Краснодарская неопятидесятническая секта "Вифания"
Практически каждый день я вижу по
телевизору, читаю в Интернете, слышу от знакомых
истории, новости о детях, подвергающихся насилию в
семье, о родителях-алкоголиках, о попытках самоубийства
подростков и, наконец, о проблеме вовлечения детей в
секты. Но все это шло как-то мимо меня и не затрагивало.
И тут я по просьбе знакомых ребят встречаюсь с 14-летней
девочкой, два месяца назад угодившей в харизматическую
секту "Вифания".
Она открылась мне после первой же
встречи, и, слушая ее, я понимала, почему она так быстро
окунулась в этот омут с головой: "Попытки суицида - это
были мои попытки покончить с жизнью, не думая ни о ком.
В тот момент меня мало интересовало мнение матери.
Согласна. Это очень глупо. Это огромный грех. Кстати в
частности после этого я и пришла к Вифании и раскаялась
в нем и других своих грехах. Хотя Вифания это лишь
название. Бог один. Иисус один. Но связывает меня с ним
именно Вифания. Для меня важно мнение Иисуса... Он для
меня авторитет, ну и пасторы церкви, конечно же. Мать я
не могу простить, сколько не стараюсь. Но каждый вечер в
моей молитве промелькнет ее имя... Я надеюсь, что мне
поможет Иисус, потому что сама она не станет нормальным
человеком. Она не хочет лечиться. Она не верит, что она
алкоголичка. Я ее не уважаю и даже не люблю. Грустно об
этом писать, но, увы!- это так".
Не секрет, что дети из неблагополучных
семей часто становятся жертвами сектантов. Вот и ее мать
- алкоголичка. Мало того, что ребенок постоянно
чувствовал себя одиноким и заброшенным, так еще и
страдал от пьяных выходок матери. Я так поняла, что и
побои имели место. Девочка пыталась уходить из дома, но,
видимо, это не подействовало: матери совершенно
безразлично, где ночует ее ребенок, она абсолютно
безучастна к ее проблемам. И неоднократные попытки
самоубийства тоже никакого эффекта на мать не возымели.
Думаю об этом и ужасаюсь. Каким нужно быть
бесчеловечным, бессердечным и жестоким человеком, чтобы
вызвать такую реакцию у собственного ребенка!? Неужели
нет ни капли материнского чувства!? Естественно, когда
девочка встретила людей, которые окружили ее заботой и
вниманием, заинтересовались ее проблемами, да еще и дали
надежду на исцеление матери – она тут же доверилась им.
Откуда ей было знать, что "Вифания" - секта? Она
абсолютно беззащитна перед сектантской проповедью, нет у
нее близких людей, которые на сектантскую "бомбардировку
любовью" которые на сектантскую "бомбардировку любовью"
дадут достойный ответ и отвоюют душу и сердце ребенка.
"Вифания" сделала ее счастливой, а я тут решила отобрать
ее долгожданное счастье. Все мои доводы о том, что
"Вифания" является сектой, ее необычайно расстраивают,
она боится вновь разочароваться и просто пропускает их
мимо ушей. И я понимаю, что ничего не могу сделать, мне
нечего предложить ей взамен. Она уже была в православной
церкви, но не встретила того внимания и понимания, в
котором так нуждается; ей важна не сама вера, не
спасение, а община, которая стала ее семьей.
Не менее показателен пример ее
одноклассницы, которая, собственно, и привела девочку в
секту. Одноклассница довольно давно посещает "Вифанию"
вместе с родителями и бабушкой, стала ярой приверженкой
учения и организации. Для того чтобы вывести девочек из
секты, прежде всего, необходима работа с родителями, но
ни в том, ни в другом случае это не представляется
возможным. Эта ситуация подтверждает, насколько остро
стоит у нас проблема вовлечения в секты детей. Помимо
родительской безответственности, одной из основных
причин столь успешной сектантской прозелетической
деятельности среди детей является недостаток информации
по некоторым новым религиозным движениям. Если мы введем
в строке поиска в Google слово "вифания", то первым
делом увидим ссылку на сайт самой "Христианской церкви
"Вифания" [1], где, конечно, не написано, что это секта. Поэтому ниже
я привожу всю известную мне на данный момент информацию
об этой организации.
"Церковь "Вифания" в г. Краснодаре
В 2010 году "Христианской церкви
"Вифания" в Краснодаре исполняется 40 лет. Датой
основания своей организации вифанийцы считают 16 июля
1970 года – день, когда была взята на учет на основании
решения совета по религии при Совете министров СССР
отделившаяся от нелегальной Церкви христиан веры
евангельской (пятидесятников) группа во главе с Михаилом
Андреевичем Бухтиком. Разделение произошло из-за
различных взглядов ХВЕ на регистрацию, отколовшаяся
группа вышла на открытое "служение". Численность общины
с 1978 по 1989 год возросла с 32 человек до 150. В 1991
году М.А. Бухтик умер, и руководство организацией
приняли Борис Георгиевич Исупов и Сергей Юрьевич Накул.
8 декабря 1991 года на членском собрании было принято
решение о переименовании "Церкви ХВЕ пятидесятников" в
"Христианскую церковь "Вифания", а также о выходе из
структуры Союза пятидесятников России в связи с
некоторыми разногласиями в отношении вероучения. С 1991
года и по сей день руководителем "Вифании" является
единодушно избранный С.Ю. Накул. В настоящее время
Краснодарская краевая "Христианская церковь "Вифания"
насчитывает 3500 членов, национальный состав – русские,
чеченцы, цыгане, адыги, дагестанцы; "Вифания"
поддерживает служение 60 дочерних "церквей".
Члены "Вифании" называют себя
протестантами, при этом в основной своей массе не зная
историю христианской церкви, догматические разногласия
между традиционными христианскими конфессиями, так как
на служениях внимание этому вообще не уделяется.
Зачастую не знают о существовании подобных общин ХВЕ с
другими названиями или считают их сектами.
Около 50% прихожан составляет молодежь,
более половины – с высшим образованием. Среди них много
детей из неблагополучных семей, бывших наркоманов и
алкоголиков, и это неслучайно, ведь при "Вифании"
действует центр социально-духовной адаптации алко- и
наркозависимых "Рука помощи" . Это не ново для
неопятидесятнических харизматических объединений, в
подобных центрах одна форма зависимости просто
заменяется другой. Так и в "Вифании", излечение от
наркозависимости или алкоголизма – лишь способ привлечь
в свои ряды как можно больше неофитов. Над зависимым
человеком устанавливается тотальный психологический
контроль, используются методики, коренным образом
меняющие сознание: контроль окружающей обстановки,
требование постоянной исповеди и интимных признаний на
общих собраниях или перед руководством для уничтожения
границ личности и поддержания чувства вины. Кроме самих
нарко- или алкозависимых в "Вифанию" попадают и их
родители и близкие люди, которые готовы отдать любые
деньги, только бы их родной человек освободился от
вредной привычки. С родственниками зависимых также
проводятся занятия. После излечения неофит, а вместе с
ним и его родные остаются в организации, так как уже
зависят от нее, глубоко ей признательны и буквально
боготворят "Вифанию".
Виталий Накул, руководитель молодежного
служения "церкви "Вифания", рассказал в одном из
интервью: "Одно из наших нововведений – баннеры с
фотографией современного молодого человека и подписью:
"Я – христианин" и ссылкой на наш церковный сайт. Мы
сделали денежный сбор среди молодежи и оплатили такой
баннер, который был размещен около Сельхозакадемии. На
следующем баннере планируем дать контактный телефон,
чтобы посмотреть на реакцию народа. У нас также есть
молодежные домашние группы, летние и зимние фестивали,
где наряду с духовной программой есть и развлекательная.
Если силу и энергию молодежи направить в нужное русло,
будет получен очень хороший результат". Идея развешивать
подобные баннеры была подхвачена служителями. Приняли
решение к следующей встрече узнать, где и на каких
условиях их можно размещать, возможно, сделать денежный
сбор для этого. Вложение средств в такой вид
евангелизации - еще один способ распространять весть о
спасении, ведь это основная цель всех служений церквей,
независимо от того, на что они направлены" [2]. Как видно из этих слов, руководство "Вифании"
использует самые современные методы для привлечения как
можно большего числа людей в свои ряды, используя при
этом деньги прихожан. Особое внимание уделяется
удовлетворению потребности в развлечениях, чтобы адепты
не искали их на стороне.
Естественно, не обходится в "Вифании"
без известного метода вербовки тоталитарных сект как
"бомбардировка любовью". В общине постоянно царит
атмосфера праздника, позитива, новичка окружают массой
внимания, уверяют, что в общине он избавится от
"депрессивных состояний и духовных проблем". Община
заменяет своим членам семью, у новообращенных меняется
круг общения, происходит разрыв социальных связей.
Своего помещения у "Вифании" нет,
массовые собрания проходят в арендуемых помещениях (домах
культуры), также широко распространены "домашние
служения", действует около сотни "домашних церквей". В
каждом районе есть квартиры членов "Вифании", в которых
каждую неделю, а то и чаще, проходят собрания, где
адепты рассказывают о своих проблемах, читают Библию,
слушают комментарии и поучения более опытных вифанийцев,
называющих себя "пасторами", совместно молятся, слушают
музыку. "Появляется все больше фактов, свидетельствующих
о том, что постоянное посещение массовых собраний
харизматических неопятидесятнических объединений, так
называемых "восхвалений Господа", может способствовать
росту психической патологии у тех, кто принимает в них
наиболее активное участие. Поведение членов подобных
общин, вследствие регулярного применения определенных
практик и психотехник легко поддается контролю,
эмоциональный фон со временем становится неустойчивым,
нестабильным" [3].
У вифанийцев это просматривается довольно четко: они с
благоговением выполняют рекомендации своих наставников,
на внешнюю критику реагируют болезненно, внимание
рассеяно, адепт впадает в депрессивное состояние,
находясь долго вне общины.
"Вифания" записала уже два альбома своих
собственных песен, восхваляющих Иисуса и жизнь в общине.
Изначально песни распространялись на аудиокассетах,
сейчас их легко можно скачать с Интернет-сайта "Вифании".
Музыка собственного сочинения активно используются во
время служений, что опять-таки характерно для
неопятидесятнических харизматических объединений. "Под
воздействием мелодичных громких ритмичных звуков,
чередующихся со спокойными расслабляющими музыкальными
аккордами, у посетителей таких своеобразных мероприятий
возникает очень специфическое психическое состояние,
сходное с тем, которое испытывает наркозависимый,
принимая дозу искусственного галлюциногена. Если учесть,
что на такое действо лидеры неопятидесятнических
харизматических групп стремятся собрать максимально
возможное количество людей, обязывая каждого "ветерана"
группы в следующий раз привести по два "свежих" человека,
то в данном случае на сознание всех присутствующих
накладывается также и еще одна дополнительная нагрузка,
обусловленная таким известным понятием, как "психология
толпы" [4]. Песни "Вифании" также рекомендуется слушать в
свободное от служений время. Музыка, а также видеозаписи
с проповедями распространяются на DVD-дисках.
"Вифании" присущ и такой признак,
характерный для сект харизматического толка, как "говорение
на языках". Этот "дар" не считается обязательным, но
активно практикуется; представляет собой бессвязное
бормотание, произнесение неразборчивых звуков, иногда в
форме истерических выкриков во время проповеди, что
оказывает негативное воздействие на психику человека,
помогает ввести присутствующих в состояние транса, "духовного
опьянения".
А помимо реабилитационного центра "Вифания"
предоставляет разного рода услуги, соответствующие
наиболее слабым, уязвимым местам своих адептов (например,
служение "Счастливая семья" проводит телефонные
консультации по вопросам добрачных отношений и семейной
жизни), предлагает занятия для всех возрастов и на любой
вкус: христианская база отдыха "Горный родник" на Черном
море, платные конференции, фестивали, служение "Царские
охотники" для детей с 5 лет до 11 класса с платными
походами и экскурсионными поездками, миссионерское
служение, действует "школа прославления" и т.д. Также "тот,
кто посвятил себя на служение Богу" может получить
образование в Кубанском евангельском христианском
университете по следующим программам: проповедник Библии,
христианская педагогика, библейское душепопечение. С
августа 1994 года "церковью "Вифания" издается "Христианская
газета", выходит она 2 раза в месяц тиражом 40000
экземпляров. Все это помогает держать под контролем
мысли адептов, не позволяет отвлекаться на критическое
осмысление учения и деятельности организации. В "Вифании"
созданы все условия, чтобы человек замкнулся внутри
секты, отрешился от внешнего мира.
Из вышесказанного видно, что "христианской
церкви "Вифания" присущи признаки деструктивных сект;
история и деятельность этой организации говорит о том,
что "Вифания" является неопятидесятническим
харизматическим объединением.
Юлия Шмеляк
Центр свщмч. Иринея Лионского - 18.06.2010
Использованная литература и комментарии>
1. Мы не можем назвать секту "Вифания" церковью, но
так как вифанийцы сами именуют свою организацию "христианская
церковь "Вифания" - здесь и далее пишем в кавычках.
2. Молитвенный завтрак в Краснодаре - www.nehemia.ru
3. Николай Каклюгин, врач-психиатр, аспирант ФГУ "Государственный
научный центр социальной и судебной психиатрии имени
В.П.Сербского" Росздрава, сотрудник научно-методического
отдела Душепопечительского православного центра святого
праведного Иоанна Кронштадтского
"Проблемные вопросы
реабилитации и ресоциализации лиц с наркотической
зависимостью в терапевтических сообществах (коммунах)",
4. Там же.
|