Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы информационной и физической безопасности


Компьютерные технологии: суррогат против духа?

Ежегодная конференция "Наука. Философия. Религия" прошла в Дубне. В ней принимают участие философы, ученые, богословы из разных стран мира. На этот раз тема ее звучала так: "Человек в техническом мире: вызовы XXI века". Публикуем доклад участника конференции игумена Адриана Пашина.

Компьютер – сравнительно недавнее изобретение человеческого разума. Однако за те несколько десятилетий, что он существует, компьютерные технологии существенно преобразили нашу жизнь, мы уже не можем себе представить ее без компьютеров. Этот процесс, хотим мы этого или нет, уже не остановить. Более того, процессы изменения и пути развития компьютерных технологий трудно предсказуемы.

Действительно, по общепринятым оценкам скорость совершения операций компьютерами растет во времени экспоненциально. Этот головокружительный рост быстродействия компьютеров гарантирует разработку и реализацию головокружительных проектов, о которых, как я сказал, мы можем только догадываться.

Одно из приложений компьютерных технологий – это "обычная" техника. Она уже почти повсеместно стала "умной": процессоры и встроенные компьютеры есть и в бытовой технике, и в средствах передвижения, и в военной технике, и в энергетических объектах, и т.д. Благодаря такой компьютеризации в значительной степени облегчается труд людей, эффективность их работы увеличивается в разы, во многом повышается безопасность самой техники. Мы не будем останавливаться на этих вопросах, вопросах отношения к технике как таковой, так как вся наша конференция посвящена этому.

Может, стоит только несколько слов сказать по поводу применения компьютерных технологий в медицине. На прошлой нашей конференции этому вопросу было уделено недостаточно внимания.

Перспективы здесь тоже впечатляющие. Так, японским ученым удалось создать микроимплантат, который при вживлении в головной мозг человека позволяет управлять специальной робототехникой. В основе этих разработок лежит технология работы с волнами головного мозга через сеть датчиков. В ходе эксперимента новейший имплантат был вживлен 12 пациентам в возрасте от 13 до 66 лет с ограниченными физическими возможностями. Общие результаты тестирований показали, что пациенты способны силой мысли управлять настроенной на одну волну с такими микрочипами робототехникой практически с 90-процентной аккуратностью.

В обозримом будущем эти исследования, которые ведутся в Японии при поддержке государства, приведут к возможности для частично или полностью парализованных людей, у которых работа мозга остается четкой и ясной, осуществлять определенные действия. К примеру, оснащенный таким микрочипом человек сможет с легкостью налить себе стакан воды при помощи кибернетической руки или передвигаться в инвалидном кресле.

Казалось бы, замечательные перспективы. Однако недавний американский фильм "Суррогаты" показал, что подобными изобретениями можно воспользоваться и во вред. Одно дело, если пытаются помочь больным, имеющим то или иное нарушение в человеческой природе, а болезни вошли в нашу жизнь в результате грехопадения. Совсем другое дело – вторгаться, изменять человеческую природу, созданную Богом.

После грехопадения и изгнания из рая появляются как одежды – кожаные ризы, так и технические изобретения, с помощью которых люди пытались обезопасить себя, восстановить утраченную гармонию бытия, восполнить мучительный недостаток чего-то самого важного в жизни. Но зачастую это приводит не к исканию обратной дороги в рай через покаяние, а к попыткам заменить истинный рай – единение с Богом – раем искусственным, рукотворным.

Оседлать силу природных стихий, покорить пространство и время, вооружиться неиссякаемой энергией, продолжить тело человека изобилием приспособлений, исполняющих любые его мановения; наконец, переложить бремя самой мысли на плечи электронного интеллекта – таковы заманчивые горизонты технического рая.

Начаться может с вполне безобидных вещей. Так, японские ученые, авторы описанных выше имплантатов, предполагают, что продажи систем, "читающих мысли" людей, могут появиться на прилавках уже через несколько лет. При их помощи можно управлять телевизорами, мобильными телефонами, компьютерами и массой бытовых приборов. Среди других приложений новой системы можно назвать спутниковую навигацию, когда водителю будет достаточно просто подумать о еде, чтобы навигатор отыскал ближайший ресторан. Кондиционеры также могут научиться без слов понимать, насколько человеку комфортно в комнате, и не стоит ли сделать температуру более прохладной.

Но стремление человека к комфорту на этом не остановится. И тут не далеко до тех реалий, которые описаны в фильме "Суррогаты", когда люди лежат в креслах и дистанционно подключены к своим суррогатам, которые живут за своих "операторов" реальной жизнью – работают, развлекаются, пьют, едят, путешествуют, отдыхают на курорте...

