Псевдоблагочестие в семье
В издательстве "Никея" вышла новая
книга иеромонаха Макария Маркиша "Мужчина и женщина" – в
рамках серии "Вопросы и ответы".
В своей новой книге священник, известный
публицист, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной
семинарии иеромонах Макарий Маркиш отвечает на
вопросы, которые никого не оставят равнодушными. Что в
отношениях между мужчиной и женщиной свято, а что,
напротив, греховно? Как обрести любовь? Как создать
счастливую семью? Как сохранить супружеский союз? На эти
и многие другие важные вопросы отец Макарий отвечает,
опираясь не только на житейский опыт и научные данные,
но и на непреложные христианские истины.
Предлагаем Вашему вниманию главу:
Псевдоблагочестие
Давайте вспомним, что говорит Церковь о
достоинстве человека. В июне 2008 года Архиерейский
собор единогласно принял "Основы учения Русской
Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах
человека".
Знать и хорошо понимать содержание
общецерковных документов такого уровня – прямая
обязанность каждого верующего. Приведем несколько
отрывков из первой части, озаглавленной "Достоинство
человека как религиозно-нравственная категория":
"Согласно библейскому откровению,
природа человека не только сотворена Богом, но и
наделена Им свойствами по Его образу и подобию. Только
на этом основании можно утверждать, что человеческая
природа обладает неотъемлемым достоинством. Святитель
Григорий Богослов, соотнося человеческое достоинство с
актом Божественного творения, писал: "Так щедро всех
людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным
раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство
нашей природы, и богатство благости Своей".
Воплощение Бога Слова
засвидетельствовало, что и после грехопадения
достоинство не было утрачено человеческой природой, ибо
в ней остался неистребимым образ Божий, а значит, и
возможность восстановления человеческой жизни в полноте
ее изначального совершенства... Подобающая достоинству
жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по
Божественной благодати достигается через преодоление
греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей. А
поэтому человек, носящий в себе образ Божий, не должен
превозноситься этим высоким достоинством, ибо это не его
личная заслуга, но дар Божий.
...Согласно православной традиции,
сохранение человеком богоданного достоинства и
возрастание в нем обусловлено жизнью в соответствии с
нравственными нормами, ибо эти нормы выражают
первозданную, а значит, истинную природу человека, не
омраченную грехом. Поэтому между достоинством человека и
нравственностью существует прямая связь. Более того,
признание достоинства личности означает утверждение ее
нравственной ответственности".
***
– Вот уже несколько лет меня посещает
мысль о том, что я могла бы посвятить некоторое время
монастырю и приложить там все усилия для своего
духовного исцеления. Но я не могу надолго покинуть мужа,
свою семью: они меня очень любят и будут страдать в мое
отсутствие... Им будет тяжело, и я не могу их оставить в
таком положении.
– Неплохая вроде бы мысль, но что
заставляет вас стремиться именно в монастырь для
духовного исцеления, если оно вам в самом деле
необходимо? Разве вас лечат монастырские стены,
монастырский устав или монастырская трапезная?
Надо ли вам напоминать, что вас исцеляет
Христос, Истинный Бог и что условия для исцеления мы
создаем своей любовью к Нему и к нашим ближним? У вас
есть семья – это прекрасно!
Если есть семья, есть люди, которые вас
любят и которым вы нужны, то не она ли создает идеальные
условия для любого духовного исцеления?! Для того
Господь и создал семью, чтобы в ней возрастала любовь,
чтобы люди получали все духовные плоды на ее основе...
Лично для вас существует особое святое
место, место вашего жизненного подвига – ваша семья, ваш
дом, ваша "малая Церковь". Оставить его в погоне за
неким призрачным исцелением было бы глубокой,
непоправимой ошибкой.
Исцеление должно быть не призрачным, а
реальным. Обязательно нужно найти такой храм и
священника, где вы станете серьезно и сознательно
исповедоваться. В наше время в большом городе это, к
счастью, совсем не сложно. Верно, что именно за этим
люди стремятся в монастыри.
Кратковременная поездка пошла бы на
пользу и вам – вместе с мужем, разумеется, – но в первую
очередь надо устроить свое исцеление по месту
жительства.
– У меня двое детей, часто болеют, муж
много работает. Никак не могу выбраться, чтобы поехать
по святым местам... Что делать?
– Благодарить Господа, что Он,
посредством трудностей и болезней ваших детей,
предохраняет вас от ненужных, бесполезных для вас и
вашей семьи дел, удерживает вас в своем доме, на своем
месте.
