Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Осторожно: искушение псевдоправославием


Отзыв на декларацию "Об учении о "Русском мире"" и ереси этнофилетизма

Несколько дней назад на сайте Public Orthodoxy, принадлежащем Центру изучения православного христианства при Фордхемском университете (Нью-Йорк), появился документ, озаглавленный "Декларация об учении о "русском мире"" (с ней можно ознакомиться ниже).

Эта декларация стала примером, когда богословие люди, далекие от богословия решили подчинить сиюминутной политической конъюнктуре, и, вероятно, не без зудящей активности украинцев.

Понятие "Русский мир"

Ниже мы приводим два ответа  на эту псевдобогословскую декларацию протодиакона Андрея Кураева и сектоведа Александра Дворкина.

Протодиакон Андрей Кураев. Партийный памфлет, а не  богословский текст или Богословские новости не лучшего качества

Появилась некая "Декларация об учении о "Русском мире""

Оставлю в стороне то, что в ней говорится об украинской войне и о политической и религиозной утилизации вполне мирного и светского термина "русский мир".

Зачем спорить с очевидностью: государственные границы почти никогда не совпадают с границами культурными? В поле притяжения одной культуры могут жить люди разных стран (Австрия и Германия, например), а в одной стране могут жить люди разных культур. Поэтому термины "турецкий мир" или "русский мир" вполне имеют право на существование. А вот наполняться они могут очень разным содержанием. И, стоит отметить, патриарх Кирилл все же в это понятие вкладывал далеко не худшие смыслы. Он никогда не говорил, что символом русского мира является Т-34 или царь-бомба.

Раз Декларация презентуется как богословский текст, в таковом качестве я его и читаю. И что же я вижу?

"Мы отвергаем ересь "Русского мира"".

В чем именно состоит ересь, каким церковным догматам эта теория противоречит, отчего-то авторы письма сказать забыли.

Это "ересь этнофилитизма"?

Но, во-первых, совсем неочевидно, что этнофилетизм это ересь.

Этим словом в XIX веке> греки заклеймили неугодный им способ организации церковной жизни. Именно фанариотские националисты назвали это ересью в своих корыстных интересах, протестуя против вполне законного желания болгар иметь своих епископов.

На Константинопольском Соборе 1858 года болгарские представители выдвинули следующие требования: 1) избрание архиереев в епархиях, на местах; 2) знание архиереями языка того населения, где они будут совершать служение; 3) установление им жалованья

Греки эти вполне нормальные требования отклонили. Тогда болгары все же с помощью турецких властей создали свою церковную структуру. В ответ Константинопольский собор 1872 года осудил их "этнофилетизм".

Этот собор и его определение не получили одобрения Русской и Сербской Церквей (понятно, что и Болгарской). Иерусалимский патриарх Кирилл отказался подписать протокол.

Само определение этого собора звучит так:

"Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нём небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками".

Проще применить эту формулу для осуждения украинских "автокефалистов", чем к многоязыкому Московскому патриархату. Кстати, пропагандисты "русского мира" именно это и делали: квалифицировали идею украинской автокефалии как этнофилетизм.

Исторически эта формула очень неверна. "Племенные сборища" в церковной организации вовсе не "небывалы". В византийской истории был опыт создания "епархий для варваров", которые осуществляли свою деятельность на тех же территориях империи, где были обычные епархии для романизированного населения.

Но, главное, при чем тут ересь? Чем желание людей вести службу на родном языке и иметь пастырей, вышедших из их семьи, противоречит вере в Троицу и во Христа?

В поместных православных церквах и сегодня есть экстерриториальные епископы. Например, военные капелланы, чья юрисдикция осуществляется в воинских частях, расположенных в самых разных епархиях страны. Вполне возможны (и, кажется, есть в отношениях Сербской и Румынской церквей) договоренности, что епископ из одной церкви окормляет свою диаспору в определенном районе страны другого патриархата.

Наконец, стоит заметить, что созданное болгарами "племенное сборище" в конце концов (хоть и почти спустя сто лет) все же было признано Фанаром. Ереси не признают с течением времени. А, значит, и квалификация болгарской церковной самоорганизации ("схизмы") в качестве "ереси" не имеет оснований.

Нужды полемики всегда требуют поставить оппонента к расстрельной стенке. Так сегодня апологеты моспатриархии обвиняют в ереси патриарха Варфоломея. Ранее они же пробовали найти ереси в движении украинской автокефалии. А еще раньше в этом упражнялись сами греки. И все же каноны ясно различают еретиков и раскольников (а менее ясно - еще и раскольников от "самочинных сборищ").

В 2015 году Константинопольский патриарх Варфоломеем во время очередного Синаксиса по подготовке Всеправославного Собора предложил новое определение этнофилетизма, в корне отличное от формулы собора 1872 года: "ересь этнофилетизма превращает Церковь в слугу политических амбиций государства".

Зачем понятное слово сервилизм заменять другим? (каюсь, я в таких случаях употреблял термин блдство; его надо писать без гласных и с титлом, когда речь идет о поведении Священной Иерархии).

Но это - константа церковной истории и политики. Если государство замечает существование православной церкви в сфере своих интересов, то в итоге всенепременно оказывается, что последняя становится "слугой политических амбиций государства".

Так было и в Византии, и в Османской империи, и далее со всеми остановками и всеми патриархатами.

Исключение одно: если православная община в некоей стране столь мала, что находится ниже уровня социологической и политической заметности. Тут, как говорится: "если вы еще на свободе, то это не ваша заслуга, а наша недоработка".

Также мыслима ситуация, когда государство и общество (неправославные) очень серьезно относятся к собственной светскости и строго следят за своими руками и прочими органами, чтобы те не привлекали ничего религиозного к осуществлению своего государственного функционала. Но в этом случае амбулаторная "чистота веры от политики" это заслуга не местной церкви и ее лидеров, а этого самого государства.

Авторы Декларации полагают, что еретичен "принцип национального устройства Церкви". При этом они опять забыли уточнить смысл термина - на этот раз термина "национальный". Что очень странно: в современном европейском политическом языке (а Декларация подписана европейскими теологами) "национальный" вовсе не означает "этнический". Этот термин говорит о гражданстве и территории. И в этом смысле все поместные православные церкви "национальны". В томосе об автокефалии ПЦУ это даже прямо подчеркивается: она не имеет права действовать за пределами государства Украина.

Что же касается Моспатриархии, то она как раз никогда не заявляла об этническом принципе своего устройства а, напротив, отрицала его (опять же в интересах полемики с национальными автокефалиями). Среди сотни епископов УПЦ МП, кажется, всего двое - этнические русские (Агафангел Одесский и Ионафан Тульчинский). Среди восьми молдавских епископов русский лишь один.

А вообще в этой Декларации "возвышенного и чистого христианства" слишком много фраз с оборотами "мы осуждаем... мы порицаем".

В общем, Декларация смотрится как очень партийный памфлет, а не как богословский текст. Особенно в части столь навязчивого и модного ныне призыва - "вы обязаны публично осудить и пойти на митинг".

Андрей& Кураев, протодиакон

Живой Журнал - 19.03.2022.

***

О "Русском мире" и ереси этнофилетизма

Поскольку Фордхем – моя alma mater (именно там я учился в докторантуре на кафедре средневековой истории, хотя тогда в университете такого Центра еще не существовало), этот манифест, набравший за несколько дней более пятисот подписей, я прочел и даже ознакомился со списком "подписантов". Среди них немало людей, которых я знал, или хотя бы слышал о них (некоторых я уважаю, о других у меня нет никакого мнения, третьих я не уважаю совсем) – из США, Канады, Франции, Бельгии, Греции, Румынии, Грузии. Разумеется, много украинских имен, в основном из диаспоры. Подавляющее большинство подписантов – жители западных стран, а малочисленные россияне, по всей видимости, сейчас находятся за пределами РФ. Среди имен довольно много пожилых (даже очень пожилых) священников и профессоров, и людей, не имеющих отношения к богословию. Немало римо-католиков, епископалов и т. д., непонятно зачем участвующих во внутриправославном споре. Встречаются какие-то "священники" и "священницы" из откровенно сектантских новообразований. Есть курьезы: например "еще одна грешница Екатерина" и "грешница Анна Корзун из украинской церкви в Виннипеге".

Складывается впечатление, что часть подписантов (которых я знаю как некогда достаточно компетентных богословов) не удосужилась внимательно прочитать текст. Также мне показалось, что за каких-то людей расписались без их ведома (я нашел несколько знакомых фамилий, с явно чужими именами).

