Четверговая соль как сугубо христианская народная
традиция
Разоблачаем глупости современных
православных "Иванов, родства не помнящих" о "четверговой
соли". Рецепты четверговой соли и её христианский
символизм...
***
На одном из вроде бы православных
ресурсов, да еще с громким названием "Православие о
суеверии" вышла разоблачительная статья о четверговой
соли, в которой они сделали вывод, что "четверговая
соль" - языческий предрассудок. Её приготовление и
использование – магические манипуляции, противоречащие
церковному учению. Православным христианам следует
помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от
следования пустому обольщению, по преданию человеческому,
по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8)".
Уф… Мне уже приходилось читать заявления
некоторых священников, что, мол, праздник Ивана Купалы –
это древний языческий праздник, который мы, христиане,
на Руси христианизировали. То, что пророк Иоанн
Предтеча окунал людей в… воду, именно поэтому получил
прозвище на Руси Иван Купала - это в их городские головы,
давно оторванные (советской властью!) от народной
(крестьянской) культуры не приходило. К слову сказать,
"Иван" - производное от еврейского имени Иоанн, поэтому
сложно предположить, что у славян был любящий воду бог
с еврейским именем.
Чего только стоит также заявление анонимного
автора, что святее Папы Римского: "В народных
представлениях славян соль - символ, используемый
главным образом в качестве оберега".
А он (она) не в курсе, что соль ещё и
ветхозаветный и христианский символ?!
"Всякое приношение твое хлебное соли
солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета
Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси
[Господу Богу твоему] соль" (Лев.2:13).
"... при рождении твоем, в день, когда
ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была
омыта для очищения, и солью не была осолена, и
пеленами не повита" (Иез.16:4).
"Вы - соль земли. Если же соль потеряет
силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему
негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям"
(Мф.5:13).
"Ибо всякий огнем осолится, и всякая
жертва солью осолится" (Мк.9:49).
"Соль - добрая вещь; но ежели соль не
солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и
мир имейте между собою" (Мк.9:50).
"Слово ваше да будет всегда с
благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как
отвечать каждому" (Кол.4:6).
Что же было в реальности у русских
христиан? Рассказывает этнограф и православный
христианин Даниил Крапчунов.
Кстати, я познакомился с Даниилом
Евгеньевичем в 2009 года на одной из секций на
Кирилло-Мефодиевских чтениях в Томске. Там мне пришлось встать на защиту участников "Васильева вечера"
от томского протоиерея, что считал их попытки вспомнить
и возродить народные христианские традиции
пропагандой... язычества.
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
***
Четверговая соль
"Арина Власьевна была настоящая русская
дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за
двести, в старомосковские времена. Она была очень
набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы,
в народные лекарства, в четверговую соль..." (Иван
Тургенев "Отцы и дети")
***
"Отец с тетушками воротился еще до
полден, когда нас с сестрицей только что выпустили
погулять. Назад проехали они лучше, потому что воды в
ночь много убыло; они привезли с собой петые пасхи,
куличи, крутые яйца и четверговую соль. В зале был уже
накрыт стол; мы все собрались туда и разговелись"
(Сергей Аксаков. "Детские годы Багрова-внука")
***
В Великий (или Чистый) четверг
полагалось не только убирать в доме, чистится, мыться,
причащаться, но и ходить в храм за четверговым огнем и
готовить особую, четверговую (черную) соль.
Четверго́вая соль (чёрная соль) -
продукт, используемый в православной культуре. Готовили
особым способом один раз в году - в Чистый четверг.
Традицию сохранили на Афоне, хотя она
была уже почти утрачена в России. Но теперь постепенно
восстанавливается и в России. Обычай обрядового
использования соли имеет древние корни и богатую
христианскую символику.
В Страстную или Великую среду
вспоминается предательство Иуды, которое произошло во
время общей трапезы. Христос предсказал это
предательство, сказав, что предаст один, опустивший со
мной руку в солило (солонку). Отсюда представление, что
соль нужно пережигать, очищать после случившегося
осквернения Иудой.
Тут же вспоминаются Евангельские слова,
что вы - ученики и последователи Христа - соль мира. Но
если соль обуяла, потеряла свое свойство преображать,
менять, засаливать мир, то ее выбрасывают вон. Если
принять, что в Чистый четверг в печи зажигали "новый"
огонь от страстной свечи, от огня свечи, горевшей во
время чтения страстных евангелий, то пережигание соли в
четверговую можно воспринимать как изменение,
преображение человека страстями Христа в нового
человека. Тут и сближение с святым огнем Великой
субботы, или как его называют в России, благодатным
огнем, зажигаемым в Иерусалиме накануне Пасхи.
За четверговой солью признавали
возможность давать силы и защищать человека от болезней,
нечистой силы, нападения врагов. Ещё в сборнике
постановлений церковного собора XVI века "Стоглав"
рассказывалось об обычае использования четверговой соли.
Такая традиция зафиксирована этнографами
в Нижегородской, Костромской, Вологодской, Ярославской,
Московской и Владимирской губерниях, откуда традиция
распространилась и на Сибирь. Но бытовала она гораздо
шире, не только среди крестьянского населения и горожан,
но и среди монахов в монастырях.
В начале прошлого века никто бы не
удивился, увидев черную соль. Она была на каждом столе -
у господ и крестьян, фабрикантов и купцов, студентов и
священников.
Известный знаток кулинарии, автор многих
кулинарных книг Вильям Похлебкин, рассказывал
исторический анекдот: "В 1843 году русское посольство в
Париже поручило ведущему тогда повару Франции г-ну
Plumre приготовить пасхальный стол, в том числе и
четверговую соль. Но француз не смог сделать четверговую
соль, хоть бился двое суток. Он просто не знал, что и
как делать. Русские дипломаты тоже не смогли ему
объяснить. Они ее ели, а как сделать, не знали. Дали
депешу в Баден-Баден, где были русские, и случайно
нашелся человек, который сообщил рецепт".
Как же все-таки ее делали? Каждый из
живущих в доме брал по горсти соли и складывал в
приготовленную посуду, должно было быть столько горстей,
сколько человек живет в семье. Потом ее толкли в ступке,
так как для пережигания требовалась настоящая крупная и
только каменная соль (брать йодированную, мелкую,
поваренную, морскую нельзя!). Затем перемешивали эту
соль с квасной гущей или суслом, заворачивали в тряпку,
клали в старый лапоть и ставили в печь. Там она
пережигалась.
После пережигания соль просеивали и несли
в церковь освящать. В Великом требнике митрополита Петра
Могилы есть чин на освящение соли. После освящения соль
уже по праву называлась четверговой.
Четверговая соль имеет бежевый цвет и
особый приятный вкус. Ее хранили в
течение целого года в красном углу и использовали для
нужд семьи лечении различных болезней.
Только с четверговой солью полагалось,
есть блюда пасхального стола, в частности крашеные
пасхальные яйца.
Золу, оставшуюся после приготовления
четверговой соли, использовали в качестве
активированного угля при отравлениях, лечили ею и
некоторые кожные заболевания. Считалось, что четверговая
соль не теряет целебных свойств в течение года.
Считалось, что рецепт ее приготовления
утрачен, однако традиции ее домашнего приготовления еще
живы в северных и восточных областях, а сегодня ее в
буквальном смысле возрожденную из пепла можно купить и в
супермаркете.
Современный промышленный способ
производства сохраняет традиции - процесс
предусматривает смешивание соли с ржаной мукой и
минеральными добавками, обжиг в печах при высокой
температуре (до 600 С) в течение нескольких часов и
охлаждение. В результате соль приобретает черный или
темно-серый цвет, поскольку содержит уголь. Кроме угля,
соль содержит микроэлементы, некоторые производители
дополнительно обогащают получившуюся соль витаминными
добавками. Однако для русского человека имело значение и
то, в какой печи, каким огнем, с какими молитвами
готовили соль и обязательно ее освящение в Пасху.
Способы приготовления:
Крупную смоченную соль смешивали с
квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в
воде, завязывали в тряпочку или клали в старый
берестяной лапоть и ставили в печи на самый жар или
закапывали в пепел, и плотно закрывали створку на
три-четыре часа. После чего толкли в ступе, всё это
время (и при прокаливании, и при истолчении) читая
молитвы. Затем соль освящали в алтаре.
В чёрный цвет поваренная соль
окрашивается при запекании. Огонь, по народным
представлениям, обладал очистительной силой. В некоторых
деревнях Енисейской губернии для придания огню большей
очистительной силы, в печь клали "воскресные" дрова,
которые хозяйка заготовляла в течение Великого Поста,
откладывая по одному полену каждое воскресенье.
Максим Сырников в книге "Настоящая
русская еда" описывает рецепт, которому его научили в
окрестностях Мурома: "Крупную соль смешивают с квасной
гущей в большой чугунной сковородине. Гуща отцеживается
из сусла любого солодового кваса, красного или белого.
Гуща и соль берутся примерно в одинаковых пропорциях.
Смесь ставится в духовку или печь до спекания в
монолит". Соль из печи достают чуть тёплой, откалывают
от соляного кирпича куски, и дробят их в ступке.
"Четверговую соль" весь год хранили на божнице за
иконами. Во время приготовления соли положено читать или
петь молитву "Отче наш".
В состав черной соли входит значительно
количество макро- и микроэлементов, так необходимых для
человека: кальций, магний, углерод, калий. Черная соль
стимулирует на пищеварение. Такая соль будет не столь
опасна, как очищенная, больным с сердечно-сосудистыми
заболеваниями, повышенным давлением, почечной
недостаточностью.
Сам Бог создает перед Пасхою
религиозную, культурную, ярко символическую народную
традицию праздничного приема пищи:
"Агнец у вас должен быть без порока,
мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от
коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня
сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание
общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови
его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в
домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию
самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с
горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него
недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте
испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;
не оставляйте от него до утра [и кости его не
сокрушайте], но оставшееся от него до утра
сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут
чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и
посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью:
это - Пасха Господня" (Исх. 12:5-11)
Горькие травы - явно не языческий
символ, а символ горечи плена. Христос и апостолы имели
пред собой "солило" - блюдо со смесью соли и горьких
трав. "Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба,
подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту"
(Ин.13:26).
Почему Бог запретил ломать кости ног
(для извлечения костного мозга)?
А вот почему! "Много скорбей у
праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит
все кости его; ни одна из них не сокрушится" (Пс.
33:20-21).
"Итак пришли воины, и у первого перебили
голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу,
как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней
(Ин. 19:32-33).
Мне лично ближе предположить, что
четверговая соль - это русский эквивалент "солила с
горькими травами", ибо откуда у русских крестьян горькие
пряные травы с Палестины и Египта? А не необходимость
очистить соль от Иудиного макания…
Впрочем, мне известен обычай у алтайских
старообрядцев беспоповцев пережигать все сковороды и
горшки с началом Великого поста, чтобы на посуде не было даже следов
скоромной пищи. Формально это проявление
обрядоверия и фарисейства, но традиция пережигания для
избавления от скоромного имела место.
Обращаю внимание, что четверговая соль,
как последующие пасхальные яства освящалась священниками
и на это есть соответствующие церковные молитвы.
Другой вопрос, что темные,
непросвещенные люди были и тогда, и сейчас, и могли
воспринимать четверговую соль в оккультно-магическом
аспекте. Но если какие-то идиоты её так воспринимают,
если о четверговой соли пишут на оккультных ресурсах,
разве она перестает быть истинным христианским символом?!
Если поддаваться лукавой логике
анонимного (!) автора с "Православие о суеверии", то
давайте запретим свечи в храмах, потому что их активно
используют некоторые в магических ритуалах.
P.S.
Кстати, я за запрет свечей в храме – изначально это было
древние "лампочки" и только! Сейчас везде электрическое
освещение. В храмах сжигают и уже по реально мутному
оккультно-церковному "преданию старцев" (свечи за
здравие и упокой) тонны зловонного парафина, что не
только отравляет смрадом воздух, но и закапчивает
росписи и иконы.
P.P.S. Я не готовлю
четверговую соль и готовить не собираюсь: у меня нет
желания есть соль с перегорелой ржаной муки (ассоциации
с канцерогенами). Готовить и употреблять её сейчас - вопрос личного вкуса, а не вопрос чистоты Православия.
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" -
21.04.2022.