Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти
Понятие "традиция" (1) в сознании
большинства людей ассоциируется с надежностью, с тем, чему
можно доверять. Утверждение о традиционности того или иного
религиозного направления является в глазах общества
подтверждением его легитимности. Благодаря традиции, "в
значительной степени… существуют нравы и этические
установления" (2). Отсутствие традиции, особенно в
религиозной сфере, часто воспринимается как один из
признаков сектантства. Неслучайно большинство сект так или
иначе пытаются выдать себя или за традиционное христианство,
или за ответвление другой традиционной религии. Например,
активно выдают себя за православных христиан представители
секты Иоанна Береславского (Янкельмана), эта секта имеет
множество названий среди них: "Богородичный Центр",
"Православная церковь Божьей Матери Державная".
Не отстают
от "Богородичного Центра" и "Свидетели Иеговы", которые
называют себя христианами, но при этом извращают все
христианское вероучение. Стараются прикрыться христианством
и муниты, и мормоны, и многие другие организации. Секта,
которой посвящена данная статья, также прилагает немало
усилий, чтобы произвести впечатление традиционного религиозного направления.
Организация под названием Международное
Общество Сознания Кришны (далее по тексту - МОСК) с самого
начала своего появления претендовала на принадлежность к
традиционному индуизму: "…истинным отцом этого движения
(МОСК. – В.П.) является Сам Господь Кришна, поскольку оно
было начато очень и очень давно, и передается людям по цепи
ученической преемственности" (3). Традиционный кришнаизм (4)
является направлением в вишнуизме (5), в основе кришнаизма
лежит почитание одной из аватар (6) Вишну (7) - Кришны.
Кришнаизм достаточно распространен в Индии. Неудивительно,
что на его почве стали возникать различные неортодоксальные
течения, которые и привели к появлению МОСК. Часто кришнаиты
заявляют о совместимости своего учения с учением
Христианской Церкви и спекулируют на этом заявлении. Поэтому
мы постараемся разобраться, во-первых, в вопросе: насколько
обоснованы претензии МОСК на принадлежность к традиционному
индуизму, во-вторых, может ли христианин почитать Кришну, не предав при этом Христа.
Организация МОСК была создана в июле
1966 года, в г. Лос-Анджелесе (8). По утверждению ее
основателя Прабхупады, он являлся представителем одной из
традиционных индуистских парампар (9), которой удалось
сохранить истинное учение Кришны. Правда, существуют и
другие кришнаитские организации, которые заявляют то же
самое, не имея при этом никакого отношения к МОСК (10).
Например, так называемая Миссия Чайтаньи (11), или "Институт
Знания о Тождественности", - в этой секте даже используют
литературу МОСК, хотя организационно являются независимыми
(12). Более того, Прабхупада утверждал, что его перевод
Бхагавадгиты является единственным правильным переводом
данного произведения (13). Прабхупада писал: "Мы должны
принять совершенное знание, которое передается нам, как это
утверждается в "Бхагавад-гите" (14), через парампару (цепь
ученической преемственности" (15). Далее он добавляет: "Мы
должны принять "Бхагавад-гиту" без каких-либо толкований
(16), без изъятий и без собственного прихотливого
вмешательства в ее сущность" (17). Как видим, Прабхупада
открыто выражает претензии МОСК на традиционность, утверждая
при этом, что именно он передает учение без искажения,
однако при близком знакомстве с учением данной организации
возникает ряд сомнений, которыми мы хотели бы поделиться с читателями.
Прабхупада пишет: "…около пяти тысяч
лет назад, Господь Кришна поведал "Бхагавад-гиту" Своему
другу и преданному слуге Арджуне" (18). Прежде всего,
возникает вопрос, связанный с датами (19). Кришна, по
утверждениям Прабхупады, жил пять тысяч лет тому назад и
продиктовал своему ученику Арджуне "Бхагавадгиту";
Прабхупада утверждал, причем не без оснований (20), что
"Бхагавад-гита… одна из наиболее важных "Упанишад" (21) в
ведической литературе" (22). К тому же, Бхагавадгита (23)
"является лишь эпизодом из "Махабхараты" (24), эпического
произведения, описывающего историю прошлых времен" (25). И
здесь начинаются проблемы. Махабхарата (26) сложилась в
период с VI – V вв. до Р.Х по IV – V вв. от Р.Х. Упанишады
(27) сформировались в VII - VI вв. до Р.Х. По исследованием
ученых (28), Бхагавадгита появилась на исходе I тыс. до Р.Х.