Что же касается содержания документа, то оно довольно расплывчато. Много общих мест и очевидных банальностей, из которых ясно, что авторы – за все хорошее и против всего плохого, за мир и против войны, за любовь и против ненависти. Есть там и важный для эпохи политкорректности намек: мы против любого учения, демонизирующего или поощряющего "демонизацию всех, кого государство и общество считает "иными", включая иностранцев, политических и религиозных инакомыслящих и (внимание! – А. Дворкин) других представителей стигматизированных социальных меньшинств".

Русский мир

Но какое все это имеет отношение к идее "русского мира"? А вот какое: по мнению авторов Декларации эта идея, "проповедуемая РПЦ" объявляется идентичной ереси "этнофилетизма", осужденной на Константинопольском соборе 1872 г. Значит, РПЦ является еретическим сообществом. Бинго!

Однако, все не так просто. Начнем с того, что идея "русского мира" не имеет отношения к богословию и, соответственно, не может быть ересью. Это общественно-культурная идея, в своих разных изводах широко распространенная в мире и ни у кого не вызывающая вопросов. Ведь очевидно, что существует, например, "французский мир", который гораздо шире географических границ Франции и который активно поддерживается правительством этой страны. Есть немецкий, испанский, греческий миры и т. д. Я уж не говорю про "англо-американский мир", распространяющийся на многие страны. Так почему же не быть "русскому миру", тем более что русские (и русскоязычные) люди проживают по всему свету, но особенно компактно в странах бывшего СССР, где они родились и выросли, идентифицируя себя как русских и принадлежа к русской культуре? Причем тут ересь этнофилетизма?

История осуждения этой ереси требует долгого рассказа, которому не место в этой краткой заметке. Напомню лишь, что она была сформулирована против болгар. Их, как и прочих славянских народов Османской империи, жестоко дискриминировал Константинопольский патриархат (вот, как раз упомянутая в Декларации тема недопустимости демонизации "иных"). После долгих просьб о церковном самоуправлении, всякий раз отвергавшихся Фанаром, болгарам удалось получить разрешение у турецких властей на создание собственной – параллельной греческой – иерархии. Между тем, древние каноны четко определяют, что в одном городе может быть только один епископ. Появление болгарской иерархии нарушило это правило, и епископы стали руководить своей паствой не по территориальному, а по национальному принципу: в одном городе один епископ для греков, а другой – для болгар. Хотя для последних это было вынужденной мерой, но все же осуждение такого способа устройства Церкви имело смысл.

Однако, ровно через полвека после окончания собора Фанар сам стал использовать тот самый этнофилетистский принцип: в 1922 г. недоброй памяти Вселенский патриарх Мелетий (Метаксакис) вывел американских греков из юрисдикции Русской Православной Церкви (единственной до этого Православной Церкви в Америке) и создал для них параллельную иерархию. Таким образом, он сделал ровно то же самое, за что его предшественники столь жестко осудили болгар и, соответственно, сам должен был попасть под их анафему. Именно это решение п. Мелетия привело к скандальному принципу существования православных Церквей в западных странах: в каждом крупном городе имеются по несколько епископов, каждый из которых управляет своей национальной диаспорой: греками, арабами, румынами, русскими, болгарами, сербами и т. д. В результате Православие из вселенской веры и единой Церкви превращается в набор национальных этнографических гетто.

Я точно знаю, что многие, подписавшие "Декларацию против русского мира", считают это положение ненормальным. Вот бы им заявить о неприемлемости такого этнофилетизма и потребовать объединения всех православных "юрисдикций" в единую Православную Церковь – Америки, Западной Европы, Австралии и т. д. Именно это неоднократно предлагала наша Церковь. В 1970 г. она предоставила автокефалию своей Американской митрополии, в надежде, что остальные национальные юрисдикции объединятся с ней и Церковь вернется к своему исконному устроению. В 90-е годы прошлого века приснопамятный Патриарх Алексий II, не раз говорил о необходимости объединения всех западноевропейских "юрисдикций" в одну поместную Православную Церковь Западной Европы. Но, увы, многие из подписантов нынешней декларации, приравнявшие идею русского мира к этнофилетизму, тогда яростно выступали против "руки Москвы", предпочтя оставаться в своих национальных церковных образованиях.

Авторы "Декларации" совершенно верно отмечают:

… мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, которое приписывает какой-либо территориальной, национальной или этнической общности представление о том, что эти общности были утверждены Богом или имеют власть от Бога, или приписывает им особенную святость или чистоту, или определяет какую-либо одну культуру как особенную или имеющую особое божественное предназначение…

Но неизбежно возникает два вопроса:

1. Где авторы увидели осуждаемые ими идеи в идее "русского мира" в понимании Русской Православной Церкви?

2. Почему эти верные и правильные слова не прозвучали два года назад, когда Константинопольский патриарх Варфоломей заявил следующее: "наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского патриархата и нашей нации в Православии". Эта же идея в разных вариациях затем была тиражирована несколькими греческими иерархами. Ведь заявление о "первенстве греческой нации в Православии" и есть ровно то, что столь решительно осуждается в документе. Но почему-то после этих вопиющих слов никаких деклараций не последовало, и если даже кто-то из подписантов выступал против них, то сугубо частным образом.

Думаю, можно констатировать, что авторы "Декларации об учении о "русском мире"" совершили подлог (не знаю, по невежеству или вполне сознательный) и переформулировав по собственному усмотрению идею "русского мира", необоснованно уравняли ее с этнофилетизмом, предпочитая не замечать ни настоящего этнофилетизма, по принципу которого устроены их "юрисдикции", ни унизительных и оскорбительных расистских идей, открыто проповедуемых их иерархами.

Александр Дворкин

Центр свщмч. Иринея Лионского - 23.03.2022.

***

Декларация об учении о "Русском мире"

"О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся" (Божественная литургия)

Российское вторжение в Украину, начавшееся 24 февраля 2022 года, является угрозой исторической значимости для народа, принадлежащего к православной христианской традиции. Кроме того, большую тревогу вызывает то, что высшие иерархи Русской православной церкви отказались назвать вторжение - вторжением, вместо этого ограничившись расплывчатыми заявлениями о необходимости сохранения мира в свете "событий" и "военной операции" в Украине, подчеркивая в то же время братские отношения украинского и русского народов, составляющих вместе "святую Русь", возлагая вину за агрессию на враждебный "Запад", и даже требуя от своих общин молиться словами, которые по сути выражают поддержку военным действиям.

Поддержка, которую многие иерархи Московского Патриархата оказали войне президента Владимира Путина против Украины, укоренена в тоталитарной по своему характеру разновидности православного этнофилетического религиозного фундаментализма, известной под названием "Русский мир". Это лжеучение оказалось привлекательным для многих членов Православной Церкви, и даже было подхвачено крайне правыми политическиими течениями, а также католическими и протестантскими фундаменталистами.

В своих выступлениях президент Владимир Путин и патриарх московский Кирилл (Гундяев) (Московский Патриархат) на протяжении последних 20 лет неоднократно ссылались на идеологию "Русского мира" и развивали ее положения. Начиная с 2014 года, когда Россия аннексировала Крым и начала опосредованную войну в Украине на территории Донбасса, и вплоть до начала полномасштабной войны в Украине и уже во время войны, Путин и патриарх Кирилл использовали идеологию "Русского мира" в качестве главного обоснования необходимости вторжения. Суть этого учения в том, что существует некая наднациональная русская сфера влияния или цивилизация, называемая также "Святая Русь", в которую входят Россия, Украина и Беларусь (иногда также Молдова и Казхстан), а также этнические русские и русскоязычные люди по всему миру. Согласно этому учению, у "Русского мира" есть единый политический центр (Москва), единый духовный центр (Киев, "мать городов русских"), единый язык (русский), единая церковь (Русская православная церковь, Московский Патриархат), и один для всех патриарх (патриарх Московский и всея Руси), который действует в "симфонии" с одним для всех президентом/национальным лидером (Путиным), который управляет этим Русским миром, поддерживая особую духовность, нравственность и культуру, общие для всего Русского мира.

Этому "Русскому миру" (гласит учение) противостоит развращенный Запад во главе с США и народами Западной Европы. На Западе уже победили "либерализм", "глобализация", "христианофобия", пропагандируемые гей-парадами "права гомосексуалистов", и "воинствующий секуляризм". Западу и тем православным, которые впали в раскол и в заблуждения (таким, как Вселенский Патриарх Варфоломей и другие поместные

Православные церкви, которые его поддерживают), вновь и вновь противостоит Московский Патриархат, вместе с Владимиром Путиным. Они - истинные защитники православного учения, которое они понимают в терминах традиционной морали, ригористического и жесткого следования традиции, и поклонения перед Святой Русью.

