Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Езиды


Езиды, йезиды

Йезиды (Езиды) [курд. Кzidоtо, Кzidо; араб.] - этноконфессиональная общность, в религиозных верованиях которой сочетаются элементы зороастризма, иудаизма раввинистического, христианства, гностицизма и ислама. Относятся к курд. этносу; родным для большинства йезидов является сев. диалект курд. языка (курманджи), для жителей 2 деревень в Ираке - сиро-ливан. диалект арабского со значительными заимствованиями из ирак. диалекта, курд. и персид. языков. Вместе с алевитами и ахл-и хакк иногда объединяются исследователями в условную группу йазданитов. Самоназвание - "эзди", свою религию называют "эздити". Этимологию слова "йезиды" большинство исследователей возводят к авест. Yazata - "божество" и персид. Yazdan - "бог", гораздо менее убедительны версии, связывающие этот термин с омейядским халифом Йезидом I (680-683) или иран. г. Иезденом.

Святыня езидов - храмовый комплекс Лалыш

Святыня езидов - храмовый комплекс Лалыш

Убранство храма Лалыш внутр

Убранство храма Лалыш внутри

Справа от входа в храм - изваяние священной змеи

Справа от входа в храм - изваяние священной змеи

До наст. времени нет единого мнения о происхождении йезидизма. Некоторые исследователи придерживаются теории мусульманского происхождения йезидизма (М.А. Гуиди). Другие считают, что курды-йезиды. никогда не были мусульманами и йезидизм исповедовался большей частью курдов до того, как они были приобщены к исламу (Н. Я. Марр, Х. Омархали).

До нач. ХХ в. исследователи сомневались в наличии у йезидов письменной религиозной традиции, в наст. время считается доказанным существование 2 священных книг йезидов:

"Масхафе Раш" ("Черная книга"), описывающая космогонию, историю общины и всего человечества, основные религ. каноны и обряды, а также "Джилве" ("Книга блеска (откровения)"), воспевающая бога.

Авторство и датировки обеих книг вызывают споры. Возможно, эти небольшие по объему трактаты являются позднейшими интерпретациями древнего священного писания йезидов  ("Забун" или "Мшур"), свитки которого, согласно преданию, до сих пор тайно хранятся в домах духовных глав общины. Вплоть до последнего времени только духовенство наделялось правом чтения и толкования сакральных текстов, написанных на южно-курманджийском диалекте курдского языка. Для их шифрования с целью ограждения религиозной традиции от искажения непосвященными, в число которых входили и верующие, использовался особый алфавит, созданный частично на основе араб. и арам. письма. Священное предание йезидов веками передавалось изустно, его письменная фиксация была разрешена духовными лидерами лишь в 1970 г. Особую ценность представляют кавлы (гимны) и бейты (песенные отрывки из мифологических поэм).

В настоящее время каноны и религиозные гимны йезидов переведены на многие языки мира.

История

Первые письменные упоминания о Й. относятся к XII-XIII вв. Предполагается, что последователи уроженца ливанского г. Баальбек суфийского шейха Ади ибн Мусафира (1073/78-1162) соединили суфийское учение с традиц. курд. обрядами и верованиями. В XIII-XIV вв. йезидизм на короткий период стал офиц. вероучением курд. эмирата Дасени (Шайхан). В начале XVI века в результате борьбы за доминирование в регионе Османской и Сефевидской империй, покровительствовавших соответственно суннизму и шиизму, значительная часть племен йезидов  приняла ислам.

Езиды. Старый рисунок

Езидки в нациоанльынх костюмах,. Фото

Презрительное и враждебное отношение мусульман и христиан обусловило столетия замкнутого существования оставшихся приверженцев йезидизма в горах Курдистана. В XVII-XIX веках османские власти осуществили ряд карательных экспедиций против племен йезидов. В XIX веке, в годы русско-турецкой и русско-персидских войн, и во время первой мировой войны йезиды переселялись в Армению и Грузию. В 70-80-х гг. ХХ века действия властей Ирака и Турции по борьбе с курдскими сепаратистами вынудили десятки тысяч йезидов покинуть места своего традицмонного обитания и переселиться в Западную Европу (в основном в Германию).

Политическое возрождение общины началось после войны в Персидском заливе 1991 года и образования Курдского автономного района, в административных и военных органах которого йезидам  был предоставлен ряд важных постов.

Космогония

Йезиды - монотеисты. В соответствии с их мифологией эманациями непознаваемого бога-создателя (Хуаде или Эзида) являются 7 ангелов: они помогали демиургу в сотворении мира из белой жемчужины и управляют мирозданием. В воскресенье бог сотворил ангела Эзезила "из своей совершенной сущности"; в понедельник создал "из своего света" ангела Дардаила, ангелы Иерафил, Микаил, Джебраил, Шамнаил и Тураил были сотворены в течение оставшихся 5 дней недели, "как светильник зажигается от другого светильника".

Затем бог создал 7 небес, солнце, луну, звезды, человека и животных. Создав первочеловека Адама, Эзид подверг ангелов испытанию, приказав поклониться своему творению. Единственный, кто отказался сделать это, был строго исповедовавший принцип единобожия Эзезил, за что и был назначен главой ангелов с титулом Ангела-Павлина (араб. Мелек Таус; курд. Тавуз Мелек) и получил власть над миром на 10 тыс. лет. В некоторых преданиях Мелек Таус является творцом мира и ангелов.

Эзезил был назначен главой ангелов с титулом Ангела-Павлина. Сейчас это символ езидизма

Эзезил был назначен главой ангелов с титулом Ангела-Павлина. Сейчас это символ езидизма

Большинство христиан и мусульман воспринимали Эзезила как сатану, поэтому Й. считали диаволопоклонниками. Однако в отличие от зороастризма или манихейства в йезидизме взаимодействие 2 верховных сил (Эзида и Мелек Тауса) воспринимается как сосуществование пассивного начала, создавшего мир, и активного, сохраняющего его гармонию.

Согласно вероучению йезидов, ангелы несут в мир добро, оборотной стороной которого является зло: подобно огню, который дает свет, но при неосторожном обращении может обжечь. Соответственно в посвященной йезидам литературе Мелек Таус не является источником хаоса и зла. Решив сотворить избранный для себя народ, Ангел-Павлин поместил семя Адама в наглухо закрытый сосуд (по др. версии, Адам сделал это по собственному желанию).

Через 9 месяцев оттуда появился "прекрасный ребенок" Шехид ибн Джер, наделенный божественной мудростью и знанием истинной веры. Й.- потомки Шехида от брака с райской гурией - хранят это знание и не должны смешиваться с остальным человечеством, рожденным от Адама и Евы.

Верховные ангелы не оставили человечество и во исполнение воли Творца периодически нисходят на землю в образе дервишей и монахов. В частности, свет Ангела-Павлина проявился в шейхе Ади, который вместе с Эзидом и Мелек Таусом входит в божественную триаду йезидизма. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, шейх Ади был послан Ангелом-Павлином научить избранный им народ, как не сойти с избранного пути.

Йезиды почитают Авраама, Иисуса и Мухаммада, считая их, как и др. пророков, воплощениями верховных ангелов. Йезиды признают богодухновенность Авесты, Библии и Корана, цитируют из них те отрывки, которые не противоречат их вере. Авраамическая в основе, религия йезидов содержит такие индоевропейские элементы, как вера в переселение душ (метемпсихоз) и почитание 4 священных стихий (огня, воды, воздуха и земли), а также солнца, луны и звезд, которые отождествляются с определенными ангелами. Йезиды верят в существование злых и добрых духов, а также рая и ада, куда на время попадают праведные и грешные души (впрочем, согласно одному из мифов, Ангел-Павлин потушил пламя ада слезами).

Организация и практика

В основе обычаев и обрядовой практики йезидов лежит забота о сохранении религиозной чистоты, тесно связанная с доктриной о переселении душ. Большинство запретов и табу обусловлено нежеланием нанести оскорбление ангелам, их земным воплощениям и природным стихиям. Так, запрещено есть мясо петуха за его сходство со священным Павлином, салат-латук, поскольку его местное название "коас" омонимично термину, обозначающему воплощение ангелов в человеческие существа.

Храм Шарфадин в Синджаре

Храм Шарфадин в Синджаре

Также по ряду причин не разрешается употреблять в пищу мясо газели, свинину, рыбу, тыкву, капусту, некоторые другие продукты, причинять вред змеям. Страх осквернить природные элементы обусловил многие запреты: бросать нечистые предметы в огонь, тушить его водой; шумно пить воду; играть на музыкальных инструментах (исключение делается лишь для особых представителей духовенства), свистеть, плевать, мочиться стоя и т. д.

Верующий йезид должен всегда говорить правду и ограждать себя от лжи, стремиться к знанию и избегать пороков. Запрещается произносить ряд слов, в т.ч. слово "шайтан" и близкие по звучанию к нему, в которых встречается звуки "ш" и "т". Запрещено носить одежду синего цвета.

Священным днем недели является среда, в этот день йезидам нельзя иметь половые контакты, а также убирать дом, мыться, бриться и стирать белье и одежду (эти запреты породили миф о нечистоплотности йезидов). Йезидам запрещено входить в мечети, пользоваться посудой или бритвенными приборами иноверцев, предварительно не омыв те священной водой. Нарушение запретов сурово карается, вплоть до исключения из общины.

Эндогамность и кастовость этноконфессиональной группы йезиды поддерживали "се харф" (курд. "3 буквы") - 3 "смертных греха": брак или внебрачная связь с представителями других каст (шалбеке зерин); брак с иноверцами (диза дане); неуважение к духовенству (дарба харка). Века эндогамного существования привели к тому, что длительная утрата связи с общиной, например в результате долгого путешествия, воспринималась как потеря религиозной идентичности.

Езидский храм в Армении

Молятся йезиды 5 раз в день: 4 раза - стоя лицом к солнцу, символизирующему видимое присутствие бога на земле, в полдень - обратив взор в сторону священной для йезидов долины Лалеш (близ г. Мосул). Особое внимание уделяется молитвам на восходе и закате солнца. Молящийся должен избегать присутствия иноверцев. Посты йезидов длятся 4 дня, из которых первые 3 от рассвета до наступления сумерек верующие полностью воздерживаются от еды, питья и курения. На 4-й день, приходящийся на пятницу, ограничения в значительной степени ослабляются, а вечером начинается разговение. Широко распространена вера в чудодейственную силу гробниц святых и земных воплощений 7 верховных ангелов; наиболее почитаемым является мавзолей шейха Ади в долине Лалеш.

Социально-религиозная структура

Каждый йезид независимо от того, является ли он представителем духовенства или мирянином, обязан следовать 5 заповедям (5 долгов, 5 обязательств). Эти заповеди тесно связывают общины друг с другом, являются основой структуры общества йезидов.

Это не девушки, а ездские мальчики с косами

Это не девушки, а ездские мальчики с косами

Езидские мужчины

Езидские мужчины

Езидские женщины и девушки

Езидские женщины и девушки

У каждого йезида должен быть пир, шейх, мастер, наставник и брат или (и) сестра по загробной жизни. Около 85% членов общины от рождения принадлежат к касте мирян - мюридов (араб. "последователи, наставляемые"), выше их в иерархии общества стоят пиры (курд. "старейшины"), еще выше - шейхи (араб. "старейшины").

Касты делятся на отдельные роды (у шейхов их 3: Шамсани, Адани и Катани, у пиров - несколько десятков, у мюридов - несколько сот).

