Заключение уфимских психологов по просмотру
видеоматериалов о деятельности Церкви Христа (ныне ЦХВЕ
"Жизнь Победы")
В апреле 1998 года по запросу
из Государственного Собрания -
Курултая РБ комиссией из
специалистов Уфимского центра психического здоровья после
соответствующего анализа было составлено "Заключение по
просмотру видеоматериалов о деятельности Церкви Христа", с
которыми мы вас знакомим ниже. Видеокассеты, которые
проанализировали ведущие психотерапевты, врач-психиатр и
медицинский психолог, заведующий психиатрической
лабораторией УЦПЗ, - вовсе не обличение, заснятое скрытой
камерой, я видеосюжеты, сделанные кем-то из сектантов для
себя: в них открыто позируют, читают проповеди, разыгрывают
сценки и т.д. И, тем не менее, они дают возможность сделать
выводы о воздействии секты на ее членов, па молодежь...
Две кассеты засняты в Уфе: на одной - в
уфимском кинотеатре "Искра", где еженедельно проводит
богослужение "Церковь Христа", выступает проповедник Н.
Щедревая, на второй - богослужение для молодежи в одном из
залов проводят молодой ученик рижского проповедника Л.
Ледяева и возглавляющий уфимскую "Церковь Христа" старшин
пастор Владимир Сильчук (кстати, гражданин Украины, которого
"Бог призвал в Уфу"). Есть еще кассета с Л. Ледяевым и
богослужением в его церкви "Новое поколение". Внутренняя
взаимосвязь двух новоявленных церквей очевидна - книгу
Ледяева "Бумеранг" из номера в номер печатает газета
уфимских сектантов "Слово", она заботливо сообщает о
приезде Л. Ледяева на Уральскую конференцию, да и "почерк"
методики, сама манера ведения богослужения на кассетах
сходны. Даже деньги у адептов уфимская "Церковь Христа" и
ледяевская собирают одинаково - в цветные продуктовые
корзинки, пущенные по рядам...
Не предваряя выводы специалистов, мы
хотим напомнить вам, что никто еще но пытался сделать анализ
того, что же проделывают проповедники нетрадиционных
религиозных объединений - попросту, сект, за дверями охотно
сдаваемых им в аренду кинотеатров и залов. Заключение
специалистов Уфимского Центра психического здоровья - первый
документ, который должен насторожить органы власти,
администрации, руководителей Министерства мы культуры,
врачей, педагогов, общественность, правоохранительные органы.
Молодежная газета - 02.06.1998.
Далее в приложении к
заключению говориться:
Анализ просмотра видеокассеты "Новое поколение"
Проанализированный видеоматериал на
вышеуказанной кассете позволяет вынести суждение о
применении психологических методов воздействия.
Действия руководителя нацелены на
молодежь, вовлеченную в совместное массовое действие с использованием эффекта психологии масс.
Использованы привычные стереотипы
участия молодежи на рок концертах, дискотеках. Создаются
условия для реализации потребностей в общении и любви.
Происходит воздействие, как на
сознательный, так и на бессознательный уровень психической
деятельности с привлечением основных сенсорных каналов:
зрение, слух, ощущение.
Действие, происходящее на сцене,
включая поведение руководителя, направлены на создание
измененных состояний сознания у присутствующих в зале людей
и на некоторых этапах введение их в состояние массового гипноза.
С этой цепью использованы методики,
хорошо известные в современной практической психологии и психотерапии:
1. Эмоциональная поддержка с помощью
совместных действий, переживаний, копирования эмоционального
состояния и поведения окружающих. В результате этого
происходит взаимоиндукция членов группы. Для этой цели также
используются постоянно звучащая музыка с определенным ритмом
с постоянно повторяющимися словами и движениями.
2. Использование приемов недерективного гипноза:
а) трюизмы - очевидные утверждения, использующиеся для вызывания "Да-реакции".
б) произведение акцента на отдельных
словах во время пения (обочина, путь, Христос) для введения
информации в подсознание человека (программирование);
3. Применение психологической
драматургии, метафор, обращений к мифологическим персонажам
для создания установочного поведения;
4. С целью демонстрации чуда
используется техника пробы на гипнабельность в сочетании с классическим гипнозом.
В результате этих действий у отдельных
участников достигается катартическое состояние (крик, плач).
Анализ видеокассет "Церкви Христа г. Уфа"
На анализируемой видеокассете в целом
присутствуют вышеуказанные методы психологического
воздействия, В отличие от предыдущих видеокассет уровень
подготовки ведущего и масштаб организации значительно ниже.
Видеокассета "Н. Щедревая, 1997, г. Уфа"
В выступлении выявляется воздействие на
систему убеждений и ценностей с помощью профессионального
ораторского искусства. Работа производится на сознательном
уровне, с элементами рационализации первоисточников (Библия, Евангелие).
Перегрузка слухового канала ускоренным
темпом речи ведет к снижению контроля и критичности
восприятия. На фоне этого используется директивное внушение.
В высказываниях ведущей звучит
возможность исцеления при участии в совместной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о проведении религиозных служб и воздействии на психику человека
При однократном воздействии опасности
как таковой для обычного среднего человека нет, однако при
многократном воздействии, что, как правило, имеет место,
могут наблюдаться определенные изменения восприятия и оценки
себя и окружающих людей. Причем данные изменения не носят
позитивного характера, поскольку отсутствует разумное
осмысление "истин", а наоборот, скорее носят негативный, так
как идет привязка к низшим биологическим инстинктам -
выживание индивида просто как организма (хотя формально
говориться о Духе Божьем). Сама служба построена таким
образом, что идет неконтролируемое массовое воздействие на
подсознательную сферу психики человека без учета
индивидуальных особенностей. Такой эффект обеспечивается
массовостью, метафоричностью высказываний, разного рода
неявными манипуляциями (пожалуйста сделайте то, сделайте
это: не могли бы Вы и пр.) - все это повышает "ранговую
силу" служителей, доверие к ним и, как следствие, повышение
исходной внушаемости, что используется для манипулирования сознанием человека,
Различного рода эффекты, наблюдаемые
при массовых собраниях людей и известные любому мало-мальски
грамотному ведущему дискотеки выдается забожественная
благодать и прочие чудеса ("которые случаются только с верующими").
Следствиями вовлечения в такие секты
может быть полная потеря индивида для общества, большие
затраты на психологическую реабилитацию, причем без
гарантированного положительного результата поскольку сдвиги
в подсознательной сфере могут стать необратимыми.
Рекомендуется:
1. Запретить религиозные службы в
сектах по схемам снятых на кассетах.
2. Разрешить службу только после заключения психологов о безвредности ее воздействия.
3. Ограничить доступ на такие службы лицам не достигшим 18 лет.
06.01.1997.
Как говориться, комментарии излишни...
|