Отзыв на декларацию "Об учении о "Русском мире"" и ереси этнофилетизма
Несколько дней назад на сайте Public
Orthodoxy, принадлежащем Центру изучения православного
христианства при Фордхемском университете (Нью-Йорк),
появился документ, озаглавленный "Декларация об учении о
"русском мире"" (с ней можно ознакомиться
ниже).
Эта декларация стала примером, когда
богословие люди, далекие от богословия решили подчинить
сиюминутной политической конъюнктуре, и, вероятно, не
без зудящей активности украинцев.
Ниже мы приводим два ответа на эту
псевдобогословскую декларацию протодиакона Андрея
Кураева и сектоведа Александра Дворкина.
Протодиакон Андрей Кураев.
Партийный памфлет, а не богословский текст или Богословские новости не лучшего качества
Появилась некая "Декларация об учении о
"Русском мире""
Оставлю в стороне то, что в ней
говорится об украинской войне и о политической и
религиозной утилизации вполне мирного и светского
термина "русский мир".
Зачем спорить с очевидностью:
государственные границы почти никогда не совпадают с
границами культурными? В поле притяжения одной культуры
могут жить люди разных стран (Австрия и Германия,
например), а в одной стране могут жить люди разных
культур. Поэтому термины "турецкий мир" или "русский
мир" вполне имеют право на существование. А вот
наполняться они могут очень разным содержанием. И, стоит
отметить, патриарх Кирилл все же в это понятие вкладывал
далеко не худшие смыслы. Он никогда не говорил, что
символом русского мира является Т-34 или царь-бомба.
Раз Декларация презентуется как
богословский текст, в таковом качестве я его и читаю. И
что же я вижу?
"Мы отвергаем ересь "Русского мира"".
В чем именно состоит ересь, каким
церковным догматам эта теория противоречит, отчего-то
авторы письма сказать забыли.
Это "ересь этнофилитизма"?
Но, во-первых, совсем неочевидно, что
этнофилетизм это ересь.
Этим словом в XIX веке> греки заклеймили
неугодный им способ организации церковной жизни. Именно
фанариотские националисты назвали это ересью в своих
корыстных интересах, протестуя против вполне законного
желания болгар иметь своих епископов.
На Константинопольском Соборе 1858 года
болгарские представители выдвинули следующие требования:
1) избрание архиереев в епархиях, на местах; 2) знание
архиереями языка того населения, где они будут совершать
служение; 3) установление им жалованья
Греки эти вполне нормальные требования
отклонили. Тогда болгары все же с помощью турецких
властей создали свою церковную структуру. В ответ
Константинопольский собор 1872 года осудил их
"этнофилетизм".
Этот собор и его определение не получили
одобрения Русской и Сербской Церквей (понятно, что и
Болгарской). Иерусалимский патриарх Кирилл отказался
подписать протокол.
Само определение этого собора звучит
так:
"Мы отвергаем и осуждаем племенное
деление, то есть племенные различия, народные распри и
разногласия в Христовой Церкви, как противные
евангельскому учению и священным законам блаженных отцов
наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые,
украшая человеческое общество, ведут к Божественному
благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и
дерзающих основывать на нём небывалые доселе племенные
сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам,
чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и
настоящими схизматиками".
Проще применить эту формулу для
осуждения украинских "автокефалистов", чем к
многоязыкому Московскому патриархату. Кстати,
пропагандисты "русского мира" именно это и делали:
квалифицировали идею украинской автокефалии как
этнофилетизм.
Исторически эта формула очень неверна.
"Племенные сборища" в церковной организации вовсе не
"небывалы". В византийской истории был опыт создания
"епархий для варваров", которые осуществляли свою
деятельность на тех же территориях империи, где были
обычные епархии для романизированного населения.
Но, главное, при чем тут ересь? Чем
желание людей вести службу на родном языке и иметь
пастырей, вышедших из их семьи, противоречит вере в
Троицу и во Христа?
В поместных православных церквах и
сегодня есть экстерриториальные епископы. Например,
военные капелланы, чья юрисдикция осуществляется в
воинских частях, расположенных в самых разных епархиях
страны. Вполне возможны (и, кажется, есть в отношениях
Сербской и Румынской церквей) договоренности, что
епископ из одной церкви окормляет свою диаспору в
определенном районе страны другого патриархата.
Наконец, стоит заметить, что созданное
болгарами "племенное сборище" в конце концов (хоть и
почти спустя сто лет) все же было признано Фанаром.
Ереси не признают с течением времени. А, значит, и
квалификация болгарской церковной самоорганизации
("схизмы") в качестве "ереси" не имеет оснований.
Нужды полемики всегда требуют поставить
оппонента к расстрельной стенке. Так сегодня апологеты
моспатриархии обвиняют в ереси патриарха Варфоломея.
Ранее они же пробовали найти ереси в движении украинской
автокефалии. А еще раньше в этом упражнялись сами греки.
И все же каноны ясно различают еретиков и раскольников
(а менее ясно - еще и раскольников от "самочинных
сборищ").
В 2015 году Константинопольский патриарх
Варфоломеем во время очередного Синаксиса по подготовке
Всеправославного Собора предложил новое определение
этнофилетизма, в корне отличное от формулы собора 1872
года: "ересь этнофилетизма превращает Церковь в слугу
политических амбиций государства".
Зачем понятное слово сервилизм заменять
другим? (каюсь, я в таких случаях употреблял термин
блдство; его надо писать без гласных и с титлом, когда
речь идет о поведении Священной Иерархии).
Но это - константа церковной истории и
политики. Если государство замечает существование
православной церкви в сфере своих интересов, то в итоге
всенепременно оказывается, что последняя становится
"слугой политических амбиций государства".
Так было и в Византии, и в Османской
империи, и далее со всеми остановками и всеми
патриархатами.
Исключение одно: если православная
община в некоей стране столь мала, что находится ниже
уровня социологической и политической заметности. Тут,
как говорится: "если вы еще на свободе, то это не ваша
заслуга, а наша недоработка".
Также мыслима ситуация, когда
государство и общество (неправославные) очень серьезно
относятся к собственной светскости и строго следят за
своими руками и прочими органами, чтобы те не привлекали
ничего религиозного к осуществлению своего
государственного функционала. Но в этом случае
амбулаторная "чистота веры от политики" это заслуга не
местной церкви и ее лидеров, а этого самого государства.
Авторы Декларации полагают, что еретичен
"принцип национального устройства Церкви". При этом они
опять забыли уточнить смысл термина - на этот раз
термина "национальный". Что очень странно: в современном
европейском политическом языке (а Декларация подписана
европейскими теологами) "национальный" вовсе не означает
"этнический". Этот термин говорит о гражданстве и
территории. И в этом смысле все поместные православные
церкви "национальны". В томосе об автокефалии ПЦУ это
даже прямо подчеркивается: она не имеет права
действовать за пределами государства Украина.
Что же касается Моспатриархии, то она
как раз никогда не заявляла об этническом принципе
своего устройства а, напротив, отрицала его (опять же в
интересах полемики с национальными автокефалиями). Среди
сотни епископов УПЦ МП, кажется, всего двое - этнические
русские (Агафангел Одесский и Ионафан Тульчинский).
Среди восьми молдавских епископов русский лишь один.
А вообще в этой Декларации "возвышенного
и чистого христианства" слишком много фраз с оборотами
"мы осуждаем... мы порицаем".
В общем, Декларация смотрится как очень
партийный памфлет, а не как богословский текст. Особенно
в части столь навязчивого и модного ныне призыва - "вы
обязаны публично осудить и пойти на митинг".
Андрей& Кураев, протодиакон
Живой Журнал - 19.03.2022.
***
О "Русском мире" и ереси этнофилетизма
Поскольку Фордхем – моя alma mater
(именно там я учился в докторантуре на кафедре
средневековой истории, хотя тогда в университете такого
Центра еще не существовало), этот манифест, набравший за
несколько дней более пятисот подписей, я прочел и даже
ознакомился со списком "подписантов". Среди них немало
людей, которых я знал, или хотя бы слышал о них
(некоторых я уважаю, о других у меня нет никакого
мнения, третьих я не уважаю совсем) – из США, Канады,
Франции, Бельгии, Греции, Румынии, Грузии. Разумеется,
много украинских имен, в основном из диаспоры.
Подавляющее большинство подписантов – жители западных
стран, а малочисленные россияне, по всей видимости,
сейчас находятся за пределами РФ. Среди имен довольно
много пожилых (даже очень пожилых) священников и
профессоров, и людей, не имеющих отношения к богословию.
Немало римо-католиков, епископалов и т. д., непонятно
зачем участвующих во внутриправославном споре.
Встречаются какие-то "священники" и "священницы" из
откровенно сектантских новообразований. Есть курьезы:
например "еще одна грешница Екатерина" и "грешница Анна
Корзун из украинской церкви в Виннипеге".
Складывается впечатление, что часть
подписантов (которых я знаю как некогда достаточно
компетентных богословов) не удосужилась внимательно
прочитать текст. Также мне показалось, что за каких-то
людей расписались без их ведома (я нашел несколько
знакомых фамилий, с явно чужими именами).
Что же касается содержания документа, то
оно довольно расплывчато. Много общих мест и очевидных
банальностей, из которых ясно, что авторы – за все
хорошее и против всего плохого, за мир и против войны,
за любовь и против ненависти. Есть там и важный для
эпохи политкорректности намек: мы против любого учения,
демонизирующего или поощряющего "демонизацию всех, кого
государство и общество считает "иными", включая
иностранцев, политических и религиозных инакомыслящих и
(внимание! – А. Дворкин) других представителей
стигматизированных социальных меньшинств".
Но какое все это имеет отношение к идее
"русского мира"? А вот какое: по мнению авторов
Декларации эта идея, "проповедуемая РПЦ" объявляется
идентичной ереси "этнофилетизма", осужденной на
Константинопольском соборе 1872 г. Значит, РПЦ является
еретическим сообществом. Бинго!
Однако, все не так просто. Начнем с
того, что идея "русского мира" не имеет отношения к
богословию и, соответственно, не может быть ересью. Это
общественно-культурная идея, в своих разных изводах
широко распространенная в мире и ни у кого не вызывающая
вопросов. Ведь очевидно, что существует, например,
"французский мир", который гораздо шире географических
границ Франции и который активно поддерживается
правительством этой страны. Есть немецкий, испанский,
греческий миры и т. д. Я уж не говорю про
"англо-американский мир", распространяющийся на многие
страны. Так почему же не быть "русскому миру", тем более
что русские (и русскоязычные) люди проживают по всему
свету, но особенно компактно в странах бывшего СССР, где
они родились и выросли, идентифицируя себя как русских и
принадлежа к русской культуре? Причем тут ересь
этнофилетизма?
История осуждения этой ереси требует
долгого рассказа, которому не место в этой краткой
заметке. Напомню лишь, что она была сформулирована
против болгар. Их, как и прочих славянских народов
Османской империи, жестоко дискриминировал
Константинопольский патриархат (вот, как раз упомянутая
в Декларации тема недопустимости демонизации "иных").
После долгих просьб о церковном самоуправлении, всякий
раз отвергавшихся Фанаром, болгарам удалось получить
разрешение у турецких властей на создание собственной –
параллельной греческой – иерархии. Между тем, древние
каноны четко определяют, что в одном городе может быть
только один епископ. Появление болгарской иерархии
нарушило это правило, и епископы стали руководить своей
паствой не по территориальному, а по национальному
принципу: в одном городе один епископ для греков, а
другой – для болгар. Хотя для последних это было
вынужденной мерой, но все же осуждение такого способа
устройства Церкви имело смысл.
Однако, ровно через полвека после
окончания собора Фанар сам стал использовать тот самый
этнофилетистский принцип: в 1922 г. недоброй памяти
Вселенский патриарх Мелетий (Метаксакис) вывел
американских греков из юрисдикции Русской Православной
Церкви (единственной до этого Православной Церкви в
Америке) и создал для них параллельную иерархию. Таким
образом, он сделал ровно то же самое, за что его
предшественники столь жестко осудили болгар и,
соответственно, сам должен был попасть под их анафему.
Именно это решение п. Мелетия привело к скандальному
принципу существования православных Церквей в западных
странах: в каждом крупном городе имеются по несколько
епископов, каждый из которых управляет своей
национальной диаспорой: греками, арабами, румынами,
русскими, болгарами, сербами и т. д. В результате
Православие из вселенской веры и единой Церкви
превращается в набор национальных этнографических гетто.
Я точно знаю, что многие, подписавшие
"Декларацию против русского мира", считают это положение
ненормальным. Вот бы им заявить о неприемлемости такого
этнофилетизма и потребовать объединения всех
православных "юрисдикций" в единую Православную Церковь
– Америки, Западной Европы, Австралии и т. д. Именно это
неоднократно предлагала наша Церковь. В 1970 г. она
предоставила автокефалию своей Американской митрополии,
в надежде, что остальные национальные юрисдикции
объединятся с ней и Церковь вернется к своему исконному
устроению. В 90-е годы прошлого века приснопамятный
Патриарх Алексий II, не раз говорил о необходимости
объединения всех западноевропейских "юрисдикций" в одну
поместную Православную Церковь Западной Европы. Но, увы,
многие из подписантов нынешней декларации, приравнявшие
идею русского мира к этнофилетизму, тогда яростно
выступали против "руки Москвы", предпочтя оставаться в
своих национальных церковных образованиях.
Авторы "Декларации" совершенно верно
отмечают:
… мы осуждаем как неправославное и
отвергаем любое учение, которое приписывает какой-либо
территориальной, национальной или этнической общности
представление о том, что эти общности были утверждены
Богом или имеют власть от Бога, или приписывает им
особенную святость или чистоту, или определяет
какую-либо одну культуру как особенную или имеющую
особое божественное предназначение…
Но неизбежно возникает два вопроса:
1. Где авторы увидели осуждаемые ими
идеи в идее "русского мира" в понимании Русской
Православной Церкви?
2. Почему эти верные и правильные слова
не прозвучали два года назад, когда Константинопольский
патриарх Варфоломей заявил следующее: "наши братья
славяне не могут терпеть первенство Вселенского
патриархата и нашей нации в Православии". Эта же идея в
разных вариациях затем была тиражирована несколькими
греческими иерархами. Ведь заявление о "первенстве
греческой нации в Православии" и есть ровно то, что
столь решительно осуждается в документе. Но почему-то
после этих вопиющих слов никаких деклараций не
последовало, и если даже кто-то из подписантов выступал
против них, то сугубо частным образом.
Думаю, можно констатировать, что авторы
"Декларации об учении о "русском мире"" совершили подлог
(не знаю, по невежеству или вполне сознательный) и
переформулировав по собственному усмотрению идею
"русского мира", необоснованно уравняли ее с
этнофилетизмом, предпочитая не замечать ни настоящего
этнофилетизма, по принципу которого устроены их
"юрисдикции", ни унизительных и оскорбительных
расистских идей, открыто проповедуемых их иерархами.
Александр Дворкин
Центр свщмч. Иринея Лионского - 23.03.2022.
***
"О мире всего мира, благостоянии святых
Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся"
(Божественная литургия)
Российское вторжение в Украину,
начавшееся 24 февраля 2022 года, является угрозой
исторической значимости для народа, принадлежащего к
православной христианской традиции. Кроме того, большую
тревогу вызывает то, что высшие иерархи Русской
православной церкви отказались назвать вторжение -
вторжением, вместо этого ограничившись расплывчатыми
заявлениями о необходимости сохранения мира в свете
"событий" и "военной операции" в Украине, подчеркивая в
то же время братские отношения украинского и русского
народов, составляющих вместе "святую Русь", возлагая
вину за агрессию на враждебный "Запад", и даже требуя от
своих общин молиться словами, которые по сути выражают
поддержку военным действиям.
Поддержка, которую многие иерархи
Московского Патриархата оказали войне президента
Владимира Путина против Украины, укоренена в
тоталитарной по своему характеру разновидности
православного этнофилетического религиозного
фундаментализма, известной под названием "Русский мир".
Это лжеучение оказалось привлекательным для многих
членов Православной Церкви, и даже было подхвачено
крайне правыми политическиими течениями, а также
католическими и протестантскими фундаменталистами.
В своих выступлениях президент Владимир
Путин и патриарх московский Кирилл (Гундяев) (Московский
Патриархат) на протяжении последних 20 лет неоднократно
ссылались на идеологию "Русского мира" и развивали ее
положения. Начиная с 2014 года, когда Россия
аннексировала Крым и начала опосредованную войну в
Украине на территории Донбасса, и вплоть до начала
полномасштабной войны в Украине и уже во время войны,
Путин и патриарх Кирилл использовали идеологию "Русского
мира" в качестве главного обоснования необходимости
вторжения. Суть этого учения в том, что существует некая
наднациональная русская сфера влияния или цивилизация,
называемая также "Святая Русь", в которую входят Россия,
Украина и Беларусь (иногда также Молдова и Казхстан), а
также этнические русские и русскоязычные люди по всему
миру. Согласно этому учению, у "Русского мира" есть
единый политический центр (Москва), единый духовный
центр (Киев, "мать городов русских"), единый язык
(русский), единая церковь (Русская православная церковь,
Московский Патриархат), и один для всех патриарх
(патриарх Московский и всея Руси), который действует в
"симфонии" с одним для всех президентом/национальным
лидером (Путиным), который управляет этим Русским миром,
поддерживая особую духовность, нравственность и
культуру, общие для всего Русского мира.
