Десять способов манипулирования людьми с помощью СМИ
Ноам Хомский - американский лингвист,
философ, общественный деятель, автор книг и политический
аналитик. Заслуженный профессор языкознания в
Массачусетском технологическом институте и один и
выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные
труды в области теории языкознания и науки познания
получили заслуженное признание в научном и
преподавательском сообществе.
1. Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом
является отвлечение внимания людей от важных проблем и
решений, принимаемых политическими и экономическими
правящими кругами, посредством постоянного насыщения
информационного пространства малозначительными
сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма
существенен для того, чтобы не дать гражданам
возможности получать важные знания в области науки,
экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
"Постоянно отвлекать внимание граждан от
настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не
имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы
граждане постоянно были чем-то заняты и у них не
оставалось времени на размышления; с поля - в загон, как
и все прочие животные (цитата из книги "Тихое оружие для
спокойных войн").
2. Создавать проблемы, а затем
предлагать способы их решения
Данный метод также называется
"проблема-реакция-решение". Создается проблема, некая
"ситуация", рассчитанная на то, чтобы вызвать
определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно
само потребовало принятия мер, которые необходимы
правящим кругам. Например, допустить раскручивание
спирали насилия в городах или организовать кровавые
теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия
законов об усилении мер безопасности и проведения
политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы
заставить принять как необходимое зло нарушение
социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3. Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо
непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно,
день за днем, год за годом. Именно таким образом были
навязаны принципиально новые социально-экономические
условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого
века.
Сведение к минимуму функций государства,
приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая
безработица, заработная плата, которая уже не
обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло
одновременно, то наверняка привело бы к революции.
4. Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное
решение заключается в том, чтобы представить его в
качестве "болезненного и необходимого" и добиться в
данный момент согласия граждан на его осуществление в
будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы
в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет
немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей
всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что
"завтра все изменится к лучшему" и что тех жертв,
которых от него требуют, удастся избежать. Это
предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы
свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их,
когда наступит время.
5. Обращаться к народу как к малым
детям
В большинстве пропагандистских
выступлений, рассчитанных на широкую публику,
используются такие доводы, персонажи, слова и интонация,
как будто речь идет о детях школьного возраста с
задержкой в развитии или умственно неполноценных
индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в
заблуждение слушающего, тем в большей степени он
старается использовать инфантильные речевые обороты.
Почему? Если кто-то обращается к человеку так, как будто
ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ
или реакции этого человека, с определенной степенью
вероятности, также будет отсутствовать критическая
оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее
лет.
6. Делать упор на эмоции в гораздо
большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из
себя классический прием, направленный на то, чтобы
заблокировать способность людей к рациональному анализу,
а в итоге и вообще к способности критического осмысления
происходящего. С другой стороны, использование
эмоционального фактора позволяет открыть дверь в
подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли,
желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые
модели поведения...
7. Держать людей в невежестве,
культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали
неспособны понимать приемы и методы, используемые для
того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.
"Качество образования, предоставляемого низшим
общественным классам, должно быть как можно более
скудным и посредственным с тем, чтобы невежество,
отделяющее низшие общественные классы от высших,
оставалось на уровне, который не смогут преодолеть
низшие классы.
8. Побуждать граждан восторгаться
посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что
модно быть тупым, пошлым и невоспитанным...
9. Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что
только он виновен в собственных несчастьях, которые
происходят ввиду недостатка его умственных возможностей,
способностей или прилагаемых усилий. В результате,
вместо того, чтобы восстать против экономической
системы, человек начинает заниматься самоуничижением,
обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное
состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А
без действия ни о какой революции и речи быть не может!
10. Знать о людях больше, чем они сами
о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в
развитии науки привели к образованию все
увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и
сведениями, которыми обладают и пользуются
господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и
прикладной психологии, "система" получила в свое
распоряжение передовые знания о человеке, как в области
физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об
обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это
означает, что в большинстве случаев система обладает
большей властью и в большей степени управляет людьми,
чем они сами.
Ноам Хомский
Первоисточник Rebelion
- 17.05.2011.
Перевод inoСМИ.Ru
|