|
Мы все же должны быть святее церковной свечки и
ладана…
Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"...
***
175. Здравствуйте! Среди
священнодействий и молитв, которыми православные
ограждают себя и свой дом от нечистой силы, есть такие,
которые могут совершать только священники, а есть и
такие, которые могут совершать миряне. Я получила совет,
но не узнала, могу ли сама это применять. Скажите,
пожалуйста, можно ли православному верующему защищать
свой дом от нечистой силы таким образом: пройти с
зажженной свечой по всему дому, читая любую молитву и,
начертывая этой свечой крест в воздухе напротив каждой
стены - 1 раз, напротив окон и дверей - по 3 раза?
Ирина.
Спаси нас, Господи Иисусе Христе!
Вы сейчас продемонстрировали образец
суеверия, точнее веры в церковную магию - это я про
хождение со свечкой. И непонимание силы и сути Церковных
Таинств, благодати Божией в Церкви и т.п. Человек, на
котором одет самый прочный бронежилет, и который для
дополнительной "защиты" от пуль начинает читать заговоры
от пуль и махать свечами по сторонам, кто? Глупец...
Так называемые молитвы защиты от
нечистой силы, по-моему, и не только по-моему глубокому
убеждению, имеют корни в средневековых суевериях и
магическом мышлении. Вы были во взрослом возрасте на
Крещении? Взрослый крещаемый или восприемник младенца
отрицается троекратно от сатаны, поворачивается и
образно плюет в него, т.к. фактически наносит сатане
оскорбление, а потом священник читает специальные
заклинательные защитные молитвы.
С момента крещения на человека Бог
надевает самый прочный "бронежилет" от влияния сатаны –
это покров Христовой Церкви, покров многоразличной
благодати, наполняющей Церковь.
И все, уважаемая, христианин под защитой
Бога... Что такое Церковь? Богочеловеческий организм -
тело Христово: " ...Христос глава Церкви, и Он же
Спаситель тела" (Еф.5:23). Далее апостол пишет: "Ибо
никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает
и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены
тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф. 5:29-3).
И думать, что Бог Вас не защищает, или
забыл, или решил наказать, или еще что, и поэтому вы
сейчас без Его защиты, и поэтому надо взять свою защиту
в руки и начать обмахивать комнату свечами и кадить
- это и есть и маловерие, и суеверие и магизм...
Мы как-то в своем молитвенном усердии
забываем слова Господа: "А молясь, не говорите лишнего,
как язычники, ибо они думают, что в многословии своем
будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш,
в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него
(Мф. 6:7-8). Далее Господь приводит молитву "Отче
наш...".
Если иметь веру в эти слова, можно
вообще ничего не просить, а только вести разговор и
моления с Богом молитвой "Отче наш", "Иисусовой"
молитвой и молитвой мытаря". "Боже! будь милостив ко
мне грешнику!" (Лк.18:13). И также следовать постам...
В итоге "...сей же род изгоняется только
молитвою и постом" Мф.17:21. Бесы не смогут к Вам
подойти. Не сказано в Евангелие: "сей род
изгоняется свечами, ладаном, святой водой, святой
землицей с могил угодников, освященным маслицем..."
Не подумайте, что я выступаю против
возжигания свечей, лампад, ладана, кропления святой
водой. Это благочестивые действия для освящения и
выражения жертвенной признательности Богу, памятования
Бога, но это вторичные или даже третичные действия по
обязательности. Первично быть настоящей христианкой,
молитва и пост, а уже потом остальное, и если это
остальное не будет совершаться - ничего страшного,
ибо нет заповеди о об обязанности возжигать ладан,
свечи, лампады, обязательно пить Святую воду и постоянно
кропить ею жилище...
Может ли сатана приблизиться к Телу
Христа и повредить Ему? Или Христос может заснуть и не
увидеть, и не помочь, когда к его верному рабу подходит
противник? Нет... Поэтому не занимайтесь суевериями и
магическими глупостями. Молясь молитвами защиты от
бесов, которые хоть и есть в некоторых молитвословах и
книгах, Вы показываете на самом деле свое маловерие и
непонимание силы и сути церковных Таинств, благодати
Божией в Церкви и т.п.