Как видим, между годами жизни Кришны и литературой,
описывающей его деяния и учение, существует значительный
промежуток, исчисляемый тысячами лет. Допустим, что устная
традиция сохранила и передала без малейших искажений
описание жизни, дел и учение Кришны. Но далее, в самой
Бхагавадгите, можно найти такие слова, которые о самом себе
говорит Кришна: "Из "Вед" Я – "Сама-веда" (29) …" (30). Но
Веды формировались на территории Северо-Западной Индии, в
период конца II - начала I тыс. до Р.Х (31). На данный
момент Ведам примерно 3500 лет. Как могло получиться, что
Кришна упоминает Веды, которые во время его предполагаемого
существования просто не существовали? До начала их создания
оставалось еще примерно 1500 лет. Если Прабхупада ошибается
в указании периода жизни своего "бога", то где гарантия, что
он не ошибается в чем-нибудь еще? Возможно, он искажает
реальное положение вещей, выдавая свои выдумки за истинное учение Кришны?
Кришнаиты постоянно говорят о своих
ведических корнях (32), о том, что они следуют Ведам и т.д.
Фактически, в современной Индии Ведам не следует никто:
"идеалы провозглашенные в ведах, давно перестали быть
исключительной движущей силой индийского образа жизни и
мыслей" (33). Одна из причин этого заключается в том, что
"веды, как известно, представляют собой собрания по сути
разнородных и порой внутренне противоречивых текстов,… веды
допускают множество интерпретаций, ни про одну из которых
нельзя сказать, что она является абсолютно авторитетной"
(34). Из-за этого в одной из Упанишад Веды были
охарактеризованы как книги "низкого знания" (35). Для своей
же организации Прабхупада в качестве одного из главнейших
источников учения избрал "Бхагавад-гиту", одну из книг
"Махабхараты": "Движение Сознания Кришны необходимо для
человеческого общества, ибо оно предлагает высшее
совершенство жизни. Каким образом – это полностью
объясняется в "Бхагавад-гите"" (36). Но здесь для наших
читателей нужно сделать небольшое пояснение. В индуизме
существует два больших класса литературы – т.н. шрути и
смрити. Шрути, в буквальном переводе с санскрита значит
"услышанное" - это откровения, которые считаются индуистами
"вечными и не сотворенными, а лишь "увиденными" мудрецами"
(37). Веды, в частности, относятся к шрути ( условно можно
сказать, что Веды имеют такой же статус в индуизме, как
Библия в христианстве), но все это не мешает, как выше уже
было сказано, современным индуистам им не следовать. Но
подчеркнем, что такие параллели очень условны. Веды – это не
одна книга, это, скорее, целая библиотека (38). Что же
касается смрити, то в переводе с санскрита это слово
переводится как "память". Смрити – это книги,
противопоставляемые шрути, в том числе и Ведам. Основой
смрити "считалась традиция, мнение других мудрецов, дававших
свое истолкование буквы и духа священного Знания Веды.
Соответственно смрити обладало меньшим авторитетом чем сама
Веда" (39). В частности, Махабхарата относится к смрити.
Прабхупада же фактически строит свое учение не на Ведах, а
на смрити, т.е. комментариях к Ведам. Это примерно то же
самое, если бы православные христиане на место Библии
поставили бы творения святых отцов, а о самой Библии забыли.
В действительности МОСК не имеет
никакого отношения к "ведическим знаниям":
"васудэвизм-кришнаизм возник и развивался как неведийское по
своей сути религиозное течение" (40). Прежде всего потому,
что "главные боги ведийского пантеона … Индра (41) и Варуна
(42)" (43). Но этих богов в организации, созданной
Прабхупадой, не почитают, а главным объектом своего
поклонения называют одно из воплощений бога Вишну - Кришну.
При этом религию Кришны вообще нельзя возвести к ведийским
источникам (44): "В ведийской религии Вишну вообще не
считался сколько-нибудь значительным божеством… По
статистике упоминаний в ведах Вишну принадлежит к божествам
четвертой группы" (45). Следовательно, не приходится
говорить о ведических корнях кришнаизма. Как уже выше
упоминалось, главным источником вероучения МОСК является
одна из книги Махабхараты – Бхагавадгита. Но и здесь
существуют проблемы. Дело в том, что для Махабхараты "образ
Кришны в действительности является чужеродным…" (46).
Прежде, чем Махабхарата дошла до нас, она несколько раз
перерабатывалась (47), причем Кришна первоначально был в ней
не положительным, а отрицательным героем (48), отсюда и его
имя "черный" (49). Когда же кришнаизм в Индии стал
популярен, то последователи Кришны оказались "достаточно
умны, чтобы не отказаться совсем от первоначального эпоса
(Махабхараты. – В.П.), который успел пустить глубокие корни
в народе. Они лишь переделали его с сильным уклоном в
кришнаизм" (50). Причины, подвигшие кришнаизм "искать" свои
корни в ведизме, просты: "Неведийский по своему
происхождению и развитию кришнаизм стал искать объединения с
ведизмом – каким бы условным и формальным оно не казалось, -
чтобы привлечь на свою сторону все еще значительное
количество ортодоксальных верующих" (51). Таким образом,
заявления о ведических корнях кришнаизма представляют собой
всего лишь рекламу, цель которой – повышение спроса на предлагаемую религию.
Одним из любимых аргументов кришнаитов
при полемике с христианами является аргумент о том, что Веды
древнее Библии, а значит, они более авторитетны. Но так ли
это? Библия начала создаваться примерно в то же время, что и
Веды: "Даже если не учитывать неопределенность в датировке
Книги Иова и тех источников, которыми мог бы пользоваться
Моисей, первая из книг Библии была написана не позднее 1400
г . До Р.Х, тогда как последняя – незадолго до 100 г . по
Р.Х. " (52). Следовательно, Веды и Ветхий Завет - ровесники.
Хотя нельзя не заметить, что попытка заявить об авторитете
книг на основании времени их создания сама по себе ущербна.
Возраст учения не доказывает ни истинности учения, ни его
ложности. Что же касается степени достоверности переданной
информации, то можно ли предположить, что книга, написанная
через несколько тысяч лет после описываемого в ней события,
например Бхагавадгита, более достоверна, чем книга,
написанная очевидцами или со слов очевидцев, как Новый
Завет. Кстати, ученые, изучившие вопрос аутентичности
текстов рукописей Махабхараты и Нового Завета, пришли к
выводу, что точность работы переписчиков рукописей Нового
Завета составляет 98,33% (53), в то время как переписчики
Махабхараты относились к своей работе менее внимательно и
разночтения в разных экземплярах ее рукописей составляют
больший процент, а аутентичность Махабхараты составляет
только 90% (54). Если Бхагавадгиту скорее можно назвать
мифами о жизни и учении Кришны, то Новый Завет составляют
свидетельства современников о жизни и смерти Христа, а также
повествование о становлении христианской общины. Кришна
мифологичен, Христос историчен. При этом о жизни Христа есть
свидетельства независимых писателей (55) первого и второго
веков по Р.Х., а существуют ли независимые свидетельства о
жизни Кришны? К тому же, о духовных учителях, приходивших до
Него, Христос высказался достаточно прямо: "Все, сколько их
ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники" (Ин.10:8).
Так что, у кришнаитов нет повода радоваться тому, что Кришна жил ранее Христа.
Но вернемся к вопросу о традиционности
западного кришнаизма, оформившегося в организацию МОСК.
Принципиальным отличием традиционного индуизма от западного
кришнаизма является их отношение к кастам. Каково учение о
кастах в традиционном индуизме? "Согласно индуизма, от того,
как человек исполняет обязанности… предписываемые его кастой
(56), зависит, родится ли он в следующий раз в более высокой
или в более низкой касте. Таким образом, кастовый статус
живущего человека представляется как заслуженный им в
прежней жизни и способный быть измененным лишь в жизни
последующей" (57). Как видим, каста определяется рождением
человека и может быть изменена только в следующей жизни. А
как о кастах учит МОСК? Прабхупада пишет: "Социальное
устройство, называемое варнашрама-дхарма (58), и включающее
в себя четыре ступени духовной жизни и четыре касты, не
предназначено для разделения человеческого общества по
признаку рождения. Это разделение определяется уровнем
образования людей" (59). Западные кришнаиты основывают
принадлежность человека касте на уровне его образования, не
связывая ее с социальным статусом семьи (60). Такое учение о
кастах не имеет ничего общего с традиционным индуизмом.
В качестве другого отличия западного
кришнаизма от традиционного можно назвать "стремление
соединить религиозные знания с научными концепциями" (61),
что совершенно несвойственно традиционному индуизму.
Прабхупада постоянно пытался связать свое учение с наукой,
он называл его "наука сознания Кришны" (62), " наука
самореализации" (63), "духовная наука" (64), "высшая наука"
(65) и т.д. Среди основателей сект такой прием очень
популярен, с его помощью они стремятся повысить свой
авторитет среди последователей. Мы видим здесь своеобразную
попытку искусственного создания ассоциативной связи между
своим учением и социальными институтами, внушающими уважение
в обществе, в данном случае - наукой. Больше всех стремятся
присвоить своим трудам наименования научных оккультные
учителя (66). Одним из приемов, с помощью которого
искусственно создается ареол научности МОСК, можно считать
тенденциозный перевод Бхагавадгиты. Например, четвертый стих
четвертой главы "Бхагавад-гиты как она есть" звучит
следующим образом: "Арджуна сказал: Бог солнца Вивасман
старше Тебя по рождению. Как же может быть, что ты передал
ему эту науку (выделено нами. – В.П.)?" (67). Но тот же стих
в переводе другого санскритолога уже звучит по-иному:
"Позднее родился ты, ранее родился Вивасвант; как же мне
понять, что ты в начале возвестил (ее)?" (68). На каком же
основании перевод "Бхагавад-гиты" Прабхупадой должен
считаться более авторитетным, чем другие переводы? Интересно
отметить, что в "Бхагавад-гите как она есть" в переводе
Прабхупады, каждый стих "Бхагавад-Гиты" сначала приведен на
санскрите, затем санскритский текст передается кириллицей,
далее переводится каждое слово стиха, т.е. создается, так
сказать, минисловарик к каждому стиху, только затем стих
переводится полностью и комментируется. Так вот, к
вышеуказанному стиху в "словарике", который создал
Прабхупада, нет ни одного слова, которое он сам перевел бы
как "наука", откуда же это слово появляется в полном переводе стиха?
