Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / Пятидесятники (евангельские христиане)


Фемида на сектантском поводке

Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый пять лет назад, стал неудобным для многих сект. Слишком уж длинным был список ограничений… Сомнительные культы начали искать способ, как обойти все эти "нельзя". И многие нашли, объявив себя не религиозными, а общественными организациями. Внутри самих сект при этом ничего не изменилось. Те же руководители и те же фанатичные последователи. Зато новый статус позволяет новоявленным "обществам", "фондам", "клубам", а то и просто "кружкам" свободно проникать туда, куда религиозным объединениям вход закрыт. Распространен и другой вариант, когда секта сохраняется в прежнем виде - но создает рядом с собой фиктивные общественные организации, через которые и ведет вербовку людей.

В 2001 году после скандалов вокруг таких структур, занимавшихся религиозной обработкой школьников, Московская городская Дума организовала "круглый стол" и заявила: "В настоящий момент обозначился спад сектантской активности, обусловленный информированностью населения о деструктивных культах. На фоне сложившихся обстоятельств существование сект возможна только за счет изменения методов проведения пропагандистских программ. Поэтому многие нетрадиционные культы стали действовать в условиях конфессиональной анонимности - то есть отрицают свое отношение к какой-либо религии и выдают себя за общественные организации, привлекая людей совершенно декларативными, вполне светскими идеями".

Столичные депутаты не первые, кто обратил внимание на таких "перевертышей". Региональные управления Министерства юстиции и прокуратуры разных уровней уже много раз возбуждали процессы, чтобы закрыть ту или иную общественную организацию, занятую де-факто религиозной деятельностью. Однако у сектантов обычно хватает денег для содержания хороших адвокатов, да и доказать, что имела место культовая пропаганда, бывает сложно. "Мы не секта, а клуб. Я не пастор, а председатель. Они не прихожане, а участники. У нас не богослужение, а собрание. Мы не вербуем, а просвещаем…" - такие доводы, увы, частенько оказывают на суд гипнотическое воздействие. В результате секты продолжают "внедряться" в массы под видом общественных объединений и пользуясь самыми почтенными предлогами. Благотворительность, организация "культурных программ", агитация за здоровый образ жизни, даже содействие в изучении детьми иностранных языков - вот далеко не полный список приемов, которые применяются, чтобы устроить очередное "хождение в народ".

Со второй половины девяностых стало перенимать их и известное ярославцам "Новое поколение" (ныне - "Церковь Божья"). Объявляют власти, скажем, акцию помощи сиротам, а "добрые христиане" тут как тут - везут игрушки в детский дом, попутно обрабатывая наставников и ребят. Призывает мэрия горожан на уборку территории - и сектанты охотно выносят грабли, под которые, образно говоря, попадают благодарные клерки районных администраций. После массовой сдачи крови у членов "Нового поколения" появляются поклонники в белых халатах, после доставки продуктов в приемник-распределитель УВД - сторонники в серых фуражках.

Естественно, не могли пройти члены организации и мимо такой модной темы, как борьба с наркоманией. Это замечательный предлог, чтобы вступить в контакт с молодежью. Кто только его, кстати, сегодня не применяет. Под лозунгом "Нет наркотикам!" организует всероссийские шоу "Церковь объединения" Сан Мен Муна. Этот же транспорант висит над "Наркононом" - вроде бы лечебным комплексом, созданным сторонниками дианетики, еще одной разновидности сектантства. Что ни день - в очередном городе очередная "христианская церковь" тоже собирает полные залы, дабы под разговоры о вреде анаши обратить людей в свою веру. То есть дорожка проторена, и ярославским сектантам оставалось лишь перенимать опыт. Вот так в 1998 году и появилась программа "Наркотики: удовольствие или смерть?", разработанная активистами "Нового поколения" Вадимом Жаровым и Алексеем Чуевым. Сперва публике демонстрировали фильм, снятый питерскими пятидесятниками, где рассказывалось, что спасти от очередной порции героина может только "живая вера" отнюдь не православного свойства. Затем результаты сеанса закреплялись лекцией "бывших наркоманов", сообщавших, как прекрасно они исцелились в "Новом поколении". Чтобы окончательно расположить аудиторию, программа также предполагала проведение всякого рода викторин, победители которых могли получить в подарок кассеты с записями "христианских" ансамблей. То есть разговор шел вроде как о вреде наркотиков - но непременно оборачивался вовлечением в конкретный культ.

