Антипсихология
Часть 5. Николай Козлов и религия
Сами синтоновцы, часто утверждают,
что "Синтон" религией не является и что "Философские
сказки" Козлова и "Синтон" Козлова совершенно разные
вещи. Мол, не стоит их путать и обращать серьезного
внимания на провокации психолога.
Вообще-то место таким провокациям на
тренинге или консультации, но никак не в книгах.
Тем паче, изданных таким огромным
тиражом, что-то около 10 миллионов экземпляров.
Если Козлов задумал встряхнуть всю
страну своими книгами, то мы с вами столкнулись с
книжным вариантом Кашпировского.
Но психолог может контролировать
ситуацию только при личном контакте. Подобное,
опосредованное книгой, общение может и навредить, не
правда ли?
И несет ли ответственность Козлов за
то, что он пишет?
Почему он обижается, когда его
называют сатанистом, развратником и гомосексуалистом?
А чего он хотел, когда пытался
размазать христианство, рекомендовал книги "секс-гуру"
Ошо, доказывал большую логичность однополой любви?
Понятно, что это ярлыки, но виноват в
этих ярлыках сам Козлов.
Какой он есть на самом деле - я не
знаю. Интернет полон противоречий, высказываний о нем я
наслушался тоже полярных.
Но он сам себя позиционировал в своих
книгах и пусть теперь терпит, как может любую критику. В
том числе и мою.
Я вот для желающих еще один ярлык
повешу.
В "Философских сказках" НИК пытаясь
ответить на вопрос "Кто есть Я?" ударяется в буддизм.
Помните знаменитое: "Я - это не мое
тело, Я - это не мои мысли, Я - это не мои эмоции"?
Но ведь буддизм, в конечном итоге
приходит к выводу, что "Я" - это иллюзия! То есть меня
не существует!
Сам Козлов, естественно, доходит до
осознания этой буддийской истины. А что вы хотите?
Размышляя по-буддийски можно только до буддизма и
додуматься.
А если размышлять по-козловски?
Вопрос, конечно риторический...
Более того, он так и не отвечает на
этот вопрос в своей обычной, провокационной манере: "А
что же такое Я? Кто же ВЫ? И, кстати, обоснована ли ваша
уверенность, что Вы, то есть ваше Я, ЕСТЬ? - Это
настолько преинтересный вопрос, что я не буду лишать вас
удовольствия поиграть в него самостоятельно"
Самостоятельно-то самостоятельно... В
этом-то и плюс его книг.
Действительно, идентифицировать себя
только с телом - глупо. Ведь тогда любая болезнь будет
рассматриваться как катастрофа для человека. Любое
страдание - бедой, которую необходимо избежать любой
ценой. Некоторые ставят самоцелью вести здоровый образ
жизни и в итоге превращаются в героя песни В. Высоцкого:
Железные нервы, здоровые почки,
Гимнастика, йога, трусца!
И так ежедневно. До ручки, до точки,
И так без конца до конца!
А некоторые приходят к странному
выводу, что корнем страданий является тело, а значит, от
него необходимо избавляться.
Думаете, я преувеличиваю?
Нет. Это все тот же буддизм. Вариант
самоубийства. Только духовного.
Не менее глупо идентифицировать себя
с внешним миром. Тогда мы увидим человека-конформиста.
Человека, которого нет.
На наш взгляд, человеком ребенок
становится тогда, когда он начинает различать себя и мир
как разные целые. Впрочем, некоторые также остаются на
это стадии - либо размывая себя в других, либо
сваливаясь в сугубый эгоцентризм "Весь мир - это Я! А Я
- центр Вселенной!".
Большая часть людей все же отделяет
себя от тела и от социальных связей. То бишь, "Я" - это
неизмеримо больше чем тело и мир. Остановится здесь
невозможно. Ведь если Я и душа - одно и тоже
Если мы будем смотреть с точки зрения
научной психологии (которую НИК почему-то так
ненавидит!), то гештальт-психологи, например, скажут
нам, что человека нельзя рассматривать как конгломерат
по отдельности функционирующих частей.
Человеческий организм - это единое
целое. Холизм, так называется этот принцип. То есть
целостность.
Соответственно, упрощенная формула
человеческого "Я" будет выглядеть таким образом:
Я=Тело + Разум + Эмоции + Потребности
+ Социальные Роли + Память + так далее...
И если убрать любую часть этой
формулы - человека не будет.
Попробуйте изменить любую часть этой
формулы - и это будете уже не вы.
Парадокс?
Я стал умнее, но это уже не Я? Я
женился, то есть получил новую социальную роль мужа - и
это уже не Я?
Это же неправда - воскликнет любой
здравомыслящий читатель и будет прав. Я-то остаюсь вне
зависимости от изменений внутри или вне меня!
Конечно неправда, если рассматривать
"Я" как некую статичную фигуру.
Но нельзя забывать, что "Я" - это не
фигура, а динамический процесс.
То есть "Я" постоянно развивается.
А когда оно не развивается - это уже
не человек. А труп.
Козлов с чего-то решил, что "Я"
всегда спит. Опять отголоски буддизма?
А почему бы тогда не поинтересоваться
в другой религии: "Кто Я есть?"
В религии более близкой как
географически, так и традиционно, нежели буддизм.
В православии.
Где Я - это свободный дух, имеющий
тело и душу.
А мы с вами сейчас зададимся вопросом
- зачем все же НИК задается вопросом, на который не
отвечает?
Классика манипуляции.
Сначала читателя необходимо ввести в
состояние "внутреннего раздрая", когда человек растерян
и отчаянно ищет путь выхода из неясной ситуации.
А вот тут психолог и поспешает,
предлагая свою точку зрения, и клиент, как за соломинку,
цепляется за новую идею, порой даже не задумываясь о ее
содержании. Лишь бы выйти из мучительнейшего состояния
когнитивного диссонанса.
Я не знаю, "Синтон" секта или не
секта. И не собираюсь давать четких методологических
определений.
Однажды, мордовский "Синтон" подал
исковое заявление на газету "Вечерний Саранск", которая
в номере 13 от 31 марта 2004 года в статье "Саранская
секта "МИРных извращенцев" Синтон квалифицировала именно
так. Было несколько судебных заседаний, суд по просьба
ответчика запросил дополнительную информацию от Е.Н.
Волкова, Православной Церкви и Администрации Московской
области (газета писала, что Администрация Московской
области отозвало свои рекомендации Синтону). Результаты?
Как говорят сами синтоновцы, а именно уже известный нам
"злобный фрейд" Павел Зыгмантович: "Священник Олег
Стеняев подтвердил, что церковь считает Синтон сектой,
но никаких разъяснений и обоснований суду не предъявил.
Администрация Московской области сообщила, что
информации об отзыве рекомендаций Синтону у нее нет.
Евгений Новомирович никаких документов в суд не
представил".
Итого 6 декабря 2004 года Ленинский
районный суд г. Саранска вынес следующее решение за
N2-19734:
1.Утверждения о том, что Синтон является
сектой или психокультом, не соответствуют
действительности и оскорбляют честь и достоинство
Козлова Николая Ивановича.
2.Обязать редакцию газеты "Вечерний
Саранск" опубликовать опровержение вышеуказанных не
соответствующих действительности сведений.
С другой стороны, "Синтон"
наличествует в списке тоталитарных сект. В 2001 году
Международная научно-практическая конференция
"Тоталитарные секты - угроза XXI века" отнесла "Синтон"
к деструктивным религиозным организациям. А на
международной научно-практической конференции
"Тоталитарные секты и демократическое государство",
проходившей в г. Новосибирске в 9 - 11 ноября 2004 года
это определение было подтверждено.
Так что решайте сами.
Но то, что пишет НИК о религии, не
может не заставить задуматься о том, что все-таки
"великий" писатель-психолог к религии не ровно дышит.
Иначе бы не публиковал на своем сайте
письмо следующего содержания (стиль и орфография
сохранены).
***
Председателю отдела внешних церковных
связей Московской Патриархии Митрополиту Смоленскому и
Калининградскому Кириллу
Ваше Высокопреосвященство,
Автономная некоммерческая организация "Учебный центр
практической психологии "Синтон" обращается к Вам с
убедительной просьбой защитить нашу организацию от
необоснованных обвинений в сектантстве, сатанизме и
других деструктивных религиозных проявлениях.
Наше обращение, вызвано
публикацией в популярном журнале "Профиль" N 17 от 07
мая 2001 г. статьи "Имя им - легион". В статье приведен
список религиозных организаций, которые Русская
православная церковь считает социально опасными. В
указанный список, оглашенный на международной
научно-практической конференции "Тоталитарные секты -
угроза XXI века", проходившей в Нижнем Новгороде под
патронажем Нижегородской епархии, включен "Синтон"
Козлова, а так же ряд других психологических школ и
известных специалистов.
Мы полагаем, что в список
включен именно наш учебный центр, т.к. его руководителем
является кандидат психологических наук Козлов Н.И.
Упоминание АНО "Учебный
центр практической психологии "Синтон" в качестве
социально опасной религиозной организации абсолютно не
понятно. В соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ
от 26.09.97 г. "О свободе совести и о религиозных
организациях" религиозным объединением в Российской
Федерации признается добровольное объединение
граждан... образованное в целях совместного исповедания
и распространения веры и обладающее соответствующими
этой цели признаками: вероисповедание; совершение
богослужений, другихрелигиозных обрядов и
церемоний; обучение религии и религиозное воспитание
своих последователей. Не один из вышеперечисленных
признаков не соответствует деятельности, осуществляемой
нашей организацией. АНО "Учебный центр практической
психологии "Синтон" создан с целью организации учебного
процесса по программам дополнительного образования по
повышению квалификации и профессиональных знаний для
совершенствования деловых качеств обучающихся и их
подготовки к выполнению трудовых функций в области
психологии и социологии.
Обучающиеся принадлежат к разным
религиозным конфессиям или не исповедуют ни одну из них.
В Центре не практикуется выяснение религиозных
предпочтений. Вопросами существования Бога в Центре не
занимаются, как и другими вопросами, не имеющими прямого
отношения к уставной деятельности. Ни явных ни скрытых
ритуалов служению ни лично, ни в процессе работы в
Центре ни одному из известных богов (ангелов, духов и
пр.) не практикуется. Религиозной, как и
антирелигиозной, пропагандой Центр никаким образом не
занимается.
Мы согласны, что по некоторым частным
вопросам позиция ряда психологов (большинства
современных лидеров психологической науки и практики как
в России, так и за рубежом) отличается от официальных
взглядов православной церкви, но такое разногласие между
православной церковью и современной психологической
наукой не может являться основанием для обвинения в
сектантстве и сатанизме.
Программы и методические разработки
АНО "Учебный Центр практической психологии" одобрены и
рекомендованы для использования Министерством
образования РФ и Комитетом по делам молодежи РФ.
В связи с вышеуказанной статьей, АНО
"Учебный центр практической психологии "Синтон"
направляет Вам свои учредительные документы,
методические рзработки, отзывы и просит сообщить:
1. Существует ли список социально
опасных организаций, утвержденный Русской православной
церковью;
2. Считает ли Русская православная
церковь нашу организацию, или организации,
правоприемником которых является АНО "Учебный центр
практической психологии "Синтон", социально опасной и
религиозной.
Если для ответа на
указанные вопросы необходимо предоставить дополнительные
документы или провести проверку, мы готовы к
сотрудничеству.
***
Гм, какие еще то документы нужны
кроме книг самого НИКа?
Для меня вообще значимым критерием
деструктивности той или иной псевдопсихологической или
просто психологической группы является отношение к
религии.
Странно, подумаете вы, а причем тут
религия?
Но вот так получается. Практически
каждый психолог рано или поздно приходит к вопросам
отношения психологической науки и религии.
Эта традиция еще с Фрейда началась.
Приходит какой-то момент, и мы
задумываемся - а где этот невидимый водораздел между
душой и духом, между психологией и верой?
Каждый решает этот вопрос по-своему.
Раньше я думал, что настоящий
психолог может быть либо циником, либо верующим.
Сейчас прихожу к выводу, что может
стать еще и оккультистом, включившим в набор своих
психологических техник и фен-шуй, и астрологию, и
шаманство, и карма-йогу, и прочую духовную
эквилибристику.
Если такой психолог заявляет, что "на
нашем тренинге используются древние психологические
техники Крайнего Севера (вариант - Ближнего Юга или
Дальнего Востока)" - перед вами или шарлатан, или
оккультист. Причем и тот и другой варианты не исключают
искренней веры в могущество своих техник. Просто
шарлатаны - это искренне верящие невежды, а оккультисты
- искренне верящие обманщики.
Интересно, но я еще ни разу не
встречал психолога-шарлатана, который пишет в своей
рекламке: "Мы работаем в рамках традиционного
православия". Более того, чаще всего при упоминании
православия они или высокомерно задирают подбородок:
"Православие устарело в эпоху Водолея, а наши технологии
самые современные в мире!", или мудро закатывают глаза к
небу: "Православие слишком молодая религия, наша
традиция насчитывает уже десятки тысяч лет!". Иногда, в
разговоре вдруг всплывают сразу оба аргумента.
В любом случае, для них православие -
это плохо.
Конечно, встречаются книжки типа
"Христианский дзен" или "Христианская медитация".
Но мы-то с вами помним, что просто
христианства не существует!
Между Билли Грэмом и Григорием
Паламой слишком велика разница, чтобы называть обоих
просто христианами.
Не каждая еда - полезна. Не каждая
духовность - положительна.
Поэтому будьте осторожны, когда вам
обещают вечной счастье методами призывания духов.
Сначала вспомните, чем Фауст закончил...
Будьте осторожны и тогда, когда
начинают полностью отвергать религию как таковую.
Типа того как - раньше религия была
нужна, а теперь пришел Я и принес более мощную веру.
Как, например, наш герой - Николай
Козлов.
Пытаясь интерпретировать Евангелие,
он незаметно подменяет смысл слов Христа своими
смыслами. При чем с какой-то непонятной для меня
гиперуверенностью в своей правоте.
А ведь психология как раз и
отличается постоянным сомнением, прежде всего в своих
гипотезах.
Лучше б НИК в студенческие годы ходил
на семинары и лекции, может, тогда и прочитал бы работы
Гуссерля или Поппера.
И узнал бы, что текст не существует
без читателя. То есть каждый видит в любом тексте свое
"Я". А уж тем более в таком сложном тексте как
Евангелия. Впрочем, об этом и Фрейд говорил.
Каждый из нас, читая Новый завет,
отражается в нем как в зеркале, вместе со всеми своими
комплексами, душевными шрамами, ссадинами и ростками
святости. И Николай Иванович Козлов - не исключение.
Отвергая толкователей Евангелия, он сам становится
толкователем и интерпретатором. И, почему-то выдает свои
перлы за единственно возможное видение: "Библия похожа
на старый сундук, из которого при желании можно вытянуть
все что угодно. Но если все-таки не искусственно
вытягивать, а просто наивно читать?.. Я прошу вас начать
внимательно читать Библию вместе со мной - и вместе
думать"
А это не искусственное вытягивание?
Наивно читать - это одно, а вот интерпретировать - это
совсем другое.
Между тем, лучшие головы Европы и
России объясняли тексты Нового Завета. По-разному
объясняли, и Вселенские соборы то и дело отвергали
неверные толкования и рекомендовали верные. Отвергали,
естественно, не административным указом, а долгими и
бурными обсуждениями.
Особенно, если учитывать то, что
изначально Библия писалась на языках, в которых по
правилам тогдашней орфографии отсутствовали... знаки
препинания. Об этом "наивный" НИК знает?
Как правильно прочитать - "Глас
вопиющего в пустыне приготовьте пути господни"? Где
поставить двоеточие при переводе? После слова
"вопиющего" или после слова "в пустыне"? Ведь смысл от
этого кардинально может поменяться.
Вот и НИК.
Сам себе смысл придумал, сам в него
поверил, и сам же им и возмутился. "Нормальное такое
самообслуживание" - выражаясь языком НИКа.
Например, стих из Евангелия от
Матфея, 5:22.
"Я говорю вам, что всякий,
гневающийся на брата напрасно, подлежит суду; кто же
скажет брату своему "рака" (пустой человек), подлежит
синедриону (верховное судилище), а кто скажет "безумный"
подлежит геенне огненной".
Козлов возмущается сам собой,
проецируя свои мысли на евангельские слова Христа: "Кто
будет немилосерден, того убью". А дальше-то что у
Матфея? А дальше вот что. Христос говорит, что прежде
чем идти человеку в храм, необходимо помирится с братом
своим, а уже потом к жертвеннику идти. И не важно, кто
прав в их ссоре. Важно помирится. А если мира не будет,
так геенна огненная еще на земле начнется. И без
вмешательства на то Христа. Достаточно новости из
Израиля посмотреть, чтобы понять, как прав был Христос.
Причем, НИК хитрит, утверждая, что
слово "напрасно", в тексте лишнее, мол "И даже не будем
обращать внимание на дивное "напрасно"..."
А чего ж не обратить внимание? Может быть, тогда смысл
этой фразы станет яснее? Давайте повнимательнее
посмотрим.
Оказывается, в некоторых списках
Евангелия слова "напрасно" отсутствует, например
Иустин-философ и Тертуллиан не употребляют этого слова в
своих толкованиях.
Но другие богословы - святые Ириней
Лионский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн
Златоуст слово "напрасно" используют.
В чем же разница?
Как понимать - напрасно или не
напрасно гневаешься ты на человека?
Кто может решить вопрос о напраслине?
Конечно, только тот человек, который испытывает это
состояние. Но разве можно быть беспристрастным к своим
поступкам?
Когда человек гневается, он перестает
быть рассудительным, теряет душевное спокойствие и
всегда находит виноватыми всех кроме себя, любимого и
оскорбленного. Это позже, когда гнев пройдет человек, и
то далеко не каждый может признать , что гневался
напрасно. Но в пылу эмоций он всегда считает себя
правым. Поэтому лучше не гневаться вообще.
Но давайте посмотрим на гнев с другой
стороны. Может ли он быть полезным
Да, если он направлен не на человека,
а на грех.
Св. Григорий Богослов: "Гнев питай на
одного только дьявола, чрез которого ты пал" (Творения
IV, слово 44)
Св. Иоанн Златоуст: "Страсть гнева
может быть полезна, если только умеем пользоваться ею в
приличное время..., когда мы не за себя отмщаем, но
обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных"
(Беседы на Матфея XVI, 7)
Снова Иоанн Златоуст: "Гнев внедрен в
нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали
других согрешающих" (Беседы на псалмы, 4)
Застарелый гнев превращается в
ненависть, а потому Августин Блаженный писал, что "Лучше
и по причине ни на кого не гневаться, чем, имея повод к
раздражению и затаивая гнев, возненавидеть" (Толкование
Нагорной проповеди).
Козлов же, вместо того, чтобы
разобраться в этих словах предлагает свой вариант, по
его разумению более христианский, чем Нагорная проповедь
Христа: "А кто отречется от Меня перед людьми, то прощу
его Я, ибо слаб он оказался. И попрошу Отца своего,
чтобы дал Он больше сил и разумения этому человеку".
Между тем, это очень просто так жить
- зная, что за любой твой грех, делами ли, помыслами ли,
Бог все одно простит безо всяких на то усилий со стороны
человека.
А может такому Богу все равно, что
Его дети там внизу делают? А, делайте, что хотите...
А может, это закамуфлированный
цензурой козловского Супер-Эго, крик задавленной
сатанизмом души - "Господи, прости меня, ибо не ведаю,
что пишу"? Дай-то Бог...
Вот еще пример странного и далеко не
наивного прочтения Евангелий:
"Кто не со Мной, тот против Меня, и
кто не собирает со Мною, тот расточает" (Матфей 12:30)
Козлов сначала отказывается комментировать текст, а в
следующем предложении вдруг комментирует: "Даже
комментировать отказываюсь. Это главный принцип ДЕЛАНИЯ
ВРАГОВ И РАЗДЕЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ на враждующие лагеря"
Вроде бы он прав. Но как тогда быть с
теми, кто сам по своей воле идет против Христа? С теми,
кто уничтожал христиан в первые века и теми, кто
расстреливал священников в ХХ веке? Они что, тоже с
Христом? А как быть с теми, кто знает о Христе, но
сознательно не хочет быть с Ним? Сам НИК, к примеру?
Может быть, есть на свете что-то
важнее, чем всеобщая любовь, братание и облизывание
ушей? Если человек выбирает идти не с Христом, он,
вполне естественно, анти-христианин.
И не надо делать удивленные глаза. А
то получится как у того самого любимого Льюиса в
"Хрониках Нарнии", а именно в "Последней битве".
Сначала под видом Христа появляется
лже-пророк, за ним идет языческая богиня смерти, при
этом уверяется, что все религии одинаковы, а если
одинаковы, то зачем поклонятся Христу, когда можно и
смерти?
А после чего Козлов удивляется,
почему это тот, кто не с Жизнью, тот против Нее?
Да потому, что в мире религий
альтернатив нет. Либо ты буддист, либо нет. Либо ты
мусульманин, либо нет. Либо ты христианин, либо нет.
Меня совершенно не удивили бы слова
Будды, если б они были: "Кто не со мною, тот против
меня", а как еще-то?
Со всеми сразу? Значит ни с кем
вообще.
Только человек невежественный,
никогда не изучавший историю религий может утверждать,
что все религии одинаковы. Либо сознательный обманщик.
Помните, кто первый упомянул о
равенстве и единстве религий?
Мадам Блаватская, к великому
сожалению, наша соотечественница.
А какое у нее было образование?
Угадали. Никакого.
Идея поклонения всем богам сразу -
духовный блуд. А если с меркантильными целями - духовная
проституция.
Для кого-то и сатана - бог. А потому,
можно быть или с Христом, либо с его противником.
Третьего не дано.
А то, что Козлов человек
невежественный в вопросах религии доказывают его
измышления о Льве Толстом: "А со Львом Толстым в связи с
его особым мнением по тексту Евангелия Святая Церковь
спорить не стала и просто 22 февраля 1901 года его
прокляла. Колокола об этом звонили по всей Руси".
Безграмотность Козлова состоит в том,
что Церковь не проклинала Толстого, а анафематствовала.
"Предать анафеме" - это не проклятие, а публичное
засвидетельствование несовместимости той или иной идеи с
христианской верой или же отлучение данного человека или
группы людей от церковного общения. Это у католиков
анафема - проклятие. Насколько я понимаю, Лев Толстой
был православным, а не католиком.
В истории анафема всего один раз
провозглашалась как проклятие. Было это в 1821 году,
когда греки подняли восстание против турок. Султан
вознамерился издать закон, согласно которому все
православное население в Турецкой империи объявлялось
вне закона и подлежало вырезанию. Надо отдать должное,
что глава мусульманского духовенства отказался подписать
это распоряжение, но он был сразу убран и на его место
султаном был поставлен другой человек. В итоге об этом
замысле стало известно в правительственных кругах, а,
поскольку в правительство Турецкой империи, в ранге
трехбунчужного паши, по статусу входил
Константинопольский Патриарх, то об этом узнал и он. И
вот, перед ним встал страшный выбор - либо гибель всех
его соотечественников, либо какой-то неожиданный
поступок. И тогда, он публично издал послание, от своего
имени и от имени Синода с анафемой всех восставших
греков. Самого слова "анафема" там не было, поскольку
туркам это было бы непонятно. Там были очень страшные
слова - пусть ваши жены станут вдовами, дети - сиротами,
земля - бесплодным камнем, небо - медным тазом и так
далее. Проклятие это не сбылось. Турки, как ни странно,
проиграли и греки создали свое эллинское королевство,
пусть и очень крохотное. Патриарха Григория Пятого через
пару недель после анафемы турки все равно повесили.
Самое странное в этой истории, что греки почитают его
как святого и национального героя, ему ставят памятники.
Он принес в жертву свою совесть, душу и репутацию только
ради того, чтобы спасти свой народ.
Когда же отлучали Льва Толстого, то
ни о каком проклятии не было и речи, даже службы
специальной не было. Была простая публикация в газетах
от имени Синода, где было сказано, что своими
заявлениями и действиями граф Лев Николаевич Толстой
поставил себя вне Православной Церкви, и мы просим всех
православных христиан молиться о его вразумлении.
Это уже Куприн придумал рассказ
"Анафема" для пущего нагнетания страстей, а Козлов за
ним повторяет.
То, что Толстой поставил себя вне
Церкви сам, вы, надеюсь, не сомневаетесь? Чего ж тогда
возмущаться анафеме?
А то, что Козлов пугается разделения
людей на врагов. Так ведь все зависит от самого человека
- сможет он подставить левую щеку противнику и простить
его или пойдет с рогатиной на обидчика.
Христианство всегда оставляет свободу
выбора для человека. Педагогично это или нет, не знаю и
не берусь судить. Но, по моему, по другому нельзя.
А вот Козлов эту свободу как-то не
приемлет.
Рассуждая на тему грехопадения, он
забывает о той самой свободе воли и поступка. Да, было
это самое дерево, с которого Ева сорвала плод и
попробовала его вместе с Адамом.
Но, как она это сделала?
После любимой козловской манипуляции
в исполнении змея, мол, Бог обманывает, и ничего вы не
умрете и прочее.
Вот попробовали наши предки "яблочко"
и стали смертны. Так что не врет Бог.
Странно размышляет НИК. То он
недоволен отсутствием физических ограничений для
грехопадения, то вдруг возмущается обещанной карой за
грехи в виде геенны огненной.
Все у него кругом виноваты, а
особенно Бог.
А чего бы он хотел? Делать, все, что
в голову взбредет, а потом отнекаться и по заслугам не
получить? Очень удобненько.
Но как бы Козлову не хотелось - а
делать что-то человек может только благодаря стимулам -
как положительным, так и отрицательным. Вот и геенна
огненная - такой стимул.
Но Козлова устраивает полное
отсутствие Бога и Его стимулов в своей системе
ценностей. "Господи, если ты есть, то не мешай мне,
пожалуйста".
Похоже, что козловский идеал
взаимоотношений с Высшим началом - буддизм, где то ли
нирвана, то ли Будда просто не догадываются о
существовании Козлова. Вот в каком мире ему бы жить!
А ведь до змея ни у Евы, ни у Адама
даже мыслей не было вкусить запретный плод. Поддались на
провокацию - и получили по полной катушке.
Интересно, а если бы НИК повелся на
манипуляцию лохотронщиков и потерял бы кучу денег, кого
бы он обвинял? Жуликов или милицию? Или себя,
демонстративно любимого? Или Бога, что не уберег от
соблазна?
Так ведь к Богу-то обратится надо,
чтобы он тебе помог.
А Козлову молитвы ну оч-чень не
нравятся.
Смотрите на страницах 160-162
"Философских сказок".
То НИКу не нравится, что Бога Отцом
называют, а его папой, "Ребенок произносит "Отче наш".
Это обращение к отцу, но он смотрит мимо меня. "Да
святится Имя Твое": он славит своего Главного Отца, но
это - не я", то психолога возмущает, что дети его могут
вдруг не подчинится этому папе - "...если мои дети рабы
Божии, то в случае моих разногласий с любыми
священнослужителями они должны слушаться их", то Козлов
вдруг обижается, что его не благодарят за то, что он
деньги в семью носит.
Детский сад какой-то. Вот ведь
ревность прет изо всех щелей. Прям ревмя ревет - меня-то
забыли!
Понимаю, что Козлову хочется для
своих детей быть большим, чем Бог. Вот он и предлагает
им свою молитву. Сравните сами, какая молитва вам больше
по душе:
Козловское Слово |
Отче наш |
Я люблю свою семью
И ее не подведу
Я поем и суп и кашу
Все, что даст нам мама наша
Если мама даст нам рис -
Съем я рису без каприз,
Потому что привереда
Остается без обеда
Я смогу не баловаться
Не болтать и не смеяться
Пока ем, молчу как рыба,
А поел скажу спасибо.
Чтоб себя мне уважать -
Буду слово я держать:
Только тот, кто держит слово,
Уважения достоин |
Отче наш!
Иже еси на небеси, да святится Имя Твое!
До прийдет Царствие Твое! Да
будет воля твоя и на земле яко на небеси!
Хлеб наш насущный даждь нам
днесь!
И остави нам долги наши, яко
же и мы оставляем должникам нашим!
И не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого!
Ибо твое есть Царствие и сила
и слава во веки!
Аминь. |
Комментарии излишни.
Интересно, а чтобы сказал тот самый
любимый Козловым Клайв Льюис по поводу молитвы?
В "Письмах Баламута", написанных
Льюисом от имени беса дан такой совет младшему
искусителю Гнусику:
"Лучше всего, насколько это,
возможно, вообще удержать подопечного от молитв. Когда
подопечный (как у тебя) - взрослый человек, недавно
возвратившийся в стан Врага, это легче всего сделать,
напоминая ему (или внушая ему, что он помнит) о
попугайских молитвах его детства. Используя отвращение к
таким молитвам, ты убедишь его стремиться к чему-то
стихийному, спонтанному, бесформенному и нерегулярному.
В действительности для начинающего это означает, что он
станет вызывать в себе смутное "благоговейное
настроение", при котором не сосредоточены ни воля, ни
разум. Один поэт, Кольридж, писал, что он молится "не
плетением привычных слов и не преклонением колен", но
просто "утихая духом в любви" и "погружаясь духом в
мольбу" Это нам и нужно".
А вот и одна из самых сильных фраз,
незамеченных многочисленными критиками синтоновщины.
"Почему я не хочу, чтобы мои дети становились
религиозными? Да очень просто - потому что это вопрос не
о вере. Это ВОПРОС О ВЛАСТИ"
Вот так чего боится потерять Козлов.
Власть над своими детьми, их телами и душами. И как
перекликается эта фраза с сожалением Козлова о том, что
Синтон стал ему неподвластен! Помните его статью о
Синтоне и демократии?
Вот и зависть к Богу из той же оперы
- а почему ему можно, а мне нельзя? Я тоже хочу стать
Богом.
Чем подобные вопли заканчиваются, мы
с вами знаем. Один такой вопил, вопил, да и свалился с
неба от своих воплей. Светофором звали. Простите,
Люцифером.
При всем при этом, Козлов очень
обижается когда его подозревают в сатанизме. Вот отрывок
из открытого письма о. Олегу Стеняеву (полный вариант в
приложении 2):
"Хотелось бы выяснить некоторые
недоразумения (надеемся, что это действительно
недоразумения) в Вашем письме N57 от 5 июня 1998 г., и
прежде всего хочется отметить, что деятельность церкви
(в том числе русской православной церкви) по
нравственному воспитанию молодежи мы, как светская
организация, одобряем и искренне поддерживаем, и это
легко подтвердят сотни молодых людей и девушек,
прошедших через Синтон. Эту позицию также выражает в
своих книгах и Н.И. Козлов:
"Я искренне уважаю религию за ее
высокий вклад в укрепление духовных устоев общества.
Безоговорочно признаю, что укрепление религиозности
практически всегда усиливает общественную мораль,
нравственность и, соответственно, правопорядок"
"Религия привносит в душевный мир
простые, ясные и устойчивые ориентиры. Как психолог, я
не могу не видеть, насколько психотерапевтична религия,
насколько она возвращает человеку душевный мир. Всегда с
восхищением наблюдаю, с какими светлыми лицами -
хочется сказать, ликами - выходят большинство людей из
храма".
"Евангелие - учебник нравственности
для миллионов".
"Христианская педагогика в целом -
сильное и доброе дело".
Вот блин, какое хитрое письмо с
недоговоренными цитатами!
Мало того, что не указано, откуда эти
цитаты взяты, так еще и не приведены полностью!
А как же насчет: "Христианство всегда
уничтожает жизнь... Жизнь - это Сильный. Христианство
против Сильного - и поэтому против Жизни. Христианство
провозгласило право слабого - и предало сильных...
Христианство провозгласило жертвенность - и предало
сильных...
Христианство провозгласило
сострадание - и мир наполнился паразитами и инвалидами,
потому что страдать стало выгодно... Вот в лесу,
например, нет христианства, и поэтому в лесу инвалид
либо погибает, либо, если он в своем инвалидстве не
задеревенел, перестает ныть и начинает выживать. И
побеждать"
Или вот это: "Нравственно ли,
педагогично ли описанное в Библии поведение Бога?... В
чем уникальность подвига Христа, за что его славят и
кому это нужно: людям или Христу?... Если я правильно
понял, своего единородного сына Он Сам принес в жертву и
Сам себя таким образом умилостивил. Такое нормальное
самообслуживание"
По поводу Евангелия: "Но на свете
есть очень древняя и уважаемая книга, и именно эта книга
мешает этой моей вере и радости. Эта книга - Священное
Писание"
В том же русле: "Если окажется, что
мир и людей любит его вечный Соперник, - если это
окажется так, то Бог станет для меня на пути Зла, и я
выберу его Соперника"
Наконец, уже известное нам,
знаменитое: "Мне кажется, моя книга "Как относиться к
себе и людям: практическая психология на каждый день" -
добрее и на роль Евангелия как учебника нравственности в
наше время сгодилась бы гораздо больше"
Так где же правда?
В книге или в открытом письме?
Обращаться со словом нужно честно.
Шутить писателю со словом опасно. Слишком высока
ответственность за произнесенное, а тем паче написанное.
Как говорил апостол Павел: "Слово гнило да не исходит из
уст ваших". А Николай Васильевич Гоголь добавил: "Все
великие воспитатели людей налагали долгое молчание
именно на тех, которые владели даром слова, именно в те
поры и в то время, когда больше всего хотелось им
пощеголять словом и рвалась душа сказать даже много
полезного людям". Можно ли сказать лучше?
Так что, Николай Иванович, не надо
делать невинные глаза при виде вполне естественной
реакции Православной Церкви.
А обижаться надо на самого себя.
|