Следующим отличием МОСК от
традиционного индуизма можно назвать прозелитическую
практику этой организации среди людей, не исповедующих
индуизм. В традиционном индуизме "полностью отсутствует
…прозелитизм: индуистом нельзя стать, им можно только
родиться" (69). О дин из ведущих индологов мира Рамчандры
Нараяна Дандекара утверждает: "индуизм – это религия нации"
(70). Одно из простейших определений индуизма звучит так:
"индуист – это тот, кто родился в индуистской семье и не
отрекся от индуизма открыто" (71). В отличие от
традиционного индуизма, МОСК занимается активной
прозелитической деятельностью, вербуя в свои ряды людей,
которые не являются индусами по рождению. В традиционном же
индуизме всех неиндусов называют "млеччха" – варвар (72).
Для многих традиционных индусов, особенно принадлежащей к
высшей касте брахманов, прикосновение к млеччхе считается ритуальным осквернением.
Сомнения в традиционности западного
кришнаизма вызывает и следующий факт. МОСК распространяет
книги, написанные или его основателем Прабхупадой, или его
учениками, но книг, созданных предшественниками Прабхупады,
мы не находим. Откуда такая скромность? Например, любой
христианин может познакомиться с трудами своих
предшественников. Каждый при желании может убедиться в
соответствии учения первых отцов Церкви современному учению
Православной Церкви. Почему этого нет в МОСК? Так же
возникает вопрос: как получилось, что после создания МОСК
Прабхупаду перестали приглашать на свои собрания вайшнавы
чайтаниты (73). Может быть, они перестали видеть в нем собрата по вере?
Завершая рассмотрение данной темы,
вернемся к произведениям Прабхупады. В одной из своих работ
он писал: "Пытаясь вписать движение сознания Кришны в
соответствующий историко-культурный контекст, многие люди
отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение…
Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания
Кришны представляет собой индуистскую религию… Иногда
индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами,
думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не
так… Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с
индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой… Люди
должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует
так называемую индуистскую религию (выделено нами. – В.П.)"
(74). Как видим, сам Прабхупада признает, что его
организация не имеет никакого отношения к традиционному индуизму.
Каковы истинные корни МОСК и других
подобных ему движений? Появление МОСК было подготовлено
реформаторами индуизма, одним из которых был Раммохан Рой,
создавший в 1828 году в Калькутте общество "Брахмо самадж",
т.е. "Общество почитателей Брахмана" (75). Это общество
призывало к монотеизму, отказу от идолопоклонства,
стремилось найти общую основу всех религий. Реформация (76)
проходила под лозунгом возвращения к "первоначальному
вероучению", но что считать первоначальным вероучением,
реформаторы определяли сами. В результате их деятельности
появился так называемый неоиндуизм, который значительно
отличается от традиционного. В неоиндуизм вошли такие идеи,
как провозглашение богом, вместо многих богов, безличного
Абсолюта. Были пересмотрены понятия религиозного авторитета:
авторитетом неоиндуистов, вместо божественного откровения,
священного предания и т.п., становятся разум и интуиция.
Отрицаются всякого рода посредники между верующим и богом.
Этическое начало в религии выделяется как самодовлеющее.
Расширяется понятие равенства, что позволяет включать в
неоиндуизм иностранцев, и осуществляется пересмотр многих
других концепций традиционного индуизма. Подчеркнем, что это
уже был не традиционный индуизм, а неоиндуизм, значительно
отличающийся от веры индусов начала XIX века. Именно
реформация позволила появиться на свет МОСК и многим другим
неоиндуистским организациям.
Прабхупада не раз пытался доказать
совместимость кришнаизма с христианством, он даже
использовал Священное Писание для обоснования своих теорий,
о чем ниже мы поговорим подробнее. Но совместимо ли в
действительности христианство с кришнаизмом? Можно ли
оставаться верным Христу, почитая Кришну? Попытаемся
разобраться в данных вопросах.
Если мы откроем "Бхагавад-гиту как она
есть", то в тридцать шестом стихе десятой главы можем
прочитать: "Из мошенничеств Я (Кришна. – В.П.) – азартная
игра" (77), далее, комментируя данный стих, Прабхупада
пишет: "Во вселенной существует множество мошенников разного
рода. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше
всех и потому представляет Кришну, Кришна, будучи Всевышним,
может быть более вероломным , чем любой простой человек.
Если Кришна решил обмануть человека, то никто не сможет
превзойти его в коварстве (выделено нами. – В.П.)" (78).
Итак, Кришна является лучшим мошенником, т.е. лжецом.
