классического обусловливания (научения).
Психологи разработали множество вариантов
Павловского эксперимента. Чтобы оценить эти варианты, укажем
на некоторые важные аспекты эксперимента И. Павлова. Каждое
парное предъявление условного стимула (свет) и безусловного
стимула (пища) называется "пробой". Пробы, во время которых
испытуемый научается ассоциировать эти два стимула, называют
"стадией приобретения". Если реакция (слюноотделение) на
условный стимул (свет) не подкрепляется безусловным стимулом
(пищей), то есть неоднократно пропускается, то реакция
(слюноотделение) будет постепенно уменьшаться и это
называется угасание. Эти две стадии можно показать на
рисунках - Приобретение и угасание условной реакции:
Пример: Плоские черви
сокращают свое тело, когда их раздражают слабым
электрическим током, и если черви прошли через достаточное
количество сочетаний электрических ударов со световым
импульсом, то со временем они будут сокращаться в ответ
только на световой импульс, хотя в начале это был стимул не вызывающий реакции.
Пример: Перед сеансами
химиотерапии этим детям давали мороженное, чтобы они не так
расстраивались перед предстоящей процедурой химиотерапии,
которая очень часто вызывала у них тошноту. Но такое
подбадривание обернулось тем, что дети стали отказываться от
мороженного, даже вне ситуации химиотерапии, потому что их
тошнило от одного только вида мороженного или упоминания.
Пример: Крысу помещали в
закрытый ящик, в котором она периодически подвергалась
(через металлический пол) электрическому раздражению. Как
раз перед электрическим раздражением подавали сигнал в виде
звука - гудок. После неоднократного сочетания звука и удара
током звук сам по себе стал вызывать у крысы реакцию, как
будто ее раздражали электрическим током: она переставала
рыскать по ящику и притаивалась, кроме того, у нее
поднималось кровяное давление. У этой крысы был выработан
условный страх на звук, который когда-то был нейтральным
стимулом. Уотсон и Рэйнер утверждали, что у человека тоже
можно выработать такие условные страхи.
Пример: Психологи Jackobs и
Nadel изучали приобретение страхов у человека, особенно в
раннем детстве. Например, у человека, который сильно боится
кошек, когда-то давно был кот, который являлся условным
стимулом для некоторых вредных безусловных стимулов (во
время интереса ребенка к животному оно проявляло агрессию и
царапалось). Если у этого ребенка не устранять страх, он,
даже будучи взрослым, просто будет избегать кошек и не любить их.
После того как условная
реакция (страх) стала ассоциироваться с определенным
стимулом (звук в виде гудка), эту же реакцию может вызывать
другой стимул, похожий на него (звук, напоминающий гудок).
Это было подтверждено экспериментом. У человека был
выработан условный рефлекс – средней силы эмоциональная
реакция на звук соответствующий ноте ДО малой октавы.
Уровень эмоциональной реакции можно измерить по
кожно-гальванической реакции (КГР), так как во время
эмоционального напряжения изменяется электрическая
активность кожи. У этого человека КГР будет меняться также в
ответ на более низкий или более высокий тон без специального
научения (обусловливания). Чем больше новые стимулы похожи
на первоначальный условный сигнал (звук ноты ДО малой
октавы), тем вероятнее они будут вызывать условную реакцию.
Этот принцип называется генерализация, где частично
объясняется способность человека реагировать на новые
стимулы, сходные с уже знакомыми. Это эффект можно
понаблюдать на графике представленном на нижеслужующем рисунке.
Стимул 0 означает тональный
звук (нота ДО малой октавы), который первоначально служил
условным сигналом кожно-гальванической реакции. Стимулы +1,
+2, +3 звуки, высота которых возрастает на похожесть с
первоначальным тональным звуком 0. Стимулы -1, -2, -3
представляют звуки, высота тона которых убывает. Чем больше
новые стимулы ( -1 и + 1) похожи на первоначальный тональный
звук 0, тем вероятнее они вызывают похожую эмоциональную
реакцию, которую измеряют по кожно-гальванической реакции.
