Езиды, йезиды
Йезиды (Езиды) [курд. Кzidоtо, Кzidо;
араб.] - этноконфессиональная общность, в религиозных
верованиях которой сочетаются элементы зороастризма,
иудаизма раввинистического, христианства, гностицизма
и ислама. Относятся к курд. этносу; родным для
большинства йезидов является сев. диалект курд. языка
(курманджи), для жителей 2 деревень в Ираке -
сиро-ливан. диалект арабского со значительными
заимствованиями из ирак. диалекта, курд. и персид.
языков. Вместе с алевитами и ахл-и хакк иногда
объединяются исследователями в условную группу
йазданитов. Самоназвание - "эзди", свою религию называют
"эздити". Этимологию слова "йезиды" большинство
исследователей возводят к авест. Yazata - "божество" и
персид. Yazdan - "бог", гораздо менее убедительны
версии, связывающие этот термин с омейядским халифом
Йезидом I (680-683) или иран. г. Иезденом.
Святыня езидов - храмовый комплекс Лалыш
Убранство храма Лалыш
внутри
Справа от входа в храм - изваяние
священной змеи
До наст. времени нет единого мнения о
происхождении йезидизма. Некоторые исследователи
придерживаются теории мусульманского происхождения йезидизма
(М.А. Гуиди). Другие считают, что курды-йезиды. никогда не
были мусульманами и йезидизм исповедовался большей
частью курдов до того, как они были приобщены к исламу
(Н. Я. Марр, Х. Омархали).
До нач. ХХ в. исследователи сомневались
в наличии у йезидов письменной религиозной традиции, в наст. время
считается доказанным существование 2 священных книг
йезидов:
"Масхафе Раш" ("Черная книга"), описывающая космогонию,
историю общины и всего человечества, основные религ.
каноны и обряды, а также "Джилве" ("Книга блеска
(откровения)"), воспевающая бога.
Авторство и датировки
обеих книг вызывают споры. Возможно, эти небольшие по
объему трактаты являются позднейшими интерпретациями
древнего священного писания йезидов ("Забун" или "Мшур"),
свитки которого, согласно преданию, до сих пор тайно
хранятся в домах духовных глав общины. Вплоть до
последнего времени только духовенство наделялось правом
чтения и толкования сакральных текстов, написанных на
южно-курманджийском диалекте курдского языка. Для их
шифрования с целью ограждения религиозной традиции от
искажения непосвященными, в число которых входили и
верующие, использовался особый алфавит, созданный
частично на основе араб. и арам. письма. Священное
предание йезидов веками передавалось изустно, его письменная
фиксация была разрешена духовными лидерами лишь в 1970
г. Особую ценность представляют кавлы (гимны) и бейты
(песенные отрывки из мифологических поэм).
В настоящее
время каноны и религиозные гимны йезидов переведены на многие
языки мира.
История
Первые письменные упоминания о Й.
относятся к XII-XIII вв. Предполагается, что
последователи уроженца ливанского г. Баальбек суфийского
шейха Ади ибн Мусафира (1073/78-1162) соединили
суфийское учение с традиц. курд. обрядами и верованиями.
В XIII-XIV вв. йезидизм на короткий период стал офиц.
вероучением курд. эмирата Дасени (Шайхан). В начале XVI века
в результате борьбы за доминирование в регионе Османской
и Сефевидской империй, покровительствовавших
соответственно суннизму и шиизму, значительная часть
племен йезидов приняла ислам.
Презрительное и враждебное
отношение мусульман и христиан обусловило столетия
замкнутого существования оставшихся приверженцев йезидизма в горах Курдистана. В XVII-XIX
веках османские
власти осуществили ряд карательных экспедиций против
племен йезидов. В XIX веке, в годы русско-турецкой и русско-персидских
войн, и во время первой мировой войны йезиды переселялись в
Армению и Грузию. В 70-80-х гг. ХХ века действия властей
Ирака и Турции по борьбе с курдскими сепаратистами вынудили
десятки тысяч йезидов покинуть места своего традицмонного обитания
и переселиться в Западную Европу (в основном в Германию).