Необходимо отметить, что мировоззрение кришнаитов
принципиально отличается от христианского, в частности
принципиально иным является отношение ко злу. В его основе
лежит представление о том, что весь мир - это игра Кришны,
что все есть Он. Если все есть Бог, значит, и зло имеет
своим источником Бога, следовательно, зло является
относительным понятием: то, что мы считаем злом, в
действительности им не является. Поясним: для кришнаита
любое деяние в своем высшем проявлении есть Бог. Поэтому и
зло, в частности обман, в высшем своем проявлении есть
Кришна. Но христиане придерживаются принципиально иного
мнения по этому вопросу. В христианстве отцом лжи называют
дьявола: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца
вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в
истине, ибо нет в нем истины . Когда говорит он ложь,
говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (выделено нами.- В.П.)"
(Ин. 8:44). С точки зрения христианского мировоззрения,
традиция, утверждающая, что ее кумир - лучший лжец в мире,
имеет своим основателем отца лжи, ибо кто может превзойти его в этом деле?
Не могут не насторожить христианина и
следующие утверждения Бхагавад-Гиты в переводе Прабхупады:
"Я (Кришна. – В.П.) – всепожирающая смерть…" (79); "…Я
(Кришна. - В.П.) также – олицетворенная смерть" (80); "Я
(Кришна. – В.П.) – Яма, бог смерти…" (81). В Священном
Писании сказано: "Бог создал человека для нетления и соделал
его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла
в мир смерть (выделено нами. – В.П.), и испытывают ее
принадлежащие к уделу его" (Прем. 2:23-24). Как сказано в
приведенных выше словах Священного Писания, смерть вошла в
мир через дьявола, он есть - человекоубийца. Для христианина
смерть - враг, в Священном Писании о смерти сказано:
"Последний же враг истребится – смерть" (1Кор.15:26).
Христос "… есть воскресение и жизнь (Ин.11:25), в Нем нет
смерти, Он - ее Победитель. Если Кришна есть смерть, а к
смерти обращены слова Христа: "Смерть! где твое жало? ад!
где твоя победа?" (1Кор.15:55), то возникает вопрос: кто же
Кришна в действительности?
Значительно отличаются и образы Христа
и Кришны. Изучая жизнеописание Кришны, мы можем найти в Прем
Сагаре, например, следующий эпизод: "Однажды юные браджанки
целою толпою пошли купаться не безлюдный берег. Придя туда,
они одежды сняли; сложили их на берегу, вошли нагими в
воду…" (82). Далее рассказывается, как Кришна похищает
одежду девушек, а потом требует, чтобы они выходили из воды,
не прикрывая тела руками, а подходили к нему, высоко подняв
руки, и из его рук забирали свою одежду. Помимо того, в
своем жизнеописании Кришна предстает многоженцем (83) и
убийцей (84). Подражая своему учителю, в Индии не раз
возникали секты, которые вводили откровенно чувственные
обряды, повторяя на практике деяния своего бога и учителя
Кришны (85). Каков был характер данных обрядов нетрудно
угадать из примера поведения Кришны с купающимися девушками.
Представить себе Христа на месте Кришны просто невозможно:
настолько сильно отличаются их образы. Кришна пропитан
эротизмом, Христос свят, Кришна богат и живет в роскоши,
Христос же говорит о Себе: "Сын Человеческий не имеет, где
приклонить голову" (Мф. 8.20), Кришна убивает людей, Христос
приносит Себя в жертву за них. Образы Христа и Кришны
противостоят друг другу, пытаться их совместить можно,
только полностью исказив Священное Писание и вместо
исторического Христа ввести Его кришнаитское представление о Христе.
Последователи Прабхупады на все
вышеприведенное могут возразить, что нельзя толковать
Бхагавадгиту, находясь вне кришнаитской традиции. Но тогда
возникает встречный вопрос: Прабхупада неоднократно толковал
Священное Писание, не имея никакого отношения к
христианству. Его толкования отличаются своеобразием, для
иллюстрации приведем один пример. В комментарии к одному из
стихов "Бхагавад-гиты как она есть" Прабхупада пишет: "Если
человек откажется от материальной деятельности ради того,
чтобы служить Кришне, но, не завершив этого пути, вернется к
прежнему, что же он таким образом теряет? И чего достигает,
если в совершенстве будет осуществлять свою материальную
деятельность… Или, как говорят христиане "Какая польза
человеку, если он, обретя мир, потеряет свою вечную душу?""
(86). Мысль Прабхупады заключается в том, что любой
"преданный Кришне" продолжает в следующей жизни свое
самосовершенствование (87) с того момента, на котором
закончил его в предыдущей жизни, а значит, труды кришнаитов
не напрасны даже в том случае, если они не достигли своей
цели в этой жизни. Прабхупада, пытаясь доказать свою мысль,
ссылается на следующий евангельский стих: "…какая польза
человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей
повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?"
(Мф.16:26). Прием, используемый Прабхупадой, очень популярен
у всех сектантов: сектанты пытаются найти поддержку своим
измышлениям в Священном Писании, вырывая из него отдельные
фразы, которые, как кажется лидеру секты, подтверждают его
учение, одновременно с этим игнорируются все фрагменты,
которые противоречат ему. Прием стандартный, рассчитанный на
людей, изучающих Священное Писание, по книгам лидеров сект.
В частности, приведенный стих Библии никакого отношения к
измышлениям Прабхупады не имеет, в нем утверждается, что нет
такого материального богатства, которое может быть важнее
спасения души. Этот стих утверждает приоритет духовного над
мирским, приоритет спасения над временным материальным
благополучием. Если мы обратим внимание на стихи,
предшествующие приведенному евангельскому отрывку, то они
звучат так: "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто
хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и
следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот
потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет
ее" (Мф.16:24-26). Как видим, Христос призывает христиан
идти за Собой, а не за Кришной. То, что слова Священного
Писания никак не могут быть отнесены к Кришне, следует и из
следующего стиха: "Он (Христос.- В.П.) есть камень,
пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и
нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени (выделено
нами. – В.П.) под небом, данного человекам, которым
надлежало бы нам спастись" (Деян.4:11-12). Итак,
непредвзятое изучение текста Священного Писания
свидетельствует: измышления Прабхупады о том, что Библия
подтверждает возможность продолжения в следующей жизни
самосовершенствования в "сознании Кришны", несостоятельно,
наоборот Библия говорит: "И как человекам положено однажды
умереть, а потом суд…" (Евр.9:27). Ни о каком законе
перевоплощения в Священном Писании не говорится ни слова.
Если Прабхупада пытается опираться на авторитет Священного
Писания, то почему христиане не могут оценить его учение,
опираясь на ту же Библию?
Каковы нравственные установки
последователя МОСК? "Даже если человек совершает самые
дурные поступки (выделено нами. – В.П.), но занят чистым
преданным служением, следует считать его праведником" (88).
Значит, если человек убивает во славу Кришны, он все равно -
праведник? Может быть, кришнаиты славятся своей любовью, о
которой так много говорят? Судя по всему, особенно сильно
эта "любовь" проявлялась (89) ими в гурукулах - кришнаитских
школах для детей. На Западе судебные иски против МОСК бывших
учеников таких школ, подвергшихся сексуальным
домогательствам со стороны своих "духовных учителей",
приняли массовый характер. Отмечены неоднократные случаи
педофилии кришнаитов и в России (90). Один из бывших
учеников гурукулы вспоминает: "Меня изнасиловал тот самый
учитель, который также изнасиловал моего брата во Франции.
Мою сестру по матери заставили пить ее собственную мочу в
Далласе, мой отчим перевозил деньги от продажи наркотиков из
Лас-Вегаса в Лос-Анджелес. Мою мать заставили выйти замуж
против своей воли. Гуру (91) моего младшего брата был убит
всемирным лидером санкиртаны (92) …" (93).
Прекрасно продемонстрировала сущность
западного кришнаизма концепция нового общества и
государства, которая была сформулирована учеником Прабхупады
- Харикешей Свами (Бобби Компаньолой), в его книге
"Варнашрама – манифест социального душевного здравия" (94).
Каким же будет мир, если к власти придет МОСК? Во главе
государства встанет руководство секты, все средства массовой
информации окажутся под жесткой цензурой кришнаитов, будет
введена раздельная система образования тех, кому уготовано
править, т.е. кришнаитов, и всех остальных, - тех, кто
должен их обслуживать. Всем, кто не согласен с кришнаитскими
законами, будут уничтожены. В общем, образ "нового общества"
во главе с МОСК во многом напоминает Германию
тридцатых-сороковых годов двадцатого века. Неудивительно,
что МОСК стало тесно сотрудничать в Индии с одной из
коммуналистических партий "Вишва Хинду Паришад" (95). Эта
партия оказывает МОСК поддержку в судебных процессах и в
организации демонстраций, являясь при этом одним из
инициаторов гонений в Индии на представителей других
религий, прежде всего, христиан (96). МОСК в благодарность
за такую поддержку проводит в жизнь программные цели данной
партии в странах Запада и России. Коммуналистическое
движение в Индии известно своей религиозной нетерпимостью.
Это движение виновно в многочисленных убийствах, погромах и
грабежах христиан (97). Они, например, активно переписывают
историю, пытаясь доказать, что индуизм является прародителем
всех религий. В частности, некоторые деятели коммунализма
утверждают, "что известный мусульманский мавзолей Тадж-Махал
есть якобы на самом деле индусский храм… парижский Нотр-Дам
был когда-то храмом богини Дурги, река Сена называлась
Синдху, да и сам Париж был некогда индусским городом
Парамешвариумом. Само собою разумеется, что святыня
мусульман в Мекке, Кааба, оказывается "гигантским храмом
Вишну"" (98). Коммуналисты активно проводят политику
законодательного превращения всех неиндусов в Индии в
граждан второго сорта, а также выступают за насильственное
обращение в индуизм той части населения Индии, которое его
до сих пор не исповедует. На определенном этапе своего
развития коммуналисты "вполне дружелюбно отзывались об
идеологии и практике фашизма" (99). И именно среди таких
людей МОСК нашел близких себе по духу людей. По мнению
автора, это симптоматично. Подобное тянется к подобному.
Подводя итог, можно заключить, что МОСК
не имеет никакого отношения к традиционному индуизму, так
как его связь с ведической традицией исторически не
подтверждена. В рамках мировоззренческих концепций МОСК
вполне могут создаваться политические программы
пронацистского характера, более того, сам МОСК в настоящее
время активно сотрудничает с представителями
коммуналистического реакционного движения в Индии, которое
ставит своей целью уничтожение христианства и установления
индуизма во всем мире. Вывод очевиден: нельзя оставаться
верным Христу и при этом поклоняться Кришне, так как они
являют собой два совершенно разных образа духовности,
несовместимых друг с другом.
Виталий Питанов
Апологет
Использованная литература
1. О традиции и ее восприятии в
обществе читайте: Ивин А.А. Основы теории аргументации.М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
2. Ивин А.А. Основы теории
аргументации.М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1997.С.115.
3. Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами
Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст.С.10.
4. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.244.
5. Вишнуизм - одно из главных
направлений в индуизме, в основе которого лежит почитание
Вишну в качестве верховного божества и Абсолюта, и
одновременно – личного бога, воплощающегося на земле. См.:
Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.132.
6. Аватара (букв. – "нисхождение") –
воплощение божества на земле. Индуистская концепция аватар
связывается с мифологией Вишну, однако упоминаются земные
воплощения и других богов. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.37.
7. Вишну – в "Ригведе" второстепенное
солярное божество, младший собрат Индры в битвах с демонами.
В кришнаизме бог Абсолют, периодически приходящий на землю
в различных обликах, наиболее почитаемо снисхождение Вишну в
облике Кришны. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.:
Республика, 1996. С.132.
8. Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами
Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.815.
9. Парампара, или ученическая
преемственность – последовательность духовных учителей,
передававших в неизменной форме первоначальное учение
Господа (Кришны. – В.П.) с незапамятных времен и вплоть до
наших дней. См.: Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами
Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.828.
10. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение.
Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003. -С.352.
11. Чайтанья Махапрабху – "преданный
Кришне", живший в конце пятнадцатого века в Навадвипе
(Индия). Считается воплощением Кришны, почитается кришнаитами как бог.
12. Новые религиозные организации
России деструктивного, оккультного и неоязыческого
характера. Справочник. Т.4. Восточно-мистические группы. Ч.1. -М.: Паломникъ. 2002. -С.88.
13. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.9.
14. В переводе Прабхупады.
15. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.29.
16. Однако это не помешало Прабхупаде
большую часть своего произведения "Бхагавад-гита как она
есть" посвятить собственным толкованиям Бхагавадгиты.
17. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.29.
18. Там же. -С.7.
19. Несомненно, кришнаиты скажут, что
любые даты, относимые к древнеиндиским книгам, неточны. Это
действительно так, но, следовательно, и сами кришнаиты не
могут утверждать ошибочность данных датировок. Автор же
предпочитает знакомить читателей с теми данными, которые
признаны современной наукой.
20. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.90.
21. "Упанишады, иначе именуемые
Ведантой ("конец, сущность Вед"). Веданта для индуиста имеет
такое же значение, как Новый Завет для христианина.
Упанишады излагают учение о том, что за многими богами стоит
одна Реальность, которая называется Брахман. Брахман – это
безликая, монистическая ("все едино") сила". См.: Дин
Халверзон. Краткий путеводитель по мировым религиям. СПб., Шандал. 2000. -С.121.
22. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.16.
23. Бхагавадгита является шестой
книгой Махабхараты. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.90.
24. Махабхарата – древнеиндийская
поэма, в которой рассказывается о борьбе за престол между
двумя ветвями царского рода куру – Кауравами и Пандавами.
См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.472.
25. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.7.
26. Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.472.
27. Там же. -С.427.
28. Там же. -С.90.
29. Веды – священные книги индуизма,
принятые, как верят индусы, древними мудрецами от богов.
Авторитет Вед в индуизме сравним с авторитетом христианской
Библии. Существуют четыре основные Веды: "Ригведа",
"Самаведа", "Яджурведа", Атхарваведа". См.: Индуизм,
джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.118.
30. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта
Бук Траст. -С.510.
31.- Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.118.
32. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.182.
33. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму.
-М.: Изд. "Восточная литература" РАН. 2002. -С.172.
34. Там же. -С.196.
35. Там же. -С.196.
36. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.12.
37. Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.467.
38. Там же. -С.29.
39. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.402.
40. Дандекар Р.Н.От вед к индуизму.
-М.: Изд. "Восточная литература" РАН. 2002. -С.211.
41. Индра – главное божество пантеона
Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов и
их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм,
сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.201.
42. Варуна – один из самых древних и
значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся
блюстителем космических и нравственных законов, был
карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.:
Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996.-С.113.
43. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму.
-М.: Изд. "Восточная литература" РАН. 2002. -С.172.
44. Там же. -С.210.
45. Там же. -С.67.
46. Там же. -С.189.
47. Там же. -С.178.
48. Там же. -С.179.
49. Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.243.
50. Дандекар Р.Н.От вед к индуизму.
-М.: Изд. Восточная литература. РАН. 2002. -С.179.
51. Там же. -С.211.
52. Гайслер Н.Л. Энциклопедия
христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. -С.149.
53. Там же. -С.639.
54. Там же. -С.640.
55.- См.: Бобринский А. Свидетельства
нехристианских писателей первого и второго веков о Господе
нашем Иисусе Христе и христианах. Клин. Фонд "Христианская жизнь", 2002.
56. О кастах более подробно см.:
Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
57. Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.232.
58. Варна-ашрама-дхарма – закон
периодов жизни, согласно которому, человек сначала должен
вести жизнь ученика (брахмачарии), потом вступить в брачную
жизнь и стать домохозяином (грихастха), затем вести жизнь
отшельника (ванапрастха) и, наконец, оставить все мирские
привязанности и стать странствующим аскетом (саньясином).
Порядок первых трех периодов жизни (ашрама) неизменен. Такой
закон применяют в традционном индуизме в отношении первых
трех каст. Согласно индуизма, каждый человек принадлежит к
одной из четырех варн (каст, социальных общностей): брахманы
– жрецы; кшатрии – воины, администраторы; вайшьи – торговцы;
шудры – рабочие, крестьяне. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С. 112-113.
59. Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.701.
60. Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.273.
61. Там же. -С.273.
62. Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.489.
63. Там же. -С.292.
64. Там же. -С.753.
65. Там же. -С.214.
66. См.: Виталий Питанов Эзотеризм, как
путь к расизму / Гл. Эклектика, как излюбленная форма
аргументации в эзотеризме.
67. Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта
Бук Траст. -С.215.
68. Бхагавадгита. Книга об Бхишме
(отдел "Бхагавадгита", кн. VI гл.13-24). Сер. "Философские
тексты Махабхараты". 3-изд., доп., / Введение, пер. с
санскр. и коммент. Смирнов Б.Л. СПб., " A - cad ", 1994. -С. 183.
69. Словарь: индуизм, джайнизм,
сикхизм. -М.: Республика, 1996. -С.9.
70. Дандекар Р.Н.От вед к индуизму.
-М.: Изд. Восточная литература. РАН. 2002. -С.196.
71. Там же. -С.198.
72. Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.288.
73. Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний
Новгород. Изд.: Братства во имя св. князя Александра
Невского. 2003. -С.338.
74. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Сознание Кришны: индуистский культ или
божественная культура? / Наука самоосознания. 1991. -С.135, 141.
75. Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.85.
76. Там же. -С.368-369.
77. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.520.
78. Там же. -С.520.
79. Там же. -С.517.
80. Там же. -С.459.
81. Там же. -С.514.
82. Легенды о Кришне. Жизнь и Учение
// Лалу Джи Лал. Прем Сагар. -М.: Одиссей. 1995. -С.138.
83. Там же. -С.293.
84. Там же. -С.195.
85. Например, этим занималась секта
Сахаджия. См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения
высшей реальности. СПб., 1992. -С.14.
86. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.132.
87. Нужно учитывать, что
самосовершенствование в кришнаизме и христианстве имеют
разные цели. В частности, спасение в кришнаизме понимается
совершенно по-иному, чем в христианстве. Известный
исследователь индуизма Вишал Мангалвади пишет: "По учению
кришнаитов, Бог – личность, Кришна. Изначальное состояние
человека – сознание Кришны, а его истинная природа – быть
любящим слугой Кришны. Но человек забыл об этом и погряз в
материальном мире. Человеку нужно восстановить свою связь с
Кришной и вновь обрести Его сознание, только так он может
разорвать замкнутый круг рождения и смертей и навеки
поселиться с Кришной в Голоке, на небесах". См.: Мангалвади
В. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру.
С-013. Центр Апологетических исследований.
w
88. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта
Бук Траст. -С.472.
89. Мы используем здесь прошедшее
время, так как основываем свою работу на фактах: есть много
подтверждений широкого распространения педофилии среди
преподавателей гурукул в прошлом, вполне возможно, что
педофилия в гурукулах процветает и сейчас, хотя однозначно
утверждать это невозможно.
90. Прозрение. №2 (5). -М.: Московская Патриархия. 2000. -С.25.
91. Гуру – духовный учитель в индуизме.
92. Совместное воспевание кришнаитами
имен бога Вишну, в основном, мантра "Харе Кришна".
93. Секты против Церкви. -М.: Изд. Московской Патриархии. 2000.-С.580.
94. Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний
Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003. -С.341-348.
95. Секты против Церкви. -М.: Изд. Московской Патриархии. 2000.-С.574.
96. В России же кришнаиты постоянно
клянутся в своей толерантности и "любви" к христианству.
97. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. -М.: Республика, 1996. -С.237.
98. Там же. -С.237-238.
99. Там же. -С.238.
|