Психологи Baer и Fuhrer
проводили эксперимент, подтверждающий другой феномен –
дифференцировка – реакция на различие. Человеку предлагали
два стимула – два звуковых тона, один тон меньшей частоты
700 Гц, второй – тон большей частоты 3500 Гц. Первый тон был
условным сигналом №1, за которым всегда подавали безусловный
стимул – электрическое раздражение левого указательного
пальца. Второй тон был условным сигналом № 2, и за ним
ничего не следовало. Первоначально у испытуемых появлялась
эмоциональная реакция, которая фиксировалась по амплитуде
КГР, на оба тона, но в ходе научения (обусловливания)
амплитуда КГР на условный сигнал № 1 (тон меньшей частоты)
постепенно возрастала, а на условный сигнал № 2 (тон высокой
частоты) уменьшалась. В ходе такого дифференциального
подкрепления у испытуемых вырабатывается условная реакция различения этих двух тонов.
На нижеследующем рисунке показано как происходит дифференцировка
(УС-1 – звуковой тон 700 Гц, УС-2 – звуковой тон 3500 Гц.).
На графике видно, как в ситуациях, когда после предъявления УС-1 сразу подавали
электрический ток как безусловный сигнал, эмоциональная
реакция испытуемых увеличивалась. Когда электрический ток
не предъявлялся после УС-2, эмоциональная реакция со
временем уменьшалась. И таким образом, высокий тон УС-2 стал
сигналом для торможения эмоциональной реакции.
Генерализация и дифференцировка происходят в повседневной жизни. Маленький
ребенок, который научился ассоциировать вид своей комнатной
собачки с игривостью, может поначалу относиться так ко всем
собакам. Со временем, благодаря дифференциальному
подкреплению, этот ребенок будет ожидать игривости только от
собачек, похожих на его собственную. Вид угрожающей собаки
будет тормозить реакцию приближения ребенка к ней.
"Что заключает в себе
понятие рефлекса? – пишет И. П. Павлов. – Теория
рефлекторной деятельности опирается на три основных принципа
точного научного исследования: во-первых, принцип
детерминизма, то есть толчка, повода, причины для всякого
данного действия, эффекта; во-вторых, принцип анализа и
синтеза, то есть первичного разложения целого на части,
единицы, а затем снова постепенного сложения из единиц,
элементов; и, наконец, принцип структурности, то есть
расположения действий силы в пространстве, приурочение динамики к структуре".
Выводы
"Открытие" Л. Роном Хаббардом
механизма реактивного ума – "стимул-реакция" (1950 г.),
принадлежит И.П. Павлову (1904 г.).
Л. Рон Хаббард утверждал, что
придумал процессинг при помощи прибора "E-Metr", позволяющий
находить в реактивном уме преклира (клиента) инграммы
(содержащие записи боли), фиксированные идеи и МПЦ.
Факты
Известно, что итальянский
криминалист Чезаре Ломброзо в 1890-х годах применял первый
прототип детектора лжи, основанный на мосте уитсона. Ему же
принадлежит заслуга в разработке одной из первых методик
проверки. Способ Ч. Ломброзо и его книга "Человек,
совершивший преступление", в которой автор описал ряд
успешно расследованных им, посредством инструментального
способа, преступлений в немалой степени способствовали
дальнейшему развитию метода лайдетекции (этим термином
называют методику применения полиграфов для выявления
степени искренности человека при ответах на вопросы).
Впервые метод регистрации
неосознаваемых эмоциональных реакций с помощью измерения
электрического сопротивления кожи в психотерапию ввел в 1906
г. швейцарский психолог Карл Юнг, которому принадлежит сам
термин "кожно-гальваническая реакция" (в настоящее время
вместо него все шире используется термин "электрическая
активность кожи" - ЭАК). Как заявлял К. Юнг, нам не доступно
прямое исследование бессознательной области психики, потому
что "бессознательное есть бессознательное, и мы,
следовательно, не имеем с ним никакой связи". Также К.Г. Юнг
проводил своим пациентам оценку их бессознательной области
психики при помощи специально разработанных оценочных
списков, позволяющим найти в бессознательной области понятия
и символы, вызывающие заболевания или неадекватные реакции
пациента. В своей книге "Изучения и анализ слов" (1906 г.),
К.Г. Юнг описывает методику подсоединения человека,
держащего в руках электроды, к прибору, измеряющему
изменения в сопротивлении кожи, в то время как ему читаются
слова из подготовленного заранее списка. Если слово в этом
списке было эмоционально заряжено, происходило изменение в
сопротивлении тела, вызывая отклонение стрелки
гальванометра. Таким образом, Юнг работал для локализации
(определения) и разгрузки отрицательного неосознанного
материала (у Хаббарда, это "стирание заряженной картинки").
