Традиционные методы лечения болезней среди
старообрядческого населения Придунавья (магия и
колдовство у старообрядцев)
Примечание МС. С каким усердием
старообрядцы защищали свое обрядоверие! Готовы были
умереть за двоеперствие, "правильные молитвы",
"правильное" написание "Исус", вместо "Иисус" и т.п.
Между тем как показывают нижеприведенные этнографические
исследования быт старообрядцев был просто пропитан
магией, осуждаемой еще с ветхозаветных времен:
"...приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут
Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня"
(Мф.15:8).
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как
внутри они полны хищения и неправды" (Мф. 23:25).
Впрочем, это относиться и к нам. На
примере нашего раздела о псевдоправославии хорошо видно, что у людей,
осуждающих кого-либо внутри Церкви или вне, душа
оказывается наполнена еще большими мерзостями, чем то,
что они осуждают в "экуменистах", "обновленцах",
"сторонниках ИНН", "получивших печать антихриста" и т.п.
Читая методы "лечения" у старообрядцев,
которые автор назвала "традиционными", нельзя не
отметить, что XX век науки
и просвещения дал положительные плоды в деле преодоления
и забвения народного оккультно-магического мракобесия,
которое веками не могла преодолеть Церковь.
Худо, что это мракобесие прошлого
вытаскивают на свет этнографы, "народные" целители"
и муниципальные массовики-затейники...
***
Изучение методов традиционного лечения
является актуальной проблемой для этнологов и медиков,
поскольку в них сохраняются как мировоззренческие
представления, так и рациональные знания, которые
появились сотни лет тому назад и функционируют до сих
пор. В современном обществе, в связи с кризисом системы
здравоохранения и недоверия к врачам, большое количество
людей ходит к знахарям лечиться, и в связи с этим
всесторонний анализ методов, которые они используют,
является крайне необходимым. В статье мы поставили перед
собой задачу охарактеризовать основные методы лечения,
которые используются среди старообрядческого населения
региона.
Среди многочисленных методов лечения,
направленных на избавление от заболеваний, наиболее
распространенными являются магические действия
(кинетика), к которым мы относим систему движений,
действий, жестов. Они проводились над больным с разными
предметами и в определенных условиях (во внимание
брались время и место проведения обрядовых действий).
Эти методы лечения мы можем
классифицировать следующим образом.
Отсылка заболевания к ее первопричине
(колдуну, демонологическому персонажу), в место из
которого оно "пришло", на границу, в потусторонний мир.
В качестве наиболее распространенного
приема практиковалось отнесение предметов больного на
край села, сплавление их по реке, подкладывание их
покойнику в гроб.
Например, повсеместно считалось, что
причиной мертвой кости (нарост на руке или ноге) было
нарушение запрета переходить дорогу похоронной
процессии. А избавиться от данного заболевания можно
было лишь, коснувшись наростом покойника. И тогда, по
представлениям, болезнь уйдет вместе с его захоронением.
Частым приемом при лечении заболеваний
было их ритуальное уничтожение. Формы его достаточно
разнообразные: сожжение, смывание, захоронение и т.д.
Сжигание болезни (в том числе
окуривание, бросание в костер предметов).
Русские-старообрядцы использовали огонь
и дым преимущественно для лечения такого заболевания как
бешиха, рожа. Для подкуривания использовали тряпку
(которой закрывали трубу в бане), свяченые на Маковея
травы, навоз. Эти предметы поджигали и водили возле
больного места (сс. Мирное, Новая Некрасовка, Васильевка).
В ходе обряда читались заговоры. Например, один из
текстов, зафиксированный нами в ходе этнографической
экспедиции в с. Васильевка.
Пресвятая Богородица!
Великая помощница!
Стань в помощь Раба Божьего (имя).
Крещенная, молитвенная.
Из 9 беших 8 осталось
Из 8 беших 7 осталось
Из 7 беших 6 осталось
Из 6 беших 5 осталось
Из 5 беших 4 осталось
Из 4 беших 3 осталось
Из 3 беших 2 осталось
Из 2 беших 1 осталась
Поможи Господи!
При лечении сухот также использовался
огонь или его производные. Например, в с. Мирное мать
ребенка лепила вареники с золой и считала их в обратном
порядке. В с. Васильевка больного сухотами ребенка
лечила бабушка (лекарка). Над ребенком необходимо было
жечь спички и читать заговор. В с. Приморское лечение
проводилось несколько иным способом: матери необходимо
было бросить в воду пепел и куриный помет, а затем
выкупать в нем ребенка. Как мы видим, невзирая на
различные методы лечения данного заболевания, общим
остается необходимость использования огня или предметов,
связанных с ним.
При лечении ячменя применялся такой
метод, как ритуальное сожжение девяти зерен ячменя в
печи, который отождествлялся с болезнью.
Смывание (купание, обливание). Знахарки достаточно часто использовали
воду при лечении и профилактике различных заболеваний.
Однако для этого подходила не всякая вода, а только та,
что была взята до восхода солнца из трех колодцев, реки,
освященная на Рождество, Крещение, Пасху, Маковея, или "наговореная".
Больного, как правило, купали в этой воде, потом
выливали в место, где никто не ходить (возле забора, под
дерево) или на животное. Иногда больного сразу обмывали
такой водой в месте, где люди не ходили.
На юге Украины для лечения сглаза
русские, украинцы, болгары использовали одновременно
огонь и воду. Приведем общий для этих народов метод
лечения: в подготовленную воду баба бросала соль, затем,
читая заговор, бросала в нее горящие спички (чаще всего
9), крестила воду ножом. После этой водой умывали
больного, давали ее выпить. После лечения воду выливали
под ворота, в дверной проем.
Распространенным было использование при
лечении перепуга воды, яйца, свинца, воска среди всех
восточнославянских народов, в том числе на Юге Украины.
Яйцо, свинец, воск были предметами, которые использовали
с целью "забрать на себя" болезнь и "замереть". Эти
предметы должны были указывать на причину перепуга.
Метод передачи другому человеку,
животному, растению (подкидывание болезни в чужой дом,
на дорогу и т.д.) также использовался широко при лечении
болезней.
Чтобы избавиться, например, от
бородавок, нитки, на которых вязали узелки исходя из
количества бородавок, бросали на дорогу или на
перекресток. При лечении сухот у ребенка, около него
сажали собаку или кошку, на которых при чтении заговора
переходили сухоты. Одним из наиболее популярных методов
лечения лишая был следующий: пораженное место мазали
сметаной и давали слизать собаке (все исследованные
села).
Закапывание в народной традиции одна из
форм обрядового изгнания/уничтожения болезней. В с.
Мирном русские-старообрядцы лечили грыжу у ребенка
следующим образом: мать подносила мышь к грыже, чтобы
она укусила, а затем ее закапывали.
Воду, яйцо, другие предметы, при помощи
которых лечили и проводили различные обряды, также
закапывали.
Символические ассоциации закапывания с
погребением обусловили использование этого действия в
обрядах ритуального погребения болезни.
Например, в селах Мирное и Муравлевка,
среди русских-старообрядцев функционировал обряд,
который не был больше зафиксирован ни в одном из сел
региона: больного ребенка мать несла ночью на кладбище.
Там ее ждала баба, которая уже выкопала до этого времени
две могилки. Лекарка "загадывала" одну из них на
выздоровление, другую - на смерть. Мать должна была
положить ребенка в одну из них. В это же время знахарка
читала заговор. Этот обряд респонденты объясняли
возможностью спрогнозировать результат заболевания.
Но материалы, собранные в других
регионах Украины и России, позволяет предположить, что
таким образом заболевание "хоронили" на кладбище.
Разделение (имитация процесса
"перерубания"). На Юге таким методом пользовались в
основном при лечении ячменя. Об этом свидетельствует
заговор, зафиксированный нами у русских-старообрядцев с.
Васильевка:
Чемень! Чемень!
На тебе дулю!
Купи себе топорок
Руби себе поперек!
Запугивание (обливание, крики, шум,
использование плохой еды, предметов с плохим запахом).
Например, от желтухи больным давали есть
вшей. В с. Новая Некрасовка считали, что от лихорадки
действенным является следующий метод: неожиданно полить
больного холодной водой, чтобы он испугался. Лихорадка,
по представлениям, также должна испугаться и уйти. При
лечении детской грыжи (грызь), как свидетельствуют
респонденты с. Мирное, бабка должна была ее "грызть".
Часто для лечения использовали навоз,
мочу и т.д.
Наиболее распространенным методом
лечения у липован было избавление от заболевания
закрещиванием. Этот метод используется практически во
всех лечебных обрядах. В славянской магии крестить
означало оберегать от опасности, изгонять зло, болезни.
Крестили самого больного, больные места, воду, еду, и
все что использовали при лечении. Крещение проводилось
пальцами, ладонью, ножом, топором ножницами и т.д. К
тому же в лечении очень редко использовались заговорные
тексты, они заменялись христианскими молитвами.
Изучив традиционные методы лечения
русских-старообрядцев Придунавья, мы сделали следующие
выводы:
- традиционная культура
старообрядческого населения основывается на религиозном
мировоззрении, что нашло свое отражение и в лечении.
Использование такого элемента, как закрещивание,
использовалось во всех лечебных ритуалах, а молитвы
применялись повсеместно вместо заговоров. Такая
особенность является характерным элементом липованской
культуры региона.
- наряду с указанной особенностью,
используются такие варианты избавления от болезней,
которые не связаны с христианством. Об этом
свидетельствуют такие методы лечения: отсылка болезни к
первопричине, ритуальное рождение, уничтожение,
смывание, передавание другому человеку, закапывание,
ритуальное погребение и т.д. Все они используются при
лечении и среди других народов, проживающих в Придунавье.
- прослеживаются и определенные
региональные особенности в способах лечения. Например, в
регионе существуют общераспространенные ритуальные
комплексы: это лечение сглаза или перепуга, которые
используются и русскими-старообрядцами. Однако некоторые
из них являются уникальными, и функционируют до сих пор
лишь у старообрядцев. Это, например, ритуальное
захоронение детских заболеваний на кладбище.
- анализ лечебного обрядового комплекса
привел также к заключению об уменьшении акционального
компонента и увеличении случаев лечения только при
помощи заговоров, большинство из которых в большинстве
случаев были заменены христианскими молитвами.
Наталья Серебрянникова
Материалы ежегодной конференции
"Липоване. История и культура русских-старообрядцев",
выпуски I - V, 2006 год
|