"Пробный шар" начинания был брошен еще четыре года назад в борисоглебской средней школе №2. Ее педагоги очень хотели, чтобы кто-нибудь компетентный рассказал детям о том, как нехорошо колоться и вступать в беспорядочные половые связи. Просьба была услышана: сюда приехали специалисты из областного центра профилактики и борьбы со СПИДом. Среди них непонятным образом оказались уже знакомый нам Вадим Жаров и его единоверец Алексей Чуев. Сам эксперимент по пропаганде религиозных идей в детской среде прошел гладко - а вот развить успех не удалось. Подкачали партнеры-"антиспидовцы", лекции которых слишком уж напоминали уроки "полового воспитания". Родители возмутились и стали разбираться, кто они, эти подозрительные люди. Вот тут и выяснилось, что в обозе работников центра прибыли два сектанта, которые тоже выступали перед детьми, рассказывая, как "Новое поколение" спасает от наркотиков... Когда скандал выплеснулся на страницы прессы - департамент образования срочно запретил подобные выступления, особо указав, что представителей религиозных организаций к лекциям привлекать запрещено. Более того, 11 марта 1998 года программа, которую пытались реализовать "новопоколенцы", была рассмотрена экспертами Института усовершенствования учителей в присутствии представителей администрации области, прокуратуры, органов образования и здравоохранения. На религиозных моментах они останавливаться не стали - зато четко заявили: авторами не проработана педагогическая методика, и применять программу в школах нельзя.

Таким образом, первый блин вышел комом, и энтузиасты "легли на дно", ожидая, когда скандал утихнет, а запреты забудутся. Вероятно, как раз тогда был сделан вывод, что впредь надо вести агитацию умнее - не прямо от имени "церкви", а через какое-нибудь общественное объединение. Вот тут и пригодился созданный осенью 1997 года "Центр творческой молодежи" (ЦТМ), добрая половина активистов которого посещала "Новое поколение". Официально он занимался поддержкой талантов, проведением культурно-массовых мероприятий и образовательных программ. О тесных связях этой общественной организации с пятидесятниками известно тогда не было.

В 2000 году "Центр творческой молодежи" вышел с программой "Наркотики: удовольствие или смерть?" в массы. По школам и училищам отправились особые лекционные группы, которые крутили фильм и рассказывали, как "вера спасает от иглы", подчеркивая, где именно можно "обрести Иисуса". Учителя закрывали на эту пропаганду глаза, считая, что лучше уж такие беседы, чем никаких. Отдельные педагоги, впрочем, были прекрасно осведомлены, кто именно пришел "образовывать" ребят - но тоже не протестовали. После того, как группа "лекторов" побывала в училище №13 Ярославля, заместитель его директора по воспитательной работе Любовь Ковальская произнесла спич, размещенный затем газетой "Нового поколения". Женщина сказала буквально следующее: "Такие лекции необходимо проводить во всех учебных заведениях. Я очень хорошо отношусь к церкви "Новое поколение", знаю многих ее прихожан. Я считаю, что если люди идут в мир, несут добро и это дает свои плоды (в данном случае, ребята узнают о пагубности наркомании), то не пускать их в учебное заведение только потому, что это "Новое поколение" - абсурдно". Сколько таких вот педагогов, симпатизирующих секте появилось после начала реализации программы - неизвестно. Но, надо полагать, процесс "обращения" шел весьма активно. Настолько, что сами организаторы акции посетили даже Череповец Вологодской области, где провели беседы в средних школах №2 и 28, училищах №8 и 35, а также местном университете. Там они, кстати, и не скрывались за нейтральной вывеской "Центра творческой молодежи", прямо заявляя, чьи интересы представляют. Интересы "Нового поколения", как было сказано 19 апреля 2000 года в мэрии Череповца…

Параллельно с обработкой учащихся шла куда более громкая "уличная" агитация. Город покрылся плакатами, зовущими на "концерты против наркотиков", а прохожих то и дело останавливали молодые люди, вручавшие им приглашения. Полиграфические расходы, аренда грузовиков, используемых в качестве сцены, хорошая усилительная аппаратура, доставка и размещение иногородних музыкантов - все это стоило немалых денег, которые вряд ли были у "Центра творческой молодежи", но имелись у "Нового поколения".

Особенно запомнились ярославцам концерты, проведенные силами ЦТМ на площади Труда и у Знаменской башни. Про наркотики там говорилось и пелось мало - зато не было числу славословий по поводу "живой веры в Иисуса", которую можно обрести в "Новом Поколении". Журналист газеты "Северный край" Андрей Михайлов вспоминает, как посетил одну из подобных акций: "Стою и пытаюсь понять, о чем поет ансамбль. Увидев, что я заинтересовался, подходят двое. Говорят, что наркомания - огромное зло, и лучше с ним бороться сообща, после чего приглашают посетить "Новое поколение". Корреспондент "Юности" Татьяна Колесова пишет: "На сцене музыканты довольно нудно выли что-то о наркотиках и почему-то о Боге. Потом сюда же выходили отдельные граждане и рассказывали о тяжком времени, когда они были наркоманами, и о счастье, когда они стали членами "Нового поколения". Всех собравшихся они призывали присоединиться к своей церкви. " А вот что сообщал журналист "Золотого кольца" Алексей Корнеев: "Организатором мероприятия был "Центр творческой молодежи" - филиал небезызвестной церкви "Новое Поколение". Так что все, что юным ярославцам предстояло услышать о наркотиках, можно было предвидеть заранее. Ведь новопоколенцы - люди, которые за словом в карман не лезут. Их о чем ни спроси, ответом будет непременно цитата из Библии. Акция на большую часть состояла из выступлений христианских рок-групп, вокалисты которых проникновенно пели - почему-то не о вреде наркотиков, как можно было бы ожидать, а о том, что без веры в Иисуса жить плохо и тяжело, а с верой - наоборот". О той же самой тактике говорит и присутствовавшая на мероприятиях председатель комитета по молодежной политике мэрии Ярославля Надежда Биочино. Подобных свидетельств собрана масса. Да, в сущности, и без них понятно - акции носили отнюдь не светский характер. Ведь точно, по документам установлено, что все пять выступавших ансамблей были подразделениями различных "церквей" и исполняли именно религиозные песни, все "экс-наркоманы", рассказывавшие о своем исцелении, являлись прихожанами тех или иных "евангельских" общин, а из четырех фирм-спонсоров три возглавляли члены "Нового поколения". Куда могли зазывать народ все эти лица? Уж явно не в клуб филателистов…

"Улично-площадная" агитация и пропаганда в учебных заведениях беспрепятственно шли до января 2001 года. Наконец, группа скрытых христитиан-просветителей добралась до школы №17 в поселке Норском Дзержинского района. Гости попугали ребят последствиями от курения "травки", рассказали, что сами были наркоманами (а иди проверь!) до тех пор, пока не "узнали Иисуса", прокрутили свой фильм. Ну и, конечно, намекнули, что от наркотиков особо сильно помогает хождение в церковь "Новое поколение". Потом для закрепления эффекта пригласили ребят продолжить беседу в клубе "Красный Перевал". А именно здесь, чтобы знал читатель, квартировал тогда Дзержинский филиал "Нового поколения" Поэтому, почуяв неладное, в клуб явился папа одной из школьниц. И вскоре на стол директора Дзержинского РОНО легло заявление, где родитель писал, что собрание было устроено вовсе не "Центром творческой молодежи", а "Новым поколением", с детьми "проводились какие-то сомнительные игры, а в конце собрания ребят попросили "наклонить головы для благословения" и прочитали над ними какие-то молитвы".

Как и полагается, районный отдел образования переправил письмо в различные государственные органы - и происходящим заинтересовалось областное управление юстиции. Ведь именно оно регистрировало ЦТМ в качестве общественной организации, которое по закону и собственному уставу заниматься религиозной пропагандой не может. Весной 2001 года работники управления провели проверку деятельности "Центра творческой молодежи" - и вскрыли еще ряд случаев, когда тот осуществлял агитацию в интересах "Нового поколения". В результатате организации вынесли официальное предупреждение о недопустимости такой деятельности.

Обычно общественные структуры относятся к подобным бумагам крайне внимательно и быстро исправляют нарушения. Ведь после двух предупреждений организацию могут закрыть через суд. Но "Центр творческой молодежи" прислушаться к гласу чиновников не спешил. Вместо этого "борцы с наркотиками" сделали круглые глаза - какая, мол, религиозная агитация? Мы с "Новым поколением" - объединения совершенно разные. Не было никакой пропаганды, речь шла исключительно о вреде наркотиков… Вобщем, и я - ни я, и лошадь не моя. Чиновники, однако, настаивали на своем. И тогда, чтобы признать полученное предупреждение незаконным, ЦТМ подал на областное управление юстиции в суд.

Отстаивать интересы объединения охотно взялись юристы "Славянского правового центра". Про эту московскую структуру нужно сказать особо. Созданная в 1993 году, она раньше была известна как "Христианский юридический центр" и специализируется на "защите прав верующих". Но не всех, а тех, которые принадлежат обычно к религиозным меньшинствам. История не помнит случаев, когда "Славянский правовой центр" отстаивал бы, скажем, интересы Русской Православной церкви или сажал хулиганов, избивших деревенского батюшку. Зато с его помощью выходят сухими из воды различные неопротестантские "церкви". Да оно и понятно, поскольку возглавляют Центр люди, к "малым религиям" сами неравнодушные - баптист А.Пчелинцев и пятидесятник В.Ряховский. Помимо ученых степеней оба имеют, что называется, связи в коридорах власти и всяких иностранных организациях, состоят членами разных совещательных органов с громкими названиями. На провинциальную Фемиду это действует чрезвычайно. А посему редкий месяц "защита прав верующих" не оборачивается победой.

Вот эти люди и приехали на ярославский процесс. Блеснули титулами, красиво стряхнули кремлевскую пыль в местных коридорах... Неудивительно, что Кировский районный суд города 3 декабря 2001 года признал предупреждение управления юстиции недействительным. Читать протокол того странного заседания было так же забавно, как журнал "Крокодил". Вот Вадим Жаров сам признает, что действительно предлагал ребятам из семнадцатой школы склонить головы и помолиться - но подчеркивает, что это, с его точки зрения, не религиозный ритуал. А суд полностью соглашается, хотя в любом учебнике религиоведения можно прочесть, что молитва - уже часть культа. Вот один из адвокатов сообщает, что нельзя инкриминировать такое понятие, как "религиозная деятельность", поскольку нет определения этого термина. А суд опять охотно кивает. Есть, правда, очень четкие определения слов "религия" и "деятельность", но соединить их в одно понятие у районной Фемиды как-то не задалось. А еще судейских, кажется, глубоко потряс пример, приведенный одним из защитников. Он изрек, что вот ведь православные братства тоже являются общественными объединениями, и никто их за это не одергивает... Значит, и "ловцы человеков" из ЦТМ тоже могут агитировать. Логика безупречная. Правда, оратор забыл упомянуть, что в случае с братствами нет конфессиональной анонимности: уже из их названий и статуса видно, какой именно религии симпатизируют участники. Чего о "Центре творческой молодежи" с его совершенно нейтральной "вывеской" не скажешь.
Победа, принесенная на московских штыках 3 декабря 2000 года, притихший было Центр окрылила. Сразу после нее, например, в Тутаеве высадился очередной десант евангельских борцов с наркотиками. Свои лекции они прочитали в пяти школах правобережной части города. Причем попутно продемонстрировали новый метод убеждения директоров. Раньше участники акций представлялись просто членами общественной организации, несущей знания в массы. Теперь же заметно повысили свой статус, заявляя, что действуют в рамках подписанной губернатором областной программы по борьбе с наркоманией. В ответ руководители учебных заведений брали "под козырек" и широко открывали двери классов. Услышав это, главный нарколог области Валерий Мельников пришел в сильное изумление. По его словам, никакого отношения к официальным реализаторам государственной программы ЦТМ отродясь не имеел. Не входит он и в Совет общественных объединений при Фонде "Ярославцы против наркотиков" - единственной организации, созданной в регионе при участии властей. "Да они и в школах-то права не имеют появляться, - добавил он. - Об этом представителям Центра говорилось на заседании Межведомственной комиссии по борьбе с наркоманией. У организации до сих пор нет разрешения департамента на проведение подобных занятий с учениками. И пока такой бумаги не будет, чтение лекций в школах недопустимо".