Этот метод исследования, используемый Юнгом, по крайней
мере, с начала 1900-ых, снова упоминался в работе М.Коллинз
и Дж. Дривера "Экспериментальная Психология" (1926 г.).
Другой физиолог в это время
исследовал электрические характеристики эмоций и мысли.
Симон в книге "Мнемоника" (The Mneme) (1915 г.), определяет
"инграмму" (Engram) как постоянный заряд, вызванный внутри
организма неким стимулом, где след от переживания этого
стимула "записан" в организме и образует часть его памяти.
Когда стимул повторяется, энергия, которую он освобождает,
протекает через эту "инграмму", захватывает какую-нибудь
линию поведения, и это, следовательно, ведет к более или
менее различной форме реакции. Знание этих результатов было
широко распространено в 1920-х: они упоминаются в работе
И.Б.Саксби (I.B.Saxby) "Психология Мышления".
Ухтомский Алексей
Алексеевич (1875–1942), советский физиолог, академик АН
СССР, ученик Н. Е. Введенского. Основываясь на трудах И. М.
Сеченова, Н. Е. Введенского и Ч. Шеррингтона, Ухтомский
открыл один из основных принципов деятельности нервной
системы, назвав его доминантой. Ухтомский в своем труде
"Доминанта как рабочий принцип нервных центров", (1923 г.)
писал: "И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма
конкретные факты и зависимости даны нам как порядок и связи
в пространстве и времени между событиями" (у Хаббарда, это
его Аксиома: Вселенная – это система законченных вещей).
Под доминантой он понимал
господствующий очаг возбуждения (у Хаббарда, это
"фиксированная идея" или "намерение"), который, с одной
стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с
другой одновременно подавляет активность других центров,
которые как бы отдают свою энергию господствующему центру,
т.е. доминанте. Особое значение Ухтомский придавал истории
системы, считая, что ритм ее работы воспроизводит ритм
внешнего воздействия. Благодаря этому нервные ресурсы ткани
в оптимальных условиях не истощаются, а возрастают. Активно
работающий организм, согласно Ухтомскому, как бы "тащит"
энергию из среды, по этому активность организма усиливает
энергетический потенциал доминанты (у Хаббарда, это
"прилипание сущности").
Для доминанты также
характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и
повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители,
некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют (у
Хаббарда, это "включение или отключение, при
присутствии или отсутствии рестимуляции").
Следы же прежней жизнедеятельности
могут существовать одновременно в виде
множества потенциальных доминант. При недостаточной
согласованности между собой они могут привести к конфликту
реакций (у Хаббарда, это "МПЦ"). В этом случае доминанта
играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса.
Ухтомский считал, что
истинно человеческая мотивация имеет социальную природу и
наиболее ярко выражается в доминанте "на лицо другого". Он
писал, что "только в меру того, насколько каждый из нас
преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на
себя, ему открывается лицо другого" (у Хаббарда, это
"присутствовать и наблюдать очевидное").
Идеи, развитые Ухтомским,
связывают в единый узел психологию мотивации, познания,
общения и личности. Его концепция, явившаяся обобщением
большого экспериментального материала, широко используется в
современной психологии, медицине и педагогике.
И.М. Сеченов (1829-1905),
русский естествоиспытатель-материалист, основоположник
отечественной физиологической школы и естественно-научного
направления в психологии, почётный академик Петербургской
АН. Применив хорошо известное слово "рефлекс", Сеченов
придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к
Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно,
машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают
различные автоматизмы в нашем теле (у Хаббарда, это "механизмы ума").
Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на работу мышцы, отвечающей на толчки из
внешней среды. Мышца, по Сеченову, это не только рабочая
машина, выполняющая команды мозга. Задолго до Сеченова было
открыто, что мышцы обладают чувствительностью. Но не только
в том смысле, что мы ощущаем в них боль или усталость. Мышца
– такова важнейшая мысль Сеченова – служит также органом
познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные)
окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних
пространственно-временных условиях совершается действие.
Более того, дальнейшие исследования привели Сеченова к
гипотезе, согласно которой именно работающая мышца
производит операции анализа, синтеза, сравнения объектов и
способна, как это доказывалось еще Гельмгольцем, производить
бессознательные умозаключения, иначе говоря, мыслить (у
Хаббарда, это основная идея в теории Дианетики о том, что
вся информация о происшедшем болезненном событии
записывается в клетке организма, получившей боль). Из этого
явствует, что лишь по видимости рефлекторная работа
завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее
работы передаются "обратно" в центры головного мозга и на
этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой
среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу
рефлекса, в отличие от рефлекторной дуги, действует рефлекторное кольцо.
Сеченов открыл так называемое центральное торможение. Когда рефлекс обрывается,
не перейдя в движение, то это, по Сеченову, вовсе не
означает, что первые две трети рефлекса оказались
напрасными. Не получив внешнего выражения, завершающая часть
рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения
познавательную нагрузку) "уходит вовнутрь", превращается в
мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить
организатором поведения (у Хаббарда, это "суждение,
основанное на незаконченном цикле"). Этот процесс
преобразования внешнего во внутреннее получил имя
"интериоризации". Понятие об интериоризации оказалось весьма
продуктивным и было использовано в дальнейшем многими
психологами, в том числе Жане и Фрейдом.
Предложенные Сеченовым идеи
были первыми в истории мыслями о построении психологии как
объективной науки, которая не может ограничиваться тем, что
"нашептывает обманчивый голос самосознания" (у Хаббарда, это
"влияние кейса"). И дальнейший ход развития
психологического познания доказал правоту Сеченова.
Д.Н. Узнадзе (1886-1950) -
грузинский психолог и философ, автор общепсихологической
теории установки и глава грузинской психологической школы,
директор Института психологии АН Грузии. Автор трудов по
теоретической и экспериментальной психологии установки, а
также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии.
Д.Н. Узнадзе доказал, что
перед всякой деятельностью человек заранее внутренне и
психологически готовится к ее осуществлению, хотя данный
факт может совершенно не осознаваться им (у Хаббрада, это
"расчет аналитического ума на будущее"). Факт
предварительной психологической подготовки человека к
определенному действию Д.Н. Узнадзе назвал установкой
("Основы экспериментальной психологии", 1925 г.).
Теория установки Д.Н.
Узнадзе превратилась в одно из серьезных теоретических
направлений советской психологии. По мнению известных
советских психологов А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия,
психологическое наследие Д.Н. Узнадзе представляет собой
значительное достижение нашей науки, внесшее огромный вклад
в формирование и развитие советской психологии.
Труды Узнадзе вошли в золотой фонд советской психологической науки. Из них особо
следует отметить "Психологические основы наименований"
(1923), "К проблеме постижения значения" (1927),
"Образование понятия в дошкольном возрасте" (1929), "Иллюзии
скорости движения" (1940), "Формы поведения человека"
(1941), "Развитие технического мышления в школьном возрасте"
(1942), "Внутренняя форма языка" (1947),
"К проблеме сущности внимания" (1947).
Идея о том, что на наше
повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, была
блестяще продемонстрирована Фрейдом в книге "Психопатология
обыденной жизни" (1901 г.). По Фрейду ничего случайного в
психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено.
З.Фрейд также экспериментировал с кожно-гальванической реакцией.
П.Л. Капица, всемирно
известный ученый, лауреат Нобелевской премии, в речи на
одном из международных симпозиумов, касаясь высшей нервной
деятельности человека, сказал, что "основателями этой
базисной науки считаются И.П. Павлов и Зигмунд Фрейд. Они
первые положили эксперимент в основу изучения процессов
мышления. Ими были найдены закономерности восприятия
человеком внешней среды, возникновения условных рефлексов,
влияния подсознания на деятельность человека" (Капица П. Л.
Эксперимент. Теория. Практика М. 1977. с .329).
Выводы
На самом деле метод поиска
инграмм, с использованием кожно-гальванической реакцией,
принадлежит К.Г. Юнгу (1906 г.), а идея о влиянии на нашу
жизнь записей из бессознательного – З.Фрейду (1901 г.)
Л. Рон Хаббард утверждал, что
он создал оригинальные тренировочные упражнения по общению
(ТУ), объективные процессы, методы обучения.
Факты
Леонардо да Винчи (Leonardo
da Vinci) (1452-1519 гг.), итальянский живописец,
скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения:
"…Я не премину поместить среди этих наставлений
новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может
показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее
он весьма полезен…".
С точки зрения К. С. Станиславского (настоящая фамилия - Алексеев) (1863 -
1938), русский режиссер, актер, педагог, создатель системы
актерского искусства: "Основным методом работы театральной
школы является самостоятельная работа самих учеников. Это
значит: самостоятельное нахождение творческого материала и
создание этюдов, самостоятельная работа над собой по
уничтожению физических и внутренних недостатков…". Перед
началом студийных показов Станиславский часто проводил
15-минутный "туалет-настройку", подводящую актеров к нужному самочувствию.
Упражнение Станиславского: ЛАДОНЬ
Задание: "Рассмотреть собственную
ладонь, сосчитать, сколько на ней складочек и линий".
Упражнение Станиславского: СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
Задание: Рассмотрите их внимательно –
вы обнаружите много нового, не замеченного раньше. Возьмите руку
соседа для сравнения. Кто найдет больше нового в своих пяти пальцах?
Упражнение Станиславского: РАССМОТРИТЕ ПРЕДМЕТЫ!
Задание: Рассматривайте какой-либо предмет, пока не найдете в нем что-то необычное,
то, что раньше не видели или чему не придавали значения.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940 г.г.), русский советский режиссёр и
актёр, народный артист Республики (1923). Настоящее имя -
Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor
Meyergold). Его слова: "В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться".
Теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б.
Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова
разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной
школы № 91 Российской академии образования.
Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные
групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети
открывают для себя основное содержание учебных предметов.
Дети сами открывают и познают основные правила, аксиомы,
схемы. В отличие от традиционной, эмпирической системы в
основу изучаемых курсов положена система научных понятий и
прояснения их до полного понимания. Отметок детям в
начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками
оценивает результаты обучения на качественном уровне, что
создает атмосферу психологического комфорта. Домашние
задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано
отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не
принимают информацию на веру, а требуют доказательств и
объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
Лепка из глины (пластилин) известна с древних времен. Египтяне лепили
фигурки, изображающие какую-либо информацию, и передавали их
"по почте" получателю. В древней Греции искусство лепки из
глины требовалось у претендентов на управляющую должность,
которые должны были вылепить Зевса, и чем точнее и полнее
отображалась суть Зевса в скульптуре, - тем больше гарантий получал претендент на должность.
Основатель Московского института маскотерапии (МИМа), созданного в 1990 году для
профилактики и лечения психических расстройств традиционными
и нетрадиционными методами, где, помимо классических
способов лечения (гипноз, психотренинг, рациональная
психотерапия, психоанализ и др.), впервые используется
МЕТОД СКУЛЬПТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. Применяемое в МИМе
лечение является плодом пятнадцатилетнего клинического
опыта, интенсивных научных разработок доктора Г. Назлояна и его учеников.
Очень широкомасштабно используется
лепка из пластилина в дошкольном образовании и
начальных классах среднего образования с целью развития
мелкой моторики рук. Учеными доказана связь развития
мелкой моторики с процессами мышления.
Демонстрация предметами
известна с давних времен. Еще древние римляне перед своими
сражениями демонстрировали воображаемое поле сражения и
расстановку своих и вражеских сил, используя сделанные из
дерева или камня фигурки. Современные военные перед любой
крупной операцией создают макет поля боя. Летчики до сих пор
перед настоящим полетом, отрабатывают полеты на земле, используя макетики самолетов.
Выводы
Можно с уверенностью
говорить о том, что многие "придуманные" в своем обучении
методики, Л. Рон Хаббард заимствовал у известных людей,
живших и творивших до появления Дианетики и Саентологии.
Заключение
Как видно из приведенных
фактов, многие заявленные "открытия" и "изобретения"
Л. Рона
Хаббарда на самом деле принадлежат другим людям. Это ни в
коей мере не умоляет заслуг Л. Рона Хаббарда в дополнении и
адаптации к восприятию этих открытий для широкого
распространении их среди людей. Можно даже сказать, что Л.
Рон Хаббард является гениальным бизнесменом, который взял
малопонятные простому обывателю научные открытия, подробно и
доступно их описал и, обернув в красивую обертку, – продал.
Особое восхищение вызывает грамотный маркетинговый расчет
Л. Рона Хаббарда. Зная, что именно религиозные деятели и
медики (психиатры) являются "правообладателями" на истину в
знании о человеке, и, понимая, что именно они начнут
протестовать больше всех, – Л. Рон Хаббард зарегистрировал
свою фирму как религиозную, а основными врагами в своих
трудах представил психиатров. Сделав это, он получил
бесплатную возможность пропиарить себя и свою фирму в
кратчайшие сроки. Если вы посмотрите информацию в Интернете,
то увидите, что больше всего о саентологии, дианетике и
Хаббарде пишут именно религиозные и медицинские структуры,
чем создают постоянный поток публики в фирму Л. Рона Хаббарда,
являясь, по сути, сами не осознавая того, его рекламными
агентами. Чем больше они с ним борются, тем сильнее его делают.
Справка: "Саентологи
появились в России в начале 90-х гг. Первая церковь
саентологов зарегистрирована 25 января 1994 г.
Распространителем идей саентологов стал Фонд спасения детей
и подростков от наркотиков, возглавляемый наркологом В.
Ивановым. В 1991 г. Российская Академия медицинских наук
финансировала деятельность саентологов среди жертв
Чернобыля. Свою библиотеку и пропагандистский центр
российские саентологи разместили на факультете журналистики
МГУ. Книга Л. Хаббарда "Дианетика" была роздана бесплатно
всем библиотекам России. Ее изучают на семинарах, которые
проводятся в различных городах России. В 1992 г. Хаббарду
посмертно было присвоено звание почетного доктора МГУ. В
настоящее время вербовка в Церковь саентологии приобрела в
России массовые масштабы, особенно в провинции. Повышенную
активность саентологи проявляют в Москве, Перми,
Екатеринбурге, Усолье, Обнинске, г. Юбилейном Московской
обл., Красноярске и др. В Москве насчитывается 10 тысяч
последователей Церкви саентологии. Во главе ее стоит
правление из 5 человек. В структуре церкви действует
Московский центр дианетики" (Религии народов современной
России: Словарь. - М.: Республика, 1999. - с. 556).
Надо понимать, почему Саентология стала популярной в России.
Потребность людей в улучшении своего психического состояния возросла, но не все
могут позволить себе психоанализ (3 000 руб./час) или
посещение психолога (от 1 000 руб./час), а Дианетика, как
хорошая пиратская копия Windows, доступна и практически бесплатна;
В России испокон веков все,
что ругает правительство или "начальники" – привлекает
внимание обычного человека. Как говорится, если ругают – значит хорошее;
Долгое нахождение за "железным
занавесом" породило эффект сухой губки, после чего
наш народ без разбора впитывает все, как пылесос;
Многие исследования в области сознания и деятельности мозга были засекречены.
Например, работы известного русского физиолога В.М.
Бехтерева, который в 1918 году возглавлял институт по
изучению мозга и психической деятельности, а в 1920 году
комиссию по мысленному внушению, занимающуюся изучением
таких явлений как телепатия, ясновидение, и т.п. В те годы
Бехтерев утверждал, что смерти нет, и что мысль –
материальна и она является одной из разновидности энергии.
Исследованиями заинтересовалась ОГПУ, а через несколько лет
вся работа Бехтерева была засекречена (до сегодняшнего дня);
Многолетний запрет на дифференциальную психологию (указ от 1936 года "О
злоупотреблении в педологии"), на многие десятилетия откинул
Россию в разработках по психологической диагностики и
коррекции, а ранние разработки советских ученых утекли на
запад. И лишь отмена, в марте 1989 года данного указа
позволила вновь возвращаться на свою Родину данных
разработок, но уже как зарубежные методики (Людмила Собчик,
"Психология индивидуальности", 2005 г., стр.23).
Зашоренность, неграмотность,
фиксированное верование и нежелание видеть очевидное,
приводило к тому, что мы сжигали и вешали, травили и
расчленяли лучших людей, несущих нам свет познания и
прогресс в технологиях. И это не закончилось и по сей день.
Костры инквизиции уже не горят, но информационные костры
черной лжи сжигают множество просветленных умов, тем самым
лишая всех нас счастья и желанного успеха.
Хотелось бы сказать пару
слов для тех, кто использует открытия ученых, присвоенных и
рекламируемых последователями Л. Рона Хаббарда. Говоря и
призывая людей к Свободе, не забывайте указывать тех, кто
вымостил для вас дорогу к этой Свободе.
Рекомендация: рекомендую посмотреть
следующие научно-документальные фильмы: "Смерти
нет. Тайна академика Бехтерева", "Не смертельное оружие",
"Дух времени", "Эдгар Кейси. Нострадамус XX века", "Тайны
века. Вольф Мессинг – я вижу мысли людей", "Секрет (The Secret)".
Боженов А.Я., кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей психологии МГУ
|