Основания почитания святых, их канонизации и
молитвенного обращения к ним
Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"...
***
200. Здравствуйте! Давно хотел
спросить у кого-нибудь про канонизацию. И вот в вашей
стать прочитал: "Основными критериями канонизации
подвижников веры в Русской Православной Церкви являются:
праведное житие, Православие безукоризненное, народное
почитание, чудеса и нетленные мощи". Скажите, а откуда,
вообще, пошла канонизация? Какие места в Библии
указывают на нее и определяют ее правила? Евгений.
Спаси нас, Господи Иисусе Христе!
Канонизация - это не награда за некие
заслуги и добрую жизнь на земле, это удостоверение
Церкви, что данный христианин действительно был
праведен, был святым, был храмом Духа Святого. А
поскольку "много может усиленная молитва праведного", мы
обращаемся за молитвенной поддержкой к праведнику, чья
жизнь и смерть подтверждают его святость.
А чего ради подтверждать святость
христианина? Для молитвенного общения с ним.
Есть три основания для обращения за
молитвенной помощью к Богу к усопшим святым:
1. Мы верим, что души усопших
праведников находятся в сознании и знают, что происходит
в мире, они собственно составляют Небесную,
блаженствующую часть Христовой Церкви:
"Бог же не есть Бог мертвых, но живых,
ибо у Него все живы" (Лк.20:38).
"И когда Он снял пятую печать, я увидел
под жертвенником души убиенных за слово Божие и за
свидетельство, которое они имели. И возопили они громким
голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не
судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?"
(Откр. 6:9)
2. Христиане могут и должны молиться
друг о друге:
"Признавайтесь друг пред другом в
проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться…"
(Иак.5:16)
Всякою молитвою и прошением молитесь во
всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким
постоянством и молением о всех святых… (Еф.6:18)
Даже апостол Павел просил молиться о
нем:
"Итак молитесь за нас, братия, чтобы
слово Господне распространялось и прославлялось, как и у
вас" (2Фесс.3:1)
3. Молитвенник - молитвеннику рознь:
"…много может усиленная молитва
праведного" (Иак.5:16)
В контексте первого пункта
вышесказанного нет никакой разницы, если мы просим
молитв за нас у живых или усопших добрых христиан.
Нам отвечают - я сам буду молиться о
себе без посредников. Какая гордыня и духовное
ослепление! Апостолы, исполненные невероятной
благодатью, просили молитв о себе, а наши "протестанты"
не желают просить кого-либо!
Мы же, православные христиане с одной
стороны со смирением оцениваем степень своей
праведности, с другой стороны хотим получить награды: "…кто
принимает пророка, во имя пророка, получит
награду пророка; и кто принимает праведника,
во имя праведника, получит награду праведника"
(Мф.10:41).
Вы не принимаете свщмч. Иринея Лионского
и не простите его молитв к Богу о вас? Вы не получите
наград свщмч. Иринея Лионского.
Вы не принимаете свт. Николая Чудотворца
и не простите его молитв к Богу о вас? Вы не получите
наград свт. Николая Чудотворца.
Вы не принимаете вмч. Пантелеимону
Целителю и не простите его молитв к Богу о вас? Вы не
получите наград вмч. Пантелеимона Целителя.
Вы не принимаете преп. Максима
Исповедника, и не простите его молитв к Богу о вас? Вы
не получите наград преп. Максима Исповедника.
И т.д.
Теперь о уже набивших оскомину вопросах,
а где этому есть подтверждение в Библии.
Священное Писание не является конечным и
всеобъемлющим источником Божьего Откровения:"Многое и
другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том
подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы
написанных книг. Аминь" (Ин.21:25).
Поэтому: "Утешитель же, Дух Святый,
Которого пошлет Отец во имя Мое, научит
(примечание МС. Обратите внимание на глагол "научит",
т.е. даст знания, которые ученики Христа не знали)
вас всему и напомнит вам все, что Я говорил
вам" (Ин.14:26).
И действительно: "Еще многое имею
сказать вам; но вы теперь не можете вместить"
(Ин.16:12). Некоторые учения появились в Церкви спустя
столетия, и они вряд ли были поняты первыми христианами.
Например, очерченное учение о Единстве и Троичности
Бога, учение о природах Христа и т.п.
Современные сектанты, которые всегда
начинают с нуля, и говорящие, что, дескать, то и то не
описано в Библии, поэтому это не стоит делать, в
сущности отрицают действие Святого Духа в Церкви. Разве
Дух Святой ушел из Церкви после "издания" книг Нового
Завета? Нет.
"Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но
сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на
основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса
Христа краеугольным камнем, на котором все здание,
слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на
котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф.
2:19).
Т.е. Церковь не выстроена окончательно
после Пятидесятницы, она до сих пор продолжает
"возрастать в храм в Господе". Разве догмат о Троичности
Бога напрямую открыт в Библии, или о том, что во Христе
две равновеликие природы, не поглощающиеся друг друга, и
две воли? Разве есть в Библии слово, что Сын
"единосущен"? Разве сразу сформировались все каноны
Церкви, постановляющие как рукополагать диаконов и
священников, какие требования к ним предъявляются, что
делать если человек согрешил? А что делать, если
христианин убил, женщина сделала аборт? Человек ушел в
секту, а потом вернулся? Как принимать в лоно истинной
Церкви, т.е. Православной Церкви баптистов, адвентистов,
пятидесятников? Как быть, если человек принял крещение в
Православии, а потом "крестился" в какой-либо секте? А
потом вернулся. Его надо перекрещивать или нет? И таких
вопросов тысячи и тысячи. И они разрешались на Соборах
действием Святого Духа.
Если Вы говорите, что то, что говориться
нет в Библии, поэтому этому следовать нельзя, Вы хулите
Святого Духа. Вопросы почитания святых и их канонизации
открыты Духом Святым в течение первых столетий. У Вас
есть основания, считать, что почитание святых и
канонизация не откровение Божие?
Про тысячи и тысячи случаев чудесных,
т.е. необъяснимых, сверхъестественных случаях помощи
живым людям от молитв усопших праведников и говорить не
приходится. Если просить небесных угодников Божиих
молиться о людях Богу – бесполезно, разве бы это люди не
заметили за 2000 лет? Одним из оснований для канонизации
как раз являются случаи посмертной молитвенной помощи от
праведника.
Более подробно о почитание святых у нас
тут: "Почитание святых в Православии. Почитание мощей святых в Православии"
21.11.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
|