Неужели вам кажется, что мать и жена
должна бежать прочь из семьи "по святым местам", оставив
мужа и детей? Кому на пользу такой "подвиг"? Помните:
для вас нет другого святого места, такого как ваш дом,
ваша "малая Церковь".
– Зачем сегодня пускаться в сложные
рассуждения, чтобы понять, насколько опасны, губительны
внебрачные связи? Связь девственности с качеством
потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом
веке явление телегонии: решающее влияние на потомство
женщины имеет первый в ее жизни мужчина. Именно он, а не
будущий отец ребенка, закладывает генофонд потомства
каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого
она будет рожать своих детей. Конечно, открытие это
сразу засекретили. Но заговор молчания надо разрушить, и
тогда нравственный климат полностью изменится.
– Снова убеждаемся, что простота хуже
воровства. Куда хуже! Заговор молчания если и есть, то
довольно-таки сомнительный: про телегонию не первый год
бубнят на всех углах сотни тысяч тех же самых безбожных
листков, что запугивают публику пластиковыми карточками,
налоговыми номерами и штрихкодами.
Но подобное будем лечить подобным. Вы
нам про липовый заговор, а мы вам – про всамделешный и
очень опасный. Заговор этот направлен против вас, людей
достаточно любознательных и толковых, чтобы
интересоваться наукой и в целом понимать предмет
разговора, но не настолько осведомленных, чтобы сразу
вскрыть обман. Согласно кивнув, вы проглотите это
"научное обоснование", а потом кто-нибудь более
образованный злорадно посадит вас в лужу, осрамив перед
родными и знакомыми.
Вот тогда-то вы в гневе вышвырнете вон
телегонию, а заодно и все остальное, что у вас с нею по
какой-то причине ассоциировалось, например, Евангелие...
Именно так и действуют настоящие заговорщики, перед
которыми поставлена цель изменить наш нравственный
климат!
Теперь немного по содержанию вопроса.
Конечно, влияние половой активности самки на вероятность
мутаций (например, за счет проникновения чужеродной ДНК
в яйцеклетку в стадии созревания) вряд ли следует
отрицать.
Опыты на грызунах демонстрируют такую
возможность, но, очевидно, эксперименты такого рода на
людях исключены, а имеющиеся данные не дают никаких
оснований для опровержения классической генетики. В
любом случае приведенное выше утверждение о независимом
заложении генофонда потомства – не просто ошибка, а
бессвязный бред.
Тема эта обсуждалась на весьма
представительном православном научном форуме – на
Международных Рождественских чтениях 2005 года в Москве,
где подробнейшим образом были рассмотрены и опровергнуты
все "не слишком научные" доводы проповедников телегонии.
Каждый желающий может самостоятельно ознакомиться с
этими материалами, а мы приведем лишь краткую цитату из
заключительной части доклада Г. Муравник:
"...Проблема, как мне представляется,
лежит не только и не столько в научной плоскости. Во
всей этой истории с "феноменом телегонии" непонятно
одно: кому и зачем понадобилось вытаскивать эту покрытую
пылью столетий проблему, фальсифицировать ее и строить
на ней проповеди, направленные на воспитание
христианской нравственности? Хочется спросить: а если
после добрачного (или внебрачного) полового контакта не
будет наблюдаться никаких последствий для здоровья
будущих детей, то что же – тогда все "это" можно? Или
все-таки нельзя?"
Вот и выходит, что сегодня, как и
всегда, человеку необходимо пускаться в рассуждения о
жизни, добре и зле – пусть и не слишком сложные, но
очень серьезные и ко многому обязывающие.
– Я прочитал заметку о телегонии, и мне
стала противна моя жена: до меня она уже была замужем.
Воспоминание о телегонии мучает меня, как только
возникает мысль о супружеской близости. Как мне
справиться с этим?
– Вся затея с телегонией – это безбожный
вздор, настоящий заговор сатаны для разрушения семей и
подрыва нравственности. А если так, то чему удивляться?
Дьявол атакует всех нас, и мы сопротивляемся ему именем
Божиим! Справиться с этим наваждением надо именно на
таком основании – как с чуждым, бесовским помыслом,
направленным на разрушение вашей супружеской любви, как
с клином, который сатана вбивает между вами и вашей
любимой, единственной женой, матерью ваших детей,
настоящих и будущих.
