"Хамов грех" как жизненный принцип
Заглянуть в замочную скважину к соседу
(как вариант – "виртуальному другу", "френду") теперь
уже несложно и, наверное, не так интересно. Куда
"интереснее" – подсмотреть за тем, что сокрыто временем.
И, позволю себе очень грубое сравнение, "задрать подол
матушке России" (по преданию, именно эти слова произнес
Лазарь Каганович, когда в 1931 году большевики взрывали
Храм Христа Спасителя) недавно удалось режиссеру Андрею
Смирнову посредством своей новой картины "Жила-была одна
баба".
Ной начал возделывать землю и насадил
виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал
обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана,
наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям
своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на
плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего;
лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца
своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал
над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб
рабов будет он у братьев своих... (Быт. 9:20-25).
Счастливую и великую родину любить – не
велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба,
мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна.
Именно, именно когда наша "мать" пьяна, лжет и вся
запуталась в грехе, – мы и не должны отходить от нее...
(Василий Розанов. "Опавшие листья").
Понятие "хамов грех" в новейшей истории
основательно "поизносилось" и, да простят мне читатели
новомодный термин, "девальвировалось". И причина тому не
во "всеобщем падении нравов", признаться, я вообще не
сторонник теории, согласно которой нынешнее поколение
существенно хуже прежнего, а "во время оно" существовал
"золотой век" нравственности. Причина в том, что наше
время стало как раз таки "временем хамовым".
Притом, что количество человеческих
грехов, если и возросло, то лишь пропорционально общему
росту популяции homo sapiens sapiens, изменилось само
отношение к греху. И дело даже не в том, что грешники
вдруг перестали осознавать меру своего падения, так было
во все века, начиная с грехопадения наших праотцев
(напомню меткое изречение преподобного Исаака Сирина,
согласно которому любой "грешник подобен псу, лижущему
пилу и пьянеющему от вкуса собственной крови"). Дело в
том, что сегодня сам грех стал "информповодом". И если
вчера он был таковым на уровне кухонных сплетен и
подметных писем, то сегодня – перебазировался в
электронные (и не только) СМИ, блогосферу, социальные
сети и т.д., и т.п. То есть грех стал максимально
открытым, как и все наше "информационное общество"...
"И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца
своего, и выйдя рассказал двум братьям своим..."
Сложно сказать, сколько семей разрушено
"благодаря" всевозможным "В Контактам" и
"Одноклассникам", едва ли поддается статистическому
анализу количество погребенных под "виртуалом" некогда
реальных дружеских отношений. Но все это, наверное,
полбеды. Вполне возможно, что "проверка онлайном" не зря
попущена Господом, и всем нам дана возможность научиться
быть более открытыми и искренними не только перед
духовником на Исповеди, но и в тех человеческих
отношениях, изъяны которые теперь уже не так просто
покрыть, "обратив лица назад", дабы не видеть наготы
отца, брата, друга...
Страшнее другое. То, что нашему, уже
привыкшему к открытому греху, обществу сегодня сложно
предложить нечто по-настоящему увлекательное. Тем, у
кого вдоволь хлеба, уже недостаточно просто зрелищ. Им
нужны зрелища куда более откровенные, чем они получали
прежде. И поскольку банальными "чернухой и порнухой" уже
мало, кого можно удивить, взыскательным потребителям
зрелищ требуется более высокохудожественное
"откровение".
Заглянуть в замочную скважину к соседу
(как вариант – "виртуальному другу", "френду") теперь
уже несложно и, наверное, не так интересно. Куда
"интереснее" – подсмотреть за тем, что сокрыто временем.
И, позволю себе очень грубое сравнение, "задрать подол
матушке России" (по преданию, именно эти слова произнес
Лазарь Каганович, когда в 1931 году большевики взрывали
Храм Христа Спасителя) недавно удалось некогда
выдающемуся режиссеру Андрею Смирнову (автору воистину
легендарного "Белорусского вокзала") посредством его
новой картины "Жила-была одна баба".
Постараюсь избежать лишнего пафоса, но
не могу не сказать, что этим фильмом Смирнов плюнул в
душу, в том числе, и автору этих строк лично. Описывая
историю России первой четверти прошлого века "глазами
простой тамбовской крестьянки", режиссер словно позволил
миллионам людей взглянуть в "историческую замочную
скважину" на жизнь моих родных предков по материнской
линии, которые вплоть до Великой Отечественной жили
именно на Тамбовщине. И неважно, что жизнь эта отлична
от того, о чем мне рассказывали со слов своих родителей
мои – ныне покойные – дед и бабушка, родившиеся в год
Антоновского восстания и буквально чудом выжившие в то
страшное голодное время. Дело в том, что режиссер самым
очевидным образом попытался представить в лице
неухоженной, распущенной и вороватой, вечно страдающей
от домогательств и побоев крестьянки Варвары образ
России (к слову, лично мне было особенно неприятно
увидеть в Варваре образ вечной труженицы и страдалицы
Марковны – матушки протопопа Аввакума, которую в
телесериале "Раскол" также сыграла Дарья Екамасова). Рад
был бы ошибиться, однако если это не так, то фильм
вообще теряет смысл, поскольку с исторической и
историософской точек зрения – малосостоятелен, а с точки
зрения "высокохудожественного" изображения "русской
чернухи" – все же уступает "Курочке Рябе" Андрона
Кончаловского и "Грузу 200" Алексея Балабанова.
И при всем при этом очевиден
"почвеннический" характер фильма. Как ни парадоксально,
"русофобско-почвеннический". То есть это не некий "рашн-деревяшн"
с медведями, играющими на гармошках, и пьяными
казаками-разбойниками, танцующими с саблями в черных
папахах и красных рубахах на заснеженной Красной
площади. Это куда более тонкая, подчас
филигранно-этнографическая работа, представляющая ту же
дореволюционную Россию очень похожей на ее
подлинно-исторический образ, увы, далекий от
православно-патриотической мифологии. Но похожей
примерно так же, как похож на ветхозаветного патриарха
Ноя сильно выпивший человек, лежащий нагим в своем
шатре.
И здесь я бы очень хотел поставить
точку. В некоторых случаях, наверное, стоило бы со всеми
оговорками порекомендовать к просмотру/прочтению то, что
только критиковал. На этот раз я не буду этого делать.
Бо противно. Причем противно в буквальном смысле этого
слова, едва ли не на физиологическом уровне. И именно
поэтому не буду я и детально описывать картину Андрея
Смирнова, которая в данном случае является лишь
иллюстрацией того принципа, которым сегодня стал "хамов
грех". Хотя победить этот принцип все-таки не так уж и
сложно. Была бы воля. Добрая воля:
"Сим же и Иафет взяли одежду и, положив
ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца
своего; лица их были обращены назад, и они не видали
наготы отца своего..." (Быт.9:23).
Январь 2012 года
Апрельский P.S.: 8 апреля 2012 года на
юбилейной церемонии вручения кинопремий "Ника" картина
"Жила-была одна баба" была признана "лучшим фильмом".
Без комментариев.
Михаил Тюренков
Татьянин день - 12.04.2012.
|