Шейхи имеют право заключать браки исключительно с членами своего рода, пиры - внутри родов, не связанных отношениями "наставник-ученик", для мюридов запретов на брак с представителями своей касты не существует.

Светским и духовным главой йезидов является мир (эмир), хранитель святынь и наместник шейха Ади на земле, выполнять религиозные обряды ему помогает глава шейхов - баба-шейх (Ахтйаре Марге).

Иезидские шейхи. Впереди в черном факир

Иезидские шейхи на какой-то религиозной церемонии Впереди в черном факир

В духовную иерархию входят также кавали - исполнители священных гимнов, аккомпанирующие себе на флейте и тамбурине; аскеты-факиры; факраи - служительницы святилища в Лалеше; провидцы-кочеки и ряд др. групп.

Старейшины родов и племенные вожди должны подчиняться решениям духовенства в вопросах, касающихся религиозной жизни и частично правосудия. Впрочем, духовенством религиозных лидеров можно назвать с определенными оговорками. Шейхи и пиры являются больше чем священнослужителями - они наставники мюрида на протяжении всей его жизни. Мюриды обязаны платить в пользу духовенства особую подать (закят или хайрат).

Только представители 2 высших каст могут выполнять траурные и праздничные обряды, в их домах, в отдельных, постоянно освещенных комнатах хранятся особые постельные принадлежности (стеры) и иная священная атрибутика, проходят молитвенные собрания. Рядовой мюрид может ограничиться знанием наизусть символа веры - Шадатия. Считается, что роды пиров и шейхов передают из поколения в поколение чудотворную способность исцелять определенную болезнь. Йезиды являются весьма замкнутой эндогамной группой. Верующие соблюдают моногамию, шейхи и пиры могут иметь несколько жен.

***

Езиды представляют собой чётко структурированное кастовое общество. Вся полнота светской, духовной и судебной власти в езидизме принадлежит миру, титул которого передаётся по наследству. Его официальное наименование - "Мир Шейхана и всех езидов мира". Езидский социум делится на две части - духовную и мирскую, которые строго эндогамны. Миряне носят название мюридов и ведут обычную мирскую жизнь - занимаются какой-либо мирской деятельностью (учатся, работают, торгуют, занимаются сельским хозяйством, и т.д.), молятся и совершают богослужебные обряды и ритуалы у себя в домах (кроме тех, которые должны совершаться представителями духовных каст); мюриды имеют право вступать в брак только с представителями своей касты.

Духовное сословие в езидизме делится на несколько каст, а именно:

А) шейхи - это духовная каста высшего ранга; их основной обязанностью является совершение богослужебных обрядов и ритуалов, а также религиозных обрядов на всех важных мероприятиях, сопровождающих жизнь человека - рождении, запечатывании, первой стрижке волос, свадьбе, примирении врагов, смерти, похоронах; шейхи должны регулярно посещать дома мирян, побуждать их к молитвам и ритуалам, следить за исполнением ими всех канонов езидской религии, и т.д.. Каста шейхов делится на три рода, которые ведут свою родословную от разных предков: род Адани происходит от Шех Хасана (земного воплощения одной из божественных эманаций - Дардаила), род Катани - от Шехобекира (земного воплощения Микаила), а род Шамсани, состоящий из четырёх подродов - от братьев Шамсадина, Фахрадина, Саджадина и Насердина (земных воплощений Эзраила, Исрафила, Эзазила и Шемнаила - соответственно); члены каждого из трёх родов могут вступать в брак только с представителями своего рода. Традиционная одежда касты шейхов - белого цвета (включая головной убор), подпоясывается чёрным поясом; все духовные касты вообще и касту шейхов в частности возглавляет Баба-шейх (Святой старец);