Этому "Русскому миру" (гласит учение)
противостоит развращенный Запад во главе с США и
народами Западной Европы. На Западе уже победили
"либерализм", "глобализация", "христианофобия",
пропагандируемые гей-парадами "права гомосексуалистов",
и "воинствующий секуляризм". Западу и тем православным,
которые впали в раскол и в заблуждения (таким, как
Вселенский Патриарх Варфоломей и другие поместные
Православные церкви, которые его
поддерживают), вновь и вновь противостоит Московский
Патриархат, вместе с Владимиром Путиным. Они - истинные
защитники православного учения, которое они понимают в
терминах традиционной морали, ригористического и
жесткого следования традиции, и поклонения перед Святой
Русью.
Со времени интронизации патриарха
Кирилла в 2009 году ведущие деятели Московского
патриархата, а также представители Российского
государства, постоянно использовали эти положения, чтобы
разрушить богословские основания православного единства.
Принцип национального устройства Церкви был осужден на
Константинопольском соборе 1872 года. Лжеучение
этнофилетизма лежит в основе идеологии "Русского мира".
Если мы считаем эти ложные постулаты истинными, то
Православная Церковь перестает быть Церковью Евангелия
Иисуса Христа, апостолов, Никео-Константинопольского
Символа веры, Вселенских Соборов и Отцов Церкви.
Единство становится по сути невозможным.
Поэтому мы отвергаем ересь "Русского
мира" и постыдные действия российского правительства,
которое развязало войну против Украины. Эта война
опирается на гнусное и не имеющее оправдания учение при
потворстве Русской православной церкви. Мы отвергаем его
как глубоко неправославное, нехристианское и враждебное
человечеству, которое призвано быть "оправданным…
просвещенным… и омытым именем Господа нашего Иисуса
Христа и Духом Бога нашего" (последование Таинства
Крещения). Подобно тому как Россия вторглась в Украину,
так и Московский Патриархат патриарха Кирилла вторгся в
Православную церковь (как, например, это произошло в
Африке), вызывая разделение и распри, которые не только
приводят к неисчислимым жертвам, но и ставят под угрозу
души людей, спасение верных.
В связи с этим губительном и разделяющем
Церковь учением о "Русском мире", Евангелие Господа
нашего Иисуса Христа и Святое Предание Православной
Церкви Живого Тела Христова вдохновляют нас возвестить и
исповедать следующие истины:
1. "Мое царство не от мира сего. Если бы
царство мое было от мира сего, то слуги мои сражались
бы, чтобы я не был предан иудеям; но теперь мое царство
не отсюда". (Ин. 18:36).
Мы утверждаем, что предназначенная Богом
цель и свершение истории, ее телос, есть пришествие
Царства Господа нашего Иисуса Христа, Царства правды,
мира и радости во Святом Духе, Царства, о котором
говорит Священное Писание, как его толкуют Отцы. Это то
Царство, в предвкушении которому мы участвуем на каждой
Святой Литургии: "Благословенно Царство Отца и Сына и
Святаго Духа, ныне и присно и во веки
веков!" (Божественная Литургия). Это Царство является
единственной и безусловной основой для православных
христиан, как и для всех христиан вообще. Не существует
иного источника откровения, или основания для общины,
для общества, государства, законодательства, собственной
идентичности и учения, для Православия как Тела Христа
Живого, кроме того, что открывается в, посредством, и
через Господа нашего Иисуса Христа и Духа Божия.
Поэтому мы осуждаем как неправославное и
отвергаем всякое учение, стремящееся заменить Царство
Божие, увиденное пророками, провозглашенное и открытое
нам Христом, проповеданное апостолами, воспринятое как
мудрость Церковью, изложенное в догматах Отцами, и
переживаемое на каждой Святой Литургии, - царством мира
сего, будь то "Святая Русь", "Священная Византия" или
любое другое земное царство, чем незаконно присваивается
власть Самого Христа передать Царство Отцу, Богу (1Кор. 15:24) и чем отрицается власть Бога утереть
каждую слезу (Откр. 21:4). Мы решительно осуждаем
любой вид богословия, который отрицает, что христиане
суть переселенцы и беженцы в этом мире (Евр. 13:14),
то есть отрицает тот факт, что "наше гражданство на
небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса
Христа" (Флп. 3: 20), и что христиане "проживают
в своих странах, но только как пришельцы. Они принимают
участие во всем, как граждане, и все терпят, как
иностранцы. Всякая чужбина - их дом, и всякий дом -
чужбина" (Послание к Диогнету, 5).
2. "Итак отдавайте кесарево кесарю, а
Божие Богу" (Мф. 22:21).
Мы утверждаем, что в ожидании
окончательного торжества Царства Божия мы признаем
единственную и высшую власть Господа нашего Иисуса
Христа. В этом веке земные правители обеспечивают мир,
чтобы народ Божий мог жить "тихое и безмолвное житие во
всяком благочестии и чистоте" (Божественная Литургия).
Тем не менее, нет народа, государства или строя
человеческой жизни, которые имели бы на нас большие
права, чем Иисус Христос, пред именем которого
"преклонится всякое колено небесных, земных и
преисподних" (Флп. 2:10). .
Поэтому мы осуждаем как неправославное и
отвергаем любое учение, которое подчиняло бы Царство
Божие, явленное в Единой Святой Церкви Божией, любому
царству мира сего, ища иных церковных или светских
владык, которые бы нас оправдали и искупили. Мы
решительно отвергаем все формы правления, которые
обожествляют государство (теократию), либо поглощают
Церковь, лишая ее свободы пророчески противостоять
всякой несправедливости. Мы также обличаем всех тех, кто
утверждает цезарепапизм, заменяя свое полное послушание
распятому и воскресшему Господу покорностью любому
лидеру, наделенному властными полномочиями и
претендующему на звание помазанника Божия, как бы его не
называли: "кесарем" ли, "императором", "царем", или
"президентом".
3. "Нет больше ни еврея, ни грека, ни
раба, ни свободного, нет больше мужчины и женщины; ибо
все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).
Мы утверждаем, что разделение
человечества на группы по расовому, религиозному,
языковому, этническому или любому другому
второстепенному признаку человеческого бытия является
свойством этого несовершенного и греховного мира,
которое, согласно святоотеческой традиции, называется
"различия плоти" (св. Григорий Назианзин, Слово 7, 23).
Утверждение превосходства одной группы над другими -
обычное зло, проистекающее из таких разделений, которые
совершенно противны Евангелию, согласно которому все
едины и равны во Христе, все должны отвечать перед Ним
за свои поступки, и все могут получить Его любовь и
прощение не потому, что являются членами некоторых
социальных или этнических групп, но как люди, все равным
образом сотворенные и рожденные по образу и подобию
Божию (Быт. 1:26).
Поэтому мы осуждаем как неправославное и
отвергаем любое учение, которое приписывает какой-либо
территориальной, национальной или этнической общности
представление о том, что эти общности были утверждены
Богом или имеют власть от Бога, или приписывает им
особенную святость или чистоту, или определяет
какую-либо одну культуру как особенную или имеющую
особое божественное предназначение, будь то культура
греческая, румынская, русская, украинская или любая
другая.
4. ""Вы слышали, что сказано: "люби
ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю
вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да
будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф. 5:43-45).
Следуя заповеди Господа нашего, мы
утверждаем, что, как говорит преподобный Силуан
Афонский, "благодать Божия не находится в том человеке,
который не любит врагов своих", и что мы не можем
познать мир (как противоположность вражды) до тех пор,
пока не полюбим своих врагов. Таким образом, ведение
войны - это полное отвержение Христова закона любви.
Поэтому мы осуждаем как неправославное и
отвергаем любое учение, поощряющее разделение,
недоверие, ненависть и насилие между народами,
религиями, конфессиями, нациями или государствами. Мы
также осуждаем как неправославное и отвергаем любое
учение, которое демонизирует или поощряет демонизацию
тех, кого государство или общество считает "иными",
включая иностранцев, политических и религиозных
инакомыслящих и других представителей стигматизированных
социальных меньшинств. Мы отвергаем всякое манихейское и
гностическое разделение, возвышающее святую
восточно-православную культуру и ее православные народы
над развратным и безнравственным "Западом". Особенно
безнравственным является осуждение других народов
посредством особых литургических прошений Церкви, чем
также возвышаются члены Православной церкви и
соответствующие культуры, как духовно просвященные по
сравнению с плотскими, светскими "иноверцами".
5. ""Иди и узнай, что это значит:
"Милости хочу, а не жертвы". Ибо Я пришел призвать не
праведников, но грешников" (Мф. 9:13; ср. Ос. 6:6 и Ис.
1:11-17).
Мы утверждаем, что Христос призывает нас
проявлять на личном и на общественном уровне милосердие
к бедным, голодным, бездомным, беженцам, переселенцам,
больным и страждущим и искать справедливости для
гонимых, бедствующих и нуждающихся. Если мы не
откликаемся на призыв о помощи от нашего ближнего; более
того, если вместо этого мы его побьем, ограбим и оставим
страдать и умирать при дороге (Притча о добром
самаритянине, Лк. 10:25-37), то мы не пребываем в
Христовой любви на пути к Царствию Божию, но мы сами
сделали себя врагами Христа и Его Церкви. Мы призваны не
просто молиться о мире, но деятельно, пророчески
подняться и осудить несправедливость, творить мир даже
ценой собственной жизни. "Блаженны миротворцы, ибо они
будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9). Приношение
жертвы и молитва на литургии, если при этом мы сами не
готовы действовать жертвенно, является приношением во
осуждение, поскольку вступает в противоречие с тем, что
предлагается во Христе (Мф. 5:22-26 и 1 Кор. 11:27-32).
