Когда разум покидает тело
Йоговские инновации А.С. Гринблата были категорически
отвергнуты представителями тогда еще советской
интеллигенции, стоящей у истоков развития йоги в 70-80 гг.
на территории бывшего СССР. Предлагаем Вам занимательную
статью "Когда разум покидает тело", написанную М.
Александровым и В. Любиным (25 апреля 2000 года), когда-то
размещенную на сайте "Классическая йога" (в данный момент
материал с сайта почему-то убран), где коллеги гуру Рамаша
Богославского критикуют его за несоответствие "истинным"
идеалам йоги, коммерциализации и даже опасности его учения
для психики последователей (письмо С. Прибыловского)…
***
Он опустился на колени перед Гуру
и скорбно, обреченно склонил голову. Стоя на коленях перед
этим человеком, который вел их из тьмы к свету, которого -
он и другие члены школы - считали своим Учителем, он вспоминал последние годы своей жизни.
Он вспоминал, как под
руководством Гуру, наделенного особыми полномочиями, данными
ему высшими силами природы, проходил обряд
посвящения-инициации. Вновь посвященные произносили слова
клятвы на верность своему Учителю и созданной им школе, а
потом, прослушав напутственное слово божественного
наставника, получили из его рук знаки с изображением звезды
и магического слова "Ом". И еще - портреты Рамакришны и
Вивекананды. Уже после он узнал, ничуть тому не удивившись,
что Гуру находится в постоянном общении с этими давно
умершими великими людьми. Гуру получает, например, во сне
бесценные советы от самого Рамакришны, о чем и рассказывал
членам школы. А Вивекананда даже отправил Учителю два
письма, в которых рекомендовал тому незамедлительно ... вступить в жилищный кооператив.
Сомневающимся он мог бы
рассказать, как под руководством мудрого Гуру начал новую
жизнь. Учитель тогда растолковал ему повеление "высших сил":
Надо оставить старую семью и
создать новую - с человеком, который будет тебе близок не
только физически, но и духовно, - сказал Учитель. И еще
добавил убежденно: - Твой освобожденный разум соприкасался с
Высшим духом, олицетворяющим природу. И в результате этого
произошло интуитивное познание... Ему надо довериться ...
Он доверился: оставил тогда жену
и двоих детей и женился на той, что "была близка ему
духовно". Вот потому-то он и стоял теперь на коленях перед
Учителем - за то, что мысленно усомнился в его
необыкновенных правах и полномочиях, полученных тем
непосредственно от самого Великого Духа - высших сил природы.
Гуру, Учитель, Адепт - так
называли его почитатели. Многие из них, наверное, уже и не
помнили настоящего имени этого человека. Так что назовем
его: Аркадий Соломонович Гринблат, 1941 года рождения,
окончил Московский институт электронного машиностроения, до
последнего времени работал, однако, техником в управлении по
ремонту и эксплуатации коммуникационных коллекторов треста "Горгидромост".
Возможно, что, заинтересовавшись
только что входившей в моду йогой, тогда еще молодой инженер
Аркадий Гринблат вовсе и не предполагал, сколь
необыкновенные коммерческие перспективы откроет она со
временем перед ним. Поначалу он обратился к йоге лишь
потому, что услышал где-то: эта система древних индийских
мудрецов лечит лучше всяких поликлиник. Правда, вскоре он
убедился, что это не совсем так: все его болезни, к
сожалению, так и оставались с ним. Важным было другое:
Гритблат почувствовал на себе, сколь притягательным может
быть все то, что с одной стороны, не поддается разумному,
рациональному объяснению, а с другой - вроде бы
действительно обладает чудесными свойствами, и понял, как из
этого можно сделать деньги.
Потом он будет утверждать, что
никакой корысти никогда не преследовал, что он, создавая
свою "школу", действовал лишь ради науки, ради выявления
истины. Однако при этом он постарается умолчать о неком
документе, собственноручно составленным им. В этом
документе, озаглавленном "Структура фонда школы", он
запишет, что за счет учеников образуются специальные
средства, необходимые для поддержания соответствующей
нормальной жизни руководителя и его семьи, то есть себя и
своих близких. Со временем эти затраты станут главными.