Со времени интронизации патриарха Кирилла в 2009 году ведущие деятели Московского патриархата, а также представители Российского государства, постоянно использовали эти положения, чтобы разрушить богословские основания православного единства. Принцип национального устройства Церкви был осужден на Константинопольском соборе 1872 года. Лжеучение этнофилетизма лежит в основе идеологии "Русского мира".  Если мы считаем эти ложные постулаты истинными, то Православная Церковь перестает быть Церковью Евангелия Иисуса Христа, апостолов, Никео-Константинопольского Символа веры, Вселенских Соборов и Отцов Церкви. Единство становится по сути невозможным.

Поэтому мы отвергаем ересь "Русского мира" и постыдные действия российского правительства, которое развязало войну против Украины. Эта война опирается на гнусное и не имеющее оправдания учение при потворстве Русской православной церкви. Мы отвергаем его как глубоко неправославное, нехристианское и враждебное человечеству, которое призвано быть "оправданным… просвещенным… и омытым именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (последование Таинства Крещения). Подобно тому как Россия вторглась в Украину, так и Московский Патриархат патриарха Кирилла вторгся в Православную церковь (как, например, это произошло в Африке), вызывая разделение и распри, которые не только приводят к неисчислимым жертвам, но и ставят под угрозу души людей, спасение верных.

В связи с этим губительном и разделяющем Церковь учением о "Русском мире", Евангелие Господа нашего Иисуса Христа и Святое Предание Православной Церкви Живого Тела Христова вдохновляют нас возвестить и исповедать следующие истины:

1. "Мое царство не от мира сего. Если бы царство мое было от мира сего, то слуги мои сражались бы, чтобы я не был предан иудеям; но теперь мое царство не отсюда". (Ин. 18:36).

Мы утверждаем, что предназначенная Богом цель и свершение истории, ее телос, есть пришествие Царства Господа нашего Иисуса Христа, Царства правды, мира и радости во Святом Духе, Царства, о котором говорит Священное Писание, как его толкуют Отцы. Это то Царство, в предвкушении которому мы участвуем на каждой Святой Литургии: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!" (Божественная Литургия).  Это Царство является единственной и безусловной основой для православных христиан, как и для всех христиан вообще. Не существует иного источника откровения, или основания для общины, для общества, государства, законодательства, собственной идентичности и учения, для Православия как Тела Христа Живого, кроме того, что открывается в, посредством, и через Господа нашего Иисуса Христа и Духа Божия.

Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем всякое учение, стремящееся заменить Царство Божие, увиденное пророками, провозглашенное и открытое нам Христом, проповеданное апостолами, воспринятое как мудрость Церковью, изложенное в догматах Отцами, и переживаемое на каждой Святой Литургии, - царством мира сего, будь то "Святая Русь", "Священная Византия" или любое другое земное царство, чем незаконно присваивается власть Самого Христа передать Царство Отцу, Богу (1Кор. 15:24) и чем отрицается власть Бога утереть каждую слезу (Откр. 21:4). Мы решительно осуждаем любой вид богословия, который отрицает, что христиане суть переселенцы и беженцы в этом мире (Евр. 13:14), то есть отрицает тот факт, что "наше гражданство на небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа" (Флп. 3: 20), и что христиане "проживают в своих странах, но только как пришельцы.  Они принимают участие во всем, как граждане, и все терпят, как иностранцы.  Всякая чужбина - их дом, и всякий дом - чужбина" (Послание к Диогнету, 5).

2. "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:21).

Мы утверждаем, что в ожидании окончательного торжества Царства Божия мы признаем единственную и высшую власть Господа нашего Иисуса Христа. В этом веке земные правители обеспечивают мир, чтобы народ Божий мог жить "тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте" (Божественная Литургия).  Тем не менее, нет народа, государства или строя человеческой жизни, которые имели бы на нас большие права, чем Иисус Христос, пред именем которого "преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних" (Флп. 2:10). .

Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, которое подчиняло бы Царство Божие, явленное в Единой Святой Церкви Божией, любому царству мира сего, ища иных церковных или светских владык, которые бы нас оправдали и искупили. Мы решительно отвергаем все формы правления, которые обожествляют государство (теократию), либо поглощают Церковь, лишая ее свободы пророчески противостоять всякой несправедливости. Мы также обличаем всех тех, кто утверждает цезарепапизм, заменяя свое полное послушание распятому и воскресшему Господу покорностью любому лидеру, наделенному властными полномочиями и претендующему на звание помазанника Божия, как бы его не называли: "кесарем" ли, "императором", "царем", или "президентом".

3. "Нет больше ни еврея, ни грека, ни раба, ни свободного, нет больше мужчины и женщины; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).

Мы утверждаем, что разделение человечества на группы по расовому, религиозному, языковому, этническому или любому другому второстепенному признаку человеческого бытия является свойством этого несовершенного и греховного мира, которое, согласно святоотеческой традиции, называется "различия плоти" (св. Григорий Назианзин, Слово 7, 23).  Утверждение превосходства одной группы над другими - обычное зло, проистекающее из таких разделений, которые совершенно противны Евангелию, согласно которому все едины и равны во Христе, все должны отвечать перед Ним за свои поступки, и все могут получить Его любовь и прощение не потому, что являются членами некоторых социальных или этнических групп, но как люди, все равным образом сотворенные и рожденные по образу и подобию Божию (Быт. 1:26).

Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, которое приписывает какой-либо территориальной, национальной или этнической общности представление о том, что эти общности были утверждены Богом или имеют власть от Бога, или приписывает им особенную святость или чистоту, или определяет какую-либо одну культуру как особенную или имеющую особое божественное предназначение, будь то культура греческая, румынская, русская, украинская или любая другая.

4. ""Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф. 5:43-45).

Следуя заповеди Господа нашего, мы утверждаем, что, как говорит преподобный Силуан Афонский, "благодать Божия не находится в том человеке, который не любит врагов своих", и что мы не можем познать мир (как противоположность вражды) до тех пор, пока не полюбим своих врагов. Таким образом, ведение войны - это полное отвержение Христова закона любви.

Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, поощряющее разделение, недоверие, ненависть и насилие между народами, религиями, конфессиями, нациями или государствами. Мы также осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, которое демонизирует или поощряет демонизацию тех, кого государство или общество считает "иными", включая иностранцев, политических и религиозных инакомыслящих и других представителей стигматизированных социальных меньшинств. Мы отвергаем всякое манихейское и гностическое разделение, возвышающее святую восточно-православную культуру и ее православные народы над развратным и безнравственным "Западом". Особенно безнравственным является осуждение других народов посредством особых литургических прошений Церкви, чем также возвышаются члены Православной церкви и соответствующие культуры, как духовно просвященные по сравнению с плотскими, светскими "иноверцами".

5. ""Иди и узнай, что это значит: "Милости хочу, а не жертвы". Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников" (Мф. 9:13; ср. Ос. 6:6 и Ис. 1:11-17).

Мы утверждаем, что Христос призывает нас проявлять на личном и на общественном уровне милосердие к бедным, голодным, бездомным, беженцам, переселенцам, больным и страждущим и искать справедливости для гонимых, бедствующих и нуждающихся. Если мы не откликаемся на призыв о помощи от нашего ближнего; более того, если вместо этого мы его побьем, ограбим и оставим страдать и умирать при дороге (Притча о добром самаритянине, Лк. 10:25-37), то мы не пребываем в Христовой любви на пути к Царствию Божию, но мы сами сделали себя врагами Христа и Его Церкви. Мы призваны не просто молиться о мире, но деятельно, пророчески подняться и осудить несправедливость, творить мир даже ценой собственной жизни. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9). Приношение жертвы и молитва на литургии, если при этом мы сами не готовы действовать жертвенно, является приношением во осуждение, поскольку вступает в противоречие с тем, что предлагается во Христе (Мф. 5:22-26 и 1 Кор. 11:27-32).

Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем всякое поощрение духовного "квиетизма", то есть безучастного отношения к жизни, среди верующих и клира Церкви, начиная от облеченного властью Патриарха и заканчивая самым скромным мирянином. Мы порицаем тех, кто молится о мире, но при этом ничего не делает для достижения мира, будь это из-за страха или из-за недостатка веры.

6. "Если пребудете в слове моем, то вы истинно мои ученики; и ты познаешь истину, и истина сделает тебя свободным" (Ин. 8:31-32).

Мы утверждаем, что Иисус призывает своих учеников не только познать истину, но и говорить правду: "Да будет слово ваше "да, да" или "нет, нет"; все, что сверх этого, исходит от лукавого" (Мф. 5:37). Полномасштабное военное вторжение в соседнюю страну, осуществленное державой, имеющей второй в мире военный потенциал, - это не просто "специальная военная операция", "событие" или "конфликт" или любой другой эвфемизм, выбранный, чтобы отрицать реальные факты. Напротив, это в самом деле полномасштабное военное вторжение, которое уже привело большому числу жертв среди мирного населения и военнослужащих, к тому, что жизнь более сорока четырех миллионов человек была нарушена насильственным образом, к тому, что более двух миллионов человек вынуждены были покинуть свои дома и стать беженцами (по состоянию на 13 марта 2022 г.). Это правда, которую необходимо озвучить, как бы это ни было больно сделать.

Поэтому мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение или действие, в котором заключен прямой отказ говорить правду, или учение или действие, которые подавляют правду о злодеяниях, творимых против Евангелия Христова в Украине. Мы полностью осуждаем все разговоры о "братоубийственной войне", "повторении греха Каина, убившего брата своего из зависти", если в них прямо не признаются преступное намерение и вина одной из сторон перед другой (Откр. 3:15-16).

Мы заявляем, что то, что написано выше: утверждения истины, а также отвержение ошибочных суждений и отвержение их как неправославных, -- основано на Евангелии Иисуса Христа и на Священном Предании Православной христианской веры. Мы призываем всех, кто согласен с этой декларацией, помнить об этих богословских принципах при принятии решений в церковной политике. Мы умоляем всех, кого касается эта декларация, вернуться к "единству духа в союзе мира" (Еф. 4:3).

Подписанты:

1. Dr. Theofilos Abatzidis Volos Academy Greece

2. Revd. Dr. Christophe D’Aloisio Institut Orthodoxe Saint-Jean-le-Théologien & Université catholique de Louvain Brussels, Belgium

3. V. Revd. Robert M. Arida   Boston, MA, USA

4. Dr. Antoine Arjakovsky Collège des Bernardins Paris, France

5. Prof. Susan Ashbrook Harvey Brown University RI, USA

6. Dr. Nikolaos Asproulis Volos Academy Greece

7. V. Revd. John Behr University of Aberdeen UK

8. Dr. Ionut Biliuta Gh. Sincai Institute, Romanian Academy Romania

9. Dr. Lori Branch University of Iowa IA, USA

10. Revd. Dr. Radu Bordeianu Duquesne University Pittsburgh, PA, USA

11. Revd. Dr. Ciprian Burlacioiu University of Munich Germany

12.   Sergei Chapnin Artos Fellowship Moscow, Russia

13. Revd. Dr. John Chryssavgis Sydney College of Divinity Australia

14. Editor in chief Jordan Georgiev Doxologia Infonews (Website for international church and religious news) Bulgaria

15. Editor Alexander Angelov Doxologia Infonews (website for international church and religious news) Bulgaria

16. Dr. Helen Creticos Theodoropoulos   Chicago, IL, USA

17. M.S., M.A. Nayla Debs   France/Lebanon

18. Prof. George E. Demacopoulos Fordham University New York, NY, USA

19. Revd. Dr. Nicholas Denysenko Valparaiso University IN, USA

20. Dr. Philip Dorroll Wofford College SC, USA

21. M.A Costis Drygianakis Volos Academy Greece

22. Revd. Dr. Brandon Gallaher University of Exeter UK

23. Dr.; Senior Lecturer in Eastern Christian Studies Grant White Sankt Ignatios College, Stockholm School of Theology Stockholm, Sweden

24. Prof. Paul Gavrilyuk Founding President, International Orthodox Theological Association, St. Thomas University MN, USA

25.   Peter Bylen   United States

26. Dr. Tamara Grdzelidze Ilia State University Tbilisi, Georgia

27. Doctoral Student John Monaco Duquesne University Pittsburgh, PA (USA)

28. Retired Anastasios Gounaris Formerly of Greek Orthodox Archdiocese of America Chania, Crete, Greece

29. Professor Tatiana Pronina Leningrad State University Pushkin St. Petersburg, Russia.

30. Rev. Dr. Perry Hamalis North Central College Naperville, IL, USA

31. Ms Olga Kariatlis   Australia

32. Dr. David Bentley Hart University of Notre Dame IN, USA

33. MA Nina Dippon Dippon   Colorado Springs, CO

34. Prof. Dr. Georgi Kapriev St. Кliment Ohridski University Sofia, Bulgaria

35. Archim. Prof. Cyril Hovorun Stockholm School of Theology Sweden

36. V. Revd. Dr. John A. Jillions Institute for Orthodox Christian Studies Cambridge, UK

37. Dr. Pantelis Kalaitzidis Volos Academy Greece

38. Prof. Christos Karakolis National and Kapodistrian University of Athens Greece

39. Prof. Dr. Assaad Elias Kattan University of Münster Germany/Lebanon

40. Dr. Lisa Holsberg Fordham University New York

41. Dr. Nikos Kouremenos Volos Academy Greece

42. Prof. Paul Ladouceur Trinity College, University of Toronto ON, Canada

43. Dr. Sr. Vassa Larin Coffee with Sister Vassa Catechetical Programs Vienna, Austria

44.   Mika Peltola   Finland

45. Dr. Lucian N. Leustean Aston University Birmingham, UK

46.   Inga Leonova The Wheel Boston, MA, USA

47.   James L.M. Bloodworth   United States

48. M.A. Elijah John McKnight Orthodox Church in America United States

49.   Olga Lossky-Laham   Paris, France

50.   Daniel Lossky Institut Orthodoxe Saint-Jean-le-Théologien Brussels, Belgium

51. Lecturer Roger Coresciuc Faculty of Theology "Dumitru Staniloae" Romania

52. V. Revd. Prof. Andrew Louth Durham University, UK and St Irenaeus Orthodox Theological Institute, Radbout University, Nijmegen Netherlands

53. Prof. Vasilios Makrides University of Erfurt Germany

54. Dr. Ina Merdjanova Trinity College Dublin Ireland

55. Prof. Paul Micevych University of California Los Angeles CA, USA

56. Dr. Alexandra de Moffarts Institut Orthodoxe Saint-Jean-le-Théologien Brussels, Belgium

57. PhD Universite de Paris IV-Sorbonne Teodor Baconschi Romanian MFA Bucharest Romania

58. Prof. Dimitrios Moschos National and Kapodistrian University of Athens Greece

59. Dr. Hermina Nedelescu Scripps Research CA, USA

60. Prof. Michael Ossorgin Fordham University New York, NY, USA

61. Dr. Paul Meyendorff St Vladimir’s Orthodox Theological Seminary NY, USA

62. V. Revd. Prof. Michael Plekon The City University of New York — Baruch College NY, USA

63. Dr. Ashley Purpura Purdue University IN, USA

64. Dr. Teva Regule President, Orthodox Theological Society of America USA

65. V. Revd. Richard René University of Toronto ON, Canada

66. Prof. Svetoslav Riboloff Sofia University "St. Kliment of Ochrid" Bulgaria

67. Dr. Sarah Riccardi-Swartz Arizona State University AZ, USA

68. Revd. Dr. Anthony Roeber St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary New York, NY, USA

69. Dr. Robert Saler Christian Theological Seminary Indianapolis, IN, USA

70. Prof. Kerry P. C. San Chirico Villanova University PA, USA

71. Deacon Ron Boyer U.S.A.

72. Prof. Stephen J. Shoemaker University of Oregon Eugene, OR, USA

73. Dr. Constantin Sigov National University of Kyiv-Mohyla Academy and "Dukh i Litera" [Spirit and Letter] Research and Publishing Association Kyiv, Ukraine

74. Dr. Cyrille Sollogoub Institut Orthodoxe Saint-Jean-le-Théologien Brussels, Belgium

75. Prof. Katerina Tsalampouni Aristotle University of Thessaloniki Greece

76. Captain Alexander N. Soukhanov   United States of America

77. Prof. Lucian Turcescu Concordia University Montreal, QC, Canada

78  M.Th Georgios Vlantis Volos Academy Greece/Germany

79. Dr. Nicolae Roddy Creighton University USA

80. Dr. Katherine Kelaidis   USA

81. Archim. PhD Anton C. Vrame Holy Cross Greek Orthodox School of Theology MA, USA

82. Prof. Gayle Woloschak Northwestern University Chicago, IL, USA

83.   Diane Beck All Saints of North America Orthodox Church Albuquerque, NM, USA

84. Dr. Nathaniel Wood Fordham University New York, NY, USA

85. Revd. Dr. Victor Yudin   Leuven, Belgium

86. MDiv Orthodox Theology John Heropoulos   USA

87. Dr Sebastian Brock Oriental Institute, Oxford University UK

88.   Katie Cokinos   Saugerties, New York, USA

89.   Lars Ahlbäck   Finland

90. Prof. Nicholas Sooy Fordham University NY, USA

91. REVEREND PROTOPRESBYTER ROBERT ATHAS METROPOLIS OF BOSTON BROOKLINE, MASSACHUSETTS

92. Prof. Luis Salés Scripps College Claremont, California

93. Dr. Jane Yank   United States

94. (Rev) Dr Reijnen Anne Marie Theologicum ( Institut Catholique de Paris) / Paris ( France)

95. Professor Petr Kratochvíl Sciences Po Paris

96. Dr. Dimitrios Keramidas Center for Ecumenical, Missiological and Environmental Studies "Metropolitan Panteleimon Papageorgiou" (CEMES) Rome, Italy

97.   Hratsch Sarkissian   Armenia

98. Dr. Dimitrios Baltas Athens Greece

99. Doctor Anna Meyendorff   Washington, DC

100.   David Kinasevych   Canada

101. Professor of English Scott Cairns Seattle Pacific University USA

102. Rev. Dr Athanasius McVay Chair of Ukrainian Studies, University of Toronto Edmonton, Alberta

103.   Mykola Osypenko University of Fribourg Switzerland

104. Revd Dr Andreas Andreopoulos University of Winchester United Kingdom

105. Mr. Nektarios Cooper N/A Cave Spring, GA, USA

106. V. Rev’d Dr. Cyprian Robert Hutcheon McGill University, Montreal (retired) Canada

107. Dr. Daniel F. Stramara, Jr. Rockhurst University Kansas City, MO USA

108.   Kristjan Otsmann   Estonia

109. Professor Emeritus Daniel J. Sahas University of Waterloo Waterloo, Ontario CANADA

110. Professor Torstein Theodor Tollefsen University of Oslo Norway

111. Associate Professor Nicolae Turcan Babeș-Bolyai University Cluj-Napoca

112. Theologian Vasiliki Giannoutaki Volos Academy Greece

113. Mr. Staasi Heropoulos   USA

114. Rev Dr Geoffrey Ready Orthodox School of Theology at Trinity College, University of Toronto Toronto, Canada

115. MA Theology Ruth Nares   UK

116. The Ignacio Ellacuria Chair of Catholic Social Thought Peter Phan Georgetown University USA

117. Prof.Dr. Hille Haker Loyola University Chicago USA

118. Professor Charles Lock University of Copenhagen Denmark

119. Dr Viorel Coman KU Leuven Belgium

120. Lecturer David Goodin McGill University Montreal

121. Dr. Candace Hetzner Boston College Boston

122. Dr. Fellow. Dr. Christina Nellist Oxford Centre for Animal Ethics London, UK

123. Dr. Alexei Bodrov   Moscow, Russia

124.   Cécile Joris   Belgium

125. Dr. Cergan Daniel Bucharest University Romania

126. The Rev. C. Brent Hoy-Bianchi ELCA Reno, Nevada, USA

127. Private citizen Michael Żurowski none Warsaw, Poland

128. Associate Professor Kyriakos Kalaitzidis University of Ioannina Greece

129. Assoc. Prof. Athanasios Papathanasiou Highest Ecclesiastical Academy of Athens Greece

130.   Colin Justin Grimmond   Windsor, Ontario, Canada

131. Professor Joseph Famerée Université catholique de Louvain (Louvain-la-Neuve) Belgium

132. Rev. Bohdan Hladio Toronto School of Theology Toronto

133. Rev. Archdeacon Vsevolod Borzakovsky Member Archdiocesan Council — Archdiocese of Western Europe Rome

134.   Metropolitan of Nigeria Alexander Gianniris Patriarchate of Alexandria and all Africa Nigeria

135. Assistant Professor Theodor Avramov Sofia University "St. Kliment of Ochrid" Bulgaria

136. Doctor in Theology de Saint Chamas Loys Studium Notre-Dame de Vie France

137. Dr Vitalii Tkachuk City Museum "Spiritual Treasures of Ukraine" Ukraine

138.   Archimandrite Alexis Milyutin Métropole Orthodoxe en France ( PO). Vicariat de St Marie et St Alexis d’Ugine France

139.   Margaret Klarer St.Anthony Orthodox Church in Bergenfield NJ Jersey USA United States of America

140.   Aleksandar Miljkovic   London

141. Doctor Isaia Gazzola Theologicum — Institut catholique de Paris Paris

142.   Richard Crook   Jackson, NH USA

143. Dr. jur. Diogenis Karagiannakidis None Thessaloniki — Greece

144. Revd. Dr. Mark Roosien Yale Institute of Sacred Music CT, USA

145.   Christian A. Schwarz NCD International Emmelsbüll, Germany

146. Miss Susan Parkinson Bachelder Trinity Episcopal Church Lenox, Ma.

147. Prof. Nathan Dinneen Rochester Institute of Technology Rochester, New York, USA

148. DESS Droit public Javanni Jean Retired PARIS

149. Dr. and Mrs. Raymond and Irene Benton Loyola Iniversity Chicago Chicago, Illinois, USA

150. Professor Antoine Courban Higher Education Council LEBANON

151. Dr Nadia Delicata Faculty of Theology, University of Malta Malta

152. Dr Tornike Metreveli Lund Universitz Sweden

153. Mr. Michael Koulos   NAPERVILLE, IL USA

154.   Basil Lourié Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography Russia

155.   Sîrghi Ana-Maria   Bucharest, Romania

156.   Mykola Osypenko University of Fribourg Switzerland

157. Assistant Professor Stavros Yangazoglou National and Kapodistrian University of Athens, Greece Athens

158. Dr. Georgios Basioudis   Germany

159. Dr Deirdre Good Stevenson School of Ministry Harrisburg, PA

160. Professor Daniel Struve Paris Cité University Paris, France

161.   Rossitza Osthus   Bochum, Germany

162. Msc, Teacher of Theology Leonidas Telios Lykeum of Larissa Larissa Greece

163. LMSW Demetra DeFeo Fordham University United States

164. Dr. Ioannis Kaminis Sofia University "St. Kliment Ohridski" Sofia

165. Prof. Dr. Norbert Hintersteiner Westfälische Wilhelms Universität Münster Germany

166. Dr. Dominika Kurek-Chomycz Liverpool Hope University UK

167.   Hugh Allen Orthodox Parish of the Holy Prophet Elias Exeter

168. PhD. Petr Jandejsek Charles University Prague Czech Republic

169. Prof..dr. Didier Pollefeyt Faculty of Theology and Religious Studies KU Leuven Belgium

170. Professor Gregory Bloomquist Faculty of Theology of Saint Paul University Canada

171. Ph.D. Mary Jane Maxwell USAID Washington DC

172. Professor Lyle Mook University of Rhode Island Kingston, RI, USA

173. Professor Anne Vandenhoeck KU Leuven Belgium

174. Prof. Dr. Reimund Bieringer Katholieke Universiteit Leuven Belgium

175.   Rod Miller-Boyer   Landers

176. Layperson Deborah (Malacky) Belonick graduate of St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, USA Warren, OH

177.   George Bedrin   United States

178. Dr. Adjunct Professor, Retired William Samsonoff SUNY Albany School of Public Health USA

179. Dr. Will Cohen University of Scranton U.S.

180.   Tony Chakar   Beirut, Lebanon

181. Dr Patrick Hampshire FRSA United Kingdom

182. The Very Rev. Dr. Michael Sniffen Cathedral of the Incarnation Garden City, NY

183.   John Paterakis Vice Chairman, The Ecumenical Trust New York

184.   john babetas   montreal, canada

185. Prof. Lavinia Stan St. Francis Xavier University Canada

186.   Igor Babich   Ukraine

187.   Colin MacIntyre Calvary Community Church Canada

188. Dr. Charalambos Dendrinos Royal Holloway, University of London United Kingdom

189. ArchPriest Daniel Guenther Orthodox Church in America Saskatoon, Canada

190.   Yelena Bolshakova   Belgium

191. None Dale Simison None United States

192.   Dr Chrysovalantis Kyriacou Theological School of the Church of Cyprus Cyprus

193. V. Revd. Prof. Sergio E. Mainoldi   Milan, Italy

194. Artist and Icon Painter Edith Mary Isabel Reyntiens Thyateira Diocese of the Greek Patrirchate Scotland

195. Rev’d Fr. David Austin Anglican Manchester UK

196.   Michael Berrigan Clark Editorial Staff, The Wheel USA

197. ABD Dr. Theology Pantelis Levakos National and Kapodistrian University of Athens Greece

198.   Mark Anthony Sweere OCA United States

199. V. Rev. Dr. Isaac Skidmore Southern Oregon University Ashland, OR, USA

200. The Rev. Robert Michael Pickel   Brunswick, Maine USA

201. Dr Nikolaos Raptis Mary Raptou School SA Larissa Greece

202. Orthodox Christian Carol Kerler   USA

203.   Jack Darakjy Syriac Orthodox Church of Antioch USA

204. Revd Dr Helen Paynter Centre for the Study of Bible and Violence, Bristol Baptist College UK

205. Professor Michael Budde DePaul University Chicago, USA

206.   Mary Werbiansky   United States

207. Rev. Constantine Wright   Athens, GA USA

208. Lecture in Orthodox Canon Law Vladimer Narsia Ilia State University (Georgia) Georgia

209.   Aiad Jabbour   Germany

210. Prof. Terence Cuneo University of Vermont US

211.   Reader Daniel (Maximus) Nicholas Archangel Gabriel Orthodox Church (OCA) Ashland, Oregon, USA

212. Rt Revd Dr Lynn Elizabeth Walker Orthodox Catholic Church of America New York

213. Dr. Chrysostom Koutloumousianos Cambridge Institute for Orthodox Christian Studies Naxos, Greece

214. Dr. Maria Calisi St. Peter’s University Jersey City, NJ, USA

215. Mth Guram Lursmanashvili Sulkhan-Saba Orbeliani University Tbilisi

216. V. Revd. Dr. Leonide Ebralidze Pontifical Lateran University Rome, Italy

217. VRev. Professor Denis J. M. Bradley Bradley Georgetown University /St. Nicholas Cathedral Washington

218. M.A, ThM Claire Koen Fordham Boston

219.   Jacob Pederson St Gregorios Orthodox Church Spokane

220. Journalist following religious issues Riccardo cristiano Reset doc Rome

221. Student Steven Roberts Saint Vladimir’s Orthodox Theological School United States

222. ΜΑ Maria Nanou University of Thessaly Volos, Greece

223. Dr Norman Russell St Stephen’s House, University of Oxford France

224. Just another sinner Kathleen Licoppe St-Demetrios Greek Orthodox Church Winnipeg Canada

225. Professor, DPhil Kalin Yanakiev Sofia University "St. Kliment Ohridski" Sofia

226. Dr. GOCHA BARNOVI Sulkhan-Saba Orbeliani Univeristy Tbilisi, Georgia

227. Professor of Clinical Medicine Emeritus Christopher Mathews University of California San Diego United States

228.   Anna Pasechnik   UK

229.   Rick Zajac   USA

230. Father Gabriel Talley Retired Orthodox Priest USA

231.   Ryan Klein Boston College Boston

232.   Barbara Coker   England

233.   Adrian Tanasescu-Vlas Fundaţia Culturală "Gândul Aprins" Bucharest, Romania

234. Director of Catholic Studies Michael Baxter Regis University Denver CO

235. Dr. Raluca Arfire   Bucuresti, Romania

236. Doctoral Student Christopher Larsen Fielding Graduate Institute Santa Barbara California USA

237. Rt. Rev. Dr. Stephen Duncan OCCA Galveston, Texas

238.   Diethelm Adlunger   Deutschland / NRW

239.   James Bouse   USA

240. Maguire University Professor of Ethics D. Stephen Long Southern Methodist University USA

241. Assoc. Prof. (Emerita) Patricia Hardesty James Madison Univ. USA

242. Undergraduate student of Theology Guram Papava Aristotle University of Thessaloniki Georgia

243. Rev’d David-John Williams University of Saint Katherine and The Institute for Orthodox Christian Studies, Cambridge. San Diego

244.   Katherina Wlasenko   Canada

245.   Amber Schley Iragui   Portland, Oregon

246. Dr Alexis Richard Cooper McGill University Canada

247.   Judith Phillips   Waterford, Michigan USA

248. PhD Candidate; Editor Giacomo Sanfilippo Trinity College, University of Toronto; Orthodoxy in Dialogue Toronto, Canada

249. DPT Joanna Efstathiou-Dittmar   White Plains, NY, USA

250.   Mifflin Ann Saavedra Concord International Church USA

251. Professor of Theology Barry Harvey Baylor University USA

252. Dr. Aram G. Sarkisian Northwestern University Evanston, IL, USA

253. Executive Presbyter Lisa Allgood Presbytery of Cincinnati, PCUSA Cincinnati, OH

254. PhD candidate Paraskevi Arapoglou Aristotle University of Thessaloniki Greece

255. Dr Laura Archer   Independence, OR, USA

256.   Andrew Taylor   USA

257.   Bojidar Kolov University of Oslo Norway

258. Dr Thomas Arentzen Uppsala University Sweden

259. Pr. Răduț Seliște Marcel Romanian Orthodox Church România

260. M. Sc. Andre Sytnyk Ukrainian Orthodox Church in Ukraine U.S.A

261.   Daniel Lightsey Southern Methodist University Dallas, Texas, USA

262.   Presvytera Dr. Kyriaki FitzGerald Co-founder & Exec. Director, Saint Cathrine’s Vision Sandwich, Massachusetts, U.S.A.

263. VREV Peter Baktis Orthodox Church in America USA

264. M.A. Daniel Heide McGill University Canada

265.   Rev. Dr. Emanuel Chris, M.D., M.Div.   Mansfield, MA

266. Fr. Dr. Arsenius Mikhail St. Athanasius & St. Cyril Theological School Anaheim, California, USA

267.   Theodore Stepp   Majuro, Republic of the Marshall Islands

268. Dr Razvan Porumb Institute for Orthodox Christian Studies Cambridge

269.   Petra Gorisek Kiev Messianic Jewish Congregation Croatia

270. M. Rev Lazar Puhalo OCA Dewdney, Canada

271.   Paul Shannon   NL

272.   Mihaela Tarpa   Paris, France

273. Archimandrite James Babcock Eparchy or Newton Oceanside CA

274.   David Mohler St. Paul the Apostle Orthodox Church Dayton, OH

275. Educator Edward Stepanian Mr   USA

276.   Soultana Gargana   Greece

277. Rt. Rev. John F. Newbauer Orthodox-Catholic Church of America Fort Wayne, IN 46825

278. Mr Philip Babcock Christian Church USA

279. Professor William Cavanaugh DePaul University Chicago, USA

280.   Kristjan Mänd   Estonia

281.   Pauline Costianes   Westland, MI USA

282.   Yvette Cuny   United States

283. Professor Stamatis Vokos California Polytechnic State University San Luis Obispo, CA, USA

284. Dr. Andrew Nosal University of San Diego San Diego, CA, USA

285.   Aarne Lozano   USA

286.   V Rev. Dr. Gabriel Rochelle St. Sophia Orthodox Theological Seminary; New Mexico State University New Jersey and New Mexico, USA

287. Professor Heather Bailey University of Illinois Springfield USA

288. Mr Daniel Li University of Exeter Exeter

289.   Matt Salter None but Christian solidarity with good people around the world. United States

290.   Leslie Luppino   USA

291. Dr. Charles Tieszen Fuller Theological Seminary Austin, USA

292. Dr Annette Bakker Children’s tumor foundation Usa

293.   Rev. Konstantinos Sarantidis   Portland, Maine USA

294.   Tamara Penwell   UK

295. V. Rev Marc Dunaway Eagle River Institute Eagle River, Alaska

296. V. Rev Marc Dunaway Eagle River Institute Eagle River, Alaska

297. Adjunct Professorial Lecturer Eric Terzuolo American University, School of International Service Washington, DC

298.   Paul Pasarivakis University of Laval Canada

299.   Caitilin Kane   USA

300.   Albert Edward Meisenbach III   USA

301.   John Congdon Oberlin College Oberlin, Ohio, United States of America

302.   Jeffrey Stephens   City of Durham, USA

303.   Richard Mohr   Fountain Valley, California

304.   Steven Fullmer   USA

305. Rev’d Dr. Theodore Pulcini   Carlisle, PA

306. Professor Caryl Emerson   Princeton University

307. Presbytera Dr. Catharine Roth independent scholar United States

308.   Nicholas Palos NYS Courts New York

309. Very Reverend Matyas of Canada Orthodox Church of Canada Toronto

310.   Wayne Tatusko St. Mark OCA Annandale, VA

311.   Fr. Paul Schmidt Holy Wisdom Orthodox Church United States

312. Rev. Dr. Stephen V. Sprinkle Brite Divinity School Fort Worth, Texas USA

313.   C. Stoppa   Canada

314. Dr. Scott Ables Oregon State University Portland, Oregon, USA

315. Metropolitan EDMUND Cass Holy Cross Minastery Greenville, SC

316. Associate Professor of Historical Theology and Christian Worship L. Edward Phillips Phillips Emory University, Candler School of Theology United States of America

317.   Cathy Nemtsov   United States

318. Very Reverend Joel Weir Orthodox Church in America Crawfordsville, IN

319. Fr Dragos Herescu Institute for Orthodox Christian Studies Cambridge

320. Rev. Andrew Wollitzer Berkeley Covenant Church Berkeley, Ca

321. Retired professor/ independent scholar Valerie Karras   St. Louis, Missouri, USA

322. B. Mus. Horia Vlad Guzu Montreal, QC, Canada

323.   Basil Varghese   India

324. The Rev. Deacon James Neal Orthodox-Catholic Church of America United States

325.   Matthew Dodrill   United States

326. Dr. Oucèma Lionel Karam Ohio University USA/France/Lebanon

327. Dr. Vasyl Rudeyko Ukrainian Catholic University Lviv Ukraine

328. V. Rev. Dr. Gregory Roth Spokane Falls Community College USA

329. Dr Tarek Mitri Saint George University Beirut. Lebanon

330. Rev. Andrew Wollitzer Berkeley Covenant Church Berkeley, Ca, USA

331. Dr. Maria Rybakova Nazarbayev University Kazakhstan

332. Dr. Alison Kolosova University of Tartu Estonia

333. Enseignant-chercheur JEROME CLER Sorbonne-Université FRANCE

334. Ph Doctor in Foundametal Theology Claudio Monge Black Friars Istanbul

335.   Barbara Personnaz   Montreux, Switzerland

336. Dr James Chater   France

337.   Kristin Rountree   USA

338. LLM Manos Androulakakis   Heraklio Crete

339. Rev Dr Craig de Vos   North Adelaide, Australia

340. PhD Candidate Raul-Ovidiu Bodea KU Leuven Leuven, Belgium

341. professor emeritus theological ethics burggraeve roger Catholic University Leuven Belgium

342. Dr Kristian Gustafson Brunel University London United Kingdom

343.   Sören LENZ CEC Strasbourg office France

344. Prof. Dr. Georgi Kapriev St. Kliment Ohridski University Sofia, Bulgaria

345. Dr. Dragos Calma University College Dublin Dublin (Ireland)

346. Phd in Philology Magdalini Thoma Volos Academy for Theological Studies Greece

347. Prof. Ivan Christov Sofia University Bulgaria

348.   Alex Lockhart Archangel Gabriel Church, OCA Ashland, Oregon, USA

349. Rev. Vassileios Argiriadis Athens, Greece

350. Profesor Giovanna Brogi University of Milan Italy

351. Revd Stephen Overduin Church of the Nazarene The Netherlands

352. Ing Rothuizen Henk Founder of Rafael Netherlands Netherlands

353. Dr. Stanislau Paulau Leibniz Institute of European History Mainz, Germany

354. Rev. Dr. Amy Jacober   Phoenix, AZ, USA

355. Lic. Theology Mikheil Nebieridze Catholic University of Eichstaett-Ingolstadt Tbilisi, Georgia

356. Protopresbyter Anastasios Kousoulas St. Anna GOC Flemington, NJ, USA

357. PhD in Philosophy Vitalii Ihnatiev Donetsk National Medical University Kropyvnytskyi_Ukraine

358. President Lina Moukheiber Elias Moukheiber Institute for Lebanon Lebanon

359. J.D. William Korahais   Paris, France

360.   Dimitar Kanariev   London

361. Graduate Diploma in Kingdom Theology, 3rd year Masters Kingdom Theology Dolores Cunniffe Westminster Theological Centre (WTC) UK

362. Dr. Charles Herdy   Brisbane, Australia

363.   John Andres   Canada

364.   Ryszard Bosakowski   Poland

365. Prof. Dr. Martin George University of Bern, Theological Faculty Switzerland

366.   Ryszard Bosakowski   Warsaw, Poland

367. Pastor, Scholar, Author, Podcaster Dwight A Moody, Ph D Founder and Host, The Meetinghouse St Simons Island, Georgia

368. Dr Lukasz Nazarko Member, Commission of the Churches on International Affairs (World Council of Churches) Poland

369.   Brandy Elliott   USA

370. The Rev. Jeffrey Douglas ECUSA USA

371. PH.D., Dr. Hab. Nicolas Borissoff Moscow Institute of Physics and Technology Moscow, Russia

372. Dr Lawrence Osborn   Glasgow, Scotland

373. Revd. Prof. Dr Marek Ławreszuk University of Bialystok, Chair of Orthodox Theology Poland

374. Dr. George Stavros Boston University USA

375.   Marilyn Rouvelas   Arlington, Virginia

376. Ph.D. Andrii Bobryk   Rivne

377. Father John Bingham OCA Canada CanadaB

378.   Susan Gunn Maryknoll Office for Global Concerns Washington, DC, USA

379.   Jaana Hinkkanen   New York

380. Dr. Nic Hartmann   Iowa, USA

381. Archpriest Zaza Tevzadze Ilia State University Tbilisi, Georgia

382. Prof. William Evans Erskine College Due West, South Carolina, USA

383. Dr. Antonios Kireopoulos   USA

384. Ph.D., M.A. Bronislaw Andrzej Bartusiak freelancer Poland

385. Rev. Aaron Rathbun Choate Rosemary Hall Connecticut, USA

386. Rev. Dr. John Yoegel Orthodox Catholic Church of America Greenwich

387. Dr. Laela Zwollo Tilburg School of Theology Tilburg Netherlands

388. Co Director of the E-Quip Course in Orthodox Faith and Life The Very Reverend Archpriest Gregory Hallam   UK

389.   Martin Olsson   North Tawton, Devon, UK

390. Dr. Walter D. Ray Southern Illinois University Carbondale USA

391.   Najib Coutya   United Kingdom

392.   Диакон Иоанн (Deacon Ioann) Мыздриков (Myzdrikov)   Moscow, Russia

393. Father Anish Varghese Jacob Malankara Orthodox Syrian Church Mumbai, India

394. V.Rev. Dr. Robert Holet Ukrainian Orthodox Church of the USA USA

395. Dr. Elisabeth Alexandra Diamantopoulou Université Catholique de Louvain Belgium

396. Professor Emerita Gloria Durka Fordham U. _GSRRE Bronx, New York

397. Dr. A Edward Siecienski Stockton University USA

398. Reverend Michael Green OCCA United States of America

399. Prof. Dr. John Fotopoulos Saint Mary’s College Notre Dame, IN USA

400.   Suzanne Marie Mathieu   United States of America

401. Bookstore Director Cynthia Siokos St Anna Greek Orthodox Church Roseville CA

402. Reverend Gill Wells Church of England Norfolk

403. Dr. Natalia Zajac University of Manchester United Kingdom

404.   Jill Acree Presbyterian Church (USA) Ada, OK, USA

405.   Peter King   United Kingdom

406. Rev’d Fr Chrysostom MacDonnell St Dunstan’s Antiochian Orthodox Church Poole

407. Prof. emiritus V. Rev. John Breck St Sergius Theological Institute Paris, France

408. professor Ingeborg Gabriel University of Vienna Austria

409.   Turini Catherine Métropole de France Sète (France)

410. Diaconate Candidate Nicholas Mataya Mission Institute of the Eparchy of St. Nicholas USA

411. Cand.theol, minister Church of Sweden. Reine Medelius   Mariestad Sweden

412.   John Guentz   Cincinnati

413. BD George Weymont St Aidan’s Orthodox Church Manchester

414. Dean of Theology V.Rev. Fr. Dr. Roman Bozyk St. Andrew’s College in Winnipeg Winnipeg, MB. Canada

415. Revd. Dr. Emmanuel Kahn Co-Director of the E-Quip Course in Orthodox Faith and Life, UK United Kingdom

416.   DAVITI NEBIERIDZE   GEORGIE

417. Dr. Petre Guran Institute for South-East European Studies Bucharest, Romania

418. Bishop dr teol Kari Veiteberg Church of Norway Oslo

419. Dr Talitha Cooreman-Guittin UCLille France

420.   Mike Sauer   United States of America

421.   Rev. Alionidas Budrius Šiauliai Dioecese LithuaniaO7CVACB

422. Instructor Thomas Fuschetto South Texas College McAllen, Texas, USA

423.   Lorraine Ahladas   Springfield, MA

424.   Michael Ambrose St. Dunstan’s Antiochian Orthodox Church Poole, UK

425. Master in philosophy and theology Salembier Pierre Jesuits Athènes

426.   Pierre Bennigsen   Bruxelles, Belgium

427. Professor Roman Vershynin   California, U.S.A.

428. Dr. Triantaphyllos Ramón Pérez   Cuba

429. Dr. Tamar Goguadze   Tbilisi, Georgia

430. V. Rev. Dr. Stelyios Muksuris Byzantine Catholic Seminary United States

431.   Diana Margaret Dunlap   Salem, Massachusetts, USA

432.   Andriy Dudchenko Kyiv Orthodox Theological Academy Kyiv, Ukraine

433. V. Rev. Archpriest Richard Cleaver   St. Thomas, US Virgin Islands

434.   Richard Barrett   Boston, MA USA

435. Rev. Vasileios Margiannis   Petri Greece

436.   Douglas Sponsler   Würzburg, Germany

437. MD Ilkka Soini   Finland

438. Dr. Peter Potamianos Greek Orthodox Church United States

439.   Celia Olsson Prophet Elias Parish in Devon Exeter, UK

440.   Ekaterina Kroumova   Belgium

441.   Maraite Serge European Union — European Commission Brussels Belgium

442.   Rt. Rev. Anthony Edmund E. Kubiak, Jr.   Ellisville, MO USA

443. Assistant Professor of Physics Alexander Sich Kennesaw State University Kennesaw, GA U.S.A.

444. Prof. Vassilis Saroglou UCLouvain (Louvain-la-Neuve) Belgium

445. Doctoral Student Preston Frasch University of Cincinnati United States

446. Dr. Ari Koponen University of Eastern Finland Finland

447. Ms Monica Ibrahim   Sydney, Australia.

448.   noel dicarlo   USA

449. Dr. Mara Livezey   Ferndale

450. Reverend Daniel Johnson Hilmar Covenant Church Hilmar CA

451. Dr Martin Dudley Queen’s Foundation for Ecumenical Theological Education Birmingham, U.K.

452. Dr., Associate Professor of Practical Theology Pekka Metso University of Eastern Finland Finland

453. Priest Leonard Herrem orthodox Church in America Canada

454.   Dawn Helene   New York

455. Deacon Phil Loveless OCCA United States

456. Dr. Dmitry Biriukov   Russia

457. Rev. Dr. Nan Alexandru Romanian Orthodox Church Munich

458. Dr. Talvikki Ahonen University of Helsinki Finland

459. Dean of Theology & Culture Bradley Jersak St Stephen’s University St. Stephen, Canada

460.   Clifford Polubinsky Othodox-Catholic Church of America United States

461. Professor of Christian Anthropology Emanuele Rimoli Seraphicum Italia

462. Assistant Director of Music Activities & Adjunct Faculty Christine Nass Villanova University , Villanova, PA, United States of America

463. Professeur André LOSSKY Institut de Théologie orthodoxe Saint-Serge Paris, France

464.   Juhana Siren   Joensuu

465. Dr Kamen Rikev Maria Curie-Sklodowska University Lublin, Poland

466. Dr. Andrew Klager Institute for Religion, Peace and Justice (St. Stephen’s University) Canada

467. Dr Dimitris Angelis Frear Magazine Greece

468. PhD Lucifer Bon-Nero Norbulingka Institute Tibet

469. Professor Stig Simeon Frøyshov University of Oslo Norway

470. Dr. Pandora Dimanopoulou EP Brussels

471. Vicar Andrea Delaney ELCA IL, USA

472. Retired Teacher of Mathematics Wolodymir Katolik None Philadelphia, Pennsylvania, USA

473.   Georgios Floros   Thessaloniki, Greece

474.   Μαρία Χατζηαποστόλου   Ελλάδα

475. Associate Professor Tamaz Gabisonia Ilia State University Georgia

476.   Konstantin Sermyagin   USA

477. Father Dimitrios Maroulis   Greece

478. Mr. Mark POWELL, M.A. Executive Director, Cappella Romana Portland, Oregon, USA

479. Professor Konstantinos Kornarakis National and Kapodistrian University of Athens Athens

480. The Very Rev’d Tom Malionek Saint Paul’s Episcopal Church Kinderhook, New York

481. Dr Olga Sevastyanova Orthodox Research Group of St. John Chrysostom Aberdeen UK

482. Dr. Brian Volck Ecumenical Institute, St.Mary’s Seminary and University Baltimore, MD, USA

483. Strategist/Qualitative Research Director Steven Lacey   Chichester

484.   Sandra J Hladky   Crest Hill, IL USA

485. Dr MSc B Kirova   Cambridge UK

486.   Anna Likhovidova   Rome

487. Archimandrite Savva Hamalii St. Iona’s monastery Kyiv, Ukraine

488. Rev. Dr. (Prof. Emeritus) John D. Jones Marquette University (Philosophy); Priest, OCA. WI, USA

489. Dr. Lewis J Patsavos Holy Cross Greek Orthodox School of Theology Brookline, MA / USA

490. Dr Elias Habib Nasser School of Medicine, University of Wollongong Australia

491. Reverend Rodolphe Faustin Moussinga   Cameroon (Douala) / Turkey (Istanbul)

492.   Pieter Dykhorst Orthodox Peace Fellowship and In Communion USA

493.   Chloé Taylor   UK

494.   Fr. Basil Bush Formerly of University of Vienna Austria

495.   Joana Tasi   USA

496. Bachelor of Arts Tatiana Vystavkina N/a UK

497. V. Rev. Vasyl Sendeha UOC of USA United States

498. Dr Theodora Panella Katholieke Universiteit Leuven Belgium

499.   Reverend Julian M Reese InterVarsity Christian Fellowship/USA Knoxville, Tennessee

500.   Seraphim Alton Honeywell Orthodox Parish of the Annunciation in Oxford United Kingdom

501.   Filipe Zomkowski Ucranian Orthodox Brazil

502. Dr. Scott Easton Boston College Chestnut Hill, MA

503. Presiding Priest Rev. Dr. Harry Pappas Archangels Greek Orthodox Church Stamford, CT

504. Rev. Dr. R. Guy Erwin President of the United Lutheran Seminary (ELCA) Philadelphia & Gettysburg, PA, USA

505. Revd. Fr. Matthew Francis Holy Apostles Orthodox Church, (OCA) Archdiocese of Canada Canada

506.   Rev. Philip Maikkula   Chicago

507. Rev. Mark Gazin, CSB, BA, M.Div., MA, JCL Regional Marriage Tribunal Vancouver, Canada

508. Rev Andrew Applegate St. Aidan Orthodox Church Cranbrook BC Canada

509. Dr George Domazetis La Trobe University Australia

510. A sinner Anna Korsun St. Michael’s & St. George’s Ukrainian Orthodox Church Saint Paul

511.   Janet Pedersen   Llano, Texas

512. Professor and Assistant Dean of Global Programs Thomas M. Crea Boston College Chestnut Hill, MA USA

513. Dr. Catherine Mardon Order of St. Sylvester Canada

514.   Elisangela Maceda   Londrina — Brazil

515. Rev. Dr. Timothy Hallman YMCA & Church of the United Brethren in Christ Fort Wayne, Indiana, USA

516.   Alexander Drach   Cincinnati

517. Doctoral candidate Lance Green University of St Andrews USA

518.   Alex Turchak   LAND O LAKES, FL, USA

519.   Elena J. Drach   United States

520. Dr. Norris Friesen Huntington University, retired Huntington, IN USA

521.   Warren Schmidt   Canada

522. Rev. Assoc. Prof. Jason Goroncy University of Divinity Australia

523. Author Fr John Oliver Theophany Academy Murfreesboro, Tennessee, USA

524. M.A. Seraphim Winslow Orthodox Church of America PINE GROVE

525. Dr. Khegan Delport Stellebosch University South Africa

526.   Joshua Roach   San Diego

527. MSc Phys. Cosmin Vatra   Romania

528. PhD Student Jeremy Chen Fuller Seminary, Intercultural Studies Philadelphia, PA, USA

529.   katherin george golitzen orthodox church in america istanbul, turkeyand oakland, ca

530. Revd Stefan Fraiman Orthodox Church of Estonia Tartu

531. The Reverend Josefina Beecher The Episcopal Diocese of Olympia USA

 

Центр изучения Православного Христианства университета Фордам - 13.03.2022.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Осторожно - искушение псевдоправославием"
 

 


Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru