Кочетковцы и меневцы как агенты модернизации
Игумен Лука Степанов прокомментировал
призыв участников Пермского экономического форума к
Православной Церкви пересмотреть догматы.
"Понятно, что на такой "ярмарке
тщеславия", которую представляет прошедший на днях
Пермский международный форум, доклады которого
претендуют едва ли не на пророчества о развитии России,
довольно мало можно услышать здравых глаголов. К тому же
у нас сейчас столь широк круг "специалистов" в
православном богословии и в религиозной философии, что
стоит ли удивляться, что люди, совершенно посторонние в
этой фундаментальной для человечества науке - богословии
- пытаются давать свои "советы", которые достойны лишь
насмешки, либо отношения к ним, как к неразумным детским
высказываниям. Но именно эти люди и пытаются судить и
рядить в отношении путей спасения России из той беды, в
которой она оказалась из-за многолетнего торжества
безбожия на её территории", - сказал в интервью "Русской
народной линии" заведующий кафедрой теологии Рязанского
государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор
православной гимназии игумен Лука Степанов,
комментируя прозвучавшие на Пермском экономическом
форуме мнения, что успеху модернизации России мешает
Православие.
В первый день работы Пермского
экономического форума прошла дискуссия "Религиозные
течения в современной России и модернизация", сообщается
на сайте форума. Модератором сессии выступил Лоуренс
Харрисон, директор Института культурных изменений Школы
Флетчер при Университете Тафта. Участниками сессии были
предлагали разные подходы к изучению влияния религии на
процессы модернизации экономики. Однако выступающие были
единодушны в главном: Русской Православной Церкви
необходимо серьезно пересмотреть догматы, чтобы стать
активным участником процесса модернизации страны.
Так, по мнению профессора Харрисона,
этическое влияние Церкви на поведение людей в странах,
исповедующих Православие, сохранялось и при коммунизме.
"Сегодня система ценностей все еще сохраняет этический
кодекс Православия, что влияет на модели поведения
людей", - считает американский ученый. Однако, по данным
исследований, которые привел Харрисон, самыми успешными
с точки зрения развития экономики, являются страны,
исповедующие лютеранство.
Доктор исторических наук, старший
научный сотрудник Центра иберийских исследований
Института Латинской Америки РАН Татьяна Коваль, в свою
очередь, полагает, что развилка христианских конфессий
произошла много веков назад, и если католики и
протестанты близки во взглядах на богатство, как Божье
благословение, то православные христиане возвеличивают
бедность. Эта идеологическая разница, пояснила Коваль,
усиливается со временем и серьезно влияет на пути
экономического развития стран.
"Православие может стать инструментом
модернизации страны. Сегодня православные страны
уступают в гуманитарных и экономических критериях другим
христианским странам. И разрыв продолжает расти вот уже
более 200 лет. У Православия есть агенты модернизации.
Это общинно-братские движения - кочетковцы, меневцы,
конструктивное крыло РПЦ. Есть положительный опыт
зарубежных епархий. Деятельность подвижников и вызов со
стороны других конфессий заставляет Русскую Православную
Церковь шевелиться", - отметила доцент факультета
иностранных языков и регионоведения МГУ им.
М.В.Ломоносова Ирина Карацуба, посетовав на то, что в
целом в Русской Православной Церкви "сильны механизмы
отторжения всего нового".
"Кто заинтересован в эксплуатации
российских недр, российского народа в своих коммерческих
интересах, тот всегда будет бороться за отмену русскости,
за запрет Православия в нашей стране. Тот же, кто хотя
бы в малой мере не чужд патриотизма, понимает, что
ничего более великого и значительного, чем вера и те
идеалы, которыми наша страна жила веками, у нас нет и не
будет. Потому стоит ли серьезно относиться к заявлениям
этих пришлых докторов неизвестных нам наук?" - заявил в
комментарии отец Лука Степанов.
"Другое дело, что мнение главы нашего
государства нам не безразлично, - продолжил пастырь. -
Когда он в Ярославле извинялся перед своими иностранными
оппонентами в том, что в России ещё "маленькая
демократия", но она "будет большой", что у нас веками не
было справедливого государственного строя, то это
слышать было горько, поскольку это не соответствует
действительности. То беззаконие, которое с 1917 года
воцарилось на нашей земле, вовсе не является отражением
систематического процесса беззакония, которое якобы
имело место в дореволюционной России. Россия развивалась
нелегко, но поступательно, начало ХХ века было для
России временем выдающихся достижений в духовной,
экономической и военной областях".
"Очень хотелось бы, чтобы в нашем
государстве были бы открыты двери для торжества
богословского догматического сознания. Если людям дана
власть в стране, то они должны быть, прежде всего,
осведомлены в законах духовной жизни и исторической
правде нашего государства, гораздо глубже, чем мы видим
это сейчас. Позиция же наших западных друзей должна
рассматриваться всегда и прежде всего в интересах
государственной безопасности и самобытности нашего
Отечества. Поэтому те, кто смеет громогласно, находясь
на территории России, заявлять о том, что нам не нужна
духовная, культурная и экономическая независимость,
являются, конечно же, преступниками против нашего
достоинства, и именно так они должны рассматриваться.
Человек имеет право на выражение своего мнения, но если
это делается публично, при этом втаптываются в грязь
наши святыни и российское достоинство, то слушать таких
провокаторов было бы неуважением к самим себе", -
заключил игумен Лука Степанов.
Лука Степанов, игумен
Русской народной линии -
22.09.2010.
|