|
Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов
отечества, любите враги ваша
Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"...
***
163. Здравствуйте! Недавно на форуме
Батюшки.Ru вычитал: "Как Вы считаете, во времена Великой Отечественной войны фашисты
были нашими врагами? Если да, то как христиане должны
были отреагировать на них, возлюбить и не противиться злу?
Ответ: "Да, возлюбить и не противиться
злому. Именно возлюбить, как и все творения Божьи.
Считаю, что в этом и есть миссия христиан на земле. Если
бы христиане соблюдали заповеди Христа, войны вообще не
было бы" - http://batushki.ru Мне этот вопрос показался очень интересным, если бы этот
вопрос адресовали мне, то я не смог бы на него
однозначно ответить. Хотелось бы узнать Ваше мнение. С уважением, Игорь.
Спаси нас, Господи Иисусе Христе!
Во-первых, этот ответ написал не
священник - мирянин, и, кстати, это даже указано под
его, надо сказать, весьма, показательной "аватаркой"
(мы разместили ее для наглядости). Эта "аватарка" и его "ник" Prosvetlenie дает мне основание считать – это сектант и/или
оккультист.
В указанном Вами отрывке Евангелия речь
идет о своих личных врагах, но врагов отечества и веры
прощать не нужно, да и нельзя, вот хотя бы пример: "…ибо
начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же
делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он
Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое"
(Рим.13:4). Если солдат, милиционер - ты обязан защищать
других. Как думает об это Церковь, а не ее отдельные
члены, и тем более сектанты написано тут:
Нельзя не привести слово святителя
Филарета Московского (канонизированного Русской
Православной Церковью святого), сказанного им в неделю 19-ю по
Пятидесятнице в начале
XIX века.
Любите враги ваша и благотворите (Лк. 6:35)
"...Удерживать мстительный удар, но не
простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую
лесть и носить желчь во внутренности сердца не значит
любить врагов. Любовь есть живое и деятельное участие в
благосостоянии другого. Итак, если враг твой голоден,
накорми его; если жаждет, напой его (Рим 12:20). Вот
образ истинной любви! Не называйте себя напрасно –
готовыми к услугам вашего соперника, – будьте такими в
самом деле. Говорите к нему сердцем и подтверждайте ваши
уверения делами. Вкрадывайтесь нечувствительно в душу
его, употребите сию благочестивую хитрость, дабы отнять
у него желание делать зло, дабы возвратить невинность и
спокойствие сердцу возмущенному злобою. Любите враги
ваша и благотворите!
Но как можно любить тех, в которых мы
ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не
можем любить зла, да и кто сего требует? Чувствуйте все
омерзение к порокам, какое они заслуживают, – этого не
запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с
самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы
еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько
бы ни казалось неестественным любить врага – разве менее
противно природе ненавидеть человека?
...Какое жалкое состояние – платить
ненавистию за ненависть, обидою за обиду! Чтo если враг
сильнее тебя?.. К чему тогда послужит твоя
любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И
при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения
и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии
противостоять тебе – разве менее страшны тайные ковы,
нежели открытое нападение? А терзающие заботы, а
ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающиеся на
собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной
удаче своей, и еще мучительнейшие – о удаче противника,
и наконец самые удачи, сопровождаемые самыми великими
угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах,
сколько терзаний для сердца ненавидящего – оно есть ад
на земле, пламя геенское!
Что же остается нам для отвращения сих
самопроизвольных мучений? Предаться Богу и ответствовать
на ненависть любовью, на коварство простотою, на
злоумышления доброжелательством, на укоризны полезными
советами, на обиды благотворениями, на проклятие
молитвами. Вот истинные оружия против врага! Делая это,
по выражению великого Апостола, ...ты собираешь на его
голову горящие угли (Рим 12:20). Сколько бы он ни был
жесток и окаменен – твоя кротость поразит
нечувствительное сердце, заставит раскаяться в
нанесенных тебе оскорблениях. Она обращает гнев его на
него самого – стыд сжигает его. Таким образом любовь ко
врагу не только служит средством к твоему спокойствию,
но и сильным для него наставлением; ты вступаешь тогда в
некоторый род апостольства и делаешься оружием его
обращения к добродетели!
...Почто же мы теряем из виду столь
великое преимущество, которое можем иметь над нашими
врагами? Мы смотрим в увеличительное стекло на малейшие
невыгоды, от них претерпеваемые. Не требует ли
благоразумие взирать на все с той стороны, которая нам
более полезна, а менее огорчительна? Злословят?
Благодарите нескромного врага вашего: вы узнаете способ
исправить погрешности, которых лучшие друзья вам бы не
показали. Бесчестят, лишают доброго имени? Будьте
спокойны; какой вред для солнца, если какой безумец
скажет, что оно мрачно? Так, если неблагонамеренные
находят в вашей добродетели пятна, которых она не имеет,
это их, а не ваше бесчестие. Лишают имения? Нет нужды,
если не считали его собственным, но если и иначе думали,
то имеете случай узнать истину. Лишают детей, друзей?
Сохраните добродетель, и вы соединитесь в вечности;
иначе вы и сами для себя потеряны. Угнетают, гонят?
Господня земля, и исполнение ея (Пс 23:1). Гонения
человеческие только приближают к царству Божию. Блажени
изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное (Мф
5:10). Угрожают смертию? Не бойтесь! Жизнь и смерть в
одной руке; а кто живет Христу, для того смерть есть
приобретение (Флп 1: 21).
Если эти размышления не убеждают вас
взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните
на Голгофу, где небесная премудрость от невежества,
невинность от адского преступления, Творец от твари,
Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает.
Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов
отечества, любите враги ваша. Аминь".
29.05.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
|
"Я очень нехороший человек, но все,
что я говорю о Боге, - правда"
митрополит Сурожский Антоний
Вы можете отправить вопрос по адресу
Спустя некоторые время после его рассмотрения и обработки ответ будет опубликован на данной странице
|
|