Кришнаит совершил ритуальное убийство православного священника
Недавно всю нашу Церковь потрясло сообщение
о зверском убийстве православного священника в Красноярском
крае. Мы попросили прокомментировать эту трагедию
заведующего кафедрой сектоведения Православного
Свято-Тихоновского Богословского института профессора
Александра Леонидовича Дворкина.
- Александр Леонидович, что же все-таки
произошло?
- В ночь накануне весеннего равноденствия 21
марта 2000 г. поклонник индуистского бога Кришны убил
русского православного священника в далеком сибирском
поселке Тура. Священник - иеромонах Григорий - с 4 ноября
1997 г. был настоятелем молитвенного дома в п. Тура
Эвенкийского района Красноярского края. По словам полковника
Ивана Панова, главы УВД Эвенкийского района, убийца - Роман
Гаврилов (1973 г. рождения), вооруженный самодельным шилом,
в 3 часа ночи постучался в дверь отца Григория. Священник
открыл дверь, и убийца нанес ему удар шилом в сердце и два в
шею. Когда отец Григорий упал, Гаврилов отрезал ему голову
складным ножом, сломав при этом нож. Далее изувер зашел
вместе с головой убитого священника в помещение храма, обнес
голову вокруг престола так, чтобы капающая кровь образовала
на полу круг, и затем положил голову отца Григория на
престол. Убийца был задержан на следующее утро. При
задержании Гаврилов назвался Романом Хариевичем Кришницем. В
содеянном злодеянии убийца не раскаялся. На первом же
допросе он признался, что выполнял повеление своего бога:
Кришна явился ему во сне и детально описал, что он должен
сделать. Сейчас Гаврилов находится в изоляторе временного
содержания при УВД Туры и, по словам сотрудников дежурной
части, распевает в камере мантру "Харе Кришна".
- А почему же священник так поздно ночью
открыл дверь незнакомому человеку?
- Отец Григорий открыл дверь преступнику,
поскольку был с ним знаком. Как рассказывают местные жители,
ранее он помогал неприкаянному кришнаиту, снабдил его теплой
одеждой и много раз беседовал с ним, пытаясь убедить
отказаться от заблуждений.
- Александр Леонидович, но возникает
такой вопрос: ведь о кришнаитах часто можно услышать, что
они, дескать, вегетарианцы, проповедуют ненасилие и вообще
тихие и смирные ребята. Чудаки, конечно, но зато мухи не
обидят. И все их писания тоже учат непротивлению злу
насилием.
- Это не так. В учениях "Общества сознания
Кришны", действительно, присутствует запрет на употребление
мясной пищи. Но запрета на убийство человека там не
существует. Вот некоторые цитаты из кришнаитских
вероучительных источников: "Отказ от насилия в политике
может быть хорош для дипломатических целей, но никогда не
должен возводиться в принцип" (Бхагавад-Гита как она есть.
Гл. 2, комментарий к тексту 31). "Насилие, совершаемое в
соответствии с принципами религии, намного выше так
называемого "ненасилия" (Шримад Бхагаватам. Песнь 1, ч. 1,
2, гл. 7, комментарий к тексту 36). "Кто не руководствуется
ложным эго и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в
этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него
последствий" (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18, текст 17).
"Любой человек, действующий в сознании Кришны… даже убивая,
не совершает убийства, как и не затрагивается он
последствиями такого поступка" (Бхагавад-Гита как она есть.
Гл. 18, комментарий к тексту 17). "Действия, выполненные в
сознании Кришны, под Его руководством изнутри, не влекут за
собой последствий ни в этой жизни, ни в жизни после смерти"
(Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18, комментарий к тексту
13). "Достигшие совершенного сознания Кришны в конечном
ито-ге не ответственны за свои действия. Все зависит от
высшей воли…" (Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 18,
комментарий к тексту 14). Вот видите, убивать можно, а
иногда даже и нужно. Более того, если совершать убийство в
"сознании Кришны", то выходит, что делаешь благое дело. Но
ведь Гаврилов и считал, что действует не просто в "сознании
Кришны", но по прямому указанию и приказу своего божества.
- Но, насколько мне известно, кришнаиты
говорят, что эти древние тексты нельзя понимать буквально.
Дескать, и в Библии при желании можно найти насилие и
убийство.
- Обратите внимание, те цитаты, которые я
привел, - это не цитаты из древних текстов. Это современные
комментарии к текстам. И комментарии эти были написаны во
второй половине ХХ века основателем "Общества сознания
Кришны" Свами Прабхупадой. Видели ли Вы когда-нибудь
современные церковные комментарии к Библии, в которых
говорилось бы что-либо подобное?
- Была ли какая-нибудь реакция
кришнаитского руководства на убийство?
- Московское руководство "Центра обществ
сознания Кришны в России" оперативно отреагировало на
происшедшее, заявив, что убийца не имеет к ним никакого
отношения. Впрочем, такое поведение характерно для "Общества
сознания Кришны", которое всегда отрекалось от своих
преступников, когда они были пойманы с поличным. А
преступлений (в том числе и жестоких убийств) за недолгую
историю этой псевдоиндуистской секты совершалось более чем
достаточно. Более того, даже убийство с последующим
отрезанием головы также не является первым в истории
современного кришнаизма. В 1987 г. в Лондоне один из адептов
секты несколькими ударами ножом убил своего гуру Джейатирту,
после чего тем же ножом отрезал ему голову. Джейатирта был
одним из одиннадцати гуру-преемников, назначенных самим
Прабхупадой - основателем "Общества сознания Кришны", и
наследовавших ему. Впрочем, вопрос даже не в том, числился
ли формально Гаврилов членом "Общества сознания Кришны" на
момент убийства, главное в том заряде ненависти, который
заложен в литературе секты, и в той неограниченной власти,
которую кришнаитские гуру имеют над своими последователями.
Именно эта взрывоопасная комбинация и может привести (как,
впрочем, и приводила) человека с неустойчивой психикой к
самым страшным преступлениям.
- Известно ли Вам что-нибудь о реакции
Русской Православной Церкви?
- Как "направленное против Святой Церкви
злодеяние" расценил Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II ритуальное убийство православного священнослужителя,
совершенное 21 марта в Красноярском крае. Об этом говорится
в телеграмме соболезнования, которую накануне предстоятель
Церкви отправил на имя архиепископа Красноярского и
Енисейского Антония "Со скорбью воспринял известие о
злодейском убийстве клирика Красноярской епархии -
настоятеля Свято-Троицкого храма города Тура иеромонаха
Григория", - отмечается в телеграмме. В ней Патриарх Алексий
выразил искреннее соболезнование правящему архиерею,
духовенству, прихожанам, родным и близким почившего,
который, по его словам, "всецело посвятил себя служению Богу
и людям". "Разделяя боль утраты, молюсь, дабы Господь
упокоил душу его в селениях небесных и сотворил ему вечную
память", - говорится в заключении телеграммы. А вот что
говорится в епархиальном сообщении о ритуальном убийстве
отца Григория: "Расцениваем эту трагедию, как следствие
широкой рекламы в средствах массовой информации всякого рода
псевдорелигиозности, возврат к диким языческим культам
сатанизма и культивации идеи многобожия нового образца под
именем Христа, искусственно сейчас насаждаемого вопреки
здравому смыслу и Священному Писанию, не допускающему
разделения единой, данной от Бога веры на всякого рода
отсебятину шарлатанов и многоверия. Да примет Господь душу
раба Божия иеромонаха Григория Яковлева в Свои Небесные
Обители, как истинноверного Сына Церкви Православной,
простив ему через его мученическую смерть все его
прегрешения".
- Можете ли Вы еще что-нибудь добавить к вышесказанному?
- Отпевание покойного было совершено 23
марта. Архиепископ Антоний считает, что в храме была пролита
праведная кровь за Христа, и поэтому здесь будут
продолжаться богослужения. Начальник ГУВД Эвенкийского
района Иван Панов в телефонном разговоре сообщил, что смерть
горячо любимого священника потрясла жителей города и что
после этого события весь город обратился ко Христу.
Очевидно, что наша Церковь приобрела нового священномученика
и молитвенника за нас у Престола Божия. И то, что смерть
отца Григория сыграла такую роль в ставшем для него родным
далеком эвенкийском поселке, показывает, что все происшедшее
было не случайным и что Господь призвал к Себе Своего
верного раба, выдержавшего самый сложный экзамен.
***
Иеромонах Григорий (в миру Геннадий
Михайлович Яковлев) родился 3 октября 1949 года в городе
Бодайбо Иркутской области. После 8 классов средней школы
окончил Аграрный политехникум (1968 г.), служил в
Военно-Морском флоте с 1969 по 1972 гг. Окончил затем истфак
Одесского Госуниверситета в 1978 г. Принял в том же году
Святое Крещение. Вначале он был прихожанином одного из
храмов г. Барнаула, затем стал алтарником храма в
Петро-Павловском храме г. Анжеро-Судженска Кемеровской
епархии, 1981 по октябрь 1982 г. нес послушание в Покровском
соборе г. Тобольска, а с января 1983 г. был псаломщиком в
Успенском соборе г. Енисейска. В Иркутске 12 декабря 1986 г.
принимает сан диакона, 13 декабря того же года – сан иерея.
С 5 июня 1987 г. – настоятель Свято-Никольского храма в селе
Листвянки Иркутской области, с 1 мая 1988 г. – личный
секретарь архиепископа Иркутского и Ангарского. 5 мая 1994
г. ему была поручена отправка из Москвы раки (гробницы) для
святителя Иннокентия Иркутского. С января 1995 г. отец
Геннадий был переведен в Красноярско-Енисейскую епархию, 26
марта того же года принимает монашество с именем Григория в
Спасо-Преображенском монастыре. С 4 ноября 1997 г. он
принимает дела по настоятельству в молитвенном доме в
поселке Тура (Эвенкия).
Беседовал Николай Ратников
Центр свщмч. Иринея Лионского - 01.04.2000.
|