Особенности православного подхода в психотерапии
Консультативный
прием в православной психотерапии - это прежде всего встреча
двух людей во Христе. Даже если пациент не является верующим
человеком, православный врач не рассматривает эту встречу
как случайность, но с благоговением должен отнестись к его
душе и постараться как-то облегчить душевное бремя.
Святоотеческое наследие - основа
православной психотерапии. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
считал, что "психотерапия, состоящая в словесном, вернее,
духовном воздействии врача на больного, - общепризнанный,
часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих
болезней". Здесь следует подчеркнуть: действительно, суть
психотерапии заключается не в словесном, а именно в духовном
воздействии. Ибо слово, не одухотворенное живительной силой
духа, есть пустая форма, шелуха.
Лечебное психотерапевтическое воздействие
должно иметь иерархию целей: от ближайших - успокоить,
вселить надежду, устранить симптомы заболевания, до главных
- внутренний рост, развитие, обращение к непреходящим
ценностям.
Одной из важнейших задач православной
психотерапии является содействие человеку (пациенту) в
осознании им психологических "страстных" механизмов болезни
или конфликтной ситуации (имеется в виду "страсть" в
святоотеческом понимании этого слова, как греховное
расположение души). Трудно переоценить роль православной
психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией,
алкоголизмом. Основной задачей при этом является
формирование у больных отношения к наркомании, пьянству как
к греховным недугам.
Психотерапия помогает человеку лучше понять
себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную
конфликтную ситуацию, успокоиться. Однако никакой
психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и
страсти, это, при условии его духовных усилий, возможно
только Господу.
Распространенность психических заболеваний
По опубликованным данным, в мире на
сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов
психически больных людей, и число их постоянно
увеличивается. За последнее десятилетие количество
психически больных возросло на 35–50%. Но это лишь учтенные
данные. В действительности психически больных людей
значительно больше. В России на каждые 100 тысяч населения
приходится 2,5 тысячи психически больных. Подростки болеют
чаще - 3,8 тысячи человек на 100 тысяч населения. В нашем
обществе чрезвычайно остро стоят проблемы наркомании,
алкоголизма, а теперь еще и игромании.
В стране 7 миллионов больных алкоголизмом, 3
миллиона наркоманов, 500 тысяч детей состоят на учете у
наркологов по поводу наркотической и токсикоманической
зависимости. Только в Москве насчитывается больше сотни
тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. Ежегодно 70
тысяч молодых людей умирают от наркотиков.
Отношение церкви к психическим заболеваниям
Церковь Христова была, есть и будет истинной
лечебницей душ человеческих. Отношение Русской Православной
Церкви к психическим заболеваниям и больным людям со всей
полнотой раскрыты в "Основах социальной концепции", принятых
на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. В
соответствующем разделе этого документа сказано:
"Церковь рассматривает психические
заболевания как одно из проявлений общей греховной
поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной
структуре духовный, душевный и телесный уровни ее
организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от
естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо
ставшие следствиями поработивших человека страстей… Основная
причина бегства многих наших современников в царство
алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная
опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных
ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями
духовной болезни не только отдельного человека, но всего
общества".
Мы видим, что кроме
индивидуально-биологических и психологических причин
развития психических болезней Церковь указывает еще на одну
- греховные страсти. Именно порабощенность души греховными
страстями приводит ко многим психическим расстройствам. Я их
так и называю - греховные недуги. Поэтому так важно уделять
внимание формированию у людей христианского отношения к
душевным болезням.
Что такое невроз
Известный отечественный психиатр профессор
Д.Е. Мелехов полагал, что в основе многих психических
расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не
является исключением. Общепризнанно, что заболевание это
развивается при конфликте личности с собой или с другими
людьми. Невроз - это столкновение между желаемым и
действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее
протекает заболевание.
