Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Ваши вопросы


Мы все же должны быть святее церковной свечки и ладана…

Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"...

***

175. Здравствуйте! Среди священнодействий и молитв, которыми православные ограждают себя и свой дом от нечистой силы, есть такие, которые могут совершать только священники, а есть и такие, которые могут совершать миряне. Я получила совет, но не узнала, могу ли сама это применять. Скажите, пожалуйста, можно ли православному верующему защищать свой дом от нечистой силы таким образом: пройти с зажженной свечой по всему дому, читая любую молитву и, начертывая этой свечой крест в воздухе напротив каждой стены - 1 раз, напротив окон и дверей - по 3 раза? Ирина. 

Мы все же должны быть святее церковной свечки и ладана…

Спаси нас, Господи Иисусе Христе!

Вы сейчас продемонстрировали образец суеверия, точнее веры в церковную магию - это я про хождение со свечкой. И непонимание силы и сути Церковных Таинств, благодати Божией в Церкви и т.п. Человек, на котором одет самый прочный бронежилет, и который для дополнительной "защиты" от пуль начинает читать заговоры от пуль и махать свечами по сторонам, кто? Глупец...

Так называемые молитвы защиты от нечистой силы, по-моему, и не только по-моему глубокому убеждению, имеют корни в средневековых суевериях и магическом мышлении. Вы были во взрослом возрасте на Крещении? Взрослый крещаемый или восприемник младенца отрицается троекратно от сатаны, поворачивается и образно плюет в него, т.к. фактически наносит сатане оскорбление, а потом священник читает специальные заклинательные защитные молитвы.

С момента крещения на человека Бог надевает самый прочный "бронежилет" от влияния сатаны – это покров Христовой Церкви, покров многоразличной благодати, наполняющей Церковь.

И все, уважаемая, христианин под защитой Бога... Что такое Церковь? Богочеловеческий организм - тело Христово: " ...Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф.5:23). Далее апостол пишет: "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф. 5:29-3).

И думать, что Бог Вас не защищает, или забыл, или решил наказать, или еще что, и поэтому вы сейчас без Его защиты, и поэтому надо взять свою защиту в руки и начать обмахивать комнату свечами и кадить  - это и есть  и маловерие, и суеверие и магизм...

Мы как-то в своем молитвенном усердии забываем слова Господа: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:7-8). Далее Господь приводит молитву "Отче наш...".

Если иметь веру в эти слова, можно вообще ничего не просить, а только вести разговор и моления с Богом молитвой "Отче наш", "Иисусовой" молитвой и молитвой мытаря". "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк.18:13). И также следовать постам...

В итоге "...сей же род изгоняется только молитвою и постом" Мф.17:21. Бесы не смогут к Вам подойти. Не сказано в Евангелие: "сей род изгоняется  свечами, ладаном, святой водой, святой землицей с могил угодников, освященным маслицем..."

Не подумайте, что я выступаю против возжигания свечей, лампад, ладана, кропления святой водой. Это благочестивые действия для освящения и выражения жертвенной признательности Богу, памятования Бога, но это вторичные или даже третичные действия по обязательности. Первично быть настоящей христианкой, молитва и пост, а уже потом остальное, и если это остальное не будет совершаться  - ничего страшного, ибо нет заповеди о об обязанности возжигать ладан, свечи, лампады, обязательно пить Святую воду и постоянно кропить ею жилище...

Может ли сатана приблизиться к Телу Христа и повредить Ему? Или Христос может заснуть и не увидеть, и не помочь, когда к его верному рабу подходит противник? Нет... Поэтому не занимайтесь суевериями и магическими глупостями. Молясь молитвами защиты от бесов, которые хоть и есть в некоторых молитвословах и книгах, Вы показываете на самом деле свое маловерие и непонимание силы и сути церковных Таинств, благодати Божией в Церкви и т.п.

