Обличение эсхатологического лжеучения Олега Моленко
(о кончине мира)
Обличение эсхатологического лжеучения Олега Моленко о
кончине мира на основе трудов преподобного Иосифа
Волоцкого...
Эсхатология Олега Моленко
"О временах же и сроках нет нужды писать
к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что День
Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут
говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет
их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во
чреве, и не избегнут" (1Фес. 5.1-3).
![Олег Моленко - создатель и руководитель псевдоправославной секты "Церковь Иоанна Богослова" (Канада)](../../images/sects/molenko/molenko-02.jpg)
Олег Моленко
- создатель и руководитель псевдоправославной секты
"Церковь Иоанна Богослова" (Канада)
"Проведём историческую параллель жизни,
смерти и воскрешения для вечности этих двух Тел, с
учётом ключа Петрова, т.е., что один день Господень =
тысяче лет Церкви. Теперь воскресение Господня Тела в
третий день, указывает, что и Его мистическое Тело -
Церковь - тоже воскреснет (всеми своими членами во время
всеобщего воскресения мертвых) в третий исторический
день, т.е. в третье тысячелетие! Мы знаем также, что
Господь воскрес рано утром. Это указывает, что и кончина
мiра сего, с последующим всеобщим воскресением мертвых и
Страшным Судом Божиим, последует в самом начале 3-го
тысячелетия. Если отвести на воскресение один час от
суток, и учесть, что в сутках 24-ре часа, то получаем,
примерно, 1000: 24 = 41,67 или примерно 42 года! Итак,
очевидно, что согласно Священному Писанию, кончина мiра
сего последует не позднее (раньше - может быть!) 2042
года! Этим посрамляются все, кто ожидал кончину мира в
2000 году или ранее его!" (из сайта о. Олега Моленко)
"А что касается года третьего
тысячелетия в котором будет пришествие Господа судить
вселенную, то он сокрыт в других местах Писания и
открыть его позволено лишь членам Церкви Иоанна
Богослова" (из сайта о. Олега Моленко)
"Итак, Петр, как символ Церкви,
переводит день Господень в день церковный. Подставляем
этот ключ в пророчество Господне и получаем: сегодня -
один день = тысяча лет (1-я тысяча лет от Рождества
Христова!); завтра - второй день = тысяча лет (2-я
тысяча лет от Рождества Христова!); въ третий день кончу
- в третье тысячелетие от Рождества Христова, которое мы
в 2001-м году распечатали, закончится земная история
Церкви и соответственно мiра сего, и прекратится
необходимость исцелять и изгонять бесов, так как бесы
будут находиться в мучениях в аду, а в Царстве Небесном
"отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание". Итак,
кончина мiра сего будет в наступившем третьем от Р.Х.
тысячелетии!"
Из сайта Олега Моленко
***
Ниже представлены избранные цитаты из
трех глав его труда под названием "Просветитель". Вы
имеете возможность ознакомиться и со всем творением
святого отца Иосифа.
Творение святого преподобного Иосифа
Волоцкого (1440 - 1515) "Просветитель" сложилось в
борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на
рубеже XV - XVI вв. Этот емкий свод православного
богословия объединяет в стройной системе фрагменты
Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из
житий святых и истории Церкви. Полемически острая,
богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта
на протяжении веков оставалась живым явлением русской
культуры и оружием идейной борьбы. Нападки на
православное вероучение, которые приходилось отражать
преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с
новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и
"новых" религиозных и безрелигиозных учений, поэтому
"Просветитель", впервые полностью переведенный с
церковнославянского на русский язык, актуален и
сегодня".
Прежде всего, подобает знать, как
Священное Писание повелевает нам рассуждать о Боге и что
о Нем сказано, а чего не сказано. Ибо мы знаем, что Бог
есть, но что является Его сущностью - не знаем; знаем,
что Он премудр, но насколько премудр - не знаем; знаем,
что Он велик, но каково Его величие - не знаем; знаем,
что Он имеет промысел обо всем и объемлет и содержит
все, а как - не знаем. О чем Бог не повелел, о том
рассуждать невозможно, и не только нам, но и силам
Небесным. Что же удивительного, если мы не знаем, в чем
состоит сущность Бога? Ведь мы не знаем всего и о
творениях Божиих - ни об ангелах, ни о небе, ни о
солнце, ни о луне и звездах, ни о земле, ни о море, ни о
воздухе, ни об огне и о прочем творении. Он дал нам не
все знать, а лишь отчасти уразуметь, что Он привел мир
от небытия к бытию и сотворил все видимое и невидимое,
Словом созидаемое и Духом совершаемое. Но каково оно -
мы не знаем, и не можем говорить о неведомом, потому что
Бог так изволил по Своему неизреченному замыслу, сказав:
"Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил
твоих, того не испытывай" (Сир. 3:21). И человека он
сотворил, и дал ему уразуметь, что он - человек,
одушевленный, самовластный, разумный; но человек не
знает, как он сотворен или какова его душа. Так и конец
каждого человека Господь сделал неизвестным, но дал
указание - старость и немощь. Подобно этому и конец
всего мира и второе пришествие Его никому не известны,
но Он дал указание: изменение времен и наступление
скорбей и бед.
![Альбрехт Дюрер. Гравюра "Видение Небесных врат" из серии "Апокалипсис". Серия гравюр на эту тему была закончены в 1498 году, когда Германия переживала апокалипсические настроения](../../images/faith/apokalipsis-04.jpg)
Альбрехт
Дюрер. Гравюра "Видение Небесных врат" из серии
"Апокалипсис". Серия гравюр на эту тему была
закончены в 1498 году, когда Германия переживала
апокалипсические настроения
Видишь, как премудро и полезно скрыл Он
это? Когда же святые Его ученики и апостолы спросили о
конце мира, Он сказал так.
Евангелие: "О дне же том, или часе,
никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только
Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете,
когда наступит это время" (Мк. 13:32-33.).
Толкование Златоуста: здесь Он поучает
учеников не искать того, что превосходит человеческий
разум: сказав "ни Ангелы", Он запрещает им узнавать ныне
то, о чем даже ангелы не знают; сказав "никто не
знает... только Отец", Он запрещает им и пытаться
узнать; и добавляет: "ни Сын", чтобы ученики не
огорчались, что Он не сказал им. И не полезно нам знать,
когда последует кончина каждого из нас или всеобщий
конец, - чтобы мы постоянно подвизались, ожидая Его.
Ведь если теперь, не зная ни своей кончины, ни всеобщей,
мы пожираем друг друга и исполнены блудом и
прелюбодейством, разбоем и грабежом и всеми делами
сатанинскими, - какое только зло мы не сотворили бы,
если бы знали о конце? Все время своей жизни проведя в
грехах, мы бы желали покаяться лишь в последний день.
Евангелие: "Но, как было во дни Ноя, так
будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни
перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж..."
(Мф. 24:37-38).
Толкование Златоуста: в подтверждение
истинности Своих слов Он приводит рассказ о потопе,
бывшем во дни Ноевы. В то время как Ной непрестанно
взывал: "Покайтесь!" - люди, издеваясь, смеялись над
постройкой ковчега, пока не пришла вода и не погубила
всех их; так и теперь некоторые смеются над словами о
конце. И еще здесь показывается, что к приходу
антихриста сластолюбивые похоти умножатся в людях, и они
бесстыдно будут склоняться к чревоугодию и блуду.
И еще, подобно тому, и святой апостол
Петр говорит: "Придет же день Господень, как тать
ночью"(2 Пет. 3:10). А великому Иоанну Богослову Господь
Сам говорит в Откровении: "Се, иду как тать"(Откр.
16:15). И великий апостол Лука говорит в Деяниях:
"Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие
ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он
же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки,
которые Отец положил в своей власти"(Деян. 1:6-7).
Если даже апостолам, которым Сам
говорил: "Вы - свет мира"(Мф. 5:14), - Он не разрешил
об этом расспрашивать, то нам, исполненным многих
страстей (В рукописи Соловецкой библиотеки №327 после
этого добавлено: "и всегда согрешающим против Бога"),
тем более не подобает спрашивать о том, о чем Бог не
велел. И в Священном Писании можно найти еще много
высказываний о том, что спрашивать о судьбах Божиих
противно воле Божией и совершенно запрещено.
Но еретики, мудрствующие по-жидовски,…
утверждают обратное… <…> Но святые и божественные отцы
наши и учители любомудрствовали и говорили нам и о
многом другом, чему нет числа; и все, о чем они говорили
и учили, - все сказано и написано согласно с
пророческим, евангельским и апостольским учением. И о
том, что мы рассматриваем теперь, они тоже написали
согласно пророческим и евангельским словам.
И если Господу будет угодно, то мы,
основываясь на Священном Писании, скажем ниже о том, что
такое век, и что такое тысяча… (Ср. далее со словами о.
Олега Моленко: "с учётом ключа Петрова… один день
Господень = тысяче лет Церкви", - прим. авт.)
<…>
Когда ты слышишь "век", не думай, что
тебе точно известна величина века. Ибо слово "век" имеет
много значений: веком называется и время жизни каждого
человека, и вся настоящая жизнь; и будущая бесконечная
жизнь, после воскресения, тоже называется веком. Если же
веком называется бесконечная жизнь после воскресения, то
как ты можешь называть веком тысячу лет?
![Виктор Васнецов. Ангелы Апокалипсиса](../../images/ikons/last_judgement-04.jpg)
Виктор Васнецов. Ангелы Апокалипсиса
Веком называется не какая-то часть
времени, исчисляемая движением и заходом солнца, то есть
составленная из дней и ночей, но то, что простирает
Присносущный, как движение годов и как разделение; ведь
то, что для видимых есть последовательность годов, для
Присносущного есть век, как о том говорит Григорий
Богослов. Исаия же сказал: "Вечный Господь Бог,
сотворивший концы земли" (Ис. 40:28.). И Сусанна
говорила: "Боже вечный!.." (Дан. 13:42.) И Варух писал:
"Буду взывать к Вечному во дни мои" (Вар. 4:20). О Боге
же говорится: Вечный и Превечный, "чрез Которого и веки
сотворил" (Евр. 1:2.). Еще говорят так: "веки вечные";
век - един, он содержит все века, и век вечный
обозначает и нынешние, и будущие века. Говорится также:
"вечная жизнь" и "вечная мука бесконечная". Но если
после воскресения год не будет исчисляться ни днями, ни
ночами, а будет только один день, не склоняющийся к
вечеру, и он называется век - то как же века могут
исчисляться тысячами годов?
Если где-либо в Писании и говорится, что
век - это тысяча лет, то ведь и сама тысяча не есть
нечто определенное, подтверждение чему можно легко найти
в Писании (Ср. со словами Олега Моленко "один день
Господень = тысяче лет", - прим авт.). Так, Давид
сказал: "Слово, которое заповедал в тысячу родов,
которое завещал Аврааму" (Пс. 104:8-9.). И ты не найдешь
в Писании, что Бог завещал Аврааму слово на тысячу лет;
но посмотри внимательно, что завещал Бог Аврааму. Ибо
написано: "Аврам был девяноста девяти лет, и Господь
явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо
Мною и будь непорочен"(Быт. 17:1). И потом еще сказал:
"И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между
потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный"
(Быт. 17:7). Слышишь, что сказал Он: "завет вечный",
- а
не "в тысячу родов".
Далее божественный Давид говорит: "...И
клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и
Израилю в завет вечный" (Пс. 104:9-10.). Неужели Он
возлюбил Израиля больше, а Авраама не так? Никоим
образом; но для Священного Писания это обычно - называть
тысячею неопределенное количество лет.
Так и великий Иоанн, Богослов и
евангелист, говорит в своем Откровении, что будут
поклоняться непорочному Агнцу тысячу лет, прославляя
Христа (Ср.: Откр. 20:4-6.). Исходя из этого, некоторые
начали говорить и писать, что после воскресения Христа
до прихода антихриста - тысяча лет. Но великий Богослов
называет тысячею неопределенное количество лет. А если
бы было так, как понимали некоторые, то уже пятьсот лет
тому назад не поклонялись бы непорочному Агнцу, Христу
Богу нашему, и должен был бы прийти антихрист. Но это не
так: ведь Иоанн, как я уже сказал, говорит о неизвестном
числе лет.
То, чему Священное Писание нас учит и
что законополагает явно и неприкровенно, - следует
принимать как закон и хранить. А то, что говорится прикровенно, в притчах или многомудрыми словами,
- о том
подобает молиться Богу со смирением и многим трудом, и,
советуясь с искусными, осваивать более делом, чем
словом. Того же, что скрыто Священным Писанием, никоим
образом не подобает отыскивать, ибо это по-скотски. Как
сказал великий апостол: "А ты кто, человек, что споришь
с Богом?" (Рим. 9:20) И нам следует этого отвращаться,
потому что мы недостойны. Ведь в Священном Писании
сокрыто много неведомых и неизреченных таинств, и всякое
слово Божие или кого-либо из святых имеет в себе
потаенный смысл…
И так, отряся мрак страстного
помышления, духовно приступим к поистине неложному
Учителю. Учитель же есть Христос, ипостасная Премудрость
Божия, и в Нем сокрыты все сокровища разума, как Сам Он
сказал: "И кому Сын хочет открыть" (Лк. 10:22.). Тот же,
кто говорит о возможности познания без Него, лжет: он
рассуждает гадательно, а не истинно, и своим мнением
похваляется безмерно.
Для таких Григорий Богослов пишет: не
возносись на богопознание, осуждая толкование, ибо
внимать не силе разума, но чернилу письмен - это
по-скотски и неправильно. И потому безумен тот, кто
надеется быть мудрым, и будет отнято у него и то, что,
как ему кажется, он имеет, ибо не хочет он сказать "не
знаю", подобно всем святым, которые говорили: "Ничего не
знаем", - хотя и знали. В Священном Писании есть места,
смысл которых утаен и скрыт от нас: Бог сотворил это на
благо нам, чтобы мы не подверглись большему осуждению за
сознательные преступления. Ведь тот, кто сподобился
разума, но не подвизается, как древние святые отцы наши,
в посте и молитвах, в целомудрии и смирении, - таковой,
как недостойный, с прещением изгоняется от благодати
Святого Духа, как Саул от царства, по слову святого
Максима. Мы же не тщеславно, не превозносясь разумом, но
смиренномудренно, многим трудом и молитвами взыщем
желаемого, прочтем один раз, и два, и много раз.
Поступи так, как учит великий Златоуст:
понятное - запомни, непонятное же и неясное -
многократно прочти, если же и при частом чтении не
сможешь уразуметь - ступай к мудрейшему, пойди к
учителю. И Бог, видя, что ты имеешь такое усердие,
откроет тебе все. Ибо незнание Писания и изобретение
своих домыслов - опасная стремнина и пропасть глубокая.
Ведь от этого и добро воспринимается как зло и лукавыми
словами претолковывается так, чтобы развращать
простецов. Незнание писания привело к растленному житию,
породило ереси и небесное сделало земным.
От такого неразумия некоторые и ныне
дерзают говорить: "Семь тысяч лет жить, а когда настанет
восьмая тысяча - тогда конец будет". Ты можешь прочесть
все Писание, и не найдешь такого, но, как я уже сказал,
там написано, что конец мира никому не ведом.
Если же ты хочешь узнать об этом
подробнее, прочти сочинение премудрого старца, который
написал книгу, называемую "Зерцало". Там он пишет о
конце так.
Душа говорит плоти: "Нет, рабыня моя, не
умолкай, но расскажи мне еще немного о последних
временах нынешнего века и о кончине его - когда, как и
какова она будет, и когда придет антихрист, ибо ожидание
его страшит меня и смущает. Я желаю узнать, рабыня моя,
правду об этом, чтобы лукавый не мог, обнаружив мое
незнание, прельстить меня".
Плоть: "Откуда и как придет - это я могу
тебе сказать, а когда - это совершенно неизвестно. Много
раз спрашивали об этом Христа апостолы Его и ученики, но
Он не сказал им - когда, а сказал так: "О дне же том...
никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой
один" (Мф. 24:36). И как я буду говорить о том, что Он
утаил? Ибо многие и о многом излагали лишь домыслы,
госпожа.
Так, некоторым казалось: поскольку
сказано, что Бог, Создатель и Творец всего, сотворил
весь мир за шесть дней, а в седьмой день почил - то,
следовательно, когда закончится шестая тысяча, будет
общий конец всему. Ведь сказано, что "у Господа...
тысяча лет как один день"(2 Пет. 3:8), а значит, с
окончанием шестой тысячи, то есть шестого дня, должен
окончиться и сам мир и век, существовавший шесть дней.
Однако, владычица моя, слова их оказались ложными.
Другие же говорят: поскольку нынешний
век седмочислен, то ему подобает продолжаться до тех
пор, пока не закончится целиком седьмая тысяча;
седмочисленный век должен закончиться на седьмом числе,
ведь Соломон сказал: "Давай часть семи и даже восьми",
-
восьмой же век изображает век будущий. Но и это
высказывание, кажется мне, не имеет достаточных
оснований.
И иные еще говорят о "присносущем" и
божественном свидетельстве из Откровения Иоанна
Богослова, который будто бы явственно предсказал,
госпожа моя, прообразуя Христа, что непорочному Агнцу
будут поклоняться тысячу лет и что зверь, то есть
дьявол, будет связан тысячу лет (Ср.: Откр. 20:2) и
после этого будет освобожден и прельстит многих людей из
язычников и евреев. После Распятия Христа и Бога моего и
после сошествия во ад зверь был связан, и тогда же
началось почитание Агнца; с этих пор они и отсчитывают
тысячу лет. О душа, любимая госпожа моя! И эти тоже
говорили неправду: ведь под "тысячей" понимается
неопределенное количество лет, как я узнала у многих
(Сравните со словами Олега Моленко: "Итак, Петр, как
символ Церкви, переводит день Господень в день
церковный. Подставляем этот ключ в пророчество Господне
и получаем: сегодня - один день = тысяча лет (1-я тысяча
лет от Рождества Христова!); завтра - второй день =
тысяча лет (2-я тысяча лет от Рождества Христова!)". -
прим. авт). От Христа до сего дня прошла тысяча лет, и
еще сто три после этого, до нынешнего года. Если же
сосчитаешь от погребения Его и страдания, получится
тысяча и семьдесят лет. Посмотри на мои вычисления, и
поймешь, что я говорю. С тех пор как солнце видно на
небе, все годы считаются так: пять тысяч и еще пятьсот
лет прошли до Христа, госпожа моя, и тогда Он пришел,
воплотившись от Девы; и после этого пять сотен и шесть
сотен прошли, и еще три года, индиктион третий, круг
луны десятый, а солнца - двадцать третий.
И многие другие предрекали конец века,
рассуждая о том, кто как мог. Но я не стану этого
пересказывать, потому что нельзя тут найти ничего
определенного: то, что есть, - басни, а истины никто не
сказал. О часе же и о дне том как могу я говорить,
госпожа моя, если не смог сказать никто из древних?
Но подчиняюсь более всех других Григорию
Богослову и словам его. Он говорит: должен наполниться
вышний мир - так повелевает Христос, и никто иной.
Наполняется же он спасаемыми, святыми и праведными
подвижниками: души их собираются там и восполняют то
место и число, от которого некогда позорно отпал денница
со всем воинством и множеством ангелов, в злобе увлекая
их с собой. Когда же прежнее число восполнится, ожидай
окончания нынешнего века".
Знай, что святой старец, написавший это,
жил в шесть тысяч шестьсот третьем году, четыреста лет
тому назад. Видишь, и в те годы некоторые говорили, по
своему разумению, что, когда закончится седьмая тысяча,
тогда будет конец всего мира. Но сей премудрый старец не
считал это доказанным, а отвечал: об этом не говорил
никто из святых апостолов или из святых и богоносных
отцов наших, но некоторые люди излагали домыслы, то есть
собственное мнение.
Иные приводят в свидетельство то, что
написал в мясопустном синаксаре Никифор Ксанфопул, а он
сказал вот что: "Говорят, что после семи тысяч лет будет
пришествие Его..." Посмотри, он сказал "говорят", но мы
не знаем, кто говорит, ведь он не сказал, что это
говорит пророк, или апостол, или кто-нибудь из других
святых; и это обычно для святых книг - говорить так о
неизвестных вещах. Эти слова не содержат ничего
определенного. Так, об Адаме говорят, что он пребывал в
раю сто лет, иные же утверждают, что сорок дней, другие
- что шесть часов, а истины никто не знает, кроме
единого Бога. И бессмысленно приводить в доказательство
неизвестные вещи.
Но для чего мы все это рассматривали?
Чтобы показать: то, чего Бог знать не повелел, мы узнать
не сможем, даже если будем очень стараться, разыскивая и
допытываясь, - только соберем огонь на свою голову.
Потому что Бог сказал, что и ангелы не могут знать этого
(Ср.: Мф. 24:36; Мк. 13:32); мы же, люди грешные и
постоянно оскверняющиеся, подобные свиньям в топкой
грязи, - мы хотим знать то, чего Бог не велел. Сказано в
том же синаксаре: "Когда будет сие Второе Пришествие
-
никто не знает: ведь Господь и от апостолов это скрыл",
- как же мы хотим знать?
<…>
…И тогда стали думать, что от
Воскресения Христова до воцарения антихриста - тысяча
лет, и приводили в свидетельство сказанное великим
Иоанном Богословом, что зверь, то есть дьявол, будет
связан тысячу лет, и изложили пасхалию до этих пор. Но и
это мнение было ложным, ведь тысяча лет считается
неопределенно.
<…>
Итак, все это придумано кем-то
самостоятельно: никто из святых апостолов или богоносных
отцов наших и учителей и ни на каком из семи вселенских
соборов этого не определял и не устанавливал, - суждение
это ничем не подкреплено. Не подобает писать о том, что
не засвидетельствовано святыми книгами.
Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый
Завет, благо, полезно и спасительно, в особенности же
писания святых и божественных апостолов. Ведь Господь
сказал им: "Вы друзья Мои... ибо раб не знает, что
делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому
что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин. 15:14-15). Поэтому то, о чем они говорили, учили и писали
-
истинно, полезно и спасительно для душ наших. А те, кто
думают не так, обнаруживают свою злобу и непростительное
безумие, новейший вид нечестия, признак гордости и
неверия. Если бы они имели веру со смиренномудрием, то
согласились бы со сказанным в Священном Писании:
"Господь Саваоф определил, и кто может отменить это?
рука Его простерта - и кто отвратит ее?"(Ис. 14:27)
- и
не смели бы особенно допытываться о том, что
умалчивается, и расспрашивать о сокрытом.
Человек, побежденный гордостью и
неверием, уподобляется коню, который, вырвавшись из узды
и сбросив с себя всадника, носится быстрее ветра и
бегает по разным дурным местам, пока не упадет в
пропасть погибельную. Так и ныне некоторые говорят
развращающие слова и полагают препятствия, на соблазн
братии. И эти новые еретики <…> сквернее и окаяннее всех
древних еретиков.
<…>
…поучая нас и укрепляя, а бесстыдные
уста заграждая, верховный и великий апостол Петр ясно
говорит об этом, вдохновленный Святым Духом, - ибо
Святому Духу свойственно знать все глубины Божии и все,
что будет, провидеть Своим разумом как настоящее.
Апостол говорит: "Возлюбленные... Прежде всего знайте,
что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие
по собственным своим похотям и говорящие: где обетование
пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы,
от начала творения, все остается так же. Думающие так не
знают, что вначале словом Божиим небеса и земля
составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб,
быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огнем на день суда
и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть
сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день,
как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит
Господь исполнением обетования, как некоторые почитают
то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто
погиб, но чтобы все пришли к покаянию"(См. 2 Пет. 3:1,
3-9. В позднейших редакциях Библии употреблено выражение
"сберегается огню". В Геннадиевской Библии это место
совпадает с цитатой прп. Иосифа. - Ред.).
Так говорил Петр, великий и
первоверховный апостол, велегласнее трубы вопиявший
некогда о том, что будет ныне. Если же что-нибудь из
сказанного ты понимаешь плохо, выслушай толкование.
Итак, он сказал, что "в последние дни
явятся наглые ругатели". Правду сказал великий апостол
Петр: нынешние еретики поистине ругатели, ибо они
предают поруганию Божественный Промысел, желая изведать
неведомые судьбы Божии.
Далее он пишет: "...поступающие по
собственным своим похотям", - и действительно, ереси
возникли от страстей и от растленной жизни. Ведь когда
люди склоняются на страсти, Бог оставляет их, как
сказано: "Не будет пребывать Дух Мой в человеках сих,
потому что они плоть"(См. Быт. 6:3. Цитата совпадает с
редакцией Острожской Библии и отличается как от
славянской Библии 1751 г., так и от Синодального
перевода 1876 г. - Ред.).
<…>
…апостол сказал: "Думающие так не
знают", - поистине достойно и праведно утаено от них,
как от недостойных Божественного Откровения, ибо они многоплетенными хитростями тщатся познать Содетеля и
Творца всяческих. Это происходит с ними потому, что они
не ищут благочестия с боголюбезным размышлением, но
гордой мыслью касаются неприкосновенного (Ср. со словами
о. Олега Моленко: "…если отвести на воскресение один час
от суток, и учесть, что в сутках 24-ре часа, то
получаем, примерно, 1000:24 = 41,67 или примерно 42
года! Итак, очевидно, что согласно Священному Писанию,
кончина мiра сего последует не позднее (раньше - может
быть!) 2042 года!", - прим. авт.).
<…>
И еще говорит апостол: "Одно то не
должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа
один день, как тысяча лет", - то есть Бог на небесах не
исчисляет время тысячами лет, Бог неподвластен ночи:
разве солнце всходит или заходит у Него, или луна
увеличивается и умаляется? Нет, у Него всегда день. Как
сказал Исаия пророк: "Не будет уже солнце служить...
светом дневным, и сияние луны - светить ночью"(См. Ис.
60:19). Потому великий апостол Петр и говорит, что "у
Господа один день, как тысяча лет". Подобно этому и
святой Давид сказал: "Ибо один день во дворах Твоих
лучше тысячи" (Пс. 83:11).
И далее апостол говорит: "...и тысяча
лет, как один день". Эти слова подобны сказанному святым
Давидом: "Ибо пред очами Твоими, Господи, тысяча лет,
как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в
ночи"(См. Пс. 89:5). День вчерашний, который прошел, мал
и почитается за ничто, потому что уже миновал, - так и
тысяча лет пред Богом.
Пророк не просто сказал: "Тысяча лет"
пред Богом "как день вчерашний", - но "и как стража в
ночи", - то есть как три часа, которые составляют ночную
стражу (Т.е. согласно логике о. Олега Моленко мы можем
написать: тысяча лет = три часа, - прим. авт.)
<…>
И еще говорит блаженный апостол Петр:
"Долготерпение Господа нашего Иисуса Христа почитайте
спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной
ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и
во всех посланиях, в которых есть нечто
неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к
собственной погибели, превращают, как и прочие
Писания"(См. 2 Пет. 3:15-16.). И святой апостол Павел
восклицает: "В последние времена наступят времена
тяжкие, ибо люди будут... дерзки, заносчивы... более
сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид
благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых
удаляйся"(См. 2 Тим. 3:1, 3-5.). И еще апостол Петр
сказал: "И у вас будут лжеучители, которые введут
пагубные ереси" (2 Пет. 2:1). И божественный апостол
Иуда, брат Иакова, так говорит: "Возлюбленные, помните
предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
Они говорили вам, что в последнее время появятся
ругатели... Это люди, отделяющие себя... душевные, не
имеющие духа"(Иуд. 1:17-19). "Итак, вы, возлюбленные,
будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не
увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от
своего утверждения" (2 Пет. 3:17).
<…>
Когда бес поработит душу растленным
житием и свет разума заменит гнусным неверствием, тогда
уже нет в ней, окаянной, ни трезвения, ни рассуждения,
ни сознания, ни стыда, но нечувствие и омрачение,
неверие, сомнение и выпытывание неизреченных судеб
Божиих.
![Альбрехт Дюрер. Гравюра "Снятие шестой печати" из серии "Апокалипсис" . Серия гравюр на эту тему была закончены в 1498 году, когда Германия переживала апокалипсические настроения](../../images/faith/apokalipsis-02.jpg)
Альбрехт
Дюрер. Гравюра "Снятие шестой печати" из серии
"Апокалипсис", 1498 год
Как сказал божественный Иоанн
Лествичник: не подобает выпытывать глубины судеб Божиих,
а тот, кто выпытывает, плавает в корабле гордости. От
этого возникает яростное чувство, желание все делать по
своей воле, препираться в словах и немедленно
противоречить; и блудные помыслы попускаются такому за
превозношение, и мысль безумная, исполненная смеха, а
точнее сказать - плача, и дух ужаса, от которого
происходит множество искушений, и искажение помыслов.
Отсюда и искаженное толкование Священного Писания, к
собственной погибели и погибели других; от этого бывает
бесчиние и безобразие, гром в воздухе и землетрясения,
на море потопления, в городах же и в домах столкновения,
в душах грехи, в царствах оскудение - и все это от
неправильного понимания Священного Писания.
Что же украшает вселенную, если не чин
церковный, охватывающий и небесное, и земное? Как сказал
великий Златоуст: от Бога нам дано оружие - духовные
писания, но тому, кто не владеет оружием, нет от него
пользы. Ведь если кто-нибудь возьмет доспехи и при этом
панцирь наденет на ноги, шлем надвинет на лицо, щит
привесит к ногам, мечом попытается стрелять, а луком
рубить - будет ли ему польза от оружия и доспехов?
Каждому понятно, что он может и вред себе причинить - не
оттого, что оружие не годится, а оттого, что он не умеет
им владеть как следует.
Так и с Писанием: если мы неправильно
понимаем его, Писание сохраняет свою силу, но нам не
будет на пользу. Как и теперь некоторые, прочтя
божественные слова святых апостолов (которые они
написали Святым Духом Господа нашего Иисуса Христа,
явившегося в последние времена) и ложно поняв
написанное, говорят: "Второго пришествия Христова долго
нет, а уже пора ему быть".
О бесовское прельщение и дерзость
нечеловеческая! Ведь об этом и невещественные и
присносущные небесные силы не смеют вопрошать, но во
всем повинуются и без вопрошания славят! И пророк Моисей
восклицает: "Не искушай Господа Бога твоего" (Ср.: Втор.
6:16. Цитата приводится по: Мф. 4:7; Лк. 4:12). И
Господь возвещает своим ученикам: "Не ваше дело знать
времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти"
(Деян. 1:7). И Премудрость говорит: "Чрез меру трудного
для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не
испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй" (Сир.
3:21-22.). И еще говорит: не противься промыслу Божию,
"и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем" (Сир.
1:28), "и не будь как человек, искушающий Господа"
(Сир. 18:23). И апостол Павел пишет: "Итак,
неизвинителен ты, всякий человек... Неужели думаешь
ты... что избежишь суда Божия?.. Или пренебрегаешь
богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не
разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но,
по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе
собираешь гнев на день гнева и откровения праведного
суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его"
(Рим. 2:1, 3-6). И еще: "Наблюдаете дни, месяцы, времена
и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас...
Будьте, как я" (Гал. 4:10-12).
Почему премудрый Павел говорит: "Будьте,
как я"? Потому что он, не в силах постичь безмерную
пучину премудрости Божией и видя глубину ее, восклицал:
"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как
непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто
познал ум Господень? Или кто был советником Ему?" (Рим.
11:33-34.) Мы же - персть и прах, плоть и кровь, трава и
цвет травный, тень и дым и суета, и даже хуже того, - мы
хотим знать непознаваемое, чего Бог не велел. Сам
Господь наш Иисус Христос сказал: "Не знают ни Ангелы
небесные... но только Отец" (Ср.: Мк. 13:32.), - а ты
говоришь: "Долго нет второго пришествия, уже пора ему
быть" (Ср. с словами Олега Моленко: "Это указывает, что
и кончина мiра сего, с последующим всеобщим воскресением
мертвых и Страшным Судом Божиим, последует в самом
начале 3-го тысячелетия. Если отвести на воскресение
один час от суток, и учесть, что в сутках 24-ре часа, то
получаем, примерно, 1000:24 = 41,67 или примерно 42
года! Итак, очевидно, что согласно Священному Писанию,
кончина мiра сего последует не позднее (раньше - может
быть!) 2042 года!",- прим. авт.).
Или думаешь, что это небольшой грех -
говорить так? Такой гордости исполнился человек, что и
больше самих ангелов себя почитает. Слыша, что даже
ангелам небесным Бог не повелел знать, он, надмеваясь от
гордости, говорит: "Уже пора быть второму пришествию",
-
и Бога, Которого подобает лишь прославлять и поклоняться
Ему, он дерзает вопрошать, словно какую-нибудь
незначительную тварь, и разглагольствовать. Это признак
совершенного безумия. Нам подобает благодарить Владыку и
с сокрушенным сердцем и горькими слезами припадать к
Нему и молиться, ибо Он еще не судит, еще долготерпит и
не воздает нам по делам нашим, не желая нас погубить, но
желая всех привести к покаянию. Мы же сами собираем
огонь на свою голову и говорим: "Почему так долго нет
второго пришествия Христова, ведь уже пора ему быть?"
Кто может установить время Богу? Кто
может вопрошать Бога, безначального, неизменного,
присносущного, бесконечного, о Котором Священное Писание
говорит: "Он распростер небеса, как тонкую ткань, и
раскинул их, как шатер для жилья... Он есть Тот, Который
восседает над кругом земли" (Ис. 40:22.), Он есть тот,
Кто сотворил землю, словно ничего не значащую, Кто
"сотрясает поднебесную от основания, но столпы ее не
поколеблются, Кто "запретит морю, и оно высыхает" (Наум.
1:4), Кто "бездне говорит: "иссохни!" (Ис. 44:27), пред
Кем вся тварь приходит в смятение, боится и трепещет
(Ср.: Пс. 32:8).
<…>
Послушай и о том, почему святые апостолы
говорили, что Господь родился в последние времена. Ведь
Он не пришел на землю родиться ни в первую тысячу, ни во
вторую, ни тогда не пришел, когда увеличились
преступления заповедей Божиих и люди осквернили землю
убийствами и кровью, прелюбодеяниями и блудом, отчего
Господь навел потоп и погубил всех, и лишь немногие
спаслись. Не пришел Он и тогда, когда люди стали делать
идолов и вместо Создателя поклонялись твари. Когда же
прошло пять тысяч пятьсот лет, Господь пришел спасти
нас. Потому святые апостолы и сказали, что Господь
родился в последние времена.
Нигде в святых книгах, ни у апостолов,
ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что
второе Христово пришествие будет тогда, когда минует
тысяча лет или две после первого Его пришествия. Сам
Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии:
"Никто не знает, ни Ангелы небесные... но только Отец"
(Мк. 13:32.). Согласно с этим писали и святые пророки и
апостолы и святые отцы наши.
<…>
О злой и лукавый обычай! За великое
человеколюбие Владыки мы оказываемся врагами Его и за
неисчислимое Его к нам милосердие убегаем от служения.
Да не говорится лишнее в церкви Божией; да прославляется
умение принимать на веру; да не выпытывается то, о чем
не сказано.
Если мы начнем выведывать неизведанное,
то погибнем, как и ниневитяне, которые спустя некоторое
время забыли милость Божию и вернулись к прежнему злу. И
был послан к ним от Бога пророк Наум, но они не поверили
его проповеди, надеясь, что пророчество его не сбудется,
как не сбылось Ионино.
Смотри, что говорит о них пророк Божий
Наум: погибнет Ниневия водами пресными и огнем
подземным (Ср.: Наум. 1:8-10.). Так и случилось: озеро,
находящееся в окрестностях города, затопило его, и
огонь, пришедший из пустыни, сжег его верхнюю часть.
Поверив проповеди пророка Ионы, они были спасены; когда
же проповеди пророка Наума не поверили, тогда погибли
окончательно.
<…>
…Ведь ты, будучи человеком, не знаешь
своего собственного естества: как ты появился, и сколько
лет продлится твоя жизнь, и какой будет кончина. Самого
себя не зная, как можешь допытываться о Божественном?
Если бы ты стал вопрошать земного и тленного царя и
говорить: "Почему ты делаешь не так, как мне кажется
нужным, или делаешь не так, как я считаю необходимым?",
- разве не принял бы ты горькую муку, как дерзкий, злой,
гордый и непокорный раб? Ты же дерзаешь допытываться у
Царя царствующих и Творца и Создателя всего, пристаешь к
Тому, Кто весьма крепок, весьма премудр и силен, как
говорит Священное Писание: "Преисподняя обнажена пред
Ним... Он распростер север неизреченно... повесил землю
ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако
не расседается под ними. Силою Своею Он устроил море и
разумом Своим Он выстлал дно его... Столпы небес...
ужасаются... Его, и Своим повелением Он умертвил
змея-противника"(См. Иов. 26:6-8, 12, 11, 13. Цитата
близка к редакции Острожской Библии. Различия с
редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751 г. - в
ст.я 12; отличие от русского Синодального перевода
достаточно велико. - Ред.); "луне повелевает - и та
несветла, и звезды нечисты пред очами Его; и как быть
чистым рожденному женщиною? ибо человек есть тление, и
сын человеческий - червь"(См. Иов. 25:5-6.); ад -
дом его, и тьма - постель его, и отец его - смерть, мать
же и сестра - тление (Ср.: Иов. 17:13-14.
Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии,
отличающимся от Синодального русского перевода. - Ред.).
<…>
Священное Писание, показывая
человеческую худость и немощь, так говорит о
человеческом естестве: "Твои руки трудились надо мною и
образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня?
Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах
обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как
творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями
и жилами скрепил меня... Если я виновен, горе мне! если
и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен
унижением... Ты гонишься за мною, как лев"(Иов. 10:8-11,
15-16.). Ты запечатал беззакония мои в мехах (Ср.: Иов.
14:17; Ос. 13:12.); когда я кажусь себе стоящим твердо,
тогда окончательно погибаю (Ср.: Притч. 16:18; 18, 13.);
как сон проходит, так и я отойду, как мечтание ночное,
так и я исчезну (Ср.: Иов. 20:7-8.). И еще говорит:
"Не ведомо мне ничего выше небес, и ничего глубже ада я
не знаю, и неизвестно мне ничего пространнее меры земной
или шири морской"(Ср.: Иов. 11:8, 9. Цитата имеет
текстуальные различия с доступными нам славянскими
редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с
Синодальным русским переводом значительнее. - Ред.). И
если я вопрошу землю, ничего мне не поведает; если
заговорю с четвероногими, ничего мне не скажут; и если
буду допытываться у птиц небесных, не ответят мне; если
обращусь к рыбам морским, они останутся безмолвными
(Ср.: Иов. 12:7-8).
Так Священное Писание показывает немощь
и убогость человеческого естества.
Но если человек так убог и ничего не
знает, как может он говорить о Божественном промысле:
"Долго нет второго Христова пришествия, уже пора ему
быть"?
О таковых в Божественных книгах
написано: "Кто бросает камень вверх, бросает его на свою
голову... Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит
сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того
обратится оно" (Сир. 27:28, 29-30), кто разжигает пламя,
сам сгорит в нем (Ср.: Ис. 50:11).
Еретики, рассуждающие о втором Христовом
пришествии, как раз и бросают вверх камень, который
сокрушит их головы, и разжигают огонь, от которого
сгорят. Ибо никто из пророков или апостолов, никто из
святых и богоносных отцов наших никогда не думал так и
не дерзал произносить языком.
<…>
Великий и верховный среди постников,
блаженный Антоний, сострадал человеческому и сродному
естеству, видя, что одних людей ласкают, других мучают,
одни веселятся среди богатства, другие страдают в
нищете, одни живут до старости, другие же умирают в
юности, - видя это, он не спорил, не многоглаголал, не
возражал, но стал молиться о них и услышал глас Божий,
говорящий ему: "Антоний, заботься о себе, а о том, о чем
Бог не повелел, не спрашивай".
Подумай, страстный и окаянный,
недостойный даже тени упомянутых, кто ты есть и о чем ты
спрашиваешь, надоедая Богу рассуждениями! Ибо Он
говорит: "Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я
Господь, то где благоговение предо Мною?" (Мал. 1:6.)
Ведь благоговеющий не спрашивает, не выпытывает, но
поклоняется и прославляет и всему верует.
<…>
Послушай же и написанное святым Ефремом,
подобное пророческим, евангельским и апостольским
писаниям.
Ефрем: Вот, Господь стоит при дверях,
чтобы сотворить кончину веку суетному, и труба небесная,
созывающая по повелению Божьему, готова, и силы небесные
стоят наготове, чтобы прийти по повелению Грядущего на
облаках, с устрашающими явлениями, судить живых и
мертвых. И вот, Господь, Спаситель наш, придет как
молния, блистающая с неба в облаках, пред славою Его
движутся в славе неизмеримой чины ангельские и
архангельские, все как пламень огненный, и река огненная
исходит от востока с яростью, словно свирепое море,
сжигая и сравнивая горы, пожигая землю и все, что на
ней. Тогда, братия мои, от огня того источники иссякнут,
море иссохнет, воздух потрясется, звезды спадут с неба,
солнце исчезнет, луна превратится в кровь, небеса
совьются в свиток. Тогда вспыхнут молнии, и за ними
двинется полк ангельский, тьмы тем ангелов и архангелов,
тысячи тысяч бесчисленного воинства небесного, и
херувимов, и серафимов, и многоочитые громким гласом
вопиют: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, святой Господь
Вседержитель". И труба возглашает грозно, и клич великий
с неба раздается: "Вот, Судия приближается, великий Царь
является, Бог всех веков грядет судить вселенную и
воздать каждому по делам его". Тогда всякая тварь на
небе и на земле и под землей громко возопит:
"Благословен Царь, грядущий во имя Господне!" Тогда
расступятся небеса, и явится Царь царствующих и Господь
господствующих, как молния страшная, с силою великою и
бесчисленною славою.
И в другом месте святой Ефрем говорит:
как вспышка молнии, будет пришествие Христово, и никто
не возвестит, когда это будет - в этот день или в тот
(Ср. с "…а что касается года третьего тысячелетия в
котором будет пришествие Господа судить вселенную, то он
сокрыт в других местах Писания и открыть его позволено
лишь членам Церкви Иоанна Богослова (из сайта о. Олега
Моленко)", - прим. авт.). И тогда каждый, плача,
скажет: "О, горе мне! О, горе мне, грешному, погубившему
дни свои!" Ибо вся земля тогда вострепещет, как вода
морская, от лица славы Его.
<…>
Если рассматриваешь сочинения святого
Ефрема, рассмотри и слова пророческие, евангельские и
апостольские, и все Священное Писание. Но как
пророческие, евангельские и апостольские слова истинны,
так истинно и совершенно неложно и сказанное святым
Ефремом.
Конец цитаты из сочинения преп. Иосифа.
Сайт о лжеучении Олега Моленко
|