Будьте доброй христианской, как можно
чаще Причащайтесь - именно Таинство Евхаристии делает
нас сопричастным к Телу Христову, к Его Церкви, ко
спасению.
"Господь сил с нами, Бог Иакова
заступник наш" (Пс.45:8)
"Замышляйте замыслы, но они рушатся;
говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!"
(Ис. 8:10).
Кого в таком случае бояться?! И если
Вам покажется, происходит некое вражье наваждение -
наложите на себя крестное знамение, и молитесь "Помилуй
и защити меня Боже!". Этого достаточно... Если Вы
сомневаетесь, что эта краткая молитва и знамение Вам не
поможет, а поможет некая особая "сильная" молитва, то
это проявление магического мышления, точнее суеверие
"церковной магии".
10.07.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
175а. Максим Валериевич, благодарю Вас за
ответ. Я услышала о своем суеверии. Принимаю. Однако, к
сожалению, объяснительная часть мне непонятна. Если
возможно, поясните. Я не из упрямства или каприза Вас
спрашиваю. Мне важно понять, почему "хождение со свечкой
по дому отражает маловерие, а также глубокое непонимание
силы и сути Церковных Таинств"?
Долгими историями
утруждать не стану, но мой вопрос - это просто маленький
кусочек, выбивающийся из очень складной и ценной для
меня картины, который может всю ее полностью изменить.
Ответьте, пожалуйста, уже не на вопрос, а на мое
непонимание ответа. Храм, в который мы входим - освящен,
и в нем постоянно возносятся молитвы. Священнослужители
- все крещены, прихожане тоже (т.е. каждый под самой
надежной зашитой Господа; "бронежилет", как Вы назвали).
Но все же не раз за службу батюшка кадит, и периодически
бывают службы, когда он кропит и храм, и присутствующих
на службе святой водой. Если это требуется внутри
освященного храма, если в издаваемых сейчас письмах
пастырей своим духовным чадам есть советы по
периодическому каждению и окроплению своего освященного
(защищенного) дома, как нормы! жизни христианина, то
почему же "хождение со свечой" противоречит православию.
Святая вода, ладан, свеча из храма, - из одного ряда.
Окропление храма и дома, каждение храма и дома по всем
стенам и углам, осенение крестом многократное за день у
каждого христианина. Чем же от всего вышеназванного
отличается крест, начертанный в воздухе свечой? Почему
это относится к магическому пониманию? Почему это
однозначно воспринимается Вами, как неправославное? Как
мне это увидеть? И еще: Вы приводите слова из Писаний,
что каждый от крещения защищен. Но в святоотеческих
писаниях есть много историй о том, что благодатные
старцы или настоятели видят в освященных храмах своих
освещенных обителей во время служб бесов, которые
препятствуют монахам в молитвах, искушают, могут даже
погубить.
И такие же рассказы о храмах вне обителей. О
последствиях, и о необходимом трезвении и
рассудительности не только для тех, кто избрал
священнический или монашеский путь, а для каждого
православного. О внимании и к себе, и к дому своему. А
также о том, что крестятся люди нередко, не понимая
Православия вообще. И что после крещения мы можем, не
понимая даже, делать нечто, что является отступлением от
веры (например, заниматься йогой и пр.). И иметь много
близких людей и друзей, крещеных, но Православия не
знающих, и потому живущих по ересям, которых таковыми не
считают. Мы не можем закрыть свой дом от друзей и
близких, которые долгие годы были с нами в радостях и
трудностях, которые остаются дороги нам. Вот и
получается, что друзей своих мы хотим, а их заблуждений
не хотим. И объяснить, убедить не способны. Молимся за
них, за себя, и дом хотим сберечь чистым. Ирина.
Спаси нас, Господи Иисусе Христе!
В
храме кадят и кропят Святой водой для того, что
ОСВЯЩАТЬ, а не защищаться от бесов. К тому же каждение
ладаном - это своеобразная жертва Богу, принятая еще с
древних времен. Вы понимаете
принципиальную разницу? А бегание по дому со свечой -
это уже явная ритуальная защитная магия.
Вы мне
объясните, как махание перед окнами свечой может
"защитить" от бесов? Есть такое понятие "обрядоверие".
Если Вы христианка, часто приступающая к Таинству
Евхаристии, если Вы живете в покаянии, молитве, любите
ближних и творите много добрых дел, в сравнению с этим
каждение, кропление, махание свечами - это благочестие
самого меньшего порядка.
Ибо именно Вы сама становитесь источником освящения
всего вокруг, Вы становитесь светом для всех, солью,
которая осоляет все вокруг. Вы поймите, насколько в
действительности чудовищно по своей сути Ваше нынешнее
маловерие.
"Ибо вы храм Бога живаго, как
сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их
Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16).
По вашей "вере" свечка святее Вас?
Свечка Вас святее?! Вас, которая принимала сегодня за
Литургией Плоть и Кровь Христа? Ту, в которой живет Дух
Святой? Да, я повторю вслед за апостолом "....
Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из КОТОРЫХ
Я ПЕРВЫЙ" (1Тим.1:15), но по Свой любви Господь меня
и всех нас освящает, и мы, христиане, святее церковной
свечки, если так можно сказать. Ибо мы по милости Божий
становимся сопричастными Плоти и Крови Господа, а это Самая Величайшая
Святыня. Мы становимся частью Тела Господа Иисуса
Христа. При этом даже самая толстая свечка "made in Sofrino"
такой Святыни в себе не имеет.
"Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред
Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус,
Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня"
(Лк.8:28). Как бесы могут приблизиться к человеку,
имеющему в себе Плоть и Кровь Христову?
"...Я - Господь
Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог
ваш] свят..." (Лев.11:44). Вы понимате, к чему нас Бог призывает? Вот
и Вы будьте святее свечки...
Когда Вы станете святее
свечки, тогда уже можно не ходить со свечой по дому,
следующий шаг - святость более, чем святость ладана,
тогда и кадить уже не надо. Далее станьте святее святой
воды - необходимость в кроплении отпадает: Простите меня
за иронию, но, думаю, Вам теперь понятно, что не туда Вы
свои защитительные меры направляете: источником святости
в Церкви является Сам Господь, причащайтесь как можно
чаще Плоти и Крови, и тогда Вы станете источником
освящения и жилища, и детей, и мужа. Источником
тысячекратно святейшем, чем свечи (воск и парфин!),
ладан (кусок смолы!) и т.п., ибо Вы будет храмом Духа
Святого!
Повторюсь, не подумайте, что я выступаю против
возжигания свечей, лампад, ладана, кропления святой
водой. Это благочестивые действия для освящения и
выражения жертвенной признательности Богу, памятования
Бога. Но святыми должны быть мы, а не наше жилище. Кто
освящает нас? Плоть и Кровь Христова, Дух Божий живущий
в нас освящает нас, и через это мы будучи источником
святости освящаем все вокруг, мы от этого осоляем все
вокруг (Мф.5:13), освещаем светом все вокруг (Мф.5:16).
И если нет внутренней святости, ни Святая вода, ни
свечи, ни ладан, ни освященное масло не поможет.
И еще не надо в темноту вглядываться,
смотрите на Христа, любите Бога и ближних, творите
добрые дела и милостню, и Бог вас защитит. И к тому же
Вы себе много чести делаете. Вы разве великая подвижница, настолько,
что Господь попускает Вам бесовские искушения? У одного
из подвижников я читал, что бесовским искушениям
подвергаются только монахи, а миряне искушаются своей
похотью и страстями. Бесы могущественные и коварные
духи, их искушения и нападки может выдержать только
человек высокой духовности. Вы им являетесь? И где тогда
Вы читали, что монахи при бесовских нападках спаслись
маханием свечей и ладаном? А чем спасались? Молитвой и
постом...
Вы можете вспомнить случай с
Мотовиловым. Это не исключение... Есть основание
считать, что Мотовилов - психически нездоровый человек,
словам которого нельзя доверять. Как аргумент - посмотри
официальное житие преподобного Серафима Саровского, в
нем нет упоминания, ни Мотовилова, ни его свидетельств о
житие святого.
У нас на сайте также есть раздел о псевдоправославии
Почитайте, думаю, многое после этих статьей станет ясно.
12.07.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
175б. Максим Валериевич, я очень
благодарна Вам за ответ, за ту помощь, которую получила.
Представить не могла, что мой простенький вопрос
обнаружит такие глубины непонимания. И очень сложно
поверить, что я, какая есть, сосуд Божий, а тем более
храм Духа Святого. Но так хочется в это верить! Я
правильно поняла? Цель нашей жизни - обожение, святость,
стяжание Благодати Духа Святого через Таинства Церкви,
молитву, покаяние и добрые дела. С ними душа человека
стяжает любовь, кротость, смирение, приближается к
святости.
И именно это одновременно является
защитой и для самого человека, и для его близких, и для
его дома: нечистая сила не выносит Благодати, любви,
смирения. Да, Вы правы, маловерие чудовищно. И сильна
тенденция опереться в укреплении веры на разум, на
понимание, логику. Может, Вас удивит, но со свечой по
дому и по кабинету перед приемом ходят психологи,
выпускники университета, кандидаты, люди, прочитавшие
далеко не одну книгу древних и современных
проповедников, святых отцов.
Относительно наших искушений и
страхов: конечно, они не от подвижничества. Скорее, мы
обнаруживаем себя в категории тех, кто вольно или
невольно "не дверью входит". И понимая, сколько
нарушено, со скольким предстоит разобраться, различить,
отделить, понимая, что это не будет быстро, хотелось
защититься чем-то еще: ощутимым, наглядным.
И ведь наши вопросы не на пустом
месте возникают: посылаю Вам ссылку на православный
сайт, где авторы-насельники монастырей говорят не только
об освящающей, но именно о защитной силе и каждения, и
кропления. (также и осенение крестом). Посылаю одну для
примера, реально их много.
http://www.pravoslavie.ru/ answers/6640.htm (сайт
Сретенского монастыря). Отвечает иеромонах Иов Гумеров,
автор книг, которые продаются в книжных магазинах
Московской Патриархии по благословению митрополита.
"Нужно сказать, что каждение +
является также и реальным очищающим действием. Это
известно из практики. Мне самому довелось в этом
убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я
был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много
лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла
молиться, приступать к святым таинствам, но не имела
возможности избавиться от бесовского плена". После
каждения избавилась...
А на Вашу реплику, чем может помочь
махание свечой, можно по логике ответить, что дело не в
махании, а в кресте, который начертывают в воздухе
свечой. Крестят же нас в храме книгой - т.е. священным
предметом. Это ведь не махание, правда? Освященная свеча
по логике такой же священный предмет. А когда все мы на
себя или близких налагаем крест, мы разве освящаем, а не
защищаем себя крестом? И в молитве Кресту говорится
именно о защите, о прогнании нечистой силы. Я к тому,
что христианам в помощь на пути к цели (обожению) дана,
помимо главной (Таинства, молитвы, пост, дела любви),
еще и другая помощь, воспринимаемая чувствами, наглядная
(каждение, осенение крестом, святая вода). И о них на
православных же сайтах пишут, что прибегать и к ним
необходимо регулярно для себя и дома. Вот по какой
логике возникают наши вопросы. И оказывается важным для
нас уметь отвечать на них. Тогда открывается для самого
человека куда более серьезное, даже страшное
непонимание. И возможность переосмыслить многое. Прийти
к истинной вере. Благодарю Вас. Ирина.
Спаси нас, Господи Иисусе Христе!
Увы, Ирина, народные церковные суеверия
крайне живучи. Вы мне писали: "А на Вашу реплику, чем
может помочь махание свечой, можно по логике ответить,
что дело не в махании, а в кресте, который начертывают в
воздухе свечой. Крестят же нас в храме книгой - т.е.
священным предметом. Это ведь не махание, правда?
Освященная свеча по логике такой же священный предмет. А
когда все мы на себя или близких налагаем крест, мы
разве освящаем, а не защищаем себя крестом? И в молитве
Кресту говорится именно о защите, о прогнании нечистой
силы..."
Внимательно прочитайте ваши слова - в
них и ответ, в них и пример суеверия. Что же освящает и,
если хотите, защищает? Свеча сама по себе? Свечи
используются во многих сектах и языческих культах, их
ставят и перед идолами, ложными богами. Ладан сам по
себе? Ладан используется во многим сектах и языческих
культах, им кадят перед идолами, ложными богами.
