Изменения в вероучении и культовой практике последователей Иоанна Береславского бывший"Богородичный центр", "Церковь Божьей матери Державная" и др.
Материалы посещений семинара и служения
в Днепропетровске 14-17 марта 2019 г.
"Богородичный Центр" в Днепропетровске
был зарегистрирован в 2001 г., но проявляет публичную
активность нерегулярно. Раз в несколько месяцев или лет
проводятся публичные, анонсированные в объявлениях
"семинары" или "выставки", на которых у интересующихся
эзотерикой новичков собирают номера телефонов.
Впоследствии им звонят и приглашают на новые, не
анонсируемые публично мероприятия. В этом сказывается
влияние традиций подпольного, "катакомбного"
православия, в котором начинались духовные искания
Иоанна Береславского и его первых учеников.
Название БЦ, или "Церковь Божьей
Матери", сейчас не используется. Вместо этого – "Школа
Иоанна Богомила", или "Центр новой духовности Градула"
(в Киеве).
Как следует из сегодняшних мероприятий и
проповедей, "литургика" БЦ претерпела значительные
изменения по сравнению с той, которая описана в
исследованиях 15-20-летней давности, и ещё более
отдалилась от православной традиции.
Сам Береславский ранее заявлял: "никто
никогда ни под угрозой никакого насилия, ни расплаты, ни
смерти, ни мучения меня - я вам Духом говорю! - не
заставит отречься от Православия". Правда, тут же
оговаривался: "так, как я его понимаю". Сегодня на своём
официальном сайте он пишет, что "В жизни помазанника и
становлении Церкви Божией Матери два периода:
традиционный и богомило-катарский. Второе обращение
помазанника и Белой церкви не отвергает христианского
пути духостяжания… Со вторым обращением эта сокровищница
лишь множится из духовных кладовых катаров, богомилов,
христоверов, тамплиеров, божеств и пантеонов непорочных
цивилизаций" (http://ioannbereslavskiy.info/).
Если ранний период "Богородичного
центра" описан в как научной литературе, так и в СМИ, и
в апологетических публикациях различных конфессий
достаточно
подробно:
то информации о нынешних изменениях в культовой,
миссионерской и организационной практике
"богородичников" в научном обороте пока немного. По
информации Лункина, в России "после 2006 г.
богородичники вновь перешли на полуподпольное
положение". Поэтому, возможно, публикуемая информация
пригодится исследователям для дальнейшей работы. Особо
интересными кажутся подробный ответ одного из служителей
об образе жизни в "обители", развёрнутое описание
нынешней "литургии", и информация о сокращении числа
последователей, в т. ч. упоминание о закрытии
"монастыря" в Днепропетровске.
***
Читайте также по теме:
***
Что любопытно, эти серьезные изменения в
вероучении и практике, (уже третьи, после "марианского"
периода в конце 90-х - 2000-х гг. ) гораздо менее
заметны в "старых" общинах движения, например в
Санкт-Петербурге. Люди, составляющие их, преимущественно
интеллигенция старшего поколения, пришли в Богородичный
центр ещё в начале 90-х и воспринимали его именно как
форму неканонического православия. хотя они не нашли
себя в РПЦ, но интересовались и глубоко занимались
литургикой, иконописью, патрологией и другими
направлениями богословия, церковной истории и
православной культуры. Эти интересы и формы работы
сохраняются в таких общинах и сегодня.
В то время как общины, прихожане которых
пришли уже на "новое откровение", уже считают себя
"катарами", "христозороастрийцами", поют молитвы
Ахурамазде и Гуань Минь.
Посещение семинара 14 марта 2019 г.
Название семинара, указанное в анонсе –
"Гиперборея возрождается". Семинары с теми же ключевыми
словами часто проводятся в Киеве, а также в некоторых
городах России. В Киеве находятся Интернет-магазин "Мир
Софии" (он же – "Колирия"), торгующий книгами
Береславского.
Участники привлекаются через анонсы в
фейсбуке, раздачу бумажных приглашений, была неудачная
попытка опубликовать анонс в местной газете. Участников
собралось немого, ок. 20 человек, включая организаторов,
нескольких активных последователей и автора этой статьи.
Также три человека ушли до завершения мероприятия, один
человек пришел позадавать каверзные вопросы с позиций
христианства и один украинский националист –
поскандалить "почему книги не на украинском языке".
Возрастной состав участников: 80% старше 40 лет,
большинство старше 50. Половой состав: приблизительно
поровну. При этом трое проповедников - все мужчины.
Ход мероприятия:
1. Начинается с прослушивания музыки.
2. Длительная лекция, содержащая
эклектику из христианских, псевдохристистианских и
оккультных тезисов.
Наиболее тревожным в ней нам показался
тезис:
"Смерть – не враг, а друг. Тот, кто
жаждет божественной любви, рано или поздно понимает, что
материальная оболочка не позволяет ему принять еще
больше ее. Смерть – не разрушение всего, а переход на
новый уровень".
Некоторые цитаты:
"Апокриф Иуды перечисляет поимённо 365
архонтов, которые творили человеческое тело. Они пришли
на землю с Люцифером и астральными скальпелями творили
операции на тонких телах. Так появился гомо сапиенс".
"Пока человек не преодолел рациональный,
рептилоидный разум, он не увидит божества".
"Эти свитки взяты с Большой Медведицы.
По-человечески написать такой масштаб невозможно. А
блаженный Иоанн написал 600 книг и продолжает писать.
Его свитки – окно в новый мир".
"Гурджиев от гуманоидов взял идею о
перековке, переделке человека".
"Павел пиратски изъял откровения Божьей
матери и сделал свои послания, смешав их с Талмудом".
"Афон был вторым престолом Божьей Матери
с V по IX век. Но благодать утрачивалась и сейчас там
ничего нет".
"К Аскольду приходила Божья Матерь и
давала откровения".
"Всегда было другое христианство, другое
православие, которое сохраняло идею о том, что человек
есть божество".
"Тема как победить карму – это то, что
мы называем порчей, от чего страдает человечество".
3. Ответы на вопросы (в данном случае
вылившиеся в перебранку с националистом).
4. Реклама книг. "Эти книги охватывают
все сферы, и для художников, музыкантов, и для
политиков. Каждый из вас найдёт то, что ему необходимо".
Реклама книги Береславского "Народный
митрополит" - об основателе УАПЦ Иоанне Боднарчуке, от
которого Береславский якобы получил хиротионию. В то же
время другие рукоположенные им священники УАПЦ "не несут
его духа, духа Соловецких старцев".
В 1990 г., по словам выступающих,
состоялась встреча Боднарчука с Иоанном Богомилом – "они
наши, нашего духа".
"Иоанн Боднарчук рукоположил И.
Богомила, за это синод УАПЦ на него восстал, на синоде
его лишили сана, а в 1992 г. устроили катастрофу, в
которой он погибает. Он был воплощением народного
православия, не владыка, а добрый дедушка богомильский".
Приглашение на следующее мероприятие –
"о практике пути". Также активные приглашения звонить и
общаться лично, если у кого-то будут вопросы.
5. Продажа книг и свободное общение
последователей с новичками. Цены на некоторые книги
фиксированные – например, 40 грн, другие - "за
пожертвование".
В ходе общения задаю вопросы, почему не
обновляются старые сайты "Церкви Божьей матери
Державная", также обращаю внимание, что лидеры более не
носят облачений и не используют церковной атрибутики
(икон, чаш и прочего), как во времена Богородичного
центра. Отвечают, что "это пройденный этап, мы движемся
дальше, истина открывается полнее в меру готовности её
принять".
Береславский, по словам последователей,
уехал в Испанию из-за гонений и даже покушений. Впрочем,
и там он подвергается преследованиям, в первую очередь
со стороны Рима, "кардиналы регулярно собираются и
проклинают его". Фамилия Береславский также более не
употребляется ни в лекциях, ни на обложках книг – теперь
он Иоанн Богомил или "Иоанн от Святой Чаши".
Местные последователи бывают у него
регулярно, например мой собеседник – каждый год.
На новичков обращают внимание (благо их
немного). Со мной общается один из выступавших,
интересуется, откуда узнал про мероприятие. Затем
дедушка пенсионного возраста – 12 лет в движении, ранее
в других эзотерических движениях. Также в коридоре одна
из последовательниц подробно расспрашивает, откуда я, не
из какой-то церкви ли, кто по профессии, где сейчас
работаю.
Посещение служения 17 марта 2019 г.,
10.00 -13.00
Количество участников: 12 человек. Из
них пятеро "служителей", в основном приехавших из Киева,
и только двое "новичков". На мой вопрос подтверждают,
что "монастырь" БЦ, который существовал в пригороде
Днепропетровска лет 12 назад, сейчас распался. Таким
образом, число постоянных последователей культа в
Днепропетровске не превышает 8 человек – служитель,
называющий себя Минеликом, одна супружеская пара
среднего возраста и несколько бабушек-пенсионерок.
Возрастной состав: только двое младше 40
лет – жена одного из последователей и один из
"служителей".
Основатель секты "Богородичный центр" (Школа Иоанна
Богомила) Вениамин (Иоанн) Береславский
Обстановка и атрибутика:
Из двух столов сооружается подобие
алтаря. На нём:
По центру - неканоническая икона
Богородицы: за основу взята, похоже, "Остробрамская", на
ней, вокруг основной фигуры, дорисованы небольшие иконки
разных стилей и традиций, образующие постмодернистскую
мозаику.
По сторонам от неё: фотография
богородичной "святой" Евфросинии Почаевской, и,
внезапно, портрет основателя секты "хлыстов" Ивана
Тимофеевича Суслова (ум. в 1716 г.) – он у
богородичников тоже числится в святых.
Круглый "антиминс" с изображением
богоматери или богини, по кругу вышиты её титулы
(Госпожа, Царица, Богиня и т.д) на разных языках.
Чаша-"грааль", или "колирия".
Своеобразное и весьма красивое изделие из керамики: на
голубом фоне по бокам - изображение двух белых лебедей,
шеи и головы которых представляют собой два носика,
наподобие кувшинных или чайничных. Судя по сайтам
движения, эта форма чаши не единственная, но изображение
на ней лебедей часто повторяется, и является местным
"каноном" либо традицией.
Керамический кувшин, тарелка с хлебом и
рюмки для "причастия".
Пластиковый флакон (вроде аптечного для
капель в нос) – как потом оказывается, с "мирром с мощей
Евфросинии".
Деревянный жезл, увенчанный крестом в
круге. В проводимых ритуалах не использовался.
Сами "служители" более не именуют себя
отцами, священниками или ещё как-то - так я условно
определяю группу из 5 мужчин, которые в ходе "литургии"
надевали подобие епитрахилей и читали молитвы, трое из
них также вели проповеди перед литургией и на семинаре
14 марта.
Какие-либо ими облачения не
используются, кроме лент-епитрахилей католического типа
(без соединения впереди), украшенных изображениями
литургических чаш или лебедей и одеваемых на шею в ходе
"литругии". До той поры они лежат стопкой на алтаре. При
этом сакрального отношения к алтарю нет – на него могут
красть также ручку, книгу или распечатку с текстом.
Участники сидят на стульях вдоль стен.
На столе у дальней от "алтаря" стены – выставка-продажа
книг Береславского.
Ход мероприятия:
Большую часть (ок. двух часов) занимает
лекция-проповедь и общение по её мотивам. Частично
повторяет, частично продолжает лекцию от 14 марта и
содержит такую же эклектику из христианства, язычества,
оккультизма и гностицизма. Многократно подчёркивается,
что учение Иоанна – это религия добра, что мир является
добрым, а зло находится в нём "не по праву". Также
повторяются "общие места" любых религий и моральных
систем, о том, что гнаться за деньгами недушеполезно,
ибо на тот свет их не заберёшь, и т.д.
Некоторые цитаты:
Августин Гиппонский – отец инквизиции.
Жупел – это астральное яйцо, вложенное
капитанами НЛО в чресла и реагирующее на кайф. Жопа – от
слова жупел.
Фрейд говорил, что миром движет либидо,
и это отчасти правда.
Путь "блаженного Иоанна" предполагает:
1. Угашение жупела. "Плодиться и
размножаться можно и другими способами".
2. Стирание рептилоидного ума постом и
сокращением сна – "более 6 часов не надо".
"Те знания, которые мы приобрели в
садике, школе, институте, "2х2=4" – это опыт
рептилоидного ума. История, которую мы учили, вся
сфальсифицирована".
3. "Открытие духовного сердца".
На этом месте не выдерживаю и тянусь за
блокнотом, дабы не растерять драгоценные жемчужины
мудрости. Один из служителей тут же встаёт и уточняет,
что "мы не против сна, не против школ. Раньше писали
против нашей церкви, что у нас заставляют голодать, есть
сырую кругу и спать по два часа в сутки – это писали
далёкие от церкви люди. Мы никого не заставляем, человек
добровольно призывается к переосмыслению своей жизни,
обычно во время кризиса".
"В нашей экклесии, на Белом корабле,
собрана мудрость всех учений, есть полнота. Если все
жемчужины собрать с разных источников, это учение
называется богомилизмом".
"На земле были 84 цивилизации. Из них 15
чистых, божественных, 15 дьявольских и 54 смешанных. В
Гипеборее и Атлантиде не было смерти, люди возвращались
через 70 лет снова в свои тела".
"Зло вошло в мир через похоть, добро
вернётся через девство".
"Бог-отец Христа был Ахурамазда, отец и
мать вместе, в двух ипостасях его знал Соломон".
"Основа романтических отношений - та же
самая похоть, цель – плодиться и размножаться, это
заповедь Иеговы. То, против чего предупреждает Божья
Матерь, с чем она борется. Необходимо быть посвященным
Божьей Матери, нельзя быть не посвященным".
"Мы всех приглашаем в Киев, когда
приезжает о. Афанасий, он - восстановленный, привычно
говоря – старец, но мы избегаем такой терминологии, это
суррогаты. Есть чистые богочеловек и божество, их
отличие – степень посвящений в премудрость и чистота".
"Наша цель – преображение человека для
сочетания с добрым отцом-премудростью".
"Псалтирная молитва, пост, омовения,
неотмирность. Мы не призываем бросать семьи и убегать в
лес, в пустыню. Иоанн Креститель питался акридами, т.е.
саранчой. Живые люди ими не питаются, ими питаются
рептилоилды".
Практика омовения на источниках. Даже
если человек не блудит, но живёт в городе, где похоть
стоит как туча москитов – он заболевает, его надо
вычищать. Если есть возможность, ребёнка нужно приучать
к источникам с детства.
"Есть люди, которые одержимы похотью с
детства, и не страдают, но расплачиваются и страдают
другие вокруг них".
"Как избавиться от зла на практике:
нужно братство, либо жить в обители, либо наставляться у
восстановленного.
Самый простой способ – это размышление.
Затем – расширение локуса, мистического пространства,
через чтение Слова, молитва через Псалтирь".
Литругия:
Начинается с "чтения Слова Матери
Иоанну", и его сопутствующего разъяснения (читает и
толкует Меркурий): "Богомладенец будущего - не
единичный, а соборный, рождается в каждом".
Затем Даниил излагает взгляды культа на
евхаристию. В чаше у богородичников, по его словам –
травы, сок и "капелька мира от мощей мироточивой
Евфросинии"(!). Но, "кому это не привычно", причащаться
не обязательно. Хлеб, за неимением лепёшек, которые для
этого обыкновенно пекут в обители.
Один из новичков интересуется, как
организована и протекает жизнь в обители.
- Начинаем в 6.30 с молитвы о всём мире,
о усопших. Вкушаем из чаши грааля. Затем служим, несём
весть, общается с людьми. Ночью – молитва, кто-то
молится вечером, кто-то встаёт ночью, постоянно кто-то
бдит.
Пост - не в том, что мы перестаём есть,
а перестаём жрать. Пищу освящаем, стараемся употреблять
без химии, мяса, жиров, сала. Едим фрукты, овощи, кашу,
мёд вместо сахара. Чёрный чай, кофе, какао не пьём, пьём
зелёный или травы. Пару раз в неделю омлет. Яйца лучше
не магазинные. Рыбу, только не жаренную, молоко в чистом
виде не пьём, лучше творог и другие молочные продукты.
Пьём пару литров в день. Но больше упор на молитвенную
практику, без неё аскетика будет бесполезна.
Вам[старикам] поститься не нужно, потому
что организм изнашивается. Гигиена отношения к миру – не
носим одежду в обтяжку, она имеет эротический налёт.
Интересуюсь, какие обеты дают в обители.
"Обеты странничества и непривязанности к миру.
Послушание, но не "прорабское", советуемся с братьями,
как поступить. Будущий мессия придёт как мессия
соборный, проявленный в каждом, это будет царство
христов. Дух святой – это дух коллективный, мы от
самости освобождаемся, нам она не нужна".
"Мы не против деторождения, не говорим,
что нужно оскопление – это не нужно".
Литургия продолжается песнопениями:
"Ахурамазда, Ахурамазда,
Добрый бог-рыцарь, радуйся, здравствуй!"
"Ардвисура Анаита,
Сверхбогиня Серафита!"
Также идут песенные обращения к богине
Гуань Минь, восхваления "девства Будды, Христа,
Заратустры". Собравшимся предлагают взяться за руки,
поют покачиваясь и взмахивая руками, служители при этом
держат в руках концы епитрахилей.
- Наше служение включает элементы танца,
движений, хоровода, потому что это раскрепощает,
освобождает, - объясняет Меркурий.
Затем – подобие православной ектении, с
прошениями "за страждущих", "за протестантов, мусульман,
буддистов" и пр. Молитва за умерших, погибших в войнах,
на заводах, аборотирванных умерших от болезней
произносятся при выключенном свете в момент поднятия
чаши.
После причастия – "благодарение
Богине-деве", и неформальное подобие отпуста.
После служения у новичков просят номера
телефонов, и уточняют, в каких районах живут.
На этом визит киевских служителей в наш
город заканчивается. Говорят, что приезжают так раз в
несколько месяцев.
Через пару часов встречаю одну из
богородичных бабушек в центре города, предлагающей со
столика книги "блаженного". По её словам, с соседней
площади она ушла, "потому что там стоят Иеговы" со
"Сторожевой башей и "Пробудитесь".
Примечание: После четвергового
мероприятия я признался, что работаю корреспондентом
газеты. Поэтому в моём присутствии служители могли
"работать на журналиста" и сглаживать некоторые моменты.
Во всяком случае, на конспект реагировали несколько
нервно и несколько раз убеждали, что "в книгах и так всё
есть". После служения очень просили не давать это в
газету, или хотя бы показать им текст до публикации,
"потому что про нас очень много писали плохого".
Выводы
За время работы Богородичного центра в
Днепропетровске не зафиксировано каких-то крупных
конфликтов и скандалов с его участием. Возможно, в силу
крайней малочисленности и непубличности местной общины.
Такие факторы, как требование сохранения
девственности для всех последователей, а не только
монахов, резко критичное отношение к науке и
образованию, призывы к отказу от рационального мышления,
достаточно сложное и постоянно меняющееся вероучение,
насыщенное терминологией из различных религиозных
традиций – вряд ли позволят движению Береславского стать
массовым, выйдя за пределы кружков любителей духовной
экзотики.
Хотя проповедники БЦ предупреждают (во
всяком случае, в присутствии журналиста) от
"экстремального" понимания некоторых моментов учения,
выше перечисленные факторы, а так же строгое
постничество, восприятие смерти как блага – балансируют
на грани и всегда несут риск "перегибов на местах" с
весьма неприятными последствиями. И тут на руководителей
местных общин ложится большая ответственность за то, как
откровение свыше будет пониматься и применяться рядовыми
последователями.
Роман Лункин утверждает, что после
1999-2000 года "все аскетические нормы были отменены,
резкие радикальные требования и заявления ушли в
прошлое" [цит. соч.] - и это несколько не соответствует
тому, что мы услышали непосредственно на мероприятиях
Богородичного Центра.
Очевидно так же, что использование и
радикальное перетолкование (чтобы не сказать -
демонизация) в этой новой мифологии образов и имён,
священных для последователей доминирующих религий, несёт
почти 100% риск конфликтов последователей Береславского
с их инаковерующим окружением. Тем более, что заметная
часть христианских общин и верующих сейчас тоже активно
радикализируется. Дабы не разжигать вражду и не давать
повода любителям оскорбляться религиозными чувствами, в
этой работе мы сознательно опускаем ряд звучавших цитат
в отношении Иеговы, христианского понимания евхаристии и
других, которые гарантировано будут восприняты
последователями христианства, иудаизма и ряда других
вероучений не иначе, как святотатство.
Вероучение БЦ сегодня активно
пополняется новыми откровениями его основателя и
пророка. Именно на него ложится ответственность за то,
как сложится жизнь его последователей в светском или
инаковерующем обществе. В самом бурном порыве самого
экзотического религиозного вдохновения стоит думать и о
том, какие последствия может нести такое откровение для
тех, кто его примет. Тем более, что автор откровений
старательно позиционирует себя как человека
образованного, интеллигентного и в целом неглупого.
Григорий Глоба
Центр свщмч. Иринея Лионского - 10.08.2019.
|