Политическое возрождение общины началось после войны в
Персидском заливе 1991 года и образования Курдского
автономного района, в административных и военных органах
которого йезидам был
предоставлен ряд важных постов.
Космогония
Йезиды - монотеисты. В соответствии с их
мифологией эманациями непознаваемого бога-создателя
(Хуаде или Эзида) являются 7 ангелов: они помогали
демиургу в сотворении мира из белой жемчужины и
управляют мирозданием. В воскресенье бог сотворил ангела
Эзезила "из своей совершенной сущности"; в понедельник
создал "из своего света" ангела Дардаила, ангелы
Иерафил, Микаил, Джебраил, Шамнаил и Тураил были
сотворены в течение оставшихся 5 дней недели, "как
светильник зажигается от другого светильника".
Затем бог
создал 7 небес, солнце, луну, звезды, человека и
животных. Создав первочеловека Адама, Эзид подверг
ангелов испытанию, приказав поклониться своему творению.
Единственный, кто отказался сделать это, был строго
исповедовавший принцип единобожия Эзезил, за что и был
назначен главой ангелов с титулом Ангела-Павлина (араб.
Мелек Таус; курд. Тавуз Мелек) и получил власть над
миром на 10 тыс. лет. В некоторых преданиях Мелек Таус
является творцом мира и ангелов.
Эзезил был назначен главой ангелов с титулом
Ангела-Павлина. Сейчас это символ езидизма
Большинство христиан и
мусульман воспринимали Эзезила как сатану, поэтому Й.
считали диаволопоклонниками. Однако в отличие от
зороастризма или манихейства в йезидизме взаимодействие
2 верховных сил (Эзида и Мелек Тауса) воспринимается как
сосуществование пассивного начала, создавшего мир, и
активного, сохраняющего его гармонию.
Согласно вероучению йезидов, ангелы
несут в мир добро, оборотной стороной которого является
зло: подобно огню, который дает свет, но при
неосторожном обращении может обжечь. Соответственно в
посвященной йезидам литературе Мелек Таус не является источником хаоса и зла.
Решив сотворить избранный для себя народ, Ангел-Павлин
поместил семя Адама в наглухо закрытый сосуд (по др.
версии, Адам сделал это по собственному желанию).
Через
9 месяцев оттуда появился "прекрасный ребенок" Шехид ибн
Джер, наделенный божественной мудростью и знанием
истинной веры. Й.- потомки Шехида от брака с райской
гурией - хранят это знание и не должны смешиваться с
остальным человечеством, рожденным от Адама и Евы.
Верховные ангелы не оставили человечество и во
исполнение воли Творца периодически нисходят на землю в
образе дервишей и монахов. В частности, свет
Ангела-Павлина проявился в шейхе Ади, который вместе с
Эзидом и Мелек Таусом входит в божественную триаду
йезидизма. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни
матери, шейх Ади был послан Ангелом-Павлином научить
избранный им народ, как не сойти с избранного пути.
Йезиды почитают Авраама, Иисуса и Мухаммада, считая их, как и др. пророков, воплощениями
верховных ангелов. Йезиды признают богодухновенность
Авесты, Библии и Корана, цитируют из них те отрывки,
которые не противоречат их вере. Авраамическая в основе,
религия йезидов содержит такие индоевропейские элементы, как
вера в переселение душ (метемпсихоз) и почитание 4
священных стихий (огня, воды, воздуха и земли), а также
солнца, луны и звезд, которые отождествляются с
определенными ангелами. Йезиды верят в существование
злых и добрых духов, а также рая и ада, куда на время
попадают праведные и грешные души (впрочем, согласно
одному из мифов, Ангел-Павлин потушил пламя ада
слезами).
Организация и практика
В основе обычаев и обрядовой практики
йезидов лежит забота о сохранении религиозной чистоты,
тесно связанная с доктриной о переселении душ.
Большинство запретов и табу обусловлено нежеланием
нанести оскорбление ангелам, их земным воплощениям и
природным стихиям. Так, запрещено есть мясо петуха за
его сходство со священным Павлином, салат-латук,
поскольку его местное название "коас" омонимично
термину, обозначающему воплощение ангелов в человеческие
существа.
Храм Шарфадин в Синджаре
Также по ряду причин не разрешается
употреблять в пищу мясо газели, свинину, рыбу, тыкву,
капусту, некоторые другие продукты, причинять вред
змеям. Страх осквернить природные элементы обусловил
многие запреты: бросать нечистые предметы в огонь,
тушить его водой; шумно пить воду; играть на музыкальных
инструментах (исключение делается лишь для особых
представителей духовенства), свистеть, плевать, мочиться
стоя и т. д.
Верующий йезид должен всегда говорить
правду и ограждать себя от лжи, стремиться к знанию и
избегать пороков. Запрещается произносить ряд слов, в
т.ч. слово "шайтан" и близкие по звучанию к нему, в
которых встречается звуки "ш" и "т". Запрещено носить
одежду синего цвета.
Священным днем недели является среда, в
этот день йезидам нельзя иметь половые контакты, а также
убирать дом, мыться, бриться и стирать белье и одежду
(эти запреты породили миф о нечистоплотности йезидов). Йезидам запрещено входить в мечети, пользоваться посудой
или бритвенными приборами иноверцев, предварительно не
омыв те священной водой. Нарушение запретов сурово
карается, вплоть до исключения из общины.
Эндогамность и кастовость
этноконфессиональной группы йезиды поддерживали "се
харф" (курд. "3 буквы") - 3 "смертных греха": брак или
внебрачная связь с представителями других каст (шалбеке
зерин); брак с иноверцами (диза дане); неуважение к
духовенству (дарба харка). Века эндогамного
существования привели к тому, что длительная утрата
связи с общиной, например в результате долгого путешествия,
воспринималась как потеря религиозной идентичности.
Езидский храм в Армении
Молятся йезиды 5 раз в день: 4 раза -
стоя лицом к солнцу, символизирующему видимое
присутствие бога на земле, в полдень - обратив взор в
сторону священной для йезидов долины Лалеш (близ г.
Мосул). Особое внимание уделяется молитвам на восходе и
закате солнца. Молящийся должен избегать присутствия
иноверцев. Посты йезидов длятся 4 дня, из которых первые
3 от рассвета до наступления сумерек верующие полностью
воздерживаются от еды, питья и курения. На 4-й день,
приходящийся на пятницу, ограничения в значительной
степени ослабляются, а вечером начинается разговение.
Широко распространена вера в чудодейственную силу
гробниц святых и земных воплощений 7 верховных ангелов;
наиболее почитаемым является мавзолей шейха Ади в долине
Лалеш.
Социально-религиозная структура
Каждый йезид независимо от того,
является ли он представителем духовенства или мирянином,
обязан следовать 5 заповедям (5 долгов, 5 обязательств).
Эти заповеди тесно связывают общины друг с другом,
являются основой структуры общества йезидов.
Это не девушки, а ездские мальчики с косами
Езидские мужчины
Езидские женщины и
девушки
У каждого йезида должен быть пир, шейх,
мастер, наставник и брат или (и) сестра по загробной
жизни. Около 85% членов общины от рождения принадлежат к
касте мирян - мюридов (араб. "последователи,
наставляемые"), выше их в иерархии общества стоят пиры
(курд. "старейшины"), еще выше - шейхи (араб.
"старейшины").
Касты делятся на отдельные роды (у
шейхов их 3: Шамсани, Адани и Катани, у пиров -
несколько десятков, у мюридов - несколько сот).
Шейхи имеют право заключать браки
исключительно с членами своего рода, пиры - внутри
родов, не связанных отношениями "наставник-ученик", для
мюридов запретов на брак с представителями своей касты
не существует.
