Почему я ушла из Преображенского содружества, из
Сергиевского братства и из Свято-Филаретовского
института?
Рассказ пострадавшей от секты священника Георгия Кочеткова
Почему я ушла из Преображенского
содружества, из Сергиевского братства и из
Свято-Филаретовского института? Я ушла, потому что это
пространство, в которое принимают всех, но никого не
выпускают обратно. Пространство, где на каждой входной
двери висит табличка: "выхода нет". То есть выйти можно,
но это против правил, установленных изнутри. С точки
зрения этого сообщества, достойного выхода из него нет
ни для кого. Поэтому я ушла.
О входе в сообщество (об оглашении)
Изначально концепция оглашения была
иной. Изначально людей вели к Богу и в церковь. Я
перестала приводить людей на открытые встречи, когда
концепция оглашения поменялась: оглашение стало
братским. Отныне всякий, кто только переступал порог
зала открытой встречи, с точки зрения устроителей этой
встречи, является призванным к служению в братстве.
Человек еще ни сном, ни духом, а старшие и опытные
товарищи уже знают, где ему место. Человек ходит на
огласительные встречи, чтобы приобщиться к основам веры,
однако целью катехизаторов является приобщить его к
братской жизни.
Руководитель
псевдоправославной секты - священник Георгий
Кочетков. Священник Георгий Кочетков. Основатель и
ректор Свято-Филаретовского православно-христианского
института (1988), основатель и духовный попечитель
Преображенского содружества малых православных братств
(1990)
Человеку еще только интересно, а про
него уже знают, к чему он должен придти. Таким образом,
катехизаторы лишают человека свободы выбрать путь жизни
с Богом и путь служения Богу самостоятельно, лишают
человека возможности открыть для себя живое общение с
Богом и с самого начала подменяют живое открытое
сердечное обращение к Богу открытостью и доверием к
братству, то есть к самим себе. Критерием качества
оглашения является не то, что человек понимает и
чувствует, происходит ли реальная встреча человека с
Живым Богом, а то, не пропускает ли он встречи, начинает
ли носить деньги в братство (десятину), начинает ли
человек рубить лес и таскать кирпичи в братском доме,
посещает ли он вечерни и насколько он восхищается тем,
что там слышит.
Сама по себе программа оглашения
составлена очень продуманно. Но если неискушенные люди
знакомятся, например, с заповедями на братском
оглашении, они рискуют получить весьма тенденциозные
представления. Например, заповедь о почитании родителей
в интерпретации братского оглашения — это не заповедь о
почитании отца и матери, через которых Бог дал тебе
жизнь, а заповедь о почитании духовных наставников и
учителей. То есть моих папу и маму сразу подменяют собою
катехизатор и отец Георгий: "Это учитель дал тебе жизнь,
его надо почитать!" А маму и папу можно по боку пустить.
Остальные заповеди также трактуются в
целях оторвать человека от того, что ему в жизни дано
Богом, и использовать в братской жизни. Например,
заповедь "чти день субботний": это уже не заповедь о
тишине, в которой ты можешь услышать Бога, а заповедь о
том, что одну седьмую часть времени ты отныне должен
проводить в братском собрании. Вопрос о том, не суета ли
происходит в этом собрании, остается за кадром и даже не
рассматривается. И т. д. На оглашении в течение долгого
периода времени человека приучают не доверять
собственному восприятию и сердцу. Человек читает книги
Ветхого и Нового Завета, но он не должен при этом сам
себе доверять. Ему нужно спрашивать: а что означает то
или это. Катехизатор ВСЕГДА все знает лучше тебя. И если
человек читает Евангелие, и вдруг сердце его как-то
особенно возгорается в каком-то месте, катехизатор
снисходительно покивает головой: он лучше знает, что
здесь важно, а что — второстепенно, как это понимать.
Людей приучают стоять в детской позиции по отношению к
катехизатору и не доверять себе. На это работает та
непоколебимая уверенность, с которой держат себя
катехизаторы. Эта уверенность или вера в правоту своего
понимания и своей позиции специально взращивается в
братстве. На это работает и учеба в СФИ, и разнообразные
многочисленные внутрибратские мероприятия. Уверенность
даже очень неправого человека всегда действует на людей
убедительно. В процессе оглашения люди подсаживаются на
тусовку: теряют друзей (потому что просто нет времени с
ними общаться), теряют контакт с родными и членами своих
семей, и в итоге людям уже начинает казаться, что больше
нигде их не понимают, что им некуда больше пойти.
Возникает привязанность к катехизатору и сотрапезникам.
Именно привязанность, потому что простая человеческая
дружба и взаимная поддержка в братстве не
приветствуется: это считается "плотским", а не духовным.
Таким образом, по сути своей, братское оглашение — это
не путь человека к Богу и в церковь, а тренинг по
выработки лояльности к катехизатору, отцу Георгию
Кочеткову и братству.
ВСЁ остальное, что есть в христианстве,
и ВСЕ остальные христиане, с точки зрения братства,
являются неполноценными, или, как это замечательно
выражено - "не достигшими полноты". Полнотой духовных
даров и духовного ведения, с точки зрения братства,
обладает лишь один человек — духовный попечитель
братства. Он же является, согласно принципам
Преображенского Содружества малых православных братств,
гарантом церковности, что противоречит самой природе
церкви. Мы веруем в Святую, Соборную и Апостольскую
церковь. Следовательно, гарантом церковности в принципе
не может быть один человек. Церковь — Соборная по своей
природе, поэтому гарантом церковности может быть только
собрание людей ради Христа, где Он посреди них. Гарантом
церковности является присутствие Христа в собрании.
Поэтому каким бы замечательным целям ни служило
сообщество людей, как бы оно ни было устроено и каким бы
одарённым и образованным ни был его лидер, никакого
внешнего гаранта, что это — именно церковь, быть в
принципе не может. Честнее было бы признать, что это —
организация людей со своими целями, принципами и
правилами, и отказаться от претензий на особую полноту
даров, позволяющую говорить о том, что это — в большей
степени церковь, чем что-то другое: чем приходы, чем
отдельные верующие люди и т.п.
Людям нужны разные организации, разные
типы сообществ, разные тусовки, образование и т.п.
Поэтому все бы было хорошо, если бы не претензия
Преображенского содружества на полноту церковной жизни и
на харизму возрождения этой самой полноты церковной
жизни.
Претензия на полноту церковной жизни
делает братство закрытым сообществом, попросту говоря —
сектой. Именно в секту есть достойный вход, но
достойного выхода из нее нет. В секте люди всегда знают
все лучше всех остальных. В секте всегда есть претензия
на исключительность. В секте всегда принципы и правила
стоят выше людей. Лидеры секты всегда встают между
людьми и Богом. Основанием для этого является
неколебимое убеждение членов секты в неполноценности
всех, кто не входит в секту. В сознании членов секты
всегда присутствует радость от своей исключительности и
гордость от своих дел, которые членам секты
представляются единственно праведными: "тот, кто не
делает так, как делаем мы, — погибает!" Когда принципы и
правила встают между людьми и Богом, люди на самом деле
лишаются возможности жить реальной духовной жизнью. Люди
в братстве высиживают часы за часами в собраниях разного
типа, оставаясь одинокими сиротами, не имея возможности
слышать свое сердце, свою совесть, расти в личном
Богообщении. Все ответственные решения приходят сверху.
Всякая инициатива должна быть благословлена. Если не
благословлена — жестоко наказуема. Всякому действию
положены рамки. Если человек ломается — его просто
перестают замечать и обвиняют в том, что он мало делал
для братства, а больше делал для себя, поэтому и
поплатился. Это стандартный диагноз для всех, кто
заболел, с кем случился несчастный случай, какая-то беда
с его близкими. В проповедях отца Георгия Кочеткова я
своими ушами слышала предсказания всяческих бедствий и
даже смерти для тех, кто предает братство. Насколько это
соответствует Евангелию и насколько это достойно ректора
высшего учебного заведения, где преподают богословие,
насколько это достойно преподавателя курса христианской
мистики — о том судить компетентным людям.
Может быть, не во всяких сектах, но в
Преображенском содружестве — точно, есть такой феномен:
там никогда не забывают, откуда пришел человек, был ли
он экстрасенсом или психологом, был ли он в тюрьме или
где-то еще — все это будут помнить, говорить на ушко
друг другу, и на основании этого - не доверять. В
братском сознании принято считать, что доверия
заслуживают лишь отец Георгий и (отчасти) единицы
высокоприближенных к нему. Так было не всегда.
Начиналось все это по-другому. Но теперь у братства
много имущества, на его содержание нужно много денег и
много рабов, которые будут послушно нести в братство
свои деньги, пахать на братство, не смея главы поднять
пред взором старших. Рабов в содружестве любят, о них
отчасти заботятся. Создают для них приподнятое
настроение, праздники, кормят сладкими — очень длинными
(гипнотизирующими) речами, кормят сладким печеньем и
чаем, так что в итоге у массы простых членов братства
создается ощущение причастности к чему-то большему и
некая альтернатива одиночеству. Им уже не надо много
думать, не надо как-то работать над собой, можно просто
участвовать в делах, в ободренной суете, которая, по
словам старших, оправдывает их жизнь на белом свете.
Усилие жизни с Богом подменяется усилием (и насилием)
посещения братских мероприятий.
Я была в этом, за 10 лет я выработала
большое братское эго, но оно сломалось, я ушла и не
вернусь. Низкий поклон всем, кто остался, кому для
чего-то такая жизнь нужна. Может быть, она спасает от
отчаяния, от очень большого уныния, помогает пересидеть
какие-то времена бедствий, - я не знаю. Может быть,
действительно знания (хоть и выкрашенные в цвета
братских флагов) кому-то очень нужны, и он терпит все
прочее ради того, чтобы получить теологическое
образование... Итак, мой поклон — раз это все есть на
белом свете, наверное, это кому-то нужно.
Но я от этого отказываюсь.
Живой Журнал - Homonatalis - 12.05.2012.
|