Непрофессионализм и маргинальность – бич
протестантского сообщества в России
Рассуждая о современном отечественном
протестантизме, нельзя проигнорировать тему вопиющего
непрофессионализма и нарастающей маргинальности, которые
существенно ослабляют позиции евангельских церквей в
самых различных аспектах их служения. Разумеется, мы
должны иметь в виду фактор более чем 70-летней
государственной политики преднамеренной маргинализации и
дезинтеллектуализации российских протестантов.
Разумеется, далеко не все евангельские верующие на
сегодняшний день – социальные лузеры, и, стало быть,
протестантская Россия располагает – пусть и весьма
скромным – но ресурсом профессионалов высочайшей пробы.
Однако следует помнить, что христианство – уникальное
культурное явление, представляющее собой продукт
сотворчества Бога и верующего в Него человека. Не
приходится сомневаться в Божием профессионализме. А вот
профессионализм человека нуждается в перманентном
совершенствовании, с тем, чтобы он развивал свой
потенциал Богообразности и Богоподобия, заложенный в
него при сотворении.
Увы, протестантское сообщество в нашей
стране на глазах превращается в прибежище
псевдо-духовных дилетантов. Оно напоминает кружки
художественной самодеятельности в сельском или
поселковом клубе, участники которых стремятся попасть на
районный смотр и получить там лауреатский диплом II или
III степени. Это сообщество "продвигает" якобы
талантливых "самородков" типа Фроси Бурлаковой или Вани
Бровкина. Оно отчаянно укрепляет помпезно-рюшечный культ
"свинарки и пастуха", которые способны сказать свое
веское слово и в сфере высокого богословия, и в сфере
высшего образования, и в сфере журналистики.
Непрофессионалы – все как на подбор "высоко духовные"
выходцы из "двр-овских"[1] кланов – пока еще занимают
лидерские места как в поместных церквах, так и в
региональных, а тем более – в федеральных объединениях.
Именно этим объясняется то, на что
обратил внимание Д. Костин, который, в частности, писал:
"...многие достойные члены тела Христова с активной
гражданской позицией не смогли себя реализовать в Церкви
и оказались за бортом религиозной жизни по причине того,
что их "вероучительная практика", как сказали бы
сегодня, имеет не тот "формат". Одни из них были
искусственно отсечены от церковной жизни теми
религиозными лидерами, которые не побоялись взять на
себя смелость и заявить об абсолютной доктринальной
непогрешимости своих взглядов. Других попросили
удалиться по иным, весьма надуманным, причинам.
Большинство из этих людей, лишённых
религиозно-фарисейской закваски, добились успехов и
стали профессионалами в иных сферах деятельности, но
были переведены церковью в ранг "светских специалистов
или светских верующих энтузиастов". В результате, тело
Христово оказалось не просто разобщено, а превратилось в
инвалида, лишившись части своей духовно-интеллектуальной
элиты. Не последнюю роль в этих репрессиях сыграли
местные религиозные лидеры, которые не просчитали, как
следует, последствия своих действий и приняли в
определённые моменты времени неверные решения, увидав
угрозу своей власти" [2]. Печально, но общее невежество
в протестантских деноминациях России прогрессирует!
И это происходит на фоне культа личности
нынешних или уже сошедших с властного марафона, но так и
не успокоившихся, лидеров. Некоторые из этих персонажей,
не имея высшего образования, ухитряются за пару-тройку
лет стать "докторами наук", "академиками" или гордо
потрясают магистерскими дипломами, залицензированных (и
это в лучшем случае!) "христианских вузов". Они
безответственно профанируют ученые степени и научные
звания во имя пресловутого епископского авторитета,
который якобы не должен подвергаться никакому сомнению,
даже если он напрочь подорван или, сгнив на корню,
источает из себя смрадное зловоние. Некоторые
протестантские функционеры до безобразия любят
должностные "цацки". Как язвительно заметила М.
Миронова, нынешние российские "христиане живут по
благодати. За благодать они приобретают себе должности,
которые бы никогда не имели в миру, назначают себя
главными редакторами, продюсерами и прочими титулами, не
пожелав и краем глаза познакомиться с теорией того, чем
они занимаются" [3].
Эту язвительность – хотя бы отчасти –
можно оправдать тем, что многие евангельские верующие, к
сожалению, действительно привыкли бессовестно и
лицемерно спекулировать понятиями "благодать",
"трудиться для Господа" и т.п. Они, в массе своей и под
предводительством бездарных вожаков, самоубийственно
исторгают себя из многонациональной и высокой российской
культуры, где и прежде занимали отнюдь не передовые
позиции. Культура, являясь мощным средством Благовестия,
по этой же причине – гегемонии воинствующего невежества,
прикрываемого сомнительными дипломами американских или
доморощенных семинарий – оказалась, в основном, не
использованной для дела Божия. Вот почему протестантская
проповедь вызывает устойчивое отторжение большей части
российского общества. К ней до поры до времени
прислушиваются, преимущественно, маргиналы, которым ныне
особенно усиленно "благовествуют" протестанты [4].
Но далеко ли мы уйдем с бойцами, которым
– явно или подспудно – мешает ментальный шлейф бывших
бомжей, осужденных и наркоманов? Церковь не должна
превращаться в резервацию, где в трогательном единении
пребывают "потомственные" христиане и асоциальные
элементы, еще только вставшие на путь исправления!
Церковь – не "элитный клуб" для аутсайдеров! Она – есть
Тело Христово, которое включает в себя Всех прощеных и
спасенных на Голгофе. Всех! А не исключительно вчерашних
или сегодняшних люмпенов! Именно Церковь Божия дает всем
людям – вне зависимости от социального статуса и уровня
образования – шанс на духовно-культурное возрастание, а
также реализацию многочисленных даров, которыми наделил
каждого из нас Господь!
Примечания
1. ДВР – аббревиатура, означающая детей
верующих родителей, то есть представителей
"потомственных" (в нескольких поколениях) христианских
семей.
2. Костин Д.А. Старые мысли о главном.
3. Миронова М. Непривлекательность
непрофессионализма.
4. Есть церкви, где бывшие осужденные,
наркоманы, бомжи уже составляют подавляющее большинство.
Понятно, что это создает соответствующий микроклимат:
обычному человеку (молчу об интеллектуалах!) – "без
героического прошлого" – там? мягко говоря, не уютно.
Невероятно, но факт! Даже пасторский состав с каждым
годом все больше и больше пополняется выходцами из
криминальных или иных маргинальных кругов! Автор не
сомневается в пользе воцерковления этих людей. Однако
следует все же выстраивать более сбалансированную – в
социальном смысле – церковную структуру. Тем более,
осмотрительнее проводить кадровую линию в пополнении
пасторского состава.
Владимир Солодовников
Псковское агентство информации - 27.01.2010.
|