Клин клином вышибают: спокойно и
смиренно повинитесь перед Господом и направьте все ваши
способности на укрепление и усиление брачных отношений,
сделайте жену самой радостной и счастливой женщиной на
свете. Именно этого, именно сейчас ждет от вас Христос!
– Здравствуйте, батюшка! Скажите,
пожалуйста, возможен ли брак между крестными, если мы
крестили взрослого человека? У нас раньше были серьезные
отношения, а потом мы расстались. Через некоторое время
наш общий друг решил креститься и пригласил нас быть ему
крестными родителями. Мы были не просто заочно вписаны,
а прошли обряд крещения. И вот теперь, спустя несколько
лет, зашла речь о том, чтобы вернуть отношения, но
боимся, что это грех.
– Вопрос о браке между восприемниками
(крестными родителями) одного и того же младенца
вызывает немало разногласий и споров. Прежде всего
заметим, что никаких церковных канонов на этот счет не
существует, в чем каждый может убедиться, просмотрев
Книгу правил. Однако есть определенные церковно-правовые
акты, касающиеся данного предмета.
Далее, дабы избежать возражений и
полемики, сошлемся на следующий авторитетный источник:
Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении.
Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По
благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49 –
51.
"В настоящее время приведенная 211-я
статья Номоканона [где указывается на недопустимость
брака между восприемниками] не имеет никакого
практического значения и должна почитаться отмененною...
Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику
или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то
нет оснований считать восприемников состоящими в
каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им
вступление в брак между собою".
Тем самым вопрос исчерпан. Что же
касается ваших "отношений" и что за ними стоит, то этот
предмет скорее принадлежит частной исповеди.
– После многих лет в браке я начал
думать, не принять ли мне монашеский постриг. Моя жена
несчастлива со мной – это твердо осознанный и принятый
мною факт. Причина? Их тысячи! Да, я несовершенен. Но
что поделаешь? Для чего-то Господь дал мне все мои
качества?! Нельзя же прибавить себе росту на локоть.
– Не надо прибавлять себе росту. Это
неразумно. Не для этого Господь дал вам жизнь, жену,
детей. Едва ли не самая гнусная и губительная ложь
безбожного мира заключается в этих словах: "Какой я
есть, таким я и останусь".
На самом деле наоборот: "Какой я есть,
таким я не буду больше никогда". Жизнь – не состояние, а
процесс.
Восхождение в гору или соскальзывание с
нее происходит в зависимости от направления моей воли.
Что во мне есть доброго и светлого, то я, благодаря
Господу, буду в себе укреплять и развивать. Что есть во
мне злого и темного, то я, с Божией помощью, буду в себе
искоренять и уничтожать. Это называется покаяние. Это
называется жизнь. Не надо прибавлять себе росту. Надо
прибавить добра и убавить в себе греха. Этим все главное
сказано. А выводы очень простые.
Начиная с сегодняшнего дня посмотрите на
себя другими глазами – глазами Христа. И исполняйте Его
волю здесь и сейчас, а не в фантастическом "постриге"
или еще какой-то выдумке. Рядом с вами – живые люди,
ваша жена и дети, которым вы можете принести добро. Вы
можете сделать их счастливыми – это опять же не
состояние, а процесс.
Каждый день, каждый час посвятите тому,
чтобы в чем-то, хотя бы в чем-то, сделать их счастливее,
радостнее, ближе ко Христу. Дети, в силу их возраста,
будут постепенно отходить от вас ("Оставит человек отца
и мать...."), а жена, наоборот, приближаться к вам, по
мере того как вы будете преодолевать ошибки, грехи и
заблуждения прошлого. Не останавливайтесь в этом
благодатном подвиге! Путей и способов – тысячи!
Употребите здравый смысл и жизненный опыт, молитву и
христианскую мудрость, чтобы выбрать наилучшие для вас.
Начинаем с себя самого. Начинаем сегодня же.
– Друзья меня попросили принести им
святой воды, чтобы омывать личико некрещеного ребенка
(ему 2 года, крестить собираются через год)? Можно ли
это делать?
– Формально говоря, можно. Но формализм,
как мы знаем, приносит больше вреда, чем пользы.
Помните, что младенец входит в Церковь как составная
часть своей семьи, по вере родителей. А что же родители,
что же их вера? Вот вы и спросите: "Если вы верите в
Бога, в Его Святую Церковь, то почему не крестите
ребенка?
А если не верите, то зачем вам святая
вода?" И прочтите им знаменитый стих (3 Цар. 18:21): "И
подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам
хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то
последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не
отвечал народ ему ни слова".
– У нас родился первенец. В храме мне
сказали, что старцы не благословляют прививать детей. Но
свекровь настаивает, она очень властная, я боюсь, что
она добьется своего...
– Кого и чего нам бояться? Свекрови?
Старцев? Или невежества? О "благословении старцев",
властолюбии и мнимом величии некоторых из них у нас уже
шла речь; теперь попробуем разобраться в существе дела.
Послушаем, что говорит опытный детский врач:
"...Напоминаю вам, что медицине чужд
формализм, и общим схемам в ней не место: каждый человек
уникален. Поэтому вопрос о прививках в каждом случае
надо решать индивидуально.
Шумная пропаганда прививок исходит от
лиц, не знакомых с конкретной эпидемиологической
обстановкой. Массовость прививок обеспечивает так
называемую иммунную прослойку в популяции, которая
сводит к минимуму случаи заболеваний и смерти непривитых
детей. Однако отдельные личности делают вполне
конкретные деньги на раздувании родительских страхов за
счет умелой рекламы, многолюдных собраний, книг и пр.
Но надо помнить, что в этом шуме есть
доля правды. Я видела адские мучения ребенка, не
получившего в свое время прививки, умирающего от
столбняка, и лицо стоявшего рядом отца. В начале 90-х
годов при мне умерло несколько непривитых детей,
приехавших отдыхать на море. Хватит ли у родителей
смирения, когда дело дойдет до трагедии – тоже вопрос
индивидуальный.
Заметьте, что сами врачи своих
собственных детей прививают, но, как правило,
значительно позже предусмотренного национального графика
прививок (в каждой стране он свой).
Дело в том, что дети сейчас рождаются с
большими проблемами нервной системы, желудочно-кишечного
тракта, иммунитета и т. д., и внедрять в ослабленный
детский организм сразу несколько живых вакцин
небезопасно. Поэтому если нет никаких особых показаний,
то лучше начинать делать вакцинациюпосле одного года.
Далее, вакцинировать в родильном доме
против гепатита В я считаю вообще не нужным, т. к.
прививки хватает на 5 лет, и вряд ли за это время
младенец начнет колоться, татуироваться, вступать в
беспорядочные половые связи и т.п.
Стоит подумать и о целесообразности
прививок против таких инфекций, как краснуха, которая
проходит очень легко и не дает осложнений. Коклюшный
компонент в адсорбированной
коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцине (АКДС) я бы тоже
исключила: есть возможность делать эту прививку без
него, т. к. он чреват очень большими осложнениями, а
коклюшем все равно болеют и привитые и непривитые. Ну, а
других схем я давать не стану, как было сказано, по
причине сугубо индивидуального развития каждого
ребенка".
Согласны ли вы с тем, что ваша
материнская забота станет источником чьей-то
сверхприбыли? Или с тем, что кто-нибудь "не благословит"
прививать ребенка, а затем с ледяным чувством
собственной непогрешимости укажет вам списать его смерть
на "Божью волю"? Если нет, покажите процитированный выше
фрагмент мужу, свекрови, своему детскому врачу и
совместно примите разумное решение.
– Наш батюшка не благословляет прививать
детей, и среди его духовных чад нет ни одного
смертельного случая с детьми от заразных болезней.
– Известна пословица о трех категориях
лжи: ложь, гнусная ложь и статистика. И чем лучше вы
разбираетесь в статистике, тем яснее для вас глубокий
смысл этой замечательной пословицы. Дело, конечно, не в
"лживости" статистики вообще.
Дело в том, что, пользуясь "ученой"
терминологией, проходимцы легко и безнаказанно дурачат
доверчивую публику. Каждый должен узнать и понять, каким
образом действует этот опаснейший обман.
Приведем лишь один типичный пример:
"Статистика доказывает, что огурец – смертельно опасный
плод. Среди лиц, евших огурцы в 1875 году, смертность
составляет 100%!" Комментарии, надо полагать, излишни.
Вернемся к "старцу NN" и допустим, что
среди детей, которым он "не благословил" делать
прививки, каждый десятый умер или получил непоправимый
ущерб здоровью (что составляет очень высокий показатель:
во многих странах такой результат повлек бы уголовное
преследование против "старца"). Но даже в этом
маловероятном случае в 90 % семей дети либо не болели
вообще, либо выздоровели – конечно же, по молитвам
"старца" – и родители с готовностью подтвердят
"статистические данные".
А родители несчастных 10 %
гарантированно исчезнут с горизонта и ни при каких
обстоятельствах не сознаются в собственной преступной
доверчивости... Легковерие, невежество, халатность –
тяжкие грехи, особенно когда идет речь о таком серьезном
деле, как здоровье.
– Доброго Вам дня! У меня дочь часто
приносит рисунки или игрушки: пони, кони разных цветов с
рогом на лбу. По Библии это единорог, а в Интернете я
нашла информацию, что образ единорога связан с магией,
злом. Я все что плохо (игрушки, рисунки), проверив,
выбрасываю. А тут не знаю, что делать, так как нигде
ясно не сказано, что единорог – образ дьявола. ПОТОМУ
ОБРАТИЛАСЬ К ВАМ. Помогите разобраться и поступить
правильно, так как я всегда объясняю дочке, почему
сделала так, а не иначе.
– В Интернете можно много чего найти...
И все, что находите, вы реализуете в своей "родительской
заботе" о дочери? Бедная ваша дочь. Судя по письму, она
еще маленькая: значит, шансы пока есть. Вам надо
НЕМЕДЛЕННО исправить свое отношение к дочери, к миру ее
игр и детских забот: ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧИТЬ надзирательский
произвол по отношению к ее игрушкам и рисункам, дать ей
СВОБОДУ в этой сфере, возможности для проявления
собственных желаний и предпочтений.
Это ни в коей мере не означает вашего
равнодушия, безразличия к тому, во что она играет, что
рисует и т.п., но полностью исключает НАСИЛИЕ и требует
МАКСИМУМА СДЕРЖАННОСТИ, рассудительности, спокойствия и
уступчивости, когда вы будете обсуждать с ней те или
иные элементы ее игр. Если вы этого не сделаете, если
будете продолжать практику административного контроля
детских игр, игрушек и рисунков (особенно руководствуясь
сведениями из Интернета или лжеправославных брошюрок!),
вашу дочь – и вас вместе с нею – ждут следующие
перспективы:
1) юношеский бунт по достижении
пубертатного периода;
2) полный разрыв общения с матерью в
постпубертатном возрасте;
3) неспособность к ответственному
поведению в обществе, в среде себе подобных;
4) неспособность к плодотворным
отношениям с противоположным полом, к созданию семьи;
5) нервно-психические расстройства,
связанные с глубокими дефектами личности.
– Прочитали в книге какого-то
священника, что мы не должны играть со своими детьми. Но
у нас остались сомнения...
– Сомнениям тут не место. Вы обязаны
играть со своими детьми. Да и с чужими тоже невредно.
Играйте с детьми. Начиная с младенческого возраста,
входите, внедряйтесь, врастайте в их игрушечный, узкий,
но стремительно расширяющийся мир: ведущее место в нем
должно принадлежать вам.
А затем, по мере взросления детей,
начинайте вводить их в свой мир, мир реальности – и
материальной, и духовной. Постепенно дети начнут
отличать реальность от игры. И когда настанет
подростковая пора, они войдут в стремнину "трудного
возраста" отлично подготовленными, в надежном единстве с
родителями, с Церковью, с Христом.
Игра, от младенчества до юности, – это
школа общения, школа жизни, школа любви. Что же касается
чьих-то мнений, проповедей, книг и т.п., будьте разумны
и внимательны: "какой-то священник" не заменяет собой
полноты церковного наследия. В столь серьезном деле, как
семейная жизнь и воспитание детей, не прини майте на
веру ничего без тщательной проверки и сопоставления с
авторитетными источниками.
– Моя тетя работает в книжной лавке при
храме, она как-то сказала мне о том, что я совершаю
грех, когда ношу сережки, кольца, бусы, то есть разные
украшения. Хотя, как мне кажется, я никогда не надевала
чего-либо вызывающего, просто хочется выглядеть нарядно,
как и любой девчонке. Вот и все. Тетя говорит, что
апостол Петр запрещает женщинам носить украшения.
Действительно ли это грех?
– Действительный грех, и тяжелый –
слушать всевозможных тетей из книжных лавок. Посмотрите
на портреты великих святых ХХ века – царицы-мученицы
Александры, преподобномученицы Елизаветы (до принятия ею
монашества, конечно), и убедитесь, что тетя не права.
Макарий Маркиш, иеромонах
Православие и мир - 27.06.2011.
|