Писание писанию рознь. Священнослужители об
инициативе отдельных членов Общественной палаты
(в сокращении)
Федеральный закон "О противодействии
экстремистской деятельности" не должен распространяться
на вероучительные тексты религиозных организаций,
официально зарегистрированных в России, считают в
Общественной палате РФ. Во-первых, об этих
вероучительных текстах уведомляется Минюст, который
принимает решение о регистрации религиозного
объединения. Во-вторых, невозможно адекватно оценить на
языке современных юридических терминов, тем более таких
расплывчатых, как "экстремизм", тексты, написанные
тысячи лет назад, наполненные специфическими
религиозными смыслами.
Поводом для заседания стала судебная
тяжба в Томске о
признании экстремистской книги
"Бхагавад-гита как она есть" – одного из толкований
индуистского текста "Бхагавад-гита". По мнению членов
палаты, при желании под нынешний закон можно подвести и
Библию, и Коран (напомним, что сборник хадисов –
изречений исламского пророка Магомета, которые
мусульмане чтят почти наравне с Кораном – уже объявляли
экстремистским).
В ОП отметили, что понятие "экстремизм"
фигурирует только в одном международном документе – это
Шанхайская конвенция 2001 г., где экстремизм связывается
с насилием. Поэтому, по мнению ОП, ненасильственные
действия не должны подпадать под действие закона об
экстремизме. Что же касается дел, связанных с
оскорблением разного рода (например, дело "Pussy Riot")
то они могут рассматриваться в гражданском процессе.
Предлагается также отказаться от федерального списка
экстремистских материалов.
Корреспондент Regions.Ru попросил
священнослужителей прокомментировать эти инициативы ОП.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик
храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:
- "Бхагавад-гита как она есть" есть
именно современная интерпретация древнего текста и
комментарии, которые составил Свами Бхактиведанта во
второй половине прошлого века. Древний текст там искажен
до неузнаваемости, люди других вер называются собаками,
свиньями и т.д. Там оскорбляются христианские
священнослужители, еврейские раввины. Такие комментарии
явно разжигают межрелигиозную рознь. Это проповедовалось
и не раз приводило к уголовным преступлениям в разных
странах. В нашей стране один кришнаит отрезал голову
священнику. Все эти факты хорошо известны.
Поэтому я думаю, что вот так
безоговорочно придать одинаковый статус Библии и другим
т.н. "священным" текстам, а уж тем более их толкованиям,
было бы слишком поспешно. На мой взгляд, это близорукая
позиция тех представителей ОП, которые предлагают такие
решения.
Все комментарии нужно тщательно
анализировать. Я сам многие из них изучал и могу
сказать, что действительно иногда проповедуется и
человеконенавистничество, и неуважительное отношение к
людям других культур, которые не разделяют религиозных
ценностей авторов этих комментариев.
Иерей Александр Шумский, клирик
храма Святителя Николая в Хамовниках:
- Во-первых, кришнаиты суть, безусловно,
экстремистская секта. Они очень изменили изначальный
смысл "Бхагавад-гиты" и их комментарии имеют отчетливо
экстремистский характер. Собственно к индуизму кришнаиты
вообще имеют весьма опосредованное отношение, сами
индуисты относятся к ним как к маргиналам.
В-вторых, вообще сравнивать
"Бхагавад-гиту" с Библией, ставить их на одну доску
нельзя. На мой взгляд, у нас экстремизмом является то,
что враждебно православию, христианству, откуда бы это
ни исходило. Православная Церковь всех призывает к миру,
поэтому любое выступление против православной веры,
против Православной Церкви я считаю экстремизмом. А
кришнаиты православие ненавидят, это известно.
У нас должен быть очень простой критерий
– все, что идет против Церкви, против учения
Православной Церкви, против святейшего патриарха,
безусловно, является духовным экстремизмом. Мы должны
жестко стоять на этой позиции, в оценке экстремизма
исходить именно из этого. Церковь проповедует мир.
Сейчас вообще весь мир держится только на православии,
на Церкви. Без нее он давно бы уже разлетелся на мелкие
кусочки.
Иерей Антоний Скрынников, главный
редактор официального сайта Ставропольской и
Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской
духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в
Ставрополе:
- При всем уважение к Общественной
палате не могу согласиться с ее предложением.
Регистрация какой-либо организации Министерством Юстиции
совершенно не означает, что организация является
безвредной, а тексты ее "священного писания"
душеполезными. Регистрация означает лишь то, что
организация собрала нужное количество подписей, написала
устав и заплатила пошлину – то есть соблюла
формальности. В противном случае мы бы не наблюдали
судебных решений, согласно которым закрыли "Аум Синрике",
"Свидетелей Иеговы" в некоторых регионах страны,
саентологию и т.д.
Что же до судебного процесса в Томске –
мне стыдно, что судебная система уступила внешнему
давлению. Одно дело сама "Бхагавад-гита", другое – ее
толкования. В кришнаитской обработке "Бхагавад-гита"
есть книга человеконенавистническая и экстремистская, не
имеющая никакого отношения к классическому индуизму.
Иеромонах Макарий Маркиш,
преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской
православной духовной семинарии:
- В обсуждаемой проблеме две стороны.
Дело в том, что когда зарождается какой-то яркий и
бесспорный процесс, то к нему тут же присоединяют
зловредный законодательный акт, в надежде на то, что он
пройдет за первым, как за локомотивом.
Вот и в данной ситуации идет сразу два
процесса. Один совершенно законный и очевидный –
выделить документы исторической значимости и
исторического наследия, принадлежащие к традиционным
религиозным конфессиям, и законодательно определить
список, который не может рассматриваться в качестве
экстремистского. Конечно, в этом списке будет Библия,
Коран, Талмуд, какие-то основные буддийские документы.
И к этой инициативе присоединяют попытку
ослабления законодательной практики, чтобы ее размыть и
уничтожить, переведя рассмотрение дел по экстремистской
литературе на уровень гражданского процесса. Но процесс
должен быть уголовным, потому что в таких случаях мы
видим не факт оскорбления одной личности другой, а факт
оскорбления всего общества. Так что с первым пунктом я
согласен – это здравое предложение, а вот второе
предложение является попыткой размывания существующего
вполне нормального закона.
Иеродиакон Лаврентий Полешкевич,
кандидат богословия, зам. декана факультета церковного
служения Российского православного университета:
- Я очень осторожно отношусь к позиции
ОП. Эту инициативу должны как следует обсудить
религиоведы и богословы. Инициаторы данного
законопроекта должны внимательно отнестись к
последствиям своих действий – а эти последствия могут
быть неожиданными и нестандартными.
Если исключить религиозные тексты
определенного рода из числа экстремистских, то мы тем
самым легализуем их. Получается, что мы оправдываем
источник экстремизма, и при этом заявляем, что боремся с
ним.
Отмена списков экстремистских текстов
дает возможность любому гражданину России приобщаться к
любой литературе, пропагандирующей экстремистские
взгляды. С экстремистом бороться будет труднее.
Согласитесь, что лучше заниматься профилактикой.
Поэтому, на мой взгляд, данная инициатива сомнительна.
Почему запрещают рекламу алкоголя и табака? Почему до
сих пор ведутся исследования по поводу содержания тех
или иных публикаций? Потому что вред может идти не
только от наркотических средств, но и от
интеллектуальных.
Эта инициатива, которая стремится стать
законом, должна быть взвешена самым серьезным образом
представителями разных религиозных конфессий. И все мы
должны помнить, что вне зависимости от нашего
вероисповедания, мы являемся гражданами России и должны
соблюдать ее законы, не вести себя в России
бесцеремонно, навязывая свои правила, а уважать те
традиции и законы, которые в нашей стране складывались
веками. И уважение к стране позволит избежать
экстремизма.
Если же представители различных культур
не желают уважать традиции нашей страны и пытаются
утверждать какие-то свои интересы, то это, по меньшей
мере, является непатриотичным, а по большому счету ведет
к обострению ситуации в обществе и к развитию
экстремизма.
Роман Силантьев, исполнительный
директор Правозащитного центра Всемирного русского
народного собора
- Я присутствовал на том круглом столе в
Общественной палате, там излагались разные точки зрения.
Безусловно, можно согласиться, что
священные писания традиционных религий должны быть
выведены в особую категорию, чтобы их никогда даже
пытались рассматривать в рамках борьбы с экстремизмом.
Такие книги должны иметь иммунитет.
А вот разные толкования и современные
переводы вполне законно вносить в эти списки. Например,
есть такие толкования Корана, где из его текста
вычитывают призывы к убийству – это, безусловно,
провоцирует терроризм. Экстремисты специально создают
почву для формирования особого мышления террористов.
Между прочим, на одного террориста приходится 10-15
экстремистов, которые ведут специальную пропаганду с
помощью такой литературы, собирают деньги и защищают от
различных юридических преследований. Так что
экстремистская литература играет существенную роль и ее
надо запрещать.
Кстати, если отказаться от федерального
списка экстремистских материалов, то как быть с "Майн
Кампф" Гитлера? Или же плакаты с призывами "Бей жидов"
или "Режь Кавказ" теперь станут считаться безобидными? И
еще у нас есть 282 ст. УК РФ. Так что список
экстремистской литературы нужен. Только не надо вносить
в список видео файлы, листовки и мелкие брошюрки, на
запрет которых приходится потратить гораздо больше
времени, чем тратится реально на их производство. Надо
запрещать те вещи, на которых экстремисты основывают
свою пропаганду.
Regions.Ru - 18.06.2012.
|