Видимо, сочла так и областная прокуратура, которая, заметив новый всплеск сектантской активности, подала встречный иск о ликвидации "Центра творческой молодежи" по основаниям, заявленным ранее Управлением юстиции. Кировский районный суд Ярославля назначил новое рассмотрение "дела ЦТМ" на 3 апреля 2002 года. А дальше вышла самаяч натуральная осечка. Наверное, за отпущенный срок истцам можно было хорошо подготовиться к процессу - поднять документы, найти свидетелей, запросить экспертов. Однако государственные интересы в споре поручили остаивать молодому сотруднику прокуратуры, и так загруженному работой. В результате к суду он готовился, кажется, только урывками - и явился под огонь подкованных московских адвокатов почти без всякого арсенала. Те быстро смекнули, что человек слабо владеет вопросом, и устроили ему форменную юридическую мясорубку. Так прокуратура пала жертвой собственной самонадеянности. Странно вела себя, впрочем, и судья, обычно весьма активная: все четыре часа заседания женщина молчала, рассматривая что-то под разными углами на своем столе. Ее самая длинная реплика состояла из трех предложений и посвящалась тому, что телевидение здесь явно лишнее. А вот против видеокамеры "Нового поколения" дама, кажется, ничего не имела. Свидетелей суд на процесс почему-то не пригласил. Мнения экспертов тоже не спрашивал. То есть объективную картину так и не узнал - да, видимо, особо и не пытался. А потому принял решение иск прокуратуры не удовлетворять. Таким образом, члены "Нового поколения" уже второй раз получили судебное оправдание своей деятельности.

Абсурдность этого вердикта была столь явной, что на него не обратили внимания даже органы власти. Областной департамент образования, например, сразу после процесса разослал в муниципальные округа письма, где еще раз предостерег директоров школ от содействия "Центру творческой молодежи". Директор департамента Михаил Груздев подчеркнул: "Наши специалисты посещали эти мероприятия. Их двоякий смысл виден невооруженным взглядом, и задача педагогических коллективов оградить от этого влияния детей". Искреннее недоумение в связи с позицией суда было выражено 9 апреля и на заседании координационного совета по противодействию злоупотреблению наркотическими веществами. Кроме того, в разных газетах области появилось аж шести материалов, смысл которых сводился к тому, что Фемида оказалась неправа.

Защитники "Центра творческой молодежи" тоже не спали: напечатали в одном из изданий большую заказную статью "Люди борются с наркотиками, а их тащат в суд", а в другом - хорошо прочувствованный панегирик о правах человека, благородном ЦТМ и злой прокуратуре, которая возрождает практику тоталитарного контроля за общественной жизнью. Но эти реплики мало кого обманули. Проигнорировало их, ясное дело, и областное управление юстиции. Ведь проблема с нарушителем закона осталась открытой - дважды вышедшее сухим из воды общественное объединение в любой момент могло организовать новое "вербовочное" шоу. Поэтому чиновники решили стоять до последнего - и подали очередной, уже третий по счету иск, где вновь утверждали, что организация занимается самой что ни на есть религиозной пропагандой…

Новое рассмотрение было назначено на 11 декабря прошлого года уже под началом другой судьи, которая, скажем честно, проявляла к делу куда больший интерес, чем предшественница. Да и представители Управления юстиции подготовились на этот раз основательно: выложили на стол многочисленные справки и экспертные заключения, пригласили очевидцев, среди которых были и компетентные чиновники, и медики, и журналисты. Московские адвокаты ЦТМ, привыкшие к легким победам в "глубинке", этого явно не ожидали.

Поскольку ряд свидетелей 11 декабря отсутствовал, - их заслушают на следующем процессе.

Хочется особо отметить, что если суд поддержит мнение Управления юстиции Ярославской области - то создаст весьма полезный прецендент. Ведь "Центр творческой молодежи" является лишь одной общественной организацией из длинного списка тех, что занимаются скрытой пропагандой различных религиозных учений. Уже много лет под крышей благотворительного фонда "Триумф сердца" в Ярославской области существуют католики, а статус общественных организаций активно эксплуатируют местные поклонники Сахаджа-Йоги, оккультизма, теософии, мистического учения Рерихов… В случае, если ЦТМ проиграет процесс - все эти и многие другие объединения трижды подумают, прежде чем внолвь заняться пропагандой своих религий под видом "общественной деятельности".

Евгений Мухтаров

Ярославские Епархиальные ведомости, №2 (140), 2003 года

 

Примечание от автора. Этот материал появился в феврале. А 21 марта состоялся процесс... К залу заседаний работники Кировской районной Фемиды и члены ЦТМ шли через плотный пикет православных, встревоженных тем, что суд уже второй год не может справиться с горсткой сектантов. Как всегда, весовые категории сторон были разными. Интересы ЦТМ представлял московский юрист Владимир Ряховский - большой дока по части оправдания импортных культов. Интересы государства отстаивали две хрупкие женщины, судебного опыта почти не имевшие. Московский гость поднимался, расправлял нехилые плечи и победно гремел на весь зал, а дамы, ошеломленные яростными наскоками, ему что-то тихо отвечали. Однако держались они все-таки увереннее, чем на первых заседаниях. В основном потому, что знали, как именно "отбить" почти каждую претензию. Фактура-то копилась, и достигла, наконец, критической массы, когда всем уже стала ясной связь Центра с "Новым поколением".

Поэтому, прижатые к стене, активисты ЦТМ 21 марта пошли ва-банк. Да, мол, мы действительно члены "Нового поколения". Ну и что? Это наше право - быть одновременно и в "Новом поколении", и в "Центре творческой молодежи". Ну да - общественная организация действительно занимается религиозной пропагандой. А где написано, что нельзя? Предъявите нам такой документ. Он отсутствует? Значит, ЦТМ может смело пропагандировать идеи "Нового поколения" где и когда угодно…

Вообще-то в народе такой прием называется "косить под дурака". Человеку говорят, что появляться на улице голым неприлично. А он отвечает - вы мне покажите статью закона, где сказано, что тут нельзя бегать именно мне и именно без штанов. Нет статьи? Ну так я дальше побежал… А если без шуток, московский адвокат - человек умный. Он прекрасно знает, что есть вещи, которые подразумеваются без всяких законов. Религиозная деятельность всегда разделялась с общественной. Бога надо проповедовать в церкви, а не в клубе и не в профсоюзе. Даже Конституция считает это само-собой понятным, иначе не было бы отдельных законов об организациях религиозных и общественных. Но мосвич хитер - и в попытках спасти ЦТМ поставил под сомнение именно эту принятую всеми норму. А маленький провинциальный суд уже в третий раз был сбит с толку чудесами формальной логики.

Результаты плачевны. Решением от 21 марта предупреждение, вынесенное "Центру творческой молодежи" Управлением юстиции, признано незаконным. Это значит, что появился крайне опасный прецендент, и теперь любая секта может создать общественную организацию, выдумать какой-нибудь предлог вроде борьбы с наркоманией - и проводить под этой "крышей" массовые мероприятия. Свободно раздавать религиозную литературу, крутить сектантские фильмы, прямо в школах пачками вербовать детей. И ничего ей за это не будет, как подтвердил Кировский районный суд...

Конечно, управление юстиции будет обжаловать его решение. Но на это уйдет время - примерно полгода. А пока будьте бдительны и не спешите открывать двери представителям общественных объединений, которые борются с каким-нибудь злом, но при этом слишком уж часто съезжают на религию. Неизвестно ведь, сколько сект воспользуется опытом "Центра творческой молодежи". Но что он будет востребован - сомнений не вызывает.

Центр свщмч. Иринея Лионского, г. Москва

 

 
Читайте другие публикации раздела "Пятидесятнические секты"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru