Христианская Наука
Основатель: Мэри Бэкер Эдди (Мэри Энн Морс Бэкер).
Дата основания: 23 апреля 1879 г.
Другие названия: Общество
Христианской Науки; Первая Церковь Христа, Научная (The
First Church of Christ, Scientist); Церковь Christian
Science, Научная Церковь Христа.
Символика: Крест и Венец, окаймленный
лентой со словами: "Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте,
прокаженных очищайте, демонов изгоняйте".
Писания: "Наука и Здоровье с ключом к
Священному Писанию" - учебник Христианской Науки;
"Руководство Матери-Церкви"; работы Мэри Бэкер Эдди, которые
издаются под названием "Prose Works": Miscellaneous Writings
(Избранные сочинения); Retrospection and Introspection
(Ретроспекция и интроспекция); Unity of Good (Единство
добра), Christian Science versus Panteism (Христианская
Наука против Пантеизма); Christian Healing (Христианское
исцеление); The People's idea of God (Идея народа о Боге) и др.
Официальные издания и программы: "The
Christian Science Monitor", ежедневная международная газета;
"The Christian Science Journal", ежемесячный журнал;
"Christian Science Sentinel", еженедельный журнал; "The
Herald of the Christian Science", ежемесячное издание
выходящее на 12 языках; Ежеквартальник Христианской Науки -
"Еженедельные Библейские уроки"; "Вестник Christian
Science"; коротковолновое вещание, одна из крупнейших в мире
част-ных сетей КВ вещания, транслирует передачи на весь мир.
Организационная структура: Центром
организации является Первая и главная церковь, штат
Массачусетс, которой управляет Совет Директоров Христианской
Науки согласно положениям "Руководства Матери-Церкви". Все
остальные церкви - около 2400 ветвей в 70 странах мира -
считаются ветвями "Матери-Церкви". Роль проповедников в
Христианской науке выполняют чтецы, которые читают места из
Библии, назначенные Комитетом по Библейским урокам в
Бостоне, а затем объяснения к ним из "Науки и Здоровья".
Большинство чтецов в церкви - женщины.
Церковь Христа-Ученого (1906) в Бостоне, США
Издательский центр секты в Бостоне, США
Численность: Не более 150 тыс.
человек по всему миру. Основательница Christian Science Мэри
Бэкер Эдди установила правило, по которому численность
Церкви не публикуется.
Характерные термины: В Христианской
Науке за больных молятся "врачи" (practitioners). Эдди
верила в "животный магнетизм" (ЖМ), который представляет
собой отрицательную духовную энергию или силу на уровне
черной магии. "Читальные комнаты" - это местные библиотеки
Христианской Науки, куда члены общины ходят читать работы
Эдди, чтобы способстввать своему духовному развитию.
История: Основательница Христианской
Науки Мэри Бэкер Эдди родилась в Бау, штат Нью Хэмпшир, в
1821 году. Ее родители были благочестивыми христианами, и в
17 лет она присоединилась к конгрегационалистской церкви.
Она была хронически больна и в детские и юношеские годы
перенесла много болезней, включая паралич, истерию, припадки
и конвульсии. В 22 года она вышла замуж за первого из трех
своих мужей, Джорджа Гловера, умершего через 6 месяцев от
желтой лихорадки.
После смерти Гловера Эдди увлеклась
месмеризмом (гипнозом) и оккультными практиками спиритизма и
ясновидения (Руфь Такер, Another Gospel, p. 152).
По-прежнему страдая от болезней, в 1853 году она вышла замуж
за Даниэля Паттерсона, зубного врача и сторонника
гомеопатии. Именно тогда она познакомилась с целителем
Патриком Паркхерстом Квимби, влияние которого сильно
сказалось на убеждениях Христианской Науки. Квимби считал,
что недомогание и болезнь можно вылечить положительным
мышлением и правильным отношением, изменив представления
человека о болезни. Эдди говорила, что Квимби исцелил ее -
она почувствовала внезапное улучшение, но потом симптомы
возобновились (там же, p. 155).
У миссис Паттерсон (Эдди) развилась
психическая зависимость от Квимби, ощущение его духовного
присутствия, она даже утверждала, что Квимби являлся ей в
видениях (там же). После смерти Квимби в 1866 г. она приняла
решение продолжать его дело.
Событие, которое г-жа Эдди объявила
рождением Христианской Науки, произошло в феврале 1866 г.
Она объявила, что почти насмерть разбилась, поскользнувшись
на обледеневшем тротуаре, но мгновенно исцелилась, как
только "исцеляющая Истина коснулась моих чувств", - в этот
момент родилось божественное исцеляющее служение
(Miscellaneous Writtings, p. 24; "Наука и Здоровье", с.
107). Записи, оставшиеся после посещения врача,
свидетельства личного врача, а также письма миссис Эдди того
периода рисуют картину, сильно отличающуюся от "официальной"
версии этого происшествия (Энтони Хоукема, Christian
Science, pp. 12-13).
Период становления Научной Церкви Христа был
омрачен соперничеством, скандалами и расколами. Одним из
раскольников была Эмма Хопкинс, которая как независимый
лидер Христианской Науки, обучала Чарльза и Миртл Филлмор,
будущих основателей "Христианской Школы Единства". Поскольку
г-жа Эдди стремилась к распространению Христианской Науки, в
особенности среди высшего класса, она усилила свой контроль
за всеми сторонами жизни движения и была нетерпима к любой
нелояльности (Джорджин Милмайн, The Life of Mary Baker G.
Eddy, p. 234).
Несмотря на все трудности, Христианская
Наука начала расти и добилась некоторого успеха.
Единственная церковь, насчитывавшая в 1882 г. 50 членов, к
1932 г. разрослась до 2 466 церквей с 350 000 членов. К 1972
г. число церквей достигло 3 200. Богатство и влияние группы
также возросли, в том числе за счет издания уважаемой газеты
"Крисчен Сайенс Монитор" (Christian Science Monitor).
Тем не менее, по ряду причин в церкви
начался спад. Против родителей-христианских сайентистов,
которые позволили своим детям умереть от вполне излечимых
болезней, отказавшись от медицинской помощи в пользу
"духовного исцелеления", были возбуждены многочисленные
уголовные и гражданские дела (Руфь Такер, Another Gospel, p.
174).
Проблемы еще более усилились в 1992 г.,
когда обнаружилось, "что церковь тайно перевела 46,5 млн.
долларов из взносов и пенсионных фондов для покрытия
огромных убытков [телевизионного] канала "Monitor",
составивших свыше 325 млн. долларов ("Чикаго Трибьюн", 27
января 1993, p. 2).
К этому приложились убытки в сумме 36 млн.
долларов, вследствие чего закрылась газета "Уорлд Монитор",
выходившая с 1988 г. Говорят, что газета Christian Science
Monitor ежегодно приносит 13 млн. долларов убытка (Мартин
Гарден, The Healing Revelation of Mary Baker Eddy, p. 218).
В 1993 году внутри церкви начались новые
разногласия. Совет директоров церкви опубликовал и одобрил
книгу The Destiny of the Mother Church, написанную бывшим
президентом Матери-Церкви Блиссом Наппом, - в качестве
ответной услуги Напп завещал церкви фамильное имение
стоимостью 98 млн. долларов. Автор, бывший руководитель
церкви и близкий друг миссис Эдди, писал, что в лице
основательницы Христианской Науки совершилось пришествие
Святого Духа, предсказанное в 16-й главе Евангелия от
Иоанна, что она была в буквальном смысле проявлением Бога и
предсказанным вторым пришествием Христа (pp. 213, 274-278).
Более того, Напп утверждал, что сама миссис Эдди подтвердила
правильность этих учений (pp. 267-268). Многие приверженцы
церкви считают это учение ересью, хотя книга и была
опубликована официальным издательством церкви. Более 1/5
всех читальных комнат отказались ее принять.
Помимо разногласий, снижение числа
последователей может объясняться неспособностью верующих,
многие из которых находятся уже в довольно преклонном
возрасте, постоянно привлекать новых молодых членов. По
некоторым оценкам, к 1993 г. число членов церкви сократилось
до 150 000 человек.
Христианская Наука появилась в России в 1906
году в Петербурге. 28 марта 1929 года Общество Христианской
Науки Ленинграда было распущено властями. В 1995 году
Общество Христианской Науки в С.-Петербурге было
зарегистрировано Управлением юстиции, а в июне 1996 года
признано ветвью Матери-Церкви, Первой Церкви Христа, Научной
в Бостоне.
Примечание МС. Самым известным в
России адептом этой секты является Луиза Хей.
Учение о Троица: Миссис Эдди в своих
записках часто колеблется от личностного к безличному
представлению о Боге. Хотя миссис Эдди и отрицала это,
Христианская Наука проповедует, если не прямо, то косвенно
пантеистическое представление о природе Бога:
1. Бог - это Всё-во-всём.
2. Бог есть добро. Добро есть Разум.
3. Так как Бог, Дух, есть всё, то ничто не
является материей ("Наука и Здоровье", с. 113).
Христианская Наука открыто отрицает Троицу:
"Теория о трех лицах в едином Боге (то есть о личностной
Троице или Триединстве) указывает скорее на политеизм, чем
на единого, вечного Я ЕСМЬ..." ("Наука и Здоровье", с. 256).
"Жизнь, Истина и Любовь образуют три-единое Лицо, называемое
Богом... Бога - Отца-Мать; Христа - духовную идею Сына;
божественную Науку, или Святого Утешителя" ("Наука и
Здоровье", c. 331).
Бог Сын: Христианская Наука отрицает,
что Иисус Христос - Бог во плоти. Она отрицает, что Иисус -
одна Личность с двумя природами: совершенный Бог и
совершенный человек. Христианская Наука изображает Иисуса
Христа в терминах гностического дуализма: "Духовный Христос
был непогрешим; Иисус как материальное человеческое существо
не был Христом" (Miscellaneous Writtings, p. 84). "Христос,
как истинная духовная идея - идеал Бога, сейчас и вовеки"
("Наука и Здоровье", с. 361). "Христос бестелесен,
духовен...", и в то же время "телесный человек Иисус был от
рода человеческого" (там же, с. 332). Но "материя - эта
смертное заблуждение..., материя нереальна и временна"
(Miscellaneous Writtings, p. 21). Так что вывод, к которому
приходит Христианская Наука, заключается в том, что
физическая человеческая сущность Христа была иллюзией, "как
это казалось смертным" ("Наука и Здоровье", с. 315).
Бог Святой Дух: Христианская Наука
отрицает, что Святой Дух - личностное существо. Она учит,
что Святой Дух - это Христианская Наука. "В моем понимании
этот Утешитель и есть Божественная Наука" ("Наука и
Здоровье", с. 55). Это откровение мыслей и бесконечного
разума Бога ("Наука и Здоровье", сс. 502-503).
Участь человека: Поскольку
Христианская Наука учит, что Бог есть добро, и что никакая
реальность не существует вне Бога, следовательно, она
рассматривает грех, болезнь и смерть как смертные
заблуждения или иллюзию. Таким образом, Христос, Истина,
пришел, чтобы Своим учением и примером избавить человека от
этих ложных представлений ("Наука и Здоровье", сс. 473, 475,
108). Христианская Наука отрицает искупительное,
заместительное значение смерти Христа: "Материальная кровь
Иисуса не была более действенной для очищения от греха,
когда она была пролита на "проклятом дереве", чем когда она
текла в его жилах, и он повседневно занимался тем, что
принадлежало Отцу его" ("Наука и Здоровье", с. 25). "Иисус
учил пути Жизни посредством наглядного примера..." (там же).
"К небу, к гармонии, ведет один лишь путь, и этот путь
указывает нам Христос в божественной Науке" ("Наука и
Здоровье", с. 242). "Всеобщее спасение основывается на
прогрессе и искусе... Смертных не ожидает "Страшный суд"..."
("Наука и Здоровье", с. 291).
1. Христианская наука отрицает, что
воплощение Христа было полнотой божества в человеческой
плоти, отрицает совершенство человека Иисуса и пытается
найти иное объяснение факту смерти и телесного воскресения
Иисуса Христа ("Наука и Здоровье", сс. 336, 29, 332, 53,
398, 313, 593; Miscellaneous Writings, p. 201).
2. Немощи и болезни иллюзорны и являются
результатом ложных убеждений, а не прямым следствием греха
("Наука и Здоровье", сс. 348, 386). "Причина всякой так
называемой болезни мысленная - это смертный страх, ошибочное
верование или убеждение в необходимости и силе болезни; и
это также страх перед тем, что Разум не в состоянии защитить
жизнь человека и неспособен ею управлять" (там же, с. 377).
3. Ни один истинный последователь
Христианской Науки никогда не обратится к врачу или в
больницу и не будет принимать никаких лекарств, ибо
поступать так - значит отрицать "Божественную Науку"
(Christian Science Sentinel, 9 мая 1942, p. 469). В
официальном издании церкви The Christian Science Standard of
Healing приводятся слова Мэри Бэкер Эдди: "Невозможно
овладеть телом каким-либо иным путем [кроме божественного
Разума]. В этом основном вопросе робкий консерватизм
совершенно не допустим. Только всецело полагаясь на Истину
можно обрести научную исцеляющую силу" ("Наука и Здоровье",
с. 167; Radical Reliance in Healing, 1958, p. 1).
4. Хотя миссис Эдди и утверждала, что Библия
была ее "единственным источником" ("Наука и Здоровье", с.
126), в реальной жизни "христианские сайентисты" принимают
Библию лишь через призму ее истолкования в писаниях Мэри
Бэкер Эдди. Она говорила, что Библия искажена, а "Наука и
Здоровье" - "первая книга", "не засоренная человеческими
гипотезами" (The First Church of Christ, Scientist and
Miscellany, p. 115; "Наука и Здоровье", сс. 99, 139,
456-457).
Ответ с позиции христианства:
1. Бог - это триединое, личностное,
трансцендентное Существо, создавшее "мир и всё в нем" (Деян.
17:24). Он не пантеистическое "Всё-во-всём". Он свят и
справедлив не меньше, чем любящ. Бог сотворил и ныне держит
в Своей руке весь мир, включая человека (Деян. 17:24-27).
2. Материя - не иллюзия, а реальность, и она
была создана отличной от Бога. Он объявил ее "хорошей" (Быт.
1:31). Грех, болезнь и зло - не иллюзия, а результат
сознательного выбора человека, восставшего против Святого
Бога. Смерть (как физическая, так и вечное отлучение от
Бога) является результатом греха (Рим. 3:10, 23; 5:12-14; 1
Ин. 1:8-10).
3. Иисус Христос - не божественная идея
Бога, но Сам Бог, уникальным образом явивший Себя во плоти,
истинный Бог и истинный человек, одна Божественная Личность,
имеющая две неразделимые природы, наш Спаситель и
единственный истинный Господь (Ин. 1:1-3, 14; Кол. 2:9; Фил.
2:6-7; Ин. 14:6).
4. Спасение не приобретается путем
"самопожертвования", но представляет собой объективную
праведность Христа, данную нам благодатью через одну лишь
веру (Еф. 2:8-9; Рим. 5:17,19; Фил. 3:8-9) в завершенное
дело Христа на кресте, то есть в Его смерть и телесное
воскресение (1 Кор. 1:30-31, 15:1-4; Рим. 6:23).
5. Святой Дух - Личность, а не "Божественная
наука" (Ин. 16:13-14).
6. "Христианские сайентисты" верят, что Мэри
Бэкер Эдди получила Истину путем божественного откровения
("Наука и Здоровье", с. 110). В действительности же она
виновна в плагиате, позаимствовав многое в своих писаниях из
работ метафизика Георга Гегеля, П. П. Квимби, Френсиса
Либера и других (Уолтер Мартин, Christian Science, сс. 7-13;
Мартин Гарднер, The Healing Revelation of Mary Baker, pp.
145-158).
Хотя медицинские приемы Христианской Науки
могут помочь при психосоматических заболеваниях, было научно
доказано, что при лечении органических болезней они не
эффективны. Сравнение уровня смертельных исходов среди
"христианских сайентистов" и в контрольных группах показало,
что среди последователей Христианской Науки смертность
значительно выше (Journal of the American Medical
Association, 22/29 сентября 1989, pp. 1657-1658 и Vorbidity
Weekly Report, 23 августа 1991, pp. 579-582).
Рекомендуемая литература
1. Боа, Кеннет и Литтл, Пол. Лабиринты веры
и путь к истине. - Slavic Gospel Press, 1992. - 316с.
2. Мартин, Уолтер. Царство культов. - СПб:
"Логос", 1992. - 351с.
3. Харм, Фредерик Р. Как противостоять
"научным" религиям. - СПб: Фонд "Лютеранское Культурное Наследие", 2000. - 47с.
Крейг Бранч
Центр Апологетических исследований, г. Санкт-Петербург
Фото - Мэри Бэкер Эдди
- astro.com
& Луиза Хей - 1-sovetnik.com
& Культовое здание секты -
Церковь Христа-Ученого (1906) и издательский центр в
Бостоне, США - igor-alla.livejournal.com/145265.htm
Вернуться на исходную страницу
|