Поэтому мы осуждаем как неправославное и
отвергаем всякое поощрение духовного "квиетизма", то
есть безучастного отношения к жизни, среди верующих и
клира Церкви, начиная от облеченного властью Патриарха и
заканчивая самым скромным мирянином. Мы порицаем тех,
кто молится о мире, но при этом ничего не делает для
достижения мира, будь это из-за страха или из-за
недостатка веры.
6. "Если пребудете в слове моем, то вы
истинно мои ученики; и ты познаешь истину, и истина
сделает тебя свободным" (Ин. 8:31-32).
Мы утверждаем, что Иисус призывает своих
учеников не только познать истину, но и говорить правду:
"Да будет слово ваше "да, да" или "нет, нет"; все, что
сверх этого, исходит от лукавого" (Мф. 5:37).
Полномасштабное военное вторжение в соседнюю страну,
осуществленное державой, имеющей второй в мире военный
потенциал, - это не просто "специальная военная
операция", "событие" или "конфликт" или любой другой
эвфемизм, выбранный, чтобы отрицать реальные факты.
Напротив, это в самом деле полномасштабное военное
вторжение, которое уже привело большому числу жертв
среди мирного населения и военнослужащих, к тому, что
жизнь более сорока четырех миллионов человек была
нарушена насильственным образом, к тому, что более двух
миллионов человек вынуждены были покинуть свои дома и
стать беженцами (по состоянию на 13 марта 2022 г.). Это
правда, которую необходимо озвучить, как бы это ни было
больно сделать.
Поэтому мы осуждаем как неправославное и
отвергаем любое учение или действие, в котором заключен
прямой отказ говорить правду, или учение или действие,
которые подавляют правду о злодеяниях, творимых против
Евангелия Христова в Украине. Мы полностью осуждаем все
разговоры о "братоубийственной войне", "повторении греха
Каина, убившего брата своего из зависти", если в них
прямо не признаются преступное намерение и вина одной из
сторон перед другой (Откр. 3:15-16).
Мы заявляем, что то, что написано выше:
утверждения истины, а также отвержение ошибочных
суждений и отвержение их как неправославных, -- основано
на Евангелии Иисуса Христа и на Священном Предании
Православной христианской веры. Мы призываем всех, кто
согласен с этой декларацией, помнить об этих
богословских принципах при принятии решений в церковной
политике. Мы умоляем всех, кого касается эта декларация,
вернуться к "единству духа в союзе мира" (Еф. 4:3).
Подписанты:
1. Dr. Theofilos Abatzidis Volos
Academy Greece
2. Revd. Dr. Christophe D’Aloisio
Institut Orthodoxe Saint-Jean-le-Théologien & Université
catholique de Louvain Brussels, Belgium
3. V. Revd. Robert M. Arida Boston,
MA, USA
4. Dr. Antoine Arjakovsky Collège des
Bernardins Paris, France
5. Prof. Susan Ashbrook Harvey Brown
University RI, USA
6. Dr. Nikolaos Asproulis Volos Academy
Greece
7. V. Revd. John Behr University of
Aberdeen UK
8. Dr. Ionut Biliuta Gh. Sincai
Institute, Romanian Academy Romania
9. Dr. Lori Branch University of Iowa
IA, USA
10. Revd. Dr. Radu Bordeianu Duquesne
University Pittsburgh, PA, USA
11. Revd. Dr. Ciprian Burlacioiu
University of Munich Germany
12. Sergei Chapnin Artos Fellowship
Moscow, Russia
13. Revd. Dr. John Chryssavgis Sydney
College of Divinity Australia
14. Editor in chief Jordan Georgiev
Doxologia Infonews (Website for international church and
religious news) Bulgaria
15. Editor Alexander Angelov Doxologia
Infonews (website for international church and religious
news) Bulgaria
16. Dr. Helen Creticos Theodoropoulos
Chicago, IL, USA
17. M.S., M.A. Nayla Debs
France/Lebanon
18. Prof. George E. Demacopoulos
Fordham University New York, NY, USA
19. Revd. Dr. Nicholas Denysenko
Valparaiso University IN, USA
20. Dr. Philip Dorroll Wofford College
SC, USA
21. M.A Costis Drygianakis Volos
Academy Greece
22. Revd. Dr. Brandon Gallaher
University of Exeter UK
23. Dr.; Senior Lecturer in Eastern
Christian Studies Grant White Sankt Ignatios College,
Stockholm School of Theology Stockholm, Sweden
24. Prof. Paul Gavrilyuk Founding
President, International Orthodox Theological
Association, St. Thomas University MN, USA
25. Peter Bylen United States
26. Dr. Tamara Grdzelidze Ilia State
University Tbilisi, Georgia
27. Doctoral Student John Monaco
Duquesne University Pittsburgh, PA (USA)
28. Retired Anastasios Gounaris
Formerly of Greek Orthodox Archdiocese of America Chania,
Crete, Greece
29. Professor Tatiana Pronina Leningrad
State University Pushkin St. Petersburg, Russia.
30. Rev. Dr. Perry Hamalis North
Central College Naperville, IL, USA
31. Ms Olga Kariatlis Australia
32. Dr. David Bentley Hart University
of Notre Dame IN, USA
33. MA Nina Dippon Dippon Colorado
Springs, CO
34. Prof. Dr. Georgi Kapriev St.
Кliment Ohridski University Sofia, Bulgaria
35. Archim. Prof. Cyril Hovorun
Stockholm School of Theology Sweden
36. V. Revd. Dr. John A. Jillions
Institute for Orthodox Christian Studies Cambridge, UK
37. Dr. Pantelis Kalaitzidis Volos
Academy Greece
38. Prof. Christos Karakolis National
and Kapodistrian University of Athens Greece
39. Prof. Dr. Assaad Elias Kattan
University of Münster Germany/Lebanon
40. Dr. Lisa Holsberg Fordham
University New York
41. Dr. Nikos Kouremenos Volos Academy
Greece
42. Prof. Paul Ladouceur Trinity
College, University of Toronto ON, Canada
43. Dr. Sr. Vassa Larin Coffee with
Sister Vassa Catechetical Programs Vienna, Austria
44. Mika Peltola Finland
45. Dr. Lucian N. Leustean Aston
University Birmingham, UK
46. Inga Leonova The Wheel Boston, MA,
USA
47. James L.M. Bloodworth United
States
48. M.A. Elijah John McKnight Orthodox
Church in America United States
49. Olga Lossky-Laham Paris, France
50. Daniel Lossky Institut Orthodoxe
Saint-Jean-le-Théologien Brussels, Belgium
51. Lecturer Roger Coresciuc Faculty of
Theology "Dumitru Staniloae" Romania
52. V. Revd. Prof. Andrew Louth Durham
University, UK and St Irenaeus Orthodox Theological
Institute, Radbout University, Nijmegen Netherlands
53. Prof. Vasilios Makrides University
of Erfurt Germany
54. Dr. Ina Merdjanova Trinity College
Dublin Ireland
55. Prof. Paul Micevych University of
California Los Angeles CA, USA
56. Dr. Alexandra de Moffarts Institut
Orthodoxe Saint-Jean-le-Théologien Brussels, Belgium
57. PhD Universite de Paris IV-Sorbonne
Teodor Baconschi Romanian MFA Bucharest Romania
58. Prof. Dimitrios Moschos National
and Kapodistrian University of Athens Greece
59. Dr. Hermina Nedelescu Scripps
Research CA, USA
60. Prof. Michael Ossorgin Fordham
University New York, NY, USA
61. Dr. Paul Meyendorff St Vladimir’s
Orthodox Theological Seminary NY, USA
62. V. Revd. Prof. Michael Plekon The
City University of New York — Baruch College NY, USA
63. Dr. Ashley Purpura Purdue
University IN, USA
64. Dr. Teva Regule President, Orthodox
Theological Society of America USA
65. V. Revd. Richard René University of
Toronto ON, Canada
66. Prof. Svetoslav Riboloff Sofia
University "St. Kliment of Ochrid" Bulgaria
67. Dr. Sarah Riccardi-Swartz Arizona
State University AZ, USA
68. Revd. Dr. Anthony Roeber St.
Vladimir’s Orthodox Theological Seminary New York, NY,
USA
69. Dr. Robert Saler Christian
Theological Seminary Indianapolis, IN, USA
70. Prof. Kerry P. C. San Chirico
Villanova University PA, USA
71. Deacon Ron Boyer U.S.A.
72. Prof. Stephen J. Shoemaker
University of Oregon Eugene, OR, USA
73. Dr. Constantin Sigov National
University of Kyiv-Mohyla Academy and "Dukh i Litera"
[Spirit and Letter] Research and Publishing Association
Kyiv, Ukraine
74. Dr. Cyrille Sollogoub Institut
Orthodoxe Saint-Jean-le-Théologien Brussels, Belgium
75. Prof. Katerina Tsalampouni
Aristotle University of Thessaloniki Greece
76. Captain Alexander N. Soukhanov
United States of America
77. Prof. Lucian Turcescu Concordia
University Montreal, QC, Canada
78 M.Th Georgios
Vlantis Volos Academy Greece/Germany
79. Dr. Nicolae Roddy Creighton
University USA
80. Dr. Katherine Kelaidis USA
81. Archim. PhD Anton C. Vrame Holy
Cross Greek Orthodox School of Theology MA, USA
82. Prof. Gayle Woloschak Northwestern
University Chicago, IL, USA
83. Diane Beck All Saints of North
America Orthodox Church Albuquerque, NM, USA
84. Dr. Nathaniel Wood Fordham
University New York, NY, USA
85. Revd. Dr. Victor Yudin Leuven,
Belgium
86. MDiv Orthodox Theology John
Heropoulos USA
87. Dr Sebastian Brock Oriental
Institute, Oxford University UK
88. Katie Cokinos Saugerties, New
York, USA
89. Lars Ahlbäck Finland
90. Prof. Nicholas Sooy Fordham
University NY, USA
91. REVEREND PROTOPRESBYTER ROBERT
ATHAS METROPOLIS OF BOSTON BROOKLINE, MASSACHUSETTS
92. Prof. Luis Salés Scripps College
Claremont, California
93. Dr. Jane Yank United States
94. (Rev) Dr Reijnen Anne Marie
Theologicum ( Institut Catholique de Paris) / Paris (
France)
95. Professor Petr Kratochvíl Sciences
Po Paris
96. Dr. Dimitrios Keramidas Center for
Ecumenical, Missiological and Environmental Studies
"Metropolitan Panteleimon Papageorgiou" (CEMES) Rome,
Italy
97. Hratsch Sarkissian Armenia
98. Dr. Dimitrios Baltas Athens Greece
99. Doctor Anna Meyendorff
Washington, DC
100. David Kinasevych Canada
101. Professor of English Scott Cairns
Seattle Pacific University USA
102. Rev. Dr Athanasius McVay Chair of
Ukrainian Studies, University of Toronto Edmonton,
Alberta
103. Mykola Osypenko University of
Fribourg Switzerland
104. Revd Dr Andreas Andreopoulos
University of Winchester United Kingdom
105. Mr. Nektarios Cooper N/A Cave
Spring, GA, USA
106. V. Rev’d Dr. Cyprian Robert
Hutcheon McGill University, Montreal (retired) Canada
107. Dr. Daniel F. Stramara, Jr.
Rockhurst University Kansas City, MO USA
108. Kristjan Otsmann Estonia
109. Professor Emeritus Daniel J. Sahas
University of Waterloo Waterloo, Ontario CANADA
110. Professor Torstein Theodor
Tollefsen University of Oslo Norway
111. Associate Professor Nicolae Turcan
Babeș-Bolyai University Cluj-Napoca
112. Theologian Vasiliki Giannoutaki
Volos Academy Greece
113. Mr. Staasi Heropoulos USA
114. Rev Dr Geoffrey Ready Orthodox
School of Theology at Trinity College, University of
Toronto Toronto, Canada
115. MA Theology Ruth Nares UK
116. The Ignacio Ellacuria Chair of
Catholic Social Thought Peter Phan Georgetown University
USA
117. Prof.Dr. Hille Haker Loyola
University Chicago USA
118. Professor Charles Lock University
of Copenhagen Denmark
119. Dr Viorel Coman KU Leuven Belgium
120. Lecturer David Goodin McGill
University Montreal
121. Dr. Candace Hetzner Boston College
Boston
122. Dr. Fellow. Dr. Christina Nellist
Oxford Centre for Animal Ethics London, UK
123. Dr. Alexei Bodrov Moscow, Russia
124. Cécile Joris Belgium
125. Dr. Cergan Daniel Bucharest
University Romania
126. The Rev. C. Brent Hoy-Bianchi ELCA
Reno, Nevada, USA
127. Private citizen Michael Żurowski
none Warsaw, Poland
128. Associate Professor Kyriakos
Kalaitzidis University of Ioannina Greece
129. Assoc. Prof. Athanasios
Papathanasiou Highest Ecclesiastical Academy of Athens
Greece
130. Colin Justin Grimmond Windsor,
Ontario, Canada
131. Professor Joseph Famerée
Université catholique de Louvain (Louvain-la-Neuve)
Belgium
132. Rev. Bohdan Hladio Toronto School
of Theology Toronto
133. Rev. Archdeacon Vsevolod
Borzakovsky Member Archdiocesan Council — Archdiocese of
Western Europe Rome
134. Metropolitan of Nigeria
Alexander Gianniris Patriarchate of Alexandria and all
Africa Nigeria
135. Assistant Professor Theodor
Avramov Sofia University "St. Kliment of Ochrid"
Bulgaria
136. Doctor in Theology de Saint Chamas
Loys Studium Notre-Dame de Vie France
137. Dr Vitalii Tkachuk City Museum
"Spiritual Treasures of Ukraine" Ukraine
138. Archimandrite Alexis Milyutin
Métropole Orthodoxe en France ( PO). Vicariat de St
Marie et St Alexis d’Ugine France
139. Margaret Klarer St.Anthony
Orthodox Church in Bergenfield NJ Jersey USA United
States of America
140. Aleksandar Miljkovic London
141. Doctor Isaia Gazzola Theologicum —
Institut catholique de Paris Paris
142. Richard Crook Jackson, NH USA
143. Dr. jur. Diogenis Karagiannakidis
None Thessaloniki — Greece
144. Revd. Dr. Mark Roosien Yale
Institute of Sacred Music CT, USA
145. Christian A. Schwarz NCD
International Emmelsbüll, Germany
146. Miss Susan Parkinson Bachelder
Trinity Episcopal Church Lenox, Ma.
147. Prof. Nathan Dinneen Rochester
Institute of Technology Rochester, New York, USA
148. DESS Droit public Javanni Jean
Retired PARIS
149. Dr. and Mrs. Raymond and Irene
Benton Loyola Iniversity Chicago Chicago, Illinois, USA
150. Professor Antoine Courban Higher
Education Council LEBANON
151. Dr Nadia Delicata Faculty of
Theology, University of Malta Malta
152. Dr Tornike Metreveli Lund
Universitz Sweden
153. Mr. Michael Koulos NAPERVILLE,
IL USA
154. Basil Lourié Scrinium. Journal
of Patrology and Critical Hagiography Russia
155. Sîrghi Ana-Maria Bucharest,
Romania
156. Mykola Osypenko University of
Fribourg Switzerland
157. Assistant Professor Stavros
Yangazoglou National and Kapodistrian University of
Athens, Greece Athens
158. Dr. Georgios Basioudis Germany
159. Dr Deirdre Good Stevenson School
of Ministry Harrisburg, PA
160. Professor Daniel Struve Paris Cité
University Paris, France
161. Rossitza Osthus Bochum,
Germany
162. Msc, Teacher of Theology Leonidas
Telios Lykeum of Larissa Larissa Greece
163. LMSW Demetra DeFeo Fordham
University United States
164. Dr. Ioannis Kaminis Sofia
University "St. Kliment Ohridski" Sofia
165. Prof. Dr. Norbert Hintersteiner
Westfälische Wilhelms Universität Münster Germany
166. Dr. Dominika Kurek-Chomycz
Liverpool Hope University UK
167. Hugh Allen Orthodox Parish of
the Holy Prophet Elias Exeter
168. PhD. Petr Jandejsek Charles
University Prague Czech Republic
169. Prof..dr. Didier Pollefeyt Faculty
of Theology and Religious Studies KU Leuven Belgium
170. Professor Gregory Bloomquist
Faculty of Theology of Saint Paul University Canada
171. Ph.D. Mary Jane Maxwell USAID
Washington DC
172. Professor Lyle Mook University of
Rhode Island Kingston, RI, USA
173. Professor Anne Vandenhoeck KU
Leuven Belgium
174. Prof. Dr. Reimund Bieringer
Katholieke Universiteit Leuven Belgium
175. Rod Miller-Boyer Landers
176. Layperson Deborah (Malacky)
Belonick graduate of St. Vladimir’s Orthodox Theological
Seminary, USA Warren, OH
177. George Bedrin United States
178. Dr. Adjunct Professor, Retired
William Samsonoff SUNY Albany School of Public Health
USA
179. Dr. Will Cohen University of
Scranton U.S.
180. Tony Chakar Beirut, Lebanon
181. Dr Patrick Hampshire FRSA United
Kingdom
182. The Very Rev. Dr. Michael Sniffen
Cathedral of the Incarnation Garden City, NY
183. John Paterakis Vice Chairman,
The Ecumenical Trust New York
184. john babetas montreal, canada
185. Prof. Lavinia Stan St. Francis
Xavier University Canada
186. Igor Babich Ukraine
187. Colin MacIntyre Calvary
Community Church Canada
188. Dr. Charalambos Dendrinos Royal
Holloway, University of London United Kingdom
189. ArchPriest Daniel Guenther
Orthodox Church in America Saskatoon, Canada
190. Yelena Bolshakova Belgium
191. None Dale Simison None United
States
192. Dr Chrysovalantis Kyriacou
Theological School of the Church of Cyprus Cyprus
193. V. Revd. Prof. Sergio E. Mainoldi
Milan, Italy
194. Artist and Icon Painter Edith Mary
Isabel Reyntiens Thyateira Diocese of the Greek
Patrirchate Scotland
195. Rev’d Fr. David Austin Anglican
Manchester UK
196. Michael Berrigan Clark Editorial
Staff, The Wheel USA
197. ABD Dr. Theology Pantelis Levakos
National and Kapodistrian University of Athens Greece
198. Mark Anthony Sweere OCA United
States
199. V. Rev. Dr. Isaac Skidmore
Southern Oregon University Ashland, OR, USA
200. The Rev. Robert Michael Pickel
Brunswick, Maine USA
201. Dr Nikolaos Raptis Mary Raptou
School SA Larissa Greece
202. Orthodox Christian Carol Kerler
USA
203. Jack Darakjy Syriac Orthodox
Church of Antioch USA
204. Revd Dr Helen Paynter Centre for
the Study of Bible and Violence, Bristol Baptist College
UK
205. Professor Michael Budde DePaul
University Chicago, USA
206. Mary Werbiansky United States
207. Rev. Constantine Wright Athens,
GA USA
208. Lecture in Orthodox Canon Law
Vladimer Narsia Ilia State University (Georgia) Georgia
209. Aiad Jabbour Germany
210. Prof. Terence Cuneo University of
Vermont US
211. Reader Daniel (Maximus) Nicholas
Archangel Gabriel Orthodox Church (OCA) Ashland, Oregon,
USA
212. Rt Revd Dr Lynn Elizabeth Walker
Orthodox Catholic Church of America New York
213. Dr. Chrysostom Koutloumousianos
Cambridge Institute for Orthodox Christian Studies
Naxos, Greece
214. Dr. Maria Calisi St. Peter’s
University Jersey City, NJ, USA
215. Mth Guram Lursmanashvili
Sulkhan-Saba Orbeliani University Tbilisi
216. V. Revd. Dr. Leonide Ebralidze
Pontifical Lateran University Rome, Italy
217. VRev. Professor Denis J. M.
Bradley Bradley Georgetown University /St. Nicholas
Cathedral Washington
218. M.A, ThM Claire Koen Fordham
Boston
219. Jacob Pederson St Gregorios
Orthodox Church Spokane
220. Journalist following religious
issues Riccardo cristiano Reset doc Rome
221. Student Steven Roberts Saint
Vladimir’s Orthodox Theological School United States
222. ΜΑ Maria Nanou University of
Thessaly Volos, Greece
223. Dr Norman Russell St Stephen’s
House, University of Oxford France
224. Just another sinner Kathleen
Licoppe St-Demetrios Greek Orthodox Church Winnipeg
Canada
225. Professor, DPhil Kalin Yanakiev
Sofia University "St. Kliment Ohridski" Sofia
226. Dr. GOCHA BARNOVI Sulkhan-Saba
Orbeliani Univeristy Tbilisi, Georgia
227. Professor of Clinical Medicine
Emeritus Christopher Mathews University of California
San Diego United States
228. Anna Pasechnik UK
229. Rick Zajac USA
230. Father Gabriel Talley Retired
Orthodox Priest USA
231. Ryan Klein Boston College Boston
232. Barbara Coker England
233. Adrian Tanasescu-Vlas Fundaţia
Culturală "Gândul Aprins" Bucharest, Romania
234. Director of Catholic Studies
Michael Baxter Regis University Denver CO
235. Dr. Raluca Arfire Bucuresti,
Romania
236. Doctoral Student Christopher
Larsen Fielding Graduate Institute Santa Barbara
California USA
237. Rt. Rev. Dr. Stephen Duncan OCCA
Galveston, Texas
238. Diethelm Adlunger Deutschland
/ NRW
239. James Bouse USA
240. Maguire University Professor of
Ethics D. Stephen Long Southern Methodist University USA
241. Assoc. Prof. (Emerita) Patricia
Hardesty James Madison Univ. USA
242. Undergraduate student of Theology
Guram Papava Aristotle University of Thessaloniki
Georgia
243. Rev’d David-John Williams
University of Saint Katherine and The Institute for
Orthodox Christian Studies, Cambridge. San Diego
244. Katherina Wlasenko Canada
245. Amber Schley Iragui Portland,
Oregon
246. Dr Alexis Richard Cooper McGill
University Canada
247. Judith Phillips Waterford,
Michigan USA
248. PhD Candidate; Editor Giacomo
Sanfilippo Trinity College, University of Toronto;
Orthodoxy in Dialogue Toronto, Canada
249. DPT Joanna Efstathiou-Dittmar
White Plains, NY, USA
250. Mifflin Ann Saavedra Concord
International Church USA
251. Professor of Theology Barry Harvey
Baylor University USA
252. Dr. Aram G. Sarkisian Northwestern
University Evanston, IL, USA
253. Executive Presbyter Lisa Allgood
Presbytery of Cincinnati, PCUSA Cincinnati, OH
254. PhD candidate Paraskevi Arapoglou
Aristotle University of Thessaloniki Greece
255. Dr Laura Archer Independence,
OR, USA
256. Andrew Taylor USA
257. Bojidar Kolov University of Oslo
Norway
258. Dr Thomas Arentzen Uppsala
University Sweden
259. Pr. Răduț Seliște Marcel Romanian
Orthodox Church România
260. M. Sc. Andre Sytnyk Ukrainian
Orthodox Church in Ukraine U.S.A
261. Daniel Lightsey Southern
Methodist University Dallas, Texas, USA
262. Presvytera Dr. Kyriaki
FitzGerald Co-founder & Exec. Director, Saint Cathrine’s
Vision Sandwich, Massachusetts, U.S.A.
263. VREV Peter Baktis Orthodox Church
in America USA
264. M.A. Daniel Heide McGill
University Canada
265. Rev. Dr. Emanuel Chris, M.D.,
M.Div. Mansfield, MA
266. Fr. Dr. Arsenius Mikhail St.
Athanasius & St. Cyril Theological School Anaheim,
California, USA
267. Theodore Stepp Majuro,
Republic of the Marshall Islands
268. Dr Razvan Porumb Institute for
Orthodox Christian Studies Cambridge
269. Petra Gorisek Kiev Messianic
Jewish Congregation Croatia
270. M. Rev Lazar Puhalo OCA Dewdney,
Canada
271. Paul Shannon NL
272. Mihaela Tarpa Paris, France
273. Archimandrite James Babcock
Eparchy or Newton Oceanside CA
274. David Mohler St. Paul the
Apostle Orthodox Church Dayton, OH
275. Educator Edward Stepanian Mr USA
276. Soultana Gargana Greece
277. Rt. Rev. John F. Newbauer
Orthodox-Catholic Church of America Fort Wayne, IN 46825
278. Mr Philip Babcock Christian Church
USA
279. Professor William Cavanaugh DePaul
University Chicago, USA
280. Kristjan Mänd Estonia
281. Pauline Costianes Westland, MI
USA
282. Yvette Cuny United States
283. Professor Stamatis Vokos
California Polytechnic State University San Luis Obispo,
CA, USA
284. Dr. Andrew Nosal University of San
Diego San Diego, CA, USA
285. Aarne Lozano USA
286. V Rev. Dr. Gabriel Rochelle St.
Sophia Orthodox Theological Seminary; New Mexico State
University New Jersey and New Mexico, USA
287. Professor Heather Bailey
University of Illinois Springfield USA
288. Mr Daniel Li University of Exeter
Exeter
289. Matt Salter None but Christian
solidarity with good people around the world. United
States
290. Leslie Luppino USA
291. Dr. Charles Tieszen Fuller
Theological Seminary Austin, USA
292. Dr Annette Bakker Children’s tumor
foundation Usa
293. Rev. Konstantinos Sarantidis
Portland, Maine USA
294. Tamara Penwell UK
295. V. Rev Marc Dunaway Eagle River
Institute Eagle River, Alaska
296. V. Rev Marc Dunaway Eagle River
Institute Eagle River, Alaska
297. Adjunct Professorial Lecturer Eric
Terzuolo American University, School of International
Service Washington, DC
298. Paul Pasarivakis University of
Laval Canada
299. Caitilin Kane USA
300. Albert Edward Meisenbach III
USA
301. John Congdon Oberlin College
Oberlin, Ohio, United States of America
302. Jeffrey Stephens City of
Durham, USA
303. Richard Mohr Fountain Valley,
California
304. Steven Fullmer USA
305. Rev’d Dr. Theodore Pulcini
Carlisle, PA
306. Professor Caryl Emerson
Princeton University
307. Presbytera Dr. Catharine Roth
independent scholar United States
308. Nicholas Palos NYS Courts New
York
309. Very Reverend Matyas of Canada
Orthodox Church of Canada Toronto
310. Wayne Tatusko St. Mark OCA
Annandale, VA
311. Fr. Paul Schmidt Holy Wisdom
Orthodox Church United States
312. Rev. Dr. Stephen V. Sprinkle Brite
Divinity School Fort Worth, Texas USA
313. C. Stoppa Canada
314. Dr. Scott Ables Oregon State
University Portland, Oregon, USA
315. Metropolitan EDMUND Cass Holy
Cross Minastery Greenville, SC
316. Associate Professor of Historical
Theology and Christian Worship L. Edward Phillips
Phillips Emory University, Candler School of Theology
United States of America
317. Cathy Nemtsov United States
318. Very Reverend Joel Weir Orthodox
Church in America Crawfordsville, IN
319. Fr Dragos Herescu Institute for
Orthodox Christian Studies Cambridge
320. Rev. Andrew Wollitzer Berkeley
Covenant Church Berkeley, Ca
321. Retired professor/ independent
scholar Valerie Karras St. Louis, Missouri, USA
322. B. Mus. Horia Vlad Guzu Montreal,
QC, Canada
323. Basil Varghese India
324. The Rev. Deacon James Neal
Orthodox-Catholic Church of America United States
325. Matthew Dodrill United States
326. Dr. Oucèma Lionel Karam Ohio
University USA/France/Lebanon
327. Dr. Vasyl Rudeyko Ukrainian
Catholic University Lviv Ukraine
328. V. Rev. Dr. Gregory Roth Spokane
Falls Community College USA
329. Dr Tarek Mitri Saint George
University Beirut. Lebanon
330. Rev. Andrew Wollitzer Berkeley
Covenant Church Berkeley, Ca, USA
331. Dr. Maria Rybakova Nazarbayev
University Kazakhstan
332. Dr. Alison Kolosova University of
Tartu Estonia
333. Enseignant-chercheur JEROME CLER
Sorbonne-Université FRANCE
334. Ph Doctor in Foundametal Theology
Claudio Monge Black Friars Istanbul
335. Barbara Personnaz Montreux,
Switzerland
336. Dr James Chater France
337. Kristin Rountree USA
338. LLM Manos Androulakakis Heraklio
Crete
339. Rev Dr Craig de Vos North
Adelaide, Australia
340. PhD Candidate Raul-Ovidiu Bodea KU
Leuven Leuven, Belgium
341. professor emeritus theological
ethics burggraeve roger Catholic University Leuven
Belgium
342. Dr Kristian Gustafson Brunel
University London United Kingdom
343. Sören LENZ CEC Strasbourg office
France
344. Prof. Dr. Georgi Kapriev St.
Kliment Ohridski University Sofia, Bulgaria
345. Dr. Dragos Calma University
College Dublin Dublin (Ireland)
346. Phd in Philology Magdalini Thoma
Volos Academy for Theological Studies Greece
347. Prof. Ivan Christov Sofia
University Bulgaria
348. Alex Lockhart Archangel Gabriel
Church, OCA Ashland, Oregon, USA
349. Rev. Vassileios Argiriadis Athens,
Greece
350. Profesor Giovanna Brogi University
of Milan Italy
351. Revd Stephen Overduin Church of
the Nazarene The Netherlands
352. Ing Rothuizen Henk Founder of
Rafael Netherlands Netherlands
353. Dr. Stanislau Paulau Leibniz
Institute of European History Mainz, Germany
354. Rev. Dr. Amy Jacober Phoenix,
AZ, USA
355. Lic. Theology Mikheil Nebieridze
Catholic University of Eichstaett-Ingolstadt Tbilisi,
Georgia
356. Protopresbyter Anastasios
Kousoulas St. Anna GOC Flemington, NJ, USA
357. PhD in Philosophy Vitalii Ihnatiev
Donetsk National Medical University
Kropyvnytskyi_Ukraine
358. President Lina Moukheiber Elias
Moukheiber Institute for Lebanon Lebanon
359. J.D. William Korahais Paris,
France
360. Dimitar Kanariev London
361. Graduate Diploma in Kingdom
Theology, 3rd year Masters Kingdom Theology Dolores
Cunniffe Westminster Theological Centre (WTC) UK
362. Dr. Charles Herdy Brisbane,
Australia
363. John Andres Canada
364. Ryszard Bosakowski Poland
365. Prof. Dr. Martin George University
of Bern, Theological Faculty Switzerland
366. Ryszard Bosakowski Warsaw,
Poland
367. Pastor, Scholar, Author, Podcaster
Dwight A Moody, Ph D Founder and Host, The Meetinghouse
St Simons Island, Georgia
368. Dr Lukasz Nazarko Member,
Commission of the Churches on International Affairs
(World Council of Churches) Poland
369. Brandy Elliott USA
370. The Rev. Jeffrey Douglas ECUSA USA
371. PH.D., Dr. Hab. Nicolas Borissoff
Moscow Institute of Physics and Technology Moscow,
Russia
372. Dr Lawrence Osborn Glasgow,
Scotland
373. Revd. Prof. Dr Marek Ławreszuk
University of Bialystok, Chair of Orthodox Theology
Poland
374. Dr. George Stavros Boston
University USA
375. Marilyn Rouvelas Arlington,
Virginia
376. Ph.D. Andrii Bobryk Rivne
377. Father John Bingham OCA Canada
CanadaB
378. Susan Gunn Maryknoll Office for
Global Concerns Washington, DC, USA
379. Jaana Hinkkanen New York
380. Dr. Nic Hartmann Iowa, USA
381. Archpriest Zaza Tevzadze Ilia
State University Tbilisi, Georgia
382. Prof. William Evans Erskine
College Due West, South Carolina, USA
383. Dr. Antonios Kireopoulos USA
384. Ph.D., M.A. Bronislaw Andrzej
Bartusiak freelancer Poland
385. Rev. Aaron Rathbun Choate Rosemary
Hall Connecticut, USA
386. Rev. Dr. John Yoegel Orthodox
Catholic Church of America Greenwich
387. Dr. Laela Zwollo Tilburg School of
Theology Tilburg Netherlands
388. Co Director of the E-Quip Course
in Orthodox Faith and Life The Very Reverend Archpriest
Gregory Hallam UK
389. Martin Olsson North Tawton,
Devon, UK
390. Dr. Walter D. Ray Southern
Illinois University Carbondale USA
391. Najib Coutya United Kingdom
392. Диакон Иоанн (Deacon Ioann)
Мыздриков (Myzdrikov) Moscow, Russia
393. Father Anish Varghese Jacob
Malankara Orthodox Syrian Church Mumbai, India
394. V.Rev. Dr. Robert Holet Ukrainian
Orthodox Church of the USA USA
395. Dr. Elisabeth Alexandra
Diamantopoulou Université Catholique de Louvain Belgium
396. Professor Emerita Gloria Durka
Fordham U. _GSRRE Bronx, New York
397. Dr. A Edward Siecienski Stockton
University USA
398. Reverend Michael Green OCCA United
States of America
399. Prof. Dr. John Fotopoulos Saint
Mary’s College Notre Dame, IN USA
400. Suzanne Marie Mathieu United
States of America
401. Bookstore Director Cynthia Siokos
St Anna Greek Orthodox Church Roseville CA
402. Reverend Gill Wells Church of
England Norfolk
403. Dr. Natalia Zajac University of
Manchester United Kingdom
404. Jill Acree Presbyterian Church
(USA) Ada, OK, USA
405. Peter King United Kingdom
406. Rev’d Fr Chrysostom MacDonnell St
Dunstan’s Antiochian Orthodox Church Poole
407. Prof. emiritus V. Rev. John Breck
St Sergius Theological Institute Paris, France
408. professor Ingeborg Gabriel
University of Vienna Austria
409. Turini Catherine Métropole de
France Sète (France)
410. Diaconate Candidate Nicholas
Mataya Mission Institute of the Eparchy of St. Nicholas
USA
411. Cand.theol, minister Church of
Sweden. Reine Medelius Mariestad Sweden
412. John Guentz Cincinnati
413. BD George Weymont St Aidan’s
Orthodox Church Manchester
414. Dean of Theology V.Rev. Fr. Dr.
Roman Bozyk St. Andrew’s College in Winnipeg Winnipeg,
MB. Canada
415. Revd. Dr. Emmanuel Kahn
Co-Director of the E-Quip Course in Orthodox Faith and
Life, UK United Kingdom
416. DAVITI NEBIERIDZE GEORGIE
417. Dr. Petre Guran Institute for
South-East European Studies Bucharest, Romania
418. Bishop dr teol Kari Veiteberg
Church of Norway Oslo
419. Dr Talitha Cooreman-Guittin
UCLille France
420. Mike Sauer United States of
America
421. Rev. Alionidas Budrius Šiauliai
Dioecese LithuaniaO7CVACB
422. Instructor Thomas Fuschetto South
Texas College McAllen, Texas, USA
423. Lorraine Ahladas Springfield,
MA
424. Michael Ambrose St. Dunstan’s
Antiochian Orthodox Church Poole, UK
425. Master in philosophy and theology
Salembier Pierre Jesuits Athènes
426. Pierre Bennigsen Bruxelles,
Belgium
427. Professor Roman Vershynin
California, U.S.A.
428. Dr. Triantaphyllos Ramón Pérez
Cuba
429. Dr. Tamar Goguadze Tbilisi,
Georgia
430. V. Rev. Dr. Stelyios Muksuris
Byzantine Catholic Seminary United States
431. Diana Margaret Dunlap Salem,
Massachusetts, USA
432. Andriy Dudchenko Kyiv Orthodox
Theological Academy Kyiv, Ukraine
433. V. Rev. Archpriest Richard Cleaver
St. Thomas, US Virgin Islands
434. Richard Barrett Boston, MA USA
435. Rev. Vasileios Margiannis Petri
Greece
436. Douglas Sponsler Würzburg,
Germany
437. MD Ilkka Soini Finland
438. Dr. Peter Potamianos Greek
Orthodox Church United States
439. Celia Olsson Prophet Elias
Parish in Devon Exeter, UK
440. Ekaterina Kroumova Belgium
441. Maraite Serge European Union —
European Commission Brussels Belgium
442. Rt. Rev. Anthony Edmund E.
Kubiak, Jr. Ellisville, MO USA
443. Assistant Professor of Physics
Alexander Sich Kennesaw State University Kennesaw, GA
U.S.A.
444. Prof. Vassilis Saroglou UCLouvain
(Louvain-la-Neuve) Belgium
445. Doctoral Student Preston Frasch
University of Cincinnati United States
446. Dr. Ari Koponen University of
Eastern Finland Finland
447. Ms Monica Ibrahim Sydney,
Australia.
448. noel dicarlo USA
449. Dr. Mara Livezey Ferndale
450. Reverend Daniel Johnson Hilmar
Covenant Church Hilmar CA
451. Dr Martin Dudley Queen’s
Foundation for Ecumenical Theological Education
Birmingham, U.K.
452. Dr., Associate Professor of
Practical Theology Pekka Metso University of Eastern
Finland Finland
453. Priest Leonard Herrem orthodox
Church in America Canada
454. Dawn Helene New York
455. Deacon Phil Loveless OCCA United
States
456. Dr. Dmitry Biriukov Russia
457. Rev. Dr. Nan Alexandru Romanian
Orthodox Church Munich
458. Dr. Talvikki Ahonen University of
Helsinki Finland
459. Dean of Theology & Culture Bradley
Jersak St Stephen’s University St. Stephen, Canada
460. Clifford Polubinsky
Othodox-Catholic Church of America United States
461. Professor of Christian
Anthropology Emanuele Rimoli Seraphicum Italia
462. Assistant Director of Music
Activities & Adjunct Faculty Christine Nass Villanova
University , Villanova, PA, United States of America
463. Professeur André LOSSKY Institut
de Théologie orthodoxe Saint-Serge Paris, France
464. Juhana Siren Joensuu
465. Dr Kamen Rikev Maria
Curie-Sklodowska University Lublin, Poland
466. Dr. Andrew Klager Institute for
Religion, Peace and Justice (St. Stephen’s University)
Canada
467. Dr Dimitris Angelis Frear Magazine
Greece
468. PhD Lucifer Bon-Nero Norbulingka
Institute Tibet
469. Professor Stig Simeon Frøyshov
University of Oslo Norway
470. Dr. Pandora Dimanopoulou EP
Brussels
471. Vicar Andrea Delaney ELCA IL, USA
472. Retired Teacher of Mathematics
Wolodymir Katolik None Philadelphia, Pennsylvania, USA
473. Georgios Floros Thessaloniki,
Greece
474. Μαρία Χατζηαποστόλου Ελλάδα
475. Associate Professor Tamaz
Gabisonia Ilia State University Georgia
476. Konstantin Sermyagin USA
477. Father Dimitrios Maroulis Greece
478. Mr. Mark POWELL, M.A. Executive
Director, Cappella Romana Portland, Oregon, USA
479. Professor Konstantinos Kornarakis
National and Kapodistrian University of Athens Athens
480. The Very Rev’d Tom Malionek Saint
Paul’s Episcopal Church Kinderhook, New York
481. Dr Olga Sevastyanova Orthodox
Research Group of St. John Chrysostom Aberdeen UK
482. Dr. Brian Volck Ecumenical
Institute, St.Mary’s Seminary and University Baltimore,
MD, USA
483. Strategist/Qualitative Research
Director Steven Lacey Chichester
484. Sandra J Hladky Crest Hill, IL
USA
485. Dr MSc B Kirova Cambridge UK
486. Anna Likhovidova Rome
487. Archimandrite Savva Hamalii St.
Iona’s monastery Kyiv, Ukraine
488. Rev. Dr. (Prof. Emeritus) John D.
Jones Marquette University (Philosophy); Priest, OCA.
WI, USA
489. Dr. Lewis J Patsavos Holy Cross
Greek Orthodox School of Theology Brookline, MA / USA
490. Dr Elias Habib Nasser School of
Medicine, University of Wollongong Australia
491. Reverend Rodolphe Faustin
Moussinga Cameroon (Douala) / Turkey (Istanbul)
492. Pieter Dykhorst Orthodox Peace
Fellowship and In Communion USA
493. Chloé Taylor UK
494. Fr. Basil Bush Formerly of
University of Vienna Austria
495. Joana Tasi USA
496. Bachelor of Arts Tatiana
Vystavkina N/a UK
497. V. Rev. Vasyl Sendeha UOC of USA
United States
498. Dr Theodora Panella Katholieke
Universiteit Leuven Belgium
499. Reverend Julian M Reese
InterVarsity Christian Fellowship/USA Knoxville,
Tennessee
500. Seraphim Alton Honeywell
Orthodox Parish of the Annunciation in Oxford United
Kingdom
501. Filipe Zomkowski Ucranian
Orthodox Brazil
502. Dr. Scott Easton Boston College
Chestnut Hill, MA
503. Presiding Priest Rev. Dr. Harry
Pappas Archangels Greek Orthodox Church Stamford, CT
504. Rev. Dr. R. Guy Erwin President of
the United Lutheran Seminary (ELCA) Philadelphia &
Gettysburg, PA, USA
505. Revd. Fr. Matthew Francis Holy
Apostles Orthodox Church, (OCA) Archdiocese of Canada
Canada
506. Rev. Philip Maikkula Chicago
507. Rev. Mark Gazin, CSB, BA, M.Div.,
MA, JCL Regional Marriage Tribunal Vancouver, Canada
508. Rev Andrew Applegate St. Aidan
Orthodox Church Cranbrook BC Canada
509. Dr George Domazetis La Trobe
University Australia
510. A sinner Anna Korsun St. Michael’s
& St. George’s Ukrainian Orthodox Church Saint Paul
511. Janet Pedersen Llano, Texas
512. Professor and Assistant Dean of
Global Programs Thomas M. Crea Boston College Chestnut
Hill, MA USA
513. Dr. Catherine Mardon Order of St.
Sylvester Canada
514. Elisangela Maceda Londrina —
Brazil
515. Rev. Dr. Timothy Hallman YMCA &
Church of the United Brethren in Christ Fort Wayne,
Indiana, USA
516. Alexander Drach Cincinnati
517. Doctoral candidate Lance Green
University of St Andrews USA
518. Alex Turchak LAND O LAKES, FL,
USA
519. Elena J. Drach United States
520. Dr. Norris Friesen Huntington
University, retired Huntington, IN USA
521. Warren Schmidt Canada
522. Rev. Assoc. Prof. Jason Goroncy
University of Divinity Australia
523. Author Fr John Oliver Theophany
Academy Murfreesboro, Tennessee, USA
524. M.A. Seraphim Winslow Orthodox
Church of America PINE GROVE
525. Dr. Khegan Delport Stellebosch
University South Africa
526. Joshua Roach San Diego
527. MSc Phys. Cosmin Vatra Romania
528. PhD Student Jeremy Chen Fuller
Seminary, Intercultural Studies Philadelphia, PA, USA
529. katherin george golitzen
orthodox church in america istanbul, turkeyand oakland,
ca
530. Revd Stefan Fraiman Orthodox
Church of Estonia Tartu
531. The Reverend Josefina Beecher The
Episcopal Diocese of Olympia USA
Центр изучения Православного Христианства университета Фордам - 13.03.2022.
|