Крестное знамение? Это жест и сам по себе не более
того... Вы знаете, что до революции очень многие
священники, профессора и преподаватели семинарии и
простые православные курили. А сектанты не курили. Так
вот бесноватые и кликуши на запах табака реагировали как
сейчас на запах ладана... Тогда запах табака был
атрибутом православности... Думаю, я Вас удивил....
Какие сейчас бесноватые беснуются от
запаха табака? :-) Так что же освящает и защищает?
Действие, и непросто действие, а
действие во имя и ради Бога, ради Сына Божия. Именно то,
что совершается во имя истинного Бога вызывает бесов
неприятие. Вы говорите, что свечкой совершаете крестное
знамение? А если Вы просто рукой перекрестите все
вокруг, без свечи это не подействует?! А если Вы просто
помолитесь: "Господи, спаси и сохрани нас", затем
перекреститесь только сами, жилище не будет освящено и
защищено? Вот то-то, увы, в реальности граница между
миром веры и истины и миром суеверия, обрядоверия,
язычества и идолопоклонничества очень тонка.
Представьте, что в воскресение приняли
Святое Причастие. Священник нам говорил "Мир вам!...
Благословение Господе на вас!". Вы приходите домой, неся
в себе Плоть и Кровь Христа, передаете благословение и
мир домочадцам, говоря им уже "Мир вам.. Благословение
Господне на вас ". Литургия это прежде не обряд, не
историческое воспоминание о Христе, не благочестивое
упражнение или некое духовное лекарство. Литургия - это
переживание, это перенесение верующих в Царствие
Небесное, это сопричастность, здесь и сейчас событиям
прошлого и будущего. После Литургии вместе с вами в ваш
дом приходит Сам Христос!
Каких бесов Вам теперь бояться? Каких
проклятий, сглазов и порчи? Вы теперь стали
носительницей святости (не по делам, а по благодати и
милости Бога, вопреки вашим грехам), Вы теперь освящаете
все вокруг себя.
Случай, приведенный иеромонахом, думаю,
является следствие его не осведомленности и духовной и в
психиатрической науке. И не соврем пример к месту.
Реально бесноватый человек не может легко причащаться, а
после причастия оставаться бесноватым. Вы читали
Евангелие?
"И когда вышел Он из лодки, тотчас
встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый
нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог
его связать даже цепями, потому что многократно был он
скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал
оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда,
ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о
камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился
Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до
меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом,
не мучь меня!" (Мк. 5:2-7).
Т.е. Христос только подошел и то не
рядом стоял, а у бесов уже мучение! А человек в себя (в
себя!) принял Плоть и Кровь Христа, и бесам нипочем...
(?!)
В данном случае имело место
психиатрическое заболевание (я таких людей видел), ранее
это называлось в народе кликушество, когда человек по
своему внушению начинает кривляться как бесноватый, не
будучи таковым. Невероятно, Плоть и Кровь Христова беса
не изгнала в женщине, а каждение ладана изгнала…
Нечто подобное происходит и у
пятидесятников - в секте внушили на Вас если сойдет "дух
святой", вы будете падать, кричать, смеяться, бормотать
ангельскими языками (правильнее - абракадабру), и те
так и беснуются. Кадры таких беснований, думаю, Вы
видели по телевизору.
Увы, на самом деле, думаю, практически
во всех случаях беснующиеся люди на так называемых
отчитках - это болящие на голову, а не от бесов. Это
пациенты психиатров, но не как не экзорцистов.
Рекомендую почитать об этом:
Это будет для Вас открытием...
Рекомендую Вам читать изначально уже "проверенных" отцов
Добротолюбия (авву Дорофея, например), Феофана
Затворника, а из современных авторов только те книги,
где стоит гриф - одобрено Издательским советом
Московской Патриархии.
14.07.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
|
"Я очень нехороший человек, но все,
что я говорю о Боге, - правда"
митрополит Сурожский Антоний
Вы можете отправить вопрос по адресу
Спустя некоторые время после его рассмотрения и обработки ответ будет опубликован на данной странице
|
|