Кадр из фильма "Суррогаты"

Перейдем к теме, которая в первую очередь ассоциируется с понятием "компьютерные технологии" – к Интернету.

Еще несколько лет назад Интернет воспринимался только как большая библиотека, как источник информации. Эта его роль необычайно важна и сейчас, и будет важна в дальнейшем. Как к этому может относиться Церковь? Церковь воспринимает Интернет-пространство как огромное поле, важнейший инструмент для Евангельской проповеди. И это не может казаться неожиданным, такая постановка вопроса коренится в церковной истории.

Именно с христианством связан переход от свитков как носителей информации к кодексам, то есть к книгам. Быстрое распространение христианской проповеди в Римской империи связано именно с тем, что первые христиане стали активно использовать новое для своего времени, более дешевое и более удобное средство связи – кодекс. Изобретение книгопечатания Гутенбергом в XV веке способствовало развитию Реформации и распространению Библии на доступном простому народу языке. Первые печатные книги на Руси – это служебный Апостол. Именно книгопечатание дало возможность патриарху Никону поставить вопрос о "книжной справе". В XX веке на Западе христиане активно использовали радио и телевидение для евангелизации.

Вполне естественно для Церкви использовать для миссии, для нравственного просвещения любое средство, в том числе такое мощное, как Интернет. Наверное, уже мало осталось храмов, которые не имеют своего сайта. Существуют христианские интернет-библиотеки.

Однако, для пользователей Интернета не секрет, что он содержит и вредную информацию. Так, объем скачиваемой порно-продукции в Интернете составляет 35 % от всего объема. Предлагаю внести в резолюцию конференции предложение на законодательном уровне рассмотреть вопрос о выделении в Интернете части, доступной только для зарегистрированного, взрослого пользователя. Это позволит ограничить доступ к вредному контенту детей и подростков, да и многие взрослые, работая в Интернете не анонимно, не захотят заходить на те или иные сайты.

Святые отцы говорят о нескольких стадиях развития греха. Сначала идет прилог (он может быть и внешним, и через помысл), затем сочетание, сосложение. После наступает пленение и сама страсть. Так вот, Интернет позволяет легче преодолевать три начальные стадии.

В последние годы Интернет стал не просто огромной библиотекой. Его медиа-сущность стала интерактивной. Марк Цукерберг изобрел Facebook потому, что ему не хватало общения. Человек, по определению Аристотеля, общественное (то есть социальное) живое существо. Поэтому не Facebook создал социальные связи, сети, а они создали Facebook.

И действительно, социальные сети, блоги, Живой журнал, Twitter стали новыми медиа, путями общения между людьми. Они снимают барьеры, преодолевают огромные расстояния, позволяют наладить личные отношения и доверие между людьми, наладить культурный обмен, почувствовать себя частью единой общности (в том числе и религиозной). Поэтому социальные сети, конечно, могут и должны использоваться нами для проповеди Евангелия.

Западные богословы даже уподобляют современные социальные сети той деятельности, которую начал вести апостол Павел – его Послания, миссионерские визиты, проповеди способствовали быстрому распространению христианства по территории Римской империи. И поэтому церковь они называют социальной сетью, которая дает способ делать верующих ближе друг к другу, а значит ближе к Богу.

Однако с таким уподоблением нельзя согласиться. Этот образ – Церковь как социальная сеть, практически совпадает с Лютеровским представлением о невидимой церкви. Поразительно, что социальные сети меняют в современном протестантизме образ веры, делая его более согласованным с учением Лютера о невидимой церкви. В порядке вещей, например, такие факты, как участие в воскресном богослужении через онлайн, например, в Skype. Таким образом, воплощается представление Лютера о церкви, вернее происходит "развоплощение" церкви – отрыв христиан от тела Христова, от Евхаристии.

Конечно, надо понимать, что социальные сети открывают новые пути для агрессии и иного вреда. Думаю, что они несут часть ответственности за разрушение института брака в современном обществе. Виртуальный секс, возможный через социальные сети, через мобильный телефон наряду с доступностью и "безопасностью" секса, не связанного браком, приводит к тому, что срок вступления в брак отодвигается за 30 лет, да и вообще необходимость брака ставится под сомнение.

Остановлюсь еще на одной, сугубо специфической проблеме – участие в социальных сетях монашествующих. Святые отцы-аскеты призывают монаха быть в келье, "как рыба в воде" (преп. Антоний Великий). Даже выходя по необходимости из своего монастыря, они старались не обращать внимания на окружающие виды природы, окрестностей, города, то есть пребывать вне рассеянности. Зададим вопрос, насколько современный монах, не выходящий из своего монастыря, верен этому духу древних подвижников, если он имеет сто "друзей" в Facebook, активно ведет свой ЖЖ, участвует в жарких дискуссиях в блогах?

Хотя эта проблема не является сугубо специфической для монахов. Аскетические правила в той или иной степени применимы для каждого христианина. Все мы призваны в своих помышлениях устремляться к единому на потребу, иметь перед очами своими Бога, не рассеиваться. Выходя же в социальную сеть, человек либо выставляет свой внутренний мир на всеобщее обозрение – вот вам и нарциссизм, вид тщеславия и гордости, либо выдает себя за другого – вот вам и лицемерие с безответственностью.

Еще об одной проблеме, связанной с участием в блогах христиан и священнослужителей говорит руководитель Пресс-службы Московской Патриархии протоиерей Владимир Вигилянский:

"Пустословие, стеб, зубоскальство – одна из отличительных черт стиля "блогосферы". Вместо того чтобы давать образцы культурной благожелательной полемики, священнослужители перенимают у своих собеседников загрязненный сленгом язык ЖЖ. Хорошим тоном здесь является охаивать правящих архиереев, высмеивать церковных чиновников, иронизировать по поводу церковных мероприятий. Как любое другое средство коммуникации, Интернет нейтрален, и только от нас – авторов и пользователей – зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства... У некоторых авторов "живых журналов" совершенно утрачено чувство корпоративной солидарности, они ничтоже сумняшеся могут всенародно обсуждать и осуждать действия своих собратьев, сплетничать, делать рискованные обобщения, связанные с негативными сторонами церковной жизни".

Почему так происходит?

Отчасти это можно объяснить легкостью – без видимого присутствия собеседника – возможности высказать свое зачастую необдуманное мнение. В глаза человека, реально беседующего с тобой, не все можно сказать, что-то сказать с иронической интонацией. Письмо обычно перечитывают, прежде чем запечатать и отправить по почте (даже электронной). А в блоге, в ЖЖ, в чате, в смс быстро набрал первое, что пришло в голову – и нажал enter.

Конечно, многие занимаются в сети "троллингом" и совершенно обдуманно. Вопрос, как христиане могут быть такими "троллями"?

Наверное, из компьютерных технологий один из самых острых вызовов духовной жизни, да и психическому здоровью сейчас несут компьютерные игры. На новостных полосах можно найти сообщения подобные следующим:

"Обезумевший китайский геймер приговорен к смертной казни за то, что убил друга, продавшего без его согласия виртуальный меч".

"В Туапсе подросток, из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру "Готика", убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать".

"В Санкт-Петербурге молодому геймеру во время игры поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца: он нанес отцу несколько ударов ножом, один из которых оказался смертельным".

Люди, особенно дети и подростки с головой погружаются в виртуальное пространство, и этот уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. Чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике.

Игроманию можно сравнить с наркоманией. Эта беда, с которой очень непросто справиться. Некоторые психиатры, к примеру, утверждают, что требуются специальные подходы к ее лечению, отличные от подходов, используемых для лечения и реабилитации алкоголиков и наркоманов. При этом с наркоманией идет борьба на государственном уровне, а любые компьютерные игры практически общедоступны.

Практически все подростковые ролевые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. Известно отношение почившего Патриарха Алексия Второго к компьютерным играм, которые, по его словам "пропагандируют культ насилия, убеждают нас, что человеческая жизнь ничего не стоит". Он говорил:

"Компьютерные игры, столь популярные среди детей, с малых лет приучают их к мысли о том, что убийство – это вполне обычная вещь. А когда мы слышим, что подростки, даже девочки, зверски расправляются со своими сверстниками, нас это ужасает, мы не можем понять, откуда в них эта жестокость".

Есть игры, в которых задействованы бесовские персонажи. При этом сам играющий, по своему желанию, может встать на сторону как сражающихся с бесами, так и на сторону самих бесов. Но независимо от того, чью сторону выберет игрок, он соприкасается пусть и с виртуальным, однако же, все-таки бесовским миром.

Святитель Игнатий Брянчанинов сказал, что если мы даже невольно обратим свое внимание на дьявольские вещи, это так или иначе коснется нашей души. Предупреждение преподобного Серафима Саровского о том, что, будучи сотворены с силой и свойствами Ангелов, бесы обладают для человека и для всего земного невообразимым могуществом, не воспринимаются подростками адекватно. Ведь они уже не раз встречались с бесами на виртуальном поле боя и привыкли к мысли, что с ними можно справиться или, по крайней мере, улизнуть. Такие игры воспитывают в подростках запанибратское отношение к сатанизму.

Естественно, не все игры однозначно вредоносны. Например, в современной медицине с большим успехом используется метод биологически обратной связи, который построен на использовании специальных компьютерных программ. Это может, в частности, развить реакцию у пациентов, страдающих различными заболеваниями, тренировать у них сердечно-сосудистую, нервную, мышечную системы.

Есть, к примеру, и специальные развивающие игры, которые даже рекомендуются психологами и педагогами. Есть проекты развивающих игр, стратегий и квестов на христианскую тематику. Можно приветствовать такие попытки, однако очевидно, что это крайне сложная и опасная работа, в которой возможно как кощунство, так и ханжество.

Но все эти проекты окажутся бесполезными, если для достижения цели использовать только развивающие игры, отказавшись от комплексного подхода. Потому что истинное развитие происходит в познании реального, а не искусственного, виртуального мира, и инструментом для познания не может служить электронная игрушка, какой бы совершенной она ни была. Для этой цели существуют другие механизмы. И если слишком серьезное внимание уделять так называемым развивающим играм, то можно сильно просчитаться.

Более того, даже так называемые "умные" игры не столько развивают интеллект, сколько закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может. Эти игры не развивают творческую интуицию, а учат мыслить технологически. Есть задача, цель и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу.

Но даже относительно не опасные игры могут навести существенный вред, если на них по-настоящему "подсесть". А плотно подсаживается на "игрушку", по разным данным, от 10 до 15 процентов увлекающихся компьютерными играми, причем подсаживаются не только дети и подростки, но и взрослые. На игру у таких геймеров может уходить и несколько часов и даже несколько суток. Может установиться и четкий ритм: игра после работы или после школы, игра в обеденный перерыв и т.д. Начинается период борьбы между естественным и зависимым образом жизни, и в случае поражения устанавливается полностью зависимое поведение.

Кстати, такое зависимое поведение может установиться не только от компьютерных игр, но и от самого компьютера, от Интернета. Обилие и доступность информации настолько завораживает, что человек может просидеть в сети несколько часов, кликая одну за другой новостную ссылку, отрывая время от работы, от семьи, от молитвы, от сна. И даже если время на ту же молитву еще есть, то нет уже сил. Да и прочитанная информация, как правило, не идет на пользу, так как человек не вчитывается, а порхает с одной ссылки на другую. Отсюда такое явление современного общества, как фрагментарность сознания, отсутствие целостного мировоззрения.

Кстати, исследования, проведенные в Великобритании, показали, что сегодня 15-летние подростки по своему интеллектуальному развитию равны 13-летним 30 лет назад. Думаю, значительный вклад в эту деградацию вносят именно компьютеры, "убивающие" время.

Еще раз скажем, что виртуальная реальность, даваемая нам в ощущениях с помощью компьютерной игры или иной компьютерной технологии, становится ближе для человека, особенно для ребенка, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой, опасной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры.

Святые отцы особое внимание уделяли опасности для духовной жизни фантазий, мысленному удалению от реальности. В этой виртуальной реальности можно совершать реальные грехи, укореняться в злобе, гордости, сребролюбии, нечистоте. Вопрос: являются ли виртуальные добрые дела таковыми в очах Божиих?

Сегодня любая он-лайн игра с качественной графикой или симулятор вроде Second Life дает своему пользователю иную реальность – вторую жизнь. С каждым новым гаджетом степень вовлеченности людей в виртуальное пространство этой второй жизни растет, все более стирая грань реальности и виртуальности.

Если раньше мужчина при встрече снимал шляпу, то сейчас вынимает из одного уха наушник. В одном из современных романов-антиутопий описана на самом деле не такая уж далекая картина, когда люди подключены к Интернету через нанонапыление на сетчатке глаза. Ощущения становятся все более качественными, скоро их трудно будет отличить от реальных.

Жизнь становится по ощущениям простой и легкой, эти ощущения переносятся и на веру – духовные опасности не так уж страшны, посмертная участь человека не пугает. Можно говорить о таких феноменах, как "cappuccino-Christianity" или "Православие-lite".

Заканчивая свое сообщение, упомяну слова Н.А. Бердяева из книги "Царство духа и царство кесаря": "Нужно не отрицать технику, а подчинить ее духу".

По отношению к компьютерной технике эти слова, наверное, тоже верны. Классический пример ножа, который сам по себе нравственно нейтрален, но которым можно порезать хлеб, а можно убить человека, применим и к компьютерной технике. Сама по себе она нравственно нейтральна. Но уж больно этот компьютерный "нож" сложен, он напрямую влияет на интеллект, на чувства, на волю, на душу человека. Это мощное орудие, которое может способствовать человеку в познании евангельских истин, но может привести его и к порабощению греху.

Адриан Пашин, игумен

Православие и мир - 24.11.2011.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы информационной безопасности и выживания в экстремальных и военных ситуациях"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru