Последователи секты ДЭИР держат
эфирные ноги эфирными руками и убивают младенцев
Секта ДЭИР (Школа Дальнейшего
энерго-информационного развития) возникла в России в
1999 г. и в настоящее время приобрела популярность
среди лиц, интересующихся эзотерикой, магией,
экстрасенсорикой и т.д. В Центр религиоведческих
исследований систематически обращаются обеспокоенные
граждане, чьи родственники стали жертвами этой
организации. Чаще всего людей беспокоят не только
систематические денежные вложения в тренинги и
семинары ДЭИР, а радикально изменившееся
мировоззрение их близких, которым внушили на
тренингах идею равнозначности добра и зла,
выраженную, например, в постулате: "убийц нельзя
винить, они всего лишь орудие кармы", а также
возможность влияния на людей и обстоятельства
магическими средствами, что и является основой
семинаров ДЭИР: за обучение "техникам" управления
другими людьми ДЭИРовцы и платят достаточно большие
деньги. Участившиеся обращения близких людей
последователей ДЭИР в наш Центр и вызвали
необходимость написания данной статьи.
***
"Держим эфирные ноги эфирными руками…
Покрутите сначала реальной головой,
а потом эфирной…"
Из упражнений на занятиях в секте ДЭИР
Секта представляет собой, на наш
взгляд, некий русский вариант саентологии.
Как и в саентологии, в школе ДЭИР
обещают адептам, что они будут обладать
сверхспособностями и станут "сверхлюдьми" после
прохождения семинаров различных уровней и ступеней
ДЭИР. На связь с саентологией указывает и
специфическая саентологическая лексика, например
употребление в книгах ДЭИР понятия "энграмма"[1]:
этот термин был изобретен основателем саентологии
Хаббардом: согласно его учению, "энграммы" – это
некие подсознательные негативные воспоминания,
которые с помощью саентологических процедур так
называемого одитинга необходимо "стирать". Как
известно, создание своего специфического
сектантского языка – характерная черта практически
всех тоталитарных сект: переход адептов на новояз
открывает простор для манипулирования личностью,
помогает быстрее вовлечь человека в деятельность
секты. Действительно, чем больше человек употребляет
новых, доселе ему неизвестных понятий, тем легче ему
внушить новое, основанное на этих понятиях учение.
По количеству специфических сектантских терминов
саентология занимает первое место из всех
существующих в настоящее время сект. Таким образом,
основатели ДЭИР вполне могли пройти обучение в секте
саентологии и воспринять ее терминологию. Надо
сказать, что это довольно распространенный случай:
нам известны по крайней мере два лидера сект, в свое
время обучавшиеся у саентологов и, видимо, решившие
применить к своей жизни "завет" Хаббарда: "если
хочешь разбогатеть – создай свою религию". Это лидер
московской группы "Общество спасения землян", более
известной как секта колобка, Елена Ильченко, и
основатель новой, весьма злобной секты, уже
прославившейся преследованием вышедших из секты
людей "Академия славянских прикладных наук" Олег
Мальцев.
***
Читайте также по теме:
***
В секте ДЭИР пять "ступеней",
прохождение которых на платной основе обязательно
для всех членов, но есть еще выездные семинары,
клубные занятия, а также принадлежащий секте
институт Высшая школа психосоциальных технологий
управления, которая дает дипломы о
профпереподготовке по специальности "психология"
государственного (sic!) образца. Лицензию
сектантскому вузу выдал Комитет по образованию
Санкт-Петербурга.
Принадлежащий секте вуз находится в
Петербурге, Москве: а также в г. Орске Оренбургской
области.
Для того чтобы привлечь адептов и не
потеряться среди конкурентов (таких оккультных сект
очень много, и им всем надо придумывать что-нибудь
новенькое, чтобы к ним шли люди и несли деньги),
история создания секты и личность основателя
мистифицируется. Мистификация заключается в
следующем: якобы создатель секты Дмитрий Верищагин
(вымышленный реальными руководителями организации
персонаж) еще в советское время работал на секретном
предприятии над созданием сверхсекретного
психотропного оружия, однако потом по совету одного
своего коллеги-экстрасенса бросил это занятие и стал
вместе с тремя другими магами создавать методику
ДЭИР. Теперь организаторы секты (реальный лидер на
сегодняшний день – К.В. Титов) утверждают, что
Дмитрий Верищагин скрывается от людей, передав им
эту "чудесную методику", которая поднимает человека
на некий иной "уровень развития" и делает
"сверхчеловеком": "…с людьми я больше почти не
встречаюсь. Кроме того, передо мной стоит еще одна
задача. Однажды, когда мы осознали всю глубину
разработанной нами системы ДЭИР и поняли, что эти
знания слишком важны, чтобы их потерять, мы
обменялись доверенностями, позволяющими любому из
нас действовать от лица остальных. Я, Дмитрий
Верищагин, передаю эту рукопись для издания моему
доверенному лицу, соавтору и ученику Кириллу Титову.
Я действую от своего лица и от лица моих коллег,
первооткрывателей системы ДЭИР – Петра
Келдоровского, Алексея Грыщака и Сергея
Десменцова"[2], – утверждается якобы от лица
Верищагина. Таким образом, в организации считается,
что лишь руководитель К.В. Титов, "ученик и
преемник" Верищагина, реально общается с "учителем",
остальные пока этого недостойны, но могут вступать с
ним в некое мистическое общение. Так, в книге 4-й
ступени "Уверенность" опять же якобы от лица
основателя системы ДЭИР Верищагина звучит призыв:
"Помните о нас, кто первыми вступили в новый мир. Мы
фокусируем новое энергетическое единство для вас.
Обращайтесь к нам в трудную минуту, и мы придем на
помощь. Обращайтесь к нам в минуту благоденствия, и
мы сможем прийти на помощь миллионам других. Смерти
нет. Мы отзовемся из-за грани. Ощутите связь со
мной, автором этих строк. Я жду этого. Просите о
помощи и помогайте мне… Создайте новое свободное
человечество. Вы заслуживаете этого"[3].
Итак, от лица некоего
"сверхчеловека", которого "никто не видел" (так и
сообщается на Дне открытых дверей организации, что
сразу вызывает интерес собравшихся) и который "из
другого мира" руководит организацией, дается
задание: создавать новое человечество. Надо сказать,
что именно такую цель ставят перед собой практически
все секты: от огромной международной "империи"
саентологов, призывающей "отклировать планету", до
небольшой секты "Рожана", делающей бизнес на
домашних родах и уже от темы родов и грудного
вскармливания переходящей к идеологии: "мы научим
вас рожать, мы научим вас воспитывать детей – мы
создадим новое человечество". Секта ДЭИР не
исключение.
Еще один общий для всех сект
идеологический принцип – теория Раскольникова из
"Преступления и наказания" Ф.М. Достоевского – также
лежит в основе вероучения секты ДЭИР. Как и главный
герой романа Достоевского, практически все
основатели и лидеры сект, а вслед за ними и рядовые
последователи делят мир на людей "обыкновенных" и
"необыкновенных"; "необыкновенные", конечно же, –
это те, кто принадлежит организации и исповедует ее
учение. В этом отношении секта ДЭИР наиболее
показательна. Пожалуй, главная идея, которая
прослеживается во всех книгах, содержащих учение
ДЭИР, – это противопоставление ДЭИРовца
"обыкновенному" человеку, например: "для вас будут
доступны вещи, немыслимые для обычных людей"[4];
"наши возможности уже превзошли возможности обычного
человека"[5]; "все, что вы хотите, происходит в
вашей жизни как бы само собой. Таковы преимущества
освоивших систему ДЭИР перед обычными людьми"[6];
"для человека, вступившего на новую ступень
эволюции, просто необходимо научить свою душу
осознавать и ощущать себя. Это практически нереально
для обычного человека, но является типичным
признаком человека будущего"[7]; "вы получаете
неслыханную для обычного человека возможность –
продолжить осознанное и индивидуальное существование
даже после смерти"[8].
В принадлежащем секте вузе Академия
психосоциальных технологий в основу дипломных работ
(sic!) ставится вопрос изучения "степени взрослости"
у "обычных людей" и ДЭИРовцев, о чем торжественно
сообщается на Дне открытых дверей организации.
Понятно, что выводы, к которым приходит выпускник,
заранее предопределены: ДЭИРовец в разы превосходит
"обычного человека" – таков итог дипломной работы. С
учетом того, что в данном учебном заведении выдаются
дипломы государственного образца, возникает реальная
опасность того, что подготовленный таким образом
"специалист" будет пропагандировать идеи ДЭИР в
рамках психологических консультаций, вооружившись
дипломом.
Итак, на протяжении ряда собраний и
на страницах обязательных для прочтения книг т.н.
Верищагина ДЭИРовец планомерно убеждается в том, что
отныне он – человек необыкновенный и практики ДЭИР
резко отличают его от "непросвещенной толпы".
Как же в связи с этим меняется
мировоззрение человека?
Как и главный герой Достоевского,
разрешающий в своей теории необыкновенным совершать
"ради общего блага" преступления, ДЭИРовцы считают
для себя возможным "управлять" чужими жизнями и
чужими судьбами, что может привести – и в ряде
случаев приводит – к трагическим последствиям. Так,
3-я книга ДЭИР "Влияние" имеет весьма
недвусмысленный подзаголовок: "Эта книга научит тебя
программировать других", и в ней автор предлагает
освоить, например, прием "внушения директору фирмы
нужной вам информации". Обещается, что "в итоге это
приведет к тому, что фактически директором вашей
конторы будете вы; он же будет числиться таковым
только на бумаге"[9]. Что называется, без
комментариев. Уже на 1-й ступени ДЭИР объявляется
цель жизни ДЭИРовца: "что я хочу, все исполняется".
Понятно, что "управляет" таким
образом ДЭИРовец только в своих фантазиях, за
которые, впрочем, платит немалые деньги, но важно
то, что человек живет с таким сознанием: "я управляю
всеми", "я знаю некий ключ, повернув который я
заставлю всех плясать под свою дудку".
Каково же ему живется с таким
сознанием? Поначалу, вероятно, мучает совесть,
которую книги ДЭИР тут же успокаивают: "Мне сейчас
могут задать вопрос: насколько нравственно с точки
зрения морали практиковать активные способы
управления на людях"[10]; "Да, в третьей книге
рассказывается о программировании других. О
несловесном воздействии на их сознание и мысли, о
передаче намерений и желаний. И именно этого многие
пугаются. Потому что в разных книжках читали, что
это вредно, этого делать нельзя… Правильный ответ
такой: можно и даже нужно… если способности есть, то
не развивать их означает не выполнить своей
жизненной задачи…"[11]. Более того, автор
утверждает, что, мол, и так вас со всех сторон
контролируют и программируют, поэтому если не будешь
программировать ты, будут программировать тебя:
"Применение программ обычно прячется под
завуалированными терминами "ораторское искусство",
"дипломатия", "психология общения"…. За этими
словами прячутся приемы контроля со стороны чужой
психики"[12]. Итак, робкий голос совести заглушен. И
далее автор переходит к, пожалуй, ключевой идее
секты – относительности и субъективности добра и
зла. "Но запомните, – пишет он, – ваши нормы морали
– это только ваше достояние, созданное вашей душой и
Богом в ней. Поступайте так, как считаете нужным, и
никого не слушайте. Никто не имеет права вас судить.
Вспомните библейскую истину: "Не судите, да не
судимы будете". Поймите ее глубинный смысл: если не
судишь, что есть добро и что есть зло для других,
если поступаешь так, как велит сердце, и не судишь и
не испытываешь чувства вины, то даже Бог не будет
тебя судить"[13]. Построение своих доктрин на
цитатах из Библии – типичная сектантская практика.
Чего стоит хотя бы причудливое выведение Свидетелями
Иеговы своего запрета на переливание крови из
некоторых цитат Священного Писания Ветхого и Нового
Заветов! Однако здесь сектанты, пожалуй, превзошли
даже Свидетелей Иеговы, утверждая, что если ты не
осудил преступника, значит, и сам имеешь право на
преступление, главное, не испытывать при этом
чувства вины. Дальше – больше. В книге 5-й ступени
"Уверенность" утверждается равнозначность всех
путей: воровать или не воровать – это в принципе
тоже не так принципиально, как считает автор. "Не
прав и тот, кто рассуждает, – пишет он, – "И почему
это кто-то может воровать и при этом процветать,
тогда как я живу честно и бедствую!" Да, для кого-то
и нечестный путь может стать открытым путем. Все
пути равны, человеческая оценка не играет никакой
роли. Человек таким образом реализует свою карму
(курсив мой – Т.К.), выполняет одну из кармических
задач человечества и даже всей Вселенной, хоть мы со
своей логикой не всегда можем определить, в чем
смысл такой задачи"[14].
При этом важно отметить, что человек
не просто читает это все в книжках, а слышит на
занятиях, за которые заплатил немалые деньги. И если
книжку можно отбросить подальше, сказав: "что за
глупости!", то от того, во что ты вложился,
отказаться значительно труднее: никому неприятно
чувствовать себя обманутым.
Итак, две главные идеи ДЭИР:
Овладев некими "приемами",
последователь ДЭИР становится "сверхчеловеком",
наделенным "сверхспособностями", позволяющими ему
управлять другими;
Добро и зло равнозначны, и ДЭИРовец
сам выбирает, творить ли ему добро или творить зло,
главное, не осуждать других и не испытывать чувство
вины (заметим, что последнее фактически отрезает
путь к покаянию).
К чему же это может привести? На что
способен подготовленный таким образом человек?
В 2009-м году по всей России
прогремела история про садистов-усыновителей,
которые, взяв из детского дома троих детей,
издевались над ними, не кормили, и это привело к
смерти одного из них, а второго они убили
целенаправленно. Журналисты установили, что муж,
главный инициатор этого преступления, который,
скорее всего, собирался продать мальчиков на органы
и заранее заготовил их свидетельства о смерти,
состоял в секте ДЭИР. По словам его бывшей коллеги,
"он рассказывал, что в "школе" (имеется в виду
"Школа Дальнейшего энерго-информационного развития",
ДЭИР – Т.К.) их учили управлять сознанием людей,
поступать, не считаясь с чужим мнением и законами
общества… Он на знакомых постоянно тренировался.
Например, мог взять какую-то вещь, а потом убедить
человека, что тот ему ее подарил...", а по
воспоминаниям его бывшей девушки, садист-ДЭИРовец
так реализовывал на практике свою "кармическую
задачу": "Постоянно привозил гастарбайтеров с
"невольничьего рынка". А после того как они
выполняли свою работу, выгонял на улицу без денег.
Разборок не боялся - у него было два пистолета:
пневматический и боевой. И на все были
документы...".
Еще одна трагическая история,
связанная с сектой ДЭИР, произошла в Казани: после
посещения семинаров ДЭИР женщина убила молотком по
голове свою трехлетнюю дочь и совершила попытку
суицида, сбросившись с 9-го этажа, однако осталась
жива и была направлена на лечение в психиатрическую
больницу. Ее муж утверждает, что обнаружил изменения
в ее поведении именно после прохождения семинаров
ДЭИР.
Как же проходят занятия в "школе"
ДЭИР? Каким образом людям внушаются идеи, которые
приводят к таким чудовищным последствиям?
На 1-й ступени (занятия длятся 4 дня
подряд: четверг и пятница вечером, суббота и
воскресенье утром) людей учат "видеть ауру": надо
долго всматриваться в одну точку, пока не убедишь
себя, что "видишь" что-то зеленое, или желтое, или
фиолетовое – в зависимости от фантазии. С первого
занятия объявляется, что у человека помимо
физического тела (которое здесь пренебрежительно
называется "тушка") есть еще эфирное, с которым,
мол, и будет вестись работа. Например, хочется тебе
похудеть и накачать пресс, а зарядку делать лень: не
беда – надо качать пресс и приседать эфирным телом
(то есть мысленно представляя себе все эти
упражнения), а сам можешь продолжать, не вставая с
дивана, есть шоколадки) – очень удобно! Не удалось
похудеть? Что ж, сам виноват – значит, поставил себе
какие-нибудь энергоинформационные блоки или еще
что-нибудь в этом роде. Для того чтобы
"почувствовать" свое эфирное тело, предлагается
представить себя очень большим, чтобы голова
задевала потолок, а ноги не помещались в комнате и
торчали из-за двери, а потом, наоборот, совсем
маленьким… Предлагается мысленно проделать ряд
упражнений своим эфирным телом, например подержать
эфирные ноги эфирными руками и т.д. Предлагается
"слепить" энергетический шар и "передать" его
товарищу… "Энергетическими шарами" рекомендуется
впоследствии "накачивать" курсовые и дипломные
работы, подарки. Вам обещают, что даже совсем
скромный подарок произведет гораздо большее
впечатление, если его "накачать" энергетическим
шаром, чем дорогой подарок, но без "энергетической
подпитки". В качестве домашнего задания на 1-й
ступени ДЭИР обучающимся предлагают посмотреть ауру
прохожих, в метро дотронуться "эфирной рукой" до
пассажира напротив и подергать его за нос или
почесать за ухом и т.д. Все это было бы очень
смешно, если бы не заканчивалось так трагично… За
такие абсурдные практики 1-й ступени человек платит
9500 р. – и это только начало, дальше цены
возрастают.
Считается, что, обучившись на
занятиях 1-й ступени, ДЭИРовец сможет "снимать"
сглазы, порчи, "программирования", "вампирические
присоски".
Что ж, если он во все это верит, то,
конечно, его легко убедить в действенности таких
методик. Фактически же все это не что иное, как
продажа воздуха. Кстати, следует отметить, что,
согласно идеологии ДЭИР, дети и родители – это все
"вампирические присоски". С первого занятия первой
ступени заявляется: "работаем только на себя,
забудьте про своих домашних, про свою работу".
"Полученные знания", по словам
преподавателей ДЭИР, весьма пригодятся в жизни:
например, предлагается решить следующую задачу: "вы
директор фирмы. К вам пришел устраиваться на работу
человек с порчей. Стоит ли его брать? Может быть,
ему сначала подлечиться нужно?" – ответ
напрашивается сам собой. Как же этот воображаемый
директор фирмы может "увидеть" порчу после
прохождения ступеней ДЭИР? Как "пробоину в эфирном
теле": оказывается, "порча локализуется в районе
плеч". Можно себе представить обстановку в
коллективе компании, директор которой
руководствуется состоянием "эфирного тела" и аурой
своих сотрудников! Минимум – фирма будет панически
бояться совершать сделки 13-го числа; максимум –
всех сотрудников будут в обязательном порядке
сгонять на какие-нибудь "расширяющие сознание"
тренинги, как это уже было с сотрудниками
Императорского фарфорового завода в Петербурге и
сотрудниками банка Уралсиб.
В конце 1-й ступени участникам
выдается белый кружочек – некий магический талисман,
с одной стороны с синей серединкой, с другой – с
красной. Выдача этих, как здесь говорят, "объектов"
– торжественное событие для всех членов 1-й ступени,
к которому готовят на протяжении всех четырех дней
занятий. Этот "волшебный" предмет, как утверждают
преподаватели ДЭИР, способен творить чудеса: красное
ядро – это "энергия восходящего потока", и им можно
лечить все заболевания, заканчивающиеся на –оз:
артроз, остеохандроз и т.д., красное ядро повышает
тонус: им можно "подпитаться" для создания хорошего
настроения; синее ядро – это "энергия нисходящего
потока", оно понижает давление, снижает температуру,
понижает физический и эмоциональный тонус.
Утверждается, что если вы позвали гостей, и они
сильно развеселились, уже за полночь, а они никак не
собираются расходиться по домам, то стоит положить
"объект" синим ядром вверх – и все скоро угомонятся.
Соответственно, красное ядро используется с обратной
целью: если ваши гости скучают, а их надо
развеселить. Синее ядро тоже "лечит", только
болезни, оканчивающиеся на – ит: бронхит, лоренгит и
т.д., а также "убирает" сглазы. Таким образом, уже
на 1-й ступени ДЭИР адептов обещают обучить "навыкам
целительства", что, конечно же, служит
дополнительной приманкой для попадания в секту.
К слову, тему здоровья не обходит
практически ни одна секта: все секты – от
саентологов до секты колобка – обещают, что с
помощью их "уникальных" практик можно исцелиться от
различных заболеваний. В некоторых сектах в этой
связи присутствует категорический запрет на
медицинскую помощь и замена ее альтернативными,
изобретенными лидерами сект методами лечения.
Таковы, например, секта Надежды Антоненко, лидер
которой осуждена по ст. "Мошенничество", где все
болезни предполагалось лечить водопроводной водой,
"заряженной" присутствием самой Антоненко; секта
Алля Аят, журналы которой признаны экстремистскими:
здесь все болезни лечатся соленым чаем, созерцанием
солнца и прикладыванием к больным местам изображений
основателей секты. В этом отношении секта ДЭИР
гораздо хитрее: здесь нет запрета на медицинскую
помощь. Однако утверждается, что практики ДЭИР в
разы усиливают действие лекарств и болезни проходят
быстрее и легче. Поскольку проверить это никак
невозможно, а деньги за освоение практик уже
заплачены, то приходится верить. Со свойственным
всем сектам цинизмом, здесь также обещается
исцеление от тяжелых заболеваний: утверждается, что
"если у человека 2-я степень онкологии, то она у
него протекает, как 1-я, если он занимается
энергетическими практиками, и тогда смертность
составляет 20%, а если он не занимается
энергетическими практиками, то 2-я степень
протекает, как 3-я, тогда смертность составляет
80%". Позиция очень удобная – секта в любом случае
окажется права: умер – попал в эти 20 %, не умер –
"сработали" энергетические практики. Тяжелая болезнь
– всегда стрессовое состояние, при котором снижается
критическое мышление, и человек верит всевозможным
абсурдным обещаниям, именно поэтому большинство сект
цинично обещает исцеление от тяжелых заболеваний, в
том числе от онкологии, не стесняясь наживаться на
горе и страдании больных людей и их близких.
Таким образом, практики ДЭИР носят
оккультно-мистический характер и отсылают к
дологическим, магическим формам мышления.
Преподавателями ДЭИРа это не отрицается: на одном из
первых занятий утверждается, что "задача в ДЭИРе –
отключить логику и прислушиваться к ощущениям, не
так, как на лекциях в институте"; более того, перед
занятиями можно услышать еще более категоричные
суждения: "приходя сюда, ум надо оставлять за
дверью". Однако, как известно, для всех сект
характерна противоречивость и непоследовательность в
изложении доктрины: иногда на семинарах или
тренингах одной секты с интервалом в один день можно
услышать совершенно противоположную информацию. ДЭИР
и здесь не исключение: то утверждается, что надо
отключить логику, то, напротив, можно услышать, что
все методики "создавали технари", поэтому здесь "все
четко, все логично". То, что этих "технарей" никто
не видел, никого не смущает, напротив, привлекает,
как и все таинственное. Все это еще раз показывает,
что, когда у человека снижено критическое мышление –
вследствие ли стрессового состояния или вследствие
уже долгого увлечения оккультными практиками, – он
не видит проблемы в усвоении этой или другой
противоречивой информации, и далее пропагандистам
ДЭИР его легко убедить в чем угодно.
На 2-й ступени предполагается
"работа с кармой" (восприятие восточных учений и
оперирование восточными терминами – тоже типичная
черта всех современных оккультных сект; и как это
совмещается с "четкостью" и "логичностью"
"технических изобретений" – совершенно непонятно,
однако если человек поверил в то, что синим на белом
фоне кружочком можно понижать температуру, а красным
– повышать, то вряд ли его это уже смущает).
Обещается, что участники семинаров будут продолжать
осваивать навыки целительства и "определять истинные
цели" своей жизни. Здесь опять можно вспомнить Ф.М.
Достоевского с его "Легендой о Великом Инквизиторе":
человеку тяжело со своей свободой, ему всегда
хочется переложить ответственность за свою жизнь на
кого-то еще, чтобы не принимать самому решения.
Такие тоталитарные лидеры, как Великий Инквизитор,
этим успешно пользуются. Фактически, секта – это и
есть в миниатюре тоталитарное общество, изображенное
Достоевским. И если человек сам не может поставить
себе цели в жизни, то секта не преминет это сделать
за него и поставит те цели, которые будут
соответствовать идеологии организации.
На 2-й ступени уже предполагается
четырехдневный выездной семинар – и на этом моменте
следует заострить внимание. Психологи выделяют три
этапа контролирования сознания в секте, и третий –
это "тотальная индоктринация", то есть полное
погружение в вероучение секты и восприятие его как
"абсолютного знания". Очень часто этот процесс
происходит именно на выездных семинарах или
тренингах, проводимых сектами, когда человек окружен
только новыми "друзьями" или "братьями" из
организации и когда ему некогда отвлекаться на
повседневные дела. Очень часто в Центр
религиоведческих исследований обращаются
родственники лиц, ставших жертвами сект, и
рассказывают – с разными вариантами названий сект –
практически одну и ту же историю: "жена (к примеру)
посещала странные собрания странной организации, я
не препятствовал – надо же ей чем-то себя развлечь,
но потом она поехала с новыми "друзьями" на выездной
семинар, и вот после этого я ее не узнал: приехала
сама не своя, собирается разводиться, делить
недвижимость, заявляет, что вся наша совместная
жизнь была ошибкой, и только теперь она обрела
истину". Это типичный пример тотальной
индоктринации. Секте важно заполучить человека
целиком: чтобы все свое время он посвящал работе на
секту, никакая секта не собирается делить своего
адепта с его семьей, детьми, работой, увлечениями…
Опять же – ДЭИР здесь не исключение, а лишь
подтверждение печального правила.
Самое главное должно начаться на 3-й
ступени, которая называется "Влияние": именно здесь
человека убеждают, что с помощью "энергетических
практик" он сможет управлять поведением других людей
и направить их энергию на свои цели. К восприятию
этой идеи человек уже достаточно подготовлен, и ему
нетрудно убедить себя, что он великий маг и
волшебник. Здесь опять уместно вспомнить
саентологов, у которых присутствует обязательная
практика – кричать на пепельницу. В течение получаса
или 40 минут каждый саентолог обязательно должен
кричать на пепельницу: "сесть!", "встать!",
"сесть!", "встать!" – после получаса такого крика
ему на самом деле начинает казаться, что пепельница
встает и садится – таким образом, если саентолога
можно убедить, что он заставляет пепельницу вставать
и садиться, то дальше его можно убедить в чем
угодно: что он может контролировать извержения
вулканов, движение планет и регулировать свои
последующие воплощения.
Именно этому ДЭИР обещает обучить на
4-й ступени. На этой ступени, как сообщают
преподаватели ДЭИР, происходит переход в
"надсоциальный уровень". "Это у нас не первое
воплощение. Как сделать так, чтобы в будущей жизни
мы помнили эту жизнь" – такие вопросы решаются на
4-й ступени, что опять же сопоставимо с
саентологами, которые при вступлении в "элитную"
саентологическую организацию МОРГ (sic!)
подписывают договор на миллиард лет: саентолог
обязуется в течение последующего миллиарда лет во
всех своих дальнейших реинкарнациях (саентологи
тоже восприняли идею реинкарнации из восточных
учений) распространять идеи саентологии. Мы помним,
что утверждалось ранее: все методики "придумали
технари", и они логичны. Что может быть логичного в
идее реинкарнации, неизвестно: это предмет веры
буддистов и индуистов. "Мы будем заниматься
укреплением своей личной энергии до такой степени,
чтобы стать намного больше человека, вас перестанет
страшить потеря тела, то есть сознательная жизнь
после смерти вам гарантирована"[15], – обещается при
переходе на 4-ю ступень. Здесь же продолжаются
рекомендации, как "заколдовать" экзаменатора на
экзамене (как и в ситуации с директором компании,
которого ДЭИРовец должен заставить плясать под свою
дудку), чтобы он поставил вам нужную оценку,
кондуктора в трамвае – чтобы проехать без билета, и
в конце 4-й ступени утверждается: "Вы стали тем, кем
задумывает нас всех природа, – всемогущим
Человеком[16] с большой буквы, существом, сочетающим
в себе космическую и земную природу, а значит,
обладающим всем могуществом Космоса и всем
могуществом Земли… Новое состояние даст вам массу
преимуществ, в чем вы вскоре не замедлите убедиться.
Полностью исчезают все обычные человеческие
проблемы, связанные со здоровьем, деньгами,
взаимоотношениями с другими людьми. Все жизненные
блага льются на вас, как из рога изобилия, а вы
играете ими, как жонглер, не боясь, что поток
иссякнет… Вам достаточно шевельнуть пальцем, чтобы
получить все, что вам нужно, – ваша сила так велика,
что мгновенно, как магнит, притянет все, что
хотите"[17]. Вряд ли человек в адекватном состоянии
поверит таким обещаниям, тем не менее тысячи
ДЭИРовцев ходят по улицам и сначала стараются
разглядеть "ауру" прохожих, дергают пассажиров в
метро "эфирными руками" за нос, накачивают
"энергетическими шарами" курсовые и дипломные
работы, а потом на полном серьезе начинают считать
себя всемогущими.
Чем все заканчивается?
Объявляется, что на 5-й ступени
человек сможет начать влиять на судьбу и "оживлять
предметы". На Дне открытых дверей ДЭИР ведущая с
гордостью объявляет, что на этой ступени "ощущаешь
себя волшебником; ощущаешь стихии" и предполагается
"работа с природой", то есть солнце и дождь тоже
должны подчиняться всемогущим ДЭИРовцам – разве в
этом кто-то сомневался?
Здесь же продолжается сквозная тема
противопоставления ДЭИРовца "обычному человеку" –
уже на религиозно-мистическом уровне: "Человек,
дорастающий до восприятия высшего, обнаруживает Бога
в себе. Не случайно же все религии утверждают, что
Бог внутри нас! (не самом деле ни одна мировая
религия этого не утверждает – прим. авт.) Но
обычному человеку этого не понять. Это может понять
и ощутить только тот, кто дорос до новой
эволюционной ступени и ощутил свое единство со всей
Вселенной и с Божественным"[18].
"Единство с Божественным" для
ДЭИРовца заключается в том, что ему теперь "закон не
писан": именно в 5-й книге, соответствующей 5-й
ступени ДЭИР, утверждается, что нормы морали
относительны, представления о добре и зле
субъективны, а преступники отрабатывают карму.
Интересно отметить, что вместе с этой идеей в 5-й
книге утверждается, что "мир откровенно перенаселен,
какими бы антигуманными кому-нибудь ни показались
подобные выводы"[19]. В начале этой же книги звучит
призыв, обращенный к уже поверившим в свое
"могущество" ДЭИРовцам: "Создайте новое свободное
человечество. Вы заслуживаете этого!"[20] Не этими
ли постулатами руководствовался детоубийца из
Подмосковья, когда заранее планировал смерть двух
сирот?
Еще одна идея, которая должна
привлечь "сверхчеловека" – это "оживление
предметов". Как же это осуществляется? Мы помним,
что задействование неких предметов и наделение их
магическими свойствами было характерно еще для 1-й
ступени ДЭИР. Для языческого сознания вообще
свойственна вера в талисманы, амулеты, обереги, и,
конечно, создатели секты не могли этим не
воспользоваться. Сейчас, на 5-й ступени,
"сверхчеловеку" предлагается выбрать любой предмет,
например кольцо, и представить, что он поселил туда
"живую сущность". Все. Теперь эта "сущность",
живущая в предмете, будет на него работать:
контролировать восходящий и нисходящий потоки
энергии, подсказывать, что делать, – то есть внушать
"правильные мысли". Считается, что сущность может
настолько "расхулиганиться", что высосать всю
энергию и довести человека до сердечного приступа.
Конечно же, не своего владельца – ведь он
"всемогущий сверхчеловек" и контролирует силы
природы, а того, кто чем-либо не угодил ему. Как ни
странно, в качестве магических практик, позволяющих
принять правильное решение, "всемогущему
сверхчеловеку" предлагается… мысленно задавать
вопрос и кидать монетку, жечь спичку и загадывать:
направо она наклонится, значит "да", налево – значит
"нет". Таким образом развлекаются школьники и дети в
летних лагерях отдыха. Стоило ли платить огромные
деньги за прохождение ступеней ДЭИР и выездные
семинары, убеждать себя, что ты способен управлять
другими людьми и силами природы, чтобы на 5-й
ступени открыть такие "сверхсекретные" знания?
Однако главная цель организацией
достигнута: человек убежден, что эти практики
сделали его сверхчеловеком, которому "все
позволено", потому что он сам решает, что для него
добро, что зло.
Секта или не секта?
Важно отметить, что, подобно
практически всем сектам, уже столкнувшимся со
справедливой критикой в свой адрес, секта ДЭИР в
самом начале своих занятий предупреждает своих
потенциальных последователей: "мы не религиозная
секта", мол, не верьте тому, что про нас пишут в
Интернете.
Однако религиозная составляющая ДЭИР
начинается с 1-й и прослеживается на протяжении всех
5-ти ступеней. Перемещение энергетических шаров,
"оживление предметов", видение ауры – все это может
быть только предметом веры, потому что
экспериментально проверить действие этих магических
практик, осуществляемых ДЭИРовцами, невозможно. Вера
в магические практики характерна для язычников,
поэтому можно сказать, что вероучение ДЭИР содержит
элементы язычества. Вера в реинкарнацию, характерная
для ДЭИР, заимствована из восточных культов, и,
безусловно, тоже может быть только предметом веры,
потому что как-либо проверить чью-либо посмертную
участь уж точно невозможно. Более того, все научные
определения религии включают в себя как обязательный
признак веру в посмертное существование человека и
систему представлений о жизни после смерти.
"Религиозная система представления мира
(мировоззрение) опирается на религиозную веру и
связана с отношением человека к надчеловеческому
духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности,
о которой человек кое-что знает, и на которую он
должен некоторым образом ориентировать свою жизнь"
Мы помним, что при переходе на 4-ю
ступень ДЭИРа последователей убеждают, что их
"перестанет страшить потеря тела" и они получат
"неслыханную для обычного человека возможность
продолжить осознанное и индивидуальное существование
даже после физического тела", а на 5-й ступени
должны "ощутить свое единство со всей Вселенной и с
Божественным". Связь с божественным и представление
о посмертном существовании – все это категории
религиозного мировоззрения, так что религиозная
составляющая ДЭИР налицо. Поскольку ДЭИР не создала
культуру никакой страны и не внесла никакого вклада
в культуру, то религией ее назвать нельзя, так как
обязательная функция религии – культурообразующая.
Соответственно, чем можно назвать
организацию ДЭИР, если не религиозной сектой?
Поскольку в организации присутствует культ гуру –
Верищагина, наделение его сверхъестественными
качествами, деление людей на "обыкновенных и
необыкновенных" по признаку отношения к организации,
есть ступени "посвящения", занятия проходят в
закрытом режиме, и на занятия последующей ступени
нельзя попасть, не пройдя предыдущие, а самое
главное, что вероучение оправдывает преступления и
противоречит нормам морали, чем может принести
серьезную социальную опасность, то иначе как
тоталитарной сектой деструктивного характера ДЭИР
назвать нельзя.
Сотрудники Центра религиоведческих
исследований готовы оказать правовую и
психологическую помощь пострадавшим от секты ДЭИР и
других тоталитарных сект.
Татьяна Карпачева
Центр свщмч.
Иринея Лионского - 09.09.2014.
Использованная литература
1. См., например: "энграмма
действия…" // Верищагин Д. Влияние. СПб., 1999. С.
100
2. Верищагин Д. Освобождение //
http://svitk.ru/004_book_book/ 11b/2400_verihagin-deir_1.php
3. Верищагин Д. Уверенность. СПб.,
2001. С. 5.
4. Верищагин Д. Становление. СПб.,
1999. С. 5.
5. Верищагин Д. Влияние. СПб.,
1999. С. 33.
6. Там же. С. 181.
7. Верищагин Д. Зрелость. СПб.,
1999. С. 51.
8. Верищагин Д. Там же. С. 133.
9. Верищагин Д. Влияние. СПб.,
1999. С. 119.
10. Там же. С. 33.
11. Верищагин Д. Уверенность. СПб.,
2001. С. 34.
12. Верищагин Д. Влияние. Указ.
изд. С. 104.
13. Верищагин Д. Уверенность. Указ.
изд. С. 32.
14. Там же. С. 112.
15. Верищагин Д. Влияние. Указ.
изд. С. 185.
16. Авторская орфография сохранена.
17. Верищагин Д. Зрелость. Указ.
изд. С. 133.
18. Верищагин Д. Уверенность. Указ.
изд. С. 52.
19. Там же. С. 10.
20. Там же. С. 5.
|