Будьте доброй христианской, как можно чаще Причащайтесь - именно Таинство Евхаристии делает нас сопричастным к Телу Христову, к Его Церкви, ко спасению.

"Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш" (Пс.45:8)

"Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!" (Ис. 8:10).

Кого в таком случае бояться?! И если Вам покажется, происходит некое вражье наваждение - наложите на себя крестное знамение, и молитесь "Помилуй и защити меня Боже!". Этого достаточно... Если Вы сомневаетесь, что эта краткая молитва и знамение Вам не поможет, а поможет некая особая "сильная" молитва, то это проявление магического мышления, точнее суеверие "церковной магии".

10.07.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

 

175а. Максим Валериевич, благодарю Вас за ответ. Я услышала о своем суеверии. Принимаю. Однако, к сожалению, объяснительная часть мне непонятна. Если возможно, поясните. Я не из упрямства или каприза Вас спрашиваю. Мне важно понять, почему "хождение со свечкой по дому отражает маловерие, а также глубокое непонимание силы и сути Церковных Таинств"?

Долгими историями утруждать не стану, но мой вопрос - это просто маленький кусочек, выбивающийся из очень складной и ценной для меня картины, который может всю ее полностью изменить. Ответьте, пожалуйста, уже не на вопрос, а на мое непонимание ответа. Храм, в который мы входим - освящен, и в нем постоянно возносятся молитвы. Священнослужители - все крещены, прихожане тоже (т.е. каждый под самой надежной зашитой Господа; "бронежилет", как Вы назвали).

Но все же не раз за службу батюшка кадит, и периодически бывают службы, когда он кропит и храм, и присутствующих на службе святой водой. Если это требуется внутри освященного храма, если в издаваемых сейчас письмах пастырей своим духовным чадам есть советы по периодическому каждению и окроплению своего освященного (защищенного) дома, как нормы! жизни христианина, то почему же "хождение со свечой" противоречит православию. Святая вода, ладан, свеча из храма, - из одного ряда.

Окропление храма и дома, каждение храма и дома по всем стенам и углам, осенение крестом многократное за день у каждого христианина. Чем же от всего вышеназванного отличается крест, начертанный в воздухе свечой? Почему это относится к магическому пониманию? Почему это однозначно воспринимается Вами, как неправославное? Как мне это увидеть? И еще: Вы приводите слова из Писаний, что каждый от крещения защищен. Но в святоотеческих писаниях есть много историй о том, что благодатные старцы или настоятели видят в освященных храмах своих освещенных обителей во время служб бесов, которые препятствуют монахам в молитвах, искушают, могут даже погубить.

И такие же рассказы о храмах вне обителей. О последствиях, и о необходимом трезвении и рассудительности не только для тех, кто избрал священнический или монашеский путь, а для каждого православного. О внимании и к себе, и к дому своему. А также о том, что крестятся люди нередко, не понимая Православия вообще. И что после крещения мы можем, не понимая даже, делать нечто, что является отступлением от веры (например, заниматься йогой и пр.). И иметь много близких людей и друзей, крещеных, но Православия не знающих, и потому живущих по ересям, которых таковыми не считают. Мы не можем закрыть свой дом от друзей и близких, которые долгие годы были с нами в радостях и трудностях, которые остаются дороги нам. Вот и получается, что друзей своих мы хотим, а их заблуждений не хотим. И объяснить, убедить не способны. Молимся за них, за себя, и дом хотим сберечь чистым. Ирина.

Спаси нас, Господи Иисусе Христе!

В храме кадят и кропят Святой водой для того, что ОСВЯЩАТЬ, а не защищаться от бесов. К тому же каждение ладаном - это своеобразная жертва Богу, принятая еще с древних времен. Вы понимаете принципиальную разницу? А бегание по дому со свечой - это уже явная ритуальная защитная магия.

Вы мне объясните, как махание перед окнами свечой может "защитить" от бесов? Есть такое понятие "обрядоверие". Если Вы христианка, часто приступающая к Таинству Евхаристии, если Вы живете в покаянии, молитве, любите ближних и творите много добрых дел, в сравнению с этим каждение, кропление, махание свечами - это благочестие самого меньшего порядка.

Ибо именно Вы сама становитесь источником освящения всего вокруг, Вы становитесь светом для всех, солью, которая осоляет все вокруг. Вы поймите, насколько в действительности чудовищно по своей сути Ваше нынешнее маловерие.

"Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16).

По вашей "вере" свечка святее Вас? Свечка Вас святее?! Вас, которая принимала сегодня за Литургией Плоть и Кровь Христа? Ту, в которой живет Дух Святой? Да, я повторю вслед за апостолом  ".... Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из КОТОРЫХ Я ПЕРВЫЙ" (1Тим.1:15), но по Свой любви Господь меня  и всех нас освящает, и мы, христиане, святее церковной свечки, если так можно сказать. Ибо мы по милости Божий становимся сопричастными Плоти и Крови Господа, а это Самая Величайшая Святыня. Мы становимся частью Тела Господа Иисуса Христа. При этом даже самая толстая свечка "made in Sofrino" такой Святыни в себе не имеет.

"Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня" (Лк.8:28). Как бесы могут приблизиться к человеку, имеющему в себе Плоть и Кровь Христову?

"...Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят..." (Лев.11:44). Вы понимате, к чему нас Бог призывает? Вот и Вы будьте святее свечки...

Когда Вы станете святее свечки, тогда уже можно не ходить со свечой по дому, следующий шаг - святость более, чем святость ладана, тогда и кадить уже не надо. Далее станьте святее святой воды - необходимость в кроплении отпадает: Простите меня за иронию, но, думаю, Вам теперь понятно, что не туда Вы свои защитительные меры направляете: источником святости в Церкви является Сам Господь, причащайтесь как можно чаще Плоти и Крови, и тогда Вы станете источником освящения и жилища, и детей, и мужа. Источником тысячекратно святейшем, чем свечи (воск и парфин!), ладан (кусок смолы!) и т.п., ибо Вы будет храмом Духа Святого!

Повторюсь, не подумайте, что я выступаю против возжигания свечей, лампад, ладана, кропления святой водой. Это благочестивые действия для освящения и выражения жертвенной признательности Богу, памятования Бога. Но святыми должны быть мы, а не наше жилище. Кто освящает нас? Плоть и Кровь Христова, Дух Божий живущий в нас освящает нас, и через это мы будучи источником святости освящаем все вокруг, мы от этого осоляем все вокруг (Мф.5:13), освещаем светом все вокруг (Мф.5:16). И если нет внутренней святости, ни Святая вода, ни свечи, ни ладан, ни освященное масло не поможет.

И еще не надо в темноту вглядываться, смотрите на Христа, любите Бога и ближних, творите добрые дела и милостню, и Бог вас защитит. И к тому же Вы себе много чести делаете. Вы разве великая подвижница, настолько, что Господь попускает Вам бесовские искушения? У одного из подвижников я читал, что бесовским искушениям подвергаются только монахи, а миряне искушаются своей похотью и страстями. Бесы могущественные и коварные духи, их искушения и нападки может выдержать только человек высокой духовности. Вы им являетесь? И где тогда Вы читали, что монахи при бесовских нападках спаслись маханием свечей и ладаном? А чем спасались? Молитвой и постом...

Вы можете вспомнить случай с Мотовиловым. Это не исключение... Есть основание считать, что Мотовилов - психически нездоровый человек, словам которого нельзя доверять. Как аргумент - посмотри официальное житие преподобного Серафима Саровского, в нем нет упоминания, ни Мотовилова, ни его свидетельств о житие святого.

У нас на сайте также есть раздел о псевдоправославии

 Почитайте, думаю, многое после этих статьей станет ясно.

12.07.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

 

175б. Максим Валериевич, я очень благодарна Вам за ответ, за ту помощь, которую получила. Представить не могла, что мой простенький вопрос обнаружит такие глубины непонимания. И очень сложно поверить, что я, какая есть, сосуд Божий, а тем более храм Духа Святого. Но так хочется в это верить! Я правильно поняла? Цель нашей жизни - обожение, святость, стяжание Благодати Духа Святого через Таинства Церкви, молитву, покаяние и добрые дела. С ними душа человека стяжает любовь, кротость, смирение, приближается к святости.

И именно это одновременно является защитой и для самого человека, и для его близких, и для его дома: нечистая сила не выносит Благодати, любви, смирения. Да, Вы правы, маловерие чудовищно. И сильна тенденция опереться в укреплении веры на разум, на понимание, логику. Может, Вас удивит, но со свечой по дому и по кабинету перед приемом ходят психологи, выпускники университета, кандидаты, люди, прочитавшие далеко не одну книгу древних и современных проповедников, святых отцов.

Относительно наших искушений и страхов: конечно, они не от подвижничества. Скорее, мы обнаруживаем себя в категории тех, кто вольно или невольно "не дверью входит". И понимая, сколько нарушено, со скольким предстоит разобраться, различить, отделить, понимая, что это не будет быстро, хотелось защититься чем-то еще: ощутимым, наглядным.

И ведь наши вопросы не на пустом месте возникают: посылаю Вам ссылку на православный сайт, где авторы-насельники монастырей говорят не только об освящающей, но именно о защитной силе и каждения, и кропления. (также и осенение крестом). Посылаю одну для примера, реально их много. http://www.pravoslavie.ru/ answers/6640.htm (сайт Сретенского монастыря). Отвечает иеромонах Иов Гумеров, автор книг, которые продаются в книжных магазинах Московской Патриархии по благословению митрополита.

"Нужно сказать, что каждение + является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена". После каждения избавилась...

А на Вашу реплику, чем может помочь махание свечой, можно по логике ответить, что дело не в махании, а в кресте, который начертывают в воздухе свечой. Крестят же нас в храме книгой - т.е. священным предметом. Это ведь не махание, правда? Освященная свеча по логике такой же священный предмет. А когда все мы на себя или близких налагаем крест, мы разве освящаем, а не защищаем себя крестом? И в молитве Кресту говорится именно о защите, о прогнании нечистой силы. Я к тому, что христианам в помощь на пути к цели (обожению) дана, помимо главной (Таинства, молитвы, пост, дела любви), еще и другая помощь, воспринимаемая чувствами, наглядная (каждение, осенение крестом, святая вода). И о них на православных же сайтах пишут, что прибегать и к ним необходимо регулярно для себя и дома. Вот по какой логике возникают наши вопросы. И оказывается важным для нас уметь отвечать на них. Тогда открывается для самого человека куда более серьезное, даже страшное непонимание. И возможность переосмыслить многое. Прийти к истинной вере. Благодарю Вас. Ирина.

Спаси нас, Господи Иисусе Христе!

Увы, Ирина, народные церковные суеверия крайне живучи. Вы мне писали: "А на Вашу реплику, чем может помочь махание свечой, можно по логике ответить, что дело не в махании, а в кресте, который начертывают в воздухе свечой. Крестят же нас в храме книгой - т.е. священным предметом. Это ведь не махание, правда? Освященная свеча по логике такой же священный предмет. А когда все мы на себя или близких налагаем крест, мы разве освящаем, а не защищаем себя крестом? И в молитве Кресту говорится именно о защите, о прогнании нечистой силы..."

Внимательно прочитайте ваши слова - в них и ответ, в них и пример суеверия. Что же освящает и, если хотите, защищает? Свеча сама по себе? Свечи используются во многих сектах и языческих культах, их ставят и перед идолами, ложными богами. Ладан сам по себе? Ладан используется во многим сектах и языческих культах, им кадят перед идолами, ложными богами. Крестное знамение? Это жест и сам по себе не более того... Вы знаете, что до революции очень многие священники, профессора и преподаватели семинарии и простые православные курили. А сектанты не курили. Так вот бесноватые и кликуши на запах табака реагировали как сейчас на запах ладана... Тогда запах табака был атрибутом православности... Думаю, я Вас удивил....

Какие сейчас бесноватые беснуются от запаха табака? :-) Так что же освящает и защищает?

Действие, и непросто действие, а действие во имя и ради Бога, ради Сына Божия. Именно то, что совершается во имя истинного Бога вызывает бесов неприятие. Вы говорите, что свечкой совершаете крестное знамение? А если Вы просто рукой перекрестите все вокруг, без свечи это не подействует?! А если Вы просто помолитесь: "Господи, спаси и сохрани нас", затем перекреститесь только сами, жилище не будет освящено и защищено? Вот то-то, увы, в реальности граница между миром веры и истины и миром суеверия, обрядоверия, язычества и идолопоклонничества очень тонка.

Представьте, что в воскресение приняли Святое Причастие. Священник нам говорил "Мир вам!... Благословение Господе на вас!". Вы приходите домой, неся в себе Плоть и Кровь Христа, передаете благословение и мир домочадцам, говоря им уже "Мир вам.. Благословение Господне на вас ". Литургия это прежде не обряд, не историческое воспоминание о Христе, не благочестивое упражнение или некое духовное лекарство. Литургия - это переживание, это перенесение верующих в Царствие Небесное, это сопричастность, здесь и сейчас событиям прошлого и будущего. После Литургии вместе с вами в ваш дом приходит Сам Христос!

Каких бесов Вам теперь бояться? Каких проклятий, сглазов и порчи? Вы теперь стали носительницей святости (не по делам, а по благодати и милости Бога, вопреки вашим грехам), Вы теперь освящаете все вокруг себя.

Случай, приведенный иеромонахом, думаю, является следствие его не осведомленности и духовной и в психиатрической науке. И не соврем пример к месту. Реально бесноватый человек не может легко причащаться, а после причастия оставаться бесноватым. Вы читали Евангелие?

"И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!" (Мк. 5:2-7).

Т.е. Христос только подошел и то не рядом стоял, а у бесов уже мучение! А человек в себя (в себя!) принял Плоть и Кровь Христа, и бесам нипочем... (?!)

В данном случае имело место психиатрическое заболевание (я таких людей видел), ранее это называлось в народе кликушество, когда человек по своему внушению начинает кривляться как бесноватый, не будучи таковым. Невероятно, Плоть и Кровь Христова беса не изгнала в женщине, а каждение ладана изгнала…

Нечто подобное происходит и у пятидесятников - в секте внушили на Вас если сойдет "дух святой", вы будете падать, кричать, смеяться, бормотать ангельскими языками (правильнее - абракадабру), и те так и беснуются. Кадры таких беснований, думаю, Вы видели по телевизору.

Увы, на самом деле, думаю, практически во всех случаях беснующиеся люди на так называемых отчитках - это болящие на голову, а не от бесов. Это пациенты психиатров, но не как не экзорцистов. Рекомендую почитать об этом:

Это будет для Вас открытием... Рекомендую Вам читать изначально уже "проверенных" отцов Добротолюбия (авву Дорофея, например), Феофана Затворника, а из современных авторов только те книги, где стоит гриф - одобрено Издательским советом Московской Патриархии.

14.07.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

 


"Я очень нехороший человек, но все,

что я говорю о Боге, - правда"

митрополит Сурожский Антоний

Вы можете отправить вопрос по адресу

Электронная почта редакции проекта

Спустя некоторые время после его рассмотрения и обработки ответ будет опубликован на данной странице

 

 

 
Вернуться на главную страницу раздела "Ваши вопросы"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru