Новоапостольская церковь
Новоапостольская церковь (НАЦ) ведет
начало от своеобразного движения внутри
Римско-католической церкви, которое называлось
"католическо-апостольское" и возникло в 30-е годы XIX
века в Англии. Основатели этого движения якобы получили
"откровение" от Бога, что в самом ближайшем будущем -
еще при их жизни произойдет "конец света". Чтобы
получить спасение и "царствовать со Христом", учили
основатели нового движения, необходимо отказаться от
всех, современных им, церковных установлений, которые
"исказили чистую апостольскую веру и образ жизни
христиан, теперь уже не соответствующий идеалам древней
апостольской Церкви".
Здание секты "Новоапостолькая церковь" в
Краснотурьинске (Свердловская область) с характерным
символом секты над воротами
История возникновения
Новоапостольская церковь (НАЦ) ведет
начало от своеобразного движения внутри
Римско-католической церкви, которое называлось
"католическо-апостольское" и возникло в 30-е годы XIX
века в Англии. Основатели этого движения якобы получили
"откровение" от Бога, что в самом ближайшем будущем -
еще при их жизни произойдет "конец света". Чтобы
получить спасение и "царствовать со Христом", учили
основатели нового движения, необходимо отказаться от
всех, современных им, церковных установлений, которые
"исказили чистую апостольскую веру и образ жизни
христиан, теперь уже не соответствующий идеалам древней
апостольской Церкви". По "откровению" они избрали
двенадцать апостолов как руководителей общины и среди
них - главного. Все степени священства и церковные
должности были упразднены. Вместо них вернули к жизни
служения христиан, которые упоминаются в Новом Завете.
Среди них - кроме апостолов, пророки, евангелисты,
учители и т.д.
К движению присоединились некоторые
католические, англиканские и протестантские
священнослужители, причем не только из Англии, но и из
Германии, Швейцарии, Австрии.
Когда первые, избранные по "откровению",
апостолы скончались и ожидаемое пришествие Христа не
произошло, община решила подчиниться "Суду Божию" и
самораспуститься.
Но часть участников движения не захотела
мириться с прекращением своей деятельности, прежде всего
немецкие "апостолы", отделившиеся от англичан еще в 1863
году и основавшие свою общину в Гамбурге. Путем долгих
споров и организационных преобразований в 1867 году
Новоапостольская церковь окончательно сформировалась.
Усилиями сменяющих друг друга "первоапостолов" при четко
организованной работе она не только дожила до наших
дней, но и окрепла и распространилась настолько, что
сегодня имеет последователей в 180 странах, а в Германии
занимает третье место по численности - после Лютеранской
и Римско-католической церквей.
Вероучение
1. Главные положения вероучения
содержатся в десяти статьях "Новоапостольского Символа
веры". Первые три утверждают веру в Пресвятую Троицу, в
Иисуса Христа, Сына Божия, и Пресвятого Духа, во святую
единую Апостольскую Церковь, в воскресение мертвых и
вечную жизнь. С некоторыми допущениями эти статьи
выглядят вполне традиционно. Но со статьи 4-й вводятся
новые положения, которые никак не могут быть признаны
традиционными христианскими церквами. Так, утверждается,
что "Господь Иисус правит Своей Церковью через живущих
апостолов, которых Он послал и еще посылает". То есть
вся полнота духовной власти присваивается руководителям
Новоапостольской церкви - совету двенадцати апостолов и
главному апостолу. И далее, в пятом пункте
подтверждается, что "все служители в Церкви Христовой
выбираются только апостолами".
9-й пункт - самый важный - говорит о
конце мира и высоком предназначении последователей НАЦ.
Они, подготовленные ко встрече со Христом и названные
душами невест, вознесутся ко Господу. Это будет первое
Воскресение. На небесах состоится свадьба этих душ со
Христом. После чего Христос вместе с этими
преображенными душами вернется на землю и учредит Свое
Царство мира. Новоапостолы будут править вместе с Ним
как цари и священники. После тысячелетнего царствования
Христос совершит Страшный Суд, на который предстанут все
те, кто не участвовал в первом воскресении, то есть не
новоапостолы. Каждый получит по заслугам. На месте
старого мира Бог создаст новый, ибо небо и земля
исчезнут. На новой земле воцарится Новый Иерусалим,
который будет существовать вечно.
В этом видении конца мира (эсхатологии)
нет ничего нового. На протяжении столетий некоторые
христиане именно так прочитывали Апокалипсис, а идея
тысячелетнего Царства Христа на земле (хилиазм)
постоянно возникала в умах людей и постоянно осуждалась
Церковью. Впервые хилиазм был осужден в 225 году. Затем
многократно возрождался в учениях средневековых
мистиков. Эта же идея продолжает оставаться
привлекательной и для современных сект. Так, например,
печально знаменитое Белое братство также проповедует
хилиазм. Для сектантского мышления привлекательной
является перспектива подтвердить свою избранность -
именно с членами их общины Христос будет царствовать на
земле. Новоапостолы часто называют себя "последней,
завершающей Церковью".
2. Вторым источником учения является
Библия. В то же время подчеркивается, что Библия не
может заменить апостолов Христовых в качестве
проповедников Его учения и дарователей таинств. Только
апостолы, ведомые Святым Духом, могут верно истолковать
Писание, и свободное чтение Библии верующими не
поощряется.
3. Вероучительной книгой для простых
верующих является периодически переиздаваемый катехизис
"Новоапостольская вера: вопросы и ответы", в которой
содержится всё, что необходимо знать верующему.
4. Для священнослужителей есть книга
"История Царства", где содержится новоапостольская
оценка всех традиционных христианских церквей, ни одна
из которых не выполнила своего предназначения - привести
людей ко спасению. Раскрывается содержание таинств,
которых в НАЦ три - Крещение, запечатление Святым Духом
и Евхаристия. Больше книг в обиходе Новоапостольской
церкви нет. Нет и духовных учебных заведений, поскольку
век апостольский - был веком простоты, а не богословских
умствований.
Богослужения
1. Богослужения совершаются каждое
воскресенье по образцу простой реформатской службы и
сопровождаются пением хора. Схема такова: песнь,
вступительная молитва, хор, проповедь главного апостола
на библейский текст, хор, вторая проповедь,
евхаристическая литургия с молитвой "Отче наш",
"отпущение грехов", причастие, молитва, благословение,
хор.
2. На неделе бывают собрания по частным
квартирам. Содержание этих собраний неизвестно.
3. Три раза в году совершаются
богослужения по "неспасенным усопшим", молитвы об их
спасении, и затем усопших символически причащают - двое
носителей сана подходят к апостолу. Он крестит их,
запечатлевает Святым Духом и преподает причастие. Этот
обряд напоминает крещение усопших в секте мормонов.
Эти службы за усопших привлекают многих
новых членов, которые рассчитывают, что их родственники
и близкие, умершие в неверии, получат возможность быть
приобщенными ко спасению. Здесь играют роль и "вещие
сны". Часто новоапостолы специально встречаются с
родственниками недавно умерших и говорят: "Ваш умерший
появился у нас. Он явился во сне". После этого
навязываются контакты, которые часто приводят
родственников почивших в НАЦ. Есть масса свидетельств,
что новоапостолы ведут свою миссию на кладбищах,
разговаривая с родственниками похороненных там.
Таинства
1. Крещение совершается водой во имя
Пресвятой Троицы. Как правило, крестят детей. За
правильное воспитание их в духе новых апостолов
поручаются родители.
2. Запечатление Святым Духом -
необходимое таинство для полноценного вступления в Новоапостольскую церковь. Крещение - только необходимое
таинство для принятия Святого Духа, преподаваемого в запечатлении, совершать которое может только апостол
3. Евхаристия совершается в память о
крестной Жертве Христа. Причастие преподается верующим
после покаяния, которое не является таинством - в виде
облатки и запеченных в нее трех капель крови - вина.
Облатки рассылаются также верующим, не имеющим
возможности посетить храм - воинам, больным, в
отдаленные области.
***
Читайте также по теме:
***
Структура церкви
Высший орган НАЦ - собрание апостолов. С
1971 года официальное название - "Новоапостольская
Церковь - Международный союз апостолов". Но фактически
каждая община, подчиняющаяся одному конкретному
апостолу, довольно самостоятельна. Единство церкви
обеспечивается единством самих апостолов, которые, как
они утверждают, путем молитвы достигают мистического
единства. Апостолов теперь не 12, а около 200.
Наиболее крупные объединения -
апостольские округа. С 1991 года их восемнадцать.
Руководит округами - "окружной апостол".
Все окружные апостолы объединены в
коллегиум, своего рода синод. Председатель коллегиума -
первоапостол. В настоящее время первоапостолом является
швейцарец Рихард Фер. Административный и духовный центр
НАЦ расположен в Цюрихе.
Первоапостол обладает практически
абсолютной властью. Члены НАЦ считают его представителем
Господа на Землею Он должен "способствовать новым
Откровениям Святого Духа". Так что служение
первоапостола исполнено мистическим содержанием. Именно
его "откровения" определяют изменения в вероучении и
жизни НАЦ. Это свидетельствует о безусловной сектантской
направленности новоапостолов.
Далее имеются подокруга, которыми
управляют настоятели округов, иногда - епископы.
Подокруга состоят из общин. Во главе их - настоятели
общин.
Кроме главного и окружных апостолов,
епископов и старейшин округов, есть еще служения
окружных евангелистов, пастырей, евангелистов общины,
священников, диаконов, протодиаконов.
Управляющего органа, в который входили
бы миряне, не существует.
Социальная деятельность
Новоапостольская церковь содержит только
дома для престарелых и иногда клубы для молодежи.
Никакой благотворительной работы новоапостолы не ведут.
Финансы и имущество
Каждый член Новоапостольской церкви
обязан отдавать на ее нужды десятую часть своего дохода.
Среди ее членов много состоятельных людей, которые кроме
десятины жертвуют большие суммы на церковное
строительство. Во многих странах новоапостолам
принадлежат земли и церковные здания, которые всегда
можно опознать по эмблеме: крест, который возвышается
над восходящим солнцем.
Образование
Специальных богословских учебных
заведений не имеет, так как в принципе отвергает
богословское образование.
Печать
Ежемесячный журнал "Наша семья". С 1991
года выходит и на русском языке. Еженедельный журнал
"Глас стража". Для детей и молодежи - ежемесячные
журналы "Добрый пастырь" и "Друг молодежи".
Периодически переиздается катехизис -
"Новоапостольская вера: вопросы и ответы" и "История
Царства" на многих языках мира. Есть несколько
русскоязычных изданий.
Масштаб современного распространения
В странах немецкого языка НАЦ - одна из
самых сильных и крупных. Третья по численности церковь в
Германии - после лютеран и католиков.
В настоящее время новоапостолов в мире
около 7.000.000. Из них 3.400.000 в Африке и в Азии -
1.000.000. Очень много новоапостолов в Индии и в Заире.
В Европе - более 500.000 человек.
Новоапостольская церковь в России
Новоапостольская церковь развернула
широкую миссию в России. Начало было положено
миссионерской поездкой в СССР в сентябре 1989 года
пресвитера Ульриха Краузе - по поручению окружного
апостола земли Берлин-Бранденбург Шредера. Он посетил
города Камышин, Тольятти, Алексеевку и Красноармейск.
Выбор районов объясняется тем, что здесь находятся
небольшие поселения этнических немцев, которые, по мысли
окружного апостола, с радостью должны были воспринять
новое учение.
В результате этой поездки были крещены
23 человека. В настоящее время в России 67 общин
новоапостолов. И это всего за семь лет миссионерской
работы. Уже с 1991 года журнал "Наша семья" стал
издаваться и на русском языке. В сентябре 1992 года
Москву посетил первоапостол Рихард Фер. К этому времени
в Москве было уже 1000 новоапостолов и 20.000 по всей
России. Москва была поделена на два округа: севернее
Москвы-реки - с управлением из Австралии и Швейцарии,
южнее - из Германии, и новоапостолы управляются здесь
двумя окружными апостолами. В 1991 году в Москве
открылся Административный центр НАЦ. Первый визит
первоапостола в Россию был отмечен концертом в Большом
зале консерватории, в котором участвовали знаменитые
российские исполнители, в том числе органист Гарри
Гродберг. На торжественном богослужении по усопшим
святого причастия удостоились все похороненные у
Кремлевской стены и также царь Александр III, некогда
изгнавший английского первоапостола из России, который
развернул проповедь своего учения.
В Архангельске новоапостольская община
возникла в 1990 году усилиями коммерсанта и в то же
время пастора из Германии. Вся Россия уже приписана к
тем или иным округам. Так, северо-восток страны - от
Балтики до Урала - в ведении апостольского округа
Саксония-Тюрингия.
Зоной особого внимания миссионеров стал
Калининград. Для новоапостолов этот город все еще
Кёнигсберг, в котором до войны располагался целый
апостольский округ, в который входило 146 общин,
организованных в девять районов. За возрождение НАЦ в
Калининграде взялся округ Северный Рейн-Вестфалия.
Прежде всего контакты были налажены с гражданами города
немецкого происхождения, которых стали приглашать в
гости в Германию. Первые собрания прошли в Доме
культуры. Общины были созданы во многих городах
Калининградской области, которую апостолы в своем
журнале "Наша семья" называют русской частью Восточной
Пруссии. В ноябре 1995 года Калининград посетил
первоапостол. К этому времени там возникло пять общин и
семь миссионерских постов, 15.000 верующих В "Нашей
семье" подробно описывается история Кёнигсберга,
говорится о лишениях изгнанных оттуда немцев, снова и
снова напоминается, что в Кёнигсберге был один из
центров Новоапостольской церкви. Был восстановлен храм в
Гурьевске.
Были созданы общины в Хабаровске,
Владивостоке, Южно-Сахалинске, на Камчатке, в Якутске,
Тюмени, Екатеринбурге, Кирове, Перми, Краснокамске.
Очень активно строятся церкви в Казахстане, где
переговоры с властями о приобретении участков земли
увенчались успехом.
Новое церковное здание было построено в
Мурманске - по всем новоапостольским канонам и является
их гордостью - как самая северная церковь новых
апостолов в мире.
В 1997-1998 годах НАЦ обманом (под видом
коммерческого здания) строит в центре г. Калуги храм -
межрегиональный миссионерский центр для Калужской и
нескольких соседних областей. В эту стройку вкладываются
огромные деньги, строительство шло ударными темпами.
Когда строительство близилось к завершению, обманутые
горожане заподозрили неладное - уж больно похожи были
очертания здания на культовое сооружение. Но
строительство велось через подставную фирму и ложь
продолжала распространятся через областные СМИ. Когда
правда наконец всплыла, общественность возмутилась,
велся сбор подписей против этого строительства. Почти
все областные газеты встали на сторону секты,
рассказывая о бедных верующих, которых преследуют
нетерпимые фанатики - православные. Однако общественный
резонанс был настолько силен, что городская
администрация вынуждена была расторгнуть договор о
строительстве, пообещав выкупить это здание и подыскать
новоапостолам место для их кирхи "вне исторического
центра города". Построенное здание обещано использовать
для культурно-массовых мероприятий. В настоящее время
строительство этого здания продолжается очень вяло, что
дает некоторую надежду, но по городу ползут упорные
слухи, что это очередной обман, здание осталось за
сектой.
Оценка деятельности Новоапостольской
церкви
Хотя НАЦ исповедует веру во Святую
Троицу и Иисуса Христа как Сына Божия, ее нельзя
рассматривать как традиционную христианскую церковь.
Среди западных религиоведов нет единого мнения: считать
ли НАЦ христианской конфессией или сектой. Но
большинство рассматривает ее как секту по следующим
основаниям:
1. НАЦ основана на якобы "новом
откровении", полученном от Бога, подобно другим сектам,
включая Богородичный центр или секту Муна.
2. Полное подчинение верующих воле
первоапостола и апостолов. Сомнения в правомерности их
действий ведет к изгнанию из НАЦ. В новоапостольских
текстах даже говорится, что в "главном апостоле
изображена Пресвятая Троица".
3. Отношение к Библии не как к основному
источнику откровения. Она вторична по отношению к
главным откровениям первоапостола.
4. Наличие "странных" обрядов, как,
например, причащение мертвых.
5. Напряженное ожидание конца света и
убеждение в своей исключительности как царей и
священников в тысячелетнем Царстве Христа.
6. Отказ от каких-либо контактов с
традиционными христианскими церквами, которые они
считают ложными.
7. Неучастие в социальной и любой другой
жизни общества. Полная самозамкнутость.
Оценивая миссионерскую работу НАЦ в
России, необходимо учитывать:
1. Новоапостолы добиваются возможности
выступать в ВУЗах и школах, пользуясь тем, что выдают
свою веру за традиционную.
2. Среди последователей НАЦ на западе
много бизнесменов. Через деловые контакты они ведут
миссионерскую работу и вовлекают российские ресурсы в
обслуживание своей церкви.
3. Новоапостолы стремятся скупить как
можно больше земельной собственности для строительства
на ней церковных зданий и других сооружений. При этом
необходимо учитывать, что сколько бы русских ни было
вовлечено в деятельность НАЦ, центр ее остается в
Швейцарии, и именно оттуда будут поступать все
руководящие указания.
А. Иванов, Е. Сперанская
Центр свщмч. Иринея Лионского - 23.02.2013.
|