Светским и духовным главой йезидов
является мир (эмир), хранитель святынь и наместник шейха
Ади на земле, выполнять религиозные обряды ему помогает
глава шейхов - баба-шейх (Ахтйаре Марге).
Иезидские шейхи на
какой-то религиозной церемонии Впереди в черном факир
В духовную иерархию входят также кавали
- исполнители священных гимнов, аккомпанирующие себе на
флейте и тамбурине; аскеты-факиры; факраи -
служительницы святилища в Лалеше; провидцы-кочеки и ряд
др. групп.
Старейшины родов и племенные вожди
должны подчиняться решениям духовенства в вопросах,
касающихся религиозной жизни и частично правосудия.
Впрочем, духовенством религиозных лидеров можно назвать
с определенными оговорками. Шейхи и пиры являются больше
чем священнослужителями - они наставники мюрида на
протяжении всей его жизни. Мюриды обязаны платить в
пользу духовенства особую подать (закят или хайрат).
Только представители 2 высших каст могут
выполнять траурные и праздничные обряды, в их домах, в
отдельных, постоянно освещенных комнатах хранятся особые
постельные принадлежности (стеры) и иная священная
атрибутика, проходят молитвенные собрания. Рядовой мюрид
может ограничиться знанием наизусть символа веры -
Шадатия. Считается, что роды пиров и шейхов передают из
поколения в поколение чудотворную способность исцелять
определенную болезнь. Йезиды являются весьма замкнутой
эндогамной группой. Верующие соблюдают моногамию, шейхи
и пиры могут иметь несколько жен.
***
Езиды представляют собой чётко
структурированное кастовое общество. Вся полнота
светской, духовной и судебной власти в езидизме
принадлежит миру, титул которого передаётся по
наследству. Его официальное наименование - "Мир Шейхана
и всех езидов мира". Езидский социум делится на две
части - духовную и мирскую, которые строго эндогамны.
Миряне носят название мюридов и ведут обычную мирскую
жизнь - занимаются какой-либо мирской деятельностью
(учатся, работают, торгуют, занимаются сельским
хозяйством, и т.д.), молятся и совершают богослужебные
обряды и ритуалы у себя в домах (кроме тех, которые
должны совершаться представителями духовных
каст); мюриды имеют право вступать в брак только с
представителями своей касты.
Духовное сословие в езидизме делится на
несколько каст, а именно:
А) шейхи - это духовная каста высшего
ранга; их основной обязанностью является совершение
богослужебных обрядов и ритуалов, а также религиозных
обрядов на всех важных мероприятиях, сопровождающих
жизнь человека - рождении, запечатывании, первой стрижке
волос, свадьбе, примирении врагов, смерти,
похоронах; шейхи должны регулярно посещать дома мирян,
побуждать их к молитвам и ритуалам, следить за
исполнением ими всех канонов езидской религии, и т.д..
Каста шейхов делится на три рода, которые ведут свою
родословную от разных предков: род Адани происходит
от Шех Хасана (земного воплощения одной из божественных
эманаций - Дардаила), род Катани -
от Шехобекира (земного воплощения Микаила), а
род Шамсани, состоящий из четырёх подродов - от
братьев Шамсадина, Фахрадина, Саджадина и Насердина (земных
воплощений Эзраила, Исрафила, Эзазила и Шемнаила -
соответственно); члены каждого из трёх родов могут
вступать в брак только с представителями своего рода.
Традиционная одежда касты шейхов - белого цвета (включая
головной убор), подпоясывается чёрным поясом; все
духовные касты вообще и касту шейхов в частности
возглавляет Баба-шейх (Святой старец);
Б) пиры - это вторая духовная каста в езидизме; их главной обязанностью является
религиозно-просветительская деятельность внутри общины -
они должны разъяснять каноны религии мирянам и проводить
с ними и с их детьми домашнее обучение религии, а также
помогать в разборе и разрешении разнообразных
конфликтных ситуаций внутри семьи, между родственниками
и соседями с религиозных позиций; пиры также могут
совершать все те же религиозные обряды и ритуалы, что
и шейхи, а кроме этого - могут посвящать в
священство шейхов и кавалов; каста пиров подразделяется
на 40 родов, главным из которых является род Хасмаман;
касту возглавляет Пире чел пира (Глава всех пиров);
браки в касте пиров могут заключаться между
представителями всех родов, кроме рода Хасмаман, который
строго эндогамен. Пиры традиционно носят полностью
чёрную одежду;
В) кавалы - каста низшего духовенства;
их основной обязанностью является хранение и передача
следующим поколениям устной религиозной традиции
езидизма - кавлов (поэтических религиозных гимнов) и чероков (прозаических
пояснений и комментариев кавлов); также кавалы выступают
в роли проповедников религии и духовных наставников для
мирян, и в качестве сборщиков пожертвований верующих; с
этой целью они один или два раза в год группой обходят
все места, населённые езидами, и собирают пожертвования
для религиозных нужд; в качестве подтверждения своих
полномочий они имеют при себе санджак - медную фигурку
павлина из храма Лалыш; мужчины из касты кавалов могут
жениться как на женщинах из своей касты, так и на
женщинах из касты мюридов (мирян), тогда как женщины из
касты кавалов могут выходить замуж только за мужчин из
своей касты.
Кроме этого, в рамках езидского социума
существуют и другие группы священнослужителей и иных
лиц, связанных с духовными практиками езидизма, такие
как:
- баве гаван - по своим функциональным
обязанностям более всего напоминают
пасторов-проповедников в протестантском христианстве;
- кочаки - предсказатели; это люди,
обладающие даром предугадывать будущее и/или другими
чудесными способностями; кочаком может стать любой езид
из любой касты, имеющий соответствующий дар; кочаки
носят одежду и чалму белого цвета, подпоясываемую
красным поясом, и длинную бороду;
- баве чавиш - священники-целибатники,
давшие обет безбрачия и в целом ведущие аскетический
образ жизни; целиком посвящают себя служению вере и
постоянно проживают в храмовом комплексе Лалыш; они
могут быть из любой касты езидов;
- факиры - особая группа
священнослужителей, ведущих монашеский аскетический
образ жизни, занимающихся исключительно служением Богу,
но не принимающих участие в совершении никаких других
ритуалов, кроме связанных с почитанием усопших, и в
уходе за могилами, в частности за мавзолеем Шех Ади в
храмовом комплексе Лалыш; факирами могут быть шейхи из
родов Адани и Катани, пиры из рода Омархали, а также и
особо набожные и благочестивые мюриды (миряне), решившие
посвятить жизнь служению Богу; факиры ведут жизнь
аскетов - не употребляют спиртного, не едят многих
продуктов, не сидят на стульях или лавках (только на
полу), никогда не спят в постели (только на земле), и
т.д.; факиры носят чёрную одежду, подпоясываемую красным
поясом с прикреплённым к нему священным жёлтым кольцом
- хадим; на шее факиры носят тонкую нить - тока Йазид -
которая является образом верёвки от виселицы и должна
постоянно предостерегать носящего её факира от
совершения любого греха; факиры пользуются огромным
уважением всех езидов без исключения; при встрече
с факиром все другие езиды стараются поцеловать его
одежду или прикоснуться к ней;
- факрая - монахини-целибатницы, не
вступающие в брак; факрая может стать езидка из любой
касты.
ЭТНОиМИР - этнографические очерки и естественнонаучные экскурсы - 01.01.2023.
***
Инициация
Над новорожденными совершается особый
обряд, в ходе которого шейх семьи обрезает пучок волос с
макушки ребенка, омывает ее водой из священного "Белого
источника" (Каниа-Спи) в Лалеше и читает особую молитву.
Обрезание распространено, но не является обязательным.
Стать йезидом, не будучи им по рождению, невозможно.
Даже ребенок от смешанного брака не признается йезидом.
Обряд мор кирин в источнике Гания Спи в Лалыше
Традиционная одежда, ее цвет, форма,
материал, способ ношения в значительной степени
регламентированы. Одним из основных отличительных знаков
йезидов. является нижняя рубаха (крас) из белой
хлопчатобумажной ткани с округлой каймой (гриван),
пришитой к вороту. Рубаху шьют из 2 частей,
символизирующих прошлое и будущее ее владельца, головной
убор обшивают монетами (кофри). Мужчины-йезиды отпускают
бороду, длинные волосы заплетают в косу.
Похоронный обряд
Во время совершения погребального обряда
обязательно должны присутствовать шейх, брат по
загробной жизни (бре ахрате) и пир. Они обмывают
усопшего, читая при этом определенные религиозные гимны.
Иногда покойного могут обмывать и его родственники, но
первым, кто наливает 3 кружки, должен быть шейх или пир.
Умерших хоронят в тот же день, до захода
солнца, со скрещенными на груди руками. После погребения
на могиле разводится огонь. На надгробиях с
конусообразными навершиями пишутся не противоречащие
вере йезидов. изречения из Корана.
В загробном мире йезид должен произнести
свидетельство веры, в котором он называет те роды людей,
которые при жизни были пиром, шейхом, мастером,
наставником и братом (сестрой) по загробной жизни. Брат
по загробной жизни после смерти йезида будет
ходатайствовать перед Богом, поможет его душе
переправиться через мост Салахат, проведя душу своего
ученика-мюрида через него, только тогда она попадает в
рай.
Если же душа черна и ей уготован ад, то
она не сможет переправиться через тонкий, как нить, мост
и упадет вниз. Брат по загробной жизни избирается из
представителей касты шейхов, причем из того рода, к
которому по наследству приписана семья мюрида.
Существует особый ритуал избрания брата по загробной
жизни, который относится к т.н. ритуалам родства
(избирается названый брат). Мюрид всю жизнь несет
определенные обязательства перед своим братом по
загробной жизни, так же как и перед своим пиром, шейхом,
мастером и наставником, что выражается в подношениях в
виде скота или денег ("благодеяние", "добро" - названия
пожертвований духовным лицам, больным и нищим). С точки
зрения некоторых авторов, в йезидском институте
"братства" по загробной жизни просматриваются суфийские
элементы.
Праздники
В условиях преобладания устной традиции
и отсутствия фиксированного канона праздники выполняли у
йезидов функцию сохранения единства веры. Длительное
разрозненное существование различных общин привело к
расхождению в обрядах, церемониях и сроках проведения
многих праздников.
Напр., Новый год (Клоча Саре Сале или
Чаршама Саре Нисане - "красная среда") у иракских и
сирийских йезидов празднуется в 1-ю среду апр., а у
выходцев из турецкого Курдистана, в т.ч. проживающих на
территории Армении, Грузии, России и Западной Европы, - в
1-ю среду марта.
Согласно священным текстам, в "красную
среду" один из великих ангелов, получивших право
управления миром на следующий год, сходит на землю,
наряжая ее цветами и зеленью. В этот день в семьях
йезидов пекут праздничный кулич, красят яйца, украшают
дома красными цветами.
Езиды в традиционной национальной одежде
В настоящее время иракские и сирийские
йезиды имеют возможность принимать участие в осеннем
собрании (Джамайе), проходящем с 23 сент. по 1 окт. в
священной долине Лалеш. Это не просто паломничество на
гробницу шейха Ади, йезиды верят, что т.о. они посещают
первоосновы мироздания, где образовалась земная твердь и
куда мистически были перенесены такие общие для йезидов
и мусульман священные топонимы, как гора Арафат,
источник Замзам и др.
Во время праздника Серсал
Религиозными церемониями Джамайе
являются ежевечерне исполняемый высшим духовенством
священный танец, в 5-й день паломничества приносят в
жертву быка, и заканчивается паломничество освящением
трона шейха Ади.
Праздник Чежна (Айда) Эзид посвящен
Эзиду, отмечается в 1-ю после 13 дек. пятницу, ему
предшествуют пост в честь ангела Солнца, главный пост -
Рожие Эзид и пост в честь бога Эзида. Саре Мазала (день
поминовения усопших) празднуют йезиды Юж. Кавказа и
России в 1-й четверг июня.
Хидр Илиас (Хидр Наби) - это праздник в
честь святых - исполнителей желаний, соединяющих любящие
сердца и выручающих из беды. Он носит черты древнего
праздника плодородия и приходится на 1-й четверг февр.
День жертвоприношения - Курбанийе отмечается в отличие
от др. праздников не по солнечному, а по мусульм.
лунному календарю и знаменует жертву, принесенную
Ибрахимом (Авраамом). Празднику предшествует 40-дневный
пост, который обязаны держать только представители
духовенства.
Особым событием в религиозном календаре
является Таус джеран ("прогулка Павлина"). Во время
этого ритуала кавалы обходят селения, собирая
пожертвования и перенося санджаки - бронзовые литые
статуэтки Павлина, являющиеся наиболее почитаемыми
предметами культа. В прежние времена 7 изображений Мелек
Тауса приносили в общины йезидов (фактически - группы
племен) в Шайхане, Синджаре, окрестностях Эль-Камышлы,
Тебриза, Хаккяри, Диярбакыра и к северу от оз. Ван.
К кон. ХХ века в связи с фактическим
исчезновением йезидов в Турции и утратой связи с
единоверцами в Иране в путь отправляются лишь 3
санджака, посещающие деревни Сирии и Ирака. Помимо
описанных выше праздников существует множество других -
в честь общейезидских и местных святых.
Численность йезидов составляет, по
различным подсчетам, от 100 тыс. до 1 млн. чел.
По оценкам йезидских организаций, общая
численность йезидов - около 3 млн. чел. В Ираке в 2000
г., по оценке Верховного комиссариата ООН по делам
беженцев, проживало от 30 до 120 тыс. йезидов (районы
Айн-Сифни, Синджар и Дахук).
Турецкая община йезидов практически
полностью прекратила существование в кон. ХХ века в
результате массовой эмиграции в Европу, прежде всего в
Германию. Отдельные группы проживают в Сирии, Иране,
Грузии, Армении.
В России по переписи 2002 г., 31,3 тыс.
чел. определили свою этническую принадлежность как
йезиды.
Общины йезиды офиц. зарегистрированы в
Н. Новгороде, Ярославле (со статусом
национально-культурной автономии), Туле, Екатеринбурге,
Сургуте, Иркутске, Димитровграде (Ульяновская обл.).
Кобищанов Тимофей
Православная энциклопедия
Использованная литература
Березин И. Н. Езиды // Магазин
землевладения и путешествий: Геогр. сб. М., 1854. Т. 3;
Frank R. Scheich (?)lsquo;Adi, der
grosse Heilige der Jezidis. B., 1911
Empson R.H W. The Cult of the Peacock
Angel. L., 1928;
Drower E. S. Peacock Angel: Being Some
Account of Votaries of a Secret Cult and their
Sanctuaries. L., 1941
Ahmed Sami Said. The Yazidis: Their Life
and Beliefs. Coconut Grove, 1975
Kreyenbroek Ph.G. Yezidism: Its
Background, Observance and Textual Traditions. Lewiston,
1995
Fuccaro N. The Other Kurds: Yazidis in
Colonial Iraq. L.; N. Y., 1999
Allison C. The Yezidi Oral Tradition in
Iraqi Kurdistan. Richmond, 2001
Омархали Х. Йезидизм: Из глубины
тысячелетий. СПб., 2005
Полатов Д. Р. Езиды: религия и народ.
М., 2005
Spät E. The Yezidis. L., 2005.
|