Неопротестанты, кто они?
"Итак по плодам их узнаете их"
Мф.7:20
Первые протестанты-лютеране в России
появились в 1576 году, когда в Москве была открыта
лютеранская часовня. Затем, во времена Петра Первого
последователей протестантизма в России стало больше. Гонимые
на Западе, некоторые из них нашли здесь тихое пристанище. С
тех пор протестанты постоянно проживали в России и, что
примечательно, никогда русское правительство не чинило
препятствий для исполнения их религиозных традиций.
В ХIХ веке, и особенно в конце ХХ-го, Россия
столкнулась с активной миссионерско-вербовочной
деятельностью множества западных сект. Более столетия назад
в Россию проникли баптизм, адвентизм, пятидесятничество и
др. Пик их активности приходится на девяностые годы
минувшего столетия. Рассматривая эти события, многие
исследователи названные секты предпочитают именовать
протестантскими. Отсюда у большинства людей складывается
впечатление о том, что названные религиозные объединения
тождественны тому протестантскому течению, которое стало
наиболее заметно в России во времена Петра Первого. Но это
не так.
И одним из ярких доказательств тому является
очевидная деструктивная деятельность названных сект в
отношении нашего государства и народа.
Окунувшись немного в историю проникновения
сектантства в Россию, мы можем узнать достаточно
подтверждений его деструктивной сущности.
Сейчас мало кому известно, какую роль
сыграло сектантство в подготовке и осуществлении революции
17-го года. Сектантство и революция... Казалось бы, что
может быть общего между этими двумя столь разными явлениями?
Ведь сектантство, при всех оговорках, ассоциируется в
восприятии людей с чем-то "религиозным", а революция -
явление явно богоборческое, очевидно, несовместимое с
религией. Тем не менее, между этими двумя явлениями на
русской почве существовала связь, которая весьма отчетливо
осознавалась и Православной Церковью, и тогдашним русским
правительством, особенно в последней трети XIX века. Еще в
1881году обер-прокурор Священного Синода К.П.Победоносцев
представил Александру III материалы, в которых раскрывались
связи сектантов с социалистами, незадолго до того
осуществившими злодейское убийство Александра II.
Революционеры делали большую ставку на
сектантов, ибо знали, что те будут помогать им в деле
разрушения Российского государства и Церкви. И не ошиблись.
Сектанты охотно читали и распространяли
революционно-социалистическую литературу, вели
антигосударственную пропаганду. Были даже случаи, когда
сектанты печатали в своих типографиях большевистские
журналы.
На II съезде РСДРП, положившем начало
большевизму, была даже принята специальная резолюция,
написанная Ульяновым-Лениным, о необходимости
социал-демократической работы среди "вольнолюбивого"
сектантства, а вскоре даже стал издаваться особый
"социал-демократический листок для сектантов" - "Рассвет".
Расчеты революционеров-разрушителей в значительной мере
оправдались. Массовое сектантское движение сыграло
выдающуюся роль в революции 1917 года, как в феврале, так и
в октябре. Религиозный нигилизм сектантов и большевизм
быстро обнаружили общность интересов, несмотря на кажущуюся
противоположность. Эта общность проявлялась в стремлении к
полному разрушению старого мира. В этом процессе участвовали
разного рода секты, в том числе баптисты, евангельские
христиане, адвентисты седьмого дня.
Представляет большой интерес опубликованное
в 1925 году в газете "Безбожник" открытое письмо под
названием "Социально-революционная роль сектантства". Этот
документ был адресован ВЦИК на предмет получения от
большевистской власти всяческих льгот для сектантов. В нем
они перечисляли свои заслуги перед большевистским режимом.
Так, подробно повествовалось о том, как сектанты вели во
время первой мировой войны антивоенную пропаганду, призывали
к "братанию" с немцами, рассылали "целыми мешками" воззвания
о "прекращении войны" в действующую армию, печатали в своих
типографиях большевистские издания и т. д. Также там особо
подчеркивалась роль сектантов в борьбе с Православной
Церковью. Под этим письмом стояли подписи руководителей
крупнейших сектантских общин (баптистских, адвентистских,
евангелических и др.). В 1924-1925 гг. декларации о
лояльности и сотрудничестве с большевиками были сделаны
баптистами, евангелистами и адвентистами на съездах своих
сект. Вот в каких выражениях была составлена декларация о
лояльности адвентистов 7-го дня:
"С момента возникновения Советской власти на
территории бывшей России адвентисты седьмого дня, живущие в
СССР, ни на минуту не сомневались, что лозунги,
провозглашаемые Советской властью, как то: "Переход от
капитализма к социализму", "Заменить монархию республикой",
"Вся власть трудящимся. Советам", "Земля - трудящимся,
крестьянам", "Равноправие и самоуправление народов", "Кто не
работает, тот не ест", "Свобода совести, религиозной и
антирелигиозной пропаганды", "Советская республика - для
всех религиозно преследуемых", "Отделение церкви от
государства и школы от церкви" и "Введение нового стиля и
нового правописания", - являются магнитом, объединяющим всех
здравомыслящих людей и народы в один крепкий Союз ССР".
В декларации адвентисты писали:
"Мы убедились в том, что Бог в своем
провидении расположил сердце и дал мудрость нашему
незабываемому В. И. Ленину и его ближайшим сотрудникам в
деле мудрой организации единственного в мире прогрессивного
и своевременного аппарата" (Отчет V Всесоюзного съезда
адвентистов 7-го дня (ВСАД) М 1924 С 11).
Сектанты активно занимались прозелитической
деятельностью среди православных. До сих пор эти годы
сектанты вспоминают, называя их "золотым временем". Но,
достигнув внушительных результатов в борьбе с Православной
Церковью, в 30-е годы большевики принялись за сектантов. И
некогда восхвалявшие большевиков и определенным образом
участвующие в борьбе с Православной Церковью сектанты сами
стали гонимы. Буквально в два-три года сектантсво было почти
уничтожено, а остатки его были взяты под жесткий контроль.
Очередной пик миссионерской активности
сектантов приходится на конец 80-х годов ХХ столетия. Это
время, когда в России представители западных сект собирали
целые стадионы абсолютно безграмотных в религиозном смысле
людей; сектантство активно развивалось и пускало свои корни.
Представители сект понимали, что за свободой на
постсоветском пространстве последовал и свободный поиск
постсоветскими людьми смысла своего существования, и прежде
всего Бога, вместилищем которого в умах многих являлась
Православная Церковь. Отсюда и вытекает стремление сект,
прежде всего, оторвать человека от Православия, ибо, сделав
это, из несчастного человека можно лепить все, что угодно.
В это время Россия сталкивается с новым
явлением – тоталитарным сектантством. Тысячи заокеанских
проповедников трудились над созданием представительсв своих
сект в России, используя приемы психотехник, иногда гипноза,
для наполнения созданных ими общин. Сейчас достаточно много
сказано и написано о тоталитарном или деструктивном
сектантстве. Но, кроме тоталитарных сект, в России действует
множество сект, не являющихся тоталитарными, и отсюда у
многих может возникнуть суждение, что данные религиозные
организации, будучи нетоталитарными, не деструктивны по
своей сути и вполне безобидны. Это не так, но об этом ниже.
Теперь же нужно определиться в терминах.
Желание многих сект именовать себя
протестантскими вполне понятно. Имея статус протестантской
религиозной организации, секта может претендовать на
традиционность для России. Но секты адвентистов,
пятидесятников, евангельских христиан, баптистов и др. не
являются протестантскими. И чтобы окончательно развеять
сомнения относительно данного утверждения, обратимся к
заявлению "Российского лютеранского центра по мониторингу
СМИ и общественного мнения" от 28 мая 2004 года, в котором
идет речь о неправомерности именования протестантскими
целого ряда религиозных объединений. В заявлении говорилось:
"Центр обращает внимание российской общественности, прессы,
властей и представителей других российских религиозных
конфессий, что термин "протестант" в его историческом
контексте возможно применять лишь к лютеранам, а также
реформатам. Обозначение иных конфессий возможно словами
"неопротестант" или прямо по названию конфессии (баптист,
пятидесятник, адвентист седьмого дня и т.д.)".
Лютеране в заявлении писали: "В последнее
время наметилась тенденция выделения некоторыми "российскими
протестантами" своей историчности пребывания в России и тем
самым оправданности существования в ней. В первую очередь к
поиску этих доказательств стремятся молодые протестантские
конфессии, как, например, пятидесятники или некоторые
квазипротестанские христианские общины. Представители
российского "неопротестантизма" обычно приводят исторические
даты и вычисляют с какого времени на Руси появился
"отечественный протестантизм", когда он был занесен в страну
и проч... Само слово "протестант" по своему историческому
происхождению имело отношение именно к последователям
немецкого реформатора, доктора папской теологии, против нее
и восставшего, профессора Мартина Лютера. Название
"протестанты" впервые прозвучало на сейме немецкого народа в
г. Шпейер в 1529 г., когда Императором Священной Римской
империи Карлом V было отменено большинство гарантий
веротерпимости, которые были обещаны им самим ранее
последователям лютеровской Реформации. При внимательном
рассмотрении вопроса, очевидным начинает представляться то,
что большинство современных российских так называемых
"протестантов", в строгом смысле, никакого прямого отношения
ни к Лютеру (ни к другим отцам протестантизма, таким как
Кальвин, например), ни к их Реформации не имеют...
Центр также призывает глав и членов
"неопротестантских" образований пересмотреть свои взгляды на
необходимость "Нового крещения Руси" и занять позицию не
конкуренции, но консолидации с Русской Православной
Церковью. России сегодня нужен патриотичный протестантизм,
думающий о России и о спасении душ ее подданных,
поддерживающий государство и его политику, имеющий своей
миссией способствование духовному возрождению народа, что
невозможно без поддержки миссионерских инициатив
традиционной для России Церкви. Не конкуренция, а
добровольное и тесное взаимодействие с доминирующей церковью
на правах меньшинства, признающего действительное духовное
лидерство нациообразующей конфессии. Прозелитизм (в смысле
переманивания духовно заблудших прихожан в свои конфессии)
по отношению к РПЦ недопустим и может вызывать лишь сомнение
в истинных миссионерских целях любящего Россию протестанта.
Русские протестанты должны отказаться от "неопротестантской"
доктрины и отложить в сторону спесь мнимого "духовного
превосходства" над Православием (в виду особых откровений и
особых духовных практик), которая есть ни что иное как
гордыня...
Надо ли говорить, что при всем многообразии
этнокультурной и религиозной палитры, именно Православие в
России было, есть и будет нациообразующей, созидающей силой
и духовно доминирующей конфессией"
Но сектантство, именующее себя
протестантским, не вняло этому призыву тогда и не внимает,
как показывает практика, и теперь. Тем самым показывая свою
колоссальную отдаленность от "классического" протестантизма.
Позиция лютеран по отношению к
неопротестантам вполне понятна, т.к. множество такого рода
сект своим поведением бросают тень на протестантизм. Часто
деятельность неопротестантов сопряжена с нарушениями
действующего Российского законодательства.
Совсем недавно на территории РФ целым рядом
неопротестантских сект (адвентистов 7-го дня,
пятидесятников, евангельских христиан и баптистов) вкупе с
сектами неопятидесятников – откровенно псевдохристианских
сект, осуществлялась медиапрограмма "Надежда есть". На
телевидении прокручивали ролик с названием "Надежда есть",
его кадры возвещали телезрителям о некоем Федеральном
проекте по духовному возрождению. На улицах городов
раздавали листовки, приглашающие на эту программу всех
желающих. В роликах демонстрировалась череда известных
актеров, спортсменов и политиков. Красочные листовки также
содержали изображения знаменитостей. Популярные артисты,
спортсмены и политики не подозревали о том, что их имена
служат для пропаганды нетрадиционной религиозной идеологии.
Актеры Сергей Безруков и Амалия Гольданская, гимнастка Алина
Кабаева, историк и деятель искусств Эдвард Радзинский,
депутат Госдумы Владимир Рыжков, космонавт Георгий Гречко,
музыкант Константин Кинчев, соглашаясь сняться в фильме
"Надежда есть!", не знали, как будут использованы их
рассказы о вере и духовной жизни. Однако монтажеры искусно
вплели слова и лица звезд в пропаганду и использовали в
своих целях. Многие из названный лиц впоследствии заявляли
об обмане сектантов.
Таким образом, мы столкнулись просто с
откровенным мошенничеством со стороны неопротестантских сект
в масштабах РФ. Сектанты ради достижения определенных целей
пошли на обман!
И это не единичный случай. Во всех регионах
страны неопротестантские секты, действуя вкупе с
тоталитарными, прибегают к конфессиональной анонимности.
Устраиваются бесплатные кинопоказы, семинары, др.
мероприятия миссионерского характера, и при этом сектанты
предпочитают скрывать свою религиозную принадлежность. А это
противоречит требованиям п.8 ст.8 Федерального закона "О
свободе совести и о религиозных объединениях", запрещающего
деятельность религиозных объединений в условиях
конфессиональной анонимности.
Зачем они так поступают? Ответ на этот
вопрос кроется в следующем.
По данным социологических опросов в
настоящее время 80-85% населения нашей страны негативно
относится к любым сектам. Сектанты это хорошо знают. Автор
данной статьи как-то беседовал с одним из
активистов-миссионеров секты адвентистов 7-го дня, который
выражал возмущение тем, что, дескать, православным легче
вести миссионерскую работу, чем адвентистам; православных
пускают в больницы, детские дома и прочие социальные
учреждения, а адвентистов – нет. Закрывают двери, лишь
только узнают, что к ним пришли не православные, а
адвентисты.
И это, по их мнению, дает право сектантам
идти на обман: прикрываться социальными организациями и
прибегать к конфессиональной анонимности?
Неопротестантские секты, действующие в
России, в основном пришли к нам с Запада, большинство из них
родом из США. Масса низкопробной религиозной литературы
западных авторов печатается в России. Эта литература несет в
себе элементы западной контркультуры, западные ценности
чуждые нам. Русские сектанты подражают западным авторам при
написании своих религиозных книжиц. Иностранные
проповедники, навещающие своих "русских братьев", являют
собой некие образцы в духовном смысле, на которые сектанты
желают быть похожими. Т.е. постепенно шаг за шагом
происходит культурное обезличивание нашего народа. Человек,
вступивший в секту западного происхождения, по мере
впитывания в себя учения данной религиозной организации,
отчуждается от своей национальной культуры, от веры отцов.
Немаловажен тот факт, что после вступления в
религиозные организации западного происхождения, многие наши
соотечественники вскоре покидали Россию. По данным
статистики адвентистской секты, как только появилась
возможность свободно уезжать за границу, т.н. неопротестанты
стали массово покидать Россию. С 1990 г. по 2000г. из России
уехало около 300000 неопротестантов, из них 3000 пасторов.
Например, руководитель адвентистской секты в 80-90-х г.г.
М.П. Кулаков, сейчас с семьей живет в США.
Автор этих строк однажды разговаривал со
студентом адвентистской семинарии. И в этом разговоре
адвентист признался, что намерен после окончания учебы
уехать в США. Без сомнения, такие планы на будущее имеют
многие учащиеся подобных заведений.
Помимо того, что наши соотечественники,
всецело меняясь в сектах, изменяют России, деятельность
неопротестантских сект сопровождается оскорбительными для
традиционных религий и, прежде всего, Православной Церкви
выпадами.
Уже не первый год в стенах "Заокской
духовной академии" адвентистов седьмого дня проходят т.н.
"Заокские чтения". Из года в год там звучат доклады,
оскорбляющие, прежде всего, православных. На чтениях
"Протестантизм в России. Прошлое, настоящее и будущее",
состоявшихся в 2004 году, как ни странно, большая часть
докладов была посвящена не "протестантизму" а направлена
против Православной Церкви. Сектанты и их гости рассуждали о
том, как им мешает культурообразующая Церковь России.
Докладчики договорились до того, что, "гражданин Санин"
потопил в крови и огне нарождавшуюся реформацию в России.
Под гражданином Саниным адвентисты имели в виду Великого
русского святого преподобного Иосифа Волоцкого.
В 2005 году на конференции "Протестантизм в
Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к
60-летию победы над фашизмом)" докладчиками снова была
подвергнута оскорблениям Русская Православная Церковь, как
известно сыгравшая огромную роль в победе над фашистской
Германией. Так, доцент Донецкого университета Михаил
Черенков заявил, что Великая Отечественная война была
выгодна Православной Церкви, стала для нее "спасением", что
Церковь занималась "восхвалением Сталина" и "поддержала
геноцид" Советской властью российских немцев. А доцент
российской академии государственной службы Юрий Зуев обвинил
Русскую Православную Церковь в тоталитаризме, в том, что она
насильно "удерживает" паству в своем лоне, оказывает на нее
давление.
В довершение к написанному о деятельности
адвентистов следует привести еще один немаловажный факт.
Периодически в Туле, как и в других российских городах,
появляются официальные материалы "Церкви адвентистов
седьмого дня" содержащие откровенные оскорбления
традиционных христианских конфессий. Достаточно обратиться к
листовке "Пророчество и мировая история". В данной листовке,
в частности, Святая евхаристия (одно из главнейших таинств
Православной Церкви, в котором хлеб и вино пресуществляются
в истинное тело и кровь Христовы) названа "вином
блудодеяния". Многие православные учения названы
антихристианскими. Все Церкви, кроме адвентистской, названы
частью блудного Вавилона. Мировое зло проиллюстрировано в
листовке, помимо известных политических лидеров,
изображением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с
террористом Бен Ладеном.
Два года назад в Туле в одном из молельных
домов секты баптистов прогремел взрыв. Правоохранительными
органами была названа причина взрыва – утечка природного
газа. Но это, видимо, не удовлетворило определенных лиц. На
слушаниях в "Хельсинской комиссии" Конгресса США
представитель Объединения независимых российских баптистов
Андрей Охотин настаивал на версии террористического акта
против баптистов. Он утверждал, что взрыв был совершен
преднамеренно, с целью уничтожения представителей
руководства ивановских баптистов, бывших в те дни в Туле.
После такого рода выступлений
незамедлительно следует реакция Конгресса США, нацеленная на
ухудшение репутации России. В 2006 году Палата
представителей Конгресса США выступила с очередной
антироссийской резолюцией. Конгрессмены выразили
недовольство "нарушением прав верующих и ограничением
свободы вероисповедания в России". Суть проекта,
подготовленного Хельсинской комиссией Конгресса, сводилась к
тому, что нетрадиционные религии в России ущемлены в плане
регистрации и возможности осуществлять свою деятельность.
Сами лидеры российских неопротестантских
сект довольно часто с нескрываемой ненавистью отзываются о
Православной Церкви. Их высказывания порой граничат с
бредом. "Православная церковь более, чем светская власть
подвержена греху подавления волеизъявления человека в выборе
религии!" - это мнение определенного числа неопротестантских
пасторов. Кроме того, часто звучат из уст сектантов разного
рода обвинения Церкви в иных формах тоталитаризма и проч.
Проблема в том, что их послушная паства это все впитывает и
несет в мир.
Еще одним ярким примером деструктивной
деятельности неопротестантских сект, о котором следует
упомянуть, является недавняя кампания против Православной
Церкви, развязанная более чем 30 неопротестантскими сектами
Тульской области. Тульские сектанты, называвшие себя
"протестантами" и выступившие от имени "Объединения
протестантских церквей Тульской области", прибегли ко лжи в
российских электронных СМИ, заявляя о погромах их молельных
домов. По их мнению, это произошло в результате
информационно-просветительской деятельности Миссионерского
отдела Тульской епархии РПЦ, нацеленной против сект.
Но никаких погромов, поджогов молельных
домов и битья стекол на самом деле не было. Это официально
было подтверждено и пресс-службой УВД Тульской области.
Неопротестантские секты хотели привлечь к
себе внимание общественности, выставить себя мучениками и,
тем самым, дискредитировать своих оппонентов в лице
православных миссионеров. Но получилось так, что своими
действиями сектанты дискредитировали себя. Они обвиняли
сотрудников миссионерского отдела в разжигании религиозной
розни и организации гонений на "протестантские церкви". В
своих Интернет-публикациях прибегали к оскорбительным
высказываниям в адрес сотрудников Тульской епархии.
Ни один из публикуемых сектантами материалов
о разжигании межрелигиозной розни, погромах их молельных
домов и пр., документально не подтверждался. Все
ограничивалось предположениями и умозаключениями
представителей сект, заинтересованных в истерии по поводу
"притеснений протестантов".
Неопротестантские секты как реальную угрозу,
рассматривают и на государственном уровне. Один из разделов
Концепции национальной безопасности Российской Федерации
гласит:
"Обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации включает в себя также защиту
культурного, духовно-нравственного наследия, исторических
традиций и норм общественной жизни, ... формирование
государственной политики в области духовного и нравственного
воспитания населения, введение запрета на использование
эфирного времени в электронных средствах массовой информации
для проката программ, пропагандирующих насилие,
эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в
себя противодействие негативному влиянию иностранных
религиозных организаций и миссионеров" (выделение - А.Я.).
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации 2000 года делает акцент на активной
силовой роли государства в противодействии "экономической,
демографической и культурно-религиозной экспансии (выделение
- А.Я.) на территории России со стороны других государств".
Руководящие органы нашего государства
признают необходимость ограничения миссионерской активности
зарубежных религиозных организаций на территории России с
целью сохранения целостности нашей нации, нашего
государства. Насколько эффективно эти предписания
выполняются на деле - это вопрос другой.
При кажущейся безобидности неопротестантских
сект на протяжении всей истории их деятельности в России мы
находим неопровержимые факты их деструктивности. Каждому из
нас пора осознать, что названные секты (и это самое
опасное!) несут в себе, помимо прочего, прямую угрозу
духовно-нравственному состоянию нашего народа, что чревато
катастрофическими для нас последствиями. Все это делает
необходимым для российского общества определиться в своем
отношении к неопротестантскому сектантству.
Алексей Ярасов
AntiСекта - 10.04.2008.
|