К науке - в том виде, как понимал
ее Гринблат, - мы еще вернемся. Пока же продолжим разговор о
корысти. "Изучив секреты древнеиндийских мудрецов" (в
основном по книжкам, привозимым из-за границы, рукописным
пособиям неизвестных авторов), Аркадий Соломонович решил
незамедлительно поделиться своими знаниями с каждым, кто
готов был ему за это платить. И тут он поначалу встретился с
трудностью, которую, однако, смог весьма успешно преодолеть.
Для задуманного им мероприятия не подходили тесные городские
квартиры. Предпринимательская натура "наследника
древнеиндийских мудрецов" требовала оперативного простора,
который один лишь и сулил значительные доходы. И тогда на
поиски помещений отправляются его ближайшие помощники –
"члены школы" Л.Г. Бревдо, З.А. Данилова, Н.И. Зверева, С.В.
Костюкова, Л.Г. Крейндель, Т.Е. Крылова, Т.В. Попова, Б.А. Тетерин, Х.С. Фун...
Он выступает как представитель
общественной группы здоровья. Ни о какой йоге даже и речи
нет. Они ведь знают, что еще в 1974 году Спорткомитет при
Совете Министров СССР принял специальное постановление,
запрещающее у нас в стране занятия йогой.
Случается, им отказывают. Но чаще
администрация учреждений, имеющих свободные залы, идет
навстречу - как не помочь общественной группе здоровья! Тем
более, если эта группа, составлена из сотрудников вполне
солидного научного учреждения, в котором, правда, и не
подозревают, что в его лоне существует такая группа, да еще
и состоящая из трехсот человек! Выяснится и другое: письмо
об аренде помещения за подписью директора этого института и
на соответствующем, хоть и устаревшем бланке, окажется
грубой фальшивкой. Однако ж менее чем за полгода она
принесла Гуру весьма ощутимый доход - около шести тысяч
рублей. Всего же за неполных пять лет, даже по самым
скромным подсчетам А.С. Гринблат положил себе в карман более 27 тысяч рублей.
Правда, сам Гринблат на суде
пытался оспаривать эту цифру. Во-первых, говорил он, пытаясь
опровергнуть показания многочисленных свидетелей, никто не
принуждал никого платить деньги. Во-вторых, утверждал
Аркадий Соломонович, хотя он и не делал разницы между
семейными деньгами и теми, что собирал с учеников, на себя
он тратил в месяц не более ... четырехсот рублей, что было
вполне "законно", ибо предусматривалось им же составленной
инструкцией. А, в-третьих, его предприятие, названное им
"школой эволюционно-социальной йоги" являлось вовсе не
частнопредпринимательской затеей, а школой, призванной ...
"формировать гармонично развитую личность светлого
коммунистического будущего".
Трудно даже предположить, чего
больше в подобных утверждениях: лицемерия, ханжества,
дремучего невежества ?
Возможно, у Гуру было
действительно весьма своеобразное представление о "светлом
будущем", кстати, как показала специальная экспертиза,
представление религиозно-мистическое. Возможно даже, что
описанная нами вначале сцена, по мнению Гринблата, должна
была стать в этом "будущем" весьма привычной: Божественный
наставник и смиренно склоненный перед ним ученик... Однако ж
надо признать, что в этой затее ловкого шарлатана было нечто
привлекательное, если столько людей согласны были платить
ему деньги, если все позволяли Гринблату вслух размышлять о
том, как он создаст "фонд Гуру" и обеспечит себе безбедную
старость, если они готовы были во всем слепо подчиняться
ему... Правда, большую часть этих людей объединяло нечто
общее - личное несчастье, с которым они не умели справиться.
Видно, дело тут в том, что
человек, попавший в беду, оказывается в затруднительной
житейской ситуации, с которой не умеет справиться, просто
заболевший, склонен порой искать утешение не в том, что
может действительно помочь ему, а в том, что, по утверждению
досужей молвы, может чудесным образом радикально изменить
его жизнь в лучшую сторону.
Дело тут не только в невежестве,
хотя и оно присутствует в избытке. Но это, если так можно
выразиться, "невежество второго порядка". Оно зачастую
присуще именно образованным людям, достаточно много знающим
о необыкновенных открытиях нашего века, наслышанных о
"фантастических возможностях человека, которые наука пока не
может объяснить". Для некоторых людей, не умеющих справиться
с всевозрастающими нагрузками, предлагаемыми двадцатым
веком, подобная "вера", если угодно, частично восполняет и
невнимание близких товарищей по работе, и дефицит
психотерапевтических мероприятий.
А Гринблат предлагает им путь
индивидуального развития и самоусовершенствования. Путь,
который - в рамках современных научных представлений, как
убеждает он, - поможет людям реализовать свои скрытые
резервы, познать глубины человеческой психики, пробудить
находящееся в спинном мозгу (!) "сверхсознание".
А дабы рассеять последние
сомнения, он объявляет в одной из своих лекций, что йога -
глубоко материалистическое учение (и тут Гринблат был
полностью прав - В.Б.), однако, вполне сознательно было
сокрыто древними мудрецами под пеленой мистических и оккультных наслоений.
И еще... Вовсе не случайно
учителями школы он называет Рамакришну и Вивекананду, живших
в прошлом веке. Это были действительно незаурядные люди,
вошедшие в историю национально-освободительной борьбы
народов Индии против колониального ига, но - о чем никогда
не упоминал своим ученикам А.С. Гринблат,- они вовсе не были
материалистами, и выступали с проповедью единой
общечеловеческой религии, которая основывалась на
философских предпосылках, взятых из древних индуистских источников.
Нет, он вовсе не называл свою
школу религиозной сектой, Более того, он настаивал, где
только можно, что его система "разработана в связи с
указаниями нашей партии об усилении роли человеческого
фактора на данном этапе социально-экономического развития
страны". А для того, чтобы окончательно уничтожить всех
сомневающихся, даже объявил о создании специальной группы
"оккультной защиты", которая, во-первых, должна была взять
на себя заботу о поддержании на расстоянии, одним лишь
усилием освобожденного сознания, здоровья членов
правительства, во-вторых, его, Гуру, собственного здоровья,
весьма расшатанного в результате постоянных хлопот о
ближних, и, в-третьих, защитить школу от оккультных влияний
возможных конкурентов и разного рода недоброжелателей.
По утверждению Гринблата. его
школа была вполне "материалистической организацией". Правда,
в ее уставе содержался ряд пунктов, которые не очень-то
вязались с подобными заявлениями. Так, ученикам "школы"
запрещалось поддерживать "оккультные контакты" с
посторонними... В "школу", разъяснял устав, могли быть
приняты и члены других оккультных организаций, например
прихожане различных церквей, если они официально соглашались
порвать со старой верой и перейти в новую. И хотя одного
лишь "устава", пронизанного мистикой, верой в
сверхъестественные силы природы, трескучим словоблудием,
было бы достаточно, чтобы любой разумный человек с
уверенностью определил, что Гринблат, либо ловкий шарлатан и
проходимец, либо человек с нарушенной психикой, его ученики,
похоже, уже не в состоянии были этого сделать.
Незаметно для самих себя они
действительно становились мистиками, начинали верить в
перевоплощение душ, в то, что Вселенная - это взорвавшееся
яйцо, а человеческое "сверхсознание", которое надо
освободить, находится в спинном мозгу. В подобное верили,
разумеется, далеко не все. Случалось, что "ученики"
отказывались признавать "особые полномочия Гуру, данные ему
Высшим Духом". Прозрев, сбросив с себя дурман, они вступали
в открытые пререкания с Гринблатом, обвиняя его в
мистицизме, в том, что его рекомендации вредно отражаются на
их здоровье, и на их психике, и на благополучии их семей.
Они прямо говорили: "школа эволюционно-социальной йоги" -
сплошное шарлатанство и требовали ее закрытия... Против
таких Гуру создал специальную "группу социальной защиты", -
команду личных телохранителей, которые следили за порядком
во время занятий, удаляли "чужих", несли охрану самого Учителя и его семьи.
Впрочем, для того, чтобы точнее
представить, насколько занятия в "школе
эволюциолнно-социальной йоги" способствовали становлению
человека коммунистического общества, расскажем об одном из них.
Сначала все принимают позу
"лотоса и кланяются на три стороны, призывают Высшего духа,
повторяя "мантру" (молитву) "ом-ом-ом". Эти магические звуки
следует. Как учит Гуру, произносить и дома и на работе.
Только так, настроив свое тело, можно с первой ступени
перейти на вторую и научиться владеть своим духом, овладеть
оккультными силами... Правда "белой медитации" - состояния,
когда разум покидает тело и вступает в прямое общение с
такими великими учителями, как Рамакришна, а то и с высшими
силами природы, похоже, удавалось достичь лишь одному
Гринблату. Остальные же жили надеждами на то, что изучение
хатха-йоги (комплекса специальных физических упражнений)
позволит и им постичь со временем высшие ступени
премудрости: карма-йогу, по которой судьба живого существа
определяется особой мистической силой, законом возмездия за
неправедность жизни в прошлых состояниях; бхакти-йогу,
учащую бескорыстной, высокой любви к высшим силам природы...
А Гуру наставлял: надо и на
работе повторять слова-заклинания, выполнять определенные
упражнения. Правда, если следовать буквально каждому
указанию Гуру, убеждались "ученики", то и на работу времени не оставалось...
Пришло время и случилось
неизбежное: А.С. Гринблат - гуру и делец - предстал перед
законом. Народный суд Тимирязевского района города Москвы
под председательством Г.П. Вавиловой тщательно и всесторонне
рассмотрел дело по обвинению А.С. Гринблата в том, что тот в
целях наживы занимался частнопредпринимательской
деятельностью, используя для этого государственные и
общественные формы, для чего и создал "школу
эволюционно-социальной йоги", ставшую по существу
незарегистрированной религиозной группой. Судом было
доказано, что религиозная деятельность, проводимая А.С.
Гринблатом, не только наносила вред здоровью граждан, но и
создавала вполне реальную угрозу опасных последствий.
Любопытно, что сам Гринблат в одной из своих лекций вполне
обосновано утверждал, что человек, пытающийся
профессионально заниматься йогой, вполне реально рискует жизнью...
Народный суд по совокупности
приговорил Гринблата к пяти годам лишения свободы и
постановил взыскать с него в пользу государства незаконно заработанные деньги.
М. Александров, В. Любин
Мне доводилось встречаться с
Гринблатом во время семинаров нашего Центра в пансионатах
"Аксаково" и "Березовая роща" в 1991 году, и, должен я
сказать, впечатление было омерзительным, хотя он активно
изображал жертву режима. Непонятно было, как может до такой
степени безобразный физически человек, с предельно
запущенным телом, вообще учить кого-то йоге, и какой дурак
возьмется его слушать. Ни в коей мере не оправдывая
советскую власть, которая всегда норовила отобрать и
законно, и незаконно заработанные деньги, приведу выдержку
из письма Л.И.Тетерникову председателя Совета Нарвского
центра йоги, кандидата медицинских наук С. Прибыловского от 12 января 1991 года:
"Приглашение на курсы в пансионат
"Аксаково" под Москвой: первым организатором названа
Ассоциация йоги СССР (см. копии). В рекламе меня привлекла
возможность получить знания о работе с детьми. Но каково
было удивление тех, кто приехал и также моих шести человек,
когда вместо работы с детьми им вообще не рекомендовали
работать с взрослыми тоже, и ждать очередных курсов. К этому
следует добавить, что методика руководителя курсов Гринблата
привела к существенным сдвигами в психике всех шести женщин,
посланных от нашего центра. Благо, это состояние длилось не
очень долго, в противном случае мне пришлось бы обратиться в
органы прокуратуры. Но я абсолютно уверен, что его методика
достойна того, чтобы его снова поместить в места лишения
свободы. В конечном итоге так оно и произойдет. Его методы
подавления психики, как это выяснилось из разговоров с
работниками нашего Центра, ничего общего не имеют с йогой. А
то, что они проводятся под маркой Ассоциации нанесет только
вред самой ассоциации". (В той части очерков, где будет идти
речь о Тетерникове, данное письмо я приведу полностью - В.Б.)
В том же 1986 году в "Советском
спорте" была опубликована статья некого В. Матова,
сотрудника пресловутого ВНИИФКА, беспримерной синекуры для
бездельников, (по крайней мере, в советское время) "кипучую"
деятельность которого в 1991 - 92 годах мне довелось
наблюдать непосредственно. Мало того, что Матов был доктором
медицинских наук, он еще и выполнял в этом качестве
социальный заказ по оплевыванию йоги, и, надо сказать,
старательно отработал заплаченные ему деньги. Самое смешное
заключается в том, что через два года после опубликования
данного пасквиля запрет на йогу был официально отменен. Но
мы имеем возможность ознакомиться в данной статье с полным
набором кондовых партийных и медицинских клише, посредством
которых дискредитировалась сама йога и позитивное мнение о ней в СССР.
www.realyoga.ru/Print/Classic/372/
Вернуться на исходную страницу
|