"Нашлись люди, которые пытаются
возбудить болезнь изнутри"
Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон обратился к пастве в связи с деятельностью кочетковцев
"В преддверии главного праздника для
всех нас - светлого Воскресения Христова, вынужден
обратиться к вам со словами печали. С болью пишу это
послание, ибо силы, пытающиеся разодрать на части Тело
Христово - Церковь, - это всегда боль. За последние годы
многострадальная Церковь наша, и без того атакованная
сектантами и богоборцами снаружи, подверглась новому
испытанию. Нашлись люди, которые пытаются возбудить
болезнь изнутри. Соблазнительное учение священника
Георгия Кочеткова, не раз осужденное высшей иерархией
Русской Православной Церкви, нашло, к сожалению,
приверженцев в нашей Митрополии. И что вдвойне печально,
среди соблазнившихся есть и священство. Играя на
недопонимании задач Церкви, малой богословской
образованности, самочинные пастыри завлекают людей
красивыми с виду сказками, подменяют обряды, допускают
нововведения в богослужении и до того уже дошли, что и
Таинства Церковные почитают для себя необязательными!" -
говорится в пасхальном послании митрополита Уфимского и
Стерлитамакского Никона. Текст документа опубликован на
сайте журнала "Благодатный Огонь". Обращение также
опубликовано в "Уфимских епархиальных ведомостях"
(апрель-май 2013 г.).
Как отмечается в документе, в иных
регионах России создаются уже и независимые от Церкви
структуры - так называемые "малые братства". "Милостию
Божией, у нас не дошло дело до этого, но приезжие
"проповедники" усиленно сеют плевелы, не оставляя
надежды добиться своего. Господь Иисус Христос,
предостерегая Своих учеников от лжеучителей, говорит:
"они приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть
волки хищные" (Мф.7:15,16). А мы? Вправе ли допустить в
наш дом, в нашу Церковь, волков?" - вопрошает архиерей.
"Соблазнителям же хочу сказать -
опомнитесь! Хочется верить, что у многих из вас это пока
просто заблуждение. Но даже самые лучшие намерения
сделать что-то доброе для Церкви вне Самой Церкви не
могут принести доброго плода. Это только гордыня. В
истории Церкви все подобные попытки заканчивались
расколом", - подчеркивает владыка.
"Вы называете себя православными, но
отлучаете своих детей от таинств - крещения, причастия.
О каком Православии вы говорите? Вы говорите о равенстве
перед Богом, но сами вводите понятие "христианин второго
сорта" (не прошедший полного оглашения). Вы говорите,
что готовы подписаться под Символом Веры, но не
противоречит ли Символу Веры ("верую во Единую Святую
Соборную и Апостольскую Церковь") ваше мнение о том, что
в Церкви лишь отдельная группа христиан обладает
полнотой истины? Вы ссылаетесь на святых Отцов, но кто
из святых Отцов претендовал на исключительное право на
Истину? Вы называете себя членами Церкви, но, создавая
так называемые "малые братства", создаете параллельные
структуры, фактически независимые от Церкви. А может ли
быть грех худший, чем раскол, который есть раздирание
Церкви - Тела Христова - на части? Вы говорите о
гонениях. Но вы сами себя отлучили от крещения, от
причастия, от прихода. Вы поставили себя вне таинств.
Вы сами изгоняете себя из Церкви. Поэтому паки говорю
вам - одумайтесь. Неужели так слаба в вас память, что
забыт ужас обновленчества ХХ века?" - вопрошает автор
обращения.
"Ныне, по Евангелию, вас обличает
Церковь. Пока обличает как согрешивших братьев. Но
Спасителем сказано: "…а если и Церкви не послушает, то
да будет он тебе как язычник и мытарь" (Мф.18:17).
Терпение Церкви не бесконечно. Призываю всех
соблазненных принести покаяние и вернуться в лоно
Церкви. Верных же чад Церкви - быть бдительными и не
дать соблазнить себя", - заключил митрополит Уфимский и
Стерлитамакский Никон.
