Разъяснение ЦОСКР в связи с
обращением архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона
(Васюкова) к мэру Москвы Ю.М.Лужкову по поводу строительства
храма Кришны в Москве
ЦЕНТР ОБЩЕСТВ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ В РОССИИ
01 декабря 2005 года
В связи с обращением архиепископа
Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова) к мэру Москвы
Ю.М.Лужкову о строительстве храма Кришны в Москве,
опубликованным в средствах массовой информации 30 ноября
2005 г., Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР)
считает необходимым сделать следующее разъяснение:
(1) Единственный для 25.000 верующих
храм Кришны в Москве был снесен в июне 2004 г. в ходе
плановой реконструкции района. Тогда верующие проявили
добрую волю и пошли навстречу правительству Москвы, которое,
в свою очередь, пообещало выделить им землю в другом месте
для строительства нового храма.
С тех пор уже вторую зиму храм Кришны
ютится в строительных бытовках, лишенных отопления,
водоснабжения и канализации. Несмотря на крайне стесненные
условия, каждые день его посещают сотни индийцев и россиян,
а в праздничные дни – до 7.000 человек, включая официальные делегации.
Зная о неимоверных лишениях, которые
понесли православные христиане в приснопамятную эпоху
разрушения их храмов и церквей в России, мы искренне
разделяем их нынешнюю радость в связи с повсеместным
восстановлением и реставрацией сотен православных храмов и
возвращением их в руки РПЦ. Поэтому мы надеемся, что и
православные верующие, в свою очередь, смогут понять нашу
боль утраты единственного в Москве храма и благословить на
его скорейшее восстановление.
(2) Общество сознания Кришны следует
традиции кришнаизма (вайшнавизма) –монотеистического
направления индуизма, мировой религии, имеющей 5.000-летнюю
историю и насчитывающей около 800 млн. последователей в
Индии и несколько млн. за ее пределами.
Господь Кришна и Его наставления,
изложенныев "Бхагавад-гите", являются священными объектами
почитания для всех последователей индуизма.
Мы оставляем за уважаемым архиепископом
Никоном право на личную неприязнь к индуизму и его
последователям. Однако мы воспринимаем публичную
демонстрацию этой неприязни в СМИ не только оскорблением
наших религиозных чувств, но и прямой проповедью религиозной
ненависти к многочисленным последователям кришнаизма
(вайшнавизма) в России – как к россиянам, так и к этническим индийцам.
Вместе с тем, мы выражаем надежду, что,
несмотря на высокий сан архиепископа Никона, его заявление
не отражает официальной позиции Русской Православной Церкви
по вопросу этики и норм межрелигиозных отношений в России в
целом, и в отношении к кришнаизму (вайшнавизму) и его
последователям в России в частности.
(3) Индуизм насчитывает уже более 300
лет своей истории в России, где он традиционно пользовался
поддержкой как светской власти, так и духовенства.
Так, при Петре I в московском районе
Китай-города было открыто индийское подворье с индуистским
храмом, населенное индийцами, поклонявшимися Кришне.
Император тогда повелел чиновникам "держать к ним ласку и
привет добрый и оберегать, чтобы им ни от кого обид не было".
В 1788 г. по протекции Екатерины II и с
одобрения Священного Синода в России впервые вышла
"Бхагават-гита" в переводе А.Петрова под названием
"Бхагуат-гета, или Беседы Кришны с Арджуном".
Царь Николай II еще цесаревичем бывал в
священных городах кришнаизма Матхуре и Вриндаване, где
посещал храмы Кришны и с удивлением отмечал в дневнике, что
испытывал в них те же духовные чувства, что и в православных церквях.
В этой связи утверждения архиепископа
Никона о "бесовском кришнаитском капище" явно выбиваются из
исторического контекста и выглядят нарушением доброй
традиции уважения к индуизму, сложившейся в России на
протяжении веков.
(4) Следует особенно отметить, что
заявление архиепископа Никона противоречит и современной
"Декларации по охране интересов многонациональных
государств" (1994 г.) и "Декларации о глобальных вызовах и
угрозах международной безопасности и стабильности" (2003
г.), подписанным президентом России и премьер-министром Индии.
В этих основополагающих документах, в
частности, говорится:
"Российская Федерация и Индия также
решительно заявляют, что в сегодняшнем многообразном и
разноплановом мировом сообществе нет места никакой
экстремистской идеологии или нетерпимости. Они приложат все
силы, чтобы противостоять всем формам экстремизма, включая
религиозный экстремизм…"
"В Индии и России существуют различные
религии, которые обогащают духовные ценности их обществ и
мировую цивилизацию… Право использовать, отправлять и
проповедовать любую религию обеспечивается Конституциями
обеих стран… Притязания на религиозную исключительность
представляют угрозу реализации этого права, поощряют
экстремизм и нетерпимость как внутри государства, так и
между ними. Индия и Россия намерены защищать культурное и
религиозное многообразие своих обществ от этой опасности.
Они со всей ответственностью заявляют о недопустимости
разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, поощрения
агрессивного национализма и религиозного фанатизма"
(5) Центр обществ сознания в России
неоднократно заявлял об уважении ко всем представленным в
Россииавторитетным религиям, об отказе от прозелитизма по
отношению к их последователям и о стремлении к диалогу и
сотрудничеству с ними. Готовность видеть именно Бога – а не
рога сатаны – в других авторитетных религиях мы считаем
единственной надежной основой для мирного сосуществования в
России различных вероисповеданий. Мы уверены, что Русская
Православная Церковь и другие авторитетные религии,
представленные в России, стремятся строить отношения друг с
другом на этой же основе.
В этой связи следует отметить, что если
чьи-то "религиозные чувства" оскорбляет сам факт присутствия
в России неправославных религий – кришнаизма в частности –
такие чувства являются, скорее всего, проявлением не
религиозности, а экстремизма, и потому их носители не
ограничатся разжиганием ненависти к одной лишь нашей конфессии.
Например, в 1910 г. в точно таких же
выражениях, что и архиепископ Никон, некоторые экстремисты
от православия протестовали против строительства буддийского
дацана в Петербурге, увидев в сооружении иноверческого храма
в столице чуть ли не покушение на основы истинно русской веры.
Тогда буддийский храм – так же, как и
наш сейчас – был объявлен идольским капищем, с помощью
которого буддисты якобы пытаются вернуть язычество на Святую
Русь. "Наступает власть тьмы и время антихриста, ибо
открытое идолослужение в центре России, в столице, при
соизволении властей и молчании полуторамиллионного
христианского населения, - что это, как не восстание
древнего змия – дракона на Христа.. " – писал коллега Никона архимандрит Варлаам.
В результате в Департамент духовных дел
посыпались петиции православных с требованием отменить
разрешение на постройку храма. Буддисты стали получать
анонимные письма с угрозами убить их и взорвать храм… (см.
А.И. Андреев "Буддийская святыня Петрограда" Агентство ЭкоАрт. Улан-Удэ 1992)
В наши дни руководство РПЦ прилагает
заметные усилия для укрепления межрелигиозных отношений в
стране, в том числе и с буддистами. Однако если историю не
помнить – она повторяется. Поэтому мы убеждены, что
апологеты ненависти и агрессии по отношению к любым религиям
России дискредитируют свои религии и потому их деятельность
должна пресекаться на корню – в первую очередь лидерами своих традиций.
(7) Как ни парадоксально, но именно
демарши, подобные обращению архиепископа Никона, и является
лучшим аргументом в пользу необходимости строительства
храмов всех других представленных в России авторитетных
нехристианских религий – чтобы надежно уберечь хрупкий
межконфессиональный мир в России от повторения печальных страниц истории.
Каким бы ни было окончательное решение
правительства Москвы по вопросу о строительстве храма Кришны
– мы убеждены, что оно будет принято на основании
действующего законодательства и Конституции РФ, а не под
влиянием оскорбительной риторики.
Ведь, как сказал библейский пророк,
"притесняя других, мудрый делается глупым" (Эккл.7:7). К
сожалению, письмо архиепископа Никона (Васюкова) служит
лучшей иллюстрацией этих мудрых библейских слов.
С уважением,
Президент Центра обществ сознания
Кришны в России
Бхакти Вигьяна Госвами
Обращение президента Ассоциации индийцев в России Санджит К. Джха к
Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
02 декабря 2005 года
Мы, индийцы, живущие в России, с глубоким
почтением относимся к Вам за Ваш пример служения Богу и
людям, Ваши усилия по возрождению духовности в России и Ваши
старания по сохранению и укреплению межрелигиозного мира. На
нашей родине Вы известны как большой друг Индии, в свое
время возглавлявший Общество советско-индийской дружбы. В
наших глазах Вы - один из тех людей, кто олицетворяет для
нас Россию, ставшую для тысяч наших соотечественников вторым домом.
