В Москве сектанты обсудили вопросы взаимоотношений с
Русской Православной Церковью
3-го марта 2010 года в здании секты
пятидесятников "Благие вести" в Москве прошла 7-я
ежегодная конференция "Российского евангельского
альянса" (РЕА). "Российский евангельский альянс" был
создан в 2003 году, и в него вошли, по преимуществу,
представители наиболее заметных российских
постпротестантских сект. Председателем РЕА является
баптист В.С. Рягузов.
В этом году сектанты собрались, чтобы
обсудить возможности взаимоотношений между ними и
Русской Православной Церковью.
Представителей признанных протестантских
религиозных организаций на конференции не было. Были, в
основном, активисты трех нео- и псевдопротестантских
структур, получивших наибольшее развитие в современной
России – адвентисты седьмого дня (АСД), неопятидесятники
и баптисты.
Необходимо отметить, что большинство
докладов и обсуждений конференции имели негативный
оттенок по отношению к Русской Православной Церкви и ее
духовенству.
Так, например, заместитель председателя
"церкви христиан адвентистов седьмого дня" города
Климовска Московской области Олег Гончаров в своем
докладе сообщил, что священнослужители РПЦ и
миссионерские отделы епархий одобряют появление в
российской прессе публикаций, "дискриминирующих
инославных", тем самым безосновательно обвинив
православных миссионеров и священство в противоправных
деяниях.
Собравшиеся живо обсуждали причины
отказа РПЦ сотрудничать с христианскими сектами. По
мнению участников конференции, одной из причин этого
является, якобы, боязнь РПЦ потерять паству из-за
последующего вследствие сотрудничества с
"протестантскими церквями" перехода православных в
"протестантизм".
Но, как было отмечено далее одним из
докладчиков, "однако, руководство РПЦ, не желая
допустить потери власти, предпринимает шаги к диалогу с
инославными".
Циничным и странным выглядело заявление
председателя РЕА Владимира Рягузова, заявившего, что
решить проблему религиозной невежественности русского
народа – вполне посильная задача, если она решается
совместными усилиями протестантов и православных.
По традиции, в числе основных
докладчиков на конференции выступал ректор "Заокского
христианского экономическо-гуманитарного института"
адвентистов седьмого дня Евгений Зайцев.
В своем докладе, помимо освещения
разного рода проблемных вопросов российского общества,
Зайцев, в частности, предложил способ правильного
выстраивания взаимоотношений с РПЦ в случае критики
сектантства со стороны ее представителей.
Он рассказал об инциденте, произошедшем
в Тульской области пару лет назад. Со слов Зайцева
следовало, что после того, как Миссионерский отдел
местной епархии опубликовал в одной из газет
дискредитирующую адвентистов статью, группа в составе
трех человек из "церкви" АСД посетила управляющего
Тульской и Белевской епархией архиепископа Алексия.
Зайцев уверил собравшихся, что, ознакомившись с текстом
статьи, архиепископ принес свои извинения и даже якобы
он проследил, чтобы в местной газете появилось
опровержение статьи. Зайцев сказал: "Это один из опытов,
который говорит о том, что если мы будем поступать
по-христиански, то будет положительный результат. Тяжбы
же, обыкновенно, заходят в тупик".
Но то, что рассказал Зайцев, является
правдой лишь отчасти. Адвентисты действительно ходили
жаловаться на "дискриминацию" в управление Тульской
епархии РПЦ. Но никто перед ними за публикацию
возмутившей их статьи не извинялся. Более того,
сектантам были предложены факты, указывающие на
оскорбительные по отношению к православным деяния
тульских адвентистов. На что ничего вразумительного
пришедшие в епархию "правдоискатели" ответить не смогли.
В связи со всем вышеизложенным,
возникает вполне резонный вопрос: почему в процессе
поиска путей диалога с РПЦ сектанты прибегают, по сути,
к оскорбительным выпадам в сторону Православной Церкви и
лжи? Ничем иным, как хамством, это не назовешь.
Автор данной статьи хорошо помнит т.н.
"Заокские чтения" начала и середины 2000–х годов,
ежегодно проводимые на базе "Заокской духовной академии"
адвентистов. Там происходило нечто подобное. Каждый раз
почти все эти встречи сводились не просто к огульной
критики РПЦ, но и прямым оскорблениям в адрес Церкви.
По тону докладов участников нынешней
конференции можно было предположить, что АСД и др.
постпротестанские секты открыты к диалогу. Но на
практике, если, к примеру, учитывать настроения совсем
не однородной современной массы российских адвентистов,
значительная часть которой крайне негативно относится к
РПЦ, все обстоит иначе.
Ярким тому подтверждением может служить
реакция немалого числа российских адвентистов на
поздравительное письмо президента Западно-Российского
Союза АСД В.Д.Столяра Святейшему патриарху Кириллу в
связи с его избранием предстоятелем Русской Православной
Церкви. Частью адвентистов это письмо было воспринято с
известной долей раздражения. Их возмутило поведение
руководства АСД, поздравившего, пользуясь терминологией
рядовых адвентистов, "главного жреца идолопоклонников
восточного обряда". РПЦ для многих адвентистов остается
частью блудного "Вавилона", сообщение с которой, по их
мнению, недопустимо.
Алексей Ярасов
Центр свщмч. Иринея Лионского - 23.03.2010.
|