Большинство современных исследователей
сходятся во мнении, что невроз - болезнь личности. Человек
заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой
период "предболезни". Можно нарисовать своеобразный портрет
"потенциального" невротика, вернее, это будет целая галерея
типов, каждый из которых имеет склонность к переходу
потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. Одной из
отличительных особенностей таких людей является
бескомпромиссный стиль мышления; в их оценках сквозит
выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет
для них оттенков и строится на контрасте "плохо - хорошо".
Внешние провоцирующие факторы и
обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю,
пусковой механизм развития невротических нарушений. У
человека, склонного к этому недугу, вырабатывается
своеобразная "способность" нервозно реагировать на жизнь.
Одни конкретные причины для переживаний (конфликты, стрессы)
со временем уходят, становятся неактуальными, но их место
вскоре занимают другие, и недуг возобновляется.
Неврозы справедливо называют запущенной
формой страстей. В глубинной основе разнообразной
невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце
человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь,
нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость,
страх.
О депрессии
Слово "депрессия" происходит от латинского
depressio, что означает "прижимать, угнетать". Означает оно
подавленное настроение, сопровождающееся вялостью,
утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего.
Страдание это известно человечеству с незапамятных времен -
возможно, с самого грехопадения человека. Приступы депрессии
неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета.
Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому
облегчение от тоски приносили псалмы Давида. Сходное
психическое состояние описывал и Гиппократ, именуя его
меланхолией.
Всемирная организация здравоохранения
сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей человечество.
Она уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на
работу, на второе - среди болезней, приводящих к потере
трудоспособности. В 1997 году 146 миллионов человек в мире
лишились трудоспособности из-за депрессий.
Сегодня многие считают, что депрессия -
болезнь цивилизации с ее непосильными требованиями к
человеку и психоэмоциональными перегрузками. Безусловно, во
многом эта точка зрения оправдана. Но в специальной
литературе все чаще говорят об экзистенциальной, или
ноогенной депрессии, то есть таком виде депрессивных
расстройств, который связан с утратой или отсутствием смысла
жизни. Депрессивные расстройства - часто спутник
пристрастившихся к выпивкам, наркотическим средствам. Ссоры,
разводы, конфликты, болезни - вот ежедневный депрессивный
"груз", с которым мне как врачу-психотерапевту приходится
сталкиваться. У многих при себе постоянно имеются
успокоительные таблетки на случай стресса, нервного срыва -
уныние, безрадостность, хандра, меланхолия, увы, так
свойственны нашим современникам.
Сегодня до 80% населения России хотя бы раз
в жизни перенесли депрессии различной степени тяжести.
Причем женщины заболевают депрессией в два раза чаще, чем
мужчины. Но дело тут не в "иммунитете" сильной половины
человечества перед депрессией, а в том, что мужчины гораздо
реже обращаются за врачебной помощью, предпочитая глушить ее
симптомы алкоголем, принимать лекарственные препараты,
"уходить в работу" и тому подобное.
Стоит отметить, что в последние годы
депрессия "помолодела". Жертвами ее становятся не только
люди преклонного и "бальзаковского" возраста, но и молодежь,
и даже дети.
Часто депрессии возникают на фоне стрессов
или длительных, тяжелых травмирующих ситуаций. Но иногда они
возникают и без видимых причин - в этом случае действительно
очень важно распознать зарождение болезни.
В части случаев депрессия является видом
болезненных расстройств. Связано это с тем, что в мозговых
структурах такие вещества (нейромедиаторы) как серотонин,
дофамин, норадреналин, сходят практически на ноль, и человек
испытывает пессимистическое, подавленное настроение. Он
неактивен. Родственники, знакомые пытаются его как-то
простимулировать: "Устройся на работу, побольше молись". А
он не может этого сделать, потому что болен. И на первом
этапе нужна врачебная - психиатрическая,
психотерапевтическая - помощь, а уже по мере выздоровления
будет преобладать помощь психологическая и духовная.
Но гораздо чаще встречаются депрессии,
возникшие как следствие поработивших душу страстей уныния и
печали. Науке многое известно о возникновении депрессивных
расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе,
тогда как причиной многих форм депрессии является именно
грех, о чем свидетельствуют святые отцы и весь аскетический
опыт православия.
Этот момент очень существенен. Нужно
различать, и священнослужителю в том числе, где грех, а где
болезнь.
Как преодолеть депрессию? Если речь не идет
о тяжелой форме заболевания, когда помочь может только
назначенное врачом лечение (прием психотропных препаратов,
режим, возможно даже госпитализация), то стоит начать с
разрешения внешних и внутренних (душевных) конфликтов.
Здесь, скорее, идет речь о проблеме личности, и лечить ее
нужно преимущественно духовными и психологическими
средствами. Для православного человека - это борьба со
страстями, шествие ко Христу путем терпения, смирения,
незлобия, любви. Наряду с этим, конечно, важны
непродолжительный отдых, физическая активность, разумное и
душеполезное общение, свежий воздух, достаточный сон.
Нелишним будет пройти и курс общеукрепляющей терапии.
Как бороться с игроманией
Термин "игромания" обозначает патологическую
страсть к азартным играм. Как и в случае с наркотиками и
алкоголем, зависимость от игры наступает постепенно.
Выделяют три периода в развитии этой
зависимости. На первом этапе человек играет от случая к
случаю. Но постепенно игра превращается в сверхсильную
доминанту в его поведении. На втором этапе присоединяется
потеря контроля над собой. На третьем этапе, когда
безудержная игра чередуется с периодами паники, депрессии
или агрессии, человек может проиграть все, он может
совершить преступление и даже покончить с собой.
Игромания относится к тяжелым формам
расстройств влечения. Ее также иногда называют наркоманией в
социальной форме. К психиатрам и наркологам обращается все
больше и больше пациентов с диагнозом "игромания". Среди них
и дети, и пенсионеры, и состоятельные люди, и такие, кто
едва сводит концы с концами.
Известны случаи, когда стариков, проигравших
пенсию, увозили с инфарктом на "скорой" прямо из игрового
зала. Среди игроманов много тех, кто проигрывает немалые
деньги, а их семья остро нуждается, порой голодает.
В психиатрии есть понятие "аддиктивное
(зависимое) поведение". Оно включает в себя наркотическую
зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к обильной
еде, пристрастие к азартным играм, компьютерную и
интернет-зависимость. Болезням зависимости свойственна не
только психическая (навязчивое влечение), но и физическая
зависимость (вынужденное, не контролируемое самим человеком
влечение, абстинентный синдром). В наиболее запущенных
случаях врачи рекомендуют госпитализацию в психиатрическую
лечебницу с целью оградить человека от предмета его страсти.
Игроманам пытаются помочь таблетками,
внушением, беседами. Но чаще всего результаты невелики.
Почему? Да потому, что этот недуг прежде всего - греховная
страсть. Не верьте, что эта болезнь подобна гриппу или
ангине. Медицинские аналогии в данном случае неуместны.
Психопатология (депрессия, стойкая потеря душевного мира и
т.п.) - лишь следствие греховного поражения души.
Самое главное для человека, одержимым этим
недугом, - понять греховные истоки своего страдания. Честно
признаться себе в порабощенности греховной страстью азарта.
Принять твердое решение не играть совсем, никогда! И Господь
поможет. Вся врачебная и психологическая помощь без такого
внутреннего преображения невозможны. Таблетками, уколами или
какими-то увещеваниями греховную страсть не одолеть.
Эта проблема в первую очередь духовная, а не
медицинская. Так как это закабаление души азартом, призраком
того, будто человек может выиграть баснословные суммы. Но
дьявол - лжец и отец лжи (см. Ин. 8, 44). Эту духовную
болезнь, название которой страсть, давно описали
православные святые. Они же дали рецепт исцеления: страсть
побеждается не своею, человеческою силой, а благодатию
Божией. Условия - осознание своей греховности, искреннее
покаяние с деятельным исправлением. А помощь - в благодати
Божией, получаемой человеком в таинствах исповеди, святого
Причастия и в молитве.
Дмитрий Авдеев
Церковный Вестник № 23 (372), 2007
Фото - православный психиатр Дмитрий Авдеев - www.daavdeev.ru
|