Поэтому Вы можете понять, какой болью
в наших сердцах отозвалось недавнее заявление одного из
иерархов Русской православной церкви, архиепископа Уфимского
и Стерлитамакского Никона (Васюкова), который на всю Россию
надругался над святынями нашего народа, над нашей религией и культурой.
Мы допускаем, что древняя религия
кришнаизма (вайшнавизма), которой с незапамятных времен
следовали наши предки, кому-то в России может показаться
чуждой и непонятной. Однако на протяжении веков именно вера
в Кришну и верность Его заветам в "Бхагавад-гите", учащим
веротерпимости и уважению ко всему живому, позволила Индии
быть и оставаться единственной страной в мире, где ни
христианство, ни иудаизм, ни другие религии никогда не
испытывали притеснений и насмешек. Напротив, учение Кришны
помогает нам хранить глубочайшее уважение к Иисусу Христу,
Магомету и Моисею как к великим святым, своей жизнью
доказавшим верность Богу, и многому у них учиться.
Поэтому мы с горечью и негодованием
восприняли поток оскорблений - "бес", "отвратительный
облик", "мерзкий и злобный "бог", "злобный демон" и пр. -
которыми владыка Никон осыпал Того, Кто в нашей традиции
почитается как источник любви и олицетворение
справедливости, сострадания и добродетели.
Мы молим Вас о том, чтобы Вы со
свойственной Вам принципиальностью и веротерпимостью
оградили нас и наши святыни от поругания и вразумили
архиепископа Никона на покаяние и извинения.
У нас есть все основания опасаться, что
слова одного из церковных иерархов, которым внемлют сотни
тысяч людей, некоторыми из них будут восприняты как
благословения на новые проявления агрессии, ненависти и
насилия по отношению к нам, этническим индийцам, и к нашим
российским единоверцам.
Особенно возмутительно для нас слышать
эти оскорбления накануне официального визита в Россию
премьер-министра Индии Манмохана Сингха, славящегося своим
глубоким уважением к традициям и религиям нашей родины.
В этой связи мы хотим отметить, что
вопрос строительства храма Кришны в Москве для нас, тысяч
живущих здесь индийцев, является вопросом жизненной важности.
Как Вы знаете, наш единственный храм
был снесен в прошлом году в ходе реконструкции района. С тех
пор мы жили обещанием властей выделить землю под
строительство нового храма и вот уже вторую зиму вынуждены
проводить богослужения в строительных вагончиках без
отопления и канализации.
Мы по-прежнему с нетерпением ждем
решения вопроса о строительстве нашего храма в Москве и
надеемся на Ваши благословения в этом богоугодном деле.
Позвольте еще раз выразить искреннюю
надежду на то, что отношения между верующими христианства и
индуизма, между народами России и Индии не омрачатся из-за
оскорбительных выпадов отдельных личностей, и что Вы
проявите свою твердую и принципиальную позицию по этому вопросу.
С глубоким уважением и
признательностью,
Санджит К. Джха,
Президент Ассоциации индийцев в России
Затем смиренные и всех всегда
глубокоуважающие сектанты подали жалобу в Генеральную
прокуратуру РФ с просьбой
возбудить уголовное дело против архиепископа Уфимского и
Стерлитамакского Никона
В прокуратуру РФ в пятницу поступило
заявление от руководителей Ассоциации индийцев в России и
Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) в связи с
открытым письмом архиепископа Уфимского и Стерлитамакского
Никона (Васюкова) мэру столицы Юрию Лужкову. В этом письме
архиерея РПЦ с призывами не допустить строительства в Москве
кришнаитского храма приверженцы вайшнавизма, одного из
древнейших религиозных течений Востока, усматривают
"признаки преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 282
УК РФ и руководствуясь ст.141, 144, 146 УПК РФ – "действия,
направленные на возбуждение национальной, расовой или
религиозной вражды, пропаганда исключительности,
превосходства либо неполноценности граждан по признаку их
отношения к религии, национальной или расовой
принадлежности, совершенные публично лицом с использованием
служебного положения".
www.newizv.ru - 06.12.2005.
Что ж, лицемерные маски "овечек" сняты...
|