Б) пиры - это вторая духовная каста в езидизме; их главной обязанностью является религиозно-просветительская деятельность внутри общины - они должны разъяснять каноны религии мирянам и проводить с ними и с их детьми домашнее обучение религии, а также помогать в разборе и разрешении разнообразных конфликтных ситуаций внутри семьи, между родственниками и соседями с религиозных позиций; пиры также могут совершать все те же религиозные обряды и ритуалы, что и шейхи, а кроме этого - могут посвящать в священство шейхов и кавалов; каста пиров подразделяется на 40 родов, главным из которых является род Хасмаман; касту возглавляет Пире чел пира (Глава всех пиров); браки в касте пиров могут заключаться между представителями всех родов, кроме рода Хасмаман, который строго эндогамен. Пиры традиционно носят полностью чёрную одежду;

В) кавалы - каста низшего духовенства; их основной обязанностью является хранение и передача следующим поколениям устной религиозной традиции езидизма - кавлов (поэтических религиозных гимнов) и чероков (прозаических пояснений и комментариев кавлов); также кавалы выступают в роли проповедников религии и духовных наставников для мирян, и в качестве сборщиков пожертвований верующих; с этой целью они один или два раза в год группой обходят все места, населённые езидами, и собирают пожертвования для религиозных нужд; в качестве подтверждения своих полномочий они имеют при себе санджак - медную фигурку павлина из храма Лалыш; мужчины из касты кавалов могут жениться как на женщинах из своей касты, так и на женщинах из касты мюридов (мирян), тогда как женщины из касты кавалов могут выходить замуж только за мужчин из своей касты.

Кроме этого, в рамках езидского социума существуют и другие группы священнослужителей и иных лиц, связанных с духовными практиками езидизма, такие как:

- баве гаван - по своим функциональным обязанностям более всего напоминают пасторов-проповедников в протестантском христианстве;

- кочаки - предсказатели; это люди, обладающие даром предугадывать будущее и/или другими чудесными способностями; кочаком может стать любой езид из любой касты, имеющий соответствующий дар; кочаки носят одежду и чалму белого цвета, подпоясываемую красным поясом, и длинную бороду;

- баве чавиш - священники-целибатники, давшие обет безбрачия и в целом ведущие аскетический образ жизни; целиком посвящают себя служению вере и постоянно проживают в храмовом комплексе Лалыш; они могут быть из любой касты езидов;

- факиры - особая группа священнослужителей, ведущих монашеский аскетический образ жизни, занимающихся исключительно служением Богу, но не принимающих участие в совершении никаких других ритуалов, кроме связанных с почитанием усопших, и в уходе за могилами, в частности за мавзолеем Шех Ади в храмовом комплексе Лалыш; факирами могут быть шейхи из родов Адани и Катани, пиры из рода Омархали, а также и особо набожные и благочестивые мюриды (миряне), решившие посвятить жизнь служению Богу; факиры ведут жизнь аскетов - не употребляют спиртного, не едят многих продуктов, не сидят на стульях или лавках (только на полу), никогда не спят в постели (только на земле), и т.д.; факиры носят чёрную одежду, подпоясываемую красным поясом с прикреплённым к нему священным жёлтым кольцом - хадим; на шее факиры носят тонкую нить - тока Йазид - которая является образом верёвки от виселицы и должна постоянно предостерегать носящего её факира от совершения любого греха; факиры пользуются огромным уважением всех езидов без исключения; при встрече с факиром все другие езиды стараются поцеловать его одежду или прикоснуться к ней;

- факрая - монахини-целибатницы, не вступающие в брак; факрая может стать езидка из любой касты.

ЭТНОиМИР - этнографические очерки и естественнонаучные экскурсы - 01.01.2023.

***

Инициация

Над новорожденными совершается особый обряд, в ходе которого шейх семьи обрезает пучок волос с макушки ребенка, омывает ее водой из священного "Белого источника" (Каниа-Спи) в Лалеше и читает особую молитву. Обрезание распространено, но не является обязательным. Стать йезидом, не будучи им по рождению, невозможно. Даже ребенок от смешанного брака не признается йезидом.

Обряд мор кирин в источнике Гания Спи в Лалыш

Обряд мор кирин в источнике Гания Спи в Лалыше

Традиционная одежда, ее цвет, форма, материал, способ ношения в значительной степени регламентированы. Одним из основных отличительных знаков йезидов. является нижняя рубаха (крас) из белой хлопчатобумажной ткани с округлой каймой (гриван), пришитой к вороту. Рубаху шьют из 2 частей, символизирующих прошлое и будущее ее владельца, головной убор обшивают монетами (кофри). Мужчины-йезиды отпускают бороду, длинные волосы заплетают в косу.

Похоронный обряд

Во время совершения погребального обряда обязательно должны присутствовать шейх, брат по загробной жизни (бре ахрате) и пир. Они обмывают усопшего, читая при этом определенные религиозные гимны. Иногда покойного могут обмывать и его родственники, но первым, кто наливает 3 кружки, должен быть шейх или пир.

Умерших хоронят в тот же день, до захода солнца, со скрещенными на груди руками. После погребения на могиле разводится огонь. На надгробиях с конусообразными навершиями пишутся не противоречащие вере йезидов. изречения из Корана.

В загробном мире йезид должен произнести свидетельство веры, в котором он называет те роды людей, которые при жизни были пиром, шейхом, мастером, наставником и братом (сестрой) по загробной жизни. Брат по загробной жизни после смерти йезида будет ходатайствовать перед Богом, поможет его душе переправиться через мост Салахат, проведя душу своего ученика-мюрида через него, только тогда она попадает в рай.

Если же душа черна и ей уготован ад, то она не сможет переправиться через тонкий, как нить, мост и упадет вниз. Брат по загробной жизни избирается из представителей касты шейхов, причем из того рода, к которому по наследству приписана семья мюрида. Существует особый ритуал избрания брата по загробной жизни, который относится к т.н. ритуалам родства (избирается названый брат). Мюрид всю жизнь несет определенные обязательства перед своим братом по загробной жизни, так же как и перед своим пиром, шейхом, мастером и наставником, что выражается в подношениях в виде скота или денег ("благодеяние", "добро" - названия пожертвований духовным лицам, больным и нищим). С точки зрения некоторых авторов, в йезидском институте "братства" по загробной жизни просматриваются суфийские элементы.

Праздники

В условиях преобладания устной традиции и отсутствия фиксированного канона праздники выполняли у йезидов функцию сохранения единства веры. Длительное разрозненное существование различных общин привело к расхождению в обрядах, церемониях и сроках проведения многих праздников.

Напр., Новый год (Клоча Саре Сале или Чаршама Саре Нисане - "красная среда") у иракских и сирийских йезидов празднуется в 1-ю среду апр., а у выходцев из турецкого Курдистана, в т.ч. проживающих на территории Армении, Грузии, России и Западной Европы, - в 1-ю среду марта.

Согласно священным текстам, в "красную среду" один из великих ангелов, получивших право управления миром на следующий год, сходит на землю, наряжая ее цветами и зеленью. В этот день в семьях йезидов пекут праздничный кулич, красят яйца, украшают дома красными цветами.

Езиды в традиционной национальной одежде

Езиды в традиционной национальной одежде

В настоящее время иракские и сирийские йезиды имеют возможность принимать участие в осеннем собрании (Джамайе), проходящем с 23 сент. по 1 окт. в священной долине Лалеш. Это не просто паломничество на гробницу шейха Ади, йезиды верят, что т.о. они посещают первоосновы мироздания, где образовалась земная твердь и куда мистически были перенесены такие общие для йезидов и мусульман священные топонимы, как гора Арафат, источник Замзам и др.

Во время праздника Серсал

Во время праздника Серсал

Религиозными церемониями Джамайе являются ежевечерне исполняемый высшим духовенством священный танец, в 5-й день паломничества приносят в жертву быка, и заканчивается паломничество освящением трона шейха Ади.

Праздник Чежна (Айда) Эзид посвящен Эзиду, отмечается в 1-ю после 13 дек. пятницу, ему предшествуют пост в честь ангела Солнца, главный пост - Рожие Эзид и пост в честь бога Эзида. Саре Мазала (день поминовения усопших) празднуют йезиды Юж. Кавказа и России в 1-й четверг июня.

Хидр Илиас (Хидр Наби) - это праздник в честь святых - исполнителей желаний, соединяющих любящие сердца и выручающих из беды. Он носит черты древнего праздника плодородия и приходится на 1-й четверг февр. День жертвоприношения - Курбанийе отмечается в отличие от др. праздников не по солнечному, а по мусульм. лунному календарю и знаменует жертву, принесенную Ибрахимом (Авраамом). Празднику предшествует 40-дневный пост, который обязаны держать только представители духовенства.

Особым событием в религиозном календаре является Таус джеран ("прогулка Павлина"). Во время этого ритуала кавалы обходят селения, собирая пожертвования и перенося санджаки - бронзовые литые статуэтки Павлина, являющиеся наиболее почитаемыми предметами культа. В прежние времена 7 изображений Мелек Тауса приносили в общины йезидов (фактически - группы племен) в Шайхане, Синджаре, окрестностях Эль-Камышлы, Тебриза, Хаккяри, Диярбакыра и к северу от оз. Ван.

К кон. ХХ века в связи с фактическим исчезновением йезидов в Турции и утратой связи с единоверцами в Иране в путь отправляются лишь 3 санджака, посещающие деревни Сирии и Ирака. Помимо описанных выше праздников существует множество других - в честь общейезидских и местных святых.

Численность йезидов составляет, по различным подсчетам, от 100 тыс. до 1 млн. чел.

По оценкам йезидских организаций, общая численность йезидов - около 3 млн. чел. В Ираке в 2000 г., по оценке Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, проживало от 30 до 120 тыс. йезидов (районы Айн-Сифни, Синджар и Дахук).

Турецкая община йезидов практически полностью прекратила существование в кон. ХХ века в результате массовой эмиграции в Европу, прежде всего в Германию. Отдельные группы проживают в Сирии, Иране, Грузии, Армении.

В России по переписи 2002 г., 31,3 тыс. чел. определили свою этническую принадлежность как йезиды.

Общины йезиды офиц. зарегистрированы в Н. Новгороде, Ярославле (со статусом национально-культурной автономии), Туле, Екатеринбурге, Сургуте, Иркутске, Димитровграде (Ульяновская обл.).

Кобищанов Тимофей

Православная энциклопедия

Использованная литература

Березин И. Н. Езиды // Магазин землевладения и путешествий: Геогр. сб. М., 1854. Т. 3;

Frank R. Scheich (?)lsquo;Adi, der grosse Heilige der Jezidis. B., 1911

Empson R.H W. The Cult of the Peacock Angel. L., 1928;

Drower E. S. Peacock Angel: Being Some Account of Votaries of a Secret Cult and their Sanctuaries. L., 1941

Ahmed Sami Said. The Yazidis: Their Life and Beliefs. Coconut Grove, 1975

Kreyenbroek Ph.G. Yezidism: Its Background, Observance and Textual Traditions. Lewiston, 1995

Fuccaro N. The Other Kurds: Yazidis in Colonial Iraq. L.; N. Y., 1999

Allison C. The Yezidi Oral Tradition in Iraqi Kurdistan. Richmond, 2001

Омархали Х. Йезидизм: Из глубины тысячелетий. СПб., 2005

Полатов Д. Р. Езиды: религия и народ. М., 2005

Spät E. The Yezidis. L., 2005.

 

 
Читать другие публикации раздела "Религии и секты в России"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru