Бегущие за горизонт… неоязычества: Поборники строительства экопоселений готовы молиться разным богам
Горячие аплодисменты в очередной раз заставили
красавца сочинителя скромно потупить очи. "Я смотрю,
вам понравились стихи", - обратился к залу его сосед
по президиуму Константин Ионов, восседающий во главе
стола по праву организатора. "Очень! Очень!"
одобрительно звучало в ответ первому заместителю
областной общественной палаты. Еще через полчаса я
листал книжку виршей Владимира Бородина, которую он
охотно раздаривал благодарным слушателям.
Незатейливость формы искупалась пафосом содержания:
"Так жили мы, крещеньем Русь поганя,
С большевиками – веря лишь властям,
Фашизму слепо жизни доверяя,
Теперь – коррупции, безвластью и деньгам".
Конференция саратовских поклонников
неоязыческого пророка Владимира Мегре,
прославившегося книгами, написанными якобы со слов
загадочной таежной ведуньи Анастасии, помещаемой в
один ряд с Мухаммедом, Буддой и даже... Христом,
благополучно заканчивала свою работу.
Не каждый день увидишь собравшихся вместе врачей,
учителей, предпринимателей, внимающих докладам о
печах медленного горения, микроГЭС, устанавливаемых
на прудах, и биогазовых установках, отапливающих
обвалованные землею дома - "лисьи норы". Если кто-то
подумает, что речь идет о переросшем ролевые игры
старшем поколении толкиенистов после просмотра
первого фильма "Властелин колец", объединившихся в
жгучем желании построить себе жилища наподобие
хоббитских, тот не слишком ошибется. Живущая в
сказках о берендеях, пасторалях живописцев,
скаутских отрядах и литературных утопиях "детская"
мечта человечества о райских кущах, где бы оно
подобно прародителям жило в полной гармонии с
природой, неистребима. И чем беспощадней тиски
современной цивилизации, тем сильнее роптания и
метания обитателей каменных джунглей. Непросвещенные
светом христианских истин одни пытаются обрести
смысл жизни в рядах "Гринпис" и "зеленых" партий,
другие следуют путем хиппи, бежавших в пустыни
Небраски и дебри Непала.
Отечественным вариантом ответа погрязшему в
технократических пороках миру стало учение Порфирия
Иванова. На первый взгляд, его "Детка"
воспринимается как свод оздоровительных практик.
Однако на самом деле простоватые заповеди не так
безобидны. "Ивановцы" непоколебимо убеждены, что
провозглашенная их обожествляемым учителем
соборность людей и природы выше соборности,
заповеданной роду человеческому Спасителем.
Пример оказался заразительным. Для стороннего
человека конференция "Создание экопоселений в
Саратовской области", собравшая в стенах Поволжской
академии госслужбы несколько десятков активистов из
Саратова, Энгельса и Балаково, напоминала сбор
интеллигентных чудаков (по словам одного из гостей),
объединенных страстным порывом строить новую жизнь
на принципах экопоселений. Исходная задача - найти
пустующие земли, где каждый мог бы получить надел
размером не менее одного гектара. Согласно поучениям
Анастасии, скрупулезно фиксируемым ее биографом и по
совместительству "мужем", только подобный участок
родового поместья в состоянии прокормить семью в 5-6
человек. При этом надо забыть привычные дачные и
крестьянские стереотипы: традиционный
сельхозинвентарь, огонь, химудобрения - все, что
нарушает законы мироздания, ранит Землю-мать.
Кормиться предлагается лишь плодами ее даров. Для
этого придется собственноручно посадить яблони,
груши, ягодники - все необходимое для произрастания
воспроизводящей саму себя экосистемы, стержнем
которой станут кедры. Этому дереву приписываются
почти мистические свойства. Недаром свое разросшееся
до нескольких десятков тысяч приверженцев движение
поборники очередной земной утопии нарекли "Звенящие
кедры России". Эта эпическая фраза украшает все семь книг Мегре.
Встретившись около года назад с саратовскими
почитателями мистического таланта В. Мегре,
губернатор был приятно удивлен нарисованной ему
картиной озеленения области. Да и как не
порадоваться, попав в окружение людей, не устающих
повторять, что они готовы засучить рукава ради
воплощения мечты о земном рае. Перед экофутуристами
открылись двери глав районных администраций, охотно
помогавшим горожанам в подборе участков для спасительной миссии.
К всеобщему удовольствию чиновники не стали
задаваться "нескромным" вопросом, почему
заработавший на своих творениях десятки миллионов
рублей господин Пузанов (предпочитающий более
звучный псевдоним Мегре), не представил миру новую
мессию - Анастасию? Подобная скрытность всемогущего
таежного кумира, не боящегося при случае бросить
вызов всем силам зла разом, как я убедился, сильно
озадачивает и ее горячих почитателей. А среди них
встречаются даже доктора наук. Тем не менее,
миссионеры от экологии продолжают свято верить
каждому пузановскому слову. Например, пассажу,
повествующему об отмене Анастасией всех "карканий" Нострадамуса.
Куда заводят подобные писательские и читательские
фантазмы, догадаться несложно.
- Религия, может, для темных людей хороша. А я
шире потихоньку начинаю смотреть, - делится своими
умозаключениями Сергей Слесаренко, неформальный
лидер одной из групп "анастасиевцев", оформившихся в
некоммерческое партнерство "Ведруссия" (от слова
"веды". - авт.). - Мы идем к Богу через Природу.
Чтобы жить с ней в единении, надо себя менять. Я вот
уже второй год без шапки зимой хожу, наши ребята
стали вегетарианцами. Почему мы не можем стать
подобными Адаму? Почему мы не можем стать подобными
бессмертным богам?
Ему вторил на конференции врач Виталий Устинов:
- Благодаря идеям Анастасии можно выйти на прямой
контакт с Творцом. Раньше эту возможность у нас
отнимала Церковь. Нам предлагалось смотреть на себя
как на грешников, падших. А теперь я считаю себя
сотворцом Природы. Это ново.
Похоже, губернатор успел разобраться в опасности
предложенных ему новаторских химер. Не появился на
конференции и председатель Комитета по земельной
политике при правительстве области Николай
Владимиров, которого "ведруссы" (так называют себя
порой "анастасиевцы", желая почерпнуть глубину
своего родословного древа) склонны винить в задержке
разработки алгоритма, позволяющего передавать
сельхозугодья в частные руки экопоселенцев.
Правда, это может служить малым утешением тому
неожиданно открывшемуся грустному факту, что среди
сторонников движения, идеализирующего дохристианскую
ведическую Русь, оказалось немало людей, искренне
считающих себя православными.
- Для меня важна лишь идея экопоселений. Она
спасет вымирающую Россию, и не противно моей
христианской совести. К тому же коллективным
решением Церкви она не признана сектантской, -
убеждала меня биолог, крестившаяся десять лет назад,
не раз бывавшая в паломнических поездках и читавшая
книгу дьякона Андрея Кураева "Сатанизм для
интеллигенции". Но ведь понесла же ее нелегкая на
недавний спектакль питерской труппы, воспевающей
пузановское "пространство любви". Говорит, несмотря
на приличную цену билетов, холодный зал ДК "Техстекла" был полон.
Балаковцы со своим клубом пошли еще дальше,
отправляясь с "кедровой кашей" в голове то к святым
источникам, то сажать деревья в Свято-Никольский женский монастырь.
И никто, ни одна живая душа не обратилась за
советом к батюшке, не встревожилась. Хотя
интернет-сообщения из того же Челябинска
свидетельствуют - большая часть местного ведрусского
сообщества вступила в открытую духовную брань с
Православной Церковью. Ну, не может взращенный лишь
в традициях мирской рефлексии лукавый ум человека
"эпохи прогресса" просто так порвать с искушающей
его интеллектуальной гордыней. Что только ни
предлагает он взамен непреложных евангельских
откровений: культ здорового образа жизни и экологии,
уфологию, дианетику, нейролингвистическое
программирование и т.д. Испанский гений Гойя оставил
нам предупреждение - сон разума порождает чудовищ.
Игры разума не менее опасны.
К слову
3 июля 2003 г. архиепископ Львовский и Галичский
Августин, председатель Богословской комиссии
Украинской Православной Церкви Московского
Патриархата, подписал Указ, в котором, в частности,
говорилось: "...учение последователей некой
Анастасии, которое возникло после издания книг
Владимиром Пузановым (псевдоним - Мегре)...
противоречит догматическому вероучению Православной
Церкви. В связи с этим, ставлю в известность
духовенство и верных чад Львовской епархии о том,
что православный христианин, который поддерживает
культ Анастасии, распространяет литературу,
связанную с ним, пропагандирует это учение, подлежит
отлучению от святого Причастия, а в случае
дальнейшего нераскаяния - полному отлучению от
Святой Церкви". Согласно правилам I Вселенского
Собора, это отлучение автоматически распространяется
на все остальные православные епархии, если только
Поместный Собор Церкви его не оспорит.
Владислав Боровицкий
|