Избавление от божественности
Эд Сенеси вступил в Международное
Общество Сознания Кришны (МОСК) в 1971, перед этим он с
успехом закончил Университет Фарлей Дикинсон. Приняв
индуистское имя Жаганат Сута, последующие девять лет он
провёл с движением Харе Кришна. Со временем получил
должность главного редактора ежемесячного журнала МОСК
"Возвращение к Божественности". Два с половиной года спустя,
оставил это место и стал сотрудником отдела отношений с
общественностью, после чего получил место главного менеджера
редакции и художественного отдела Бхактиведанта Бук Траст,
своеобразной армии печати МОСК.
Эд рассказывает о своей жизни среди
кришнаитов и о том, что заставило его покинуть их.
Сначала я заинтересовался ведическими
писаниями и восточной духовностью, примерно в это же время
начал экспериментировать с различными видами наркотических
веществ. Я знал из своего личного опыта, что более 90, а
может быть и 99 процентов людей, с которыми я имел дело в
МОСК, а я имел дело с тысячами людей, присоединились к
обществу в то время, когда они употребляли ЛСД или другие наркотические вещества.
Я выбрал МОСК из-за той преданности,
которую видел в его членах, их отрешенности от всего, чем я
в то время жил, от материалистического мира, их полного
погружения в жизнь, всецело посвященную Богу. Я не видел
этого ни в духовенстве, ни в католической церкви, к которой
принадлежал. По воспитанию я не был католиком. Я думал, что
если только Бог открывает Себя кому-либо, то Он обязательно
явит Себя этим людям, потому что они так Ему преданы.
Мне кажется, что от христианства, или
от иудео-христианского богословия меня отвратила сильная
вера в перевоплощение. Я размышлял: "Каким жестоким должен
быть Бог, чтобы обречь Своих возлюбленных детей на вечные
страдания из-за ошибок, которые они совершили в течение
одной жизни?" - и чувствовал, что такое наказание явно не
соответствует совершённому преступлению. Будь Вы в своей
земной жизни убийцей или прелюбодеем или вором, это все же
не стоит вечных страданий без малейшего шанса на избавление.
Это совершенно не вязалось с тем, каким представлялся мне
справедливый и милостивый Бог, поэтому я решил: "Если Бог
христианства такой, я не хочу иметь с ним ничего общего". Я
увлекся философией и богословием восточной культуры, и это
привело меня к движению Харе Кришна. Мной всё больше
овладевала концепция кармы и перевоплощения. Меня не
привлекали такие вещи, как Трансцендентальная Медитация,
потому что я не хотел постигать технику медитации, которая
пригодна лишь для того, чтобы облегчить работу или повысить
Ваши результаты при игре в гольф, я хотел знать Бога, и я
хотел познать Его совершенно.
Мне, католику, было трудно принять все
то, что говорили кришнаиты, за исключением их представлений
о перевоплощении и карме. Они жили хорошей, чистой жизнью,
посвящённой Богу, не употребляли наркотиков, не посещали
ночных клубов, или чего-либо подобного. Они не увлекались
сексуальными связями и жили действительно чистой жизнью, о
которой католики лишь говорили, но жить которой они не могли.
Кришнаиты говорили, что Христос был
Сыном Божьим, что все мы - дети Бога, и все можем
возвыситься до уровня чистого сознания Бога. Я думаю, для
моих родителей было облегчением то, что я выбрал чистый
жизненный путь. Они были рады видеть, что я не собираюсь
стать наркоманом или преступником.
Проведя в движении два года, я
женился, и у меня родился ребёнок, кришнаиты решили, что это
прекрасно. Меня не заставляли по десять или двенадцать часов
собирать пожертвования на улице, как многих других. Я
отвечал за издательскую работу в организации. "Но вот он и
занялся тем, для чего пошел учиться", - думали мои родители.
Я спрашивал своих "стариков": "Зачем вы еще больше
наполняете мир насилием, проливая кровь животных?" И я сумел
убедить их стать вегетарианцами. Они видели мою преданность
движению. Они не находили в этом никакого лицемерия, в том
смысле, что мы действительно вставали в 4 часа утра и вели
очень строгий образ жизни, посвятив ее Богу. Им поневоле
приходилось с уважением относиться к этому. Мне кажется, что
любой человек поневоле проникнется уважением к такой
преданности - до тех пор, пока не узнает о более серьезных
сторонах жизни кришнаитов.
Стыд за желание уснуть
Все встают в 3 - 4 часа утра. Первое
служение начинается в 4:30 утра и продолжается полчаса, за
ним следуют 2 часа медитации и воспевания с чётками. После
этого изучение индийских ведических писаний и, наконец,
завтрак. Позавтракав, люди идут заниматься своим делом, кто
чем - кто собирать пожертвования на улице, кто на свечной
завод, кто на кондитерскую фабрику или куда-нибудь ещё. Они
возвращаются вечером; совершается вечернее служение.
Служение сменяют занятия, потом все идут домой и ложатся спать.
Во время служения кришнаиты воспевают
мантры с чётками и поклоняются статуям. На служениях
присутствует пища, которая, по их словам, становится телом
божества после того, как ее принесут в жертву. Служение
наполнено песнопениями на иностранных языках, множеством
ритуалов, благовоний и песен. Все это очень напоминало
католическое прошлое. Мне казалось, что все это может быть
просто восточной версией католицизма, за тем лишь
исключением, что мы знали более полные ответы, потому что
при помощи кармы и перевоплощения мы могли дать всему
надлежащее философское объяснение. У нас был более высокий
стиль жизни. Мы считали себя гораздо выше других.
Философия сводилась к тому, чтобы
свести до минимума потребность в пище и сне. Чем меньше ты
можешь есть, чем меньше ты можешь спать, и чем меньше ты
можешь иметь половых отношений - тем больше ты можешь
посвятить себя Богу; все это было лишь плотской тратой
времени. Поэтому все старались. Я помню, как думал, что могу
спать по четыре часа в сутки, и какое-то время пробовал
вести такой образ жизни, но, в конце концов, не смог спать
менее шести часов в день. Но даже это вызывало во мне
ощущение вины. Шесть часов в день я тратил, валяясь на полу
в отключенном состоянии, а ведь я мог бы посвятить это время
Богу. Я действительно чувствовал вину за свою потребность во сне.
Тем не менее, этот аскетизм вселял в
нас изрядную долю презрения и неприязни к тем христианам,
которые пытались говорить с нами. Мы не принимали их, хотя
во всеуслышание утверждали, что принимаем всех, потому что
все люди идут по одному пути возвращения к Богу. Христиане
были мясоедами, а мы подчёркивали, что вегетарианство
является "Первым пунктом" в духовной жизни. И если вы
неспособны дойти до этого уровня, вас нельзя назвать даже
просто человеком, не то что "духовным человеком". Вы просто
используете другие формы жизни в стремлении к плотским
наслаждениям, тогда как человеческая жизнь предназначена для
духовного служения Богу. Мы считали, что эти люди исповедуют
поклонение Богу, служение Ему, но на самом деле нарушают Его
законы. Мы говорили, что даже их собственная заповедь
говорит: "Не убивай", и в тоже время они убивают животных.
Что же это за лицемерие, какие же это духовные люди?"
Моя философия строилась на моем
жизненном опыте. Прежде всего, МОСК учит, что, став
вегетарианцем, вы обретете более полный мир. В вас будет
меньше вибраций ярости, поскольку вы не питаетесь мясом
жестоко умерщвленных животных. По правде говоря, я не вижу
связи между вегетарианством и отсутствием жестокости. В
движении я встречал людей, которые очень легко поддавались
злобе и агрессивности. С другой стороны, я встречал таких
людей, которые ели мясо и все же были преданными Богу, очень
спокойными и любящими людьми, и я не думаю, что это было
как-то связано с их отношением к мясу.
Их постоянно ставило в тупик то, что
они никогда не могли до конца объяснить, почему Христос ел
рыбу. Они предлагали огромное количество абсолютно нелепых
толкований, но так и не смогли дать этому факту
удовлетворительного объяснения. Они не могут сказать, что
Христос неважен, и Его поступки не имеют значения. Они
отлично знают, что Он является очень важной духовной
личностью. Чаще всего они рассуждают так: "Ну, Он ел не
совсем рыбу - это всего лишь толкование греческого слова.
Это были плоды рыбного дерева", - или что-нибудь в этом
роде. Учитель (Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель
МОСК) говорил: "Христос настолько духовен, Он так
совершенен, что смог бы съесть весь мир". Я до сих пор не
понимаю, что бы это могло означать. Но так сказал учитель.
"Не думайте, что вы на одном уровне с Иисусом Христом. Он
проповедовал с учетом времени и обстоятельств. Он был в тех
местах, где не росли овощи".
Однако, посетив Израиль, я увидел что
места, где учил Христос, в окрестностях Галилейского моря,
Капернаума, были благословлены изобилием произрастающих там
овощей. Эти места отнюдь не были пустыней; их жителям не
приходилось питаться одной рыбой. Таким образом, эти доводы не выдерживают критики.
Взлёты и падения
Находясь в группе, вы постоянно
распеваете мантры и можете даже достичь некоего состояния
эйфории, какого-то блаженства или радости, взлёта; но я
понял, что все это не обязательно исходит от Бога. Став
христианином, я убедился, что это было явно не от Господа,
потому что подобные переживания давали организации
возможность влиять на вас и управлять вами. Влияние
организации формирует ваше мышление таким образом, что вы
начинаете делить окружающее на "нас и их". Тем самым, вы
отделяете себя от общества. "Мы поем Харе Кришна. Мы
вегетарианцы. Именно мы даём обет безбрачия. Мы единственные
духовные люди на всей земле. Мы - единственные просвещённые.
Мы должны привести других людей на эту ступень
просвещённости". Конечно, у меня были друзья и вне
организации, но в глубине моей души всегда зрело чувство
некоторого презрения к этим людям, потому что я видел в них греховных мясоедов.
Тем шоком, который заставил меня
по-новому посмотреть на вещи после четырёх с половиной лет
жизни в МОСК, были мои отношения с родителями. Движимый
фанатизмом, о котором я уже говорил, я ругался с родителями
из-за того, что они ели мясо. В какой-то момент, когда у
меня родился первый ребёнок, я даже не позволял им
прикасаться к ребёнку, боясь их кармических вибраций. Они не
были чистыми последователями и хотели прикоснуться к
ребёнку. Я очень резко вел себя по отношению к родителям, но
в то же время никогда не отказывался взять у них денег.
Другое событие, с которого во мне
начались настоящие перемены, произошло примерно тогда же - в
1975 или 1976 году (мне было 27 лет). Стратегия организации
изменилась с тех пор, как я стал ее членом. В 1971 году все
наше мышление сводилось к тому, чтобы идти и петь на улицах,
воспевая имя Бога, и тогда весь мир должен был прийти к
пониманию того, что все мы - братья в едином Боге. В мире
наступит единство, которое мы возвестим, наполнив мир
духовными вибрациями. Среди людей воцарится мир и гармония.
Мы действительно верили в это и были исполнены желания проповедовать об этом.
Но в 1975-1976 гг. начали происходить
изменения. Учитель стал говорить: "Отлично, это поклонение
на улицах по-прежнему имеет большое значение, но
по-настоящему важно то, что люди страдают из-за незнания
закона Божьего. Они совершают грех. Вследствие этого греха
они страдают от последствий кармы. Единственный путь
избавления от страданий - перестать грешить. Единственный
путь перестать грешить - научить людей знанию Бога и Его
законов. Знание Бога и Его законов - в моих книгах. Итак,
единственный способ прекратить страдания в мире -
распространять эти книги, чтобы наставлять и просвещать мир
и помочь людям настолько вознестись духом, чтобы они уже не
нарушали Божьи законы. Им не придётся страдать. Итак, если
вы хотите удалить из этого мира страдания, вы должны вынести это знание в мир".
Единственная проблема состояла в том,
что никто не хотел читать про синего Бога из Индии, который
играет с коровами и забавляется с подругами. Этот образ был
совершенно чужд американскому мышлению. Поэтому нам
приходилось каким-то образом вуалировать и маскировать то,
что мы преподносили людям. Мы даже не говорили ни слова о
Кришне. Мы говорили: "Вы слышали о медитации и йоге? Так
вот, эта книга как раз о медитации и йоге". Но люди все
равно с большой неохотой расставались со своими кровными
пятью долларами. Затем кришнаиты начали изобретать еще более
хитрые подходы. Они говорили: "Мы будущие учителя и работаем
с детьми. Можете ли вы помочь нам какой-то суммой денег? А,
кстати, вот вам в подарок книга". Или же они давали каждому
человеку по книге со словами: "Мы работаем по всему миру.
Занимаемся с детьми и помогаем людям. Почему бы вам не
помочь нам деньгами, - а себе вы можете оставить книгу".
Применяли они и метод размена купюр,
который пользовался особенной популярностью в аэропорту
О’Хара. Этот метод появился на свет в Лос-Анджелесе, и его
суть состоит в том, что кришнаит подходит к человеку с
просьбой: "Послушайте, у меня есть двадцать однодолларовых
купюр, и я хотел бы избавиться от мелочи. Видите ли, я
работаю с детьми, и у нас есть прекрасная программа
вовлечения людей; мы предлагаем Вам оказать помощь нашим
детским программам. У меня есть пачка однодолларовых купюр.
Не найдется ли у Вас двадцатки, чтобы разменять мне эту
мелочь?" Когда человек протянет ему двадцать долларов, член
МОСК отделяет от пачки две долларовые бумажки и говорит:
"Послушайте, почему бы Вам не оставить нам этот остаток,
ведь мы работаем с детьми и делаем очень хорошее дело".
Человек, только что давший двадцать
долларов, как правило, смущается от такого вопроса. Он
топчется посреди оживлённого прохода в аэропорту. Возможно,
он уже опаздывает, спешит на самолёт. Большинство людей
торопятся уйти, чтобы только поскорее отвязаться.
У военных деньги попросту вытягивают из
бумажников. Кришнаиты знают дни, когда военные получают
зарплату, и при помощи всяких сексуальных намеков буквально
дочиста вытрясают карманы этих парней. Я видел, как они
предлагали военному разменять купюру в пятьдесят долларов и
вернуть обратно сорок, если он согласиться пожертвовать
десятку движению, а затем на полчаса скрывались в уборной. Я
видел все это своими глазами. Мы рассказали об этом гуру в
Индии. Я думал: "Он настолько совершенен, что, услышав о
том, что происходит, тут же положит этому конец". Но, к
моему удивлению, в полученном из Индии ответном письме гуру
писал: "Человек, который рассказал об этом в газете, много
раз использовал имя Кришны. Это очень хорошо, потому что,
читая имя Кришны, люди будут очищаться, они получат пользу
от слышания его святого имени. И даже если этот человек
отзывается о нас негативно, главное - то, что на абсолютном
духовном уровне люди слышат имя Кришны и от этого становятся
чище. Поэтому вся эта критика не имеет никакого значения.
Самое главное - книга выходит в свет". А затем он буквально
написал следующее: "Мытьем или катаньем заставьте их взять
книгу, - и добавил - цель оправдывает средства".
Я начал замечать всю эту механику
обмана. Ложь, мошенничества в аэропорте, нечестный размен,
агрессивность, напор. Я могу часами рассказывать ужасные
истории о том, как преданные поступали с людьми, но не буду,
потому что многим из вас, как мне кажется, это знакомо.
Плоды Кришны
В то время мы не считали это изъяном
гуру или самой философии движения - это была наша ошибка. Мы
нарушали порядок внутри движения.
Впоследствии я увидел, как аналогичная
философия применяется к семье - в том числе и к моей
собственной. Вас учат, что вы не имеете права ни на какие
сексуальные контакты со своей женой - только лишь при
соблюдении первого правила: если вы хотите зачать ребенка, и
второго: даже в этом случае не чаще одного раза в месяц.
В-третьих, связь может произойти только после восьми часов
пения мантр, которое очищает акт. Во всех прочих случаях вы
должны воздерживаться от сексуальных связей со своим супругом.
Попытки следовать этим правилам очень
сильно отражаются на человеке. В конце концов, у вас
пропадает либо влечение, либо нежность к жене, потому что,
сохрани вы эти качества, они всякий раз пробуждали бы в вас
самые естественные физические чувства к ней. А это
поколебало бы или ослабило ваше стремление к целомудрию. В
моём случае, как и во многих других, известных мне, вопрос
решался так: муж превращал жену в объект ненависти или
презрения для того, чтобы не испытывать к ней никакого физического влечения.
Я видел много разбитых семей, разводов.
Конечно, на это всегда возражают: "Но посмотрите, как много
разводов происходит в бездуховном американском обществе". Я
бы сказал, что более 75 процентов свадеб в МОСК
заканчиваются разводами, и могу подтвердить свои слова
цифрами. Дети лишаются родителей, уходят жены, уходят мужья
- и это просто ужасно. Но вам снова говорят: "Это
исключительно ваша вина. Философия здесь не при чем. Вы не
можете хорошо относиться к своему супругу и при этом
соблюдать безбрачие - и причина тому только в вашей
собственной слабости и бездуховности. Это ваша вина".
После этого я начал задавать вопросы. Я
говорил: "Подождите. Насколько велика моя вина?
Действительно ли это моя вина или что-то ненормально с
философией, которая принесла все эти разрушения в браках и
домашней жизни; всё это жульничество в навязчивых методах".
Я думаю, что последней каплей было то,
что я услышал о моём друге, он был моего возраста, так же
как и я закончил колледж, с успехом окончил Корнелл
Университет. Он был умён и привлекателен, долгое время
являлся главой Нью-Йоркского храма. Я знал его очень хорошо
и слышал, что он вступил в орден Саньясы, который считался
очень высокой ступенью, которую вы только можете достичь в МОСК.
Они отождествляют духовность со
способностью отказаться от мирского, или вашей способностью
противостоять этому миру. Итак, если вы можете достигнуть
такого уровня полной отрешённости, то не нужно жениться,
иметь дом, став действительно духовно продвинутым человеком.
Сейчас много молодых людей дают такой обет, но не могут
следовать ему. Большинство из них до конца жизни терзаются из-за своей вины.
Джон Винслоу тоже следовал эти
правилам. Однажды я говорил с одним из лидеров
Лос-Анджелесского храма. Он спросил: "Ты ничего не слышал о
том, что произошло с Джоном?" Я ответил: "Нет". "Послушай,
он, должно быть, потерял надежду из-за того, что не мог
распространять книги и получать за это баллы. Он ушёл на
озеро в Сент-Льюисе в середине января с пистолетом в одной
руке и чётками для мантр в другой, и прострелил себе
голову". И я подумал: "Я не могу понять, что происходит в
движении, но определённо оно сильно поражено болезнью".
Для меня это стало как бы последней
соломинкой, которая сломала спину верблюду. Когда я услышал
об этом, я сразу же решил: "Хорошо, я проверю всю философию
вопросами. Я не знал, что значит быть духовным человеком, но
я хотел им стать. " Это было тем моментом когда я начал
обращаться к Христианству.
Избавление от "божественности"
Я рассказал об этом своей жене, и она
симпатизировала мне в этом. Я сказал: "Послушай, я больше не
собираюсь ходить в храм по утрам. Я так же буду вставать в
4:30, но для того, чтобы читать Библию". Она ответила: "Это тоже духовно".
Так или иначе, я стал сомневаться во
всей идее того, что человек может сам, путём духовного
аскетизма, возвысить себя до такого уровня, на котором он
будет полностью свободен от материалистических желаний.
Конечно же, я не видел этого в себе, даже применяя все
принципы в течение девяти лет: вставал в 4:00, спал на полу, целибат, вегетарианство.
Я не видел у себя освобождения от
эгоизма, равнодушия, жестокости, вожделения. Все эти пороки
остались во мне, смотря вокруг, я видел, что все мои братья
и сёстры по движению страдают от того же.
Даже учитель, я видел, как он живёт. Он
говорил и делал вещи как будто для Кришны, оказывая давление
на движение, но я видел, что большинство из этого было для
его личной славы. Я чувствовал, что не могу больше быть
мошенником, мне хотелось настоящего духовного учителя. Я начал смотреть на Иисуса.
Когда умер Свами Прабхупада, он оставил
управлять делами двенадцать своих ближайших учеников. Это
было ещё одним, что помогло мне выжить. Я думал: "Подождите
минутку, предполагается, что эти люди должны быть чистыми и
совершенными, полностью освобожденными от материальных
желаний, иначе они не могут быть гуру. Ты должен иметь
живого гуру, чтобы освободиться от материального мира".
Тогда я хотел принимать то, что мой гуру, Бхактиведанта, был
чистым и совершенным, и он обладал силой для освобождения
других. Но, когда он оставил этих двенадцать учеников и они
стали гуру, то начали говорить только что вступившим членам:
"Да, мы тоже способны освободить вас от материального мира".
Но я видел, что сами они не были свободны от материальных желаний.
Тогда я поставил под сомнение всю идею.
Я говорил себе: "Даже принимая идею множества успешных
рождений, сколько людей действительно свободны от
материальных желаний?" Я хочу сказать тем людям, которые
находятся в МОСК, или вовлечены в другие восточные религии:
"Даже если бы существовали некоторые люди, которые достигли
такого уровня, неужели это похоже на справедливый план
спасения, из миллионов и миллионов ходивших когда-либо по
земле, спасётся только горстка людей?"
В основном, нас учили, что в
перевоплощениях даётся множество изменений, много жизней для
того, чтобы вернуться и измениться, становиться всё лучше,
лучше и лучше, исправлять прежние ошибки, развиваться до
более высокого уровня, или становиться более глубоким
духовно. Но я не видел никого, достигшего этой точки -
получившего полное освобождение от материальных желаний. Я
думал: "Что же это значит? Значит ли это, что я осуждён
из-за того, что я не могу жить по Божьим стандартам
совершенства?" И я начал молиться.
Чтобы никто не хвалился
Я читал Библию в течение нескольких
недель, и однажды, когда я ехал на машине, я остановился и
просто начал молиться: "Господь, я не знаю, кто Ты, но я
знаю, что Ты существуешь, я покинул Тебя. Я вижу, как я
несовершенен, и прошу простить меня. Я не хочу быть
осужденным Тобой. Я хочу иметь Твоё прощение, Твоё спасение.
Пожалуйста, войди в мою жизнь, и сделай меня таким, каким бы
Ты хотел меня видеть".
Это произошло в тот момент, когда я
особенно остро чувствовал присутствие Иисуса - Его любовь,
Его одобрение, Его милость, Его теплоту. Я был исполнен Его
Духом! Я чувствовал, как Он живёт во мне. Я ощущал прощение.
Я воспрял духом, как будто это был первый день моей жизни.
Его присутствие было в силе. Это было неимоверно сильное переживание.
Никогда в моём диком воображении я не
представлял, что такой опыт возможен или желаем. Я повторяю,
это не было тем же переживанием что и воспевание Кришны, это
было на порядок выше. Эти два чувства диаметрально
отличались друг от друга. В МОСК смысл заключался в том, что
чем больше я буду воспевать Кришне, тем лучше меня будет
принимать Бог. Я уже достиг спасения, и пойду на духовное
небо. Но это было совсем другое: приходить с открытым,
искренним сердцем, стоять перед Богом и говорить: "Я
бессилен сделать что-либо сам. Я грешник и мне нужна Твоя помощь".
Что касается проповеди людям из МОСК,
то это действительно является вопросом готовности их сердец.
Я думаю, настоящая битва находится в области молитвы, потому
что я знаю, как молились за меня люди, когда я выступал на
телевизионных дебатах с христианами. Сейчас я знаю, что
тогда за меня молились. Я не думаю, что философский образ
или хорошо сказанная фраза, сможет так же сильно помочь
человеку остановиться и подумать, как молитва и Божье
руководство. Лучше всего, что мы могли бы сделать - это
помочь им задуматься о том, во что они верят, вместо того
чтобы пытаться забрасывать их фразами.
После многих лет исканий Бога через
самоотречение и преданное служение, Эд получил для себя
уверенность в спасении, кода встретил Иисуса Христа. Библия
говорит, что нет ни одного совершенного человека, кроме
Иисуса - Он взял на Себя нашу смерть и пострадал за наши
грехи. Его пустая гробница свидетельствует о том, что Иисус
воскрес из мёртвых. Ни один гуру не имеет власти над своим
телом после смерти. Спасение личности происходит только
тогда, когда мы исповедуем нашу греховность и
несовершенство, и принимаем Иисуса как Господа и Спасителя,
понёсшего на Себе весь грех.
Жена Эда развелась с ним, выбрав
остаться в МОСК, где она сейчас и находится с её двумя
детьми. Пожалуйста, вспоминайте её в своих молитвах.
Эрик Пемент
Центр апологетических исследований, г. Санкт-Петербург
|