Никон, митрополит
Уфимский и
Стерлитамакский
Русская народная линия - 16.05.2013.
***
Никакой параллельной или перпендикулярной РПЦ МП
структуры нами не создается!
Профессор, ученый секретарь
Свято-Филаретовского православно-христианского
института, старейший член Преображенского братства
Александр Копировский отвечает на вопросы корреспондента
Кредо-вру:
"Портал-Credo.Ru":
- Два дня назад
опубликовано обращение митрополита Уфимского РПЦ МП, в
котором он весьма серьезно обличает Ваше братство. В
частности, он задает ряд "острых вопросов". Не могли бы
Вы как-то это прокомментировать и, насколько возможно,
ответить на эти вопросы?
Александр Копировский рядом с Георгием
Кочетковым
- Послание
митрополита обращено не к нашему Преображенскому
братству, хотя и содержит некоторые оценки его
деятельности. Но можно признать, что это обращение
вызвало у нас глубокое недоумение и огорчение.
В Евангелии написано: "Если согрешает
брат твой, то пойди к нему и обличи его между тобою и им
одним". Обращение же митрополита направлено сразу, через
головы тех, кого оно обвиняет, - к верующим епархии.
Обращение епископа к своей пастве - это серьезная
ответственность перед Церковью! Предполагается, что он
исследовал дело и выдает уже некоторые проверенные
результаты. Но ведь ни о каком исследовании нам и никому
неизвестно. Его просто не было. Отсюда налицо очевидные
передержки, к сожалению, соответствующие ушедшей в
небытие советской системе, когда считался врагом тот,
кто не подходил под некую общую идеологическую мерку.
Дело даже не в нарушении таким образом
закона о клевете и о чести и достоинстве, это просто
суждение и действие "по понятиям".
- По принципу: "А ты вообще кто такой"?
- Конечно. И потом - где там вопросы?
Если и есть, то только риторические. Делается вид, как
будто мы уже приговорены, и к нам надо обращаться как к
преступникам. Словно наша вина действительно есть, и она
доказана.
Итак, если митрополита интересует, что в
жизни происходит на самом деле, он должен был бы
связаться с нами и непредвзято рассмотреть проблему. Но
точно известно, что ничего подобного не было. А было
только использование недобросовестных,
недоброкачественных, а часто просто клеветнических и
антицерковных источников, типа "Русской народной линии",
плюс тенденциозных и некомпетентных высказываний
псевдоэкспертов типа Дворкина и Ко.
Создается впечатление, что автор
послания вообще не был заинтересован в установлении
правды. А вот в нагнетании в Церкви страхов и
распространении ложной информации, получается, он был
заинтересован. В его послании нам бросаются обвинения,
которые и близко не соответствуют действительности. Это
даже не вопросы, это именно обвинения. И получается, что
нам же теперь нужно доказывать, "что ты не верблюд".
Там утверждается, например, что
деятельность о. Георгия, его книги "не раз осуждены
высшими иерархами нашей Церкви". Но это клевета.
Известно, что о. Георгий часто служит в храме, где
церковно общается со священниками и епископами. Никогда
не было осуждения его деятельности и его книг. Известно
лишь постановление Синодальной богословской комиссии во
главе с митрополитом Филаретом Минским, в котором было
написано, что никакой еретической системы в трудах о.
Георгия нет. А если есть выражения, которые могут у
кого-то вдруг вызвать смущение, то придраться можно к
чему угодно, хоть к Библии. Поэтому о. Георгий сразу
сказал, что он готов их исправить, что он вообще ни за
что свое не держится.
Так что вместо разговора или дискуссии в
послании уфимского архиерея есть лишь осуждение прежде
рассуждения. И это, конечно, очень печально. Правда, я
могу предположить, что митрополита намеренно так
"информировали", предоставив ему заведомо искаженные и
ложные факты, а он их слишком поспешно принял за истину.
Конечно, в мире сем известен принцип:
"Бей своих, чтобы чужие боялись". В Церкви же он не
должен применяться. Я уже не говорю о необходимых в
таких случаях авансах доверия и любви. Но хотя бы
человеческий закон нужно соблюдать. Древние римляне,
язычники, говорили: "Да будет выслушана и другая
сторона". То же есть в Священном Писании…
- Все же вам были заданы конкретные
вопросы. Например, что вы называете себя православными,
но отлучаете своих детей от таинств крещения и
причастия…
- Это не вопрос, это бред – прости,
Господи! Те, кто прошел оглашение, крестятся,
воцерковляются и затем участвуют во всех церковных
таинствах. Все члены братства регулярно исповедаются и
причащаются…
- Митрополит имеет в виду детей.
- Нет, дети у нас никакое не исключение.
На деле сейчас у нас ситуация ровно обратная: есть
священники, которые запрещают нашим братьям и сестрам
причащаться. Без всякого церковного основания, без
объяснений отлучают от причастия и взрослых, и детей, в
том числе в Великий пост и на Пасху. Были случаи отказа
им даже в простом елеопомазании на утрени. Просто так -
не подходите, и всё. А теперь на наши же головы такие
случаи начинают перекладывать. Это неправда.
Другое дело, что родители всегда и везде
сами решают, когда крестить своих детей, как их к
крещению готовить и т.д.
- Митрополит Никон также говорит, что вы
вводите понятие "христианин второго сорта" в отношении
не прошедших полного оглашения.
- И это ложь и клевета. Никто из нас
никогда не говорил о "христианах второго сорта" или
какого-то "первого". Не нам судить, кто первого, а кто
второго - это знает только Бог.
Но каноны требуют ото всех, чтобы каждый
христианин в нормальном случае прошел оглашение. Когда
неверующий, не знающий Бога человек приходит и говорит,
что он хочет узнать о вере, то понятно, что он сразу не
может быть назван нормальным, как бы полным членом
Церкви. Поэтому его готовят к крещению, а
если он был
крещен в детстве, но не научен, или крещен, как многие,
без веры или по суеверию, - то просто к воцерковлению,
после чего он и становится полным членом Церкви.
В соответствии с церковной традицией мы
ставим акцент как раз на другом: если человек уже верит
в Бога и хочет полнее войти в Церковь, в ее жизнь, то
даже если он не крещен - он не посторонний для нас, он
уже член Церкви, христианин, только не вполне, ибо он -
оглашаемый. Это человек, который уже пытается жить по
своей вере, а мы стараемся ему в этом помогать и вводить
его в православное учение и церковную жизнь. Никаких
"вторых сортов" никогда не было - это все придумано.
- Ваши малые братства обвиняются также в
том, что они являются параллельными структурами
официальной Церкви и независимы от нее, поэтому
представляют собой "элемент раскола".
- Все наши братства - не формальные, а
реальные духовные объединения. Они существуют потому,
что есть люди, когда-то вместе прошедшие катехизацию и
после ее завершения не захотевшие расходиться. Те же,
кто хотел уйти, идут на приходы или куда они еще считают
нужным (таких, кстати, не так мало). А те, кто хочет
остаться, остаются - вот и весь принцип их создания.
Никакой параллельной или
перпендикулярной структуры нами не создается. Все они
члены Русской Православной Церкви, участвуют в
приходской, евхаристической и общецерковной жизни.
Кстати, наше большое братство входит в Совет
православных общественных объединений при Синодальном
отделе Московского патриархата по взаимоотношениям
Церкви и общества. Мы получили соответствующую бумагу, и
наш представитель ходит туда на заседания.
Поэтому все обвинения в "параллельности"
- просто нагнетание ложных страхов с целью создания
образа врага. Это то же, что искать чертей в кадильнице.
Кому и зачем это надо – непонятно.
У нас есть свой правящий архиерей. И он
не в Уфимской епархии находится. Мы находимся в общении
с ним, пишем ему, если нужно, письма, сообщаем о своих
действиях, о конференциях, передаем наши книги - у нас
ничего скрытого нет.
- Кто у Вас правящий архиерей?
- В Москве - патриарх Кирилл, у наших
братств из других городов – свои епархиальные архиереи.
Наши братства, повторюсь, неформальные
организации. И люди в них из самых разных приходов. Даже
в Москве у нас, к сожалению, нет какого-то одного храма,
а значит мы не относимся к какому-то викариатству, при
котором они бы существовали.
Беседовал Владимир Ойвин
Portal-credo.Ru - 22.05.2013.
***
Комментарий пресс-службы
Башкортостанской митрополии на заявления ученого
секретаря Свято-Филаретовского института Александра Копировского
Свежо в памяти Пастырское послание
Митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона,
опубликованное в Пасхальном номере "Епархиальных
Ведомостей". Оно было предназначено конкретным людям –
верующим Уфимской епархии, а в особенности тем из них,
кто считает себя членом так называемого "Преображенского
братства". Предостеречь верующих от раскола долг всякого
архипастыря, поставленного Богом собирать и пасти стадо
Христово которое он стяжал свое Кровью!
Заблудшие призывались к покаянию и
примирению. Реакция на это последовала истинно
"кочетковская" - ни покаяния, ни оправдания, ни попытки
диалога. Вместо этого А.М. Копировский – ученый секретарь
Свято-Филаретовского института, "старейший член
Преображенского братства" разразился гневной сентенцией
на портале "Кредо.ру".
Отзыв Александра Михайловича -
характерный пример того, как отвечают своим оппонентам
все кочетковцы. Господин Копировский все время избегает
прямых формулировок, ограничивается словами "бред",
"ложь" и "клевета", но не дает ни одного конкретного
опровержения! Хотя ведь чего проще? Если не согласен –
докажи противоположное, приведи ссылки.
Весьма показательно, что выложена статья
на печально известном портале "Кредо.ру" - постоянной
трибуне для церковных оппозиционеров. А это значит, что
"старейшему члену Преображенского братства" не нашлось
места в православном медиа-пространстве. Или господин
Копировский не считает возможным публиковаться в
православной прессе?
Послание вызвало "недоумение" - говорит
Копировский. Это лукавство. Увещевание Владыки – далеко
не первая критика "кочетковства" и вовсе для них не
неожиданная. Подобная критика длится уже более 20 лет,
при чем пункты ее не меняются.
Александр Михайлович обвиняет
митрополита Никона "в нарушении закона о чести и
достоинстве", однако сам позволяет себе высказывания,
граничащие с оскорблением. Так, он утверждает, что
православный архиерей "не заинтересован в установлении
правды". Непонятно, каким образом ему "точно известно",
что митрополит Никон не проводил исследования дела, что
он якобы использовал антицерковные источники типа
"Русской народной линии"? Александр не живет в Уфе, не
знает лично ни Владыку, ни других работников епархии и
при этом утверждает, что "не было никакого исследования"
только на основании того, что "нам", т.е. кочетковцам,
об этом исследовании неизвестно.
А.Л. Дворкина он грубо именует
"псевдоэкспертом", и это по отношению к председателю
государственной религиоведческой экспертизы Минюста
Р.Ф., профессору православного ВУЗа, благословленного на
свою деятельность святейшим Патриархом. Стоит заметить,
что ни по отношению к самому Георгию Кочеткову, ни по
отношению к "кочетковцам" Владыка подобных высказываний
себе не позволял.
В этом – типичное для кочетковцев
неуважение к иерархии РПЦ и ее официальным учреждениям.
"Я обратился к людям напрямую. Александр
Михайлович же считает себя вправе комментировать мои
слова у меня за спиной, не обращаясь лично ко мне. Я
говорю только о тех фактах, которые имеют место быть в
Уфимской епархии. Если эти факты доподлинно неизвестны,
то господин Копировский не имеет морального права даже
комментировать мое послание. Если же ему, профессору
Свято-Филаретовского Университета, живущему, насколько я
понимаю, в Москве, подробности жизни уфимских
"кочетковцев" известны лучше, чем правящему архиерею, то
это в очередной раз только подтверждает наличие
независимой параллельной структуры" - прокомментировал
владыка Никон.
Теперь детально. Господин Копировский
утверждает, что труды о. Георгия не были осуждены.
Однако стоит всего лишь открыть интернет, чтобы
убедиться в обратном. Во всяком случае на "Заключении
комиссии по богословским изысканиям священника Георгия
Кочеткова" 2000 года стоит гриф святейшего Патриарха
Московского и Всея Руси Алексия II "Согласен с выводами,
предложенными Президиумом Комиссии". И тот факт, что "о.
Георгий часто служит в храме, где церковно общается со
священниками и епископами", этому не противоречит и его
правоты не доказывает.
По поводу крещения детей. В Уфимской
епархии имеются конкретные случаи, когда сразу несколько
приверженцев учения о. Георгия наотрез отказываются
крестить своих детей, несмотря на просьбы родственников.
Это отнюдь не случайный родительский каприз, а
последование Кочеткову, который не советует крестить
детей до "сознательного возраста" - ведь это пресловутое
крещение без катехизации, а "нормальная полная
катехизация может проводиться только по отношению ко
взрослым людям, начиная, как правило, с 20-21 года"
(Георгий Кочетков "Возможная система оглашения в Русской
православной церкви в современных условиях").
Нужно заметить, что слова Владыки по
поводу "отлучения самих себя от причастия" относятся не
только к детям, но и к взрослым крещеным людям, которые
принимают решение не причащаться в период "кочетковского
оглашения". И это не "перегибы на местах", а совет
самого о.Георгия: "Труднее всего с причащающимися. Если
причастие человека было для него, так сказать,
"случайным", то ему лучше временно, на период 1-го и
2-го оглашения, его не продолжать, поскольку катехизация
часто и бывает для таковых первым серьезным говением,
т.е. подготовкой к первому личному, полному и по
возможности сознательному участию в таинствах" (Георгий
Кочетков "Возможная система оглашения в Русской
православной церкви в современных условиях").
"Обвинение" в разделении христиан на
"два сорта" названо Копировским "ложью и клеветой", но
не опровергнуто, а наоборот подтверждено. Он сам
употребляет выражение "полный член Церкви". Остается
только процитировать о. Георгия Кочеткова: "Каждый
христианин, так или иначе должен пройти полную
катехизацию, чтобы его можно было называть "верным", т.
е. "полным" членом Церкви" (Георгий Кочетков "Возможная
система оглашения в Русской православной церкви в
современных условиях").
В последнем своем комментарии господин
Копировский окончательно запутался. Чего стоит только
утверждение, что "у нас" (У кочетковцев? У
Свято-Филаретовского университета?) "есть свой правящий
архиерей". Это попытка сказать нам, что кочетковцы
объединились в отдельную епархию? Имеют своего тайного
архиерея? Нет, по словам господина Копировского, они
находятся в каноническом послушании правящим архиереям.
Но тогда почему канонически обоснованное послание
Уфимского архиерея к СВОИМ чадам, вызвало столь бурную
негодующую реакцию? Где же послушание? Или оно
простирается только до тех пор, пока не содержит критику
истинного лидера всех кочетковцев?
Итак, позволим себе сделать печальный
вывод. Всем своим поведением уфимские кочетковцы только
подтвердили самые нелестные слухи о них. "Послушные чада
Церкви" - т.е. кочетковцы - никак не отреагировали на
обращение к ним своего архипастыря, а обратились за
помощью к "своей" иерархии, параллельной.
Пресс-служба Башкортостанской митрополии
Уфимская епархия - 27.06.2013.
|